Кильвей чукотский праздник

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя - Кильвей. Кильвей, с чукотского - перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода - это праздник. Старики говорили - будет олень, будет и жизнь. В минувшие выходные праздник…

May 21 2018, 17:48

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Кильвей-праздник молодого оленя

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя — Кильвей. Кильвей, с чукотского —  перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода — это праздник. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

В минувшие выходные праздник прошёл и в Анадыре.

Точной даты у праздника нет. В оленеводческих бригадах его приурочивают к погожим дням, в населённых пунктах к выходным. В Анадыре, уже много лет главным идеологом и организатором Кильвея является детский этно-фольклорный центр, который возглавляет Галина Ивановна Нотатынагыргына.

Традиционные праздники сценарно минималистичны. Конкурс хозяек, обряд, танцы и песни. Ни в коем случае не принижая значения мероприятия и самоотдачи организаторов в городе такие праздники выглядят лубочно. Примерно как Новый год на Сейшалах, с ёлкой, водкой и оливье. Не хватает самого главного — оленей и, собственно, самих оленеводов.

2. Нарезка строганины из чира

3. Из далека это блюдо напоминает торт, при ближайшем рассмотрении — жир, копыта и мозги

4. Столы конкурсантов с национальными блюдами

5. Постоянная участница всех традиционных национальных мероприятий — Лада Геутваль

6. За отсутствием оленей — главным символом оленеводческих праздников в городе является яранга

7. В яранге

8. В ожидании начала представления каждый занимает себя чем может

8. Обрядовые блюда для кормления. Зелёная кашица — содержимое желудка оленя. Корюшка — анадырская специфика

9. Обряд кормления. «Кормят» рога, которые на третий день рождения оленят сбрасывают важенки

10.

11.

12. После обряда гостей угощают лакомствами: жир,оленина, мозги

13. Выступление фольклорных коллективов

14.

15.

16.

Сегодня, дорогие наши читатели, хотим вам рассказать про чукотский национальный праздник Кильвей.

Кильвей – праздник молодого оленя, его отмечают каждую весну в мае. «Кил» — от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» — от слова «вэнтыги», что означает «освобождение, переход к самостоятельной жизни». Рождение оленя для оленевода — это большой праздник, символ жизни и возрождения. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

К празднику Кильвей готовились заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти» забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника кильвей.

После рождения оленёнка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отделившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленых костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей из кустов. Эти фигурки символизировали единство с окружающим миром.

В назначенный день празднования хозяйка вставала до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангой и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, как это делали люди тысячи лет назад. Огонь, обереги, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд.

На празднике молодого оленя еще выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, мужчины и женщины поочередно играли в бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.

В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после кильвея обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Поэтому праздник молодого оленя – это ещё и прощание перед долгой разлукой.

Кочевники до настоящего времени сохранили свои вековые обычаи и до сих пор придерживаются традиций. Кильвей – это напоминание о том, что малочисленные народы из века в век занимались сельскохозяйственной деятельностью и выживали в суровых условиях, благодаря одной из этносберегающих отраслей – оленеводству.

Источники:
yakutiakmns.org
culture.ru
prochukotku.ru

Кому Первое мая, кому Девятое, а у нас, чукчей, главный весенний праздник – «Кильвей». Праздник Сброшенных Рогов. Праздник Молодого Оленя. Сегодня его отмечали на главной площади Анадыря.

Я уже как-то посвятил один из своих постов «Кильвею» и рассказал об его истории. А сегодня просто картинки с праздника.

Перед началом праздника провели обряд складывания рогов, которые переплели с веточками полярной ивы. Затем принесли деревянные блюда «кэмэны» с мелконарезанным оленьим мясом и жиром.

Развели жертвенный огонь. Не спичками или зажигалкой, а по старинке – деревянным веретеном в доске. Раньше добывание огня трением было вещью заурядной, но нынче так делают только по праздникам. Никак иначе жертвенный огонь не разводят. Подкинули сырых веточек ивы, чтобы получше дымил.

Сверху на рога и ветки разложили шкурки песцов. Такое я видел впервые. Обычно на рога и сучья вешают охранителей яранги — «тайнгыквыт»: черепа хищников, деревянные фигурки и камешки своеобразной формы. Тут, похоже, решили не демонстрировать сокровенное, а обойтись песцами. Да, народу много, охранителей лучше не показывать всяким… Тем более такое сооружение на заднем плане!

Мясо и жир с блюд разбрасывают духам сторон света, земли, воды, неба… Забавно, что языческий обряд проводят под сенью православного храма. Я все ждал, что оттуда выскочат попы в черных рясах, начнут кричать об очередном кощунстве и прилюдно заниматься экзорцизмом. Но, видать, чукотская епархия решила обойтись без наездов.

Ну а потом начались национальные танцы, песни, спортивные состязания в беге, тройных прыжках и чукотской национальной борьбе «тэйкев».

Хозяйки яранг угощали традиционными блюдами из вареной оленины и рыбы с зеленью в нерпичьем жиру.

Редкий день, когда оленные чукчи «чаучу» чувствуют свое единение, многовековые традиции и ощущают себя полными хозяевами в столичном граде Анадыре. Везде звучит чукотская речь, сверкают улыбки… Весна!

Такой бурдон сгодился бы не только сахалинскому тайменю, но и чукотской важенке. Сейчас её время, её праздник. На Чукотке, на главной площади Анадыря отметили Кильвей — рождение первого олененка. Гуляние широкое и ежегодное.

Кильвей — это майский праздник на Чукотке, праздник новорожденного олененка и особого поклонения оленеводов его матери-важенке. Сотни выпавших после родов рогов важенок складываются у задней стенки яранги. Вместе с кустами ивы они превратятся в священный огонь. Когда женщины вынесут из жилища горячие угли, начнётся трапеза духов. Их нужно покормить и задобрить, чтобы олени в стадах не переводились, и всегда было мясо к обеду. Обряд благодарения один из самых старых у чукчей, его до сих пор проводят в Кильвей.

Традиционно этот праздник отмечали в Тавайвааме, а в этом году его перенесли на главную площадь Анадыря.

«Очень здорово, что сейчас традиции возрождаются в таком масштабе. Я желаю всем добра, любви и хороших событий в жизни!», — говорит Александра Тевлявье , член Президиума региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки».

Кильвей посвящён прибавлению в стаде. В переводе с чукотского Кильвей означает «освобождение от пуповины». Это рождение новой жизни. А ещё этот праздник ассоциирует с началом весны. Ведь сейчас чукотская природа пробуждается от долгого сна. В честь этого, на главной площади города — танцы и песни в исполнении национальных коллективов. А гостеприимные хозяйки яранг угощают всех традиционными блюдами: чай, бульон, и, конечно же, вареное мясо.

На площади собрались сотни горожан. Кильвей стал первым праздником после длинной зимы, который проводят под открытым небом. Погода не подвела. Радовались весне все, и дети и взрослые. Но, конечно же, в первую очередь это праздник оленеводов, для которых сейчас наступила ответственная пора отслеживать прибавление в стадах и заботиться о том, чтобы телята не погибли.

Массовый отел в стадах на Чукотке начнется во второй половине мая. А сейчас время радоваться первым телятам, что благополучно и делали гости праздника. Развлечений было на любой вкус и возраст, работали спортивная и детская площадки. Традиционно можно было приобрести национальные украшения, выполненные местными мастерами. В этом году анадырский кильвей объединил порядка тысячи человек. К слову, обошлось без происшествий.

Сегодня в Анадыре праздник молодого оленя – «Кильвей».

60X40-11

Когда-то так назвался праздник сброшенных оленьих рогов, которые собирали в течение года и возили с собой во время кочевок. Если рогов становилось слишком много, то во время очередной стоянки их складывали в большую кучу, и начинался праздник. С противоположной от входа стороны яранги разводили костер. Доставали семейных охранителей «тайнгыквыт», в число которых входили черепа хищников и птиц, антроморфные деревянные фигурки, необычные камешки. Их развешивали на рогах и деревянных сучьях, которые также укладывали в кучу с рогами. Всех охранителй «кормили» кусочками сала и мяса. Приносили многократные жертвоприношения сторонам света и духам местности. Богатые оленеводы справляли такой праздник несколько раз в году, а те, кто имел мало оленей, раз-два в год. При этом самым подходящим сезоном считалась весна.

dance-1
Праздник сохранился до нынешних пор, хотя в советское время постепенно стал ассоциироваться с завершением отела северных оленей, который тоже происходит весной. Но обряд складывания рогов и разжигания костра остался. В Анадыре «Кильвей» празднуют ежегодно. Для этого обязательно ставят ярангу, рядом – несколько рогов и костер. На празднике выступают фольклорные коллективы, обязательно проводят массовые состязания по национальным видам спорта. Чукотские хозяйки приглашают всех желающих пить чай и вкусить национальные блюда из оленины, мяса морского зверя и рыбы. Можно отдать свой голос за лучшую хозяйку, и та побеждает в конкурсе.

Когда празднуют «Кильвей», я вспоминаю наше посещение одной из оленеводческих бригад в Колючинской губе в 2003 году. Мои полевые работы обычно проходят на морском побережье, и я почти не сталкиваюсь с оленеводами. Но в том году я наконец-то купил для работы старенькую «Казанку» и подвесную 25-сильную «Ямаху». Мы с Андреем Голубем обкатывали эту технику в ходе учетов морских птиц вдоль побережья. Одной из задач было обследование Колючинской губы в период линьки уток. Предполагалось, что здесь находятся линные скопления редкой сибирской гаги. Сразу скажу, что их мы не нашли, хотя потратили три недели и облазили на «Казанке» всю губу вдоль и поперек. Вероятно, и не линяют тут сибирские гаги…

04
В один из сентябрьских дней на подходе к мысу Рыркален мы заметили купола яранг и странную черную полосу, которая при ближайшем рассмотрении оказалась оленьим стадом. Олени паслись прямо среди яранг. Это была бригада ныне покойного Володи Етууля. Фамилия его в переводе означает «облако». Хозяева встретили нас радушно и на славу угостили олениной. Недавно они забивали оленей для еды и летней одежды, поэтому стадо и оказалось прямо в стойбище.

35
Быт оленеводов нынче почти не отличается от того, каким он был сто или двести лет назад. Любые попытки модернизировать оленеводство на Чукотке заканчивались крахом. Внедрение передвижных жилых комплексов в 1970-80-х гг. оказалось дурацкой выдумкой. Лучше яранг из оленьих шкур кочевого жилья так и не придумали.

53
Вот мы в «чоттагине» (внешнем помещении) яранги Номро. Его нынче тоже не в живых. Но его жена Наташа до сих пор кочует в тундре. Вот она варит оленину на слабом огне, постоянно подкладывая в костер струганные щепки и веточки. Дерево в тундре дефицит и его экономят даже при приготовлении пищи. Хозяин сидит в «красном углу» яранги, где подвешен внутренний спальный полог из оленьих шкур. Сейчас полог проветривается. Вдоль стен яранги висят куски оленьего мяса, которые постепенно подвяливаются и коптятся в дыму от костра. Скоро они превратятся во вкуснейшую еду «кыкватоль». Главный шест яранги обвит побегами кустарника. Это делают во время праздников. На шесту висит и «ярар» — бубен, который хозяин использовал для песнопений и камланий во время праздника. Жаль, мы опоздали на сам забой и праздничное действо.

Казалось бы оленеводы всегда обеспечены пищей – своими оленями. Но это далеко не так. Нельзя забивать оленей больше, чем положено, иначе воспроизводство стада нарушится, и число оленей будет сокращаться. Сколько и каких конкретно оленей нужно забить определяют самые опытные, старейшие жители стойбища. Если стадо маленькое, то оленеводы живут впроголодь и не гнушаются любой возможностью расширить и разнообразить свой рацион. Летом обязательно заготавливают рыбу.

Kh-88
Вот она, юкола, вялится на вешалах.

Особенные проблемы со сладким – сахаром и конфетами. Их очень не хватает детям. Правда, сахар здесь всегда будет в дефиците. Потому что бражку никто не отменял. Когда мы зашли в стойбище после обхода глубинных районов Колючинской губы, внезапный южак разогнал сильную волну, и мы не могли трое суток выскочить на «Казанке» за мыс Рыркален. Ночевали мы в пологе у Вовы Етууля и его жены. Несмотря на то, что у нас кончилось курево и продукты, гостеприимные хозяева взяли нас на довольствие, а на второй день даже предложили слабенькую суточную бражку, поставленную в нашу честь. От бражки мы, привыкшие к сорокаградусному продукту, отказались, а потом долго слушали несвязные рассказы захмелевшей жены Етууля о суровой жизни оленеводов…

Kh-84
Лакомство юного оленевода — «паткавкав» — дословно, «вареный хлеб». Раньше тесто варили в кипящей воде. Нынче — в кипящем масле.

Перед окончательным выездом с губы мы собрали все имеющиеся в наличии сладости, а также сгущенку и другие консервы, которые оставались на нашей временной базе на островах Серых Гусей, и привезли их в стойбище. А зимой Андрей закупил набор толстых цыганских иголок и выслал Наташе Номро в Нешкан. Это тоже дефицит в тундре, необходимый для пошива одежды из шкур.

14
Зимой оленеводы перегоняют стада подальше от морского берега. В континентальных районах снег мягкий и позволяет оленям копытить ягель. Весь скарб и разобранные яранги перевозят на больших оленьих нартах. Детей тоже везут на специальных детских нартах, которые укрываются снаружи оленьими шкурами. Здесь на фото будущий оленевод сидит как раз на таких нартах. Шкур на них нет, и хорошо виден каркас, сооруженный из гибких ветвей кустарника.

Такова жизнь кочевников Чукотки в 21 веке. С праздником молодого оленя всех читателей!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кильвей праздник молодого оленя
  • Километр серпантина два вагона конфетти сценарий
  • Киленнэр бэйгесе сценарий
  • Киленне эни белэн таныштыру сценарий
  • Китай праздники даты