Картинка праздник покрова на руси

Покров Пресвятой Богородицы 14 октября (1 октября по старому стилю) — весьма необычный праздник, который празднуется на Руси очень широко.

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Содержание

  • Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
  • Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
  • Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
  • Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
  • Покров Пресвятой Богородицы. Иконы 
  • Народные традиции праздника Покрова Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова. 

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых  в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число  прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.


Библиотека Русской веры
Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.


Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы 

Читать онлайн


Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу.  А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога. 

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. В 1923 году монастырь закрыли и разорили. В 1980-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. РПЦ обитель вернули в 1992 году.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Покровского монастыря в Суздале

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский Зверин монастырь в Великом Новгороде. Самой старой из сохранившихся до наших дней построек монастыря является церковь Покрова. Она была заложена в 1335 году новгородским архиепископом Власием. Освящена в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно обновлялся и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. В 1389 старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм. В конце XVI века церковь Покрова построена заново, так как древняя кладка памятника относится именно к этому времени. В 1692-1693 гг. церковь Покрова была перестроена: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана южная двухэтажная пристройка. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а церковь Покрова стала тюремным храмом.  В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были приспособлены под богадельню. Церковь серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм Никольского Антониева Краснохолмского монастыря в с. Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена в период между 1590 и 1594 гг. Она была построена вместо трапезной церкви великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с полукружием для алтаря около 29 м, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимала трапезная, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке. Во второй половине 20-х годов XX столетия Антониева обитель прекратила свое существование. Монастырь начал подвергаться разорению: значительная часть церковных ценностей была изъята и вывезена, книжные и архивные коллекции разорены, изысканные, представляющие художественную и историческую ценность предметы культа, культуры и быта Средневековья и Нового времени утрачены, уцелело очень немногое. К 1930 году обитель была закрыта. Храмы и строения монастыря начали разбирать в конце 30-х годов. В 1960 году Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Постановлением Совета Министров РСФСР как архитектурный объект был взят под охрану государства. В конце 1960-х годов на Никольском соборе проведены первые консервационные работы. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.

Руины Краснохолмского Никольского Антониева монастыря в Тверской области. Справа, возле домов — стены Покровской церкви

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Лихвинский монастырь в с. Доброе Тульской области. Обитель основана по одним сведениям в XIV  веке, по другим — в 1477 году. Из монастырских записок за 1564 год известно, что монастырь имел две шатровые церкви, одна во имя Зачатия Святой Анны, другая — Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменной соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь обветшала и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 принято решение о возобновлении монастыря.

Руины Лихвинского Покровского монастыря в с. Доброе Тульской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в д. Болотово Псковской области. Существовавший в погосте Знахлицах Псковкого уезда каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, относящийся к XIII веку, был весьма тесен для прихода. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году притвор и колокольня из кирпича вместо прежней звонницы. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Болотово Псковской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 гг. после разрушения молнией шатра. Церковь представляет восьмерик, завершавшийся шатром, с прямоугольными алтарем и притвором, перекрытыми бочками, охваченный галереей-гульбищем. При перестройках была обшита тесом, в 1879 году была выстроена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позже 1930-х гг. Позже разобраны галереи, рухнул шатер. Сейчас идет работа по консервации Покровского храма для последующего восстановления.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Сояла Пинежского района Архангельской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Брянске, на Покровской горе. После упразднения, вероятно, в 1500 году самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровской горе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Медведкове. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 году выстроил в своей родовой усадьбе Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. Храм был построен очень высоким, его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше — восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Медведкове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Покровском-Стрешневе. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями была сооружена в конце XVIII в. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 году

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Покровском-Стрешневе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Рубцове. Церковь датируется 1618 годом. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма. В 1992 году храм возвращен Церкви. В настоящее время Покровский храм является единоверческим. С 3 июля 2009 года при храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Рубцове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году, а достроен 23 годами позже. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в теплом храме в честь Рождества Христова, возведенном чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нем размещалась машинно-тракторная станция, и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы

Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.

Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи. До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, г. Миасс Челябинской области
Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области
Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области

Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (м. Павелецкая)

Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РДЦ), с. Новый Заган (Бурятия)

Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПЦ). Белгород

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год
Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.

Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI век
Покров Богородицы с клеймами. XVI век. Устюженский краеведческий музей
Покров пресвятой Богородицы/ Современная старообрядческая икона. Мастерская Борисов в Коломне

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех. 

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.

К Покрову

Осень, быть может, это — лишь край
ткани прозрачной с каймой обгоревшей,
чуть прикрывающей брошенный Рай,
нас, огрубевших, когда-то согревший.

Осень, быть может, это — косяк
двери, от ветра запевшей негромко.
Осень, быть может, это — коса,
листья сбивающей первой позёмки.

Осень, быть может, это — лишь гость,
странник, тебя обогоняющий где-то.
Осень, быть может, это — лишь горсть
жаркой рябины, когда-то воспетой.

Осень, быть может, это — лишь клин
ткани прозрачной, сбитой из хлопьев,
всхолмленной снежно на спинах рябин —
Божьим Покровом, его подобьем.

Осень, быть может, это простор,
свет воцарившийся там, за околицей
лентой закатною — как омофор,
свет невесомый в руках Богородицы…

Людмила Колодяжная

Народные обычаи на Покров.Картины русских художников

Борис Кустодиев. Деревенский праздник, 1914 г

Борис Кустодиев.

Корзухин Алексей (1835-1894)

ИВАН КУЛИКОВ – МУРОМСКИЙ Сбор невесты 1907

Янаки Владимир. Щедрая осень.

Татьяна Юшманова. Посиделки, 2000 г.

художник Панин Сергей Анатольевич

художник Панин Сергей Анатольевич. Монастырь Свято-Иоанно-Богословский ранней осенью

художник Панин Сергей Анатольевич. Храм Покрова 

Елесина Людмила.Свадьба

Зяблов Ярослав. Вода и Небо

Покров Саврасов Алексей. Хоровод в селе.

Федоскинская миниатюра.Храм Покрова на рву.Москва

Особое место в православной культуре занимает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, чтимый на Руси 

Это торжество являет собой историческую память Церкви о явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя.

Событие произошло приблизительно в начале X столетия, во время нашествия на византийскую столицу иноплеменников. 

Монах Варнава (Санин)

Облетела с ветвей листва.
Месяц в тучах нашел ночлег,
И на самый день Покрова
Выпал чистый-пречистый снег.

Он надежно укрыл собой
Поле, лес и родимый кров,
Всем напомнив, что над землей
Богородица держит Покров!

Покров Пресвятой Богородицы в живописи и иконах 

Празднуется Святой Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю.

Христианские историки говорят о том, что почти шестьсот лет назад на греческую империю напали сарацины, неприятель был силен, и грекам угрожала большая опасность. В то время и произошло чудное явление Матери Божией. Случилось это во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XIII в.

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица – в строго фронтальной позе.

Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. 

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Медь, масло. 128,4х53,7.
Государственный музей истории религии 

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания:
«Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» 
Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. 

В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году

Нестеров Михаил Васильевич.Покров Богоматери.1914 г.Дерево,масло.91х63.Государственная Третьяковская галерея, Москва Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из собрания П.М.Норцова и З.В.Норцовой,Москва

Чую радуницу божью —

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога,

Словно огненный язык,

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рожденья

В Богородицын Покров.

Сергей Есенин 1914 г.

икона Покрова из музея Коломенское конец XVI в

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Покров Богородицы.Т.А.Нефф(1805-1875) 1846-1848 Холст,масло Исаакиевский собор СПТб

Источник

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Покров Богородицы

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

покров Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Покров Богородицы

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

Покров Богородицы

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Богородицы
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покров Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?

Читать далее

Загрузка…

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

Белые голуби

Красивая открытка

Покров Пресвятой Богородицы

С Покровом

Церковь

Открытка Покров Пресвятой Богородицы.

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Картинка Покров Пресвятой Богородицы.

Открытка Покров Пресвятой Богородицы.

Картинка Покров Пресвятой Богородицы.

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Картинка с Покровом!

Картинка анимация С Покровом Пресвятой Богородицы!

Открытка Покровы Пресвятой Богородицы.

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Картинка анимация Покров Пресвятой Богородицы.

С Покровом Пресвятой Богородицы!

Картинка Покрова Пресвятой Богородицы.

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Открытка Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

( 7 оценок, среднее 4.43 из 5 )

Иконография Покрова

Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.

Нина Квливидзе, кандидат искусствоведения

Источник: Фрагмент передачи «Православная энциклопедия»

Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.

Древнейшее изображение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами – согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует о почитании трех святителей на Руси.

Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.

Нина Квливидзе, кандидат искусствоведения

В XVII в. композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам, к Спасителю, который также изображается в облаках. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Очень часто на иконах конца XV-XVI в. Встречаются контаминированные сюжеты, объединяющие сюжеты Новгородского и Суздальского изводов. Например, изображается Роман Сладкопевец, над ним – Богородица, но покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней. Этот список очень часто встречается в XVI в.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

October 14 2022, 07:48

Categories:

  • Искусство
  • История
  • Cancel

💙🔥💕💞💙🎨ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЖИВОПИСИ

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Божией Матери в изображении художников

Покров Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.Государственная Третьяковская галерея, МоскваПокров Божией Матери в изображении художников

Покров Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.Государственная Третьяковская галерея, МоскваПокров Божией Матери в изображении художников

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Медь, масло. 128,4х53,7.Государственный музей истории религии

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Медь, масло. 128,4х53,7.Государственный музей истории религии

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Покров Богородицы.Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848. Холст, масло.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Покров Богородицы.Т. А. Нефф (1805-1875). 1846–1848. Холст, масло.Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Федоскинская миниатюра.Храм Покрова на рву.Москва

Федоскинская миниатюра.Храм Покрова на рву.Москва

Борис Кустодиев. Деревенский праздник, 1914 г

Борис Кустодиев. Деревенский праздник, 1914 г

Борис Кустодиев.

Борис Кустодиев.

Покров Саврасов Алексей. Хоровод в селе.

Покров Саврасов Алексей. Хоровод в селе.

Покров Божией Матери.Бруни Федор Антонович. 1839–1841 г.

Покров Божией Матери.Бруни Федор Антонович. 1839–1841 г.

#православие #inelisaveta #mon_sofia #покров #история #общество #покровпресвятойбогородицы  #творчество #картины #исскуство #художники

Покров на Руси

В Русской Православной Церкви праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября по новому стилю. Почитание этого праздника на Руси началось при святом князе Андрее Боголюбском (1111-1174). Первоначально этот день стали выделять во Владимиро-Суздальских землях. Князь построил храм Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область). Со временем Покров Богоматери стал один из любимейших русским народом праздников. Причем для православных христиан главным был уже не мотив избавления Византийской империи от нападения врагов. Верующая душа откликнулась на пример заступничества Божией Матери православных, невидимого благодатного молитвенного покровительства.

«Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном. Но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний. Когда сошла Она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях. Вспомним, что апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе. И тогда с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее, поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова.

Видите, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

Икона Покров Пресвятой Богородицы: иконография

Существует 2 основных варианта иконографическое изображения праздника Покрова Божией Матери: суздальский и новгородский.

В суздальском варианте Пресвятая Богородица стоит перед храмом и простирает свой омофор над молящимися людьми. Примером данного иконописного типа служит храмовой образ Покровского Суздальского монастыря (14 век). Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В новгородском варианте омофор держат ангелы, а Божья Матерь стоит внутри церкви. Такое написание характерно для образа из Зверина монастыря (1399 год), хранящегося в Новгородском музее.

Общее для обоих вариантов — изображение в нижней части иконы очевидцев влахернского чуда, святого Андрея Юродивого и его ученика. Простирающийся над молящимся народом покров может быть белого или красного цвета.

«Русский» праздник

Один из любимых праздников православных христиан России — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. События этого праздника связаны с историей Византийской империи. На русской земле празднику Покрова посвящено большое количество храмов (более 1400). В его честь названы многие населенные пункты и улицы. Например, во Владимирской области есть город Покров. Икона Покров Пресвятой Богородицы — одна из любимых в Русском Православии.

икона Покров Пресвятой Богородицы

Однако об этом празднике упоминается только в русских месяцесловах. В византийских летописях истории этого события нет (или не сохранилось). Но есть соответствующее предание (в данном случае “Житие Андрея Юродивого”). Также отсутствует и византийское иконографическое изображение, посвященного Покрову Богоматери. В чем парадокс? Отчего события, произошедшие в другом государстве, до сих пор особенно помнят и почитают русские? Почему икона Покрова особо любима в России?

Поздравительные открытки на Покров Пресвятой Богородицы – живые gif-анимации

В день Покрова верующие обращаются к Божьей Матери с молитвой, прося даровать защиту, здоровье, счастье и любовь. Считается, что если девушка на выданье поставит свечку перед иконой Богородицы и попросит о замужестве, то вскоре в дом придут сваты. Поздравительные открытки на Покров Пресвятой Богородицы придутся по душе каждому верующему – особенно живые gif-анимации с нашего сайта.

Анимационные открытки с Покровом Пресвятой Богородицы

Значение праздника Покрова

В самом названии праздника — Покров Пресвятой Богородицы — раскрывается его значение. Это полное доверие верующих Божией Матери, Ее защите. Со времен Крещения Руси с именем Богоматери православные связывают надежды на спасение в безнадёжных ситуациях. Икона Покров Пресвятой Богородицы как раз и означает, что все упование верующие возлагают именно на материнское заступничество Царицы Небесной. К Ней, как к единственной надежде, устремлялись и устремляются молитвы о помощи в защите русской земли от врагов. Ее взывают поддержать в различных жизненных ситуациях, когда нет сил и возможностей противостоять невзгодам.

«Покров Божьей Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния» (священник Димитрий Шишкин).

Красивые старинные открытки и картинки на Покров Пресвятой Богородицы – родным и друзьям

В старину было принято отправлять на Покров Пресвятой Богородицы картинки и открытки – с пожеланиями добра, крепкой веры и счастья. На наших страницах вы найдете подборку красивых старинных открыток для поздравления с Покровом для отправки родным и близким людям.

Коллекция красивых старинных открыток с днем Покрова Пресвятой Богородицы

Комментарии

Покров Пресвятой Богородицы — история и значение

На иконе представлено небесное видение, явленное во Влахернском храме в Византии в Х веке. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний узрели Пресвятую Деву, стоящую на облаке в окружении святых. Богородица молитвенно простирала руки ко Христу и осеняла молящихся своим омофором. В храме в это время присутствовал св. Роман Сладкопевец – автор многих Рождественских песнопений и Акафиста Богоматери.

Влахернский храм представлял собой трехнефную базилику, сооруженную в 450-453 годах при императрице Пульхерии. В V веке при императоре Льве к церкви была пристроена купольная ротонда, так называемая Агиа Сорос. В ней хранилась риза Богородицы, неоднократно защищавшая Константинополь от нашествия варваров.

Особое значение праздник Покрова Божией Матери получает на Руси, а не в Византии. С большой торжественностью он праздновался при Андрее Боголюбском, а также позднее – на протяжении всей истории государства Российского.

Образ, представленный в коллекции, изображает внутренний интерьер храма. Фигурное обрамление в верхней части напоминает крылья Херувимов. Образ стоящей Богоматери Оранты отличается тонкостью и тщательностью моделировки: реалистично переданные складки одежд сочетаются с благородной условностью канона в иконографии.

Перед иконой Покрова Богородицы девушки молятся о замужестве. Праздник Покрова Божией Матери может считаться также профессиональным праздником церковных певчих, поскольку на иконе всегда изображается Роман Сладкопевец, чья память совершается на следующий день после Покрова.

Память Покрова Богородицы отмечается 14 октября.

Образ Пресвятой Богородицы «Покров»

  • Артикул: 44111
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 49 мм.
  • Ширина: 21 мм.

Миниатюрная работа ювелирной пластики детально воспроизводит явление Пресвятой Богородицы во Влахерновском храме Византии, мо­ля­щейся и покры­вающей христиан своим омофором (покровом). Стоящая на облаке, Богородица помещена в узорный абрис иконы, украшенный миниатюрными лепестками. На оборотной стороне — молитва Богородице с возвышающимся над ней крестом.

€ 1 950

Подробнее

Образ Пресвятой Богородицы «Покров»

  • Артикул: 14111
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 49 мм.
  • Ширина: 21 мм.

Миниатюрная работа ювелирной пластики детально воспроизводит явление Пресвятой Богородицы во Влахерновском храме Византии, мо­ля­щейся и покры­вающей христиан своим омофором (покровом). Стоящая на облаке, Богородица помещена в узорный абрис иконы, украшенный миниатюрными лепестками. На оборотной стороне — молитва Богородице с возвышающимся над ней крестом.

€ 250
Подробнее

Картинки на Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – с поздравлениями

Во многих городах России воздвигнуты храмы Покровы или Покровские монастыри – в честь этого светлого церковного праздника. Как гласит предание, своим покрывалом Богородица накрыла жителей древнего Константинополя, защитив их тем самым от осаждающих город врагов. С тех пор православные верующие ежегодно 14 октября отмечают Покров Пресвятой Богородицы – картинки с поздравлениями вы найдете в нашей коллекции.

Подборка православных картинок для поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы

Икона Покров Пресвятой Богородицы — в чем помогает

В чем помогает икона Покрова Божией Матери? Перед этим образом верующие молятся о здоровье, о решении материальной проблем, разрешении конфликтных ситуаций. Пресвятая Богородица своим покровом защищает и оберегает от врагов.

«Она как мать оберегает нас, своих детей, пеленает в свои молитвы. Остается нам только чаще прибегать к ее покрову, не думать, что Она может гнушаться нами. Ей, наверно, бывает неприятно смотреть на наши грехи. Она все ж как мать, которая видит, что ребенок запачкался, с любовью очищает, вразумляет, поцелует, к сердцу прижмет и благословит. Очень важно сохранить это доверие к Ней как к любящей матери. И обращаться за помощью в самых непростых и трудных жизненных ситуациях. И делиться радостью, конечно. Задача каждого христианина в этот день почувствовать этот великий дар, что мы имеем – Ее покров» (иеромонах Кирилл Зинковский).

Православные картинки с днем Покрова Пресвятой Богородицы – с надписью к празднику

Для наших предков Покров был связан с переходом от осени к зиме – в это время начинались первые заморозки, и земля укрывалась белым покрывалом снега. По традиции, к празднику готовили вкусные угощения из даров нового урожая, а также пекли блины с яблоками. Предлагаем бесплатно скачать православные картинки с Покровом Пресвятой Богородицы – с красивой поздравительной надписью для мамы и папы, подруги и коллегам.

Как красиво поздравить картинкой с церковным праздником Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • BonnyCards.ru

  • Открытки на Покров Пресвятой Богородицы

Открытки и картинки на Покров Пресвятой Богородицы!

Отличная картинка на Покров Пресвятой Богородицы

Отличная картинка на Покров Пресвятой Богородицы

Пожелание мирного неба и счастливой семьи на Покров

Пожелание мирного неба и счастливой семьи на Покров

Покров Богородицы, мира в доме, покоя в сердце

Покров Богородицы, мира в доме, покоя в сердце

Открытка на Покров с голубем, храмом и тюльпанами

Открытка на Покров с голубем, храмом и тюльпанами

Пожелание в стихах на Покров Пресвятой Богородицы

Пожелание в стихах на Покров Пресвятой Богородицы

Поздравление с Покровом Пресвятой Богородицы и икона

Поздравление с Покровом Пресвятой Богородицы и икона



Пресвятая Богородица на фоне храма к празднику Покрова

Пресвятая Богородица на фоне храма к празднику Покрова

Картинка с Богородицей и пожеланием в стихах на Покров

Картинка с Богородицей и пожеланием в стихах на Покров

Открытка на Покров с розами и ликом Богородицы

Открытка на Покров с розами и ликом Богородицы

Цветы и пожелание на Покров Пресвятой Богородицы

Цветы и пожелание на Покров Пресвятой Богородицы

Картинка на Покров с Богородицей и белыми цветами

Картинка на Покров с Богородицей и белыми цветами

Открытка с иконой на Покров Пресвятой Богородицы

Открытка с иконой на Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы — праздник, отмечаемый 14 октября только Русскими Православными христианами. Приурочен к чуду, произошедшему в 910 году в Константинополе. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме, распростерла над ними свой омофор, который защитил город, что стало символом заступничества над людьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картинка праздник день защитника отечества
  • Картинка праздник веры надежды любви
  • Католические праздники это
  • Картинка праздник 9 мая день победы
  • Католические праздники реферат