Картина сельский праздник брейгель

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего - Крестьянский праздник. Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников Пасхи, Рождества и…

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего — «Крестьянский праздник».
Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон.
Жители могли поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и найти другие способы развлечься.

IMG_4469.jpg

Картина повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама, которая была написана на 100 лет ранее (фото из интернета). Питер Брейгель Младший переиначил ее на свой лад в чисто фламандскую композицию.
Яркая декоративность, умение акцентировать интригу превращает картины Питера Младшего в сцену, где идут сразу несколько спектаклей. Каждый фрагмент пространства как вихрь, затягивает, превращаясь в отдельную историю. В целом это самые разные сюжеты, которые дают представление о картине народной жизни. Только успевай разглядывать персонажей, вовлеченных в бурное празднование. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны — добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой — грубыми и невоспитанными, — своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия и иронии.

IMG_4595.jpg

На праздниках было принято сходить в церковь, послушать проповедника и связать себя брачными узами. Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого человека в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, для него сооружали помост , где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

IMG_4471.jpg

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе. Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Если знАть предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди крестьянского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

IMG_4594.jpg

На праздниках было принято сходить в баню и хорошенько выпить. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

IMG_4472.jpg

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам жителей были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

IMG_4591.jpg

Во время праздника можно было принять участие в спортивных состязаниях. У средневековых жителей были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы.
Состязания жителей напоминали учения. Они делились на две группы, им выдавали настоящее или деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста.

IMG_4473.jpg

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали другие развлечения.
Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.
Самой популярной игрой были игра в карты и кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

IMG_4589.jpg

Также была популярна игра с шарами, которыми нужно было сбить установленные уонцсы. Прародитель современного боулинга.

IMG_4596.jpg

Свою силу, ловкость и удаль можно было проявить в лазанье на столб за призом.

IMG_4592.jpg

Во время праздника можно было сходить на ярмарку. Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран.

IMG_4590.jpg

Эту картину можно рассматривать очень долго, каждый раз обнаруживая все новую и новую сценку.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Год: 1567

Содержание статьи:

Описание картины:

Крестьянский танец — Питер Брейгель Старший. Дерево, масло. 114 x 164 см

   Ярко, красочно, динамично изобразил мастер кисти Питер Брейгель Старший картину «Крестьянский танец». Художественная работа была написана маслом по дубовому дереву в стиле Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая сцена. Авторская работа художника является продолжением сюжетов серии о крестьянах. Он очень любил свой народ и посвящал этой теме свои лучшие гениальные творения.

   На картине изображён деревенский уличный праздник. Народное гуляние «кипит» во всю мощь! В центре художественной композиции гуляют и танцуют сельские жители. Художник талантливо создал акцент именно на этом сюжете. Мужчина играет на волынке. Рядом с ним сидит односельчанин и держа в руках кувшин с вином слушает весёлую музыку. Она льётся красиво и зажигательно, захватывая пришедших на праздник людей. Мужчина и женщина в платке спешат присоединиться к этому заводному гулянию. За столом сидят крестьяне. Они оживлённо беседуют, пьют пиво, спорят, размахивая руками. За ними стоит влюблённая пара. Молодые люди заняты сами собой, ничего не замечают вокруг и целуются. Веселятся и дети, и взрослые. Они танцуют дружно взявшись за руки. У всех прекрасное настроение! В разгуле веселья у дверей трактира поссорились супруги. Муж тянет жену за руки из него, вероятно он хочет увести её домой. Вокруг деревенской улицы – крестьянские избы, на заднем плане картины вдали видна церковь.

   Питер Брейгель в своём художественном произведении во всей красе показал голландский народ, умеющий радоваться жизни! Люди способны не только трудиться, но и со вкусом отдыхать! Картина наполнена творческим вдохновением, яркими красками оптимизма и доброй, жизнерадостной энергией. Фейерверк радости «брызжет» фонтаном счастья! Художник использовал в работе цветовые пятна, подчёркивающие энергичный и задорный ритм танцоров. Всё кружится в динамичном движении и увлекает в мир праздника! Создаётся впечатление, что слышны музыка, разговоры, смех людей, передающих ощущение восторга. С таким чудесным удовольствием крестьяне отдыхают на досуге! Художник словно наблюдает весёлое гуляние со стороны, стремясь запечатлеть каждое мгновение жизни.

   Картина несёт свет, радость, заряжает благоприятной энергией, вселяет уверенность, исцеляет от депрессии. Созерцая репродукцию, хочется быть участником праздника, погрузиться в атмосферу счастливых событий. Художественный шедевр будет великолепно смотреться в домашнем интерьере гостиной и детской, даря яркие, интересные, радужные впечатления!!!

Другие картины Питера Брейгеля Старшего

«Крестьянский танец» (нидерл. De boerendans, нем. Bauerntanz) — картина, написанная примерно в 1568 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). Картина принадлежит Музею истории искусств в Вене. Она написана маслом по дереву (дуб), размер — 114×164 см[2][3].

Описание

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих[4].

Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином[5][6].

Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара[7].

Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель[7]. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную[8].

Фрагменты картины «Крестьянский танец»

Сцена за столом и целующаяся пара

Дети тоже учатся танцевать

Волынщик и молодой крестьянин

Танцующие на заднем плане крестьяне и церковь

История

Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году, является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины «Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568)[9].

Примечания

  1. 1 2 http://bilddatenbank.khm.at/viewArtefact?id=331
  2. Bauerntanz, um 1568, Pieter Bruegel d. Ä. (нем.) (HTML). Kunsthistorisches Museum Wien. Проверено 11 июня 2014. Архивировано 25 октября 2015 года.
  3. Роз-Мари и Райнер Хаген. Питер Брейгель Старший — Крестьяне, дураки и демоны. — Кёльн / Москва: Taschen / Арт-Родник, 2002. — С. 79 и 95. — 95 с. — ISBN 3-8228-7150-8.
  4. Frank Büttner, Andrea Gottdang. Einführung in die Malerei: Gattungen, Techniken, Geschichte. — C.H. Beck, 2013. — С. 139. — 240 с. — ISBN 978-3-40664-780-2.
  5. Rick Steves. Rick Steves’ Tour: Kunsthistorisches Museum, Vienna. — Berkeley: Avalon Travel, 2012. — С. 10. — 13 с. — ISBN 978-1-61238-466-5.
  6. Живопись Северной Европы. — Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2002. — С. 80. — 224 с. — ISBN 978-5-90122-722-0.
  7. 1 2 Живопись эпохи Возрождения. — Москва: ОЛМА медиа групп, 2013. — С. 363. — 448 с. — ISBN 978-5-37305-230-6.
  8. Великие мастера европейской живописи / Е.В. Иванова. — Москва: ОЛМА медиа групп, 2006. — С. 177. — 727 с. — ISBN 978-5-37300-551-7.
  9. Robert L. Bonn. Painting Life: The Art of Pieter Bruegel, the Elder. — Кёльн / Москва: Robert Bonn, 2006. — С. 41—43. — 173 с. — ISBN 978-1-88409-212-1.

Цитата сообщения -KRASOTA-

Прочитать целиком

Крестьянский танец. Притча о слепыхБрейгель, Питер Старший.Страна лентяев
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина «Крестьянский танец», написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма.

Питер Брейгель Старший (1525/30-1569)
Крестьянский танец 1568—69

Музей истории искусств, Вена

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви » — будто говорит художник.«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается.
Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем
0дин из танцующих беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка — символ обжорства

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, — символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева)«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
Брейгель, Питер Старший
Притча о слепых 1568г

Музей Каподимонте, Неаполь, Италия

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.
Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
«Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?».
Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.
Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие
Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.
Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни
Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая , «была самым лучшим из созданных им произведений». Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: «Торжество правды»

Источник: https://affinity4you.ru/post115337261/

Танцуют все. Питер Брейгель Свадебный танец. | Волшебная сила искусства

Очень заинтересовали меня две картины Брейгеля,посвящённые средневековым танцам.

         Но прежде,чем мы подробно их рассмотрим,мы вернёмся в те времена и познакомимся со средневековыми танцевальными традициями.

       В средневековье танец, связанный с телесным началом и увековечивающий радость бытия, не приветствовался церковью, требующей от благочестивых христиан смирения и покаяния. Но все же невозможно было запретить человеку танцевать, и без танцев не обходился ни один праздник.          

         Особенно широко было представлено народное творчество на ярмарках (кермессах). Крестьяне и ремесленники не только демонстрировали на них свои изделия, но и соревновались в ловкости и силе, умении петь, плясать, играть на самодельных инструментах. Танцу отводилось одно из первых мест.

            Наиболее распространенные танцы — БРАНЛЬ( в переводе с фр. — «качание», «колебание»). Поначалу танцы были несложными — простые шаги, покачивания корпусом. Постепенно ритм становился быстрым и темпераментным, шаги стали чередоваться с подскоками и прыжками.

     Бранль имел множество разновидностей: «простой», «двойной», «весёлый». Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: «бранль прачек», «бранль булочников».

Уже сами названия говорят, что в этих танцах воспроизводились движения, характерные для той или иной профессии.

        Танцы раннего средневековья в основном хороводные. Исполнители образовывали закрытый круг, держась за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужские, женские или смешанные. У цепного танца был ведущий или ведущая.

                   Танцевальные движения еще примитивны и состояли из шагов, изредка скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку.

            Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих. Оно напоминало речитатив и было монотонным. Песня состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец. Его движения как бы воспроизводили песню.

           Позже появился парный танец.Исполнители, взявшись за руки, стоят парами, в затылок одна другой. Пары могли образовывать круг или стоять в ряд (линию). Усложняется и рисунок движений.

           К шагам, легким прыжкам присоединяются более резкие и высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движений рук.

              Положение стопы невыворотное. Танцы исполняются под пение самих танцующих или под рожок, в некоторых странах — под оркестр, состоящий из трубы, барабана, звонка, тарелок. Значительно развивается пантомимный и игровой элемент.

          Основным танцем в XII веке был КАРОЛЬ или КАРОЛЛА то есть открытый круг.

    Во время исполнения кароля танцующие пели, держась за руки. Мужчины двигались совместно с женщинами. Впереди танцующих шел запевала. Припев исполняли все участники. Ритм танца был то плавным и медленным, то убыстрялся и переходил в бег.

                     Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры—шпильманы, жонглеры, гистрионы, скурры. Соединяя в себе танцовщика, актера, музыканта, акробата, рассказчика, они во многом способствовали развитию народного искусства, совершенствованию исполнительского мастерства.

          У многих из них была хорошо развитая танцевальная техника. Она включала акробатику, сложные, почти виртуозные движения рук. Многое беря из танцев, созданных народом, жонглеры обогащали их

           Праздники и танцы крестьян и ремесленников резко отличались от танцев и праздников знати. Простой народ веселился на городских и сельских площадях, феодалы — в дворцовых залах, стены которых украшались коврами, гербами, мечами и военными трофеями.

                Крестьяне отдавались танцу с ничем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным.

              Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения. 

Один из средневековых танцев ЭСТАМПИ

Сантарелло

            Стоит отметить, что средневековые танцы отличались некой неуклюжестью, простотой схем и стандартным набором несложных шагов. Такая несуразность в танце объясняется наличием довольно тяжелых и объемных одеяний. В частности это касалось представительниц прекрасного пола.

        Но со временем женщины смогли себе позволить во время плясок немного укорачивать подолы своих нарядов, закладывая их за пояс. Это способствовало большей свободе движений.

            Но сегодня мы поговорим о крестьянских и свадебных танцах,которые прекрасно изобразил Брейгель в своих картинах.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший.Свадебный танец. 1566.Так же употребляется название «Свадебный танец на открытом воздухе»

Весёлая и жизнерадостная картина. На полотне изображено 125 танцоров.

  •               Бо́льшая часть пространства картины занята изображением танцующих, среди которых невеста в чёрном платье, в соответствии с традициями того времени.
  • «Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • Невеста

            Вдали между деревьями висит полотнище, к которому приделан брачный венец. Слева на заднем плане видны канавы, выкопанные, чтобы послужить в качестве столов и сидений для гостей.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

              Как и на других картинах Брейгеля, многие фигуры показаны в сатирическом стиле. Отмечается определённая тенденция к «вуайеризму» — в частности, при изображении целующихся и обнимающихся людей.

  1. «Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
  2.          Возбуждение некоторых крестьян, изображённых на переднем плане, подчёркнуто увеличенным размером гульфиков — деталей мужской одежды, покрывающих гениталии.
  3. ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
  4.       Картина долгое время считалась утерянной, пока в 1930 году её не обнаружил на одной из лондонских распродаж Вильгельм Валентинер, бывший в то время директором Детройтского института искусств. Он приобрёл её для музея за 36 тысяч долларов (около 500 тысяч долларов, если перевести в цены 2013 года

             В связи с банкротством Детройта аукционная компания Christie’s произвела оценку находящихся в городской собственности произведений искусства, результаты которой были объявлены в декабре 2013 года. В частности, «Свадебный танец» Брейгеля был оценен в 100—200 миллионов долларов.

  • Вторая картина,которую мы посмотрим-это КРЕСТЬЯНСКИЙ ТАНЕЦ
  • «Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • Питер Брейгель Старший.Крестьянский танец 1568г

          На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины «Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

        Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

                Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

                Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

 Питер Брейгель Старший любил изображать на своих полотнах простых людей.

            Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.Продолжим знакомство с его творчеством.

Источники.

http://tanec-wiki.com/index.php?option=com_content&view=article&id=152:butovue-tancu-srednih-vekov&​catid=50:literatyra-po-istoriko-butovomy-tancy&Itemid=77

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%

http://www.svadbagolik.ru/article/svadba-v-srednevekove/

http://sherwood.clanbb.ru/viewtopic.php?id=1153

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3558742

Питер Брейгель Крестьянский Танец

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Картина Питера Брейгеля старшего Крестьянский танец: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Но именно в этот период Питер Брейгель создавал свой потрясающий шедевр – «Крестьянский танец». Набор на рукояти корда с картины Питера Брейгеля Крестьянский танец выглядит аналогичным набору корда найденного у озера Даброво (Польша).

Крестьянский танец (картина Брейгеля)

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности.

Танец как лейтмотив картины является кульминацией сельского праздника. Дерево, масло. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Описание картины Питера Брейгеля «Крестьянский танец»

Нидерландская культура в 60-е гг.

Чтобы смысл сцен стал еще очевиднее, Брейгель изображает на переднем плане брошенную на землю ореховую скорлупу – образ, отсылающий зрителя к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».

Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира.

Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Он показывает лучшие и худшие черты. Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Крестьянский танец Питер Брейгель

Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Его картинах характерны острота контурного рисунка, яркая выразительность образов.

Подвыпившие, неуклюжие персонажи, населяющие живые сцены Брейгеля, прямая противоположность итальянскому идеалу утонченного совершенства.

Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности – качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце».

Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность.

Со временем Брейгель начал осознавать значимость простого народа, что не могло не отразиться на стилистике его картин: живописные массы становятся более крупными, цветовая палитра – более насыщенной, а каждый образ и силуэт полотна вырисовывается им с особой тщательностью.

По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ — «Крестьянский танец».

Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).

В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста».

Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало.

Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». В него вошли северные области страны во главе с Голландией.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший — Крестьянский танец

Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. 114 x 163 см. С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. 114 х 164 см Музей истории искусств, Вена, Австрия На картине изображён сельский праздник. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян.

Вернемся же к картине Крестьянский танец.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.

Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале.

Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте).

Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции.

В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший, Крестьянский танец

Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев). Возможно, он сочувствовал иконоборчеству.

Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. И каждая фигура кажется остановленной – в танце, споре или поцелуе.

К его шляпе прикреплена ложка – символ чревоугодия, а к платью его партнерши – ключ и кошелек, означающие корыстолюбие.

В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» — обе в Музее истории искусств, Вена). В отличие от полотен 1566 года в ней нет элементов иносказания. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. В 1567 – 1569 гг.

Вена. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом.

Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Картина Крестьянский танец Питера Брейгеля старшего

Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом.

«Крестьянский танец» – картина, задуманная как парная к работе «Крестьянская свадьба», хотя и походит на нее стилистически, передает совсем иную атмосферу. Картины, созданные художником в середине 60-х гг.

Однако у героев Брейгеля никаких добрых чувств это торжество не пробуждает. Иконоборческое движение к моменту создания Крестьянского танца было подавлено. Художественно-исторический музей. «Крестьянский праздник».

Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков.

В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении.

Брейгель Питер (Крестьянский танец)

XVI в. достигла высочайшего расцвета. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте.

Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь.

«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля – «Крестьянская свадьба» (Вена). В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко.

От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И.

Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Люди одеты в карнавальные костюмы.

Брейгель возвращается к этой теме. мастер создает произведения о жизни простого народа. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». Гневом охвачены готовые начать драку пьяные гуляки за столом.

Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе.

Брейгель точно улавливает характерные жесты, позы и мимику крестьян. Автор подчеркивает совсем иное – в сцене безудержного веселья царит греховное забытье. За ними – целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира – ссорящаяся супружеская пара.

Нидерланды (Фландрия). На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель (Старший), «Крестьянский танец», «Слепые»

В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» – обе в Музее истории искусств, Вена). Но значение произведения не ограничивается этим.

На тот же грех указывают и выставленные напоказ сабля и нож. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.

Ясно одно: Крестьянский танец – это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии.

Возрождение. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Крестьянский танец». Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Композиция наполнена безудержной энергией и радостью праздника. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Реальные жизненные наблюдения он воплощает в типические, узнаваемые образы.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. «Мы отсекаем какой-то шлак и в этом смысле формируем вкус» — интервью с Пашей Ждановым
  4. Открытие арт-центра на Крымском валу
  5. «Как разговаривать с девушками на вечеринках» — почти главный вопрос Вселенной
  6. Мо в «слоу мо»: звезда сборной Египта под микроскопом

Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Левее них – стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста.

Зеленовато-бурые и слегка рыжеватые оттенки помогают мастеру создать некую плоть из которой он умело строит образы. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь.

Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец» (Около 1568) Дерево, масло. Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение.

Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине.

  1. Отправить запрос на изготовление копии
  2. Указывать местоположение в твитах

Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. Южные Нидерланды ещё почти столетие оставались под властью Испании. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Церковь виднеется вдалеке, но, кажется, о ней никто и не вспоминает.

Сладострастие символизирует обнимающаяся парочка. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ – «Крестьянский танец».

«Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/piter-breygel-krestyanskiy-tanec/

Картина Крестьянский танец (картина Брейгеля)

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

  • Кто автор: Питер Брейгель Старший
  • Как называется картина: Крестьянский танец
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в около 1568
  • Оригинальное название картины на английском: нидерл.
    Дерево
    Музей истории искусств

Описание картины «Крестьянский танец (картина Брейгеля)»

«Крестьянский танец» (нидерл. De boerendans, нем. Bauerntanz) — картина, написанная приблизительно в 1568 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). Картина принадлежит Музею истории искусств в Вене. Она написана маслом по дереву (дуб), размер — 114×164 см.

Содержание

1 Описание
2 История
3 Примечания

Описание

На картине изображён сельский праздничек. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, неподалеку от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих фермеров. Пара, изображённая на фронтальном плане справа, спешит, чтоб присоединиться к основной массе танцующих.

Другая пара, показанная на фронтальном плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему юный крестьянин, сидячий рядом и держащий кувшин с вином.

Левее их — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Фермеры, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится стычкой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся брачная пара.

Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не исходя из убеждений морализма, как посторонний наблюдающий. В отличие от других картин Брейгеля, тут зритель лицезреет происходящее не сверху вниз, а с такого же уровня, что и изображённые фермеры, будто бы он подошёл к ним впритирку.

  1. Сцена за столом и целующаяся пара (кусок картины)
  2. Малыши тоже обучаются плясать (кусок картины)
  3. Волынщик и юный крестьянин (кусок картины)
  4. Танцующие на заднем плане фермеры и церковь (кусок картины)

История

Считают, что картина «Крестьянский танец», написанная приблизительно в 1568 году, является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины «Свадебный танец» (1566) и «Фермерская свадьба» (1567 либо 1568).

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Сцена за столом и целующаяся пара (фрагмент картины)

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Дети тоже учатся танцевать (фрагмент картины)

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Волынщик и молодой крестьянин (фрагмент картины)

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Танцующие на заднем плане крестьяне и церковь (фрагмент картины)

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-krestyanskij-tanets-kartina-brejgelya.html

Крестьянский танец

Искусство Нидерландов 16-го века Картина «Крестьянский танец». В 1567–1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» – обе в Музее истории искусств, Вена).

По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ – «Крестьянский танец». Ее сюжет не содержит иносказания, а общий характер отличается замкнутым в себе пафосом и жесткой рациональностью.

Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества или живописность отдельных групп, но сами крестьяне – их обличье, черты лица, повадки, характер жестикуляции и манера двигаться.

Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы. Каждая фигура размещается в железной, пронизывающей всю картину системе композиционных осей. И каждая фигура кажется остановленной – в танце, споре или поцелуе.

Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. Обретая почти сверхреальную убедительность, они наполняются грубой, даже безжалостной, но непреклонно внушительной монументальностью, а сцена в целом претворяется в некий сгусток характерных черт крестьянства, его стихийной, могучей силы.

В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Но, в отличие от позднейших работ такого рода, Брейгель сообщает своим образам исключительную мощность и социальный пафос. Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс – иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.

Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер).

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Связано с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля – «Крестьянская свадьба» (Вена). Здесь острота видения народного характера еще более повысилась, главные фигуры обрели еще большую, но уже несколько преувеличенную мощь, и в художественной ткани картины возродилось иносказательное начало.

Трое крестьян с ужасом или с недоумением смотрят на стену, предполагаемую спереди, за пределами картины. Возможно, это намек на библейский рассказ о пире Валтасара, когда на стене явились слова, предрекающие гибель тем, кто похитил из храма сокровища и пожелал выйти из своего ничтожного состояния.

«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Напомним, что восставшие крестьяне, боровшиеся с католичеством, громили католические церкви.

Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности – качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце».

Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине.

Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь; «Калеки», 1568, Лувр; «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей), и в том числе знаменитых «Слепых» (1568; Неаполь, музей Каподимонте). Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции.

Источник: http://smallbay.ru/article/bruegel03.html

Крестьянский танец

  • Питер Брейгель Старший — Крестьянский танец (нидерл. De boerendans),
  • Год создания: около 1568
  • Дерево, масло. 
  • Год создания: 114×164 см
  • Музей истории искусств, Вена

«Крестьянский танец» (нидерл.

De boerendans, нем. Bauerntanz) — картина, написанная примерно в 1568 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). Картина принадлежит Музею истории искусств в Вене.

Она написана маслом по дереву (дуб), размер — 114×164 см.

Описание картины Питера Брейгеля « Крестьянский танец»

 В 16 и 17 веках в Нидерландах было неспокойно. Были революции, крестьяне бунтовали. Но именно в этот период Питер Брейгель создавал свой потрясающий шедевр – «Крестьянский танец». Полотно увидело свет в 68 году шестнадцатого века.

На нем изображены крестьяне, которые веселятся на свадьбе или на ярмарке. Каждый персонаж картины является главным, даже те, которых мы видим на заднем плане картины. Как доказательство тому служат четкие фигуры каждого героя этого уникального произведения. Танцы, веселье, вино льется рекой.

А вот и влюбленная парочка, которая целуется, но все делается тайком, чтобы их не увидели веселящиеся крестьяне. Посмотрите, как точно художник изображает танцующих людей: в жестах, мимике, движении тел, во взглядах чувствуется страстность, умение отдаваться веселью после трудовых будней. От взрослых не отстают и детишки: они весело танцуют, держа друг друга за руки.

Самое удивительное в этом полотне – все сюжеты разные: вот танцующие пары, вот группа людей сидит за празднично убранным столом, ведет оживленную беседу. А немного поодаль группа людей готова начинать танцы.

Сила крестьян, их умение отдаваться веселью, автор передал в грубоватости, сутулости тружеников. А вот в танце они расправляют натруженные плечи и становятся обычными людьми.

Показав крестьян крупным планом, Брейгель старается доказать всему миру, что этих тружеников ни в коем случае нельзя считать мелкими людишками.

Ведь и трудиться, и отдыхать этим сильным и красивым людям всегда удается на славу. Они во всех делах могут показать самих себя.

Эта уникальная картина Брейгеля «Крестьянский танец» является продолжением цикла о ценностях крестьянской жизни. Она как бы продолжение сюжетной линии, так же, как и другое его замечательное произведение – «Крестьянская свадьба». 

Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец» (Около 1568) Дерево, масло. 114 х 164 см Музей истории искусств, Вена, Австрия 

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих. 

Другая пара, показанная на переднем плане — это волынщик, надувший щёки и играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и держащий кувшин с вином. 

Левее них — стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне, сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками — не исключено, что этот спор окончится дракой. За ними — целующаяся парочка, а правее, у дверей трактира — ссорящаяся супружеская пара. 

Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма, а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне, как будто он подошёл к ним вплотную.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krestyanskiy_tanets1/

Старший Питер Брейгель, «Крестьянский танец», «Слепые»

О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника, известно очень мало. Вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене, где и сформировался его художественный метод.

Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию.

Огромное впечатление на молодого живописца произвели альпийские горы, именно поэтому он впоследствии тяготел к изображению объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.

Италия того времени – это эпоха ренессансного гуманизма, радикальных идей и зарождения совершенно новых видов искусства, в т. ч. и свежих направлений в живописи. Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи.

Его полотна наполняются мыслями и ощущениями молодого художника, стремящегося запечатлеть противоречивый дух современной ему эпохи. В своем творчестве Брейгель – и начинающий художник, и зрелый мастер – пытается осмыслить жизнь общества и роль в ней простых людей, а также судьбу Нидерландов.

Его полотна отмечены высоким художественным мастерством и удивительно точно передают ритм стихии жизни того времени.

Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки.

Голландский живописец часто использовал иносказания, народные притчи и пословицы, яркие образы которых помогали ему улавливать самую суть народного характера.

Гротеск, необычайно живая фантазия и вместе с тем холодная саркастичность – все эти особенности манеры письма подчеркивали высокомерное отношение молодого живописца к крестьянству.

Со временем Брейгель начал осознавать значимость простого народа, что не могло не отразиться на стилистике его картин: живописные массы становятся более крупными, цветовая палитра – более насыщенной, а каждый образ и силуэт полотна вырисовывается им с особой тщательностью.

Картины, созданные художником в середине 60-х гг. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.

Не случайно у зрителя возникает впечатление, что картина – это своеобразный срез, выполненный под увеличительным стеклом, настолько крупно, тщательно и правдоподобно художником выписана каждая черта на лицах персонажей. Все крестьяне – хитрые и простодушные, решительные и скромные – являются неотъемлемой частью существующего мира.

В этой намеренной простоте чувствуется невероятная мощь народных масс, что и пытается показать Брейгель. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». В них живописец показывает бескрайние просторы родной земли в неразрывной связи с населяющими их людьми.

Войны, издевательства испанской знати, имевшей в те времена неограниченную власть над нидерландским народом, изнуряющий голод и разрушения – все это нашло свое отражение в полотнах «Триумф смерти» и «Избиение младенцев».

Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства живописец достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.

По диагонали полотна, словно выходя из пейзажа на заднем плане к зрителям, передвигается колонна слепых бродяг с безобразными лицами и пустыми глазницами.

Постепенно от начала колонны к её концу с лицами идущих происходит явная метаморфоза – их бессмысленно-животное выражение сменяется алчным и злобным, но теперь уже четко осмысленным и оттого еще более безобразным.

Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого.

Не случайно последний бродяга изображен падающим в канаву – обращенный к зрителям уродливый оскал рта, застывший в немом крике, пустой и злобный взгляд в никуда – вот то, что, с точки зрения художника, отражает истинную сущность человеческой природы…

Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе.

Позднее художник пытался вновь найти душевную гармонию, утраченную им, однако картина «Пляска под виселицей» – последняя работа Брейгеля – только резче обозначила его потерянную веру в человека.

Источник: http://jivopis.org/brejgel-starshij-piter—krestyanskij-tanec-slepye

Крестьянская тема у Брейгеля

Картины Брейгеля, связанные с крестьянской жизнью.

Брейгель никогда не замыкался в рамках одной темы, одной смысловой трактовки, стремясь всегда отображать события, действия, сцены или настроения с разных сторон.

Во многом это объясняет таинственность созданных им образов, с их никогда до конца не уловимым символизмом. Художник часто сталкивал различные типажи, и их взаимодействие словно высекало искры новых трактовок.

 Все это достигалась в пределах одной композиции или серии работ, созданных в схожем временном интервале.

По завершению работ над циклом картин «Двенадцать месяцев», где крестьянин занимает явно подчиненное место по отношению к природе, художник создает ряд произведений, резко меняя направление своей точки зрения, с которой он смотрит на персонажей. Эти работы отличаются особенно значимой пластической трехмерностью, а точное распределение цветовых пятен создает единый ритм, акцентирующий и направляющий взгляд зрителей в глубину пространства.

Свадебный танец

Резцовая гравюра (около 1566)

Рисунок Брейгеля был переведен в гравюру Питером ван дер Хейденом. Заднем план работы изображает родителей и друзей, которые в качестве свадебных подарков преподносят практичные и необходимые в хозяйстве вещи: колыбель, деревянный ящик для соли, миски, половник, противень, щипцы, маслобойку, стул и даже мотовило.

Свадебный танец на открытом воздухе

Известно, что Брейгель создавал несколько вариантов и набросков на тему «Свадебного танца», однако эта работа 1566 года считается лучшей в техническом и символическом плане. Гостей с подарками на картине не видно.

Вероятно, что невеста — это девушка, чьи волосы распущены. Она кружится в общем танце. Его избранника однозначно трудно установить.

 Трактуемый, в средние века, в качестве греховного начала людей танец, на данной работе воспринимается как простой ритуал.

Крестьянский танец (Ярмарка)

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Тема танца — как морализирующего изображения человеческой глупости и греховности — приобретает в этом труде более положительное значение. Однако, некоторое укорительное значение может иметь церковь, расположенная позади толпы. Каждый персонаж представляет собой яркий национальный тип.

Автор смотрит на крестьян не без юмора, но вполне благожелательно, понимая и принимая их привычки. Для жителей нидерландских городов того времени подобные картинки сельской простоты и свободы нравов были, видимо, такой же идиллией, как и жизнь поселян в восприятии парижан XIX века.

Крестьянская свадьба

Около 1567. Музей истории искусства, Вена.

Композиция основывается на евангельском сюжете Свадьбы в Кане. Действия разворачиваются в сарае для сушки сена по завершению сбора урожая, о чем свидетельствуют снопы. Долгое время исследователи идентифицировали фигуру жениха.

Ответ был получен благодаря применению обычая соседней страны. Во Франции жених обслуживает гостей, вместо того, чтобы принимать участие в праздновании.

Таким образом, считается, что главный герой — молодой юноша на переднем плане, держащий большой поднос.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bruegel/krestyanskaya-tema-u-brejgelya.html

В фондах Дальневосточного художественного музея хранится несколько живописных произведений, происходящих из знаменитых собраний графов Кушелевых-Безбородко. фламандские художники

Николай Александрович Кушелев-Безбородко, получив в наследство свою часть коллекции, которую начал собирать его предок, один из крупнейших коллекционеров России XVIII века, А. А. Безбородко, в свою очередь завещал коллекцию Императорской академии художеств. Так в Академии появилась «Кушелевская галерея», которая после революции оказалась в Государственном Эрмитаже. Несколько полотен из галереи в 1931 году были отправлены в Хабаровск.

Среди этих произведений – выполненная на доске картина «Сельский праздник» неизвестного фламандского художника начала XVII века. Созданная в традициях национальной школы, она представляет излюбленный сюжет фламандских жанристов – кермессу (крестьянский праздник) с музыкой, веселыми танцами, забавными бытовыми сценками.

Собственно празднованию отводится вся нижняя половина картины, большая часть которой решена в темно-коричневой гамме и погружена в тень. Веселье, на которое зритель смотрит словно бы сверху вниз, происходит на улице, празднующие окружены со всех сторон домами, постройками, высокими деревьями. В этом едином закрытом пространстве праздничное действо разделяется на несколько мизансцен, некоторые из них – несомненно морализаторского характера, в них автор высмеивает неумеренность во всех ее проявлениях, будь то пьянство, обжорство или разврат. фламандские художники

С темой пьянства связаны несколько сценок: повар в фартуке, разливающий вино из большого кувшина в кувшины поменьше, и крестьяне, окружающие стол в правой части композиции. Художник словно противопоставляет два типа поведения: благочестивых он рассаживает за стол в левой части. Они сидят перед полными еще тарелками, ведут беседы, «восседают, как олимпийские божества, смеясь и ссорясь» (Х. Г. Гото). В правой части картины – пир уже в разгаре, крестьяне пьют, спят, блюют, мочатся – и все это они делают, не отходя от стола. Эти персонажи изображены рядом с сеновалом, что, вероятно, является отсылкой к фламандской пословице: «Кто ведет себя, как свинья, тому место в свинарнике».

Теме обжорства также посвящено несколько эпизодов: кто-то готовит еду в огромном чане на костре, размешивая ее длинной палкой, пара несет переполненную огромную кастрюлю, каждый стол уставлен многочисленными яствами.

В левой части, отдельно от остальных, в дверях дома, изображена целующаяся парочка – типичный способ художника намекнуть на греховную распущенность предающихся любовным утехам.

В центре композиции стоит на бочке поддерживаемый крестьянкой музыкант, непременный участник сельских празднеств. Он играет на волынке, смешно надув щёки. Под музыку пляшут несколько пар, другие собираются к ним присоединиться. В ворота входят остальные гости. фламандские художники

Эти незамысловатые формы веселья были способом забыть о трудных, порой очень тяжелых, буднях, неслучайно мотив сельских праздников стал очень распространен во фламандской живописи XVII века.

В общей темной гамме первого плана яркими красными и белыми пятнами одежд и падающим светом выделяются несколько групп, написанных у нижней кромки работы. Фигуры пляшущих крестьян, стоящего спиной к зрителю собеседника седовласого повара, пьющего из кувшина пузатого мужика и присевшей рядом со столом крестьянки являются точками, от которых художник развивает движение в глубь картины.

Отделенной от праздника взрослых воспринимается сценка с бегущими по деревенской улочке мальчиком и собакой, изображенная справа на втором плане – самом светлом, освещенном теплым солнечным светом, заполненном желтыми домиками и особенно тщательно прописанными кронами деревьев в центре композиции. Пейзаж, традиционно исполненный на третьем плане, исполнен, напротив, очень обобщенно. фламандские художники

В левом нижнем углу работы можно увидеть фальсифицированную подпись Питера Брейгеля. Так как подпись лежит на лаковом слое, очевидно, что поставил ее не сам автор, а вероятнее всего – некий продавец, который стремился продать работу как можно дороже, выдав ее за творение великого мастера. Таким образом «Сельский праздник» неизвестного фламандского автора, работавшего в начале XVII века, стал еще одним свидетельством невероятной популярности Питера Брейгеля Мужицкого и одной из его любимых тем – сюжетов из крестьянской жизни.

Фролова Е. А.,
заведующая сектором
зарубежного искусства ДВХМ


  • «Три гравюры из собрания Дальневосточного художественного музея по шедеврам П. П. Рубенса», читайте материал по ссылке.

Питер Брейгель

Крестьянская тема в работах Брейгеля

Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Алешина

Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.

👨‍🌾 В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».

▪️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.

🥔 Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).

🍻 В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.

▪️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.

Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557



Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».

🌾 На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.

🍂 Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.

👨‍🌾 Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.

И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.

Питер Брейгель


1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567

Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу.

🎶 В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.

👰 Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.

💃 Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.

🎵 Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.

Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564

В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.

👩‍🌾 На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.

🙏 Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.

👁 Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картина праздники детства
  • Картина праздник урожая третьяковская галерея
  • Картина праздник победы иогансон
  • Картина праздник на крылечке описание картины
  • Картина праздник дураков