Киностудии россии отправить сценарий

Поговорили с главным редактором "Нон-стоп Продакшн" Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

Поговорили с главным редактором «Нон-стоп Продакшн» Антоном Токтоновым о том, чем занимаются редактора на студии, читают ли заявки, которые приходят на корпоративную почту, почему часто над проектом работают одни и те же люди, чего не хватает современному кино и как учиться на сценариста и редактора.

<p>
		Антон Токтонов на питчинге студии Снегири	</p>

Антон Токтонов на питчинге студии Снегири

Функционал редактора довольно разнообразный и отличается в разных кинокомпаниях. В «Нон-Стоп Продакшн» это поиск сценаристов для собственных проектов компании, их сопровождение на всех этапах создания сценария, работа с консультантами и, конечно, чтение и оценка входящих сценарных материалов. 

Сценарный девелопмент – самый напряженный этап в работе над проектом для редактора. Слегка выдохнуть получится на стадии продакшна, хотя и здесь есть редакторские задачи, а дальше на посте (постпродакшн) редактора ждет новый виток серьезной работы — участие в монтаже, работа по озвучиванию, дописывание каких-то реплик, например, массовочных, отсмотр материала, составление комментариев и рекомендаций для режиссера и продюсеров. 

Редактор работает на всех этапах производства картины, сценарная часть работы никогда не заканчивается.

Как правило, редактор ведет параллельно несколько проектов, от момента, когда он рождается в виде заявки, и до выхода в прокат или сдачи проекта на канал. 

Мне кажется, что профессиям сценариста и редактора практически невозможно научиться за партой — только на практике. Это не отменяет необходимости базового образования, но, скажем, на редактора кино сейчас практически нигде не учат, разве что во ВГИКЕ был специальный курс. В основном в редакторы идут сценаристы, но довольно много и людей, так скажем, «со стороны». 

Я отношусь как раз ко второй категории, никогда ничего сам не писал и пока не планирую. По образованию я филолог, но всю жизнь любил кино и мечтал работать в этой сфере, правда, довольно долго не понимал, кем именно. В итоге попал в пиар-отдел одной из ведущих кинокомпаний, поработал в рекламном агентстве, а потом пришел в «Нон-стоп Продакшн». 

Все, что я сейчас знаю и умею, я приобрел здесь, учась на собственном опыте. 

«Дылда» 2019, производство ««Нон-Стоп Продакшн», AR Content

Путь сценария, на самом деле, очень короткий и состоит всего из двух этапов:

Первый этап — получение сценария редактором, чтение, обсуждение с другими редакторами. Креативно-редакторский отдел принимает решение, интересен ли студии такой проект. 

Если да, начинается второй этап : сценарий выносят на обсуждение с продюсерами. ( Рассказываем, как стать креативным продесером >>>>>)  После одобрения продюсерами, проект запускается в работу.

Конечно! Мы ежедневно проверяем студийную почту. Ни одно письмо не пропускаем. Другой вопрос – будет ли прочитан целиком тот текст, который к письму прикреплен. Читать абсолютно все невозможно физически. С учетом количества приходящих писем целый отдел должен заниматься только этим. 

Поэтому очень важно, как отправитель преподносит свой проект, умение им заинтересовать с первых строк. Как минимум, стоит писать сопроводительное письмо, а не отправлять пустой мэйл с вложенным файлом. К сожалению, даже такими элементарными вещами начинающие авторы часто пренебрегают.

Присылать можно все, что автору кажется достойным внимания.
Любые формы. Это может быть и уже полностью написанный сценарий, и заявка на одну страницу. Однако если у вас уже есть сценарий, то все равно приложите к нему логлайн, заявку или синопсис (в идеале – все перечисленное).

Еще раз повторю, что

важно написать внятное письмо о том, что за проект вы присылаете, кто его автор, почему этот автор считает, что его идея может быть студии интересна, и почему ее нужно реализовать.

«Девятая»2019, производство «Нон-Стоп Продакшн» при поддержке Фонда кино, креативные продюсеры Антон Токтонов, Иван Филиппов

Как правило, из того, что приходит на почту, интересного материала сотые доли процента. Но случаи, когда материал, который присылали «из ниоткуда», потом шел в разработку, есть, и они не редкость. И не только в нашей компании. У нас сейчас в работе как минимум один такой проект. 

Теоретически важно и то, и другое. Но далеко не секрет, что в российской, да и мировой, киноиндустрии уже не первый год отмечается дефицит идей и сюжетов. Так что вопрос поиска сценаристов, которые умеют генерировать идеи, в сегодняшних реалиях стоит острее. 

Если есть идея, но ее не получается расписать — это решаемая проблема, всегда можно найти крепкого соавтора. Если же нет идеи – не будет и кино.

Лично я ни одного такого случая не знаю. Более того не вижу никакого смысла в том, чтобы идеи воровать. 

Дефицит идей и новых авторов столь велик, что как только ты получаешь от «ноунейма» что-то осмысленное и талантливое, первое твое желание — найти этого человека, обнять и расцеловать. 

Потом дать денег и подписать договор. Сценаристов сейчас холят и лелеют, никому не выгодно их обижать.

сериал

сериал «Следователь Тихонов» 2016, производство Нон-Стоп Продакшн по заказу телеканала «Россия» при поддержке Министерства Культуры РФ

( Если вы еще не знакомы с форматом заявки, мы все объяснили в материале как оформить сценарную заявку >>>>> ) 

Чаще всего поиск ведется среди тех, с кем уже работали и чьи возможности студия знает. Следующий шаг – авторы успешных проектов последних лет, но они чаще всего уже заняты на ближайшее десятилетие.

В нашей практике довольно редко бывает так, что объявляется открытый конкурс. В последний раз, когда так делали, познакомились с неплохими сценаристами, с одним из них заключили договор и стали писать проект, но, к сожалению, в какой-то момент решили расстаться. 

Начинающих сценаристов лучше брать с их собственными проектами. Все-таки включиться в чужую историю – это особое умение, специальный навык. Это в принципе не все умеют.

Из полных метров нас традиционно интересуют авторские, фестивальные проекты с международным потенциалом.

Что касается коммерческого кино, то мы сейчас нацелены на недорогие в производстве проекты, но с большим кассовым потенциалом. Скорее всего, комедии. Возможно, хорроры. Но в приоритете все оригинальное и необычное.

Мы сейчас живем в новую эпоху. Телевидение уходит в интернет: только в России уже открылось или в ближайшее время откроется около десяти стриминговых площадок, а за рубежом счет идет на десятки. Пока не понятно, к чему это все приведет и как долго продлится эта «золотая лихорадка», но очевидно, что 

на рынке сериалов спрос сейчас серьезно превышает предложение, студии и платформы готовы брать самые разные проекты, единственное требование — качество.

Мы, как и рынок в целом, открыты сейчас любым жанрам и форматам. От авторов ждем, в первую очередь, что-то более острое и актуальное по сравнению с тем, что идет на телеканалах. 

Речь, естественно, об остроте и актуальности тем и идей, про драматургию. Только секса и нецензурной лексики будет недостаточно, хотя мы против них ничего не имеем, главное, чтобы это было уместно.

«Нелюбовь» 2017, производство «Нон-Стоп Продакшн» совместно c «Фетисов Иллюзион», “Why Not Productions”, “Les Films du Fleuve”, “Senator Film”, “Arte France Cinema”, при поддержке Eurimages, ARTE FRANCE, Canal+, WDR, Cine+

Индустрии не хватает сценаристов. Это сейчас главный дефицит и главная валюта.

 Отправить  заявку в «Нон-стоп Продакшн» можно на адрес inbox@nonstopkino.ru

Как продать сценарий? Сколько стоят и кто покупает киносценарии в России и за рубежом?

Создание сценариев — самый прибыльный вид деятельности для писателей. Кинокомпании не жалеют денег на покупку захватывающих историй, поскольку рейтинги и кассовые сборы в первую очередь зависят от реакции зрителей. Однако новичку сложно пробиться в таком бизнесе. Чтобы написать и продать готовый сценарий, нужно не только обладать талантом, но и понимать потребности рынка.

Содержание

  • Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу
  • Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги
  • Полнометражный фильм
  • Короткометражный фильм
  • Сериал
  • Мультфильм
  • Компьютерная игра
  • Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино
  • Как сценаристу продать готовый сценарий в России
  • Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки
  • Производители ТВ-шоу
  • Кинокомпании
  • Рекламные агентства и бренды
  • Блогеры и инфобизнесмены
  • Сколько стоит труд штатного сценариста
  • Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

Как написать крутой сценарий к фильму, сериалу или мультику на продажу

Основа любого теле или киносценария — это идея. 90% начинающих сценаристов не могут придумать что-то оригинальное. Их работы напоминают нарезку сюжетных линий из произведений известных студий. Чтобы заставить мозги мыслить креативно, нужно тренироваться: писать тексты по 2–3 часа ежедневно. Кроме того, полезно читать книги и смотреть фильмы разных жанров.
Все сценарии в России и за рубежом пишутся по определённой схеме. Она сильно отличается от формата книги. Текст сценария состоит из четырёх элементов:

  • действий;
  • сцен;
  • эпизодов;
  • актов.

Последние три нумеруются. Каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия. Для актов необходимо написать продолжительность, например, 40 минут.

Важно! Сюжет любого произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Главная особенность киносценария заключается в том, что внутренние переживания героев и действия стоит написать в максимально сжатом формате.

Структура сценария
Если вы хотите написать востребованный киносценарий, который в будущем получится продать, задумайтесь о следующих моментах.

  1. Коммерческий потенциал. Много ли людей заинтересуются жизнью придуманных вами персонажей? Берите пример с фильмов, мультиков и сериалов, собравших крупные суммы в прокате.
  2. Сюжет. Есть ли в киносценарии интрига? Если уже из первого акта понятно, чем закончится история, выбрасывайте произведение и пробуйте написать новое.
  3. Бюджет. Во сколько продюсерам обойдётся запуск вашего киносценария в производство? Например, съёмка драмы стоит намного дешевле, чем съёмка научно-фантастического фильма.

Скорее всего, вам придётся написать 3–5 черновиков, прежде чем получится создать что-то стоящее. Не отчаивайтесь! Продолжайте работу, совершенствуя мастерство. И обязательно прочитайте нашу статью «Как стать сценаристом».

Особенности написания сценариев, на которых можно зарабатывать большие деньги

Помимо общих правил написания сценариев, автор должен учитывать особенности каждого формата. Иначе текст не получится продать, а проект так и останется на уровне идеи.

Полнометражный фильм

Оптимальная длина киносценария для ленты продолжительностью 1,5–2 часа — 90–130 страниц. Написать текст необходимо шрифтом Courier New, 12 кегль.  
Основной акцент в киносценарии нужно сделать на личности персонажей. Зрители не любят на 100% положительных или отрицательных персонажей. Сегодня в цене более сложные образы. А если придумать и написать неожиданный финал, то продать киносценарий станет проще.Как написать сценарий полнометражного фильма

Короткометражный фильм

Длится 5–45 минут. Для короткометражного фильма в России необходимо написать 15–25 страниц киносценария. Начинающему сценаристу стоит избегать в тексте сцен, которые выльются продюсеру в копеечку, например, сражения с монстрами, пожара, ДТП.

Пример. Один из подходящих сюжетов короткометражного фильма — важный момент из жизни героя, за которым стоит целая история. Например, можно описать в сценарии  конфликт, дилемму, судьбоносную встречу.

Сериал

При сотрудничестве с телестудиями оригинальность отходит на задний план, уступая место стандартам компании. Перед тем как написать текст, сценарист должен учесть следующие моменты:

  • продолжительность серий на разных каналах;
  • популярность жанра;
  • бюджет.

Главное отличие сериала от фильма состоит в том, что развитие персонажа идёт медленно. А историю можно крутить на телеканале из года в год.

Мультфильм

Чтобы продать сценарий мультика, персонажей стоит наделить яркими, запоминающимися, понятными образами. В тексте приветствуются элементы шуток.
Финал должен быть логичным и завершённым. В остальном написать сценарий мультфильма в России можно по тем же правилам, что и киносценарий.Как написать сценарий мультика

Компьютерная игра

Самый сложный формат. Большинство разработчиков в России не покупают готовые сценарии, а просят написать текст опытных сценаристов.
Структура включает следующие части:

  • подробное описание игрового мира;
  • историю каждого персонажа;
  • сюжетную арку (основной конфликт);
  • диалоги.

Кроме того, сценарист гейм-индустрии должен сопоставлять игровые механики с повествованием. Этот процесс называется раскадровкой. Сценарий игры невозможно написать без знаний в сфере IT.

Какие жанры сценариев востребованы на российском телевидении и в кино

Не важно, как вы относитесь к отечественному кинематографу. Важны запросы рынка. Продать можно сценарии только тех жанров, которые востребованы у зрителей и приносят прибыль телекомпаниям. Сегодня в России снимают следующие фильмы:

  • комедии;
  • мелодрамы;
  • драмы;
  • ментовские боевики;
  • военные фильмы (особенно про Великую Отечественную войну);
  • детективы.

Крайне сложно продать ужасы, мистику, мюзикл, приключенческие фильмы. Хотя такие киносценарии часто покупают за рубежом.Какие сценарии востребованы в российском кино

Внимание! Хотя в России все же снимают научно-фантастические фильмы и катастрофы, такие ленты имеют огромный бюджет. И ещё не было ни одного случая, чтобы киносценарий купили у автора с улицы. Инициатива всегда исходила от продюсера.

Как сценаристу продать готовый сценарий в России

Написать хороший киносценарий недостаточно. Нужно уметь грамотно его презентовать. Каждый день в кинокомпании приходят десятки электронных писем, большая часть из которых так и не попадает в руки продюсера. Вначале текст сценариста просматривает кто-то из промежуточного звена — главный редактор или даже секретарь. 
Чтобы повысить шансы на продажу сценария, нужно выполнить следующие действия.

  1. Написать заявку и синопсис. Их высылают вместе со сценарием, чтобы редактор в общих чертах ознакомился с идеей и решил, стоит ли дальше тратить время на автора. Заявка — это современная альтернатива локдауна. В ней стоит указать Ф.И.О. сценариста, контакты (телефон и email), формат и жанр произведения, краткое описание 4–8 основных персонажей (возраст, какую роль они играют в повествовании, характер) и сюжета. Синопсис — это краткое линейное изложение сценария. Оптимальным размером такого документа для полнометражного фильма или серии сериала считается 1–3 страницы.
  2. Написать коммерческое письмо. В тексте должны отсутствовать ошибки, опечатки, вопросы, сомнения (в том числе слова «я думаю», «возможно») и хвалебные оды в собственный адрес. Иначе редактор не станет читать даже заявку к киносценарию.
  3. Узнать личные контакты продюсеров. Возможно, в вашем окружении есть люди, которые пересекаются с такими персонами. Если вы свяжетесь с продюсером напрямую, то повысите шансы на продажу сценария.
  4. Начать вести блог. В России в сценаристы обычно идут выпускники режиссёрских факультетов, журналисты и бывшие КВН-щики. А начинающих авторов никто не замечает. Чтобы привлечь внимание продюсера, нужно вначале раскрутиться. В этом вам поможет собственный блог. В статье «Как стать блогером» вы найдёте полезные советы по продвижению личного бренда.

Зачем сценаристу нужен блог

Совет. Если вы пока не уверены в качестве своего теле или киносценария, не торопитесь рассылать заявки. Если редактор посчитает работу шлаком, то внесёт вас в чёрный список. На этом ваша карьера сценариста закончится, так и не успев начаться.

Кто покупает сценарии в РФ, и какова стоимость покупки

Сценарий, заявка и синопсис готовы. Теперь вам осталось узнать, кому их можно продать.

Производители ТВ-шоу

Их ещё называют продюсерскими студиями. В России производством развлекательных телепередач, сериалов и комедий, в основном, занимаются следующие компании:

  • Солярис Промо Продакшн;
  • ВБД групп;
  • ВайтМедиа;
  • Красный квадрат;
  • Амедия Продакшн;
  • Comedy Club Production.

Большинство организаций находятся в Москве. У каждой из них есть сайт, где можно узнать электронную почту. Отправляйте письмо со сценарием главному редактору или на основной email. Кроме того, попробуйте записаться на личный приём по телефону.
К плюсам сотрудничества с производителями ТВ-шоу стоит отнести лояльные требования (по сравнению производителями фильмов и игр) и большой поток заказов в случае первого удачного проекта. Однако дорого продать свой труд вряд ли получится. Так, сценарий одной серии передачи или сериала начинающего автора стоит в среднем 50 000–100 000 рублей, а профессионала — до 300 000 рублей. Кроме того, пробиться в ТВ-шоу сегодня практически нереально: ниша занята журналистами и КВН-щиками.Как продать сценарий телестудии

Кинокомпании

Кинокомпании имеют более широкий спектр деятельности. Они занимаются производством полнометражных и короткометражных фильмов любого жанра, мультиков, сериалов. В России тексты сценаристов покупают следующие организации:

  • ТаББак;
  • СТВ;
  • Дирекция кино;
  • Студия ТРИТЭ;
  • Нон-стоп продакшн;
  • Централ Партнершип;
  • ПРОФИТ;
  • Bazelevs и другие.

Алгоритм продажи такой же, как и в случае с продюсерскими студиями. А вот написание сценария для фильма должно строиться по другому принципу. Кинопродюсеры нет так придирчивы к структуре и хронометражу, но более требовательны к оригинальности идеи, сюжету и раскрытию характера персонажей. Какие сценарии покупают кинокомпании
Главный плюс сотрудничества с кинокомпаниями — материальная выгода. Так, сценарий одного хорошего фильма стоит 1–5 млн рублей. Кроме того, сценарист в своём творчестве не скован строгими рамками. К минусам же стоит отнести длительный период работы над каждым проектом, большое количество исправлений и согласований, нестабильность. Даже у опытных сценаристов фильмов бывают годы, в течение которых они ничего не могут продать.

Рекламные агентства и бренды

Сценаристы рекламных видео и презентаций сегодня очень востребованы на рынке. А поскольку хороших авторов мало, то оплата труда высокая. В среднем сценарий для рекламы стоит 200–300$, а иногда цена поднимается до 1000$. Написать такой текст можно за 3–5 дней с учётом доработок. Для сравнения, на создание киносценария уходит минимум полгода.
Чтобы продать или написать сценарий на заказ в России, можно прибегнуть к следующим способам.

  1. Пойти на биржи фриланса. На сайтах Advego, Etxt и Copylancer есть магазины, куда сценаристы выкладывают свои работы. К сожалению, тексты стоят крайне дёшево — до 100 рублей за 1000 символов. Поэтому лучше не пытаться продать готовые сценарии, а искать клиентов. Заказы размещаются на сайтах Fl, Freelancehunt, Weblancer, Kwork. Помимо рекламы, там иногда заказывают сценарии к праздникам. К плюсам бирж фриланса стоит отнести большой объём работы и наличие сервиса безопасной сделки, а к минусам — огромную конкуренцию, демпинг, дедлайны и зависимость сценаристов от правил системы.
  2. Поискать предложения на порталах трудоустройства. Загляните на сайты hh.ru, superjob.ru, rabota.ru или просто введите в Google фразу «вакансии сценарист». Вы увидите не один десяток компаний, которым нужны таланты. К плюсам работы в агентстве стоит отнести высокую зарплату и стабильность, а к минусам — жёсткие требования и отсутствие свободы в выборе проектов.
  3. Зарегистрироваться на творческих онлайн-площадках. Они помогут красиво оформить портфолио и раскрутить личный бренд. Тогда клиенты начнут приходить к вам сами. Одна из таких площадок — Меценат. В отличие от сайта на отдельном хостинге или Instagram, здесь вам не придётся вкладывать деньги в продвижение. Система сама подберёт заинтересованную аудиторию. С помощью Мецената вы сможете не только продать готовые сценарии, но и собрать донаты от поклонников. На платформе нет высокой конкуренции и демпинга, а сценаристы не ограничены в своём творчестве.

Продать сценарий напрямую бренду сложнее, чем получить работу в рекламном агентстве. Как правило, без посредников к сценаристам обращаются молодые и малоизвестные компании.Платформа Меценат для сценаристов

Блогеры и инфобизнесмены

Им можно продать сценарии к тематическим видео на Youtube, обучающим роликам, вебинарам. К плюсам сотрудничества с блогерами и инфобизнесменами стоит отнести отсутствие формальностей и жёстких дедлайнов. К минусам — низкую оплату труда и риск обмана. Сценарии стоят по-разному, но в среднем от 500 до 3000 рублей.

Внимание! Иногда блогер и сценарист имеют разное видение проекта, не могут договориться. Из-за этого сроки работы растягиваются.

Сколько стоит труд штатного сценариста

Если вам удастся продать несколько удачных сценариев, то в будущем вы сможете получить постоянную работу в организации. Вот сколько в России зарабатывают в месяц штатные сотрудники:

  • рекламных, продакшн и digital-агентств — 30 000–120 000 рублей;
  • компаний-разработчиков компьютерных игр — 100 000–200 000 рублей;
  • студий, производящих фильмы и телепередачи, — 70 000–300 000 рублей.

Нередко рабочий день заканчивается в 22:00–23:00 или выпадает на выходной. Зато тяжёлый труд сценариста компенсируется высокой зарплатой и моральным удовлетворением от творческого процесса.Сколько зарабатывают сценаристы

Могут ли зарубежные компании приобретать киносценарии у российских авторов

В мировые кинокомпании США и Европы ежедневно обращаются сотни талантливых людей. Конкуренция огромная. Поэтому шанс того, что киносценарий Васи Иванова будет прочитан в студии вроде Universal Pictures, стремится к нулю.
Однако тексты отечественных сценаристов могут пригодиться за рубежом средним и небольшим организациям (по мировым меркам). Киносценарий можно попытаться продать следующим компаниям:

  • А24, США;
  • Alcon Entertainment, США;
  • American Zoetrope, США;
  • Tyler Perry Studios, США;
  • Big Talk Productions, Великобритания;
  • Marv Films, Великобритания;
  • Constantin Film, Германия.

Если же сценарист уверен в своём киносценарии на 100%, то может штурмовать гигантов вроде Buena Vista, Warner Bros и 20th Century Fox. Естественно, он должен уже иметь известное имя на территории России. В противном случае попытка пробиться на мировой рынок фильмов обречена на провал.

Внимание! В странах с высоким уровнем жизни (США, Великобритании, Канаде, Германии и других) киносценарии стоят намного дороже, чем в России. Средние цифры — 70 000–130 000$. Кроме того, сценарист получает 5–10% от кассовых сборов и продаж лицензионных фильмов.

Сколько стоит сценарий за рубежом
В отличие от России, в США и других развитых странах существуют агентские сети, помогающие сценаристам пробиться на рынок киноиндустрии. Эти компании оценивают портфолио, корректируют заявку и синопсис, рассылают запросы продюсерам и киностудиям, решают юридические вопросы. Контакты менеджеров и агентов есть на следующих сайтах:

  • aligned-ent.com;
  • aperture-ent.com;
  • barrykrostmanagement.com;
  • cartelhq.com;
  • thelevinagency.com и других.

Кроме того, киносценарии можно продать на зарубежных площадках pro.imdb.com и inktip.com. Туда часто заглядывают продюсеры в поисках свежих талантов.
Таким образом, продать сценарий сложно, но реально. Чтобы зарабатывать в таком бизнесе, нужно обладать писательским талантом, богатой фантазией, навыками маркетолога и огромным терпением. Если вы по-настоящему любите своё дело, то обязательно добьётесь успеха!

#статьи

  • 14 апр 2022

  • 0

Советы от сценаристов, продюсеров, редакторов киностудий и сценарных агентов.

Кадр: фильм «Тайное окно»

Андрей Калинин

Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.

Из статьи вы узнаете:

  • действительно ли попасть в киноиндустрию так сложно, как об этом говорят;
  • каким должен быть дебютный сценарий.

А ещё расскажем о пяти способах сценаристу получить работу в кино:

  • отправить сценарии в киностудии и продакшены;
  • принять участие в питчингах и конкурсах;
  • познакомиться с именитыми сценаристами и постараться попасть к ним в подмастерья;
  • заинтересовать сценарные агентства.

Есть мнение, что в киноиндустрию можно попасть только «по блату». Креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн» Сима Ореханов считает, что это одновременно и правда, и неправда. С помощью связей можно получить сценарную работу. Но если вы не умеете писать, это быстро станет понятно.

С другой стороны, сценарии ко всем кассовым российским фильмам и сериалам за последние пару лет написал узкий круг сценаристов — 20–40 человек. Но это не значит, что есть закрытый клуб. Просто кино — рискованный бизнес. Надёжнее доверить работу человеку, который уже написал сценарий к успешному фильму. Это не заговор продюсеров, а закон капитализма.

Но в России действительно есть большой сценарный голод. Любой продюсер будет рад найти талантливого автора и обеспечить его работой на несколько лет вперёд.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Короткий ответ на вопрос, где брать связи, — нигде. Вам не нужны никакие связи, они не помогут. Главное — понимать, что нужно индустрии: какое кино и сериалы востребованы аудиторией. А ещё профессионализм.

Как узнать, что нужно индустрии? Подпишитесь в социальных сетях на продюсеров, студии и медиа о кино. Читайте новости не только российские, но и мировые. Общайтесь с коллегами, смотрите много кино и читайте книжки про кино. Этого вполне достаточно.

Источники полезной информации для сценаристов

Подкасты «Поэпизодный клан» и «Сценарная комната».

Telegram-каналы

  • «Питчинги» — публикуют анонсы питчингов, на которых можно выступить;
  • «Поэпизодный клан» — канал подкаста «Поэпизодный клан», здесь публикуют интересные статьи и новости про кино;
  • «Сценарный голод» — публикуют сценарии и синопсисы популярных фильмов, а также интересные статьи о сценаристах;
  • Канал сценаристки Гульжан Токтогул;
  • «Осенило — написал» — канал сценаристки Юлии Идлис;
  • Канал о фестивалях MovieStart.ru;
  • Канал журнала «Бюллетень кинопрокатчика»;
  • Канал «Запасаемся попкорном».

YouTube:

  • канал Британского института кино;
  • канал кинопремии BAFTA;
  • канал видеоэссеиста и журналиста Эвана Пушака, где он рассуждает на разные темы, в том числе об искусстве: Nerdwriter1;
  • видеоэссе о кинематографе;
  • канал Lessons from the Screenplay.

Подкасты:

  • A24 Podcast;
  • Team Deakins;
  • Scriptnotes (расшифровки).

Полезные сайты:

  • tvtropes.org — здесь можно проверить, что уже есть по теме, на которую вы собираетесь писать, или с той же структурой, с тем же приёмом и так далее;
  • Variety;
  • Deadline;
  • Hollywood Reporter;
  • Drama Quarterly.

По словам Симы Ореханова, задача начинающего автора — не продать свой сценарий, а заявить о себе. В США даже есть термин spec script — сценарий, написанный чтобы показать, что вы умеете хорошо писать.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Вряд ли первый сценарий, который вы пишете, будет вашим дебютным. Это неприятно осознавать, но, скорее всего, это так.

Главная задача молодого сценариста — создать себе имя и репутацию, сообщить продюсерам, что вы готовы работать на своём или чужом проекте, в соавторстве или в соло.

Если вы хотите что-то написать по личным причинам — пишите, ничего не потеряете. Но если подходить рационально, полезно создавать именно то, чего продюсеры ждут от новых авторов.


Что точно не стоит писать новичку:

  1. Дорогой блокбастер с бюджетом в десятки миллионов долларов. Даже если у вас правда хорошая идея и получится удачный сценарий, шансы, что он выстрелит, близки к нулю.
  2. Артовое, фестивальное кино с какой-то хитрой формой — если не собираетесь сами его снимать. Авторскому кино нужен автор, то есть режиссёр. Но у них много своих идей. Вряд ли найдётся ещё один человек, которому ваш замысел отзовётся так же сильно, как и вам.

А о чём тогда писать?

  1. Что-то жанровое — триллер, детектив, комедию, мелодраму и так далее, но с неожиданным замыслом в рамках жанра. Всем понятное, но с каким-то новым взглядом на много раз увиденные вещи. У такого сценария больше шансов если не быть запущенным, то произвести хорошее впечатление.
  2. Лучший дебют сейчас — скорее сериал, чем кино. Тут больше свободы и пространства для экспериментов: можно подумать над чем-то более новаторским и сложным. Отличный вариант — реалистическая история, происходящая в современной России. Связанная с вашим личным опытом, внешним или эмоциональным, но приложенная к тому, что происходит со страной в целом.

Ещё несколько важных советов от Симы Ореханова:

  1. Точно не стоит заниматься самоцензурой. Вам ещё успеют вырезать острые шутки и моменты, которые могут кого-то задеть.
  2. Слепо бежать за трендами тоже не стоит. Нужно писать о том, что вас по-настоящему волнует. Тренды ведь не всегда про хайп. Они скорее про дух времени.

Часть киностудий и продакшенов делают контент только для телевизионных каналов. В таком кино обычно нет места замысловатому сюжету, нужно что-то простое и понятное широкой аудитории. У каждого канала, как правило, свой ведущий жанр: например, комедийные сериалы для молодёжи, мелодрамы для женской аудитории о ТЖД, полицейские процедуралы, исторические детективы, боевики и так далее.

Есть студии и продакшены, которые снимают не только для телеканалов, но и для онлайн-кинотеатров. У сериалов для платформ меньше ограничений, чем на ТВ. Идеи смелее, герои сложнее, перспектив попасть на Netflix (о чём, похоже, мечтают теперь все сценаристы) больше.

У каждой студии есть сайт с контактами. Иногда для сценариев указана отдельная почта. Некоторые пишут и требования к оформлению и содержанию заявки: какие жанры интересны, что присылать. Но это можно понять и по выпущенным студией проектам: не стоит присылать сценарий хоррора тем, кто снимает только комедии.

Редакторы студий, с которыми нам удалось пообщаться, сказали, что читают все входящие заявки.

главный редактор «Марс Медиа»


Фото: личный архив Виктории Локтевой-Добрыниной

— Мы готовы рассматривать проекты на самых разных этапах разработки. Но чем более проработанным будет проект, тем больше шансов, что ваш замысел правильно считают и что впоследствии, во время совместной работы, мы не разочаруемся друг в друге. Резюме и биографию присылать можно, но это не обязательно. Всё самое важное будет внутри сценария.

Сразу в корзину не летит ни одна заявка, мы всё читаем и анализируем. Но письма с десятком заявок внутри сразу настораживают. Обычно все эти заявки оказываются однотипными и непродуманными. Лучше выбрать одну-две, но самые сильные — так вероятность попасть в цель гораздо выше.

Хоть и не часто, но мы находим авторов таким образом. Например, сейчас автор, который прислал нам на почту свой сценарий, пишет для нас два сериала.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Мы читаем всё, что нам присылают. И так же делают все мои коллеги, с кем я это обсуждал. Для автора это сложная работа, но нет способа её избежать. Вам почти никто не будет отвечать. А те, кто будет, — чаще ответят отказом. Но это вопрос количества попыток — как искать золото в реке. Нужно промыть очень много песка, чтобы найти грамм золота.

Российские киностудии и продакшены

  • «Яндекс.Студия»;
  • Онлайн-кинотеатр Start — принимает сценарии и заявки на почту content@start.ru;
  • «Марс Медиа»;
  • Yellow, Black & White;
  • 1-2-3 Production;
  • Look Film;
  • «НМГ Студия»;
  • Mediaslovo;
  • Продюсерская компания Sreda;
  • Good Story Media;
  • киностудия Team Films.
  • «Амедиа Продакшн»;
  • Star Media;
  • СТВ;
  • R-media;
  • «Профит»;
  • кинокомпания «Мотор фильм студия»;
  • «Гамма-продакшн»;
  • «Триикс Медиа»;
  • Dixi-TV;
  • продюсерский центр «ЛЕАН-М», российское подразделение Sony Pictures Television;
  • студия «2В»;
  • Telealliance Media Holding AB;
  • продюсерский центр «ПРИОР продакшн»;
  • кинокомпания «Русское».
  • Art Pictures Studio, компания Фёдора Бондарчука;
  • студия Bazelevs, компания Тимура Бекмамбетова;
  • кинокомпания «Фреш фильм», компания Михаила Галустяна;
  • студия «ВоенФильм»;
  • «План 9».

Питчинг — мероприятие, на котором сценаристы за несколько минут рассказывают свою историю продюсерам. Вообще, глагол to picth означает «продавать свою идею» в любом контексте. Когда вы рассказываете о ней друзьям — это тоже питчинг.

Сима Ореханов советует «питчиться» как можно чаще. Даже если друзья не дадут никакого фидбэка, вы как минимум себя почувствуете, в каком месте запинаетесь или уходите в посторонние объяснения. Из устного рассказа другому человеку можно многое почерпнуть непосредственно для драматургии.

Участвовать в питчингах — гораздо лучше, чем рандомно рассылать заявки по почте. Во-первых, это знакомство. Во-вторых, вы смотрите, что делают ваши коллеги. А ещё это эмоциональный контакт, а потому — более полезный фидбэк.

В России питчингов становится всё больше. Они уже проходят не только в Москве, но и в регионах. Если знаете английский, можно участвовать и в международных питчингах.

креативный продюсер «Нон-стоп Продакшн»


Фото: личный архив Симы Ореханова

— Даже если ваша идея никого не заинтересует, вы получите много фидбэка — это очень полезно. Победа или проигрыш в питчинге не важны — они ничего не изменят в вашей жизни. Нет никакой связи между победой на питчинге и вашими дальнейшими карьерными перспективами. В эту игру невозможно проиграть, здесь можно только выиграть.


Например, сценаристка Мария Шульгина пришла на питчинг продюсерского центра Potential с короткометражкой «Огонь», написанной в соавторстве с Елизаветой Тихоновой. В результате девушки сняли этот фильм при поддержке Potential. Он успешно прокатился по фестивалям, и востребованность сценаристок возросла: в соавторстве они написали сценарий полного метра Анны Пармас «Давай разведёмся», дебютного фильма Марии Шульгиной «Любовь без размера» и другие. Последний нашумевший проект сценаристок — сериал «Почка» для платформы Kion.

Короткометражный фильм «Огонь» Марии Шульгиной

Питчинги полного метра и сериалов Potential проводятся каждый год в рамках рынка кинопроектов Project Market. За несколько месяцев до старта объявляется приём заявок, затем жюри вычитывает присланные сценарии и публикует лонг- и шорт-листы. Финалисты из шорт-листа выступают на нескольких питчингах.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Копирайтер и креативщик Антон Мамыкин в 2015 году пришёл к нам на питчинг со сценарием романтической короткометражки, выиграл грант и снял с нашей помощью фильм «Той ночью, этим утром». После дебюта Антон снял ещё несколько замечательных (и фестивально успешных) коротких метров и пилот веб-сериала, успел поучаствовать ещё в одном нашем питчинге, прошёл в финал конкурса Сокурова и лаборатории «Ленфильма» (но не победил) — и теперь готовится к съёмкам дебютного полного метра «Космос засыпает». Он стал очень сильным режиссёром — уверена, у него всё получится.

В 2016 году Ирина Бас выиграла наш питчинг со сценарием короткометражки «Бывшие». После этого она сняла несколько коротких метров и недавно на питчинге Минкульта выиграла грант на съёмки полного метра «Летом асфальт тёплый». Сейчас готовится к этим съёмкам вместе с киностудией «Ленфильм».


То есть с помощью питчингов можно не только развиваться как сценарист, но даже снимать своё кино. Например, создатели Telegram-канала «Питчинги» Наталья Егорова и Алексей Зотов организуют в Москве вечеринки кинематографистов. Многие находят там людей для своих проектов.

Где искать информацию о питчингах и конкурсах:

  • Telegram-канал «Питчинги»;
  • соцсети киностудий и продакшенов;
  • соцсети сценарных агентств — о них расскажем ниже.

В титрах понравившихся вам сериалов можно найти имена продюсеров, а иногда и редакторов. Подпишитесь на них в соцсетях, напишите вежливое сообщение по делу — что вы начинающий автор и хотите предложить свой сценарий. Маловероятно, что вам ответят. Но иногда проекты запускаются и так.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Это нормальная и правильная практика. Об этом открыто говорят коллеги из индустрии. Безусловно, желание читать зависит от того, как написано сообщение. Иногда само письмо так интересно составлено, что хочется прочесть сценарий или посмотреть присланную работу. Иногда же хочется нажать кнопку Delete. Но в целом это некие крайности. Чаще всего люди просто ищут возможность попасть в индустрию, пишут тебе искренне и с надеждой, что можешь помочь. Меня это не раздражает. Если могу, читаю, если нет, передаю редакторам.

Таким способом начал свою кинокарьеру Алексей Караулов, соавтор «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемии» и «Седьмой симфонии».

Конечно, у самых известных сценаристов, скорее всего, и так есть ученики. Но менее медийные авторы, возможно, нуждаются в помощниках.

сценарист


Фото: личный архив Алексея Караулова

— У меня было три подхода к индустрии:

В 2009-м я участвовал в конкурсе Cinemotion и Sony Pictures. Меня и ещё нескольких людей взяли писать «Счастливы вместе». Я даже встречался с какими-то шоураннерами оригинального сериала. Потом писал по заданию поэпизодные планы и отправлял их в некую неизвестность. Со мной так и не связались. Это был странный момент. Но я тогда работал в журналистике, и сценарии меня интересовали только как хобби. Поэтому я не стал допытываться, хотя сейчас понимаю, что за ту возможность надо было цепляться — выходить на креативных продюсеров или как-то ещё, спрашивать, что переделать. Кто-то мне даже говорил, что серия по написанному мной поэпизоднику вышла. Но я не проверял.

В 2013-м продюсер и сценарист Роман Кантор позвал меня писать сценарий подростковой комедии. С Ромой мы познакомились ещё в начале 2000-х на журфаке МГУ. В 2008-м я написал книгу подростковой фантастики и давал её читать всем друзьям. Рома её прочитал ещё тогда, она ему понравилась. Всё это время мы поддерживали отношения. И вот когда он отучился во французской киношколе, он стал активно заниматься продюсированием. Я написал несколько сцен для его кино. Права на сценарий купила компания Lunapark — создатель комедии «Горько!». Но по какой-то причине наш сценарий положили на полку, а зелёный свет дали другому проекту, про выпускной.

В 2015-м главный редактор журнала Maxim, где я работал, познакомил меня с Тихоном Корневым. Он тогда открывал маленькое издательство комиксов. Я показал ему свой сценарий комикса, и так мы начали работать. Тихон давал мне задания по сценариям и платил первые официальные гонорары. Например, я написал сцену для его фильма «Диггеры», правда, она не вошла в окончательный монтаж. А потом участвовал в работе над сценариями «Гоголя» и «Вурдалаков». С этого и стартовала карьера.

С одной стороны, к тому моменту я уже написал около 30 заявок. С другой — тогда путь был гораздо длиннее, а порог входа выше: не было такого количества платформ и запросов на сценарии.


Для Алексея работа в медиа и другие источники дохода, существовавшие параллельно с попытками попасть в индустрию, с одной стороны, позволяли не разочаровываться так сильно. Но с другой — не толкали вперёд и сильно отсрочили его вход в профессию. За шесть лет с 2009 года он предпринял несколько попыток попасть в кино, сейчас он видит, что этого мало — «попытки нужно предпринимать раз в день».

Сценарные агенты зарабатывают на том, что представляют интересы сценаристов: продают сценарии продюсерам, ищут для авторов работу в проектах, договариваются о выгодных условиях. С этого они имеют свой процент.

В России несколько известных агентств:

Дмитрий Петров называет своё агентство DI Agency самым успешным российским сценарным агентством.

Агентство StarDust представляет интересы сценаристов, актёров, режиссёров и других людей из индустрии. Среди его клиентов — авторы сценариев к сериалам «Последний министр», «Метод 2», «Струны», «Девушки с Макаровым», «Беспринципные».

Начинающим авторам предлагают выложить свой сценарий на специальном портале, где его могут увидеть продюсеры. Для этого надо заказать платную рецензию. Она стоит 3000 рублей — это подробный анализ структуры, героев, конфликтов произведения. Также оценивается актуальность темы и потенциал истории. Рецензии пишут действующие редакторы из киноиндустрии. Если ваш сценарий заинтересует агентство, вам предложат сотрудничать.

Продюсерский центр Potential сам продюсирует фильмы (в основном короткий метр), организовывает питчинги, кинолаборатории и сценарные курсы, помогает молодым сценаристам заявить о себе.

Здесь начинающим авторам тоже предлагают сначала получить на свою работу рецензию опытного редактора. Разбор пилота сериала и полного метра стоит по 6900 рублей. Дальше можно заказать редакторское заключение и скрипт-докторинг, они стоят 15 000 и 40 000 рублей соответственно.

креативный продюсер Potential


Фото: личный архив Ирины Обидовой

— Если сценарий нравится редактору, он попадёт к продюсерам, то есть ко мне или моей коллеге. Мы читаем, если тоже видим, что это интересная вещь, и понимаем, что с ней делать дальше, то связываемся с автором, предлагаем агентский договор и дальше занимаемся девелопментом и продвижением.

Например, начинающая сценаристка Мария Аксёнова прислала нам на конкурс свой текст. Сценарий не прошёл в финал, но в итоге мы взяли её на работу как сценариста и редактора. Сейчас Маша пишет сценарии для ведущих российских кинокомпаний.

Попасть в киноиндустрию проще всего через знакомства, а завести эти самые полезные знакомства несложно — выступайте на питчингах, предлагайте коллаборации начинающим режиссёрам и продюсерам, посещайте фестивали, мастер-классы и воркшопы. Но главное — постоянно прокачивайте своё мастерство!

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.

Узнать больше

МЫ В ПОИСКАХ

У вас есть идея или сценарий? Расскажите нам!

УЧАСТВУЙТЕ В НАШИХ КОНКУРСАХ И ПРОЕКТАХ

Работа в кино доступна каждому!

Студия DreamVision проводит конкурсы сценариев, принять участие в которых может абсолютно любой человек. Использование и развитие данного направления открывает безграничные возможности перед талантливыми любителями кинематографа, мечтающими реализовать свой творческий потенциал и воплотить в жизнь уже написанные сценарии или только что зародившиеся идеи.

Внимание уделяется всем участникам

Мы ищем сценарии, способные удивить, растрогать, восхитить зрителей. Ни один проект не останется без внимания комиссии, состоящей из опытных профессионалов с нестандартными взглядами на окружающую действительность и ее отражение на экране. Такой подход дает шанс начать работать в кино, даже не имея профильных знаний.

Оказание всесторонней поддержки

Для по-настоящему талантливых и целеустремленных людей вакансии в кино найдутся всегда. Нужно лишь не боятся заявлять о себе, используя все имеющиеся возможности. Именно такая возможность и предоставляется нами. При этом мы ищем не только сценарии, но и идеи, оказывая всестороннюю поддержку для их последующего практического воплощения.

Как принять участие в конкурсе?

Желающие попробовать свои силы в съемках кино в Москве могут заполнить специальную форму на нашем сайте. Каждая заявка будет проанализирована, а авторы наиболее интересных и оригинальных проектов смогут стать полноправными членами нашей команды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Киностудии которым нужны сценарии
  • Кинопремьеры на новогодние праздники
  • Кидаются помидорами где проходит праздник
  • Кидаться помидорами праздник
  • Кидание помидорами праздник