Кит сценарист оформление сценария

Как работать с программой КИТ Сценарист после установки?

Первое знакомство с программой

После установки и запуска, программа откроется в таком виде

Это стартовый экран приложения. На нём отображается список проектов, а также доступны возможности создать новый проект или открыть существующий. Слева вверху расположено меню приложения, а под ним боковая панель, открывающая доступ к разным модулям программы. В боковой панели доступны только текущая вкладка «Начало» и «Настройки». Остальные вкладки станут активны, после создания нового или открытия существующего проекта.

Для того, чтобы приступить к работе необходимо создать свой первый проект. Для этого нужно нажать кнопку «Создать новый проект» и в появившемся диалоге ввести его название.

После того, как проект был создан, в левой панели станут активными все остальные вкладки и автоматически будет открыта вкладка «Разработка».

Если вернуться к вкладке «Начало», то вы увидите, что на ней появился только что созданный проект. В дальнейшем вы можете открывать его прямо с этой страницы, после запуска программы.

Разработка

Данный раздел программы создан для того, чтобы вы могли собирать все необходимые материалы по проекту в одном месте. В нём вы можете сохранить основную информацию о сценарии, такую как его название, логлайн, синопсис, а также заполнить титульную страницу сценария.

Здесь же вы можете управлять списками персонажей и локаций. Создавать новых, добавлять им описания, фотографии, переименовывать и упорядочивать.

А ещё, в этом же разделе вы можете хранить разнообразные материалы (текстовые документы, изображения, ссылки на веб-страницы и  ментальные карты) связанные с вашим проектом, организуя их удобным для себя образом.

Карточки

Следующая вкладка позволяет вам увидеть сценарий в виде карточек разложенных на доске, предоставляя таким образом наглядый способ для работы со структурой.

Карточки можно раскрашивать, ставить метки, перемещать и группировать, а все изменения производимые с карточкамм отображаются и в тексте сценария.

Сценарий

Во вкладке «Сценарий» находится собственно текст сценария.

В левой части экрана расположен навигатор по сценарию. Он представляет из себя список сцен. Щелчок мышью на сцене из списка ведёт к отображению на экране текста выбранной сцены.

А в правой части экрана находится редактор текста сценария. Редактор имеет множество вспомогательных функций, которые упрощают ввод текста в соответствии со стандартом оформления сценариев, а также позволяет осуществлять поиск по тексту сценария и осталять заметки к тексту.

Статистика

Вкладка статистика предоствляет возможность получить подробные отчёты по сценарию, а также посмотреть графики активности персонажей по всему сценарию и динамику сцен.

Настройки

Последняя вкладка, открываем вам доступ ко всем настройкам приложения. Здесь вы можете выбрать тему оформления приложения (тёмная, светлая), настроить проверку орфографии, выбрать количество строк текста для отображения в навигаторе по сценария и настроить ещё множество других параметров.

Импорт/экспорт

В меню вы найдёте такие важные возможности программы, как импорт текста сценария из уже существующего файла (поддерживаются форматы FDX, DOCX, FOUNTAIN и TRELBY).

А также экспорт текста сценария в необходимый формат, для отправки в кинокомпанию (поддерживаются форматы PDF, FDX, DOCX и FOUNTAIN).

Опубликовано: 27 Сентябрь 2017

Некоторое время назад мне для работы над романом потребовалось приложение с доской. Ну, знаете, такой, как пробковая, на которую лепишь карточки со сценами, потом долго на них смотришь — и понимаешь, куда завернуть сюжет. Очень я привык к такому на основной работе (оно у нас «Канбан» называется), мне так думается лучше. 

Казалось бы, дело элементарное. Канбан реализован в бешеной куче продуктов, да и в приложениях для писателей наличие доски уже давно практически норма. Однако, всё оказывалось сплошь не то. Программулины и сервисы из моего родного IT слишком заточены, собственно, под моë родное IT. Приходится держать в голове кучу условностей, половина из которых, к тому же, прямо противоречит тому, как тот или иной элемент правильно использовать по его штатному назначению, а это подбешивает и отвлекает. Что до специализированных писательских приложух, то, увы, они практически все — яркое, прикольное и тотально неюзабельное фуфло. Ну, может, кроме «Scrivener». Этот в целом неплох, просто мне лично не подошëл. Мне надо было весь сюжет на одной доске увидеть, чему вложенность сцен в главу несколько мешает. 

В общем, я уже готов был настоящую пробковую доску купить, когда до меня вдруг дошло. Доски писатели начали применять вслед за сценаристами. Порядка в киноиндустрии по сравнению с литературой, уж без обид, побольше. Значит, шансы найти вменяемый инструмент повыше, если искать программы не для писателей, а именно для сценаристов. Да, понятно, будут и условности, но всяко меньше, чем были с IT- инструментами, сценарист к писателю-то по смыслу поближе будет. На такой запрос поисковик сходу вывалил мне «КИТ-Сценарист», коим я и начал пользоваться. 

Если в целом, то для авторов, у которых творческие тараканы в голове хоть немного на моих похожи — самое то. Но, как в том анекдоте, есть нюансы. В основном они касаются того, что сценарист, внезапно — это не в точности то же самое, что автор художки, так что в специализированном сценаристском инструменте за многое надо ещё сообразить, как взяться, а кое-что и вовсе не нужно. 

К нынешнему моменту приспосабливать КИТа под писательские нужды я уже несколько приноровился, так что могу позволить себе поделиться с общественностью некоторыми выстраданными соображениями и рекомендациями на сей счёт. Однако, я далëк от того, чтобы возводить свой опыт в абсолют, так что, возможно, вам будет удобнее что-то сделать иначе, а то и поймать меня на забивании гвоздей микроскопом. 

Первым блоком программы, с которым вы столкнëтесь, будет «Разработка», куда входят титульник, логлайн, синопсис, персонажи, локации и версии. Титульник в нашем случае — баловство, но не затратное по времени, так что чего бы нет. С логлайном и синопсисом — смотрите сами. Для методики написания, которую я практикую, логлайн обязателен, а на синопсис в целом наплевать. Если хотите, можете сделать наоборот, или не заполнять эти разделы вообще. Персонажи и локации полезнее, но за их заполнение можно взяться и потом, всё равно к ним возвращаться по мере работы над сюжетом. Что до версий, то эта фишка мне понравилась, но к обязательным к использованию не отнесу. 

Далее — доска. Собственно, то, ради чего я КИТа и ставил. Но с ней не всё так просто. 

Дать сценаристскую доску писателю, привыкшему сходу шпарить черновик нетленки — это как вручить классическому пианисту хардкорный аналоговый синтезатор. Поиграется с удовольствием, но, попытавшись применить всерьёз, столкнëтся с тем, что привычные ему подходы здесь не особо удобны, а специфичных приëмов для этого аппарата он не знает и не понимает. 

Таким же образом, наполнять карточки от балды и расставлять их по доске в какой попало акт — это весело, но полезный выхлоп от такого действия весьма ограничен. Хотя, не буду отрицать, он есть. Но для того, чтобы доска начала раскрываться, как действительно мощный инструмент, кое-что нужно знать. В первую очередь — в целом иметь базовые представления о том, зачем сюжету структура и что в неё входит. Это, впрочем, тема целой отдельной лекции, о которой меня никто пока не просил, и которая к обзору программы напрямую не относится. Единственное, отмечу несколько моментов, которые не кажутся сверх-очевидными, но толк от которых я прочувствовал на личном опыте. 

1. Надо представлять, сколько карточек у вас будет в акте. Нет, делать их равное количество в каждом акте совсем необязательно. Да, про большую часть из них вы поначалу не будете иметь ни малейшего понятия, какое действие в сюжете им соответствует. Ничего страшного, просто озаглавьте её «Что-то происходит» или «Ы» (чтоб никто не догадался) и переходите к следующей. Потом заполните, сначала важно каркас разметить. 

2. Карточка для вас — это не глава, и даже не сцена (в программе предполагается, что именно сцена, но вы-то не сценарист). Это просто некая часть сюжета примерно фиксированного объëма в печатных знаках. Вы можете приравнять её к главе, можете собрать главу из нескольких карточек, или разделить карточку на несколько глав — здесь уже смотрите сами. Единственное, чего не надо — это слепо следовать шаблону, который не про вас придуман. 

3. Заполнять карточку абы как — баловство без особого полезного выхлопа. На карточке должно быть одно предложение, описывающее, как она в главном влияет на сюжет (но за ней может скрываться ещё куча других действий, кроме главного), на ней должна быть отражена суть решаемого в её пределах конфликта (бла-бла-бла без конфликта — тупо вода), на ней должно быть кратко обозначено изменение настроения (втянуть читателя в повествование, не играя с его эмпатией, можно только случайно, а это ненадëжный метод). Над заголовком карточки сильно не парьтесь (я туда просто место действия пишу), и нумеровать их в заголовке уж точно не нужно, т.к. нумеруются они автоматом, а желание поменять карточки местами возникнуть может. 

4. Вы не обязаны заполнять карточку за один заход. Я это сделал в две итерации: сначала ввëл для каждой описание, а затем прошëлся по всем, расставляя метки конфликтов и характеристики эмоциональных качелей. Так удобнее, приятнее и эффективнее. И да, вы не обязаны делать это всё строго по порядку, где есть мысль — там её фиксируете, нет идей — откладываете на потом. 

5. И никакой детализации на этом этапе. Вы формируете доску, чтобы написать книгу, а не пишете книгу, чтобы сформировать доску. 

Когда вся доска заполнена — самое время вернуться к персонажам и локациям. Только не нужно для каждого персонажа или места расписывать целое сочинение. Фиксируйте только важное. Для персонажей это темперамент, сильные и слабые стороны, речевая характеристика и всё такое. Для локаций — просто сухое краткое описание. Подробности и всякие живые нюансы намного лучше придумываются уже при работе над текстом, а при планировании на них нечего время тратить. 

Ещё на этом этапе можно по карточкам накидать синопсис. Не то, чтобы от него самого по себе была какая-то польза, смысл скорее в самом процессе его написания, при котором в голову может придти хорошая мысль. 

Ну, а дальше можно переходить собственно к написанию текста. И здесь в адрес КИТа сходу летит от меня ложка дëгтя: писать в нëм художественный текст залихватски неудобно, чисто сценаристские фишки с его разметкой и форматированием изрядно мешают. «Скривенер» здесь однозначно выигрывает, да. Потому раздел «Сценарий» я приспособил под заметки, раскрывающие и детализирующие содержимое карточек. Можно сказать, что-то типа сценария там и получается, только очень крупными мазками. А сам текст пишется уже где-нибудь в другом месте — в Word, в PureWriter на мобилке (кстати, очень рекомендую) или прямо в черновики на АТ. Можно, в принципе, и к редактору внутри самого КИТа попробовать приноровиться, мало ли это я там просто заленился разобраться, или затупил где. 

В общем, вот как-то оно примерно так. Если в целом, то для частных отдельно взятых задач, которые мне надо было решить, КИТ подошëл отлично. Кому-то он, возможно, подойдëт меньше. Но кому-то мой опыт, может, и полезным окажется. 

КИТ Сценарист — это бесплатная программа для создания сценариев кино и телевизионных фильмов, которая включает множество инструментов для улучшения работы авторов сценариев. По сути программа является эдаким помощником, который берёт на себя всю рутину и помогает автору организовать творческий процесс работы над историей.

Первая версия программы увидела свет в 2013 году. Это был простенький редактор сценария, который только и умел, что сохранять текст в сценарном формате, да хранить имена персонажей и локаций.

Сегодня это уже полноценная студия для создания сценариев, которую ежедневно используют более 4000 авторов. Помимо текстового редактора сценария, в программе появилось множество полезных инструментов, таких как органайзер документов по проекту, возможность работать с карточками сцен и статистический модуль.

Пришло время создать новую версию для авторов пьес, киносценариев, комиксов и графических новелл.

Что будет в новой версии?

Во-первых, в новой версии будет новая архитектура, которая позволит без проблем развивать приложение в будущем (смотри план кинжал).

Во-вторых, будет новый настраиваемый интерфейс.

Он будет не только более современным, но и будет учитывать ряд нюансов, которые были упущены в текущей версии:

  • возможность масштабирования интерфейса целиком, чтобы пользователь мог работать с удобными для него размерами шрифтов, иконок и т.п.
  • возможность настройки цветовой темы приложения
  • скорость работы — быстрый запуск приложения, быстрый отклик на действия пользователя, отсутствие подвисаний на длительных операциях

В-третьих, будут переработаны некоторые существующие редакторы

Например, в редакторы персонажей и локаций добавятся возможности составления подробных анкет и отображения галерей изображений на одном экране.

В-четвёртых, будут упрощены некоторые функциональные возможности, которые сейчас создают непонимание,

например, аутлайн будет вынесен в отдельный документ, оставаясь связанным со сценарием, а работать с карточками можно будет, как в режиме аутлайна, так и в режиме сценария.

И ещё много других не таких больших, но не менее полезных улучшений!

Помочь проекту!

logo

Перед каждым сценаристом рано или поздно встает необходимость писать в «американке» — американском формате записи текста. Некоторые не могут отказаться от привычного Word’а и выбирают самый трудоемкий путь – ручное форматирование. Другие начинают использовать специальные программы (Final Draft, Sophocles и другие), но часто сталкиваются с несоответствием стандартов, так как эти программы изначально созданы для текста на латинице. Возможно, все мучения может прекратить появившаяся в марте 2014 года русскоязычная программа «КИТ Сценарист». Она распространяется абсолютно свободно и уже получила положительные отзывы в профессиональных сообществах.

«Драмафонд» поговорил с разработчиком программы Дмитрием Новиковым и попросил его лично представить «КИТ Сценарист» нашим читателям.

Stp6SQuvZHc (1)

Дмитрий Новиков — программист, родился и вырос в Красноярске. Окончил Сибирский государственный аэрокосмический университет, где на последних курсах занимался разработками в области искусственного интеллекта. Специализируется на коммерческих разработках в области упрощения бизнес-процессов.

ИДЕЯ

Идея создать программу для сценаристов возникла довольно спонтанно. Хоть я немного и связан с кинематографом (моя жена актриса), но задуматься о создании программы меня подтолкнула одна деловая встреча с режиссером в Москве. От него я вкратце узнал об индустрии, о существовании некоего формата сценария и о программе под названием Final Draft. Тема меня заинтересовала, а небольшое знакомство с ней показало, как программы, призванные упростить процесс создания сценария, усложняют жизнь сценаристов пишущих на русском (да и любом другом, отличном от латиницы) языке. Тут-то я и понял, что это мой шанс осуществить давнишнюю мечту — поучаствовать в опен сорс проекте, и я его не упустил!

НАЗВАНИЕ

Мне кажется, вас интригует «КИТ» в названии программы? 🙂 Это просто сокращение слова «киноинструментарий». Возможно, в будущем свой «КИТ» появится не только у сценаристов, но и у редакторов, режиссёров и продюсеров.

СОЗДАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЯ

Сначала был форум. Ещё до того, как я приступил к разработке, я разместил на нескольких форумах сценаристов сообщение, в котором описывал свой план и попросил их рассказать — что удобно, что неудобно и чего не хватает в существующих программах. Это дало огромнейший выхлоп в виде списка идей. Я пропустил их через свой «технический фильтр» и получилось нечто вроде технического задания, которое я реализую.
После того, как некоторая группа задач выполнена, в свет выходит очередное обновление, которое также включает в себя исправление ошибок, обнаруженных пользователями программы.

ФОРМАТ

При создании программы я отталкивался от американского формата разметки сценария. Основную информацию взял из широко известной инструкции Ольги Смирновой, и, конечно же, не раз обращался за советом к самим сценаристам. А вообще, в ходе работы над проектом, стараюсь следовать больше реальному положению дел и опыту сценаристов, чем каким-либо стандартам.

ФУНКЦИИ

Сейчас программа позволяет удобно писать сценарий. Есть функции автоматической разметки, способы переключения/перехода между блоками текста, автоматическая подстановка ранее введённых данных (имён персонажей, локаций и т.п.).
Можно контролировать размер сценария посредством хронометража, причём возможно использовать разные системы учёта: считать по страницам, по символам или используя гибкий подсчёт (аналог реализации хронометража из программы Софокл).
Вместе с текстом самого сценария можно хранить дополнительную информацию: синопсис, заметки по сценам, описания и фотографии персонажей и локаций. Таким образом, кроме просто специализированного текстового редактора, программа является ещё и органайзером проекта сценария.
Ну, и, конечно же, экспорт — возможность сохранения текста сценария в форматах RTF и PDF.

АНАЛОГИ

«Сценарист» является аналогом таких программ, как Fade In, Final Draft, Celtx и Sophocles, объединяя лучшее из них, старается быть удобным, простым и понятным, но в то же время гибким и функциональным. Основным отличием и, пожалуй, главным плюсом является то, что программа разрабатывается с учётом нашей специфики, а не голливудской.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Программа ещё достаточно молода, чтобы пробовать сравнивать её со старожилами, но, несмотря на это, на мой взгляд, она уже имеет несколько достоинств. Это, несомненно, беспроблемный экспорт на любом языке, хронометраж, а так же возможность организации информации по сценарию в одном файле. Что касается минусов — они есть, сейчас у нас нет возможности работать со сценарием в форме карточек, отсутствуют средства для работы с сюжетными линиями. Причина этому кроется не в том, что что-то не получается, а в том, что проект довольно молод, и я пока просто физически не успел реализовать все свои задумки и идеи, предложенные сообществом сценаристов.

ПОЧЕМУ ПРОГРАММА БЕСПЛАТНАЯ?

Просто я так хочу. Если хотите — это осуществление моей мечты, моего образа жизни. Мне хочется нести добро и пользу людям, и мне нравится делать это бесплатно. Я получаю гораздо больше от отзывов, от писем сценаристов. Это просто невероятный заряд, это во сто крат круче денежных переводов от этих же людей, наверное, это что-то типа наркотиков..:) И поэтому я даже на километр не подпускаю деньги в наши отношения со сценаристами, чтобы не разрушить их.

ПЛАНЫ

Планов очень много! Это и карточки, и сюжетные линии, и возможность работать с несколькими сценариями в рамках одного проекта и даже режим рецензирования с возможностью импорта сценария с комментариями редактора в программу и обратно.

СКАЧАТЬ

Скачать программу «КИТ Сценарист» можно на официальном сайте.

ВОПРОСЫ

Все вопросы можно задавать здесь, в комментариях к этой странице, — Дмитрий Новиков всегда готов к диалогу и обязательно ответит, а «Драмафонду» будет интересно в будущем сделать обзор программы с помощью практикующих сценаристов!

Статья

Как правильно форматировать сценарий

Руководства от профессионалов киноиндустрии, библиотеки и программы для сценаристов, которые научат форматировать сценарий.

Форматирование сценария может показаться легкой задачей, пока съемочная команда понимает вашу работу. Чтобы сценарии были форматированы соответствующе, существует множество программ, рекомендаций от специалистов, благодаря которым, ваша работа будет выглядеть профессионально.

Рекомендации от специалистов

Сценарий должен быть понятным, чтобы сложные для описания сцены были верно переданы через экран. Профессионалы киноиндустрии разработали руководства, которые научат форматировать сценарии.

Форматирование по

руководству

кинопремии

Oscar

, поможет избежать негативного впечатления от прочтения вашей работы. Указывает на ошибки, которые не следует допускать и ненавязчиво ведет к тому, как все-таки следует писать сценарий. На сайте можно найти сценарии победителей конкурса «The Academy Nicholl Fellowships», такие, как «Короткий срок 12» и «Дорога на Арлингтон».

Для форматирования британского сценария можно воспользоваться советами от

BBC Format Guide

. В детальном разборе учтены все нюансы, с которыми может столкнуться сценарист. Руководство наглядно в виде сценария объясняет принципы форматирования. На их

сайте

можно почитать сценарии таких сериалов как «Доктор Кто» и «Убивая Еву», а на

YouTube

канале, посмотреть интервью со сценаристами.

Известная библиотека сценариев The Black List, кратко собрала все рекомендации по форматированию из руководств выше, в виде

советов

, разделенных на главы. Руководство не в виде сценария, но в их

библиотеке

вы сможете прочитать любую работу.

Studiobinder

компания по производству контента собрала в себе огромное количество полезных материалов о написании сценариев, которые также есть в формате видео на их

YouTube

канале. Еще этот сайт интересен тем, что имеет бесплатные мастер-классы о визуальных методах повествования.

На сайте The Script Lab, можно найти

рекомендации

по написанию сценариев, информацию о различных конкурсах и

библиотеку

сценариев.

Если вы не нашли, что искали, то можете присоединиться к

сообществу сценаристов

в Reddit, где миллионы людей обсуждают интересные темы, которые могут быть вам полезны.

Дополнительные библиотеки сценариев, которые можно использовать для скачивания и чтения бесплатно.

  1. IMSDb
  2. Drew’s Script-o-Rama
  3. The Screenplay Database
  4. TV Writing

Российские сценарии можно изучить на сайте

Snegiri studio

, где есть сценарии таких фильмов как «Брат», «Левиафан», «Толя робот». Кстати, в этом же разделе есть сценарии зарубежных фильмов и сериалов на русском языке.

Полное руководство для русскоязычных читателей можно прочитать в документе «Как правильно установить разметку текста для сценариев» в Microsoft Word, подготовленный Ольгой Смирновой и порталом screenwriter.ru. Разработано на основе предыдущих материалов, состоит из 87 страниц.

Microsoft Word — самый популярный способ. Есть на любом устройстве, не требует доступа к сети, хорошо знакома. Из минусов — нет возможности совместного редактирования, форматировать придется вручную.

КИТ сценарист позволяет бесплатно писать сценарии. Размещение проектов в облаке платное. Доступна для Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android.

Final Draft — стандартное программное обеспечение. Цена от 199 долларов. Доступна для macOS, Windows, iOS.

Writer Duet предлагает бесплатное онлайн форматирование сценариев, в котором есть возможность совместного редактирования. Доступна в Windows, Mac OS, а также для iOS и Android.

Fade In Pro имеет широкие возможности для работы с макетами страниц и все основные функции для работы со сценариями. Доступна на Windows, macOS, Linux, iOS, Android

Celtx — программа удобна для совместной работы. Бесплатная версия ограничена тремя проектами. Цена начинается от 7 долларов. Есть приложение для iOS и Android.

Arc Studio — программное обеспечение с удобным интерфейсом. Бесплатное использование ограничено двумя проектами поэтому есть смысл скачать платную версию.

  • Дмитрий Яковенко

    Профессиональный, российский сценарист. В 2021 году дебютировал как режиссер-мультипликатор. Сценарист «Смешариков», «Барбоскиных».

    Для написания сценариев я по старинке использую Word.

  • Алексей Бородачёв

    Российский сценарист. Писал сценарии к фильмам «Калашников», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и другим.

    Я использую в работе Майкрософт Ворд , прописываю макросы. Этому варианту научил мастер во ВГИКе. Пробовал другие программы, но вернулся обратно на Word.

  • Антон Коломеец

    Российский режиссер, сценарист, монтажер. Один из сценаристов сериала «Чики», режиссер и сценарист фильма «Ваш репетитор».

    Я пользуюсь КИТом. Это русская бесплатная программа, разработанная сценаристами, по моему. Она очень удобная в работе.

  • Андрей Гаряж

    Писатель, сценарист. Автор сценариев: «Хорошие вещи», «Не понимаю».

    Из профессионального софта пользуюсь только бесплатной версией КИТ сценариста. Для форматирования сценариев она вполне подходит, сейчас там есть даже проверка орфографии, что бывает полезно. Если мы пишем в соавторстве онлайн, то используем обычные гугл-документ.

22 августа 2021
Текст: Айсена Ушницкая

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кис ултырыу йола?ы сценарий башкортса
  • Кис мяу шоу сценарий
  • Кирики улиты праздник 2021
  • Киремет карти чувашский праздник
  • Киргизский праздник сегодня какой