Картина третьяковка праздник

Октябрьский праздник в Риме

Октябрьский праздник в Риме


101.9 х
83.7
холст,
масло
Лаврушинский переулок д.10, Зал 9

Картина была заказана В.В.Апраксиным, посетившим в январе 1847 мастерскую П.Н.Орлова и заплатившим ему в виде задатка 1000 рублей ассигнациями. В 1849, мотивируя невозможность своего возвращения на родину, Орлов писал, что должен продолжать работу «над новой картиной Октябрь месяц в Риме… картину мою невозможно писать иначе как в Риме, потому что она взята из быта его жителей и по причине множества местных деталей, входящих в нее, которых невозможно иметь у нас». В 1851 картина была окончена и выставлена художником в Риме сначала в мастерской, а затем на Народной площади. Она имела успех и получила положительные отзывы в итальянской прессе. С картины были сделаны дагерротипы. Картина была показана Николаю I и президенту ИАХ великой княгине Марии Николаевне, однако решения о ее покупке в царские собрания не последовало. В 1853 приобретена Ф.И.Прянишниковым. Картина повторялась и копировалась

  • Музей
  • Картины
    • Картинная галерея
    • Художники
    • Музеи мира
    • Русские художники
  • Чтение
    • Биографии
    • Книги
    • Энциклопедия
    • Фильмы о художниках
    • Учимся рисовать
  • Артклуб
  • Экспозиция
    • Живопись
    • Графика
    • Цифровое искусство
    • Хендмейд
    • Абстракция
    • Иконы
    • Фотография
    • Скульптура
    • Детские рисунки
    • Дизайн одежды
    • Стрит-арт
    • Бодиарт
    • Дизайн интерьера
    • Вышивка
  • Магазин
    • Готовые работы
    • Заказать картину
    • Каталог авторов
  • Сообщество
    • Лента
    • Gallerix Топ-100
    • Все «Картины дня»
    • Вакансии
    • Бесплатный фотобанк
    • Новые альбомы
    • Все авторы Артклуба
  • Интерактив
  • Афиша выставок
  • Конкурсы
  • Пазлы
  • Форум
  • Начало
  • Галерея
  • Артклуб
  • Магазин
  • Новости
  • Форум
  1. Картинная галерея
  2. Художники
  3. Орлов, Пимен Никитич

Октябрьский праздник в Риме Пимен Никитич Орлов (1812-1865)

  •  1 / 10
  •  1
  •   Описание

КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

Ахмедова инесса (Гость)
Ахмедова инесса (Гость)

сколько будет стоить картина октябрьский праздник в 1851 г в одесской области

октябрьский праздник в риме картина

Октябрьский праздник в Риме (картина) — Пимен Никитич Орлов

Кому понравилось

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

 
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9
 
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9
 
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9
 
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9
 
0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

открытых

шедевра

Здесь собраны все работы, уже открытые меценатами. Изучайте шедевры, узнавайте больше о русском искусстве, открывайте новые работы и выбирайте понравившиеся произведения для патроната!

Шишкин рожь

Третьяковская галерея — самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.

Шишкин рожь

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерной фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разглядите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно, от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879.

Куинджи после дождя

Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Главный герой всех картин Куинджи — это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.

Васнецов три царевны

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном — самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение — приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.

О другом шедевре художника читайте в статье “Снегурочка Васнецова. Главные секреты картины”.

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884.

Репин стрекоза

Илья Репин. Стрекоза. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

О мастере читайте также в статье «Бурлаки на Волге» Репина: почему картина стала культовой»

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.

Серов девушка освещённая солнцем

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.

Левитан над вечным покоем

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.

«Над вечным покоем» — один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.

А вообще эта картина — катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

О шедевре читайте также в статье «Над вечным покоем. Философия Левитана».

Ссылка на бесплатный курс

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900.

Врубель сирень

Михаил Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И. Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета: от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки — души сирени. Мы видим только большие темные глаза, густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Это подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он не нашёл дороги назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

О другой картине мастера читайте в статье «Демон» Врубеля. Почему это шедевр».

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила в статью самые раскрученные шедевры вроде «Утра в сосновом лесу». А ещё не рассказала о Верещагине и Саврасове.

Руководствовалась собственным вкусом, выбирая те работы, которые мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

13 шедевров Третьяковской галереи

Интересные факты о картинах и их знаменитых авторах

В 1856 году московский предприниматель Павел Третьяков приобрёл две картины: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно они положили начало коллекции музея.

СодержаниеКартины в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулкеАндрей Рублёв, «Троица» (1422-1427)Александр Иванов, «Явление Христа народу» (1837-1857)Павел Федотов, «Завтрак аристократа» (1849-1850)Алексей Саврасов, «Грачи прилетели» (1871)Василий Верещагин, «Апофеоз войны» (1871)Иван Крамской, «Неизвестная» (1883)Василий Суриков, «Боярыня Морозова» (1884-1887)Валентин Серов, «Девочка с персиками» (1887)Виктор Васнецов, «Богатыри» (1881-1898)Михаил Врубель, «Пан» (1899)Картины в Новой Третьяковке на Крымском ВалуНиколай Пиросманашвили, «Рыбак среди скал» (1906)Марк Шагал, «Над городом» (1914-1918)Казимир Малевич, «На сенокосе» (1928-1929)Заключение

Сегодняшняя экспозиция Государственной Третьяковской галереи — более 180 000 образцов отечественного искусства, созданных на протяжении девяти столетий. Рассказываем о 13 шедеврах одного из самых популярных музеев нашей страны — от древнерусской живописи до авангарда.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Павел Михайлович Третьяков: фотография, 1892 год, и портрет кисти Ивана Крамского, 1876 год

В 1985-м музей обзавёлся двумя площадками для постоянной экспозиции: в залах Лаврушинского переулка представлена коллекция искусства с древнейших времен и до 1910-х, а на Крымском Валу — ХХ век.

Зал № 60

На одной из самых известных русских икон изображены три ангела-вестника, сидящие за столом. На нём — чаша с головой тельца. На заднем плане — палаты Авраама, Мамврийский дуб и гора. Ангелы написаны так, что линии их фигур образуют круг — символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

На протяжении столетий это творение Рублёва украшало иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и только в 1929-м поступило в собрание Третьяковской галереи.

Икона Рублёва была уникальна для своего времени. Произведение считалось символом гармонии и мира. Именно этого так не хватало людям в неспокойном XV веке, когда на территории Московского княжества шла междоусобная война. Особое умиротворение ощущается и в самом зале древнерусской живописи — тихом и располагающем к самосозерцанию.

«Троица», 1422-1427 года • Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, в котором изначально была икона

Зал № 10

Монументальная картина Иванова — самое большое полотно в залах Третьяковки (его размер — 750 на 540 сантиметров). Она создавалась на протяжении 20 лет в Италии, где художник жил и работал.

Иоанн Креститель, проводящий обряд крещения иудеев в водах Иордана, указывает людям на приближающегося Христа. Рядом с Крестителем — апостолы: Иоанн Богослов, Пётр, Андрей и Нафанаил. Странник с посохом — автопортрет художника, а брюнет в хламиде кирпичного цвета в правой части полотна, по мнению некоторых искусствоведов, писался с Гоголя.

Работая над этим шедевром, Иванов сделал более 600 эскизов, некоторые из которых можно найти в том же зале. В собрание Третьяковки «Явление Христа народу» попало лишь в 1925-м. В Санкт-Петербурге картина выставлялась в Академии художеств, а потом переехала в здание Румянцевского музея в Москве.

Александр Иванов, картина «Явление Христа народу» и эскизы к ней

Зал № 15

Легенда гласит, что Федотов создал это произведение живописи, прочитав юмористический рассказ о бытовых проблемах обедневшего аристократа.

Герой полотна — молодой человек, возможно, и знатного происхождения, вот только его материальное положение оставляет желать лучшего. И хотя у него есть домашний халат, сшитый «по моде», элегантная мебель и белый пудель — одна из самых востребованных пород середины ХIX века, скудный завтрак этого любителя пофрантить состоит из куска хлеба, а не устриц, о которых он так мечтает (на стуле лежит газета с рекламой деликатесных моллюсков).

Творческая судьба художника оказалась и короткой, и трагичной: в начале 1852-го у него диагностировали душевное расстройство, и в ноябре того же года 37-летний Федотов скончался в палате психиатрической больницы Санкт-Петербурга.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Павел Федотов: «Завтрак аристократа», 1849-1850 год, автопортрет, 1848 год

Зал № 18

Этот сельский пейзаж — самая известная работа художника-передвижника и, наверное, самая весенняя картина в собрании Третьяковки.

Мартовская слякоть, берёзки с изогнутыми стволами и грачиными гнёздами на макушках: суетливые птицы готовятся стать родителями, а на заднем плане — деревянные домики и возвышающаяся над ними церковь с колокольней.

Хотя настроение пейзажа вполне радостное, незадолго до её создания Саврасов пережил трагедию: в феврале 1871 года у живописца умерла новорождённая дочь.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели», 1871 год • Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова. Художник Иосиф Петрович Волков, 1884 год. Государственная Третьяковская галерея

Зал № 27

Одно из самых мрачных произведений в коллекции музея, созданное Верещагиным в Мюнхене. Гора человеческих черепов посреди выжженной степи. Над ней вьётся стая ворон, на заднем плане — руины древнего восточного города.

Существуют две версии появления «Апофеоза войны». По одной из них, живописцу рассказали, что солдаты завоевателя Тамерлана оставляли после себя пирамиды из голов противников. По другой, Верещагин услышал историю о том, как Валихан-тюре — эмир Кашгара — в 1857 году обезглавил исследователя Центральной Азии из Баварии Адольфа Шлагинтвейта. Работа входит в «Туркестанскую серию» художника.

Зал № 20

Молодая женщина в бархатном пальто, отделанном мехом, сидит в открытом экипаже на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. На голове незнакомки — элегантная шляпка под названием «Франциск», а в глазах — как высокомерие, так и грусть.

Кого именно изобразил Крамской на своей знаменитой картине и сколько ей лет, остаётся загадкой. По одной из версий — это «сотрудница» борделя, разъезжающая по Невскому проспекту в поисках мужчин, одиноких и состоятельных. По другой — это бывшая крестьянка Курской губернии Матрёна Бестужева, ставшая женой дворянина. Наконец, некоторые искусствоведы считают, что «Неизвестная» — портрет княжны Долгоруковой, второй супруги Александра II.

Зал № 28

Историческое полотно, посвящённое известной деятельнице русского старообрядчества Феодосии Морозовой, было впервые представлено на выставке передвижников 1887 года. Его сразу же купила Третьяковская галерея.

На картине — снежный ноябрьский день 1671-го. Морозову, облачённую во всё чёрное и закованную в кандалы, привезли в Чудов монастырь на допрос. Перед иконой Богородицы боярыня подняла руку — толпа видит её двуперстно сложенные пальцы.

Прототипом Морозовой считается тётя художника — Авдотья Васильевна Торгошина, а по другой версии — старообрядка, которую Суриков увидел возле Рогожского кладбища в Москве. Картина, как и «Явление Христа народу», считается одной из самых крупных в истории российской живописи.

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» и эскизы к ней

Зал № 41

Невероятно, но факт: одно из самых известных своих произведений Серов создал в самом начале творческого пути, когда художнику исполнилось всего 22 года. Погожий осенний день, зал в доме известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, в центре которого за столом сидит девочка в розовой блузе — 11-летняя Вера, дочь хозяина. Перед ней — персики, уже пожелтевшие кленовые листья, десертный нож.

Полотно, ставшее экспонатом галереи в 1929-м, на конкурсе Московского общества любителей художеств принесло его создателю первую премию. Кстати, «Девочка с персиками» — не единственный портрет Веры Мамонтовой кисти Серова. В 1896 году она стала героиней ещё одной его картины — «Девушка с кленовой веткой».

Увековеченная кистью художника, сама Вера Мамонтова, к сожалению, прожила короткую жизнь. В 1903-м она вышла замуж за уездного предводителя дворянства Александра Самарина и родила от него троих детей. В декабре 1907 года «девочки с персиками» не стало: 32-летняя женщина умерла от пневмонии.

Валентин Серов: «Девочка с персиками», 1887 год, автопортрет, 1880 год • Вера Мамонтова на балконе мастерской, 1885-1889 года. Фото: фотоархив музея-заповедника «Абрамцево»

Зал № 26

Над «Богатырями» один из самых ярких мастеров фольклорной живописи работал в общей сложности 17 лет. Герои русских былин вышли в чисто поле. На белом коне — Добрыня Никитич с мечом-кладенцом. На вороном коне — смотрящий вдаль Илья Муромец. На гнедом коне — Алёша Попович, лук и стрела — наготове.

Одним из прототипов Ильи Муромца мог стать Иван Петров — крестьянин Владимирской губернии: в собрании галереи даже есть его портрет, созданный Васнецовым в 1883-м. Существует предположение, что Добрыня Никитич — это автопортрет художника. Ну а на создание образа Алёши Поповича живописца мог вдохновить Андрей Мамонтов — старший брат «девочки с персиками» (увы, молодой человек умер в 1891-м в 22-летнем возрасте, так и не увидев «Богатырей»).

Зал № 32

У древних греков Пан — бог дикой природы и плодородия, покровитель пастухов и скотоводов, а также компаньон нимф. Гомер посвятил ему гимн: когда он появился на свет, мать новорождённого пришла в ужас от его внешности. Рога, борода, козлиные ножки, хвост — страшное зрелище. Зато отец Пана, предприимчивый Гермес, не растерялся: он отнёс сына на Олимп. Увидев ребёнка, боги начали смеяться.

При взгляде на персонаж картины Врубеля не становится весело: лысоватый старичок — хоть и в хорошей физической форме — с длинной седой бородой и удивительно грустными глазами. На заднем плане — не солнечный средиземноморский пейзаж, а ночь на Среднерусской возвышенности — с берёзками, речкой и тёмной полосой леса на горизонте.

Художник создал «Пана» под Брянском — в имении княгини Марии Тенишевой, собирательницы живописи и основательницы Музея русской старины в Смоленске. Также известно, что главным источником вдохновения для Врубеля стал рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

М. Врубель, «Пан», 1899 год • Имение княгини Марии Тенишевой

Здесь — в модернистском здании на набережной Москвы-реки — представлена наиболее полная коллекция отечественного искусства XX века в стране. Она постоянно пополняется новыми экспонатами, которые музей приобретает или получает в дар.

Зал № 3

Описание сюжета картины не требует особого труда: однажды рыбак пришёл к горному ручью и поймал немаленького сома. Мужчина доволен уловом: теперь он может продать рыбу на рынке или же, как вариант, накормить семью вкусной ухой.

Грузинский художник Николай Пиросманашвили (известный также как Нико Пиросмани) — один из крупнейших мастеров примитивизма. Этот экспонат Третьяковки был создан на чёрной клеёнке, а палитра художника состояла всего из трёх цветов — белого, жёлтого и синего.

Кстати, в одном из залов Национальной галереи Грузии в Тбилиси висит другое полотно с рыбаком — в красной рубашке. Несмотря на то что к концу жизни к Пиросманашвили пришло признание, он умер в нищете — в апреле 1918-го в 55-летнем возрасте.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Николай Пиросманашвили: «Рыбак среди скал», 1906 год, «Рыбак в красной рубахе», 1908 год

Существует легенда, что однажды художник влюбился во французскую актрису Маргариту де Севр, приехавшую в Тифлис с театром миниатюр. Женщина отвергла его чувства, и тогда Пиросмани, продав несколько картин, купил ей «целое море цветов». Так что знаменитая песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского — о неразделённых чувствах мастера наивного искусства.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Маргарита де Севр • Николай Пиросманашвили

Зал № 9

Окрылённые любовью Марк и Белла — художник изобразил на картине себя с супругой — парят над родным Витебском. На Шагале — рубашка цвета надежды, а на его жене — блуза цвета мечты. Под ними — домики с разноцветными крышами, весенняя листва на деревьях, серые заборы. В одном из двориков пасётся коза — зелёная! Это животное можно обнаружить на многих шедеврах Шагала. По мнению некоторых арт-критиков, для художника коза могла быть символом райской утопии.

Если посмотреть на нижний правый угол полотна, то можно обнаружить «сюрприз» — фигурку мужичка, справляющего нужду. Такое вот у Шагала было чувство юмора.

Марк Шагал: «Над городом», 1914-1918 года • Фрагмент картины с зелёной козой и человеком со спущенными штанами • «Свадьба», 1944 год (коза выглядывает из-за молодоженов) • «Обрученные и Эйфелева башня», 1913 год (коза — в облаках)

Зал № 13

В конце 1920-х автор «Чёрного квадрата» создал произведение «по мотивам» своей более ранней работы — картины 1912 года «Косарь».

Оба произведения — супрематические портреты крестьянина в подпоясанной рубахе и с косой. Вот только цветовое решение полностью изменилось. Если в начале 1910-х главный герой был изображён в монохромных тонах на ярко-оранжевом фоне, то после 1917 года селянин, облачённый в красную рубаху, заготавливает сено из сочной зелёной травы под голубым небом, а на заднем плане золотится ржаное поле.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Казимир Малевич: «Косарь», 1912 год, «На сенокосе», 1928-1929 год

На беглое знакомство с коллекцией в Лаврушинском переулке потребуется часа три-четыре — не меньше. Потом, увидев самые известные картины Третьяковской галереи, при желании можно сразу же отправиться на Крымский Вал, чтобы прикоснуться к творчеству мастеров ХХ столетия. Хотя на самом деле экспонаты Новой Третьяковки вполне заслуживают отдельного дня для визита.

Ещё на тему путешествий

Культура.РФ

Культура.РФ

  • Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми

  • Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой»

  • Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

  • Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина

  • Карл Брюллов. «Всадница»

  • Александр Иванов. «Явление Христа народу»

  • Иван Крамской. «Неизвестная»

  • Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

  • Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

  • Василий Суриков. «Боярыня Морозова»

  • Виктор Васнецов. «Богатыри»

  • Михаил Врубель. «Принцесса Греза»

  • Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь»

  • Михаил Врубель. «Демон сидящий»

  • Зинаида Серебрякова. «За туалетом»

  • Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

  • Валентин Серов. «Девочка с персиками»

  • Андрей Рублев. «Троица»

  • Спас Нерукотворный

  • Владимирская икона Божией Матери

ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.

Создание Третьяковской галереи

Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»

Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва

Фотография: Fro / фотобанк «Лори»

Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва

Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»

Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва

Фотография: Fro / фотобанк «Лори»

Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва

Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880—1891

Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Грачи прилетели» — один из самых известных пейзажей Алексея Саврасова. Художник создал его в 1871 году. Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в одном из сел Костромской губернии. Там же он запечатлел и старинную церковь XVII века, которая видна на заднем плане картины.

Художник Исаак Левитан писал о картине «Грачи прилетели»: «…за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…» Павел Третьяков заплатил художнику за эту небольшую работу огромные по тем временам деньги — 600 рублей. Позже Саврасов повторил картину по личному заказу императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Где сейчас хранится эта авторская копия, неизвестно.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Суриков известен как автор полотен на исторические сюжеты. Одна из таких работ — картина «Боярыня Морозова». На ней изображена сцена времен церковного раскола XVII столетия: боярыню Феодосию Морозову, которая поддерживала старую веру, сослали в Чудов монастырь. Суриков запечатлел момент, когда Морозова, проезжая на санях мимо монастыря, вскидывает руку в двуперстном крестном знамении, которое принято было у раскольников.

Одним из прообразов боярыни Морозовой стала женщина из старообрядцев, которую Василий Суриков случайно встретил у кладбища. Портретный набросок он создал всего за два часа. Другим прототипом героини стала родственница художника — Авдотья Торгошина. Ее мужа Степана Торгошина Суриков написал в образе одного из стрельцов на картине «Утро стрелецкой казни».

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Третьяковской галерее выставлены несколько работ Виктора Васнецова по мотивам русских сказок: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» и другие. Одно из самых крупных и известных полотен художника на эту тему — «Богатыри». Васнецов написал трех известных былинных персонажей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. По его задумке Муромец олицетворял спокойную мощь и мудрость, Добрыня — боевой дух и отвагу, а Алеша, самый младший из богатырей, — любовь к родной земле и способность замечать прекрасное.

Васнецов писал эту картину больше 20 лет, создал к ней множество набросков — как с натуры, так и по памяти. За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.

Врубелевские залы 32−34

Экспозицию второго этажа завершают три зала, в которых выставлены работы Михаила Врубеля — еще одного художника, который подолгу жил и работал в имении Абрамцево.

Михаил Врубель. Принцесса Греза. 1896

Михаил Врубель. Принцесса Греза. 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как только вы попадете в зал №32, сразу увидите большое панно «Принцесса Греза». Врубель создал его по мотивам стихотворной драмы Эдмона Ростана. Художник написал главного героя этого произведения — влюбленного трубадура, который тяжело болен и видит в грезах свою прекрасную возлюбленную.

Эту работу и панно «Микула Селянинович» (оно хранится сейчас в Русском музее) в 1896 году художнику заказал министр финансов Сергей Витте. Он хотел, чтобы произведения участвовали в нижегородской художественно-промышленной выставке. Но Императорская Академия художеств не одобрила творчество Врубеля и не рекомендовала выставлять их в Нижнем Новгороде.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине «Царевна-Лебедь» Врубель изобразил героиню пушкинской «Сказки о царе Салтане». На этот образ художника вдохновила его жена — певица и актриса Надежда Забела: она играла Царевну-Лебедь в опере Николая Римского-Корсакова по мотивам произведения Пушкина. Врубель запечатлел жену в сценическом костюме, эскизы для которого создал сам.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Демон сидящий» — одна из самых известных картин Михаила Врубеля. Художник создал ее по мотивам поэмы Михаила Лермонтова «Демон», к которой рисовал иллюстрации. Образ этого мистического героя встречается у Врубеля несколько раз в картинах разных лет: «Демон летящий», «Голова Демона», «Демон поверженный». Сам художник писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…»

На этой картине Демон намеренно изображен так, словно рама вокруг полотна стесняет его движения: таким образом художник подчеркнул характер героя, его стремление к свободе.

После врубелевских залов спуститесь на первый этаж: экспозиция продолжается там.

Залы 38−48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков

Залы 38−48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков

Произведения мастеров, которые творили на рубеже столетий, занимают в Третьяковской галерее 11 залов первого этажа. Здесь вы можете увидеть пейзажи Исаака Левитана и Константина Коровина, работы одной из первых российских женщин-скульпторов — Анны Голубкиной, портретную живопись Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, жанрово-исторические сцены Михаила Нестерова и русских красавиц Бориса Кустодиева.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909

Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художница Зинаида Серебрякова написала свой автопортрет как отражение в зеркале: по краям холста она изобразила деревянную раму трюмо, на переднем плане — шкатулки, флаконы с духами, украшения и другие дамские принадлежности. Сама Серебрякова вспоминала, что она жила в то время в имении Нескучное, зима выдалась ранней и очень холодной, и художница, сидя дома, развлекалась тем, что «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

О картине хорошо отзывались и критики, и публика. Валентин Серов называл этот портрет «очень милой и свежей вещью», а Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее».

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала первой работой в цикле, который Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому — одному из самых почитаемых русских святых, в миру его звали Варфоломеем. На это полотно художника вдохновил эпизод из жития святого: тот был еще мальчиком, когда встретил незнакомого монаха, который спросил отрока, чего бы он хотел. Варфоломей ответил, что больше всего на свете хочет научиться грамоте. Тогда монах благословил его, дал немного просфоры — церковного хлеба для причастия — и сказал, что теперь Варфоломей превзойдет сверстников в учебе и знаниях.

Наброски для пейзажа Нестеров делал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Первую версию картины художник не закончил: однажды во время работы он оступился, упал и повредил холст так, что писать на нем дальше было невозможно. Пришлось заказывать новый холст и начинать все сначала. Незавершенная версия картины хранится сейчас в Башкирском художественном музее имени Михаила Нестерова.

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине «Девочка с персиками» Валентин Серов изобразил дочь Саввы Мамонтова — 11-летнюю Веру. В то время художник гостил у Мамонтовых в имении Абрамцево и однажды набросал портрет Веры, когда она ела персик за столом. Постепенно он дорабатывал этот эскиз, пока тот не перерос в полноценную картину. Работа над полотном заняла несколько месяцев: Серов заканчивал его уже в сентябре. Поэтому на нем летние персики соседствуют с пожелтевшими осенними листьями. Веру Мамонтову художник намеренно изобразил в повседневной одежде и не просил ее переодеваться для позирования в парадное платье: ему хотелось запечатлеть спонтанность и естественность момента.

Залы 49−54. Графика ХVIII — начала ХХ века

Залы 49−54. Графика ХVIII — начала ХХ века

Залы 49−54 занимает выставка графических работ. Она постоянно обновляется — раз в полгода здесь выставляют новые произведения. Здесь же проходят и временные выставки графики из других коллекций — например, из собрания Русского музея.

Зал 55. Сокровищница

Из залов графики вы попадете в сокровищницу Третьяковской галереи. В отличие от всей остальной экспозиции, здесь представлены не картины и скульптуры, а изделия из золота, серебра и драгоценных камней: церковная утварь, оклады икон, книжные переплеты, ювелирные украшения разных эпох.

Залы 56−62. Древнерусское искусство

Залы 56−62. Древнерусское искусство

Завершается экспозиция несколькими залами, в которых вы можете познакомиться с искусством Древней Руси. Прежде всего это старинные иконы разных школ, которые опирались на византийские каноны письма. Здесь вы увидите работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и других знаменитых и безымянных мастеров.

Андрей Рублев. Троица. 1425–1427

Андрей Рублев. Троица. 1425–1427
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца XV века Андрея Рублева. Это одна из двух работ мастера, которые дошли до наших дней и чье авторство достоверно установлено. Рублев изобразил на ней трех ветхозаветных ангелов: под видом странников они пришли в дом библейского праотца Авраама и рассказали ему о том, что он станет родоначальником великого народа. Одновременно ангелы олицетворяли единство христианского Бога в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века

Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Спас Нерукотворный» — одна из самых почитаемых икон в русском православии. Ее создал иконописец новгородской школы (по одной из версий, его звали Олисей Гречин) еще в домонгольский период — в XII веке. На лицевой стороне иконы изображен лик Христа, на ее обороте — сцена Прославления Креста с двумя ангелами. Икона была создана для деревянной церкви Святого Образа. Оттуда ее перевезли в Успенский собор Московского Кремля, а затем передали в 1930 году в Третьяковскую галерею.

Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века

Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский образ Божией Матери — самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию, ее написал сам евангелист Лука — один из апостолов. Она попала из Иерусалима в Константинополь еще в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло его название. В 1395 году икону перевезли в Москву, чтобы уберечь от нашествия монголов.

Чтобы после осмотра экспозиции выйти из музея, вернитесь в зал №40, оттуда вы сможете попасть в вестибюль. Если останется время, можете сразу отправиться в Инженерный корпус, который находится рядом с главным зданием, по адресу Лаврушинский переулок, 12. В нем проходят временные выставки российских и зарубежных художников, лекции об искусстве, музейные конференции и круглые столы. А увидеть коллекцию современного русского искусства можно в другом филиале галереи — Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию

Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию

Главный корпус Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке, дом 10. Добираться туда удобнее всего на метро: ближайшая станция так и называется — «Третьяковская». От нее нужно повернуть налево, перейти Большую Ордынскую улицу, пройти по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику: они идут параллельно. После сквера — направо, и вы окажетесь в Лаврушинском переулке.

Как добраться до Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке

По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.

В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.

От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.

Автор: Ирина Кирилина
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: Violin / depositphotos.com

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.

«Явление Мессии», А.А. Иванов

«Явление Мессии», А.А. Иванов

Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью
Свернуть

Посмотреть на карте

«Неравный брак», В.В. Пукирев

«Неравный брак», В.В. Пукирев

В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью
Свернуть

Зал №16

«Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий

«Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий

Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью
Свернуть

Зал №16

«Охотники на привале», В.Г. Перов

«Охотники на привале», В.Г. Перов

В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью
Свернуть

Зал №17

«Грачи прилетели», А.К. Саврасов

«Грачи прилетели», А.К. Саврасов

В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью
Свернуть

Зал №18

«Радуга», И.К. Айвазовский

«Радуга», И.К. Айвазовский

В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью
Свернуть

Зал №19

«Неизвестная», И.Н. Крамской

«Неизвестная», И.Н. Крамской

В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью
Свернуть

Зал №20

«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин

«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин

Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью
Свернуть

Зал №25

«Богатыри», В.М. Васнецов

«Богатыри», В.М. Васнецов

В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью
Свернуть

Зал №26

«Апофеоз войны», В.В. Верещагин

«Апофеоз войны», В.В. Верещагин

В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью
Свернуть

Зал №27

«Боярыня Морозова», В.И. Суриков

«Боярыня Морозова», В.И. Суриков

В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью
Свернуть

Зал №28

«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков

«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков

Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Читать полностью
Свернуть

Зал №28

«Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин

«Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин

В зале 30 располагается впечатляющее полотно Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», также известное как «Иван Грозный убивает своего сына». В 1913 году картина серьезно пострадала в результате акта вандализма: по холсту было нанесено несколько ударов ножом, в результате чего лица персонажей художнику пришлось восстанавливать фактически заново.

Версий того, почему произошел сей исторический эпизод, существует множество, в большинстве из них фигурирует жена царевича Ивана. То ли царю избранница сына не угодила, то ли наоборот, слишком понравилась, но итог таков: Иван Грозный замахнулся посохом на царевича и угодил ему прямо в висок. Впрочем, и сам факт убийства Иоанном IV сына многие историки считают сомнительным.

На картине изображен обезумевший от осознания совершенного отец и спокойный, умиротворенный сын.

Читать полностью
Свернуть

Зал №30

«Сирень», М.А. Врубель

«Сирень», М.А. Врубель

Залы 32-33 – посвященные творчеству Михаила Александровича Врубеля – отличаются от других комнат галереи темным цветом стен и приглушенным освещением. По правой стороне от входа в 33-ий зал находится картина «Демон (сидящий)». Работа является иллюстрацией к одноименной поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. По словам художника, Дух изображен страдающим и скорбным, при этом сохраняющим свое величие.

Здесь же, чуть левее, расположена картина «Сирень». На завораживающем полотне изображена словно сошедшая на землю душа сиреневого куста.

Читать полностью
Свернуть

Залы №32-33

Древнерусское искусство, иконы и многое другое

Древнерусское искусство, иконы и многое другое

Для продолжения осмотра необходимо спуститься на первый этаж, выход на лестницу находится в зале Врубеля.

Залы 56-62 посвящены древнерусскому искусству. Здесь собраны иконы XVI-XVIII веков, работы Феофана Грека, Андрея Рублева и Симона Ушакова.

В 41-ом зале находится знаменитая «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова. На портрете изображена двенадцатилетняя дочь мецената Саввы Мамонтова ‒ Вера.

Залы 49-54 отведены под временные экспозиции, на которых выставляются работы русских живописцев, хранящиеся в фондах Третьяковской галереи.

Читать полностью
Свернуть

1 этаж

Посмотреть все объекты на карте

Третьяковская галерея хранит в себе множество шедевров живописи. Картины галереи поражают посетителей своей красотой, натуралистичностью и техникой исполнения. Каждая картина является уникальным предметом искусства, в котором сочетается мастерство художника и определенная эпоха. Их надо обязательно увидеть!

Подробнее о Третьяковской галерее

«Явление Христа народу», Александр Иванов

Автор фото: shakko. Источник: Википедия

Масштабная картина, для которой построили отдельный зал. Шедевр рассказывает о событии, которое предшествовало крещению Иисуса Христа. На картине можно увидеть много деталей и фигур, каждая из которых имеет свою символику и тайну создания.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин

Автор фото: Gandalf’s Gallery. Источник: Flickr

Один из самых известных шедевров галереи, который успел побывать на упаковке конфет. Хвойный лес – излюбленный мотив Шишкина. Работа детально показывает природу, увиденную художником на острове Городомля. Автором картины часто указывается Шишкин, однако на самом деле в написании картины ему помогал К.А. Савицкий.

«Девочка с персиками», Валентин Серов

Автор фото: Antonio Marín Segovia. Источник: Flickr

Позировала для шедевра одиннадцатилетняя дочь мецената Саввы Мамонтова. Девочка позировала художнику на протяжении двух месяцев. После Серов подарил законченную картину маме девочки. Работа притягивает взгляды людей своей беззаботной, детской атмосферой.

«Черный квадрат», Казимир Малевич

Автор фото: shakko. Источник: Википедия

Самая известная картина русского авангарда, которая произвела настоящий фурор на выставке футуристов. Работу повесили в «красном углу», где обычно в домах вешали иконы. Некоторые люди до сих пор ведут активные споры о шедевре и о его значении для искусства.

«Иван Грозный убивает своего сына», Илья Репин

Автор фото: shakko. Источник: Википедия

Скандальная картина Ильи Репина изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он убил своего сына, в гневе нанеся ему смертельный удар посохом. Третьяков купил эту картину несмотря на запрет Александра III к ее показу. Позже император снял запрет на публичный показ полотна.

«Неизвестная», Иван Крамской

Автор фото: Alonso de Mendoza. Источник: Википедия

Историки до сих пор гадают кто выступал в качестве модели для картины. Полотно изображает молодую женщину, проезжающую в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Одета женщина по моде 1880-х годов.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Автор фото: Alonso de Mendoza. Источник: Википедия

Врубель считается одним из самых мистических авторов, которому в Третьяковской галерее посвящен целый зал. Вдохновением для создания картины послужила поэма Лермонтова «Демон». Автор так писал о своей работе: «Демон?дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…»

«Боярыня Морозова», Василий Суриков

Автор фото: shakko. Источник: Википедия

Большая, многофигурная картина, приобретенная за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остается одним из основных экспонатов. На полотне изображена сцена из церковного раскола XVII века. Автор отмечал, что образ боярыни он взял от однажды увиденной вороны с черным крылом, которая билась об снег.

«Княжна Тараканова», Константин Флавицкий

Источник фото: Википедия

Один из первых шедевров Третьяковской галереи. Картина стала самой известной работой художника Флавицкого. Сюжет для полотна был взят из предания о гибели княжны Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге. Во многом именно из-за картины «Княжна Тараканова» в народной памяти закрепилась эта версия о ее смерти.

«Апофеоз войны», Василий Верещагин

Источник фото: Википедия

Автор, бывший военный прославился как художник-баталист. Существует много версий о том, что послужило вдохновением для создания картины. Самая известная из них связана с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие же груды черепов, которые художник изобразил на картине. На раме полотна сделана надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

«Грачи прилетели», Алексей Саврасов

Автор фото: shakko. Источник: Википедия

Чтобы купить этот шедевр Третьяков лично ездил к Саврасову в Ярославль. Появление картины рассматривается как важный этап в развитии русской пейзажной живописи. Еще никому не удавалось изобразить природу так меланхолично, как Саврасову. Современники считают, что в полотне заключена сама русская душа.

«Березовая роща», Архип Куинджи

Автор фото: Yulia Mi. Источник: Flickr

Куинджи считался настоящим мастером в работе со светом и тенью. На работе изображены березы, растущие на залитой солнцем поляне. Автор создает ощущение очень яркого солнечного освещения за счет игры со светом и тенью. Картина отличается необычностью изображения природы, яркими красками и обилием зеленого цвета.

«Радуга», Иван Айвазовский

Автор фото: Yulia Mi. Источник: Flickr

Типичный морской пейзаж картины художника-мариниста Айвазовского, но именно это полотно стало ответом художника на обвинения в несовременности его картин. Работа «Радуга» выполнена в непривычном для Айвазовского колористическом решении, чем и притягивает взгляд. На картине изображено кораблекрушение, окрашенное розовым свечение радуги, зависшей над морем.

«Над вечным покоем», Исаак Левитан

Источник фото: Википедия

Ученик Саврасова, перенявший у него его видение русского пейзажа. За счет этого работы художника пропитаны русским духом и часто вызывают у людей чувство меланхолии. Полотно считается одним из самых больших по размеру из работ Левитана. Также данную картину и еще пару других часто объединяют в «мрачную» трилогию Левитана.

«Аленушка», Виктор Васнецов

Источник фото: Википедия

Главный художник фольклорист, Васнецов известен также благодаря своей картине «Богатыри». Автор долгое время держал в голове замысел картины «Аленушка». Сюжет картины сформировался, когда художник случайно увидел обычную крестьянку у пруда в усадьбе Абрамцево. В результате получился шедевр, занявший достойное место в галерее Третьякова.

Кроме выше представленных картин, стоит ознакомиться с такими шедеврами, как:

  • «Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин;
  • «Будущие летчики», Александр Дейнека;
  • «На Черном море начинает разыгрываться буря», Иван Айвазовский;
  • «Неравный брак», Василий Пукирев;
  • «Всадница», Карл Брюллов.

2021-07-04

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картина сельский праздник брейгель
  • Картина праздники детства
  • Картина праздник урожая третьяковская галерея
  • Картина праздник победы иогансон
  • Картина праздник на крылечке описание картины