Касым праздник гагаузов

Согласно народному календарю, праздник Kaсым – день Св. Димитрия (Aй Димитри) (26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), ко…

  Согласно народному календарю, праздник Kaсым – день Св. Димитрия (Aй Димитри) (26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), который обозначал начало летнего скотоводческого сезона. Однако он праздновался уже не столь пышно как Хедерлез, так как знаменовал собой начало подготовки к тяжелому в хозяйственном отношении времени года – зиме. Деление года на две половины свидетельствует о существенном проявлении глубокой скотоводческой традиции в мировоззрении народа.

В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. К этому времени завершали осенний сев озимых.

На праздник Касым хозяева, имевшие значительное число овец, совершали жертвоприношение животного (курбан) с целью “обеспечить” здоровье и сохранность скота на период зимы (курбан мал саалык ичин). Согласно сведениям М. Чакира, такой вид курбана назывался “Aллахлык”. Вероятно, раньше в честь успешного окончания летнего выпаса овец (на Касым), также как и весной (на Хедерлез), подобное жертвоприношение совершали все хозяева.

Села у которых церкви были названы в честь Св. Димитрия отмечали храмовые праздники “клисянын курбаны” с использованием для обрядовой трапезы жертвенных животных. Мужчины с именем Димитрий и семьи, у которых ангелом хранителем являлся этот же святой, совершали именные и венчальные курбаны (стеуноз курбаны).

Праздники Хедерлез и Kaсым являлись отправными точками в организации скотоводческого хозяйства (выгон скота на пастбища и окончание летнего сезона) и занимали важное место в традиционной культуре гагаузов. Это свидетельствует о сохранении у гагаузов древних представлений о двуцикличном делении года.

Для традиционного мировоззрения гагаузов характерно использование двух календарей: скотоводческого (двуцикличного лето – зима) и земледельческого (четырех цикличного – зима, весна, лето, осень) с разными сферами применения. При этом скотоводческий и земледельческий календарь не противопоставлялись, а дополняли друг друга. Четкое деление по месецам относится к более позднему времени.

И в настоящее время для обозначения двух основных дат скотоводческого календаря используются древние названия (Хедерлез – Kaсым), которые имеют арабское происхождение.

Вопрос о происхождении этих терминов у гагаузов остается открытым. Некоторые сведения позволяют предположить, что народный календарь с его главными праздниками Хедерлез и Касым, вероятно, использовался предками гагаузов еще до прихода турок на Балканы. В этом регионе предки гагаузов, наряду со скотоводством, занимались земледелием, вели оседлый образ жизни и исповедывали христианскую религию. Но при этом отсчет начала сельскохозяйственных работ вели от праздника Касым, о чем сохранилась рифмованная пословица у гагаузов Бессарабии, Болгарии, Кавказа: “Юз он – тарлаан башына кон” (по прошествии 110 дней после праздника Касым можно смело начинать сеять, несмотря на капризы погоды). Это свидетельствует об использовании гагаузами скотоводческого календаря по отношению к земледельческой обрядности.

Подобная система отсчета начала сельскохозяйственных работ была возможна лишь в том случае, когда наряду с земледелием скотоводство продолжало играть важную роль. При этом земледельческая обрядность прикреплялась к скотоводческому календарю.

Если для определения сроков начала сельскохозяйственных работ гагаузы Бессарабии вели отсчет от праздника Касым, то уже в определении сроков начала уборочных работ использовали в качестве отправных дат христианские праздники (Троица, день Св. Петра и др.). Следует отметить, что у гагаузов Болгарии сохранилась древняя традиция отсчета начала уборочных работ от праздника Хедерлез: жатва начинается через 40 дней после праздника “Идриллес”. В данном примере проявляется процесс постепенного отмирания обычаев, связанных со скотоводческой обрядностью в результате смены культурно-хозяйственного типа и увеличения роли земледельческой обрядности.

У народов Юго-Восточной Европы день Св. Димитрия имел такое же значение, а также сохранилось деление года на два сезона (от Св. Георгия до Св. Димитрия) и связь праздников с организацией скотоводческого хозяйства, что объясняется близкими природно-географическими условиями, общим ареалом распространения хозяйственно-культурного типа и схожей формой ведения отгонного хозяйства.

Все что надо знать о гагаузском празднике Касым + рецепт каурмы от Наты Чеботарь

Восьмого ноября жители Гагаузии отмечают особенный праздник – Касым.

Это один из наиболее значимых праздников в традиционной календарной обрядности гагаузов наряду с Хедерлезом, рождественскими и пасхальными, а также другими большими религиозными празднествами, отмечаемыми массово.

В день Касыма во многих населенных пунктах автономии, как и в Чадыр-Лунге, отмечается Храмовый день в честь св. Дмитрия, отправляются особые богослужения.

По исконно гагаузской народной традиции, Касым знаменует официальное начало осенне-зимнего периода (в противовес Хедерлезу, который открывает весенне-летний сезон).

С Касымом у гагаузов связано множество народных примет и традиций, поскольку этот праздник имеет глубокие корни, уходящие в древность.

Считается, что Касым завершает сельскохозяйственный год, знаменует окончание скотоводческого сезона, когда все отары, пасшиеся до этого времени на летних пастбищах, вместе с пастухами возвращаются в селения, к хозяевам.

Все что надо знать о гагаузском празднике Касым + рецепт каурмы от Наты Чеботарь

По традиции, люди, завершив все сельскохозяйственные работы, приготовив запасы на зиму, собрав животных в стойла, начинают готовиться к зимнему образу жизни: мужчины, как правило, в это время больше занимаются домашними делами, а женщины имеют больше времени, чтобы ткать, прясть, вышивать, шить одежду.

И, разумеется, Касым – это пора свадеб.

Об этом рассказывает и старинная гагаузская легенда, согласно которой дочь одного из хозяев, Меневша, находит повод сходить на родник за водой, а там ее дожидается ее возлюбленный Оглан. У чешмы молодые объясняются друг другу в любви, а вскоре происходит сватовство и свадьба.

Старожилы и даже поколение наших родителей помнят, что в давние времена гагаузские свадьбы длились с четверга по понедельник, с момента, когда начинали приглашать гостей, угощая их из чотры, до момента, когда родственники невесты уже после собственно свадьбы приходили в дом жениха, чтобы «кормить невесту».

Наиболее подробно атрибутика и символизм каждого дня гагаузской свадьбы описаны в известном труде Валентина Мошкова «Гагаузы Бендерского уезда», но это настолько объемная тема, что ей придется посвятить отдельную публикацию.

Касым — это не только название народного праздника, но и собственно название ноября в гагаузском языке.

Все что надо знать о гагаузском празднике Касым + рецепт каурмы от Наты Чеботарь

В ноябре приверженцы старых, забытых ритуальных праздников также отмечают и Волчьи праздники, которые, по данным разных источников, идут после Касыма, с 10 по 17 ноября. Эти праздники можно назвать остаточным явлением почитания культа волка, особенно сильно проявлявшегося у давних предков гагаузов.

До наступления пандемии Касым был одним из масштабно отмечавшихся народных праздников, с массовыми народными гуляньями, танцами, песнями.

Отрадно, что в последние годы песенно-танцевальное творчество гагаузов переживает второе рождение, и молодые исполнители подхватывают эстафету у представителей старшего поколения, осовременивая наследие, вместе с тем, бережно относясь к традициям.

В старинном народном творчестве черпают вдохновение многие песенные и танцевальные коллективы Гагаузии, в чей репертуар наряду с современными гармонично вписываются полузабытые, но обретающие новое звучание песенные мотивы, шуточные припевки, обрядовые сценки.

БОНУС!  Как приготовить настоящую гагаузскую каурму

Каурма – традиционное гагаузское блюдо из баранины, без которого не представляется ни одно праздничное застолье истинных гагаузов. Она может подаваться как в горячем, так и в холодном виде, являясь, в первом случае, основным блюдом, во втором – закуской.

Для приготовления каурмы традиционно используется баранина (лучше – ягнятина, тогда блюдо получается особенно нежным и вкусным), но некоторые могут использовать для этих целей и козлятину.

Все что надо знать о гагаузском празднике Касым + рецепт каурмы от Наты Чеботарь

alex-barbov.livejournal.com

Холодная каурма вместе с куском выдержанной домашней брынзы непременно входила в набор продуктов, которые брали с собой пастухи, отправляясь со стадами на дальние пастбища. Каурма готовится на бараньем жире, что не дает продукту испортиться и служит натуральным консервантом.

Интересный материал:  Правящая партия готовит для себя большое «телеоко»

Итак, для приготовления каурмы нам понадобится большой казан, полтушки или небольшой баранчик, смесь гагаузских специй (мюрдя), чабрец, смесь перцев, среди которых непременно должен быть жгучий красный, лавровый лист, соль. Как правило, гагаузы не выверяют количество продуктов, чаще всего готовя на вкус.

Готовится каурма либо на открытом огне (на костре), либо на плите. Духовка для приготовления этого блюда никоим образом не подходит.

Мясо необходимо разделать на мясистые куски и кости. В раскаленный растопленный бараний жир, в первую очередь, закладываются именно костные части – на них, как на защитную «подушку», затем будет укладываться самое ценное – мясо. Обжаренные кости насытят будущее блюдо ароматом и не дадут нежному мясу пригореть или прилипнуть к посуде.

Каурму можно готовить и на обычном подсолнечном масле, это не будет считаться преступлением. Но именно бараний жир придает этому блюду тот самый вкус, не даст каурме рассыпаться и поможет держать форму, если вы решите после приготовления завернуть мясо в пищевую пленку и охладить каурму. Жира нужно брать тоже на глаз, главное, чтобы дно посуды, где вы будете готовить мясо, было полностью покрыто им на 3-5 см в высоту.

Когда в казан заложено всё мясо, его следует сначала жарить на большом огне, не перемешивая и не накрывая крышкой, и так – в течение 1-1,5 часа. Когда кости и мякоть пустят сок, можно добавить специи и немного присолить.

Паприка и жгучий красный перец обязательны  – именно благодаря им растопленный бараний жир приобретает аппетитный золотисто-оранжевый цвет, а мясо – необходимый пряно-острый вкус.

Чабрец и мюрдя (нечто похожее на пряную смесь хмели-сунели) также придают мясу особенный аромат, так что пренебрегать ими я бы не советовала. Со специями главное не переборщить, но и жалеть их тоже не стоит.

Когда мясо протушится на большом огне, пламя следует убавить до минимума, закрыть казан крышкой и держать так до готовности. Обычно на это уходит от пяти до семи часов в зависимости от степени жесткости мяса. Чем старше был баран, тем, соответственно, более грубым и требующим более долгого приготовления будет мясо.

Как определить, готова ли каурма?

Всё очень просто: если вы открываете крышку и видите, что мясо полностью отошло от костей, значит, ваше блюдо готово. К тому времени, уверяю, вам уже будет сложно сдерживать желание немедленно положить мясо на тарелку и начать есть — запахи просто фантастические!

Не знаю ни одного человека, который бы смог оставаться равнодушным к этому блюду, даже если не очень любит баранину. Дело в том, что такой способ приготовления и большое количество пряностей приглушают натуральный запах баранины, который не всем нравится.

Есть, впрочем, еще один маленький секрет, который используют гагаузы, и о котором знают не все желающие поупражняться в приготовлении каурмы. Дарю вам этот секрет просто так: перед тем, как накрыть мясо крышкой для долгого тушения, моя бабушка вливала в казан стакан-два домашнего красного вина. Во-первых, это также способствует некой нейтрализации запаха, а во-вторых, вино, как известно, размягчает волокна, и это особенно хорошо, когда вы имеете дело со «старой» бараниной.

Не знаю, как вам, а мне уже невтерпёж как захотелось каурмы. Такая она, гагаузская кухня!

Приятного аппетита!

Все что надо знать о гагаузском празднике Касым + рецепт каурмы от Наты Чеботарь

Источник gagauznews.md

08.11.2021


В Гагаузии отмечают национальный праздник Касым, знаменующий завершение скотоводческого сезона

Kaсым – гагаузский народный праздник, традиционно отмечаемый в автономии 8 ноября. Он всегда считался началом зимы и окончанием скотоводческого сезона. В этот же день все православные верующие отмечают День св. Дмитрия.

В Гагаузии 8 ноября отмечают гагаузский национальный праздник Касым. Основные мероприятия проходят в муниципии Чадыр-Лунга. В этот день населённый пункт празднует также Храм города.

В одном из городских парков располагаются подворья населенных пунктов района,  оформленные в национальном стиле, а развлекают гостей праздника танцевальные коллективы. Кроме того, на праздничной площадке действуют выставки народных умельцев.

Согласно гагаузскому народному календарю, гагаузский год разделен на две части: 6 мая открывается животноводческий и сельскохозяйственный сезон, а 8-го ноября летний период закрывается, и люди благодарят Бога за урожай.

Уважаемые читатели «Царьграда»!

Вы можете читать новости «Царьград Молдавия» в удобном для вас формате в Вконтакте. 

Если вам есть, чем поделиться с редакцией «Царьград Молдавия», присылайте свои наблюдения, а также новости на нашу почту: tsargrad.moldova@yandex.ru

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Жители автономии 8 ноября празднуют национальный праздник «Касым», который традиционно отмечается в день, когда православные христиане празднуют день Святого мученика Дмитрия. «Касым» у гагаузов считается началом зимы и окончанием скотоводческого сезона. В  этот светлый осенний праздник «Касым»  хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок.

К празднику гагаузы заканчивали все виды работ на приусадебных участках, во дворах наводили порядок, а в погребе отстаивалось свежеприготовленное, молодое вино. По древнему обычаю на праздник «Касым» хозяева, имевшие значительное число овец, совершали жертвоприношение животного с целью «обеспечить» здоровье и сохранность скота на период зимы. В этот день в родительский дом  до сих пор съезжаются дети и внуки. Отмечается  этот праздник в Гагаузии весело и дружно, когда жители собираются все вместе, поют песни, танцуют, угощают друг друга молодым вином и гагаузскими вкусными блюдами.

Легенда о национальном Гагаузском празднике Касым

Легенда рассказывает о молодом юноше и о его возлюбленной и судьбе этой пары.

Главный герой легенды – пастух, который был мудр, умён и очень любил животных. Люди без страха доверяли ему  своих овец, так как видели, что он ухаживает за ними, как за детьми. Но, однажды случилась беда, во время сильного дождя, пастух потерял одну овцу.

Когда на пастбище приехали хозяева, они были возмущены потерей животного и так жестоко выпороли пастуха, что он не был в состоянии ни встать, ни сесть не мог. Молодой пастушок мог бы умереть  от боли и ран, если бы каждую ночь к нему не являлась юная прелестная девушка, которая трепетно взялась ухаживать за ним.

Юноша полюбил свою спасительницу, и не мог дождаться темноты, чтобы вновь ее увидеть. Как все влюбленные, он становился все более нетерпеливым, требовал от красавицы встреч и днем. Она плакала и просила не торопиться, еще не пробил час, когда они могли бы соединить навсегда свои сердца.

Но пастух не послушался девушку. Он решил выследить, куда убегает она, когда на небе появляется первая зорька. Картина, представшая перед глазами, потрясла его. Девушка прыгнула в реку в том самом месте, где когда-то утонула овечка, и исчезла под водой.

На следующую ночь повторилось то же самое. На третью, когда она только собралась прыгнуть в воду, он удержал ее. Девушка плакала, вырывалась, умоляла отпустить, юноша же все крепче прижимал ее к груди.

«Что ты наделал? Ты погубил наше счастье. Потерпел бы еще один день, злые чары реки отпустили бы меня, и мы бы больше никогда не разлучались. Теперь же река будет мстить. Уходи и уведи овец», — горько причитала девушка.

И когда, с первыми лучами солнца на землю пришел день, девушка превратилась в овечку. Это случилось накануне 8 ноября. Пастух пригнал с пастбища отару и раздал овец по домам. Затем вернулся к реке и прыгнул в её бурлящие воды…

Но люди говорили, что каждую весну и до самой глубокой осени он и его прекрасная спутница по ночам приходили на пастбища к пастухам и помогали им, если у них возникали проблемы с овцами. С тех пор день их появления стали называть «Хедерлезом» (6 мая), а день исчезновения – «Касымом». Они знаменовали собой открытие и закрытие пастбищного сезона.

Kaсым (также Касим, Aй Димитри ‘Дмитриев день’, гаг. Kasım) — гагаузский народный праздник, отмечаемый 26 октября (8 ноября) . Считался началом зимы и окончанием скотоводческого сезона.

Обряды дня

В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок.

К празднику гагаузы заканчивали все виды работ на приусадебных участках, во дворе наводили порядок, а в погребе отстаивалось свежее вино. По древнему обычаю на праздник Касым хозяева, имевшие значительное число овец, совершали жертвоприношение животного (курбан) с целью «обеспечить» здоровье и сохранность скота на период зимы. В этот день в родительский дом съезжаются дети и внуки.

Праздник Касым у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два: от Касыма до Хедерлеза — зима; от Хедерлеза до Касыма — лето.

См. также

  • Дмитриев день
  • Хедерлез

Ссылки

  • Квилинкова Е. Н. «Касым» – начало зимы // «Независимая Молдова», 7 ноября, 2001 г.
  • С праздником «Касым»! // Народное собрание Гагаузии
  • Гагаузские традиции, праздники, обычаи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Касута осетинский праздник
  • Кастинг снегурочек сценарий ирины сиротиной
  • Кастинг на роль деда мороза сценарий
  • Кастинг деда мороза сценарий новогоднего утренника
  • Кассиопея праздник цветения