Киностудии принимающие сценарии

Советы от сценаристов, продюсеров, редакторов киностудий и сценарных агентов.

#статьи

  • 14 апр 2022

  • 0

Советы от сценаристов, продюсеров, редакторов киностудий и сценарных агентов.

Кадр: фильм «Тайное окно»

Андрей Калинин

Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.

Из статьи вы узнаете:

  • действительно ли попасть в киноиндустрию так сложно, как об этом говорят;
  • каким должен быть дебютный сценарий.

А ещё расскажем о пяти способах сценаристу получить работу в кино:

  • отправить сценарии в киностудии и продакшены;
  • принять участие в питчингах и конкурсах;
  • познакомиться с именитыми сценаристами и постараться попасть к ним в подмастерья;
  • заинтересовать сценарные агентства.

Есть мнение, что в киноиндустрию можно попасть только «по блату». Креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн» Сима Ореханов считает, что это одновременно и правда, и неправда. С помощью связей можно получить сценарную работу. Но если вы не умеете писать, это быстро станет понятно.

С другой стороны, сценарии ко всем кассовым российским фильмам и сериалам за последние пару лет написал узкий круг сценаристов — 20–40 человек. Но это не значит, что есть закрытый клуб. Просто кино — рискованный бизнес. Надёжнее доверить работу человеку, который уже написал сценарий к успешному фильму. Это не заговор продюсеров, а закон капитализма.

Но в России действительно есть большой сценарный голод. Любой продюсер будет рад найти талантливого автора и обеспечить его работой на несколько лет вперёд.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Короткий ответ на вопрос, где брать связи, — нигде. Вам не нужны никакие связи, они не помогут. Главное — понимать, что нужно индустрии: какое кино и сериалы востребованы аудиторией. А ещё профессионализм.

Как узнать, что нужно индустрии? Подпишитесь в социальных сетях на продюсеров, студии и медиа о кино. Читайте новости не только российские, но и мировые. Общайтесь с коллегами, смотрите много кино и читайте книжки про кино. Этого вполне достаточно.

Источники полезной информации для сценаристов

Подкасты «Поэпизодный клан» и «Сценарная комната».

Telegram-каналы

  • «Питчинги» — публикуют анонсы питчингов, на которых можно выступить;
  • «Поэпизодный клан» — канал подкаста «Поэпизодный клан», здесь публикуют интересные статьи и новости про кино;
  • «Сценарный голод» — публикуют сценарии и синопсисы популярных фильмов, а также интересные статьи о сценаристах;
  • Канал сценаристки Гульжан Токтогул;
  • «Осенило — написал» — канал сценаристки Юлии Идлис;
  • Канал о фестивалях MovieStart.ru;
  • Канал журнала «Бюллетень кинопрокатчика»;
  • Канал «Запасаемся попкорном».

YouTube:

  • канал Британского института кино;
  • канал кинопремии BAFTA;
  • канал видеоэссеиста и журналиста Эвана Пушака, где он рассуждает на разные темы, в том числе об искусстве: Nerdwriter1;
  • видеоэссе о кинематографе;
  • канал Lessons from the Screenplay.

Подкасты:

  • A24 Podcast;
  • Team Deakins;
  • Scriptnotes (расшифровки).

Полезные сайты:

  • tvtropes.org — здесь можно проверить, что уже есть по теме, на которую вы собираетесь писать, или с той же структурой, с тем же приёмом и так далее;
  • Variety;
  • Deadline;
  • Hollywood Reporter;
  • Drama Quarterly.

По словам Симы Ореханова, задача начинающего автора — не продать свой сценарий, а заявить о себе. В США даже есть термин spec script — сценарий, написанный чтобы показать, что вы умеете хорошо писать.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Вряд ли первый сценарий, который вы пишете, будет вашим дебютным. Это неприятно осознавать, но, скорее всего, это так.

Главная задача молодого сценариста — создать себе имя и репутацию, сообщить продюсерам, что вы готовы работать на своём или чужом проекте, в соавторстве или в соло.

Если вы хотите что-то написать по личным причинам — пишите, ничего не потеряете. Но если подходить рационально, полезно создавать именно то, чего продюсеры ждут от новых авторов.


Что точно не стоит писать новичку:

  1. Дорогой блокбастер с бюджетом в десятки миллионов долларов. Даже если у вас правда хорошая идея и получится удачный сценарий, шансы, что он выстрелит, близки к нулю.
  2. Артовое, фестивальное кино с какой-то хитрой формой — если не собираетесь сами его снимать. Авторскому кино нужен автор, то есть режиссёр. Но у них много своих идей. Вряд ли найдётся ещё один человек, которому ваш замысел отзовётся так же сильно, как и вам.

А о чём тогда писать?

  1. Что-то жанровое — триллер, детектив, комедию, мелодраму и так далее, но с неожиданным замыслом в рамках жанра. Всем понятное, но с каким-то новым взглядом на много раз увиденные вещи. У такого сценария больше шансов если не быть запущенным, то произвести хорошее впечатление.
  2. Лучший дебют сейчас — скорее сериал, чем кино. Тут больше свободы и пространства для экспериментов: можно подумать над чем-то более новаторским и сложным. Отличный вариант — реалистическая история, происходящая в современной России. Связанная с вашим личным опытом, внешним или эмоциональным, но приложенная к тому, что происходит со страной в целом.

Ещё несколько важных советов от Симы Ореханова:

  1. Точно не стоит заниматься самоцензурой. Вам ещё успеют вырезать острые шутки и моменты, которые могут кого-то задеть.
  2. Слепо бежать за трендами тоже не стоит. Нужно писать о том, что вас по-настоящему волнует. Тренды ведь не всегда про хайп. Они скорее про дух времени.

Часть киностудий и продакшенов делают контент только для телевизионных каналов. В таком кино обычно нет места замысловатому сюжету, нужно что-то простое и понятное широкой аудитории. У каждого канала, как правило, свой ведущий жанр: например, комедийные сериалы для молодёжи, мелодрамы для женской аудитории о ТЖД, полицейские процедуралы, исторические детективы, боевики и так далее.

Есть студии и продакшены, которые снимают не только для телеканалов, но и для онлайн-кинотеатров. У сериалов для платформ меньше ограничений, чем на ТВ. Идеи смелее, герои сложнее, перспектив попасть на Netflix (о чём, похоже, мечтают теперь все сценаристы) больше.

У каждой студии есть сайт с контактами. Иногда для сценариев указана отдельная почта. Некоторые пишут и требования к оформлению и содержанию заявки: какие жанры интересны, что присылать. Но это можно понять и по выпущенным студией проектам: не стоит присылать сценарий хоррора тем, кто снимает только комедии.

Редакторы студий, с которыми нам удалось пообщаться, сказали, что читают все входящие заявки.

главный редактор «Марс Медиа»


Фото: личный архив Виктории Локтевой-Добрыниной

— Мы готовы рассматривать проекты на самых разных этапах разработки. Но чем более проработанным будет проект, тем больше шансов, что ваш замысел правильно считают и что впоследствии, во время совместной работы, мы не разочаруемся друг в друге. Резюме и биографию присылать можно, но это не обязательно. Всё самое важное будет внутри сценария.

Сразу в корзину не летит ни одна заявка, мы всё читаем и анализируем. Но письма с десятком заявок внутри сразу настораживают. Обычно все эти заявки оказываются однотипными и непродуманными. Лучше выбрать одну-две, но самые сильные — так вероятность попасть в цель гораздо выше.

Хоть и не часто, но мы находим авторов таким образом. Например, сейчас автор, который прислал нам на почту свой сценарий, пишет для нас два сериала.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Мы читаем всё, что нам присылают. И так же делают все мои коллеги, с кем я это обсуждал. Для автора это сложная работа, но нет способа её избежать. Вам почти никто не будет отвечать. А те, кто будет, — чаще ответят отказом. Но это вопрос количества попыток — как искать золото в реке. Нужно промыть очень много песка, чтобы найти грамм золота.

Российские киностудии и продакшены

  • «Яндекс.Студия»;
  • Онлайн-кинотеатр Start — принимает сценарии и заявки на почту content@start.ru;
  • «Марс Медиа»;
  • Yellow, Black & White;
  • 1-2-3 Production;
  • Look Film;
  • «НМГ Студия»;
  • Mediaslovo;
  • Продюсерская компания Sreda;
  • Good Story Media;
  • киностудия Team Films.
  • «Амедиа Продакшн»;
  • Star Media;
  • СТВ;
  • R-media;
  • «Профит»;
  • кинокомпания «Мотор фильм студия»;
  • «Гамма-продакшн»;
  • «Триикс Медиа»;
  • Dixi-TV;
  • продюсерский центр «ЛЕАН-М», российское подразделение Sony Pictures Television;
  • студия «2В»;
  • Telealliance Media Holding AB;
  • продюсерский центр «ПРИОР продакшн»;
  • кинокомпания «Русское».
  • Art Pictures Studio, компания Фёдора Бондарчука;
  • студия Bazelevs, компания Тимура Бекмамбетова;
  • кинокомпания «Фреш фильм», компания Михаила Галустяна;
  • студия «ВоенФильм»;
  • «План 9».

Питчинг — мероприятие, на котором сценаристы за несколько минут рассказывают свою историю продюсерам. Вообще, глагол to picth означает «продавать свою идею» в любом контексте. Когда вы рассказываете о ней друзьям — это тоже питчинг.

Сима Ореханов советует «питчиться» как можно чаще. Даже если друзья не дадут никакого фидбэка, вы как минимум себя почувствуете, в каком месте запинаетесь или уходите в посторонние объяснения. Из устного рассказа другому человеку можно многое почерпнуть непосредственно для драматургии.

Участвовать в питчингах — гораздо лучше, чем рандомно рассылать заявки по почте. Во-первых, это знакомство. Во-вторых, вы смотрите, что делают ваши коллеги. А ещё это эмоциональный контакт, а потому — более полезный фидбэк.

В России питчингов становится всё больше. Они уже проходят не только в Москве, но и в регионах. Если знаете английский, можно участвовать и в международных питчингах.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Даже если ваша идея никого не заинтересует, вы получите много фидбэка — это очень полезно. Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, здесь можно только выиграть.


Например, сценаристка Мария Шульгина пришла на питчинг продюсерского центра Potential с короткометражкой «Огонь», написанной в соавторстве с Елизаветой Тихоновой. В результате девушки сняли этот фильм при поддержке Potential. Он успешно прокатился по фестивалям, и востребованность сценаристок возросла: в соавторстве они написали сценарий полного метра Анны Пармас «Давай разведёмся», дебютного фильма Марии Шульгиной «Любовь без размера» и другие. Последний нашумевший проект сценаристок — сериал «Почка» для платформы Kion.

Короткометражный фильм «Огонь» Марии Шульгиной

Питчинги полного метра и сериалов Potential проводятся каждый год в рамках рынка кинопроектов Project Market. За несколько месяцев до старта объявляется приём заявок, затем жюри вычитывает присланные сценарии и публикует лонг- и шорт-листы. Финалисты из шорт-листа выступают на нескольких питчингах.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Копирайтер и креативщик Антон Мамыкин в 2015 году пришёл к нам на питчинг со сценарием романтической короткометражки, выиграл грант и снял с нашей помощью фильм «Той ночью, этим утром». После дебюта Антон снял ещё несколько замечательных (и фестивально успешных) коротких метров и пилот веб-сериала, успел поучаствовать ещё в одном нашем питчинге, прошёл в финал конкурса Сокурова и лаборатории «Ленфильма» (но не победил) — и теперь готовится к съёмкам дебютного полного метра «Космос засыпает». Он стал очень сильным режиссёром — уверена, у него всё получится.

В 2016 году Ирина Бас выиграла наш питчинг со сценарием короткометражки «Бывшие». После этого она сняла несколько коротких метров и недавно на питчинге Минкульта выиграла грант на съёмки полного метра «Летом асфальт тёплый». Сейчас готовится к этим съёмкам вместе с киностудией «Ленфильм».


То есть с помощью питчингов можно не только развиваться как сценарист, но даже снимать своё кино. Например, создатели Telegram-канала «Питчинги» Наталья Егорова и Алексей Зотов организуют в Москве вечеринки кинематографистов. Многие находят там людей для своих проектов.

Где искать информацию о питчингах и конкурсах:

  • Telegram-канал «Питчинги»;
  • соцсети киностудий и продакшенов;
  • соцсети сценарных агентств — о них расскажем ниже.

В титрах понравившихся вам сериалов можно найти имена продюсеров, а иногда и редакторов. Подпишитесь на них в соцсетях, напишите вежливое сообщение по делу — что вы начинающий автор и хотите предложить свой сценарий. Маловероятно, что вам ответят. Но иногда проекты запускаются и так.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Это нормальная и правильная практика. Об этом открыто говорят коллеги из индустрии. Безусловно, желание читать зависит от того, как написано сообщение. Иногда само письмо так интересно составлено, что хочется прочесть сценарий или посмотреть присланную работу. Иногда же хочется нажать кнопку Delete. Но в целом это некие крайности. Чаще всего люди просто ищут возможность попасть в индустрию, пишут тебе искренне и с надеждой, что можешь помочь. Меня это не раздражает. Если могу, читаю, если нет, передаю редакторам.

Таким способом начал свою кинокарьеру Алексей Караулов, соавтор «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемии» и «Седьмой симфонии».

Конечно, у самых известных сценаристов, скорее всего, и так есть ученики. Но менее медийные авторы, возможно, нуждаются в помощниках.

сценарист


Фото: личный архив Алексея Караулова

— У меня было три подхода к индустрии:

В 2009-м я участвовал в конкурсе Cinemotion и Sony Pictures. Меня и ещё нескольких людей взяли писать «Счастливы вместе». Я даже встречался с какими-то шоураннерами оригинального сериала. Потом писал по заданию поэпизодные планы и отправлял их в некую неизвестность. Со мной так и не связались. Это был странный момент. Но я тогда работал в журналистике, и сценарии меня интересовали только как хобби. Поэтому я не стал допытываться, хотя сейчас понимаю, что за ту возможность надо было цепляться — выходить на креативных продюсеров или как-то ещё, спрашивать, что переделать. Кто-то мне даже говорил, что серия по написанному мной поэпизоднику вышла. Но я не проверял.

В 2013-м продюсер и сценарист Роман Кантор позвал меня писать сценарий подростковой комедии. С Ромой мы познакомились ещё в начале 2000-х на журфаке МГУ. В 2008-м я написал книгу подростковой фантастики и давал её читать всем друзьям. Рома её прочитал ещё тогда, она ему понравилась. Всё это время мы поддерживали отношения. И вот когда он отучился во французской киношколе, он стал активно заниматься продюсированием. Я написал несколько сцен для его кино. Права на сценарий купила компания Lunapark — создатель комедии «Горько!». Но по какой-то причине наш сценарий положили на полку, а зелёный свет дали другому проекту, про выпускной.

В 2015-м главный редактор журнала Maxim, где я работал, познакомил меня с Тихоном Корневым. Он тогда открывал маленькое издательство комиксов. Я показал ему свой сценарий комикса, и так мы начали работать. Тихон давал мне задания по сценариям и платил первые официальные гонорары. Например, я написал сцену для его фильма «Диггеры», правда, она не вошла в окончательный монтаж. А потом участвовал в работе над сценариями «Гоголя» и «Вурдалаков». С этого и стартовала карьера.

С одной стороны, к тому моменту я уже написал около 30 заявок. С другой — тогда путь был гораздо длиннее, а порог входа выше: не было такого количества платформ и запросов на сценарии.


Для Алексея работа в медиа и другие источники дохода, существовавшие параллельно с попытками попасть в индустрию, с одной стороны, позволяли не разочаровываться так сильно. Но с другой — не толкали вперёд и сильно отсрочили его вход в профессию. За шесть лет с 2009 года он предпринял несколько попыток попасть в кино, сейчас он видит, что этого мало — «попытки нужно предпринимать раз в день».

Сценарные агенты зарабатывают на том, что представляют интересы сценаристов: продают сценарии продюсерам, ищут для авторов работу в проектах, договариваются о выгодных условиях. С этого они имеют свой процент.

В России несколько известных агентств:

Дмитрий Петров называет своё агентство DI Agency самым успешным российским сценарным агентством.

Агентство StarDust представляет интересы сценаристов, актёров, режиссёров и других людей из индустрии. Среди его клиентов — авторы сценариев к сериалам «Последний министр», «Метод 2», «Струны», «Девушки с Макаровым», «Беспринципные».

Начинающим авторам предлагают выложить свой сценарий на специальном портале, где его могут увидеть продюсеры. Для этого надо заказать платную рецензию. Она стоит 3000 рублей — это подробный анализ структуры, героев, конфликтов произведения. Также оценивается актуальность темы и потенциал истории. Рецензии пишут действующие редакторы из киноиндустрии. Если ваш сценарий заинтересует агентство, вам предложат сотрудничать.

Продюсерский центр Potential сам продюсирует фильмы (в основном короткий метр), организовывает питчинги, кинолаборатории и сценарные курсы, помогает молодым сценаристам заявить о себе.

Здесь начинающим авторам тоже предлагают сначала получить на свою работу рецензию опытного редактора. Разбор пилота сериала и полного метра стоит по 6900 рублей. Дальше можно заказать редакторское заключение и скрипт-докторинг, они стоят 15 000 и 40 000 рублей соответственно.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Если сценарий нравится редактору, он попадёт к продюсерам, то есть ко мне или моей коллеге. Мы читаем, если тоже видим, что это интересная вещь, и понимаем, что с ней делать дальше, то связываемся с автором, предлагаем агентский договор и дальше занимаемся девелопментом и продвижением.

Например, начинающая сценаристка Мария Аксёнова прислала нам на конкурс свой текст. Сценарий не прошёл в финал, но в итоге мы взяли её на работу как сценариста и редактора. Сейчас Маша пишет сценарии для ведущих российских кинокомпаний.

Попасть в киноиндустрию проще всего через знакомства, а завести эти самые полезные знакомства несложно — выступайте на питчингах, предлагайте коллаборации начинающим режиссёрам и продюсерам, посещайте фестивали, мастер-классы и воркшопы. Но главное — постоянно прокачивайте своё мастерство!

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.

Узнать больше

Если вы хотите попытать счастья в Голливуде и у вас есть 100 долларов, то вам достаточно написать сценарную заявку и разместить ее в специальном американском сборнике. Книга в 500 страниц под названием «Продюсерс Дайджест» выходит ежегодно, содержит информацию о 500-х авторах и внимательно читается голливудскими продюсерами. Некоторые из них именно там выбирают сценарии к своим будущим шедеврам, и сценарист, любитель или профессионал всего лишь за сотню получает шанс начать свой путь в кинобизнесе.
Несколько лет назад за создание подобной информационной базы в нашей стране ратовал сценарист А.Червинский, обсуждая такую возможность на страницах журнала «Киносценарии».
Возможность существования чего-то подобного на отечественной почве можно предсказать «на кончике пера», как открытие планеты Плутон. Воспользовавшись поисковой системой «Яндекс», мы без труда можем найти по адресу http://www.ezhe.ru/vgik, веб-сайт под названием «Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. База сценариев, заявок, либретто, этюдов».
При современном состоянии нашей киноиндустрии рассчитывать на плодотворную работу такой базы, конечно, преждевременно, учитывая, что подавляющее большинство продюсеров и режиссеров только начинают осваивать технологии Интернет. И тем не менее, веб-сайт посещают, представленные сценарии обсуждаются на интерактивных страницах, а веб-мастер Дмитрий Лихачев почти ежедневно добавляет новые материалы.
Впрочем, предоставим ему слово.
СКН: Как возникла эта идея, имеет ли она своим истоком публикации журнала «Киносценарии», голливудскую практику?
Д.Л.: Безусловно. Идея приходила и уходила много раз. Впервые она появилась где-то в 1989г., когда во ВГИК приезжала Линда Сигер, печатались статьи Червинского, ходила информация о голливудских сборниках. Тогда появились во ВГИКе первые 5 компьютеров «Роботрон» (я заведовал этой лабораторией), сценаристы их оккупировали, почти все учебные, дипломные сценарии набивались и правились на этих компьютерах. В результате скопилось множество дискет с основательной сценарной базой. Позже, на одном из кинорынков, который проводил С.Соловьев, всем желающим можно было разместить свою заявку в какой-то базе данных. В последний раз эта идея пришла год назад, когда я рассказал Саше Малюкову, что у меня лежит множество дискет студенческих сценариев начала 90-х. Саше идея понравилась, он меня, собственно, и подвигнул развернуть ее полнометражно, как проект – База сценариев. Потом к нам присоединился Игорь Ворошилов. Он ведет лист рассылки сайта, на который подписано уже несколько тысяч челочек. Вместе придумали-нарисовали этот простенький дизайн, я написал программы, и вот за 8 месяцев опубликовали почти 250 сценариев (этюдов, либретто, киноповестей) около 100 авторов. В среднем получается по тексту в день. Читали их всего около 70 тысяч раз. Видимо, это интересно не только профессионалам (которых на Интернете сейчас почти нет).
СКН: Как в финансовом смысле существует ваш проект? Есть ли какие-то спонсоры, инвесторы, меценаты?
Д.Л.: Пока в этот проект инвестируют только мои дочери, так как их папаша, вместо того, чтоб на тряпки деньги зарабатывать, колбасится с чужими текстами. Если серьезно, то инвесторов пока искать не пробовали – киностудии еще не очень понимают, что это за фрукт – Интернет, а уж тем более такой проект, как наш. Через какое-то время они созреют и поймут, что тому, кто владеет этим электронным сценарным портфелем, достанутся лучшие авторы, и что это хорошая рекламная площадка для их продукции. Например, посетитель сайта, прочитав сценарий уже снятого фильма, гораздо больше готов купить кассету через Интернет. Но все это еще впереди…
СКН: А как с компьютерной грамотностью у авторов? Насколько проникается народ новейшими технологиями?
Д.Л.: Авторы, хотя Интернет подключен далеко не у всех, как ни странно, более прогрессивны, чем продюсеры, хотя, с деловой точки зрения, должно бы быть наоборот. Авторам наша система очень удобна: например, прислал мне Охлобыстин два сценария, я их в тот же день опубликовал, баннеры сделал – кручу по всем литературным сайтам. В «ЕЖЕ-правде», популярном информационном портале, опубликовали, в почтовой рассылке, на страницах литературного Интернет-конкурса «Тенеты». (В Интернет подобные конкурсы играют примерно ту же роль, что кинофестивали в кино. «Тенеты» можно приравнять к Каннскому). Обозреватели – Макс Фрай и другие что-то написали и т.п. В результате за пару дней их прочитали сотни человек. А нескольким режиссерам, которые ищут сценарии, я отдельно написал на личный адрес. То есть это такой конвейер, в котором можно получить мгновенный результат. (Можно и не получить, конечно – мы не литагентство, не подписываем ни договоров на процент, ни обязательств…) Все это еще преждевременно: нет настоящего рынка. Несколько снимающих киностудий, несколько режиссеров, которые ищут сценарии – это пока еще не рынок. Вот если все редакции подпишутся на нашу спецрассылку, это уже будет больше похоже на биржу сценариев, но пока это только метафора.
СКН: Как же вы работаете с авторами, у которых Интернета нет? В метро встречаетесь, чтобы дискеты, машинописные рукописи или глиняные таблички взять?
Д.Л.: Во-первых, конечно, электронная почта. Автор может рукопись и от знакомого послать, и из какого-нибудь офиса. В конце концов, существуют Интернет-кафе. Если человек владеет Интернет-технологиями, он может из любой части света с кем угодно связаться. В основном, рукописи приходят на дискетах. Иногда брали и на бумаге, но на это уходит в 10 раз больше времени. Есть сотни фирм, где за небольшие деньги отсканируют машинописный текст. Это ведь нужно не только для Интернета. Сейчас многие газеты, журналы, издательства принимают рукописи только в электронном виде. На нашем сайте указан адрес, по которому можно посылать рукописи. Вот еще и телефон – для тех, кто уж совсем с сетью справиться не может – 278-2625 (вечно занят Интернетом) и пейджер 232-3070, для аб. 50585.
СКН: У вашего сайта неплохой рейтинг посещаемости – несмотря на то, что вы не публикуете новостей, не балуете жареной клубникой и т.п. С чем конкретно вас можно поздравить?
Д.Л.: На конкурсе «Russian on-line TOP», который проводился под эгидой Интернет Академии (голосуют редакторы ведущих ежедневных сайтов), «ВГИК-2000», которому всего полгода, вошел в итоги по двум номинациям – он третий в номинации «Литературный сайт года», а в номинации «Киносайт года» обошел довольно сильных конкурентов («Киноизм» – сайт электронного журнала, и «Брат-2» – сайт фильма).
СКН: Для Интернета подобные скорые взлеты – обычное дело. А какие конкретно свершились за это время дела? Я имею в виду: сработала ли база данных хоть один раз, нашел ли продюсер и режиссер какого-то сценариста, какие завязались контакты?
Д.Л.: Об этом, вероятно, лучше спросить режисссеров и продюсеров, которые через наш сайт искали авторов – Максима Пежемского, Юрия Беленького, Владимира Чубрикова и других авторов, которые через наш сайт вышли на режиссеров, на киностудии. Таких знакомств, встреч было много, завязались десятки контактов. Так что сработало и не раз. Не буду называть фамилии – лучше не говорить за других, пусть они сами… У нас опубликованы сценарии Усова, Щербиновской, Рязанцевой, Арабова…
Текстами сценариев содержание сайта не исчерпывается. Есть страница адресов киностудий и кинокомпаний. Есть ссылки на другие сценарные сайты, в том числе и англоязычные. Есть и новые, типично сетевые вещи.
Вот, например, доска объявлений…
«К/ст СТВ ищет современный молодежный сценарий».
«К/ст Горького рассмотрит заявки на фильм-сказку, телесериал по мотивам народных сказок».
И даже: «Срочно требуется оригинальный сценарий, молодежный триллер, малобюджетный, 9 частей»!
Мало того, что для заявок и самих сценариев указаны соответствующие контактные адреса, но практикуются и отдельные проекты, один из которых так и называется «Поиск киносценария в Интернете питерской киностудией СТВ».
Любопытно рассмотреть подробнее этот необычный проект, предлагаемый с использованием импровизированных Интернет-технологий вместо привычного объявления в несколько строк.
Помимо изложения самих требований к проекту, которые находятся на сайте киностудии СТВ, по договоренности с администратором сетевого литературного конкурса «Тенета-Ринет-2000» Леонидом Делицыным к проекту «прикручена» гостевая книга, где каждый желающий может высказать свои соображения. Там же публикуются новые объявления, наращивая таким образом информацию, как снежный ком.
Вот несколько примеров.
«Электронный журнал »Киноизм« совместно с »Кино-Парком« объявляет конкурс на лучший сценарий!
Мы предлагаем вам почувствовать себя настоящим творцом. Выберите из перечисленных хитов сезона (»Глубокое синее море«, »Шестое чувство«, »Ноттинг Хилл«, »Пляж«, »Матрица«, »Бойцовский клуб«, »Конец света«, »Догма«, »Сбежавшая невеста«) свой самый любимый фильм и предположите, что могло произойти с его героями дальше (объем вашего продолжения не должен превышать одной страницы)».
А вот вариант приглашения от кинокомпании:
«Мы открываем новый конкурс под названием »Продолжение «Буржуя»«. Предлагаем всем, кто полюбил первый фильм, пофантазировать и придумать, как могут развиваться события в жизни Буржуя, что с ним может случиться после 15-й серии первого сериала. Мы ждем от вас посланий с ясно изложенными событиями или сюжетами. Вы будете работать параллельно с профессиональными сценаристами »Буржуя-2«. Наши продюсеры будут регулярно знакомиться с вашими предложениями и, если заинтересуются какими-либо из них, то обязательно включат их в сценарий. Фамилия автора сюжета (сюжетов) будет указана в титрах фильма. Мы снимем сюжет и интервью с победителем (победителями) этого своеобразного конкурса и включим его в »фильм о фильме« – о том, как создавался »Буржуй-2« (все наши »фильмы о фильмах« показываются по НТВ накануне демонстрации на этом канале самого фильма). Кроме того, победители получат наши призы. Какие – сообщим вам в ближайшее время».
Известный деятель русского Интернета Леонид Делицын, веб-мастер и хозяин «Тенет», заинтересовался проектом «ВГИК-2000» сразу по его появлении. Именно он предоставил проекту гостевые книги и возможность рекламы. Все это, разумеется, как говорили в старину – «на общественных началах», то есть бесплатно. По этому признаку можно сделать вывод о том, что «ВГИК-2000» ожидает большое будущее.
Остается только добавить, что Л.Делицын живет в Нью-Йорке, Д.Лихачев – в Москве, а все трое, включая автора этого материала, никогда не видели друг друга. Интервью, иллюстрации и цитаты – все было добыто посредством Интернет-технологий.

Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

<p>
		Антон Токтонов на питчинге студии Снегири	</p>

Антон Токтонов на питчинге студии Снегири

Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов. 

Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров. 

Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.

Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал. 

Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны». 

Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн». 

Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте. 

«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content

Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:

Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект. 

Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>)  После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.

Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим. 

Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.

Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).

Еще раз повторю, что

важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.

«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов

Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект. 

Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее. 

Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.

Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать. 

Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать. 

Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.

сериал

сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ

( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> ) 

Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.

В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться. 

Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.

Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.

Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.

Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что 

на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.

Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах. 

Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.

«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+

Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.

 Отправить  заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Киностудии которым нужны сценарии
  • Кинопремьеры на новогодние праздники
  • Кидаются помидорами где проходит праздник
  • Кидаться помидорами праздник
  • Кидание помидорами праздник