Керженский заповедник сценарий

Задачи:познакомить детей с  Керженским заповедником;расширять  представления  детей о животном  и растительном  мире заповедника;закреплять правила поведения в природе;формиро

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колосок»

Сценарий

организованно-образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

с воспитанниками 6-7 лет

 « Знакомство с Керженским заповедником»

Сценарий разработан в соответствии

с ООП ДО МДОУ «Детский сад № 11 «Колосок»

 (Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду.

 Подготовительная к школе группа», занятие №9 стр.20)

Воспитатель: Верещагина Т.Т.

г.Семенов, 2020г

Задачи:

  • познакомить детей с  Керженским заповедником;
  • расширять  представления  детей о животном  и растительном  мире заповедника;
  • закреплять правила поведения в природе;
  • формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

          Вид ООД:

  • по количеству участников – фронтальное занятие;
  • в зависимости от ведущей задачи — занятие по формированию представлений о заповедниках;
  • в зависимости от применения наглядного материала — занятие с применением ИКТ.

Тип ООД: закрепление имеющихся представлений и знаний о природе, получение новых знаний о заповедных местах родного края.

Средства:

  Оборудование и материалы:

  • ноутбук;
  • экран;
  • презентация «Керженский заповедник»;
  • карточки – экологические знаки;
  • конверт с загадками;
  • мяч;
  • медали «Знатоки природы».

Методы и способы:  вопросы,  использование художественного слова, дидактические игры «Кто где живет?», «Экологические знаки», физкультминутка «Лесные правила».

Предварительная работа:

  • Беседа о природе родного края.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу.
  • Чтение художественной  литературы , отгадывание загадок о животных.
  • Настольно — печатные игры:  «Кто что ест?», «Большие и маленькие», «Кто  где живет?», «Чей хвост?».
  •  Экскурсии детей и родителей парки.
  • Подготовка презентации «Керженский заповедник».

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть:

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Пусть тепло от ваших рук
Согревает все вокруг!
А тепло от ваших глаз
Пусть поможет в трудный час!

Сегодня у нас необычный день,  нам пришло по почте  письмо.

(Воспитатель показывает конверт)

Воспитатель: Вы хотите узнать от кого оно?

(Ответы детей)

(Воспитатель открывает конверт и читает слова приветствия от лесника)

Как вы думаете, кто такой лесник?

(Ответы детей)

Воспитатель: Лесник – это главный человек в лесу. Он заботится о животных, птицах, сажает деревья. Ребята, лесник предлагает вам отгадать загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

  И не пекарь, а печёт.

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он – невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

 Кто  такая?

Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

 Домовитая хозяйка,

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

 И поделится медком.

 Блещет в речке чистой

 Спинкой серебристой.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом сказать, о чём загадки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Солнце,  воздух,  вода, ягоды, грибы, пчела, рыбы, деревья — это всё — природа.

Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, от человека зависит красота природы?

Может ли человек губить природу?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Люди могут преумножать природу, а могут погубить оставшееся. Известно, что с лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно, что человек умеет исправлять свои ошибки.

11 января, после новогодних праздников, в нашей стране отмечается еще один праздник, не такой шумный и веселый, как Новый год, но очень важный. Этот праздник посвящен охране окружающей природы. Он называется «День заповедников и национальных природных парков».

 Что же такое заповедник?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Заповедник – это место, где природа  может жить по своим законам. Это место охраняется государством. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

На территории  нашего городского округа находится один из заповедников. Это Керженский заповедник.  В  него  мы  и совершим сегодня экскурсию.

Предлагаю всем встать и отправиться в путь.

(Воспитатель  читает стихотворение Н. Рыжовой «Лесные правила», дети выполняют соответствующие движения).

Воспитатель: Если в лес пришел гулять, (Идут друг за другом по кругу).

Свежим воздухом дышать, (Поворачиваются лицом в круг, руки в стороны).

Бегай, прыгай и играй, (Бег на месте).

Только чур — не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь, (Подносят указательный палец к губам).

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, (Руки прижимают к груди, дрожат).

Убегут с лесной опушки. (Бег на месте)

Здесь не нужно всех ловить, (Загибают пальцы на руке по одному).

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, (Руки прижимают к сердцу).

Здесь хозяин—дуб и лось, (Руки в стороны).

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги. (Низкий поклон).

(Воспитатель предлагает детям занять свои места и посмотреть на экран).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

(Ответы детей)

Да, это карта Керженского заповедника. Как, вы думаете, почему он так называется?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята. Керженский заповедник находится на берегу реки Керженец. В заповеднике очень много животных, птиц, различных растений.  И мы сейчас их увидим.

Показ презентации «Керженский заповедник».

Воспитатель: Вот, ребята, мы и познакомились с  обитателями Керженского заповедника.  У всех из них есть свои жилища.

Предлагаю поиграть в игру  «Кто  где живет?».

(Воспитатель кидает мяч и называет лесного жителя, дети возвращают мяч и называют жилище животного).)

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживаетесь.

Заповедники – это уголки спасения природы от человечества. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

 И постигая суть его корней,

 Я стойкости учился у деревьев,

 А ловкости и силе —  у зверей.

 У птиц учился чувствовать свободу,

 У рыб – сосредоточенно молчать.

 Поэтому обязан я природу

 От всех врагов достойно защищать.

                                                                   (П. Сергеев)

 Ребята, как вы думаете, только  ли  в заповедниках надо беречь природу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним правила охраны природы.

Предлагаю взять карточку с изображением экологического знака, и рассказать, что нельзя делать в лесу и почему.

(Дети поочередно берут карточку и рассказывают о правилах поведения в лесу).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете правила поведения в природе.

На этом наша экскурсия  подошла к концу. Где мы с вами сегодня побывали?

Что  вы сегодня узнали нового? Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей)

(Воспитатель награждает детей медалями «Знатоки природы».

Дети делятся своими впечатлениями)

Управление народного образования

администрации городского округа города Бор

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Проект: «Знакомство детей с Керженским заповедником».

Выполнила: воспитатель

подготовительной группы

Чегодаева О.К.

2018г.

Введение

«Человек, в сущности, не думает о том, что

у него под ногами. Всегда мчится… и –

самое большое – взглянет, как прекрасны

облака у него над головой. И ни разу не

поглядит себе под ноги, не похвалит: » как

прекрасна почва».

Карел Чапек.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

Я думаю, что проблемы окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного, что можно открывать вместе с детьми.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Любое воспитание будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

Поэтому мы решили познакомить детей с Керженским заповедником, его обитателями и растительностью.

Цель работы:

познакомить детей с заповедником нашей страны (Керженский заповедник).

Задачи:

— форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде;

— воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;

— воспитывать умения правильно вести себя в природе;

— воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Аннотация.

Проект посвящен формированию у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения к ней; знакомству детей с Керженским заповедником, его обитателями и растительностью; укреплению детско-родительских отношений.

Вид проекта: информационный.

Продолжительность: 23.01.17 – 28.01.17

Участники проекта: Чегодаева О.К., Павликова Г.М. – воспитатели подготовительной группы; дети, родители детей.

План работы

Для достижения поставленных задач мною был разработан план работы на неделю, где я наметила основные направления:

— знакомить с представителями живой и неживой природы;

— способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку как части природы;

— учить выполнять законы природы,

— показать, что это необходимо, как для здоровья человека, так и для здоровья природы;

— воспитывать чувства своего единства с окружающим миром, Вселенной;

укрепить детско-родительские отношения.

План мероприятий

НОД

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная работа с родителями

«Познавательно-речевое развитие».

1. Для чего нужны растения на Земле?

2. Чтение сказок о животных.

«Художественно-эстетическое развитие».

1. Рисование «Животные заповедника».

2. Аппликация «Зимовье зверей».

«Социально-личностное развитие».

Безопасное поведение в природе.

«Физическое развитие».

Утренняя гимнастика

«Зарядка для хвоста»

«Какадурчик».

Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных;

Показ презентации.

Дидактические игры «Отгадай, где я живу».

Лото «Цветы», «Ягоды» «Животные».

Проект: «Заповедные места (Керженский заповедник)».

Для развития познавательных способностей у детей, в нашей группе создана развивающая среда и уголок природы.

Работа ведется по следующим направлениям.

В непосредственно образовательной деятельности:

экскурсии и прогулки в природу;

— чтение книг и просмотр презентаций о природе и животных;

— проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Каждый малыш, словно маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи, должен помочь ему совершить эти открытия.

В совместной деятельности вместе с детьми организуем:

— труд в природе и оказание помощи птицам и животным;

— изучаем загадочные явления природы.

В свободной деятельности рисование – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Работа с родителями.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней.

Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности. В своей работе использовала следующие формы работы с родителями:

1.Консультации для родителей:

«Экологическое воспитание детей в семье», «Экология и мы».

2.Анкета для родителей по экологии.

3.Фотоотчёт «Керженский заповедник».

Вывод

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по формированию экологического развития у детей позволила качественно изменить уровень знаний и умений детей. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей.

Этот проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Общение ребёнка с объектом природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание к живому существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость и восхищение от взаимодействия с природой.

Считаю, что мой опыт работы может быть использован воспитателями детских садов для организации системы работы по формированию пространственных ориентировок у детей старшего возраста.

Думаю, что все знания полученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодно отличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.

Литература

1.Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Программа развития».)

3.Кондратьева Н.Н. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей.- СПб: «Детство-пресс», 2000.

4.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».– М. 1999.

5.Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии. Старший дошкольный возраст».- Педагогическое общество России, 2007.

Приложение

Анкета для родителей.

«Экологическое образование в семье».

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Консультация для родителей «Экология и мы».

«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса,

Через окна, седые от пыли…

В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?

Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями. Ученые не уверены в том, смогут ли дети в недалеком будущем купаться, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов.

И поэтому, основная задача родителей — это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны — это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.

Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых в коробочки, составляют букетики из цветов, обрывают бутоны растений для «угощения куклам»).

Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.

Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.

Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников связано с решением важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые черви.

Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.

С первых лет жизни ребенка, мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье».

Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания — экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам — воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Технологическая
карта  урока

Учитель: Городецкая Светлана Александровна  (I
квалификац.категория)

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК: « Начальная школа XXI века» под
редакцией Н.Ф.Виноградовой

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1-М.:
Вентана-Граф, 2013.

Тип урока: Комбинированный урок. Урок
открытия нового знания.

Тема

О
заповедниках. Керженский заповедник

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных,
коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области
окружающий мир по теме “Заповедники”.

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов
обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения
:

Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению
окружающего мира через поисковую деятельность, развитие доброжелательности,
готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

  • Регулятивные: формировать
    способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на
    поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать
    собственную учебную деятельность и партнёров.
  • Познавательные: развивать
    умения  осуществлять поиск и выделение необходимой информации из
    имеющихся источников информации, ставить и формулировать проблему , выстраивать
    алгоритм по решению выделенной проблемы, осознанно строить речевое
    высказывание в устной и письменной форме.
  • Коммуникативные: развивать
    умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг
    друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в
    соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Показать необходимость мероприятий, связанных с охраной
природы, познакомить с заповедными местами России  и родного края,
разнообразием растительного и животного мира Керженского заповедника.

Оборудование
для учителя

Ø учебник : Виноградова Н.Ф.
Окружающий мир: 3 класс

Ø Мультимедийная  установка, доска

Ø  Тексты на листах, картинки для
плаката, клей, листы А3.

Основные
понятия

Охрана
природы, заповедник.

Межпредметные
связи

Литературное
чтение, русский язык, технология.

Организация
пространства

Фронтальная
работа, работа в группах.

Обеспечение
оценочной деятельности

Самооценка
учебно–познавательной успешности.

План
урока с хронометражем

1.     Приветствие детей.
Организационный момент (2 мин)

2.     Стадия вызова (5мин)

3.     Стадия осмысления (12
мин)

4.   
Физкульминутка (1 мин)

5.     Стадия осмысления
(продолжение)(15 мин)

6.     Стадия рефлексии
(10 мин)

Итого: 45 минут

Ход
урока

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Приветствие
детей. Организационный момент (2 мин)

Цель: подготовка
учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи:


проверить готовность к уроку рабочего места;

— создать
условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на
урок.

-Здравствуйте,
ребята. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Надеюсь, что наше
общение получиться приятным и интересным. Зовут меня Светлана Александровна.
А как вас зовут? Назовите свое имя. А кто из вас любит узнавать что-то новое?

—  Посмотрите
на доску и скажите, что напоминает вам данный рисунок?
Слайд 2

— Схема  эта
будет планом нашего урока.  В «голове» этого скелета будет обозначена
проблема, над которой будем работать на уроке. На самом скелете есть верхние
и нижние косточки. На верхних косточках мы отметим причины возникновения
изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых
отметим пути решения проблемы. Хвост – вывод, решение данной проблемы урока.

Дети
называют свои имена вслух все вместе.

-Скелет
рыбы.

Личностные: выражать
положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять
внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Стадия
вызова.(5 мин)

Цель:
актуализация
имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение
интереса к теме, постановка цели и задач урока.

Задачи:


актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;


вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения
темы;


эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого
ученика в процесс целеполагания;


организовать деятельность по приему целей учащимися;

–Послушайте
стихотворение Е. Евтушенко и обозначьте проблему нашего урока:

Берегите эти
земли, эти воды,

Даже малую
былиночку любя,

Берегите всех
зверей внутри природы,

Убивайте лишь
зверей внутри себя! 

— О чём
говорится в этом стихотворении?

— Что значит
беречь природу?

— Кто догадался,
над какой проблемой сегодня на уроке будем работать? (на голове  запись–
охрана природы)

Слайд 3

Эта проблема не
только нашего урока, она остро стоит на всей нашей планете. Вы, неверное,
слышали о том, что 2017 год в нашей стране объявлен годом экологии.

— Как вы
думаете, каковы причины данной проблемы?

— Существуют
несколько основных причин, которые представляют реальную опасность для жизни
других живых существ. Если дети затрудняются ответить, то учитель
предлагает помощь:
(Перед вами на партах – текст. Прочитайте текст,
выделите ключевые слова, которые указывают на причину)

— огонь,
земледелие, строительство, неразумная охота и рыбалка и др.: хозяйственная
деятельность человека

Слайды  4-5

Что  делают
люди  для того, чтобы сберечь природу?

— Определите
тему урока.

«О заповедниках» (на доске
открывается тема урока)
Слайд 6

(
Беречь природу)

-Не
губить деревья,…., не разорять гнезда птиц, не убивать животных, не
загрязнять окруж.среду и т.д.


Вырубка лесов, загрязнение окруж.среды, распашка  земель,осушение болот и т.д

(ответы
детей, один из ответов — открывают заповедники).

Познавательные: уметь  выделять и
формулировать познавательную цель, формулировать проблему,

уметь
оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того. Что уже
известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

3.Стадия
осмысления.(12 мин)

Цель:
организация
самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

Задачи:


поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии
вызова;


организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного
понимания) работу учащихся с новой информацией.

1)— А что вы
хотели бы узнать о заповедниках? На какие вопросы мы с вами попытаемся найти
ответ?
Слайд
7

 — Как вы
понимаете значение этого слова, что такое заповедник?

— Где можно
найти определение этому слову? (в толковом словарике учебника, в толковом
словаре С.И.Ожегова, В. Даля)

— Найдите в
учебнике определение данному слову. В словаре Ожегова дается такое
определение.

Заповедник – это
заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные
ценности.( С.И.Ожегова)

 Заповедник –
это участок земли (либо водной поверхности), на которой  запрещена любая хозяйственная
деятельность человека (учебник)
 

Слайд 8

— Подберите
однокоренные слова к слову заповедник.

заповедать
– завещать, исполнить как заповедь; заповедь – правило, наказ.

Слайд 9

2)Составление
схемы «Зачем создают заповедники?»

— А сейчас
начнем работу в группах.
Слайд 10 Посмотрите на экран, внимательно
прочитайте «Правила работы в группе», и покажите готовность к работе.

— Я раздала вам
листы, где посередине листа записано слово заповедник. Вам нужно заполнить
пустые грозди данного кластера. Вокруг запишите свои предположения и идеи по
вопросу: «Зачем люди создают заповедники?» Помните, заповедано, значить
строго запрещено! На нижних гроздьях записываем, что запрещено.

Учитель подводит
итог, обобщает ответы детей и появляется схема.
Слайд 11

 

Заповедники —
это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая
хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев
и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых
и т. п. Посторонние лица могут бывать в заповедниках только с
разрешения администрации. Туризм здесь строго ограничен.

В заповедниках
ведется важная научная работа.

— Итак, мы с
вами узнали, что такое заповедник, и ответили на какие  вопросы?

3)История
создания заповедников
(рассказывает учитель)

!Первые сведения о частичной охране природных территорий
относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха
(конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы
принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около
больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

  Стали
появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов
Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи
на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а
иногда даже велись научные исследования.

Слайд 12

В
1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский.
Сейчас в России насчитывается более 100 государственных заповедников.
 Слайд
13

Существуют
разные виды  заповедников.

1.   
Заповедники

2.   
Заказники

3.   
Национальные парки

4.   
Памятники природы

-Что
означает это слово? Для чего созданы? Какие есть заповедники? Какие животные
и растения так есть? и т.д.

Зачитывают
определение в словарике  учебника.

Работают
по группам с кластером на листе

-Каждая группа
высказывает по одному предположению по очереди,   не повторяйтесь в своих
ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны)

-Что
такое заповедник?
Для
какой цели создаются заповедники

Личностные:

Выражать
положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать
результаты своей деятельности ( сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания,
соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль

4.Физкульминутка (1 мин)

Цель:снятие
мышечного напряжение, эмоциональная разрядка.

Видео
физк.минутка

Дети
повторяют движения за героем на экране.

5. Стадия осмысления (продолжение) (15 мин)

5)- В России очень
много красивых уголков природы, которые радуют глаз и вызывают чувство
гордости за родной край. Самые большие заповедники России обширны и
разнообразны. Они находятся в разных уголках страны.  Кто знает, в нашем
округе есть заповедники? Как они называются? («Керженский заповедник»).
Сейчас мы с вами познакомимся с этим заповедником поближе.

-Для этого нам
нужно на время стать настоящими исследователями,  запастись новыми знаниями и
познакомить других.

— Мы с вами
продолжаем работу в группах. Внимание! Задание для групп: Каждая группа
знакомится с заповедником и заполняет информационный плакат. Для этого у вас
есть необходимые картинки, клей и лист, на котором вы разместите все, что
считаете необходимым. В тексте выберите главные мысли, которые расскажите
ребятам при защите своей работы. После того, как заполните, выбираете
выступающего. (1 группа –История создания и природные условия; 2 группа –
Растительный мир заповедника; 3 группа – Животный мир заповедника(насекомые,рыбы,
земноводные,

пресмыкающие); 4
группа – Животный мир заповедника (птицы, звери: насекомоядные, рукокрылые,
хищные, грызуны, копытные).  План работы на  листах для каждой группы и на слайде
14-15

— Итак, таблицы
заполнены, выступающие готовы?

— Выслушиваются
выступления детей. Плакаты фиксируются на общем ватмане с названием
«Керженский заповедник».

 Слайд 16-17

— Какую цель
урока выполнили?

— А кому-нибудь
захотелось побывать в этом заповеднике?  Можно съездить туда на экскурсию.

Дети
читают текст на листах, по заданию  каждая группа готовит информационный
плакат, выбранный в группе выступающий рассказывает главные сведения. Плакат
крепится к общему  фону.

-Познакомились
с заповедником нашего родного края.

Регулятивные: формировать
способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск
способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную
учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать
умения  осуществлять поиск и выделение необходимой информации из имеющихся
источников информации, ставить и формулировать проблему , выстраивать
алгоритм по решению выделенной проблемы, осознанно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: развивать
умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга,
договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.

6.Стадия
рефлексии (10 мин)

Цель: подведение итога
урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на
уроке.

Задачи:

-организовать
рефлексию и самооценку учащихся;

-установить
соответствие между поставленной целью и результатом урока;

— подвести итог
урока, выставить оценки с комментированием выставления;


обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления
дальнейшего изучения.


Мы с вами сегодня на уроке работали над какой проблемой?


Человек и животные обитают на планете рядом многие миллионы лет. В природе
всё взаимосвязано. Подумайте в группах, и сделайте вывод к сегодняшней теме
урока, вывод запишите на листочках одним предложением. Помните, что мы с вами
говорили в начале урока о природе и о человеке.  Как должны жить природа и
человек???


Природа и человек должны жить в мире и согласии.
Слайд 18

 Люди каких профессии имеют отношение к заповеднику?


Подготовьте сообщение о профессиях, которые имеют отношение к охране природы.
Может в будущем кто-нибудь из вас выберет профессию, связанную с охраной
природы.


Учебник вам предлагает познакомиться еще с 3 заповедниками нашей страны — это
будет вашим домашним заданием:  по выбору подготовить небольшой рассказ о
заповеднике, используя план, по которому мы с вами работали.

-Заполните
лист самооценки.
Слайд
19

— 
Оценивание индивидуальных ответов.(посчитайте свои смайлики, кто получил 3 и
более см.- ваша оценка «5»,1-2см.-«4»

 -Надеюсь,
что наше общение было взаимно приятным. Спасибо за урок.

-Урок
закончен.

Слайд 20

Дети
формулируют вывод по теме урока и записывают его на листочек, озвучивают.

Личностные:

Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать
свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять
итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень
владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь
представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в
устной форме

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

План урока с хронометражем 1

План урока с хронометражем 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

Послушайте стихотворение Е.

Послушайте стихотворение Е.

А что вы хотели бы узнать о заповедниках?

А что вы хотели бы узнать о заповедниках?

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема

История создания заповедников (рассказывает учитель) !

История создания заповедников (рассказывает учитель) !

Заказники 2. Национальные парки 3

Заказники 2. Национальные парки 3

Для этого у вас есть необходимые картинки, клей и лист, на котором вы разместите все, что считаете необходимым

Для этого у вас есть необходимые картинки, клей и лист, на котором вы разместите все, что считаете необходимым

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке

Надеюсь, что наше общение было взаимно приятным

Надеюсь, что наше общение было взаимно приятным


1


Керженский заповедник.


2


Что было до основания заповедника? Территория заповедника с момента возникновения поселений и по 1993 год представляла собой массивы тайги и участки болот.И только в 1993 году был создан Керженский заповедник. Это позволило взять под контроль территорию с уникальными флорой и фауной и защитить их от исчезновения. Собственно, все заповедники и заказники Нижегородской области охраняются, но в Керженском требуется специальное разрешение даже тем, кто проживает в населенных пунктах на его территории. Просто так пойти и полюбоваться красотой природы не получится.


3


Основание и расположение заповедника. Государственный природный заповедник «Керженский».Основан 23 апреля 1993 года. Расположен в 70 км. северо-восточнее Нижнего Новгорода, в Заволжской низине на территории Семеновского, Борского и Воскресенского районов.


4


На левом берегу среднего течения р.Керженец на общей площади более чем 46 тыс.га расположился один из красивейших природных заповедников России. Заповедник был создан в целях сохранения в естественном состоянии биологического разнообразия природных комплексов южной тайги. Более того, в заповеднике проводятся эксперименты по разведению видов, которые там не проживали.


5


Растительный и Животный мир в заповеднике. Территория заповедника охватывает тайгу и болотные угодья. Среди деревьев преобладают хвойные породы. Однако есть участки, которые занимает смешанный лес – ель, сосна и крупнолистовые деревья. Животный мир заповедника очень разнообразен.


6


В заповеднике в естественном состоянии сохранилось около 40 торфяных болот. Наиболее крупные из них – Вишенское и Масловское Вишенское болото.


7


Что охраняется и кого можно встретить на территории Керженского заповедника ? На территории заповедника можно встретить довольно редких, внесенных в Красную книгу России видов животных. Здесь обитают более 150 видов птиц, около 40 видов млекопитающих. В заповеднике охраняются более 140 видов растений, лишайников, грибов, внесенных в списки редких и охраняемых.


8


Под Охраной ! Под охраной в заповеднике находится много различных растений: пыльцеголовник красный, неоттианта клобучковая, лишайники, качим метельчатый, сон — трава и другие.


9


Пыльцеголовник красный. Неоттианта клобучковая


10


Лишайники. Качим метельчатый.


11


Сон — трава. И другие растения…


12


Под охраной ! Также по охраной находятся разнообразные животные: лось, кабан, рысь, медведь, лисица, белка, куница. Из тех кто живёт в водоёмах: бобр, выхухоль, выдра и другие. Из птиц: глухарь, беркут,чёрный аист, сапсан, скопа, тетерев и другие. Из насекомых: бабочка аполлон и другие.


13


Лось. Кабан. Рысь.


14


Медведь. Лисица. Белка.


15


Куница.


16


Жители водоёмов. Бобр. Выхухоль.


17


Выдра. И другие…


18


Птицы. Глухарь. Беркут.


19


Чёрный аист. Сапсан.


20


Скопа. Тетерев. И другие…


21


Насекомые. Бабочка аполлон. И другие…


22


Все это показывает нам как хрупок наш мир. Надо изо всех сил постараться сохранить все то природное богатство нашей красивейшей Нижегородской области, которым столь щедро одарила нас природа!


23


Спасибо за внимание! Сделала ученица 6»Б» класса, Анисимова Ирина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кент элисон самый лучший праздник
  • Кения национальные праздники
  • Кенди бар на детском празднике
  • Кемер погода на новогодние праздники
  • Кемер на новогодние праздники отзывы