Кильвей праздник молодого теленка

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя - Кильвей. Кильвей, с чукотского - перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода - это праздник. Старики говорили - будет олень, будет и жизнь. В минувшие выходные праздник…

May 21 2018, 17:48

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Кильвей-праздник молодого оленя

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя — Кильвей. Кильвей, с чукотского —  перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода — это праздник. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

В минувшие выходные праздник прошёл и в Анадыре.

Точной даты у праздника нет. В оленеводческих бригадах его приурочивают к погожим дням, в населённых пунктах к выходным. В Анадыре, уже много лет главным идеологом и организатором Кильвея является детский этно-фольклорный центр, который возглавляет Галина Ивановна Нотатынагыргына.

Традиционные праздники сценарно минималистичны. Конкурс хозяек, обряд, танцы и песни. Ни в коем случае не принижая значения мероприятия и самоотдачи организаторов в городе такие праздники выглядят лубочно. Примерно как Новый год на Сейшалах, с ёлкой, водкой и оливье. Не хватает самого главного — оленей и, собственно, самих оленеводов.

2. Нарезка строганины из чира

3. Из далека это блюдо напоминает торт, при ближайшем рассмотрении — жир, копыта и мозги

4. Столы конкурсантов с национальными блюдами

5. Постоянная участница всех традиционных национальных мероприятий — Лада Геутваль

6. За отсутствием оленей — главным символом оленеводческих праздников в городе является яранга

7. В яранге

8. В ожидании начала представления каждый занимает себя чем может

8. Обрядовые блюда для кормления. Зелёная кашица — содержимое желудка оленя. Корюшка — анадырская специфика

9. Обряд кормления. «Кормят» рога, которые на третий день рождения оленят сбрасывают важенки

10.

11.

12. После обряда гостей угощают лакомствами: жир,оленина, мозги

13. Выступление фольклорных коллективов

14.

15.

16.

Сегодня, дорогие наши читатели, хотим вам рассказать про чукотский национальный праздник Кильвей.

Кильвей – праздник молодого оленя, его отмечают каждую весну в мае. «Кил» — от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» — от слова «вэнтыги», что означает «освобождение, переход к самостоятельной жизни». Рождение оленя для оленевода — это большой праздник, символ жизни и возрождения. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

К празднику Кильвей готовились заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти» забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника кильвей.

После рождения оленёнка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отделившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленых костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей из кустов. Эти фигурки символизировали единство с окружающим миром.

В назначенный день празднования хозяйка вставала до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангой и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, как это делали люди тысячи лет назад. Огонь, обереги, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд.

На празднике молодого оленя еще выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, мужчины и женщины поочередно играли в бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.

В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после кильвея обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Поэтому праздник молодого оленя – это ещё и прощание перед долгой разлукой.

Кочевники до настоящего времени сохранили свои вековые обычаи и до сих пор придерживаются традиций. Кильвей – это напоминание о том, что малочисленные народы из века в век занимались сельскохозяйственной деятельностью и выживали в суровых условиях, благодаря одной из этносберегающих отраслей – оленеводству.

Источники:
yakutiakmns.org
culture.ru
prochukotku.ru

Праздник молодого оленя

Праздник молодого оленя (Кильвей) – это весенний праздник, хотя когда-то оленеводы, имевшие огромные стада, отмечали его несколько раз в году. Когда рождался теленок – нужно было помочь освободить малыша от пуповины матери. Появление малыша в любой семье – это праздник. У оленеводов –праздник вдвойне, потому что много лет назад мясо оленей было основным видом питания. Есть олень – есть жизнь, считали старики.

Сегодня на Крайнем Севере день молодого оленя (или как иначе его называют «праздник сброшенных оленьих рогов») отмечают также в летние месяцы в рамках различных местных фестивалей. Говорят, что рога оленей оленеводы собирали несколько месяцев и возили их по тундре с собой. Но когда рогов становилось много, оленеводы устраивали привал, складывали их в большую кучу и тоже устраивали праздник.

Установив ярангу, они доставали из мешков семейные тотемы – резные фигурки, черепа мелких животных и птиц – и развешивали свое богатство на рогах оленей. Оленеводы были уверены, что все эти предметы защищают людей и стадо от злых духов. Потом разжигали костер, готовили еду и ставили ее перед амулетами. Как правило, это были кусочки сала и мясо.

Также на время праздника основной шест ранги обвивали веточками кустарника и вешали бубен, который использовался для камланий. Камлание или песнопение – это ритуал, сопровождаемый ударами в бубен, который, как правило, совершает шаман во время общения с духами. Хозяйка варила молодую оленину и готовила специальные фигурки оленей из масла и зелени. После этого начинался основной ритуал. Оленей никто не убивал, вместо этого хозяин «расправлялся» с искусственным оленем.

После завершения трапезы у костра начинались национальные игры, которые начинали женщины. Они прыгали через костер и уступали место мужчинам. А когда заканчивали прыгать дети, объявлялся круговой бег вокруг костра. Бегали и стар, и мал. За этим следовало горловое пение. Сегодня такое пение относят к особому виду медитаций, читая его целебным. Обязательно должен быть слышен голос маленькой девочки – духи должны знать, что у рода есть продолжение. Заканчивался праздник ритуальным танцем отряхивания одежды. Считалось, что во время танца все участники освобождаются от остатков зла.

Сегодня рога за собой оленеводы не возят, и сам праздник ассоциируется с завершением отела оленей. Тем не менее обряд складывания рогов сохранился. На время празднования обязательно устанавливается яранга, возле которой непременно должны быть парочка рогов и костер.

В этот день проводятся соревнования по национальным видам спорта, конкур на лучшую хозяйку, выступают фольклорные коллективы, разливается по чашкам чай. И обязательно различные угощения из рыбы и оленины. Здесь и нарезка строганины из чира. И блюда из мозгов. И корюшка. И оленина. Также можно увидеть обрядовые блюда для кормления.

 Может показаться странным, но на празднике важно «накормить» рога, которые после рождения оленят сбрасывают молодые оленихи, важенки. Говорят, что в такие моменты не хватает самого главного – оленеводов и оленей. Поэтому «танец оленей» на празднике очень популярен и воспринимается всегда на ура.

Каким бы скучным был любой фестиваль без национальных игр. И они есть! Любимая игра народов Севера – охота на нерпу. Когда охотник видел на льду небольшой бугорок – он сразу понимал, что неподалеку нерпа. Такие горки образовывались от дыхания зверька. И начиналась охота. Раньше нерпу били копьем, но позже стали делать это с помощью оружия. Добытая нерпа – это еда для всей семьи, и это следовало тоже отпраздновать.

Еще одна популярная игра – игра в эскимосский мяч. Его шили из нерпичьей шкурки и набивали оленьей шерстью. Как правило. игры начинались после того, как были выполнены все основные работы по дому. Ведь северный день был особенным и все важные дела спешили выполнить в первой половине дня. Конечно же, не обходилось без игры «накинь лассо на оленя», которая во все времена требовала от игроков ловкости и умения. Именно в детстве мальчишки отшлифовывали навыки, которые так необходимы каждому оленеводу.

Автор статьи Александра Корниенко

Фото из интернета

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кильвей праздник молодого оленя
  • Километр серпантина два вагона конфетти сценарий
  • Киленнэр бэйгесе сценарий
  • Киленне эни белэн таныштыру сценарий
  • Китай праздники даты