Катрина праздник мертвых

В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых - Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время. Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто…

В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых — Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.

Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.

Catrina-Parade-Morelia-Mexico-Day-of-the-Dead.jpg

История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.

Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.

Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.

280_03_2.jpg
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность — в форме жизни и смерти.

Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.

861_02_2.jpg
«Другие миры ацтеков» (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.

Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души — «духовных центра», каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.

Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.

Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.

Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями

Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.

280_12_2.jpg
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)

Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября — День всех Святых и 2 ноября — День Всех Душ

Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде «новоделов», в частности считается, что знаковый  персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.

_ 861_16_2.jpg_Mictlancihuatl, Aztec goddess of the underworld  Borgia Codex.jpg
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28

Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.

Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.

C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.

Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.

Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.

Калавера в переводе означает «череп». Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово «калавера» получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.

Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.

_La-Calavera-Garbancera-768x548.jpg

Одной из сатирических калавер  Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera» (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.

И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.

Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие

_Posada's La Calavera Garbancera in 1913.png

A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?

А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central» («Сон о воскресном вечере в парке Аламеда»), датируемой 1946 — 1947 годами.

_dream-of-a-sunday-afternoon-in-alameda-park.jpg

На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.

_____The_Kid_-_Diego_Rivera.jpg

Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.

Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь

La Catrina – In Mexican folk culture, the Catarina, popularized by José Guadalupe Posada, is the skeleton of a high society woman and one of the most…

А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.

Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.

Или вот такие танцы?

Продолжение  Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса

Книга жизни

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете — а в коробочке череп. На черепе — ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Смерть

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода — Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния — всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно — и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть — всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными — некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари — никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу — уже неважно. Оно прижилось — и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти — и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха — ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников — это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Когда смерть — праздник. Мексиканский день мёртвых

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу — «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она — грубая, грязная, безобразная и физиологичная — скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» — нет. Язык ставит чёткую границу: труп — это не «кто», даже не «бывший кто». Труп — это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого — секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби — тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики — куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп — это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории — например, о Великой Отечественной войне, — на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы — человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах — где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Мексиканский день мёртвых

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика — не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца — святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети — с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много — это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Когда смерть — праздник. Мексиканский день мёртвых 3

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника — Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы — бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи — целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны — сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты — весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев — то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Сахарные черепки

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, — День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью — всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков — это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых — и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять — он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Мексиканский день мёртвых

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой — около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире — он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки — в белых платьицах, мальчики — в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Мексиканский день мёртвых

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника — типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера — почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых — Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина — хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Катрина (смерть)

Весёлая красотка в затейливой шляпе — воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Когда смерть — праздник. Мексиканский день мёртвых 2

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире — время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн — когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству — он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, — и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота — вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле — «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым — достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну — Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

Когда смерть — праздник. Мексиканский день мёртвых 3

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки — всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане — и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений — 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки — ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Guacamelee

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! — он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных — собак и лошадей, — многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть

Святая Смерть

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых — персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны — и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён — от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно — яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов — в зависимости от того, что ты просишь.

Святая смерть

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться — и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки — белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти — Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной — в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное — цветные обетные свечи — продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча — белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови — чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке — её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» — означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты — и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» — и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный — цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов — и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, — он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте — от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, — продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в Нью-Йорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы — наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым из-за незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), — всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике — жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить — смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей — но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я — тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Avatar photo

Показать комментарии

Пока часть планеты активно готовится к Хэллоуину, в Мексике прошел парад-подготовка («Ла Катрина») в честь другого удивительно «страшного» и очень самобытного праздника Dia de Los Muertos — «Дня Мёртвых».

Рассказываем, что это за дичь и чем интересен праздник. Поехали.

1. День Мертвых – многовековая традиция, которую не смогли искоренить

История праздника восходит к индейцам майя и ацтекам. Их вера была тесно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Местные жители (до завоевания Мексики испанцами) часто держали в домах настоящие черепа умерших, как символы смерти и воскрешения.

Каждый год ацтеки устраивали настоящий месяц жертвоприношений (современный август), в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Индейцы верили, что смерть только знаменует переход человека из одного состояния в другое. Другими словами, смерть для них – лишь трансформация, после которой жизненный путь не заканчивается.

Несмотря на то, что коренное население Центральной Америки принудительно обратили в католицизм, искоренить сильную традицию не удалось. Не помогло ни 500 лет католической пропаганды, ни скрещивание с религиозным календарем, ни мягкая интеграция в христианские каноны.

Все что удалось католической церкви – сдвинуть праздник на первый день ноября, когда церковь отмечает День всех Святых. Так себе достижение.

День Мертвых остался самобытным языческим праздником, со своими символами и традициями.

2. Современная интеграция и символ Дня Мертвых

В современном обществе символом Дня Мертвых стала цинковая гравюра «Калавера Катрина» мексиканского художника Хосе Гуадалупе Посады. Он изобразил женщину с лицом скелета в одежде высшего общества и назвал ее «La Calavera de la Catrina», показывая, что богатые и модные так же смертны, как и все остальные.

Фигурки Катрины стали неотъемлемым атрибутом праздника и отличным мексиканским сувениром.

Считается, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой индейцы совершали жертвоприношения.

3. У мексиканцев с детства абсолютно дружеские отношения со смертью

Современные мексиканские дети с юных лет видят изображения Катрины, играют в скелетов, едят шутливые пирожные в виде гробов и черепов. Дичь! Но таким образом, маленькие мексиканцы не бояться представления смерти, для них она абсолютно обычна.

4. Мексиканцы отмечают праздник два дня подряд

День мертвых отмечают два дня подряд 1 и 2 ноября. Считается, что именно в эти дни души покойных родственников навещают родной дом. Мексиканцы 1 ноября общаются с душами умерших детей, а на следующий день – с душами взрослых родственников.

  • 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев
  • 2 ноября — Día de los Muertos – день, когда поминают умерших взрослых

Никакого траура и дней скорби. Считается, что этот праздник – отличный повод посмеяться над смертью и активно наслаждаться жизнью.

5. Традиции, которые могут шокировать

Ко Дню Мертвых мексиканцы готовят ярко украшенные цветами алтари в память об умерших родственниках.

На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. Считается, что душа умершего родственника должна вспомнить вкус земных блюд. Многие выставляют алтари прямо на улицах, проводятся конкурсы(!) на определение лучшего пьедестала.

Также алтари можно увидеть в офисах, общественных местах на улицах и площадях городов.

Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».

Кульминация праздника — посещение кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются веселые факты из жизни умершего.

6. Города мертвых. Не страшные

В дни праздника его символы (черепа и скелеты) рисуются практически везде. Чаще всего они улыбаются и выполнены в ярких праздничных цветах.

В преддверии праздника в магазинах в виде сладостей и десертов можно обнаружить разнообразные вариации скелетов, черепов и гробов.

Кроме того, продаются масса тематических украшений сувениров и других атрибутов праздника.

В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких — кладбищенские пикники.

7. Голливуд и «День Мертвых»

«Мертвые» карнавалы не раз обыгрывались в голливудских фильмах. Один из самых известных – вступительная сцена в последнем фильме о Джеймс Бонде «Спектр». Экзотический антураж и эффектная постановка.

В ноябре на большие экраны выйдет новый красочный мультик студии Pixar «Тайна Коко» (Coco), в которой обыгрывается столь необычный праздник.

«День Мертвых»— это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца*.

Мексиканский поэт Октавио Пас однажды сказал: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Каждый сходит с ума по-своему.

*Праздник популярен во многих странах Латинской Америки: Эквадоре, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре.

Кстати, в 2003 году праздник «День Мертвых» был внесен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Это вам не попсовый Хеллоуин.

Интересные материалы:

  • Что такое «Burning Man». Самый дикий фестиваль в мире
  • Что происходит на Burning Man 2017, самом диком фестивале мира

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуйте первым за статью!)

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

undefined

iPhones.ru


Страшно интересная традиция. Рассказываем, почему мексиканцы не боятся смерти.

  • Это интересно

Юрий Андреев avatar

Юрий Андреев

@a1phadog

Люблю Apple, рассказываю о гаджетах, кино и полезных вещах из мира IT.

Продолжаем вдохновляться колоритом Мексики и одним из самых ярких и мистичных праздников, который называется День Мертвых. Сегодня мы с вами поговорим об одном персонаже, который стал частью праздника около 100 лет назад, но так органично вписался в атмосферу этого события, что сложно себе представить День Мертвых без… Катрины (Catrina).
Кто такая Катрина? Откуда она появилась и кто ее придумал?
Потерпите секундочку, мы сейчас об этом расскажем. Давайте для начала посмотрим на разных Катрин, выполненных умелыми руками мексиканских мастеров:

Катрина или Сеньорита Смерть. День Мертвых в Мексике

Кто такая Катрина и кто ее придумал?

Катрину придумал мексиканский художник-график и карикатурист Хосе Гуадалупе Посада (Jose Guadalupe Posada) приблизительно в 1910-13 годах 20-го века.
Знакомьтесь: перед вами Катрина в первозданном виде, какой ее выпустил в виде литографии Хосе Гуадалупе Посада.

Череп Катрины - Х.Г. Посада

На изображении женский череп в роскошной шляпе по последней европейской моде того времени. Так одевались в лучших французских и испанских домах в начале 20-го века и такому стилю старались подражать богатые мексиканские барышни.

То было предвестие смутного революционного времени, Посада сочувствовал беднякам и выступал на стороне повстанцев. Катрину он нарисовал как карикатуру на представительниц прекрасного пола от правящей аристократии.

Кто бы мог подумать, что в последствии Катрина превратится в один из главных символов Дня Мертвых, традиции которого насчитывают почти три тысячелетия.

фрагмент фрески Диего Ривера с Катриной

Стать важной фигурой на праздновании Дня Мертвых Катрине помог знаменитый мексиканский художник Диего Ривера. Он нарисовал ее на своей знаменитой фреске, датируемой 1946-47 гг. «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central (Dream of a Sunday Afternoon in the Alameda Central)» — «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Вы видите на фотографии небольшой ее фрагмент.

Благодаря Диего Ривера Катрина получила законченность образа, у нее появилось тело. С тех пор она постоянно меняет сногсшибательные наряды в самых разных стилях, часто богато украшенные цветами.

Больше разных Катрин, а также все ссылки на оригиналы страниц с изображениями из коллажа вы найдете в нашей подборке на Пинтересте, которая называется «Dia de los Muertos (День Мертвых)».

Подробнее о Дне Мертвых читайте нашей первой заметке серии «Вдохновение Мексики: День Мертвых»

Día de los Muertos, или День мертвых — праздник жизни и смерти. Хотя этот праздник зародился в Мексике, сегодня он отмечается по всей Латинской Америке красочными калаверами (черепами) и калаками (скелетами). Церемонии изобилуют символическими ритуалами и пышными шествиями.

День мертвых — это не мексиканская версия Хэллоуина. Хотя эти два ежегодных праздника и связаны между собой, они сильно различаются по традициям и духу. В то время как Хэллоуин — это темная ночь ужаса и озорства, празднование Дня мертвых разворачивается на фоне взрыва красок и жизнеутверждающей радости. Основная тема та же — смерть, но суть Дня мертвых в другом — продемонстрировать любовь и уважение к умершим членам семьи. В городах по всей Мексике жители делают необычный макияж и надевают костюмы скелетов, проводят парады и вечеринки, поют, танцуют и делают подношения ушедшим близким. Они не скорбят, они радуются жизни.

В 2008 году ЮНЕСКО признало важность мексиканского Дня мертвых, добавив этот праздник в свой список нематериального культурного наследия человечества. Сегодня День мертвых празднуют мексиканцы всех религиозных и этнических групп, но по сути он является подтверждением того, что потомки коренных народов живут среди нас.

История

Празднование Дня мертвых возникло еще несколько тысяч лет назад у ацтеков, тольтеков и других народов науа, считавших оплакивание мертвых неуважением. Для этих доиспанских культур смерть была лишь естественной фазой долгого жизненного цикла. Мертвые продолжали считаться членами общины, воспоминания о них хранились в памяти, во время Дня мертвых умершие временно возвращались на землю, и их жизнь продолжалась.

Сегодняшний праздник Día de los Muertos — это смешение доиспанских религиозных обрядов и христианских праздников. Обычно он празднуется два дня, 1 и 2 ноября — в День всех святых и День поминовения усопших по католическому календарю, то есть примерно во время осеннего сбора урожая кукурузы. Однако, праздник не ограничивается только этими двумя днями. Семьи в общинах начинают встречать и почитать умерших родственников еще до начала массовых мероприятий, а в некоторых регионах празднования могут продолжаться и в другие дни, до конца ноября.

Когда приходят души умерших

В какие дни души умерших приходят на землю? Считается, что это происходит в полдень.

27 октября: в этот день домашние питомцы возвращаются из загробного мира, поэтому в одном из углов дома обычно помещают воду и какую-нибудь пищу.

28 октября: возвращаются души тех, кто погиб внезапно, в результате несчастного случая или насильно. В этот день также приходят одинокие души. Для них ставят подсвечник со свечой и белый цветок.

29 октября: день, посвященный утопленникам.

30 октября: одинокая свеча и стакан воды ставятся для забытых душ или тех, у кого нет семьи.

31 октября: день поминовения детей, но только нерожденных или некрещенных.

1 ноября: в этот день вспоминают всех, кто умер или погиб в детстве.

2 ноября: день поминовения всех взрослых, бабушек и дедушек или прабабушек и прадедушек и вообще всех предков. Это традиционный день для посещения кладбища. Также в этот день души всех умерших начинают возвращаться в загробный мир.

Алтарь

Центральным элементом праздника является алтарь, или офренда. Алтари размещают в домах, на кладбищах и вообще везде. Это не жертвенники для поклонения. Скорее, они предназначены для того, чтобы приветствовать приход духов обратно в царство живых. Алтари наполнены подношениями — водой, чтобы утолить жажду душ после долгого путешествия, едой, чтобы утолить голод, памятными семейными фотографиями и свечой для каждого умершего родственника. Если поминают ребенка, на алтаре обязательно будут маленькие игрушки. Бархатцы — основные цветы, которыми украшают алтарь. Лепестки календулы, разбросанные от алтаря к могиле, направляют блуждающие души к месту их упокоения. Дым от благовоний, сделанных из древесной смолы священного дерева копаль, передает хвалу и молитвы и очищает пространство вокруг алтаря.

Калавера

Калавера означает «череп». В конце 18-го и начале 19-го веков термин «калавера» использовался для коротких юмористических стихов, которые представляли собой саркастические эпитафии, выбитые на могильных плитах и высмеивающие живых. Обычно такие эпитафии брались из газет того времени. Литературные калаверы со временем стали популярной частью празднования Дня мертвых. Вы найдете эти умные, едкие стихи в печати, услышите их из уст других или увидите по телевидению.

Катрина

В начале 20 века мексиканский политический карикатурист и литограф Хосе Гуадалупе Посада создал офорт, сопровождающий литературную калаверу. Посада одел свое олицетворение смерти — скелет — в причудливую французскую одежду и назвал ее Calavera Garbancera. Этим образом он высмеивал мексиканское общество, подражающее европейской изысканности. «Todos somos calaveras» — цитата, которую обычно приписывают Посаде, — означает «все мы — скелеты». За всеми нашими искусственными атрибутами спрятано одно: мы все одинаковы.

В 1947 году художник Диего Ривера представил стилизованный скелет Посады в своей шедевральной фреске «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Скелет был одет в большую женскую шляпу, и Ривера назвал представленный женский образ Катрина, что на сленге означало «богатые». Сегодня calavera Catrina, или элегантный череп, является самым известным символом Дня мертвых.

Пища мертвых

Путешествуя из загробного мира назад в мир живых, души должны утолять голод и жажду. По крайней мере, так принято считать в Мексике. Семьи кладут на алтарь любимую еду умерших близких или символические подношения. Последние с годами стали наиболее распространенными, и их можно заранее купить в любом продовольственном магазине.

Pan de muerto, или хлеб мертвых — типичный сладкий хлеб (pan dulce), часто содержащий семена аниса и украшенный костями и черепами из теста. Кости можно расположить по кругу, как бы в кругу жизни. Крошечные слезинки из теста символизируют печаль.

Сахарные черепа — часть традиции сахарного искусства, принесенной итальянскими миссионерами 17-го века. Выдавленные в формы и украшенные съедобными цветами, они бывают всех размеров, расцветок и уровней сложности. Некоторые из них — настоящие произведения искусства.

Обязательные атрибуты алтаря на День мертвых — традиционные напитки. Например, пульке — сладкий ферментированный напиток, приготовленный из сока агавы, атоле — жидкая теплая кашица из кукурузной муки с добавлением нерафинированного тростникового сахара, корицы и ванили. Горячий шоколад также принято подносить душам усопших.

Костюмы

День мертвых — это чрезвычайно массовый праздник. Празднования проходят на улицах и площадях в любое время дня и ночи. Одеться в костюмы скелетов — лишь часть веселья. Лица людей всех возрастов искусно раскрашены, чтобы напоминать черепа. Подражая калавере Катрине, участники парадов и вечеринок надевают костюмы и маскарадные платья. Многие носят ракушки или другие предметы для создания шума — это должно повысить волнение, а также разбудить мертвых и держать их все время рядом во время веселья.

Резная бумага

Вы, наверное, много раз видели эти прекрасные поделки из бумаги в мексиканских ресторанах и на массовых мероприятиях, а не только на День мертвых. Дословный перевод Papel picado — «перфорированная бумага» — прекрасно описывает, как она делается. Ремесленники складывают цветную папиросную бумагу в десятки слоев, а затем перфорируют слои с помощью молотка и долота. Papel picado используется не только во время Дня мертвых, но играет важную роль на празднике. Украшая алтари и улицы, это искусство олицетворяет ветер и хрупкость жизни.

День мертвых сегодня

Благодаря признанию ЮНЕСКО, День мертвых пользуется большей популярностью не только в Мексике, но и во все большей степени за рубежом. Если вы окажетесь в Мехико в эти дни, обязательно посмотрите грандиозный парад на центральном проспекте. Впрочем, празднования проходят по всему городу. Бесчисленные общины празднуют День мертвых по всей Мексике, но стили и обычаи различаются в зависимости от региона и преобладающей здесь доиспанской культуры. Вот несколько мест, которые выделяются своими красочными и трогательными празднованиями.

Одно из самых ярких празднований Дня мертвых каждый год проходит в Пацкуаро (Pátzcuaro), муниципалитете в штате Мичоакан, примерно в 360 километрах к западу от Мехико. Коренные жители сельской местности собираются на берегах озера Пацкуаро, где рассаживаются в каноэ, украшенные зажженными свечами, и плывут на крошечный остров под названием Яницио, чтобы провести ночное бдение на кладбище своих предков.

Микскик (Mixquic). В этом пригороде Мехико звонят колокола древнего монастыря августинцев, и члены общины со свечами и цветами отправляются на местное кладбище, где они прибирают и украшают могилы своих близких.

Небольшой город Тукстепек (Tuxtepec) в северо-восточной части штата Оахака известен своими коврами из опилок. В течение нескольких дней местные жители кропотливо укладывают на городских улицах цветные опилки, лепестки цветов, рис, хвою и другие органические материалы в виде замысловатых, похожих на ковер узоров. Ковры из опилок Тукстепека, традиционно создаваемые для важных процессий, оцениваются на конкурсе во время празднования Дня мертвых.

Город Агуаскальентес (Aguascalientes) расположен примерно в 225 километрах к северу от Гвадалахары. Это место рождения гравера Хосе Гваделупе Посада, «изобретателя» образа Катрины. Жители местной общины продлевают празднование Дня мертвых почти на неделю во время фестиваля Calaveras (Фестиваль черепов). Фестиваль завершается грандиозным парадом черепов на Авенида Мадеро.

| 14.05.2019

Как отмечают День мертвых в Мексике? Рассказываем во всех подробностях

Абсолютно в каждой культуре есть день памяти мертвых. Однако если у нас это время для воспоминаний и скорби, то мексиканский День мертвых — одно из самых зрелищных и веселых событий в стране. Появившийся еще в доколумбову эпоху праздник пережил колонизацию и католизацию страны, объединил разобщенную постреволюционную Мексику и благодаря Джеймсу Бонду стал мегапопулярным событием, привлекающим в страну сотни тысяч туристов.

Когда и где проходит

День мертвых празднуется в Мексике, а также в соседних с ней Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Сальвадоре в начале ноября. Отмечать его начинают в первый день месяца. Эта дата называется «Днем ангелочков», когда вспоминают усопших детей. 2 ноября праздник продолжается: теперь вспоминают уже всех умерших родственников.

В северных, более американизированных районах страны празднества начинаются 31 октября в Хэллоуин. В это время принято угощать детей сладостями, а называется ритуал «tricky-tricky» (от английского «treat-or-trick»). Правда, в отличие от Хэллоуина, где основная эмоция — страх перед потусторонними силами, во время мексиканского Дня мертвых царит веселье и радость.

Вообще в Мексике праздник приобретает по-настоящему гигантский масштаб. Часто фестиваль мертвых сопровождается уличными гуляниями и парадами. Его отмечают по всей стране, и в каждом регионе можно встретить собственные ритуалы. Однако самые красочные мероприятия проходят в столице страны — Мехико. Здесь на улицах города организуют огромный карнавал — парад Катрины.

Как появился праздник День мертвых и почему он так называется

Традиция памяти мертвых в Южной Америке уходит корнями еще в индейскую культуру. Появилась она примерно 2500-3000 лет назад. Местные племена майя и ацтеков почитали «смерть». Чтобы выжить им нужно было охотиться и убивать животных, а значит по их верованиям смерть дарила им жизнь.

Ацтеки и майя считали умерших родственников проводниками между этим и потусторонним миром, поэтому хоронили их рядом с домами, а черепами украшали жилища. Был у индейцев и праздник в честь богини Миктлансиуатль, хранительницы потустороннего мира. Ее традиционно изображали в виде женщины с черепом вместо лица. Позднее отсюда и произошел главный символ праздника — женский скелет по имени Катрина, одетый в богатое платье.

В истории с мексиканским Днем мертвых удивительно, что традиция сохранилась до наших дней, даже несмотря на колонизацию Южной Америки и обращение аборигенов в католичество. Все потому, что прибывшие конкистадоры всячески поощряли дни памяти мертвых. Единственное их условие было — делать это не в августе как раньше, а в ноября — в католический день памяти усопших.

Правда, до начала XX века День памяти мертвых в Мексике почти не проводился. Все изменилось в 1920-х годах после Мексиканской революции. Тогда разобщенную страну нужно было как-то объединить, создать или возродить национальные традиции, а также увековечить память героев-революционеров. Правительство решило сделать День мертвых официальным праздником и начало отмечать его пышно, красочно и масштабно. Постепенно фестиваль стал одним из самых популярных событий в стране и начал привлекать сотни тысяч туристов.

Особенности и традиции празднования Dia de los Muertos

Мексиканцы считают, что после смерти их родственники и друзья уходят в иной мир. Единственное время, когда они могут навестить свою семью в нашем мире — 2 ноября. Встреча с духами усопших должна быть приятной, все-таки они проделали огромный путь из потустороннего мира. Значит, это время для веселья и праздника!

В первую очередь в День памяти мертвых в Мексике принято ездить на кладбище: ухаживать за могилой, украшать ее цветами и зажигать свечи. Приезжают сюда всей семьей, на месте устраивают пикники, концерты и выступления. Именно поэтому над мексиканскими кладбищами в День мертвых повсеместно звучит музыка и разносится смех.

Однако посещением кладбища праздник не заканчивается. Души усопших приходят и в дома, где они когда-то жили. Именно поэтому мексиканцы устраивают здесь красочные алтари с цветами, свечами и фотографиями умерших. Часто их также устанавливают в бизнес-центрах и других общественных местах. На алтари обязательно ставят воду, чтобы напоить духов после долгой дороги, кладут сладкий хлеб и любимую еду усопших. Также алтари украшают гирляндами из бумажных флажков «papel picado».

В крупных городах жители надевают яркие костюмы на День мертвых и выходят на улицы. На лица они добавляют сложный макияж в виде маски черепа. Как правило, образы готовят в течение всего года, и по красочности они не уступают Венецианскому и бразильскому карнавалам. Самое известное шествие в День памяти мертвых проходит в Мехико и называется «парад Катрин». Катрин — фигурка богато одетой женщины с головой в виде черепа и по совместительству главный символ фестиваля.

10 интересных фактов о празднике

1. Несмотря на тысячелетнюю историю, мексиканский День мертвых достаточно молодой праздник. Например, его главный символ Катрина появился лишь в начале XX века. В 1913 году мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада создал гравюру, на которой изобразил даму высшего света с черепом вместо лица. Картина называлась «La Calavera Garbancera», что в переводе значит «элегантный скелет». Изображение призывало показать, что после смерти все наряды будут не нужны. Гравюра стала крайне популярна, но ко Дню памяти мертвых никакого отношения не имела.

2. После Мексиканской революции о гравюре со скелетом в женском платье снова вспомнили. Этот образ стали повсеместно использовать в изобразительном искусстве. Тогда же его назвали Катриной (La Catrina), что в те времена в Мексике значило чересчур разодетых и хвастающихся своим богатством женщин. Катрина появилась и на картине Диего Ривера «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда». Тогда же она стала и символом Дня мертвых.

3. Что касается парада Катрины, то он начал проходить в Мехико совсем недавно. Своим появлением карнавал обязан Джеймсу Бонду. В одном из эпизодов фильма «007: Спектр», вышедшем на экраны в 2015 году, Джеймс Бонд оказывается на мексиканском карнавале в честь Дня мертвых. Мероприятие это было полностью выдумано сценаристами, однако так пришлось по душе мексиканцам, что они начали ежегодно проводить карнавал!

4. Значимость праздника признало и мировое сообщество: в 2003 году ЮНЕСКО внесло фестиваль в список объектов Всемирного нематериального наследия.

5. Черепа — главный символ Дня мертвых в Мексике. Такую раскраску носят на лицах во время карнавалов и шествий. Из сахара здесь также лепят маленькие конфеты в виде черепов и повсеместно продают их на улицах. В 2004 году студенты Национального университета даже выстроили из таких сахарных фигурок огромную стену, которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса.

6. Оранжевые бархатцы — основные цветы на День мертвых. По индейским поверьям они притягивают души умерших. В древние времена в Южной Америке бархатцы выращивались только для религиозных целей. В Мексике их называют не иначе как «flor de muerto», или цветы мертвых.

7. Еще один символ Дня мертвых в Мексике — сладкий дрожжевой хлеб «pan de muerto» (в переводе «хлеб мертвых»). Эти булочки готовят специально к празднику и оставляют на алтарях и могилах.

8. В каждом мексиканском регионе есть свои традиции празднования. Например, в городе Оахака проводят фестиваль Las Calendas, когда на улицы выходят огромные ростовые куклы, а женщины, одетые в национальные костюмы, танцуют на площадях с корзинами, наполненными цветами.

9. Самая милая традиция проходит в городке Мичоакане. Здесь дети участвуют в Танце маленьких старичков (La Danza de los Viejitos). Подростки, загримированные под стариков, медленно идут с шествием по городу и в один момент начинают лихо и задорно танцевать.

10. Ну а самое страшное празднование Дня мертвых проходит в городке Помуч на полуострове Юкатан. Здесь мертвецов выкапывают из могил, омывают прах и складывают его в маленькие деревянные шкатулочки. Потом эти новоявленные урны с прахом относят в специальные хранилища. Такая традиция связана с острой нехваткой земли и отсутствием на кладбище места для всех усопших.

Вы можете увидеть все это своими глазами в компании клуба путешественников Михаила Кожухова! Забронируйте эксклюзивный тур и отправляйтесь в путешествие вместе с нами. Будет интересно!

Сегодня и завтра в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе и Сальвадоре празднуют День мертвых (или по-испански El Día de Muertos). Это крупнейший праздник, посвящённый памяти умерших. Настолько древний и значимый, что ЮНЕСКО включил его в список нематериального культурного наследия!

День мертвых на английском

Если перед вами дорожки из цветов, алтари с выпечкой, фруктами и черепами, толпы людей, загримированных под скелетов – вполне вероятно, что вы попали в Мексику на День мертвых.

Мы собрали 10 самых интересных фактов об этом празднике. Для всех, кто интересуется испаноязычной культурой, к прочтению обязательно! 🌸💀

1. В отличие от Хэллоуина День мертвых отмечается два дня. 1 ноября семьи поминают души умерших детей и младенцев (исп. El Día de los Inocentes или День невинных/День ангелочков), а на следующий день, 2 ноября – взрослых (исп. Día de los Difuntos или День умерших).

2. Празднику больше 3000 лет. Корнями он уходит в традиции ацтеков и майя, только в те времена ритуалы в память об умерших проводились летом. С приходом конкистадоров и католических праздников День мертвых сдвинулся на ноябрь, поближе к Дню всех святых и Дню всех усопших душ.

3. На самом деле это праздник жизни, а не смерти. Ацтеки верили, что смерть – вовсе не конец, а переход в другое состояние, некая трансформация. Поэтому относились к ней как к важной части жизненного цикла, а не трагическому событию.

El Día de Muertos – день, когда духи приходят в гости к живым. Так зачем их расстраивать излишней скорбью? Лучше celebrate life («праздновать жизнь»): рассказывать истории из жизни умерших родственников, вспоминать счастливые моменты и веселиться, а не горевать и плакать.

4. Поэтому День мертвых наполнен музыкой и танцами (иногда крайне необычными!) Например, La Danza de los Viejitos – танец, в котором мальчики и молодые люди одеты и загримированы под стариков. Сначала они сильно сутулятся и хромают, а затем внезапно подпрыгивают в энергичном танце. Другой танец – La Danza de los Tecuanes или танец ягуаров. В нем люди изображает сельскохозяйственных рабочих, охотящихся на ягуара. И все это в масках и карнавальных костюмах!

5. День мертвых – один из самых главных (и дорогих) праздников в Мексике: парады, украшения, разнообразные угощения. У некоторых семей в сельских районах на все эти приготовления уходит двухмесячный бюджет!

6. Обязательная часть подготовки к празднованию – генеральная уборка. Чистят и дом, и могилы – это не только дань ритуалам, а самый настоящий гражданский долг. В отличие от США большинство кладбищ в Мексике находятся в частной собственности, и жители района ухаживают за ними сами.

7. Еще одна важная часть праздника – Алтари или «подношения» (исп. ofrendas). Семьи собирают особые «композиции» для своих мертвых предков: их портреты и фото, вещи, важные для них при жизни (игрушки, книги, музыкальные инструменты и др.), любимые угощения.

Здесь всегда присутствуют предметы, олицетворяющие четыре стихии: земля (цветы или еда), ветер (традиционные бумажные знамена), огонь (свечи) и вода. И еще сахарные черепа – без них праздник не праздник.
Алтарь – словно маяк для душ, который говорит: «мы вас помним и ждем».

8. Обычаи и традиции могут отличаться в зависимости от региона. Например, в городе Помуч на полуострове Юкатан есть необычный ритуал: вынимать кости предков из гробниц, чтобы «помыть» или протереть от пыли.

9. Проводить День мертвых на кладбище – обычное дело. По всей стране семьи устраивают там своеобразные «пикники» – с подношениями и угощениями. Обедают рядом с могилами своих родных, рассказывают истории и «празднуют жизнь»!

Ла Калавера Катрина на английском на Лингуалео

10. Скелет в большой модной шляпе и роскошном платье – еще один символ Дня мертвых. Ее зовут Ла Калавера Катрина (исп. La Catrina). Согласно городской легенде, Ла Катрина – прообраз ацтекской богини смерти Миктекачихуатль. У них обеих одна цель – почитать и защищать умерших и мирить мексиканцев со смертью.

Нынешний образ Ла Катрины создал художник Хосе Гваделупе Посада. Раньше только очень богатые люди могли позволить себе шляпы. Поэтому Посада изобразил Картину в шляпе – как символ того, что перед смертью все люди равны.

А вы празднует Хэллоуин или День мертвых? Обязательно посмотрите «Тайну Коко» или «Книгу жизни». В этих мультфильмах мексиканский праздник представлен во всей красе!

Наконец-то я выяснила для себя, хочу поделиться с вами.

Всем известно, что существует День Мертвых.

День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль[1] и сооружали стены с изображением черепов — тсомпантли[2]. Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками — Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.  (википедия)

С этим праздником у всех ассоциируется подобный макияж.

Многие ошибочно полагают, что это изображение  Санта Муэрте. Т.е. Святая Смерть, чей культ сейчас набирает обороты, не смотря на борьбу католической церкви с ним.

Однако, на самом деле черепа, печенюшки, макияж, картинки изображают не Санту Муэрту, а Катрину Калаверу.

 

 

Калавера Катрины, Череп Катрины или просто Катрина (исп. La Calavera de la Catrina) — цинковая гравюра 1913 мексиканского художника Хосе Гуадалупе Должности. Это изображение стало символом мексиканского изобразительного искусства, а ее модификации часто вставляются в художественные композиции, посвященные Дню Мертвых (1-2 ноября), например алтаря и костюмах-калаверах.

Это изображение было частью большего серии калавер (от исп. calavera — «череп»), гумористичних изображений фигурок, сделанных в виде скелетов, и часто сопровождаются стихами. Слово катрина (исп catrina) является формой женского рода слова catrín, что означает «франт». Фигурка изображена в украшенном цветами шляпе, модном в то время, предназначенная показать, что богатые и модные, несмотря на их претензию на важность, так же смертны, как и все остальные. Катрина была очень популярным изображением во времена Должности, однако вскоре после его смерти исчезла из человеческой памяти. Как и остальные работы Должности, она была найдена и вновь популяризированная французским художником и историком Жаном Шарло вскоре после Мексиканской революции.

Катрина быстро приобрела статус символа уникального мексиканского жанра искусства, ее стали воспроизводить в большом количестве экземпляров и вариантов. Это изображение было вставлено в настенную картину Диего Риверы Мечта о воскресенье в парке Аламеда, также включает изображения самих Должности, Риверы и его жены Фриды Кало. Это изображение используется в качестве символа Дня Мертвых не только в виде изображения, но и в иных формах, в частности скульптурах.  

Несмотря на схожий внешний вид, Санта Муэрте и Калавера Катрина — разные персонажи, их нельзя путать. Калавера Катрина светская дама, щеголиха, участница карнавала в День Мертвых, меняет наряды и следует моде. 

Санта Муэртэ — главная фигура собственной религии, со всеми атрибутами поклонения, иногда похожа по иконографии на Деву Марию Гваделупскую. Ее называют Богоматерью, изображают даже с мертвым Иисусом на руках, как в классической пьете. И церковь Санта Муэрте существует реально, хоть и полулегально пока. Она — Богиня в лучших традициях, хозяйка жизни и того, что после жизни. 

А еще она по моим наблюдениям всегда в плаще. Вот тут много фоток Санты Муэртэ.

Вот уж поистине мрачный культ! В отличии от сахарных черепков на Дне Мертвых.

Некоторые поклонники этого культа признаются, что раньше молились Деве Марии, но тяжелая жизнь привела к вере в Святую Смерть, аргументируя это словами «она понимает нас лучше». Уместно добавить, «таких как мы», потому что культ Санта Муэрте популярен в тюрьмах Мексики и в криминальных районах страны, о которых ходит дурная слава. Судя по всему, к этому культу приходят люди, которым чаще других приходится сталкиваться со смертью, так или иначе.  

Статуя Святой Смерти находится в трущобах мексиканского города Тепито. Как правило, перед ней преклоняются люди, подавленные горем. Если наркоторговцы просят у Святой Смерти защиту от ареста или непосредственно смерти, то дети просят освободить их родителей из мест заключений. Каждый просит за то, что ему дороже всего, и обычно люди, которые приходят к культу Санта Муэрте, — глубоко подавленные горем. отсюда

— отсюда.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кельтский праздник бельтайн
  • Квн новогодние номера сценарий
  • Кельтский праздник белтейн
  • Квн на тему спорт визитка сценарий
  • Кельтский праздник 31 октября