Картофельный бал сценарий

КАРТОФЕЛЬНЫЙ БАНКЕТ Звучат фанфары1-й ведущий: Добрый день, друзья!2-й ведущий: Мы рады новой встрече с вами.1-й ведущий: Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.2-й ведущи

КАРТОФЕЛЬНЫЙ БАНКЕТ

Звучат фанфары

1-й ведущий: Добрый день, друзья!

2-й ведущий: Мы рады новой встрече с вами.

1-й ведущий: Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.

2-й ведущий: А почему «необычный»?

1-й ведущий: Так ведь у нас сегодня банкет.

2-й ведущий (шутя): Банкет… Что это? И с чем его едят?

1-й ведущий: Банкет — это пир, стол, столованье, званый обед, ужин, то есть застолье, во время которого отмечают какой-то праздник или чей-то юбилей.

2-й ведущий: Так, понятно. Значит, банкет… И кого мы здесь будем чествовать?

1-й ведущий: А чествовать будем… Сейчас узнаете.

3 ученик. На этот раз пойдет рассказ

 О той, кто шесть имеет глаз,

 А иногда и семь, и пять,

 Что, впрочем, можно сосчитать.

 О той, кто зиму сладко спал,

 Забравшись осенью в подвал.

 О той, кого на кухню к нам

 Весною притащил я сам.

 О той, чьи странные глазки

 Росли день ото дня,

 О той, кто был знаком со мной,

 Но не видал меня.

 Подумайте немножко —

 Что это ……

Все: (картошка)

4 ученик.     Знают о картошке все на свете:

                       Богачи и те, кто не богат.

                        Всяк ее по-своему готовит,

                        Каждый на столе картошке рад:

                        И кто жарит, и кто парит,

                        Кто печет и кто толчет,

                        Но едят ее повсюду.

                        Ей и слава, и почет!

 .

5 ученик.    Здравствуй, милая картошка,
                    Кормишь ты честной народ.
                    Если есть картошка в доме,
                    Сытым будешь круглый год.

6 ученик:  В некотором царстве,

 В некотором государстве

 Не на Марсе и не на Луне —

 Жила картошечка в земле.

7 ученик: Свойство царское имела:

 Накормить народ сумела.

 Словом, наша речь о том,

 Как пришел картофель в дом!

 О всех свойствах, об уходе,

 О работе в огороде.

 О поделках, вкусной пище,

 Вам узнать не будет лишним.

1 ведущий: Около 400 лет назад предков картошки нашли в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их «папа», они служили индейцам главным средством пропитания. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо — высохшие клубни, которые могли храниться долгое время.

2 ведущий: В  Европе никто не знал, что есть такое растение — картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное — клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола

1 ведущий: Не везде приняли картошку. Кое — где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, — «чертово яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая — пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

2 ведущий: Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

1 ведущий: Сначала картофель завезли в  Испанию в 1565 году. Испанцам она  не понравилась, потому что они пытались есть её сырой.

Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.

В Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню.

2 ведущий: Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды — небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым яблоком».

В то время модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы выставлялись в Париже и Берлине в специальных оранжереях. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

1 ведущий: Да, надо сказать, что в ту пору сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же вокруг картофеля ходило немало суеверий. Поговаривали, что плоды его родятся с головой и с глазами, как у человека, поэтому есть картофель — значит съедать души человеческие. Люди наотрез отказывались сажать картофель.

2 ведущий: В России картофель не сразу прижился. Чиновники, вместо того чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех выпорем!». Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска.

1 ведущий: В 60-х годах XVIII века начался голод. Медицинская коллегия обратилась в Сенат с заявлением, что лучший способ борьбы с голодом «…состоит в земляных яблоках». Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно.

2 ведущий: Индейцы называли картофель «папа», ученый Болотов — «тартофелем», сейчас называют картофелем. Но есть у картошки еще много разных имен. Придумайте, как еще меня можно назвать.

(Картофля, картохля, картосы, картыши, картовка, картоха, ба- раболя, барабошка, гулена, бульба и др.)

8 ученик: На плечи лопаты — и в поле, ребята!

Работе мы рады и отдыху рады!

Соберем мы всю картошку поскорей,

Позовем на угощенье всех друзей!

9  ученик : Мы возьмем ведерки,

                   Да и в путь-дорожку.

                   Дружба нам поможет

                    Выкопать картошку.

Инсценировка песни «Антошка»

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку.

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку.

Припев: Дили-дили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам, пам, пам,

Тарам, пам, пам,

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке.

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке.

Припев:Дили-дили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам, пам, пам,

Тарам, пам, пам.

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку.

Антошка, Антошка,

Готовь к обеду ложку.

Припев: Дили-дили,

Трали-вали,

Это, братцы, мне по силе!

Откажусь теперь едва ли!

Парам, пам, пам,

Парам, пам, пам,

Парам, пам, пам

10 ученик: Эта скороспелка

                 Оттого вкуснее,

                 Что пришлось ребятам

                  Повозиться с нею.

11 ученик: Лишь закат осенний

                  Озарит окошки,

                   Мы в золе горячей

                   Напечем картошки.

12 ученик: Картошка, картошка —

                 Урожай богатый!

                 Вкусную картошку

                 Любят все ребята.

13 ученик: Чтоб картошки было больше, мы добавили навоз.

В результате — урожая увезли мы целый воз.

Аккуратно перебрали, а потом сушили

И в подполье по сортам в ящики сложили.

14 ученик: С удовольствием картошку

Парим, варим, жарим,

А когда ее едим,

Хвалим, хвалим, хвалим.

С корочкой румяной

Она вкусна вдвойне,

Поэтому с ребятами

Частенько во дворе

Картофель ароматный

Печем мы на костре…

Песня «Сколько раз на привале мы картошку пекли»

Сколько раз на привале

 Мы картошку пекли,

 Пировать-пировали,

 Разговоры вели.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Очень тонкое дело,

 Даже для знатока,

 Подрумянить умело

 У картошки бока.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Из ладошки в ладошку

 Ты ее покидай,

 А посолишь картошку —

 Остывать не давай.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Ключевою водою

 Мы картошку запьем,

 И конечно с тобою

 У костра запоем.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

 Ах, картошка, картошка

 В кожуре уголек,

 Золотистые искры,

 Голубой дымок.

15 ученик: Мы напарим, мы наварим, напечем —

Ведь любая нам работа нипочем.

Из картошки можно сделать столько блюд,

Что угодно для души найдешь ты тут.

16  ученик: Картошке нашей каждый рад,

Я положу ее в салат.

17 ученик:  А для меня нет лучше в мире,

Чем картошечка в мундире.

18 ученик: Нажарим для Данечки

Румяные дранички.

Готовы для Ирочки

С картошкой варенички.

19 ученик: А ты, Вовочка, шанежку скушай.

20 ученик А тебе, дружок, с картошкой пирожок.

21 ученик: А для нашей Машеньки с молочком толченка.

22 ученик : А для Нины, смотри, — картофель фри.

23 ученик: А ты, Кирюша, жареной покушай!

24 ученик: Тебе, Серёжа, с картошкой окрошка.

25 ученик: А тебе, Жанна, на костре испечем.

26 ученик Мы не зря все собирали урожай!

Приходи и то, что любишь, выбирай!

Хором: Знают люди с детских лет,

Что вкусней картошки — нет!


27 ученик Как-то мальчик Юра

 ел себе картошку,

 Он картошку кушал

 твердою рукой.

 Говорит картошка:

28 ученик – Что-то я забыла,

 Кто же я такая?

 Кто же ты такой?

 Кто же мы с тобою,

 милый мальчик Юра?

 Кто бы мог доверить

 эту тайну нам?

29 ученик – Я-то мальчик Юра,

 А вот ты откуда,

 я не знаю сам.

 Может, ты испанка,

 может, ты японка,

 Может, ты цыганка,

 может, папуас?

 Может, ты бандитка,

 может, ты шпионка?

 Может, с парашютом

 сброшена на нас?

 27 ученик Шепотом картошка

 говорит тихонько:

28 ученик – Ты меня не выдашь,

 ты ведь не трепач?

 Ты меня не знаешь,

 ты меня не видел,

 Ты меня, шпионку,

 за щекою спрячь!

Учитель:  Поиграем мы немножко.

                  Игра на внимание  — «Копешка, тропинка, картошка».

Учитель говорит слова, выполняет несложные движения:

 «копна» (копешка) — стоя, поднять руки вверх,

 «тропинка» — приседает,

  «картошка»  — руки на пояс

 Участники игры все повторяют. Когда движения запомнились, учитель начинает путать детей — говорит одно, а делает другое. Побеждают самые внимательные.                              

Ода картофелю

30 ученик . В одном прекрасном царстве…

31 ученик . А может, и не в царстве…

30ученик . Жила-была картошка…

31 ученик . А может, не жила.

30ученик . Была она большая…

31 ученик . А может, небольшая…

30ученик. Кругла, бела, глазаста…

31 ученик. А может, не была.

30ученик. А если в чугуночке

 Ее ты в печке сваришь…

31 ученик . А если и не сваришь…

30ученик. Но можно ведь сварить.

 Посолите немножко…

31 ученик. А может, посильнее…

30ученик. С огурчиком хрустящим…

31 ученик . С соленым, может быть,

 Ее ведь можно съесть.

 Вкуснятина!

32 ученик.  Лучше песен про картошку

 В мире  не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

ЧАСТУШКИ


1. Про картошку золотую

Мы частушки вам споем

По утрам  её родную.  

Каждый день жуём,  жуем

2. Посадили мы пшеницу –

Вырыли картошку

Не пойму я, от чего –

У картошки рожки.  

3. Урожай картошки есть

Значит будет, что поесть

Если много есть картошки

Будут быстро бегать ножки

4. Очень я люблю картошку

Ем на ужин и обед

Если б не было картошки,

Был не мил мне белый свет.

5. Ох, картошечка картошка

Как ты милая вкусна,

Много блюд мы приготовим,

Будем сыты навсегда.

6. Мы варили всей семьей

Русскую картошку

Отказалась от нее

Только наша кошка.

7. Мы картошки много съели

И от вкуса обалдели

Если будем много есть

В двери нам уже не влезть.

8. Не пойду на танцы я

С мальчиком Антошкой

Потому что у него

Вырос нос картошкой.

9. Приходи ко мне миленок,

Приходи по задам.

Не жалей моей картошки

Шлепай прямо по грядам

10. Загляделась я на Ваню

Сидя у окошка.

Пригорела на плите

Вся моя картошка

11.  Если мы картошку вместе,

Заодно запели песни,

А соседи усыхали,

На картошку прибежали.

12.Каждый день картошка в доме

Жарится и варится,

Этим овощем недаром

Вся Россия славится.

13. Мы частушки про картошку

Вам пропели от души,

А теперь бы мы хотели,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: В одной литовской сказке сказывается: раз батрак опоздал на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: «Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд». — «Какие 20 блюд?» — заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: «Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую…». Картошка-кормилица подчас была единственной пищей крестьянина-бедняка.

Аукцион назвать блюда из картошки – победитель получает приз

Инсценирование стихотворения «Ссора»

33 ученик: Однажды картошка приходит к морковке

И видит: морковка лежит в упаковке.

34 ученик -Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?

35 ученик -Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:

Сегодня меня пригласили к ножу.

Меня без тебя пригласили к нему,

Тебя я, картошка, с собой не возьму.

33 ученик : Картошка сказала:

35 ученик «Подумаешь, нож!

Чихать мне на то, что меня не возьмешь!

Две ложки меня пригласили на щи.

Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Еще пригласили меня в 4 класс,

У них между прочим праздник сейчас.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Ну, споемте-ка ребята-бята-бята-бята-бята,

Жили в лагере мы как, как, как,

И на солнце как котята-тята-тята-тята

Грелись эдак, грелись так, так, так.

Наши бедные желудки-лудки-лудки-лудки-лудки

Были вечно голодны-ны-ны

И считали мы минутки-нутки-нутки-нутки-нутки

До обеденной поры-ры-ры!

Ах, картошка, объеденье-денье-денье-денье-денье

Пионеров идеал-ал-ал!

Тот не знает наслежденя-денья-денья-денья,

Кто картошки не едал-дал-дал!

Здравствуй, милая картошка-тошка-тошка-тошка,

Низко бьем тебе челом-лом-лом.

Наша дальняя дорожка-рожка-рожка-рожка

Нам с тобою нипочем-чем-чем!

Учитель: Что-то засиделись мы немножко

 И, вставать уж вроде, силы нет,

 Но зовет на поле нас картошка

 Подвигаться и поиграть немножко.

Эстафета

(дети стоят в двух командах, у первого игрока ведро с картошкой).

1. «Посади картошку» (Вперед бежать — картошку положить в обруч).

2. «Сбор урожая» (Собирать картошку по одной).

3. «Пронеси картошку в ложке» (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).

4. «Картошка»

— Ведущий задает вопросы, а ребята на любой его вопрос должны отвечать: «Картошка». Примерные вопросы:

• Что вы кушали на обед?

• Что бы вы хотели съесть на ужин?

• А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?

• Что привезла вам сегодня в подарок мама?

• О чем вы мечтаете ночью?

• Как зовут твою любимую собаку?

5. «Горячий картофель»

Дети садятся в круг, водящий — в центре. Он бросает картофелину кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Ребята перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг водящий командует: «Горячий картофель!». Тот, у кого в этот момент картофелина окажется в руках, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется один человек. Ему вручают приз.

6. «Попади в ведро»

Задание: попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

7. «Подними ведро»

Задание: поднять ведро с картошкой как можно больше раз. Кто победит?

8. «Сыр или картошка»

Задание: проделать зубочиской в картофеле как можно больше отверстий за 10 секунд.

9. Игра со словом «Картошка»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут – новые слова!

10. «Порезвимся»

Задание: пронести картошку, зажав ее между палочками. Чья команда быстрее?

11. «Веселые задачи»

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной?

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером?

3. Две картошки летели с одинаковой скоростью, хотя и были брошены разными мальчиками друг в друга. К счастью, обе картошки промахнулись. Первая картошка пролетела 6 метров, а вторая — 8 метров. На сколько метров сильнее был обижен первый мальчик, чем второй?

4. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными?

12.  «Картофельный хоккей».

Каждый участник клюшкой должен загнать картофелину в ведро.

13.  «Кто лишний».

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки – выбывает.

36 ученик: Картошку можно пожарить,

 Картошку можно сварить,

 Картошкой можно вагоны затарить,

 Картошку нужно любить!!!

37 ученик: Из картошки можно сделать столько блюд,

Что угодно для души найдешь ты тут.

Мы не зря все собирали урожай!

Подходи, и все что хочешь выбирай!

38 ученик: Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Дары осени примите

 И за стол все проходите,

 Дружно вместе угощайтесь,

 Ешьте, ешьте, не стесняйтесь!

Цели и задачи:


  • создание атмосферы сотрудничества и
    творческого соревнования, развитие навыков
    коллективной творческой работы;
  • развитие ключевых компетенций школьников через
    включение детей в различные виды деятельности и
    в процессе их подготовки к конкурсу.

Подготовительный этап.

Для подготовки к празднику учащиеся получили
домашнее задание (приложение 1).

Оформление зала.

Зал украшен рекламными плакатами и баннерами о
пользе и значении картофеля: «Позитивная
картошка!!!», «Крошку картошку — ешь большой
ложкой!», «Вырастил картошку — помог семье!» и
т.д. Перед сценой — выставка самых больших
картофелин урожая 2008, выставка буклетов
«Картофельные рекорды» (приложение 2).

Ведущий. Уважаемые ребята! Мы собрались с
вами, чтобы отметить окончание осенних работ. Я
приглашаю вас на бал в картофельное королевство.
Правит в этом королевстве Король-Картофель,
помогает ему в этом нелёгком деле Советник
Короля-Картофеля, а создаёт хорошее настроение и
праздничную атмосферу Хор Короля-Картофеля.

Хор Короля-Картофеля

(поёт)

Мы корзиночки несем,
Хором песенки поём:
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Едем, едем мы домой
На машине грузовой
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!!!

Король-Картофель. Урожай собирай и на зиму
запасай!!! Собрали, запасли и что? Тоска! Летом в
огороде так интересно: то морковке подмигнёшь, то
капусте улыбнёшься, то с луком о политике
поболтаешь. А теперь сиди тут и думай, как бы не
сгнить!!!

Советник Короля-Картофеля. Да хватит вам,
ваше величество, причитать. Ведь сейчас самое
время балы устраивать, праздники проводить!

Король-Картофель. С кем веселиться-то, с кем?
Картофелепринцы и картофелепринцессы мне и
здесь надоели, а кого позвать? Да и как пригласить
их?

Советник Короля-Картофеля. Вы только
прикажите, ваше величество, а уж мы сами всё
организуем!

Король-Картофель. Ну что ж, приказываю:

Принцессам с полей и огородов явиться на бал к
Королю-Картофелю! Хочу посмотреть я, какая из них
красивее да умнее, приветливей да вкуснее.

(исполняется Танец маленьких картошечек)

Хор Короля-Картофеля.

Песня из кинофильма «Завтрак на траве».
(Музыка В. Шаинского, слова М.Львовского)

Сколько раз на привале
Мы картошку пекли.
Пировать — пировали,
Разговоры вели.

Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголёк,
Золотистые искры-
Голубой дымок.

Очень тонкое дело
Даже для знатока-
Подрумянить умело
У картошки бока.

Припев:

Из ладошки в ладошку
Ты её покидай!
А посолишь немножко-
Остывать не давай!

Припев:

Ключевою водою
Мы картошку запьём
И, конечно, с тобою,
У костра запоём

Припев

Маленькая Картошечка. Знают обо мне все-все
на свете:

Богачи и те, кто не богат.
Всяк меня по своему готовит:
Варит кто, кто жарит, кто печёт.
Но едят меня повсюду, и повсюду
Мне за это слава и почёт.

Советник Короля-Картофеля. Ребята! А знаете
ли вы, как, где и откуда появилась картошка? Не
знаете? Вот сейчас мы вам расскажем об этом.

Мудрец.

Я великий чародей,
Друг и взрослых и детей.
Мне подвластно всё кругом:
Сделать ночь могу я днём,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака
Вам скажу я по секрету:
Много я бродил по свету,
Отросла за те года
Вот какая борода.
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Только мы к ним привыкаем
И совсем не замечаем.
Вот пример вам. Чудо-крошка!
Что в моей руке?
Картошка!!!
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далёк-
С запада и на восток.

1 Маленькая Картошечка. Родина картофеля —
Перу и Чили, его использовали в пищу индейцы. В
Европу завезён вначале в Испанию, благодаря
любознательному юноше Педро Леон де Сьеза. С 1565
году Антуан Пармантье отдал много сил для
распространения картофеля во Франции.

2 Маленькая Картошечка. В Россию картофель
попал как диковинное растение. Петр 1 прислал из
Голландии графу Шереметьеву мешок клубней под
названием «земляное яблоко». Распространение
картофеля среди крестьян велось принудительно и
не всегда успешно.

3 Маленькая Картошечка. В 1842 году после указа
Николая 1 об обязательной посадке картофеля
возникли народные волнения. Однако всё же
вскоре простая по технике возделывания культура
картофеля, обладающая высокими вкусовыми
качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла
прочное место в земледелии России.

4 Маленькая Картошечка. Еще в 1765 году было
создано для пропаганды культуры картофеля
Вольное экономическое общество России. В его
изданиях печатались статьи о картофеле, советы
по его возделыванию, рассказывалось об опыте
получения высоких урожаев. Выдающуюся роль в
пропаганде картофеля сыграл русский агроном
Андрей Тимофеевич Болотов. В 1770 году он
опубликовал статью об основах возделывания
картофеля.

1 Маленькая Картошечка. Одним из первых
российских селекционеров-картофелеводов второй
половины прошлого века был петербургский
огородник, крестьянин Ярославской губернии Ефим
Андреевич Грачев. Он создал 25 сортов скороспелой
кукурузы, 8 сортов гороха, 3 сорта лука и около 100
сортов картофеля! Его сорта картофеля отличались
крупностью клубней, отменным вкусом и высокой
урожайностью. Были среди них оригинальные сорта
с необыкновенно высоким содержанием крахмала —
до 33%.

2 Маленькая Картошечка. За выдающиеся заслуги
в области селекции сельскохозяйственных
растений Е. А. Грачев был отмечен наградами на
четырех международных выставках. В 1877 году
знаменитый русский селекционер был избран
членом Парижской академии сельского хозяйства,
промышленности и торговли.

3 Маленькая Картошечка. Картофельным королем
называли в России Николая Яковлевича
Никитинского, владельца имения в селе Костино,
затерявшегося в лугах между Рыбным и есенинским
Константиновым. Нам почти ничего неизвестно (из
современной научно-популярной литературы) об
этом удивительном человеке. Но остались две
ученические тетради в клеточку с воспоминаниями
его дочери — Натальи Николаевны: «У отца были
опытные участки картофеля. Он скрещивал сорта и
получал, таким образом, новые, а также выписывал
из других стран: Америки, Японии, Германии,
Англии: Он и меня учил любить землю. Отец
по-настоящему любил и знал дело:»

4 Маленькая Картошечка. Вот такие они,
картофельные короли России, вот кто создавал
славу русскому картофелеводству.

Король-Картофель.

Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать:
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поплясать.

Приглашаю всех на картофельную польку!

1 Маленькая Картошечка.

Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!

2 Маленькая Картошечка.

Хоть сердит зеленый лук
Он картошке лучший друг!

Советник Короля-Картофеля.

Из картошки там и тут
Нужный делают продукт,
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут!!!

Король-Картофель. Дорогие гости! Расскажите,
какие вы знаете блюда из картофеля, которые
готовят в других странах.

(Конкурс «Книга рецептов».)

Советник Короля-Картофеля. Ребята, как вы
понимаете пословицу «Ешь картошку, хлеб —
проживёшь до 100 лет»?

(Конкурс презентаций на тему » Наш помощник —
картофель!» (приложение 3).)

Хор Короля-Картофеля. Про Вас, Ваше
Величество, много можно рассказывать, а можно и
спеть, объявляем конкурс частушек, мы начнем, а
вы, дорогие гости, продолжите. В частушке
приветствуется позитивный взгляд на события,
эмоциональность, меткость слова, лаконичность,
самобытность.

(Конкурс частушек картошке собственного
сочинения)

Я картошку откусила
И обратно положила —
Ведь сырую я не ем,
Вот сварю, тогда и съем.

Мы картошку посадили
И полить её забыли.
Её дождик поливал,
Урожай нам поставлял.
Вот теперь сидим, едим,
Летний дождичек хвалим!

Посадили мы картошку,
Ждали мы, когда взрастёт,
Осенью пришли на поле,
А картошка-то гниёт.

Продавала на базаре
Как-то раз картошку я.
Весь картофель разобрали,
Без картошки вся семья!

Вот сварили мы картошку,
Вот покушали её,
Сил прибавилось немножко.
Все частушки — вот и всё!!!

Ведущий. Вот к какому важному гостю вы
сегодня приглашены. Надеемся, что узнали что-то
новое о таком привычном овоще, как картофель,
расскажете об этом вашим родителям и друзьям.
Многие страны гордятся традиционными
праздниками своих национальных продуктов —
сыров, вин, томатов. У нас же в стране — картофель,
ставший неотъемлемым атрибутом русской
национальной кухни, заслуживает собственного
ежегодного праздника: с 2005 года во многих городах
проводится День Молодой Картошки.

А сейчас все приглашаются на картофельный
хоровод!

Король Картофель подводит итоги, награждает
победителей конкурсов Грамотами, сладкими
призами.

Приложение 3.

Праздник «Картофельный бал»

Цель:знакомить детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, использования картофеля в приготовлении пищи.

Предварительная работа:

Подбор и систематизация материала.

Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.

Изготовление картофельных куколок 

 “Эти забавные картошки” (выставка корнеплодов)

Приготовление блюд с использованием картошки.

Сочинения «Хвала Барыне Картошке»

Разработка конспекта занятия.

Ход праздника

Сказочница:Здравствуйте, дорогие ребята! Сколько же вас собралось на празднике! А сказочки любите? Ой, по глазам вижу, что любите, а хотите новую сказочку послушать. Тогда ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.

– В некотором царстве,

В Берендеевом государстве

Жил был царь – отец

В важном деле молодец

И страна у него волшебная

И вода в его реках целебная

И народ мастеровой Всяк с руками и с головой…

И было у царя четыре дочки

А звали их так: Зима, Весна, Лето и Осень

Весна красна да весела,

Лето трудится с рассвета,

Зима сурова уродилась,

Но бывало веселилась.

А вот с осенью беда!

С ней морозно иногда.

То дождливо, то туман,

То девчонкой в поле скачет,

То по две недели плачет.

А не то тоска найдёт

Так с постели не встаёт.

Так что бедный царь — отец

С ней умаялся в конец! (

Выход царя и принцессы Осени) Звучит звуковой сигнал.(Мелодия из мультфильма «Бременские музыканты» 

Царь — отец (идёт за дочкой и поёт)

Ах, ты бедная дочурочка

Посмотри, как исхудала фигурочка!

Посмотри- ка чем тебя угощу…

Принцесса осень

Ничего я не хочу! (отворачивается)

Царь – отец

Ах, ты бедная моя горемычная!

Скушай доченька яйцо заграничное

Может нам обратиться к врачу?

Принцесса осень –

Никуда я не пойду! (отбегает в сторону)

Царь,- отец

Для поправки твоего настроения,

Не устроить ли нам здесь представление.

Хочешь бал я для тебя закачу?

Принцесса осень

Ах, конечно же хочу! (хлопает в ладоши, кружится)

Царь,- отец

Наконец — то, дочь моя перестала слёзы лить. (хлопает в ладоши и издаёт указ)

Слушай все мой указ

– Добрым людям мой наказ.

Всем кто с дочкою знаком,

Срочно выехать в мой дом.

Во дворце немедля быть!

Да с собою захватить

Сто стихов да песнопений.

Шуток, танцев иль печеней.

И ещё сюда бы надо нам Из сказочного сада.

Кто какую б мог усладу,

Лишь бы дочь была бы рада

Кто же осени польстит

Кто и как ей угодит?

СказочницаВидимо, невидимо собралось гостей

Гостей со всех волостей.

и садов и огородов.

И румяных и здоровых

Принцесса осень

Я гостей на бал зову.

С нетерпением всех жду.

обещаю слёз не лить.

И не хныкать, и не ныть  Буду с вами я дружить.

Царь,- отец Что ж, принцесса в сборе.

Званный бал начнётся вскоре.

Гостей ровно привечай.

Кротко, ласково, встречай.

А кому уж начинать Тебе; милая, решать.

Осень Я по залу пойду На гостей погляжу! А кому цветок подарю Того и выступать приглашу.

(Звучит музыка «Времена года», отдаёт цветок ……….

СказочницаВнимание! Гость первый самый верный. ОГОРОДНИЦА

Дарья огородницаЯ слышала у вас тут бал

Скорей приходи и друзей приводи.

Ведь нет у дружбы преград на пути

Я вижу морковку и спелый арбуз.

А вот перед нами томат карапуз.

Капуста, петрушка скорее все в круг.

Давай, зажигай.

Оторвёмся мой друг.

Выходят ребята и становятся в круг.

Дарья огородницаУрожай у нас хорош

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста.

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный и серьезный спор.

Кто из них, из овощей

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек – Ну и хвастунишка!

Горошек :Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Дарья огородница От обиды покраснев свекла проворчала.

Свекла Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала,

Свеклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай

Лучше свеклы нету!

КапустаТы уж свекла помолчи!

Из капусты варят щи

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!

ОгурецОчень будете довольны

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить меня зачем?

Я и так известна всем!

МорковьПро меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку

– Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Дарья огородницаТут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дарья огородница У окна поставьте ящик.

Поливайте только чаще

И тогда, как верный друг

К вам придет зеленый лук.

ЛукЯ – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг,

Я – простой зеленый лук!

Картошка Я, картошка, так скромна

– Слова не сказала… Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Дарья огородницаСпор давно кончать пора,

Спорить бесполезно!

Кто-то, кажется, стучит…

(хором все)

Это Доктор Айболит!

Дарья огородницаКто из всех, из овощей

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях Будет всех полезней?

Айболит Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Все, без исключения.

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус

И решать я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее!

Дарья огородница Что же ребята, давайте покажем осени какой хороший урожай мы собрали. Мы возьмём ведёрки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку

Картошка, картошка,

Урожай богатый!

Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем…
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…

III. Рассказ учителя.

Картофель составляет основу питания большинства людей из разных стран мира. Его называют вторым хлебом. А сходство с хлебом действительно есть. Ведь она, так же как и хлеб не надоедает и не приедается. Мы так привыкли к картофелю, что не представляем свой стол без него. Но так было не всегда…

IV. Презентация.

Родина картофеля – Южная Америка. Индейцы, выращивающие картофель называли его «Земляным яблоком». История переселения её в Европу и Россию богата разнообразными событиями, так как здесь не сразу разобрались в пищевых достоинствах «заморского чуда»

Например, во Франции (ещё в конце XVIII века) больше всего ценили цветки картофеля, из которых сплетали букеты и украшали ими королевские головы и дворцы. А использовать в пищу и не думали.

А кое-где пытались есть ядовитые зелёные плоды, которые появляются осенью на кустах картофеля. Они ядовиты! Люди получали отравление и ни в какую больше не хотели сажать картофель.

Ни царские, ни королевские указы не могли заставить людей сажать картофель. И только находчивость и смелость французского аптекаря Антуана Пармантье помогли решить эту проблему. Когда он был в плену и попробовал картофель с солью, ему это блюдо очень понравилось. Вернувшись из плена, он стал пропагандировать эту культуру.

Антуан Пармантье стал давать званые обеды, где угощение целиком состояло из картофельных блюд. На этих обедах стали появляться знаменитости и люди царского двора. Но народ по-прежнему не хотел сажать картофель.

Тогда Антуан Пармантье прибегнул к хитрости. Засеял участок земли картофелем. Днём ставит у картофельного поля вооруженную охрану и таблички вокруг поля с грозными предупреждениями: «Каждый, кто посмеет украсть драгоценный овощ, будет подвергнут штрафу». Дело закончилось так как он и предполагал, – крестьяне ночью стали похищать запретные плоды, варить их и есть, а потом и сажать.

В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр I Но заморского гостя в России тоже встретили в штыки. Крестьяне называли его «чёртово яблоко» и наотрез отказывались сажать и употреблять в пищу. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Лишь в конце 18 века картошку стали высаживать повсеместно и называли ее «вторым хлебом»

Ученик Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

Конкурс: “Посадка картошки” (Белорусская игра).

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой . От команды по 6 человек : 4 ребенка и 2 родителя.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий:А сейчас самое время спеть песню “Про картошку”. И не просто спеть, но и исполнить инсценировку. Конкурс: “Инсценировать песню”.

Каждая команда поет по куплету песни и инсценирует.

Песня “Картошка” муз. и сл. В. Попова

1.     Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки 
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Пионеров идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

2.     Другая группа родителей с детьми придумывают стихи о картошке

…                           картошка

…                           немножко

…                           дружно

…                           нужно

…                           веселее

…                           не заболеет

…                           нипочём

…                           в каждый дом

…                           любые

…                            иные

…                            по плечу

…                            есть хочу

УченикАх, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла!
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

Прибалтийский шуточный танец:  «Танец с картошкой»

Танцующие становятся друг против друга, зажав между лбами по картофелине, пары упершись в картошку лбами, стараются выполнить любые танцевальные движения. Если картошка падает, пара выходит из круга. Побеждает та пара, которая протанцует дольше всех.

ВЕДУЩИЙ  Ребята, участвуя, в играх вы показали, какие вы все ловкие, смелые, активные. А сейчас поиграем в игру, в которой необходимо помнить о согласовании слов. Запишите в соответствующие столбики нужные слова, например: картофельный лист, картофельное поле, картофельная ботва и т. д. К а р т о ф е л ь н …….. Ый, АЯ, ОЕ

V. Частушки.

1. Вы не сварите обед 
Если его в доме нет 
С виду вроде бы простой
Это русский хлеб второй.

2. Её люди прославляют 
Даже песни сочиняют 
Если вырос урожай
Смело лето провожай.

3. Под землёю как наседка
Она гнёздышко свела
И глазастых своих деток
Нам под осень привела.

4. Я и жарю, и варю
Её понемножечку
Спасибо русскому царю
За вкусную картошечку.

5. Я читала в букваре
И слыхала во дворе
Говорил мне старый дед:
Без картошки жизни нет.

6. Ложка дорога к обеду
А к частушечке -гармонь
Мы пропели вам куплеты
Хорошо, а может нет!.

Ученик Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать:

Без картошки на  «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

«Пронесем картошку».

По два участника встают друг против друга, лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки. Побеждает та команда, которая наиболее ловкая и быстрая.

«Сбор картофеля».

Картофель рассыпается по полу, от бригады по одному человеку собирают картофель в пакет. Условие: брать можно только по одной картофелине. Кто больше соберёт.

УЧЕНИКВарим, жарим и печем – 
На костре, в духовке,
Даже вместе с шашлычком
Справимся мы ловко!
И с укропом молодая – 
Просто объедение!
А вот… чистить, не скрываю,
Для меня – мучение!

«Чистка картофеля спиралью» (чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее).

Кстати, об очистке. Поручается она, как правило, самым неопытным поварятам. А между тем здесь нужна рука мастера: все самое ценное в картошке, как и в яблоке, находится в кожуре и миллиметровом слое под кожурой. По этой причине готовить генерала нашей кухни лучше прямо в мундире. Диетологи советуют готовить в кожуре лишь молодую картошку, после декабря урожай уже считается старым.

Инсценированние стихотворения.

— Мне совет ваш, детки, нужен:
Что покушаем на ужин?
Сын, мечтаешь о блинах?
— Свари картошку, мам, «в штанах»!
Возмутилась дочка Юля,
Две слезинки на глазах:
— Лучше ты свари в кастрюле…
Не вари ее в штанах!

Дети исполняют песню “Про картошку”

муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского

1.Сколько раз на привале
Мы картошку пекли
Пировать – пировали
Разговоры вели
Припев:
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры, 
Голубой дымок.
(припев повторяется дважды).
2.Очень тонкое дело
Даже для знатока
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
3. Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай, покидай!
А посолишь картошку –
Остывать не давай!
Припев.
4. Ключевою водою
Мы картошку запьем
И. конечно, с тобою,
У костра запоем.
Припев.

Ведущий: конкурс: “Поджарь картошку”.

Варите картошку хорошо, а жарить умеете?

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

«Пронесем картошку».

По два участника встают друг против друга, лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки. Побеждает та команда, которая наиболее ловкая и быстрая.

Представление поделок из картофеля.

У этой картошки
Есть ушки и рожки,
На олененка похожа она.
А эта картошка
Немножко
Напоминает слона.
А эта малютка-картоха – 
Забавный котёночек-кроха,
А та, что с ней рядом – 
Баба-Яга,
Нос крючком и кривая нога

Представление блюд.

Царь-отец

К концу подходит праздник  наш,  и гаснут свечи.

Ну, как принцесса Осень удался наш бал?

Осень   Удался на славу. Я такая счастливая. Спасибо папочка.

На плечи лопаты –
И в поле, ребята!
Работе мы рады
И отдыху рады!
— Соберём мы всю картошку поскорей.
Позовём на угощенье всех друзей!
— Мы нажарим, и наварим, напечём – 
Ведь любая нам работа нипочём!
— Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдёшь ты тут.
— Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки – нет!

конкурс: “Картофельный аукцион”.

Дети называют и показывают блюдо из картофеля.

IX. Дегустация блюд.

Автор: Коротяева Ирина Владимировна

КАРТОФЕЛЬНЫЙ БАНКЕТ

(праздник в 4 классе)

Звучит песня «Картошка» (слова А. Жарова).

1-й ведущий: Добрый день, друзья!

2-й ведущий: Мы рады новой встрече с вами.

1-й ведущий: Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.

2-й ведущий: А почему «необычный»?

1-й ведущий: Так ведь у нас сегодня праздник. Но чествовать мы будем… Сейчас узнаете кого.

2-й ведущий: На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
1-й ведущий: О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
2-й ведущий: Подумайте немножко —
Что это? (картошка)

1-й ведущий: Сегодня мы будем говорить о самом замечательном заморском овоще — о картошке, картофеле.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне —
Жила картошечка в земле.

2-й ведущий: Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
1-й ведущий: О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним

1-й ведущий: Итак, мы приглашаем во главу нашего стола ее Несравненное Величество мисс Картофелину со свитой.

Входят мисс Картофелина и свита — несколько фрейлин.

Учитель: Уважаемая мисс Картофелина, этот праздник в вашу честь.

Как вы думаете, ребята, почему мы решили чествовать именно этот овощ?

У нас в народе говорят: «Картошка — хлебу присошка», «Картошка — хлебу подспорье», «Картошка — кормилица». Это правда?

Обращается к Картофелине.

Картофелина: Конечно. В одной литовской сказке сказывается: раз батрак опоздал на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: «Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд». — «Какие 20 блюд?» — заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: «Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую…». Картошка-кормилица подчас была единственной пищей крестьянина-бедняка.

1-я фрейлина: Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина: Около 500 лет назад моих предков нашли в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их «папа», они служили индейцам главным средством пропитания. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо — высохшие клубни, которые могли храниться долгое время.

2-я фрейлина: Каким же образом картофель стал «вторым хлебом» и у нас? 3-я фрейлина: Это произошло гораздо позже. Из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя, и самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но испанцам картошка не понравилась, потому что они пытались есть её сырой. 4-я фрейлина: Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия. 5-я фрейлина: В Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню. 6-я фрейлина: Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды — небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым яблоком». 7-я фрейлина: В то время модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы выставлялись в Париже и Берлине в специальных оранжереях. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение. 8-я фрейлина: Да, надо сказать, что в ту пору сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же вокруг картофеля ходило немало суеверий. Поговаривали, что плоды его родятся с головой и с глазами, как у человека, поэтому есть картофель — значит съедать души человеческие. Люди наотрез отказывались сажать картофель. Картофелина: В Россию я попала так: царь Петр I прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось разведением картофеля. 9-я фрейлина: Но картофель не сразу прижился. Чиновники, вместо того чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех выпорем!». Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска. 10-я фрейлина: И когда же люди поняли, наконец, что это вкусный и сытный овощ? 11-я фрейлина: В 60-х годах XVIII века начался голод. Медицинская коллегия обратилась в Сенат с заявлением, что лучший способ борьбы с голодом «…состоит в земляных яблоках». Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно. Тогда же русский ученый Болотов первым написал о пользе «тартофеля», как он его называл. 12-я фрейлина: Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелина: Я так рада, что вы любите меня. Что же еще обо мне вы знаете? Ведущий: И загадки знаем, и стихи, и частушки, и песни! Частушки: 1. Про картошку золотую

Мы частушки вам споем.

Любим мы её родную,

Каждый день ее жуем .

2. Урожай картошки есть —

Значит, будет, что поесть.

Если много есть картошки —

Будут быстро бегать ножки

3. Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу:
Папа роет, мама носит,
Ну, а я руковожу.

4. Очень я люблю картошку,

Ем на ужин и обед.

Если б не было картошки,

Был не мил мне белый свет.

5. Ох, картошечка картошка

Как ты милая вкусна,

Много блюд мы приготовим,

Будем сыты навсегда.

6. Не пойду на танцы я

С мальчиком Антошкой

Потому что у него

Вырос нос картошкой.

7. Загляделась я на Ваню

Сидя у окошка.

Пригорела на плите

Вся моя картошка

8.  Если мы картошку вместе,

Заодно запели песни,

А соседи усыхали,

На картошку прибежали.

9.Каждый день картошка в доме

Жарится и варится,

Этим овощем недаром

Вся Россия славится.

Учитель: Действительно, очень много нового мы сегодня услышали об обыкновенной, всем известной картошке. Наверно, нет ни одного человека, который не любит этот овощ. Не правда ли? А что такое картошка с научной точки зрения? Ученик 1: Картофель – это универсальное удобрение, средство для удаления пятен, пищевое сырьё, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, спирт, кофе, дрожжи, шоколад и т.д. Из него получают: лекарства и яд для истребления насекомых.

Ученик 2: Картофель используют в производстве древесины, бумаги, текстиля и нефти, спичек, клея, медикаментов. Картофельный крахмал является идеальным материалом для создания полностью биоразлагаемой пластиковой посуды: ложек, вилок и тарелок. Ученик 3: А знаете ли вы, что помимо его прекрасных вкусовых качеств, картофель является настоящим лекарем. Картофель – это кладезь витаминов, важных для здоровья человека Его применяют в косметических целях, а также используют в народной медицине для лечения многих недугов.

  • Сок свежих клубней излечивает желудок.

  • При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки.

  • А кашицей тёртого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны.

  • Пары отварного картофеля «в мундире» используют для ингаляций. 

  • В зимнее время картофель является основным источником витамина C.

  • Из цветков готовят препараты, улучшающие зрение.

  • Отварную мякоть применяют для приготовления масок для кожи.

  • Если картофельный крахмал нанести на кровоточащую рану, кровотечение быстрее остановится.

Ученик 4: А знаете ли вы, что один из самых распространённых сортов картофеля «синеглазка» назван в честь прадеда А.С.Пушкина «Ганнибал», который первым проводил опыты по селекции картофеля в России?

Ученик 5: А знаете ли вы, что в некоторых странах созданы музеи картофеля? И.С.Бах написал музыкальную пьесу в честь картофеля.

Учитель: Поистине картофель так много сделал для человечества, что заслуживает увековечивания. Каждый из нас готов петь гимн картофелю.

Огромную роль сыграла картошка во время Великой Отечественной войны. Немало солдат и простых людей спасла она от голода. Вот что пишет о картошке в своей повести «Ода русскому огороду» Виктор Астафьев:

«… К слову сказать, воин наш русский многим обязан ей, родимой картошке! Где угодно готов это утверждать. Фронтовые дороги длинные, а кухня отстала. Всё-то она отстаёт, проклятая, во все времена войны отстаёт. Но есть солдату надо хоть раз в сутки! Глянул солдат налево – картошка растёт! Глянул солдат направо – картошка растёт! Лопата при себе. Взял за пыльные космы матушку-кормилицу, лопатой ковырнул, потянул с натугой – и вот полюбуйся: картохи из земли возникли, рассыпались, лежат готовые на поддержку тела и души…». Картофелина: Картофель выращивают в 125 странах мира. Индейцы называли меня «папа», ученый Болотов — «тартофелем», сейчас называют картофелем. Но есть у меня еще много разных имен. А можете ли вы их назвать?

( Англичане зовут картофель потато, финны – тарту, итальянцы – тартуфоль, французы – пом-де-тер, немцы – картофельн, украинцы – картопля, белорусы – бульба.)

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню про картошку.

Песня “Картошка” муз.и сл. В. Попова

Эх, споемте-ка ребята-(бята-бята-бята)
Жили в лагере мы как-(как-как) ,
И на солнце, как котята-(тята-тята-тята)
Грелись этак, грелись так-(так-так) .

Наши бедные желудки
Были вечно голодны,
И считали мы минутки
До обеденной поры.

Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.. .
дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.

Здравствуй, милая картошка,
Бьем поклон тебе челом, —
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!

Ах, картошка — объеденье,
Пионеров идеал!
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!

Учитель: А сколько нужно потрудиться, чтобы картофель пришёл к нам на стол!

Его нужно во время в землю положить, чтобы влаги было достаточно. Несколько раз окучить и прополоть от сорняков. А ещё картошку надо обработать от колорадского жука, который очень любит лакомиться зелёными листочками и стеблями. Об этом ребята расскажут и покажут в сценке.

Сценка «Война с колорадским жуком».

Жук: Хеллоу, беби!

Май нэйм из Фредди.

Полосатый и красивый,

Весь я тут.

Май хаус – Колорадо.

Будьте мне рады

И гордитесь,

Что у вас нашёл приют.

На ботве картошки

Прокачусь я, крошки –

Не видать вам, беби,

Чипсов и пюре!

Мальчик: Что ж! Хелпюселф.

Угощайся,

К новой пище приобщайся.

(Мальчик брызгает на колорадского жука из распылителя.)

Картофелина: Спасибо, что спасли меня от этого злостного вредителя

Учитель: Пришло время картошку убирать и посмотреть сценку-сказку про деда с бабой, внучкаАнтошку и картошку.

Сценка «Антошка»

Автор: Есть в деревне один дом,

Дед и баба живут в нём.

Старики живут, не тужат,

И с работой они дружат.

Дед: Засадили в этот год

Весь картошкой огород.

Баба: Поливали, удобряли,

От вредителей спасали.

Дед: Летом в гости ждём Антошку,

Чтоб помог копать картошку.

Автор: Вот приехал удалец,

Настоящий сорванец:

Веселится и поёт,

А работать не идёт.

Как-то утром спозаранку

Вышли старики на грядку,

Посмотреть на урожай.

Дед: Эх, картошка уродилась!

Уж пора её копать.

Баба: Надо нам внучка позвать,

Чтоб помог в работе трудной.

Дед: Эй, Антошка, выходи,

Деду с бабой помоги!

Вся картошечка созрела,

Так и просится с земли.

Антошка: Ты, дедуля, погоди,

И, бабуля, подожди.

Надо музыку дослушать,

Танец новый разучить.

Дед: Ох! Ох! Ох! Ох! Ох! Ох!

Пойдём, баба, в огород.

Автор: Вот и вечер настаёт,

Внук танцует и поёт.

А дедуля и бабуля

Урожай убрали в срок.

Антошка: Дед и баба, я иду!

Есть картошечку, люблю,

Я копать вам помогу.

Баба: Внук, ты долго собирался,

Урожай уж весь убрался.

Дед: Мы трудились, не ленились,

Долго ждали мы тебя.

Ты всё пел и танцевал,

Нам копать не помогал.

Автор: Стало стыдно вдруг Антошке,

Спрятал он подальше ложку.

Антошка: Дед, бабуля, извините,

Вы меня, прошу, простите!

Вот уж в следующем году

Я вам точно помогу.

А сейчас полью капусту,

Дров для печки наколю.

Баба: Ну, Антошка, молодец!

Исправился удалец!

И за это я ему

Пирог с картошкой испеку.

Автор: Вот и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Учитель: Пришло время поиграть. Давайте проведём картофельные игрища.

Игра 1. «Кто больше?»

(Составление слов из слова «картошка»)

Игра 2. «Составь пословицу»

Учитель:Пока ребята составляют слова, вспомним, какие пословицы есть в русском языке о картошке. Я буду называть начало, а вы продолжите.

1.  Картошка да каша — … (еда наша).
2. Голодному и картошка … (лакомство).
3. Картофель хлебу — … (подспорье).
4. На Руси картошка, что гулянка … (без гармошки).
5. Картошку копать, … (не руками махать).

6. Проголодаешься – картофель посадить …(догадаешься).

7. Без труда картошка …(не родится никогда).

Игра 3. «Горячий картофель»

Дети садятся в круг, водящий — в центре. Он бросает картофелину кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Ребята перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться. Вдруг водящий командует: «Горячий картофель!». Тот, у кого в этот момент картофелина окажется в руках, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется один человек. Ему вручают приз.

Игра 4.

Учитель: А теперь, друзья мои, я приглашаю потанцевать. Конкурс: “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют. Участвуют родители и дети. Игра 5. «Почистить картошку» Очистить картофелину так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента из кожуры самая длинная.

Игра 6. “Поджарь картошку”.Чистите картошку хорошо, а жарить умеете?

Выходят два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Игра 7. «Половинки» — разрезать картофелину так, чтобы половинки были равны по весу. Побеждает тот, у кого разница в весе половинок самая минимальная. Игра 8. «Куб» — обрезать картофелину так, чтобы получился правильный куб. Побеждает тот, у кого вырезанный многогранник наиболее похож на куб. Игра 9. «Пластинка» — разрезать картофелину пополам, а затем отрезать от одной из половинок тонкую пластинку. Побеждает тот, у кого срезанная пластинка самая тонкая и притом — самая большая по площади. Игра 10. «Соломка» — нарезать картофель «соломкой» так, чтобы длина каждой «соломки» была не менее пяти сантиметров. Побеждает тот, у кого получится больше всего пятисантиметровых «соломок». Картошка: — Ребята, кто-нибудь из вас пытался приготовить какое-нибудь блюдо из картофеля? Учитель: — Что нужно сделать с картофелем прежде, чем что-то из него приготовить? (очистить) А знаете ли вы, что чем тоньше снимаете кожуру картофеля, тем больше под ней остается белков, витаминов и минеральных солей. А ещё лучше… А что лучше — нам расскажет Лена. Она даст несколько полезных советов.

  1. Лучше всего картофель запекать в «мундире» в духовке, т.к. самые полезные вещества находятся в кожуре.

  2. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов;  очищенный и сваренный клубнями — 60-70%, а нарезанный — лишь 35-50%.

  3. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.

  4. Картофель нельзя переваривать, пережаривать, подогревать

  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.

  6. Молодой картофель чистят так: положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.

Картофелина:

В картошке куча витаминов
Минералов и крахмал.
Он ценный, вкусный и полезный,
Его любит стар и мал.

Учитель: Вот она какая – наша КАРТОШКА! Давайте все вместе споём ещё одну песню про неё.

«КАРТОШКА» из к/ф «Завтрак на привале»

Муз. Владимира Шаинского,

Слова Михаил Львовского

1.Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать-пировали,
Разговоры вели.
ПРИПЕВ: Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
2.Очень тонкое дело,
Даже для знатока,
Подрумянить умело
У картошки бока.
3. Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай,
А посолишь картошку —
Остывать не давай.
4.Ключевою водою
Мы картошку запьем,
И, конечно, с тобою
У костра запоем.

Учитель: Когда слышишь или видишь слово «картошка», сразу появляется аппетит, потому что мы представляем какие блюда можно приготовить из этого овоща. Подскажите мне названия этих блюд. (ответы из зала).

Посмотрите, на нашем столе блюда, приготовленные ребятами вместе с мамами или бабушками. Кто может поделиться рецептом приготовления.

-Сегодня мы поведали вам о ее Величестве Картошке. Вы узнали откуда она к нам пришла, сколько у нее имен, и чем она полезна людям. Приглашаю всех к столу испробовать блюда из картошки!

Подведение итогов конкурса «Забавная поделка». Награждение победителей.

Учитель: Вот и подошел к концу наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в нашей семейной гостиной! Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ!

О сайте

Сетевое издание  «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» www.fond21veka.ru является официально зарегистрированным в РФ средством массовой информации. Сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-82417 от 30.12.2021 года. Опубликованные в сетевом издании материалы являются авторскими и представлены на сайте исключительно для ознакомле-ния. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакцией сетевого издания выступает  ИП Гильмиев Марат Рафилевич (ИНН 165506551997, ОГРНИП 317169000068952). Полная контактная информация представлена ниже и на данной странице.

К сведению пользователей

Использование, в том числе копирование, материалов сайта полностью или частично без согласия автора — запрещено. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Если Вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются Ваши материалы, сообщите нам на электронный адрес: info@fond21veka.ru и материалы будут удалены. Пользуясь сайтом и его услугами Вы безоговорочно соглашаетесь с условиями ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ, ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, в случае несогласия с какими-либо положениями данных документов, следует прекратить использование Сайта и покинуть его.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Картой сегодня праздник церковный
  • Картины художников праздники на руси
  • Картины художников новогодние праздники
  • Картины ильи кабакова праздники
  • Картинку сегодняшнего церковного праздника