Католический праздник непорочного зачатия пресвятой девы марии

День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества. Во всех европейских костелах в этот день совер...

День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества. Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения.

Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio) — католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не ее девственность), протестантизмом и другими христианскими течениями.

Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына…». Но не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.

В древней церковной традиции не было версии о зачатии без греха Марии ее матерью Анной. Версия непорочного зачатия была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года, хотя еще в 1476 году торжество Непорочного зачатия (8 декабря) ввел папа Сикст IV.

Церковь непорочного зачатия Девы Марии в Вильнюсе (Фото: Bokstaz, по лицензии Shutterstock.com)

Церковь непорочного зачатия Девы Марии в Вильнюсе (Фото: Bokstaz, по лицензии Shutterstock.com)

Согласно католическому вероучению, Мария, единственная из людей, с момента зачатия была освобождена от первородного греха и, вместе с тем, была защищена от самой возможности грешить.

Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии.

Русской Православной церковью День Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы празднуется 22 декабря.

Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отмечаемое 8 декабря, часто называют новым праздником. Действительно, обязательным для всей Церкви Торжеством оно стало, с точки зрения истории, совсем недавно, в начале XVIII века, а догмат, дающий его полное богословское обоснование, был принят ещё позднее, в 1854 г. Но сам праздник не так молод, как можно было бы думать, хотя и появился гораздо позже таких древних Богородичных праздников, как Успение и Рождество Богородицы, сложившихся ещё в Древней Церкви.


С VIII века в Византийской Церкви была известна традиция 9-го декабря, за девять месяцев до Рождества Девы Марии, отмечать праздник Её Зачатия, носивший название «Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы». Позднее, благодаря паломникам, обычай праздновать этот день был принесён в Англию, где стал именоваться праздником Зачатия Марии. В начале XII века ученик и биограф святого Ансельма Кентерберийского Эдмер написал «Трактат о зачатии святой Марии», в котором развил богословскую мысль об освобождении Пресвятой Девы Марии от всякого, в том числе первородного, греха с момента Её зачатия. Память этого события он предложил праздновать 8 декабря. Вскоре праздник распространился в Нормандии, где был очень любим народом, затем дошёл до Франции, а с 1263 г., стараниями францисканцев, стал отмечаться и в Риме.

Впрочем, признание учения о свободе Марии от скверны первородного греха с момента Ее зачатия пришло в среде богословов Западной Церкви далеко не сразу. Такие авторитетные мужи как св. Бернард Клервосский, св. Фома Аквинский, св. Бонавентура, Александр Гэльский и другие это учение прямо отвергали, так как, по их мнению, это означало бы, что Дева Мария не нуждалась в искуплении, совершенном Христом, Который назван, однако, Спасителем всех (т.е. всех без исключения) людей.

Со своей стороны, францисканский богослов, блаженный Иоанн Дунс Скотт привел непротиворечивое богословское обоснование учения о Непорочном Зачатии, согласно которому Мария была освобождена от первородного греха с момента своего зачатия в предвидении дела искупления, которое будет совершено Христом впоследствии.

Учение о Непорочном Зачатии Марии было особенно горячо воспринято францисканцами и активно распространялось ими среди верующих. Популярные францисканские проповедники, такие как святой Леонардо да Порто Маурицио или святой Бернардин Сиенский, на площадях итальянских городов в окружении восхищённых слушателей возносили хвалу Марии «рождённой без какого бы то ни было греха и сохранившей Свою непорочность».

Однако богословская полемика продолжалась и дальше, так что Папа Сикст IV запретил спорящим сторонам обвинять друг друга в ереси, притом, что этот же Папа-францисканец в 1477 г. учредил праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии для Римской епархии. Последования для богослужений этого дня были сочинены домашним богословом Папы Леонардо Ногаролли. В дальнейшем, они были использованы при написании собственных праздничных богослужебных текстов.

Постепенно истина о Непорочном Зачатии всё глубже укреплялась в сознании Церкви. Так в 1617 г. Папа Павел V запретил публично опровергать это учение, а спустя пять лет Папа Григорий XV еще более ужесточил этот запрет, распространив его на любые возражения в письменной форме. В 1661 г. Папа Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного Зачатия специальной буллой, хотя однозначного догматического определения так и не произнес.
В 1708 г. Папа Климент XI распространил праздник Непорочного Зачатия Девы Марии на всю Церковь.

27 ноября 1830 г. Пресвятая Дева Мария явилась в Париже монахине Конгрегации Дочерей Милосердия Екатерине Лабуре и научила её той молитве, которую сегодня ежедневно повторяют миллионы католиков на всех языках мира: «О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к Тебе прибегающих». По поручению Богородицы, данному сестре Екатерине, был изготовлен медальон с изображением Пречистой Девы и текстом этой молитвы. Носящим медальон были обещаны многие милости, первой из которых стало прекращение эпидемии холеры, начавшейся в Париже в 1831 г.

В 1854 г. учение об освобождении Пресвятой Девы Марии от первородного греха с момента Её зачатия было утверждено в качестве догмата католической веры. Папа Пий IX в Апостольской конституции Ineffabilis Deus писал: «…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына»».

Еще одно подтверждение догмат о Непорочном Зачатии получил в 1858 г., в ходе Лурдских явлений Богоматери, когда св. Бернадетта Субиру засвидетельствовала, что на ее вопрос «Кто Ты?» последовал ответ: «Я – Непорочное Зачатие».

В Восточной Церкви учение о свободе Матери Божьей от первородного греха не является догматом веры (признаётся лишь особая личная святость Богоматери), хотя у ряда Отцов Церкви и выдающихся восточных богословов встречаются близкие по смыслу выражения. Есть они и в литургических текстах, в частности, в кондаке праздника Рождества Богородицы это событие связывается с прерыванием цепи первородного греха: «Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем».

Интересно, что учение о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы сохранилось у русских старообрядцев и долгое время разделялось в их среде, хотя в настоящее время у них нет единого четкого мнения по этому вопросу.

Тем не менее, Православная Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 декабря (22 декабря по новому стилю).

С использованием материалов Анны Кудрик

непорочная мария.jpg

8 декабря в Католической Церкви празднуется торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Но что же означает это событие? Анастасия Паламарчук попыталась разобраться:

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…

Так кто же кого родил, точнее – кто кого зачал 8 декабря по литургическому календарю? Вопрос о датах был и остается волнующим для многих католиков, особенно для новоприбывших. Чаще всего можно услышать следующее: «если Непорочное зачатие – 8 декабря, то почему Рождество – 25? Это несколько меньше, чем девять месяцев!»

Не волнуйтесь, девять месяцев соблюдены. Все дети – и Мария, и Иисус – появились на свет вовремя, крепкими, красивыми и здоровыми. 8 декабря — это день зачатия Самой Марии ее родителями – по преданию, Иоакимом и Анной, и если отсчитать положенный срок, мы получим дату 8 сентября, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. Зачатие же Иисуса Девой Марией отмечается праздником Благовещения – 25 марта, это ровно девять месяцев до праздника Рождества 25 декабря. Разумеется, все эти даты весьма условны, но все же их подчинение естественному циклу человеческого воспроизводства делает дополнительный акцент на Воплощении: и Господь Иисус, и Его Матерь – люди из плоти и крови, разделяющие с нами всю участь человеческой природы.

Почему «Непорочное» зачатие? Здесь тоже нередко возникает путаница между зачатием Марии ее родителями и зачатием Марией Иисуса Христа. Мария была зачата вполне естественным путем с обоюдным и радостным участием отца и матери. Иисус же был зачат Ею от Святого Духа без участия мужчины, и в этом случае говорится о девственном зачатии.

«Непорочность» зачатия Девы Марии относится не к способу Ее зачатия, а к Ее состоянию в момент такового, то есть Ее свободу от первородного греха в момент зачатия. Это утверждение стало догматом Церкви лишь в 1854 г. во время понтификата Папы Пия IX, а прежде, со времен Средневековья было предметом полемики. Надо сказать, что светила средневековой схоластики, разумеется, не ставили под вопрос исключительную святость Богородицы и полноту благодати, дарованную Ей по слову Господа; не вызывало сомнений и то, что Дева Мария была искуплена Христом уже в утробе матери в предвидении заслуг Ее Сына. Камень преткновения заключался в следующей детали: такие теологи, как Бернар Клервосский, Альберт Великий и Фома Аквинский полагали, что оправдание возможно лишь после зачатия.

Францисканские теологи, прежде всего Дунс Скот, руководствовались более логикой любви, чем просто логикой, а потому настаивали, что Богородица была свободна от первородного греха уже в момент зачатия Ее плоти. Дунс Скот указывает, что освобождение Марии от первородного греха – высшая степень Его любви и совершеннейший способ искупления — то, что соделано Божественной любовью Сына к Своей Матери. Иисус – «Искупитель, Примиритель и Посредник, а потому Она была непричастна первородному греху. Ведь совершеннейший посредник осуществляет совершеннейший акт посредничества по отношению к тому лицу, за которое ходатайствует; но Христос является совершеннейшим посредником. … Ни за какое лицо Он не ходатайствовал в большей степени, чем за Марию, следовательно, Он исходатайствовал для Нее сохранение от первородного греха». (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 305) И далее: «Более важное благодеяние – предохранить от зла, нежели позволить впасть во зло, а потом от него избавить» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309).

Сегодня в псевдобогословских рассуждениях можно нередко встретить мнение о том, что «католики сделали из Марии, Матери Иисуса, бесплотный образ, лишенный всякой человечности и женственности», и произошло это, якобы, во многом из-за провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Нет ничего более далекого от правды.

Сохранив свою Матерь от «заражения» первородным грехом, Он не избавил Ее тело от последствий первородного греха: хотя нам ничего не известно достоверно, но Мария взрослела и старела, Она испытывала боль и недостаток сил, Она могла заболеть, а во время беременности испытала все, что испытывают женщины. «Посредник может примирить кого-либо, освободив его от наказаний, для него бесполезных, и оставив наказания ему полезные. Первородный грех не был полезен Марии, однако временные наказания были Ей полезны, так как благодаря им Она приобрела заслуги» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309) Так что же, образ все еще бесплотный?

Свобода от первородного греха не означает отсутствие свободной воли Марии. Она могла согрешить, могла сказать Богу «нет» в момент ангельского приветствия. Любовь, сохранившая Марию от первородного греха, как любая настоящая любовь, не потребовала гарантий и обязательств, не подавила свободу. Более того: наивысшая степень любви дает наивысшую степень свободы.

Источник

Не противоречит ли догмату о Непорочном Зачатии Девы Марии то, что Мария была подвержена страданию и смерти, что является последствием первородного греха?

ОТВЕТ:
Начнём с того, в чем заключается суть догмата о Непорочном Зачатии.
«Чтобы быть Матерью Спасителя, — читаем в Катехизисе Католической Церкви, — Марии были даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением» (490). Чтобы ответить согласием веры на возвещение ангела, Она должна была быть объята благодатью Божьей.
Догмат о Непорочном Зачатии, провозглашённый Папой Пием IX в 1854 году и увенчавший вековую веру Церкви в то, что Мария была исполнена благодати, исповедует, что Богородица получила искупление с момента Своего зачатия. Дева Мария была с самого первого мгновения Своего зачатия предохранена от всякой скверны первородного греха, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого. Бог избрал её «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви» (ср. Еф 1,4). У святых отцов возобладал обычай называть Деву Марию Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой. По благодати Божией Мария осталась чиста от первородного и от личного греха на протяжении всей жизни.
Итак, догмат о Непорочном Зачатии утверждает, что Мария была зачата без первородного греха. Однако последствия первородного греха касаются каждого человека. Ни Мария, ни даже Иисус, ставший полностью человеком, не были избавлены от последствий первородного греха, таких как боль, смерть и искушение. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сам Иисус подвергался искушениям – сначала в пустыне, потом в Гефсиманском саду. Дева Мария также не была застрахована от искушений – об этом упоминается и в Евангелии от Луки: Мария «смутилась» от слов Ангела. Как и первые люди – Адам и Ева – созданные в полноте благодати, обладали всецелой свободой, — так и Дева Мария оставалась свободным созданием.
Последствия первородного греха, от которых не была освобождена Мария, становятся очевидными в безмерных страданиях, которым она подвергалась: «Тебе самой оружие пройдет душу», — предвещает старец Симеон.
Отдельные «привилегии», которыми наделена Мария, вовсе не избавляют её от борьбы против зла, такой же, какую ведем все мы. Эти самые привилегии не отдаляют Деву Марию от нас, но, наоборот, делают её еще ближе к нам.
Догмат о Непорочном Зачатии гласит, что Дева Мария, которая вместе с нами борется со злом и со смертью, уже победила врага, и поэтому Её Непорочное Зачатие становится залогом и нашего спасения. Таким образом, наличие последствий первородного греха никоим образом не противоречат догмату об избавлении Девы Марии от первородного греха.

Радио Ватикана

Молитвы к Непорочному Зачатию Богородицы

Краткие молитвы и призывы

При зачатии была Ты непорочна, Дева Мария. Проси же за нас у Отца Небесного, Сына Которого Иисуса зачала Ты от Духа Святого и родила на свет.

Дева и Мать, никогда не была Ты запятнана грехом, ни первородным, ни своим собственным. Тебе поручаю я чистоту моего сердца, Тебе доверяю ее.
(Пий IX)

Мария, непорочной пришла Ты в этот мир. Вымоли же у Бога милость, чтобы я без греха покинул его.
(Пий IX)

Да восславится Святое Непорочное Зачатие блаженнейшей Девы и Богоматери Марии.

(Пий IX)

Мария, без первородного греха зачатая, молись за нас, которые ищут у Тебя пристанища своего.
(Св. Катарина Лабуре)

Все прекрасно в Тебе, Мария.
Нет на Тебе ни единого пятна греха первородного.
Ты слава Иерусалима.
Ты радость Израиля.
Ты честь народа нашего.
Ты прибежище всех грешных, Мария!
Мария,
Ты премудрая Дева,
Ты предобрая Мать.
Проси за нас,
Вступись за нас перед Господом Иисусом Христом!
(Св. Пий X)

Гимн незапятнанной

Незапятнанная Царица Мария, радуюсь вместе с Тобою, что Господь благословил Тебя столь великою чистотою. Благодарю Творца нашего за то, что Он сберег Тебя от всякого следа вины. Я твердо убежден в этой истине и готов, если это нужно, отдать жизнь в подтверждение возвышенного и одной Тебе дарованного преимущества, каковым является Зачатие Непорочное. Я хотел бы, чтобы весь мир признал и почтил Тебя как прекрасную утреннюю зарю, вечно осиянную божественным светом; как избранный ковчег спасения, который защищен от всеобщей скверны греха; как того чистого, незапятнанного голубя, которому Твой Божественный Жених назвал Тебя; как никому не доступный сад, облюбованный Богом; как огороженный родник, к которому злой недруг никогда не находил доступа. Я хотел бы, чтобы весь мир признал в Тебе белую лилию, выросшую меж терний, сиречь меж детей Адамовых, кои все запятнаны грехом, все рождены в отпадении от Бога, тогда как Ты, лучезарно чистая и святая, родилась, глубоко любимая Творцом Твоим.

Прошу, дай мне восхвалить Тебя так, как восхвалил Тебя Бог: Ты во всем прекрасна и нет в Тебе никакого изъяна. Ты вся свята, вся совершенна. Ты всегда была Обручницей Божьей. Ты так прекрасна, о Непорочная Дева, достойная любви, как прекрасен взор Бога. Смотри же Твоими милосердными очами на страшные язвы бедной души моей. Увидь меня, будь сострадательна ко мне и исцели меня. Ты прекрасная возлюбленная Сердца Его, привлеки же к Себе и мое бедное сердце. Есть ли милость, в которой отказал Тебе Господь? Он избрал Тебя Своей Матерью и Невестой Своей, охраня Тебя от всякого греха и возвыся над всем творением. Непорочная Дева Мария, дай мне всегда думать о Тебе и не забудь меня, покуда я на небесах не узрю красоты Твоей и не буду еще более восхвалять и любить Тебя, Матерь моя. Царица моя, Прекраснейшая, Чистейшая, Непорочная Дева Мария. Аминь.

(Св. Альфонс Лигуорский)

Св. Мефодий приветствует Целомудренную

Дева Непорочная! Как светлая утренняя заря занялась Ты над миром! Ты принесла нам Солнце величия! Благодаря Тебе окончилась страшная ночь на Земле, Ты одолела власть тираническую, победила смерть и ад. Ты сгладила вражду, которая разделяла Бога и людей. Ты обеспечила нам мир. Ты исцелила болезни души благодатью святости. Ты осветила Землю лучезарным светом истины!

Радуйся же, Мария, неиссякаемый родник радости для человечества! Ты драгоценная жемчужина в богатствах Бога! Ты живой алтарь Хлеба, насыщающего нас для Жизни Вечной!

Радуйся, любимое Сокровище Вечного Отца! Радуйся, источник милосердия Сыновнего! Радуйся, тенистая куща Духа Святого! Аминь.
Порази голову змея

Непорочная Дева, Ты была облюбована Господом и сподобилась стать Матерью Его. Воззри же милостиво на нас, бедных людей! Мы просим Тебя о Твоей могущественной защите. Злой змей, на которого уже в раю было наложено проклятие, все еще подстерегает нас, бедных детей Евы, и ищет, как навредить нам. Поэтому, о Матерь, благословенная Всевышним, наша Царица и Заступница, прими милостиво просьбу нашу! Уже в момент зачатия поразила Ты голову врага нашего. Сердце наше согласно с Тобой. Мы молим Тебя, отнеси просьбу нашу к престолу Божьему и помоги нам, чтобы не попали мы в омуты, для нас уготовленные, но все достигли гавани блаженства. Дай нам, чтобы Церковь и народы христианские посреди многих опасностей вновь могли пропеть Тебе благодарную песню освобождения, победы и мира. Аминь.
(Св. Пий X)

Непорочная Матерь Божья, Царица Небесная!

Ты Матерь милосердия. Заступница и Прибежище грешных. По материнской любви Твоей вымолила Ты для меня столь богатые милости из сокровищницы Божьей. Ты дала мне свет и силу. Поэтому ныне и навеки я хотел бы вложить мое сердце в руки Твои. Да посвятишь Ты его Иисусу.

Дева Непорочная! В присутствии девяти хоров ангельских и всех святых передаю его Тебе. От моего имени должна Ты посвятить его Иисусу. Доверие детское, с которым я отношусь к Тебе, дает мне уверенность в том, что ныне и вовеки Ты будешь помогать мне, сколько можешь, дабы сердце мое всегда полностью принадлежало Иисусу и дабы я точно подражал святым и прежде всего Святому Иосифу, чистейшему спутнику Твоему. Аминь.
(Св. Винцснц Паллотти)

Ты надежда отчаявшихся

Чистая, Непорочная, Преблагословенная Дева! Ты Матерь Высочайшего из сыновей. Господина целого мира. Ты безгрешна, безвинна, всецело свята. Ты надежда отчаявшихся и грешных. Приветствуем Тебя. Превозносим Тебя, исполненную благодати и родившую на свет Богочеловека Христа. Пред Тобой преклоняем колена, взываем к Тебе и просим о помощи. Святая, целомудренная Дева, обереги нас от всякого несчастья и от искушений дьявола! Будь посредницей и заступницей нашей в час смертный и в Судный день. Спаси нас от угрожающего нам огня неугасимого и от тьмы непроглядной! Возлюбленная, всемилостивая Дева и Матерь, сделай нас достойными увидеть Царствие Сына Твоего. Ты при Боге наша единственная, верная, безобманная надежда. Ему подобает слава и честь, величие и власть во веки веков. Аминь.
(Св. Ефрем)

В день Непорочной

Боже, благодаря Непорочному Зачатию Девы уготовил Ты достойное обиталище Сыну Своему. В предвидении смерти Его, уберег Ты Ее заранее от всякого порока. Просим Тебя, ради заступничества Ее дай нам достигнуть Тебя в чистоте сердца. Через Него, Христа, Господа нашего. Аминь.

(Из Миссала)

Сегодня престольный праздник у всех храмов и соборов, освященных в честь Непорочного Зачатия Богородицы, в том числе у московского Кафедрального собора, приходов в Смоленске, Рязани, Перми, Ялте, Орле и других.

Что означает Непорочное Зачатие

Многие люди неправильно трактуют учение о Непорочном Зачатии Богородицы. Одни думают, что оно касается чудесного зачатия Спасителя Пресвятою Девою; другие утверждают, будто католики учат о безсеменном ее зачатии. Поэтому нелишне пояснить, о каком зачатии идет речь.

Не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.

Зачатие тела Пресвятой Девы ее родителями совершилось по общему для всех людей закону природы. Сверхъестественное же воздействие Бога сказалось в момент сотворения ее души и соединение ее с телом. Не допуская ни на миг пребывания Пресвятой Девы под проклятьем и под властью дьявола, Творец в этот первый, неведомый момент соединения души и тела наделил ее обильными дарами Святого Духа. То благодатное освобождение от первородного греха, которое мы получаем при крещении, было даровано Богородице с первого мгновения ее существования.

Другое ошибочное понимание догмата заключается в выводе, будто бы из догмата следует, что Дева Мария как сохраненная от греха не нуждается в искуплении. Однако Костел прямо указывает на то, что уникальная святость «целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына». Это предвидение, согласно католическому учению, выражено Марией в словах: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моём» (Лк. 1, 43).

Отношение к догмату о Непорочном зачатии других христианских направлений

Католическое учение о Непорочном зачатии Богородицы принимают, помимо Латинской, также все восточные католические церкви, в том числе Беларуская. Восточные православные церкви не принимают догмата о Непорочном Зачатии. Однако в богослужебной и богословской практике православные также называют Марию Пречистой и Пренепорочной. О Непорочном Зачатии пишет наш соотечественник Симеон Полоцкий в книге «Вечеря душевная» (1683): «Пречистая Дева Мария чиста есть … как свободная от всякой вины греховной, от всякого порока душевного, чиста от греха, который волею Адама совершился и в нас через рождение приходит, и именуется грех первородный. И от него прежде зачатия очистилась. Как Церковь воспевает: Прежде зачатия чистая…».

Последовательно отвергают доктрину о Непорочном зачатии Девы Марии протестанты, поскольку они не рассматривают развитие христианского учения вне контекста библейских текстов, а данная доктрина, по мнению протестантов, не имеет прямых и однозначных обоснований в Библии. Кроме того, догмат о Непорочном зачатии отторгается протестантами, так как приводит к неприемлемому для них выводу о том, что не все согрешили.

Основание учения о Непорочном зачатии

На Западе крепко держится мнение, которое видит первое основание для Догмата Непорочного Зачатия в тексте книги Бытия: «И вражду положу между тобою (змием) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3, 15). В силу этого обещания между дьяволом и «Женою» должно быть состояние вражды; «Семя Жены» – Сын – восторжествует (поразит в голову); восторжествует и «Жена» тем, что родит Искупителя. Такое понимание существует с IV века, а может быть даже со II в.

Западные богословы древности говорят о Святой Деве как о непричастной греху. Св. Августин желает, чтобы она была исключаема всякий раз, когда речь идет о грехе. Св. Максим, еп. Туринский (V век), пишет, что ей дарована благодать изначальная, тогда как мы запятнаны первородным грехом. Из подобных текстов можно вывести, что Богородица, как непричастная греху вообще, непричастна и греху первородному; но у св. Пасхалия Радберта († 865) находим и прямое исповедание того, что Святая Дева освобождена и от первородного греха.

Восточные отцы Церкви и древняя восточная литургика применяют к Святой Деве многочисленные эпитеты, выражающие высшую степень святости и чистоты. Можно было бы привести до 30 таких эпитетов. Около половины из них отрицательны, как например: незапятнанная, непорочная, всенепорочная; другие – положительны, например: святая, чистейшая, пресвятая. Нередки соединения нескольких эпитетов в одно отвлеченное понятие (красота невинности); указывается на превосходство Святой Девы даже над высшими ангелами; она полна Троичной благодати; она выше всех, кроме одного Бога.

Восточные отцы Церкви пользуются ветхозаветными образами для прославления Богородицы. Ее сравнивают со всем, что было самого святого в Ветхозаветной Церкви: с лестницей Иакова, с неопалимой купиной, скинией, Святым Святых, с Храмом, Сионом, книгой, запечатанной печатью пророка Исаии. Святые Златоуст, Дамаскин, Георгий Никомидийский, Модест, Ефрем Сирин, Епифаний и др., применяя к Пресвятой Деве эти образы, настаивают на пророческом их значении. Она для Дамаскина «духовный Эдем», «дом Божий, духовно блестящее пламенных Серафимов», «живая и разумная скиния Бога»; она «святая девственная земля» (Андрей Критский). Для Исидора Салоникского природа Святой Девы выше человеческой; для Софрония – природа ангелов выше, но благодать Пресвятой обильнее, чем в ангелах.

Значение догмата о Непорочном Зачатии

Грехопадение Адама, заключавшееся в ослушании воли Божьей, лишило его тех сверхъестественных даров, которыми Бог по благости Своей наделил его человеческую природу. Лишенный их, Адам породил потомство лишенным этих даров; кроме того каждый человек рождается с неким изъяном в своей природе в сравнении с той совершенной природой, которая была дарована Адаму и Еве при их сотворении. Лишение сверхъестественных даров и изъян в естественной природе и составляют первородный грех каждого человека.

  1. Если Богородица не изъята из общего закона наследственности, то значит и она родилась в первородном грехе. Спаситель же был истинный человек, Он принял на себя все свойства человеческой природы, кроме греха; следовательно Он, по закону этой природы, питался в утробе матери от ее кровей, от ее естества. Если Богородица родилась в первородном грехе, то, значит, Спаситель – Бог, сама Святость – питался от греховной природы!
  2. Грех, даже грех первородный, делает человека рабом дьявола. Если бы грех коснулся Пресвятой Девы и остался бы на ней, то Спаситель был бы сыном рабыни дьявола. Если предположить, что она была освобождена от греха после своего рождения (например, перед Благовещением или при зачатии Спасителя), то все же Спаситель был бы Сыном бывшей рабыни дьявола.

Этого, очевидно, не могло быть, и чтобы такого не было, Господь, во имя имеющего воплотиться от нее Бога Сына, освободил ее от унаследования первородного греха. Это отсутствие греховного начала в той, утроба которой от века была предназначена принять, носить и родить Сына Божьего, должно быть абсолютным.

Догмат Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы и исповедует, что с первого мгновения соединения души Пресвятой Девы Марии с ее будущим телом она была непричастна первородному греху.

  1. Пресвятая Дева имела сверхъестественное благодатное предназначение – стать Матерью Бога; природа ее и получила сверхъестественную благодатную силу для осуществления этого материнства.

Бог Отец уготовал для прародителей земной рай; поэтому также полагается, чтобы Он приготовил достойное обиталище для Своего Сына, Искупителя. Бог Сын оградил род человеческий от рабства дьяволу и освятил св. Иоанна в утробе его матери; поэтому надлежит, чтобы Он оградил Свою Мать от власти врага и излил на нее еще большую благодать, чем на Своего Предтечу. Также надлежит, чтобы Бог Дух Святой охранил Невесту Свою, чтобы она не была порочной ни одно мгновение своего бытия.

Как верным следует праздновать торжество Непорочного Зачатия

Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы относится к числу праздников, о которых говорится в Первой церковной заповеди: «Участвуй в Мессе и будь свободен от работы в воскресные дни и другие праздники». Заповедь требует от верных освящения дня торжества в первую очередь участием в совершении евхаристического служения, во время которого собирается христианская община, а также отдыхом от тех трудов и дел, которые могут помешать такому освящению этих дней.

Кодекс канонического права определяет, что в этот день «верные обязаны участвовать в Мессе. Кроме того, им надлежит воздерживаться от тех работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху» (кан. 1247).

Вместе с тем, следует знать, что «верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник снял с них обязательство. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех» (ККЦ, 2181). «Тот выполняет обязательство участия в Святой Мессе, кто участвует в ней там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером» (ККЦ, 2180).

В условиях продолжающейся эпидемии COVID-19 продолжает действовать освобождение от обязанности посещать Святую Мессу для пожилых людей, людей с симптомами болезни, детей и школьников, тех, кто заботится о них, и тех, кто боится заражения. Этим людям Католическая Церковь рекомендует участвовать в Святой Мессе в другой день либо через прямую трансляцию в медиа.

Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.

Католическая энциклопедия о Непорочном Зачатии Богородицы: www.ркэ.рус/page/2834.

Церковь. Католики

Церковь. Католики
Фото: peter jung с сайта Pixabay

Ежегодно 8 декабря в некоторых странах мира западные христиане отмечают Торжество непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии – один из великих праздников

В римско-католической церкви есть утверждение, что хоть Дева Мария и была зачата от обычных родителей, на нее не перешел первородный грех. Тем самым она как бы была защищена самим Богом от возможности грешить. Об этом сообщает РИА Новости.

Но Русская православная церковь и протестанты отвергают идею о непорочном зачатии Девы Марии и считают, что это лишь стремление возвысить и обожествить Пресвятую Деву. В Библии нет прямого обоснования этому событию, пишет портал «Православие».

Торжество непорочного зачатия Девы Марии в разных странах отмечают по-своему. Например, в Испании праздник является национальным, в его честь устраивают фестивали и прославляют Богородицу в гимнах. В Италии к статуям Пресвятой Девы возлагают живые цветы, в Неаполе – наряжают елку и украшают статую Мадонны.

Христианский праздник 8 декабря и государственный праздник в некоторых странах

Торжество Непорочного зачатия
Rizi-inmaculada.jpg святое и непорочное зачатие Марии, Франсиско Ризи, Museo del Prado, 17 век, холст, масло.
Соблюдается Римско-католической церковью
Значение Вера в наиболее чистую и безгрешную концепцию Пресвятой Девы Марии без Первородного греха
Праздники Праздничное зрелище, грандиозный фейерверк, культурные танцы,. религиозные и военные шествия, этническая еда и костюмы
Обряды Месса и другие литургические торжества
Дата декабрь 8
В следующий раз 8 декабря 2020 г. (2020-12-08)
Периодичность ежегодно
Относится к Рождеству Марии. Успение Марии

Торжество Непорочного зачатия празднует веру в Непорочное зачатие от Девы Марии. Он повсеместно отмечается 8 декабря за девять месяцев до праздника Рождества Марии, который отмечается 8 сентября. Непорочное зачатие — один из самых важных праздников Марии в мире. литургический календарь Римско-католической церкви и отмечается во всем мире.

Согласно Папскому назначению и указу, это престольный праздник Аргентины, Бразилии, Кореи, Никарагуа, Парагвая, Филиппин, Испании, США, Уругвая и Италии. Королевским указом она также назначена покровительницей Португалии. Он отмечается Римско-католической церковью, а также несколькими другими близкими протестантскими христианскими церквями, но не Восточной Православной Церковью, Восточная Православная Церковь и Церковь Востока.

С 1953 года Папа в качестве Епископа Рима посещает Колонну Непорочное зачатие на Piazza di Spagna для вознесения искупительных молитв в память о торжественном событии.

Этот праздник впервые был отмечен как Святой День Обязательства 6 декабря 1708 года в соответствии с Папской буллой Commissi Nobis Divinitus Папой Климентом XI и часто отмечается мессой, парадами, фейерверками, шествиями, этническими угощениями и культурными праздниками в честь Пресвятой Девы Марии и обычно считается Днем семьи, особенно во многих католических странах.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Культурное влияние
  • 3 Синие литургические облачения
  • 4 Причастие англиканцев
  • 5 Восточное православие
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки

История

Восточная Христианская Церковь впервые отметила «Праздник Зачатия Пресвятой и Пречистой Матери. Бог »9 декабря, возможно, еще в V веке в Сирии. Первоначальное название праздника было более конкретно посвящено святой Анне и называлось sylepsis tes hagias kai theoprometoros Annas »(« зачатие святой Анны, прародительницы Бога »). К 7 веку праздник уже был широко известен на Востоке.. Однако, когда Восточная церковь называла Марию ахрантос («безупречный» или «непорочный»), это не было определением доктрины.

Большинство православных христиан не принимают схоластическое определение понятия Сохранение Марии от первородного греха до ее рождения, как впоследствии определено в Западной церкви после Великого раскола 1054 года. После того, как праздник был переведен в Западную церковь в 8 веке, он начался будет отмечаться 8 декабря. Он распространился от византийской области Южной Италии до Нормандии в период господства норманнов над южной Италией, а оттуда распространился на Англию, Францию, Германию и, наконец, в Рим. 193>

В 1568 году Папа Пий V пересмотрел римский Бреви. ary, и хотя францисканцам было разрешено сохранять канцелярию и мессу, написанную Бернардином деи Бусти, эта должность была запрещена для остальной части Церкви, и вместо нее была заменена должность Рождества Пресвятой Богородицы, слово «Зачатие» заменяется на «Рождество».

Согласно Папской булле Commissi Nobis Divinitus от 6 декабря 1708 года Папа Климент XI объявил праздник Святой День Обязательства, который верующие должны отмечать в будущем. Кроме того, понтифик потребовал, чтобы папская булла была нотариально удостоверена в Святом Престоле для дальнейшего копирования и воспроизведения для распространения.

До того, как Папа Пий IX определил Непорочное зачатие как римско-католическую догму в 1854 году, большинство миссалов называли его Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы. Праздничные тексты этого периода больше сосредоточены на действии ее зачатия, чем на богословском вопросе ее спасения от первородного греха. Миссал, опубликованный в Англии в 1806 году, указывает на то, что тот же сбор для праздника Рождества Пресвятой Девы Марии использовался и для этого праздника.

Первый шаг к описанию зачатия Марии как «Безупречный» появился в 11 веке. В 15 веке Папа Сикст IV, продвигая фестиваль, открыто допускал как взгляды тех, кто продвигал его как Непорочное зачатие, так и тех, кто оспаривал такое описание, позиция, позже одобренная Трентский собор.

собственно для праздника Зачатия Пресвятой Девы Марии в Средневековье Сарум Миссал просто обращается к факту ее зачатия.

Сбор на праздник гласит:

Боже, милостиво выслушай мольбу слуг Твоих, собравшихся на Зачатие Пресвятой Богородицы, да по ее заступничеству Ты избавишься от опасностей

В 1854 году Пий IX издал Апостольскую конституцию Ineffabilis Deus : «Пресвятая Дева Мария в первое мгновение ее зачатие, благодаря исключительной благодати и привилегии, данной всемогущим Богом, благодаря заслугам Иисуса Христа, Спасителя человеческого рода, было сохранено свободным от всякого пятна первородного греха ». Это не означало фактических изменений в доктрине, а, скорее, стало первым примером формального определения догмы.

Согласно Универсальным нормам литургического года и календаря, 5, когда торжественность Непорочного зачатия, которое всегда происходит в пределах Адвента, приходится на воскресенье, оно переносится на следующий понедельник. (В некоторых странах, в том числе в Соединенных Штатах, обязанность посещать мессу не передается.) Кодекс рубрик 1960 года, который все еще соблюдается некоторыми в соответствии с Summorum Pontificum, дает праздник Непорочного зачатия предпочитают даже Рождественскому воскресенью.

Культурное влияние

Празднование La Griteria в Леоне, Никарагуа Современная статуя Непорочного зачатия на площади на главной улице из Кошице, Словакия

Торжество является официальным государственным праздником в следующих суверенных странах и территориях:

  • В Никарагуа, торжество отмечается с помощью loc парады и религиозные шествия.
  • В Панаме он считается Днем матери
  • В Испании с 1760 года этот день отмечается как национальный праздник, обозначенный Папой Климентом XIII.
  • В Италии это национальный праздник, а с 1953 года Папа в качестве епископа Рима посещает Колонну церкви Непорочного зачатия на площади Испании, чтобы вознести искупительные молитвы в память о торжественном событии. Этот день знаменует собой официальное начало рождественского сезона в стране.
  • На Филиппинах этот день объявлен нерабочим государственным праздником в честь Девы Марии как покровительницы страна и была навсегда подписана в конституционном законе как праздник 29 марта 2017 года правительством Филиппин.

Синие литургические облачения

Вера торжественно отмечается во многих странах и послужила вдохновением для создания множества священных произведений искусства. Непорочное зачатие Педро де Сьерра (около 1735 г.) Вальядолид, Испания.

Святой Престол через Священную конгрегацию обрядов предоставляет особую привилегию используйте синие или лазурные облачения в этот день для испанской короны и ее бывших территорий. Многие понтификы выразили то же мнение в Папском указе, а именно в следующем:

  • Папа Пий VII предоставил особую привилегию разрешать голубые облачения Севильской архиепископии 28 ноября 1819 г.
  • Папа Пий IX пожаловал примасу Испании 8 декабря 1854 года в рамках архиепископа Толедо. Та же самая привилегия разрешить голубые облачения для Кубы 5 мая 1862 года. В конечном итоге он разъяснил привилегию, предоставленную всем испанским колониям указом от 12 февраля 1864 года.
  • Папа Лев XIII предоставил привилегия синего облачения для Перу в папском документе от 25 сентября 1891 года. Католическое руководство в Чили также заявляет о том же притязании на эту привилегию.
  • Папа Пий X повторил это мнение как для бывших, так и для нынешних территорий Испании в папском указе от 7 сентября 1903 года. Тот же Понтифик издал папскую буллу, сохраняющую право Филиппин носить синие облачения на 11 февраля 1910 г. Булл был подписан и казнен кардиналом Рафаэлем Мерри дель Валь.

В Святейший Престол было подано несколько петиций с просьбой использовать синие или фиолетовые облачения на других Марианских праздниках Пресвятой Девы Марии, что считается церковные оскорбления со стороны Священной Конгрегации Обрядов, и вынес решение против этого 23 февраля. 1839.

Англиканская община

В англиканской церкви «Зачатие Пресвятой Девы Марии» может рассматриваться как Малый праздник 8 декабря. Ситуация в других церквях, составляющих англиканскую общину, аналогична, то есть как меньшее поминовение. Многие англо-католические приходы отмечают праздник, используя традиционный римско-католический титул «Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии».

Восточное Православие

Хотя Восточные Православные Церкви никогда не принимали римско-католический догмат Непорочного Зачатия, они отмечают 9 декабря как Праздник Зачатия Св. Анна Пресвятой Богородицы Богородица. В то время как православные верят, что Дева Мария с самого зачатия была исполнена всякой благодати Святого Духа, ввиду своего призвания Богородицы, они не учат, что она была зачат без первородного греха, поскольку их понимание и терминология доктрины первородного греха отличается от римско-католической артикуляции. Однако православные утверждают, что Мария «всесвятая» и никогда не совершала личных грехов при жизни.

Православный праздник — это не идеальные девять месяцев до праздника Рождества Христова. Богородица (8 сентября) как на Западе, но на день позже. Этот праздник не входит в число Великих праздников церковного года, но является праздником меньшего ранга (Полиелей ).

См. Также

  • Готфрид фон Хагенау, автор эпической поэмы Liber sex festorum beatae Virginis (1293−1300)
  • Покровительство Непорочного зачатия

Примечания

Внешние ссылки

  • Зачатие Пресвятой Богородицы Статья о православном празднике с сайта orthodoxwiki.org

8 декабря Католическая Церковь празднует торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Догмат о Непорочном Зачатии говорит, что Дева Мария ввиду заслуг Ее Сына Иисуса Христа с помощью особой благодати была избавлена Богом от первородного греха с самого Ее зачатия (в иконографии этот момент принято изображать как поцелуй Её родителей, св. Иоакима и св. Анны у Золотых врат). В этом догмате Като­лическая Церковь выражает веру в совершенную святость Девы Марии как Матери Сына Божьего.

Несмотря на то, что в Библии не содержится прямых упоминаний о том, что Дева Мария была зачата непорочно, некоторые отрывки из Святого Писания могут рассматриваться как подтверждение данного уче­ния: в булле Ineffabilis Deus содержатся ссылки на Быт 3,15 и Лк 1,28.

Согласно первому отрывку, женщина бу­дет враждовать со змеем-искусителем, причем ее «семя» (или она сама, согласно Вульгате) будет поражать змея в голову: в христианской традиции этот стих нередко называется Первоевангелием и рассматривается как пророчество об окончательной победе Иисуса Христа над сатаной и грехом и о роли Девы Марии в этой победе.

Во втором отрывке архангел Гавриил, возвещая Марии, что она родит Сына Божьего, называет Ее κεχαριτωμένη (в Вульгате — gratia plena, «благодати пол­ная», в Синодальном переводе — «благодатная», в дониконовских старославянских переводах — «обрадованная»).

Оба библейских стиха могут рассматриваться в качестве подтверждения учения о непороч­ности зачатия Девы Марии лишь в контексте всей библейской истории спасения, понятой в со­ответствии с христианской традицией. Церковь веками размышляла над тайной искупления человече­ства от первородного греха, в том числе основываясь на вышеуказанных и других местах Святого Писания, и посте­пенно осознала, что служение Матери Искупителя (тело Которой представляет собой храм Бога, ср. 2Кор 6,16) подразумевает единственную в своем роде святость, не только в смысле отсутствия личных грехов, но и в смысле особого избрания со стороны Бога, так как Он заранее, еще «прежде создания мира», из­бирает верующих и предназначает их к служению (ср. Еф 1,3-14), давая им способность соответствовать этому избранию (ср. 2Кор 3,6). Эта особая святость распространяется на всю жизнь Марии с самого перво­го момента, Её зачатия, подобно тому как, согласно Св.Писанию, Бог призывает Своего пророка уже в утробе матери (Ис 49,1; Иер 1,5; Лк 1,15).

Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии показывает, что даруемая Господом благодать сильнее власти греха. Поэтому в Непорочной мы видим бескрайнее милосердие Отца и знак надежды на спасение для всего человечества.

По материалам Католической Энциклопедии. Т. 3 (М-П)

Изображение: «Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460

  • Редакция Рускатолик.рф

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Католический праздник всех святых можно ли работать
  • Католический праздник адвент
  • Католический праздник 26 мая
  • Католический праздник 22 июня
  • Карты пользовательских сценариев