Кладовая знаний сценарий

Драматешка. Детские пьесы, детский театр, детская драматургия, сценарии, инсценировки, театральные шумы, музыкальное оформление детского спектакля, костюмы, куклы, маски.

Продолжение сценария «Путешествие по городу Добрых Волшебников (Праздничные экскурсии по школе)»

В сценарии использованы стихи разных авторов.

Рекомендация: Главная задача — познакомить детей с классной комнатой, для этого можно использовать стихи о школе, классе, доске, ученических столах, загадки о букваре, тетради, буквах, цифрах и т.д.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Буратино
Первоклассник
Первоклассница
Учительница

Ход мероприятия

На дверях класса висит красочный плакат с надписью: «Кладовая Знаний». Учительница и Буратино приглашают ребят в класс.

Первоклассница:
Здравствуй, осень золотая,
Школа, солнцем залитая,
Наш просторный светлый класс
В первый раз встречает нас.

Учительница: Дорогие мои дети! Вы переступили порог волшебной комнаты — Кладовой Знаний. Здесь вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты и пирожные, это знания! Я передам вам, мои дорогие ученики, все, что знаю сама. Пожелаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми. Здесь вы познакомитесь с первым вашим другом — Букварем. (Рассказывает историю Букваря.)
Первоклассник: Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
 Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Буратино: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из вас знает буквы?

Дети отвечают.

А сколько вы знаете букв?

Дети отвечают.

Вот у меня несколько букв. Кто сможет составить из них слово?

Выходят два-три  первоклассника, составляют слова «мама», «мир» и др.

Первоклассник:
Бумажный кораблик по речке плывет,
Над речкой бумажный летит самолет.
Я маску смогу смастерить из бумаги
И сделать на праздник бумажные флаги.

Но лучше всего на бумажном листочке
Писать закорючки, крючочки и точки,
Чтоб эти крючочки росли, как трава,
И сами собой выходили слова.

Буратино: Кроме букв вы, наверное, знаете и цифры. Какие цифры вы знаете?

Дети называют цифры.

А чтобы вы их еще лучше запомнили, я расскажу вам, какими они бывают. (Показывает цифры и читает стихи о них.)
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

А вот это — цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой — посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка — третья из значков –
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка-кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка –
Цирковая акробатка.

Цифра вроде буквы «О» —
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять.

А кто знает, где живут буквы и цифры?

Дети отвечают.

Я знаю, что буквы и цифры любят жить в одном очень удивительном месте. Отгадайте, в каком?
Первоклассница:
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
А зовут меня…
(Тетрадь.)

Буратино:А кто знает, чем пишут буквы и цифры?

Дети отвечают.

Первоклассник:
Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая…
(Ручка.)

Буратино сразу же переключается на игру.

Буратино:
Первый класс, первый класс!
Сколько грамотных у вас.
Первоклассники:
Тридцать три! Тридцать три!
Все раскрыли буквари.

Буратино: Кто из вас, кто из вас
Нынче в школе в первый раз?

Первоклассники:
Наши все ученички
В первом классе новички.

Буратино:
Кто из вас, кто из вас
Опоздал сегодня в класс?

Первоклассники:
Тридцать три ученика
Все явились до звонка.

Буратино:
Кто из вас, кто из вас
Не пришел сегодня в класс?

Первоклассники:
Иванов! Иванов!
Он сегодня нездоров.

Буратино:
Первый класс, первый класс,
Есть ли лодыри у вас?

Дети отвечают: «Нет». Проводится игра-стихотворение.

Первоклассник:
Кто-то где-то сделал парту.
Для кого?

Ребята: Для нас!

Первоклассник:
Книги новые прислали.
Для кого?

Ребята: Для нас!

Первоклассник:
Карандаш лежит в пенале.
Для кого?

Ребята: Для нас!

Первоклассник:
И пришел я на рассвете
В первый раз
В первый класс!

Как и все другие дети,
В первый класс
В первый раз.

Там звонок на переменке.
Для кого?

Ребята: Для нас!

Первоклассник:
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться.
За кого?

Ребята: За нас!

Первоклассник:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку –
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли.
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Первоклассница:
Маша — первоклассница,
Беленькое платьице.
Удивила очень нас –
Ей сегодня в первый класс.

На рукавах — оборки,
А на юбке — складки.
Где бы взять пятерки,
Чтоб было все в порядке?

Первоклассница:
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс –
Вставать или садиться?

Мне говорят: «Иди к доске» —
Я руку поднимаю.
Как ручку мне держать в руке,
Никак не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петрова в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Первоклассник:
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды.
Но нашим школьникам сейчас
Пока учиться надо.

Ребята с первых школьных дней
Должны учиться лучше –
На радость Родине своей,
Прекрасной и могучей.

Учительница и Буратино уводят ребят в библиотеку или медпункт, если дети еще там не были.

«Библиотека – «кладовая» знаний».

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию мотивации к учению.
  2. Развивать ОУУН (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
  3. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

1. Актуализация знаний.

— На прошлом занятии мы говорили о школе. Каждый из вас старался ответить на вопрос: «Можно ли школу считать источником знаний?» Какой вывод мы сделали? Почему?

— Прочитайте пословицу на плакате: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». Как вы понимаете это высказывание? Что значит «наточить разум»? (Необходимо самому много знать, быть грамотным, много учиться, читать).

— Правильным ли будет предположение, что много знать надо только учителю, потому что он учит других? (Ответы детей необходимо подвести к пониманию того, что быть образованным важно человеку любой профессии).

2. Постановка проблемного вопроса.

— Как можно «наточить свой разум» вам, ученикам начальной школы? (Быть старательным и любознательным учеником, читать много книг и т.д.)

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос и на многие другие, мы пришли в школьную библиотеку. Что вы знаете о библиотеке?

— Вы правильно сказали, что в библиотеке хранится много книг, а ведь книги – это настоящий клад для образования людей. Как можно еще назвать библиотеку? (кладовая знаний).

Давайте назовем тему нашего занятия так: «Библиотека – «кладовая» знаний».

III. Совместное открытие нового знания.

1. Правила поведения в библиотеке. (Рассказывают дети – победители классного конкурса «Самый активный читатель»).

2. Словарная работа.

Рассказ библиотекаря:

— Слово «библиотека» к нам пришло из греческого языка от сов «книга» и «хранилище». Поэтому можно назвать библиотеку книжным хранилищем или «кладовой» знаний. (Знакомит со звучанием слов библиотека и книга на марийском языке).

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с произведениями писателей о школе и пользе учения. (На данном этапе урока учитель использует знания обучающихся, которые они получили в процессе выполнения задания прошлого занятия: найти и прочитать произведения писателей о роли знаний в жизни человека, о школе и сверстниках). Так же предлагается выставка художественной литературы, рекомендуемой для чтения.

IV. Расширение нового знания.

1. Знакомство с республиканским иллюстрированным журналом для детей «Кече» («Солнышко»). (Библиотекарь знакомит с рубриками журнала, обращает внимание на произведения марийских авторов, на творчество детей в журнале).

2. Практическая работа. (Для организации работы можно привлечь старшеклассников.) Старшеклассники инсценируют «жалобы» книг. Обучают ребят простым способам ремонта книг. Подводят итог, подсчитывают, сколько книг отремонтировали, подарив библиотечным книгам «вторую жизнь». Напоминают о бережном отношении к книге.

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

— Ответили ли мы на вопрос занятия?

2. Анализ и самоанализ деятельности обучающихся на занятии.

VI.  Домашнее задание: продолжить чтение книг о пользе учения.

​​​​​​​

КЛАССНЫЙ ЧАС

Память – кладовая знания

Задачи:

Привлечь внимание детей к процессам памяти;

познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;

побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

Цели: Пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.

Подготовительная работа с детьми

Выбрать ученицу на роль Мнемозины, прочитать с ней её реплики.

Оборудование

А) Положить на стол каждому ученику тетрадный лист бумаги для теста;

Б) Поручить оформительской группе (2 ученика) написать правила запоминания. Каждое правило написать на отдельной узкой полоске альбомной бумаги крупными буквами. Всё желательно сделать в одном стиле. Всего должно быть 7 полосок (6 правил и одно название).Эти полоски потом будет держать в руках Мнемозина. Она будет читать правила и прикреплять их магнитами на доске.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминай надолго

Будь внимателен

Учи осмысленно

Рисуй, ищи связи

Составляй план

Повторяй с перерывами

Оформление класса

Написать на доске 3 задания:

А) для первого упражнения:

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Результаты:

— от 18 до 20 слов – великолепно;

— от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;

— от 10 до 14 слов – средне;

— меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью.

Б) Для второго упражнения:

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

В) Для домашней работы:

    Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

План классного часа

Интерактивная беседа

Мини-лекция «Что такое память?»

Тест «Хорошая ли у вас память?»

Игра «Рецепты Мнемозины»

Составление памятки «Правила запоминания»

Домашнее задание

Подведение итогов (рефлексия)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Интерактивная беседа

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час посвящён развитию вашей памяти. Представляю Вам нашу гостью из Древней Греции – богиню памяти Мнемозину.

Мнемозина: Моё имя произошло от греческого слова «мнемо», что значит «память».

А теперь я хочу задать вам несколько вопросов по греческой мифологии.

— Какие музы покровительствовали искусствам и наукам?

Дети произвольно называют имена древнегреческих муз (достаточно 3-4):

1. Эрато – лирической поэзии

2. Эвтерпа – лирической песни

3. Каллиопа – эпической поэзии и знания

4. Клио – истории

5. Мельпомена – трагедии

6. Полигимния – гимнической поэзии

7. Терпсихора – танца

8. Талия – комедии

9. Урания – астрономии.

Мнемозина: Мало кто знает, что матерью всех муз была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиня памяти была матерью всех муз?

Примерные ответы детей:

— Нужна, чтобы учиться.

— Чтобы знать свой дом, своих близких.

— Чтобы знать язык и уметь общаться.

— Чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя.

— Чтоб научиться делать машины, лечить людей, строить дома.

Мнемозина: Как вы думаете, почему приёмы запоминания назвали мнемотехникой?

Примерные ответы детей:

— По имени богини памяти Мнемозины. «Мнемо» по-гречески означает «память».

— «Мнемо» — это память, значит, мнемотехника – это техника памяти.

Мнемозина: Есть ли у вас какие-нибудь свои приёмы запоминания?

Дети рассказывают о своём опыте.

Какие правила школьной программы вы запомнили с помощью таких приёмов?

Примерные ответы детей:

— «Стёпка, хочешь щец – фи» — в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.

— «Каждый охотник желает знать, где лежит фазан» — 7 цветов радуги.

— «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку «цыц» — правописание ы –и после ц.

Мнемозина: Поднимите руки, кто доволен своей памятью.

Дети поднимают руки.

Сегодня вы узнаете, как можно улучшить свою память. Я вам в этом помогу. Но сначала вам нужно послушать лекцию о том, что такое память.

Мнемозина садится за первую парту.

Мини-лекция «Что такое память?»

— Память, её значение в жизни человека.

— Виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

— Запоминание: механическое и осмысленное.

Классный руководитель: Итак, каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума,» — говорил Суворов.

Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.

Так запоминается в 3 раза больше информации.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

Тест «Хорошая ли у вас память?»

Классный руководитель: Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.

На доске записано 20 слов:

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.

Дети смотрят на доску, стараясь запомнить слова.

Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (вы можете увидеть их на доске):

Результаты:

— от 18 до 20 слов – великолепно;

— от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;

— от 10 до 14 слов – средне;

— меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью.

Игра «Рецепты Мнемозины»

Классный руководитель: Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты вам пропишет Мнемозина?

Мнемозина выходит к доске. В руках у неё 6 полосок бумаги, на которых записаны правила запоминания. По ходу действия она читает правило и прикрепляет полоску магнитами на доску.

Мнемозина: Для улучшения памяти есть несколько рецептов. Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.

Классный руководитель: Понятно, для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Ещё что посоветуете?

Мнемозина: Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!

Классный руководитель: Да, но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ.

Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь ответьте на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

2. каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)

3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)

5. Сколько всего вагонов было? (27)

6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)

Классный руководитель: Да-а, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать ещё очень и очень долго. Как ещё можно улучшить память?

Мнемозина: Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.

Классный руководитель: Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)

А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.

Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.

Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.

А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.

Учитель вновь читает слова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары. Если ученики молчат, учитель рисует на доске ноль.

Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.

Давайте используем её для запоминания хронологической таблицы.

На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.

Вот эта таблица (читает): 

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:

— сначала разобью её на 2 числа: 12 и 42;

— для каждой половинки установлю связи – ассоциации;

— «12 месяцев» — это первое число;

— 42 – это номер моего дома.

Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как «12 месяцев» в моём доме».

Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвёртую запомнить легко – в 1709 году Пётр Первый победил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятёрку») разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.

А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Только в классе должна быть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.

Дети думают, затем поднимают руки, рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты трёх битв.

А теперь, уважаемая Мнемозина, вы можете проверить, хорошо ли пятиклассники запомнили эти 4 даты.

Мнемозина: (задаёт вопросы в быстром темпе):

В каком году была Куликовская битва?

Когда произошло Ледовое побоище?

В каком году была Полтавская битва?

В каком году русский флот впервые победил шведов на море?

Дети все вместе быстро отвечают с мест.

Результат прекрасный! А теперь четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.

Классный руководитель: Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?

Мнемозина: Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.

Классный руководитель: А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым американским президентом.

Мнемозина: И последний рецепт – повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!

Классный руководитель: Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!

Мнемозина: на прощание раскрою ещё один секрет. Для памяти нужно побольше кислорода  и совершенно противопоказаны курение и алкоголь.

Классный руководитель: Спасибо, это очень важная информация.

Мнемозина: Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами, если будете развивать свою память. А теперь меня ждут музы. Прощайте.

Выходит за дверь или садится за парту.

Составление памятки «Правила запоминания»

Классный руководитель: Ну а результат нашего классного часа – на доске. (Показывает на 6 полосок бумаги, прикреплённых к доске.) Как мы назовём этот результат? (Прикрепляет к доске название – «Правила запоминания»).

Дети (вместе): Правила запоминания!

Классный руководитель: Давайте ещё раз прочитаем эти правила.

Дети по очереди читают пункты правила.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминай надолго

Будь внимателен

Учи осмысленно

Рисуй, ищи связи

Составляй план

Повторяй с перерывами

Домашнее задание

Классный руководитель: На доске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения к Солнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в такой же последовательности. Для этого можно составить из них какой-то текст, пусть даже нелепый и смешной. (Читает слова, записанные на доске: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

У меня, например, получилось так: «Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер с Сатурном с криками «Ура!» бросились на Нептуна, но тот сказал, что они Плутоны».

Придумай свой текст, для того чтобы быстро запомнить эти названия.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Ребята, сегодня вы познакомились с приёмами развития памяти. Как вы чувствуете, помогут ли вам эти приёмы?

Примерные ответы детей:

— Запоминать стало интересно, зубрёжку можно превратить в игру.

— Учиться, оказывается, можно и без мучений.

— Почувствовал уверенность в себе.

— Захотелось стать лучше, умнее.

— Почувствовал удивление от того, что мы используем такую малую часть своей памяти.

Источники: Классные часы: 5 класс. Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.- С.197-206.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Ледовое побоище – 1242 год.

Куликовская битва – 1380 год.

Полтавская битва – 1709 год.

Первая морская победа над шведами – 1714 год.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминай надолго

Будь внимателен

Учи осмысленно

Рисуй, ищи связи

Составляй план

Повторяй с перерывами

Литературная игра
«Кладовая знаний».

  • Автор презентации:
  • Учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ АО «Травинской школы-интерната» Максакова Наталья Михайловна.

Маршрут путешествия
в золотой век русской литературы

Внимание розыск!

ресурсы

выход

Помогите литературным героям отыскать свои вещи и произведения.

По фактам биографии узнайте имя русского писателя / поэта XIX в

Кто произносит эти слова?

Угадай героя.

Напутствие читателям

Помогите литературным героям отыскать свои вещи и произведения(5 баллов)

стихи

души

журнал

конь

письмо

Татьяна Ларина

Печорин

Чичиков

Ленский

Казбич

Проверьте себя!

дружина

бал

крепость

карета

горы

Бэла

Максим Максимыч

Княжна Мэри

Князь Игорь

Чацкий

Проверьте себя!

Помогите литературным героям отыскать свои вещи и произведения (5 баллов)

Помогите литературным героям отыскать свои вещи и произведения(5 баллов)

«Герой нашего времени»

«Евгений Онегин»

«Мёртвые души»

«Капитанская дочка»

«Горе от ума»

Чацкий

Коробочка

Ленский

Печорин

Гринёв

Проверьте себя!

Помогите литературным героям отыскать свои вещи и произведения(5 баллов)

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»

«Капитанская дочка»

«Горе от ума»

«Мёртвые души»

Плюшкин

Пугачёв

Максим Максимыч

Ольга Ларина

Молчалин

Проверьте себя!

Автор и его произведение.
(5 баллов)

«Горе от ума»

«Герой нашего времени»

«Евгений Онегин»

«Светлана»

«Мёртвые души»

Н.В.Гоголь

А.С.Пушкин.

М.Ю.Лермонтов

А.С.Грибоедов.

В.А.Жуковский

Проверьте себя!

По фактам биографии узнайте имя
русского писателя / поэта (3б)

Учился в Царскосельском лицее. Поддерживал декабристов.
Свободолюбивый и резкий в оценках , поэт не разделял и не принимал жизнь и нравы царского двора. Погиб на дуэли в возрасте 37 лет.

Родился в Москве. Получил домашнее воспитание. Путешествовал по Кавказу и Крыму. Годы жизни – 1799-1837.

Ф. И.

Тютчев

А. А.

Фет

А. С.

Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Л.Н.

Толстой

1

5

2

4

3

По фактам биографии узнайте имя
русского писателя / поэта XIX века (маx 3б)

Годы жизни – 1821-1878 . Его отец был человеком жадным, невежественным и жестоким. За любую провинность своих крестьян наказывал розгами. Нередко бил и своих детей, жену. Поэт любил общаться с деревенскими мальчишками, к ним он убегал через лазейку в заборе. В жизни испытал много трудностей: голод, холод, жизнь в подвалах и на чердаках, за кусок хлеба переписывал бумаги крестьянам.

А.Н.

Островский

Ф. М. Достоевский

Н. С.

Лесков

А. П.

Чехов

Н.А.

Некрасов

По фактам биографии узнайте имя
русского писателя / поэта XIX века (маx 3б)

Ему не было и трёх лет, когда он лишился матери.. Его воспитывала бабушка. Рос болезненным мальчиком. Жизнь его была коротка и трагична. Служил в действующей армии на Кавказе. Погиб на дуэли в возрасте 27 лет.

А. П.

Чехов

А. А.

Фет

И.С.

Тургенев

М.Ю. Лермонтов

По фактам биографии узнайте имя
русского писателя / поэта XIX века (маx 3б)

Он прожил долгую и интересную жизнь. Любил лошадей и ездил на них до глубокой старости. Основную часть своей жизни прожил в своём имении Ясная поляна. Первым дал вольную своим крестьянам. Организовал для крестьянских детей школу, в которой сам обучал их чтению и письму.

А. П.

Чехов

Л.Н.

Толстой

А.Н.

Островский

Н. С.

Лесков


По фактам биографии узнайте имя
русского писателя / поэта XIX века (маx 3б)

Родился в Москве. Отец – врач Мариинской больницы для бедных, мать – женщина религиозная.
Учился в Главном инженерном училище в Петербурге. Прослужив меньше года в инженерной команде, уволился, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.
Сблизившись с Белинским, начинает посещать «пятницы» Петрашевского. Был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После 8 месяцев, проведённых в крепости, был приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте 4 годами каторги.

Н. С.

Лесков

А. П.

Чехов

Ф. М. Достоевский

Л.Н.

Толстой

И.С.

Тургенев

1

5

4

2

3

Кто произносит эти слова? Назовите имя героя, произведение, его автора

Александр Андреевич Чацкий

Евгений Онегин

Что , ваше благородие? Струсил ты, когда мои молодцы накинули тебе верёвку на шею?

Вы спрашиваете, для каких причин? Причины вот какие: я хотел бы купить крестьян.

А помните наше житьё-бытьё? А Бэлу?

1

2

3

4

5

Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Карету мне, карету.

Маx –

4 балла

Угадай героя.

— Что ,ваше благородие? Выручили красную девицу! Как думаешь, не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать племянницу?

Проверьте себя!

Ответ

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Емельян Пугачёв.

Угадай героя.

Проверьте себя!

Я только нёс их для докладу,

Что в ход пустить без справок , без иных,

Противуречья есть. И многое не дельно.

Ответ

Молчалин

Угадай героя.

Проверьте себя!

Теперь у меня мечта – отправиться в путешествие –авось умру где-нибудь по дороге.

Ответ

Печорин.

Угадай героя.

Проверьте себя!

…………я тогда моложе, я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла?

Ответ

Татьяна Ларина.

Угадай героя.

Проверьте себя!

Скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения.

Ответ

Плюшкин.

Внимание розыск.

(8 баллов)

Напутствие молодым читателям!
Напутствие молодым читателям!

Друзья!

Если вы готовы подняться к высотам

человеческого духа, читайте классиков

и помните слова Д.С. Лихачёва:

«Русская классическая литература

беседует с нами, её беседа увлекательна,

возвышает нас и эстетически, и этически,

делает нас мудрее».

Будущее нашей литературы

зависит от вас!

Ресурсы Интернета
Фон 1-ойго слайда

http://d1static0.knitting-info.ru/gallery/1233614546/gallery_25370_477_338943.jpg

Портрет И. А. Гончарова

http://www.museum.ru/imgB.asp?6280

Портрет А. П.Чехова

http://www.benua-rusart.ru/images/03628b9cf6ffbb4dcd4aecc0f691a0d5/thumb_176-2.jpg

Портрет Н. С. Лескова

http://www.funeralassociation.ru/userfiles/image/gazeta_2010/19_07.JPG

Портрет А. Н. Островского

http://www.gkarpov.ru/images/Ostrovsky.jpg

Портрет Ф. М. Достоевского

http://www.allposters.com/images/BRGPOD/208298.jpg

Портрет Ф. И. Тютчева

http://img11.nnm.ru/2/4/e/f/9/e860222f984f6642ec622934d3b.jpg

Портрет А. А. Фета

http://rusportrait.ru/gal1/s5-19.jpg

Портрет Н. А. Некрасова

http://samvel72.files.wordpress.com/2010/07/d0bdd0b5d0bad180d0b0d181d0bed0b2.jpg

Портрет М. Ю. Лермонтова

http://feb-web.ru/feb/lermenc/Pictures/Lre240-1.jpg

Портрет А. С. Пушкина

http://erziana.my1.ru/_pu/3/s09803042.jpg

Портрет Л. Н. Толстого

http://4.bp.blogspot.com/_hxQdDj9Vf5Q/Sr27_zkFaYI/AAAAAAAAB2M/shFdvXjhFb8/s400/tolstoi.jpg

Портрет И. С. Тургенева

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/229/57229943_Portret_I.jpg

Кадры из «Героя нашего времени»

http://static.diary.ru/userdir/2/3/3/7/233707/20138966.jpg
http://st2.kinopoisk.ru/im/kadr/5/0/0/kinopoisk.ru-Geroy-nashego-vremeni-500677.jpg
http://www.igorpetrenko.ru/pechorin/pechorin_13.jpg

Фото Вербицкого

http://img1.1tv.ru/imgsize460x345/PR20090820182856.GIF

Фото Ивашова

http://static.etvnet.com/shared/img-person/5330/1.jpg
http://s5.afisha.ru/Afisha7Files/UGPhotos/100728105321/100802155007/p_F.jpg?v=386186

Ресурсы Интернета
источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области
http://pedsovet.su/

16.05.2019

Кладовая Знаний (праздник, посвящённый Дню Знаний)

Шуваева Оксана Владимировна

учитель начальных классов

Цели:
-создать у детей хорошее настроение, эмоциональный творческий подъем;
— сделать праздник «1 сентября» запоминающимся и радостным днем;
— формировать у учащихся положительное отношение к школе, стремление к получению разносторонних знаний;
— укреплять дружеские отношения между детьми через совместные игры.
Задачи:
— развивать интеллектуальные и творческие способности детей;
— формировать у учащихся внимательное отношение к своим одноклассникам;
— создать в коллективе класса благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу.
Оборудование: фонограммы песен, воздушные шары, лепестки ромашки, фломастеры, эмблемы учеников.
Ход мероприятия:
Учитель:
Осень наступила,
Школа дверь открыла,
И зовёт нас в первый раз
Наш чудесный первый класс –
Первоклассный, самый классный,
Самый лучший первый класс!

Оценить




439

Содержимое разработки

Кладовая Знаний (праздник, посвящённый Дню Знаний)

Автор: Шуваева Оксана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ТЛИ № 128 город Новосибирск

Класс: 1

Цели:

-создать у детей хорошее настроение, эмоциональный творческий подъем;

— сделать праздник «1 сентября» запоминающимся и радостным днем;

— формировать у учащихся положительное отношение к школе, стремление к получению разносторонних знаний;

— укреплять дружеские отношения между детьми через совместные игры.

Задачи:

— развивать интеллектуальные и творческие способности детей;

— формировать у учащихся внимательное отношение к своим одноклассникам;

— создать в коллективе класса благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу.

Оборудование: фонограммы песен, воздушные шары, лепестки ромашки, фломастеры, эмблемы учеников.

Ход мероприятия:

Учитель:

Осень наступила,

Школа дверь открыла,

И зовёт нас в первый раз

Наш чудесный первый класс –

Первоклассный, самый классный,

Самый лучший первый класс!

— Ребята, а вы знаете, с чего начинается разговор между незнакомыми людьми? (Правильно, со знакомства). Давайте и мы познакомимся. Игра «Давайте познакомимся». (Дети передают друг другу воздушный шар, называя при этом своё имя.

— Ну вот, теперь мы знаем друг друга.

— Мы с вами находимся в чудесной стране. Все жители этой страны носят почётное звание – Ученик! И сейчас, после моих волшебных слов, вы из обыкновенных мальчиков и девочек превратитесь в учеников. Крибле! Крабле! Бумс! (учитель вручает ребятам эмблемы учеников).

— Это почётное звание вы будете носить с 1 по 11 класс.

— Дорогие ребята! Вы переступили порог волшебной комнаты – Кладовой Знаний. Здесь вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты и пирожные, это – знания! Я передам вам, мои дорогие ученики, всё, что сама знаю. Пожелаю вам быть добрыми, честными и трудолюбивыми. Здесь вы познакомитесь с первым вашим другом – Букварём. Букварь – первая книга для обучения грамоте. На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Первые Буквари, по которым учились читать на Руси, не сохранились, так как используемые детьми буквари пачкались, приходили в негодность, А зачастую за ненадобностью выбрасывались. Вот поэтому мы не имеем тех древних книг, по которым учились дети Древней Руси. Чтобы книги сохранялись, нужно особое отношение к ним: аккуратность и бережливость. Когда на первых уроках мы начнём работать с Букварём, вспомните о том, что я вам сказала. Берегите книги, они подарят вам знания – самое большое богатство.

— А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе-

Разобраться в них смогу. (буквы)

— Ребята, скажите, пожалуйста, а кто из вас знает буквы?

— Вот у меня несколько букв. Кто сможет составить из них слова? (мама, мир, дружба, школа, ученик)

Бумажный кораблик по речке плывёт,

Над речкой бумажный летит самолёт.

Я маску смогу смастерить из бумаги

И сделать на праздник бумажные флаги.

Но лучше всего на бумажном листочке

Писать закорючки, крючочки и точки.

Чтоб эти крючочки росли как трава.

И сами собой выходили слова.

— Кроме букв, вы, наверное, знаете и цифры. Назовите мне их. (дети называют цифры)

— А чтобы вы их ещё лучше запомнили, я расскажу вам, какими они бывают.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это – цифра два,

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка —

Цирковая акробатка.

Цифра вроде буквы «О» —

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним,

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это десять.

— А кто знает, где живут буквы и цифры?

— Я знаю, что буквы и цифры любят жить в одном удивительном месте. Отгадайте, в каком.

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей – ка,

Можешь и нарисовать.

А зовут меня … (тетрадь)

— А кто знает, чем пишут буквы и цифры?

Я с собой её ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка-

Самопищущая… (ручка)

— Вы находитесь в волшебной комнате, которую называют классом. Посмотрите, как здесь уютно, чисто, светло. Очень много людей позаботилось о том, Чтобы вы пришли в этот просторный и красивый класс. А теперь приложите ухо к своей парте и послушайте её советы.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

Форму сам погладь, проверь,

Ты большой уже теперь.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

На уроках не хихикай,

Стул туда – сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей.

Учитель входит – надо встать.

А сесть позволит – тихо сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

В школе, в классе не сори,

А насоришь – подбери.

Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще нету.

Ты, дружок, их не забудь.

В страну Знаний держишь путь.

— Ребята, какие советы парты вы запомнили?

— Ребята, скажите, а что ещё должно быть у каждого ученика? (портфель)

— А что в нём должно лежать? Отгадайте загадки, и появятся школьные принадлежности.

У меня обложка синяя,

На любой странице линия,

Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку. (тетрадь)

Я писать умею на бегу,

Но жить без вас я не могу.

Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет –

Сколько она хороших слов

Написать сумеет! (ручка)

Я другой приятель ваш –

Проворный, чёрный … (карандаш)

В тетрадях палочек ряды –

Мои упорные труды.

Чем вы со мной дружнее,

Тем палочки ровнее.

Прямота –

Моя главная черта. (линейка)

У меня чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёр я с листа. (ластик)

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Там, где я, вот там читай. (закладка)

— Много необходимых для ученика вещей собралось в портфеле. Но пока нет самого главного. Узнайте, чего?

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (книга)

— Ребята, вы должны бережно относиться к своим вещам.

Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь и ручку,

Парту, книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.

-Ну, как, ребята, понравилось вам наше первое путешествие в страну Знаний? Ключ от неё у вас теперь в руках. Счастливого вам путешествия! А с завтрашнего дня вы уже будете полноправными жителями страны Знаний.

Перед вами все пути открыты,

Все дороги впереди у вас.

Вы когда — то станете знамениты,

А пока вы только первый класс.

И пока вам надо лишь учиться,

Чтобы тайны мира открывать,

К неизвестному всегда стремиться, чтоб оно могло известным стать.

Это всё для жизни, для науки,

Для людей, и для родной страны.

Учиться вы должны не ради скуки –

Учёбой вы прославить Родину должны.

— В начале нашей беседы мы говорили о том, с чего начинается разговор между незнакомыми людьми.

— А после знакомства люди жмут друг другу руки в знак того, чтобы остаться друзьями.

— Я думаю, что вы все хотите стать друзьями, поэтому давайте оставим рукопожатие своих рук на этом листе бумаги.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360711-kladovaja-znanij-prazdnik-posvjaschjonnyj-dnj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Классный час на тему: «Память – кладовая знаний!»

Цель: сформировать у учеников представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.

Задачи:

  1. изучить некоторые особенности памяти человека, показать возможности ее развития;

  2. познакомиться с приемами рационального запоминания;

  3. развивать умение оценивать себя, навыки рефлексии;

  4. способствовать осмыслению и усвоению учениками условий, влияющих на продуктивность запоминания.

Форма проведения: беседа, диагностика.

Подготовительная работа: подготовка презентации, подготовка раздаточного материала (приложение 1), помощь в подготовке сообщений ученикам

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, конспект урока.

Оформление: на интерактивную доску вывести название классного часа.

План:

  1. Вступительное слово.

  2. Сообщения учеников о видах памяти.

  3. «Золотые правила памяти».

  4. Тренинговые упражнения.

  5. Работа с цитатой.

  6. Гимнастика для улучшения памяти.

  7. Итог.

  8. Рефлексия.

  9. Заключительное слово.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Память — это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. Данный классный час направлен на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала.

Память для нас — загадка! Почему, казалось бы, небольшое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти? Почему мы одно помним, другое забываем? Почему задача, которую никак не удается решить, запоминается, а успешно решенная сразу же забывается. За этим почему сразу же следует «как».

Как улучшить свою память, какие способы запоминания наиболее эффективны, как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове. Может быть, наш классный час ответит на эти почему и в копилку ваших знаний о себе собой войдут новые полезные сведения, которые не только помогут вам лучше учиться, но и хорошо подготовят к экзаменам.

Случается слышать от иных людей: «У меня плохая память», или даже «Знаете, у меня вовсе нет никакой памяти». Конечно, это преувеличение. Представьте, что было бы с человеком, если бы он и в самом деле совсем утратил память. По ТВ нам иногда показывают людей, частично потерявших память. А совсем! Это значит не помнить не только кто ты, где живешь, кто и где твои родные, но и язык, и куда идешь, и как пользоваться ложкой, для чего какая одежда нужна и так далее. Такой человек не мог бы совсем жить в современном мире. Это уже, конечно, крайность. А вам в учебе, в дальнейшем освоении профессии, в будущей работе надо будет осваивать и запоминать много нового.

Вот несколько интересных исторических фактов:

  • римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30000

легионеров;

  • римский философ Сенека, 1 раз услышав 2000 отдельных слов, мог

повторить их в том же порядке;

  • Моцарт мог точно записать сложную музыкальную пьесу, услышанную один раз;

Подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека

измеряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует информационному фонду библиотеки имени Ленина, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей.

Изучением свойств памяти занимается очень важная наука — психология. Может быть, кто-то из вас в будущем будет подробно изучать эту науку.

— Ребята, сформулируйте свое определение слову «память»

Память — это свойство человеческого мозга замечать, хранить, а в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом опыте данного человека, что он ранее узнал, продумал, пережил, сделал. Память — чудесное свойство мозга, позволяющее неизмеримо повысить КПД учения, без информации, которую сохраняет память, нельзя расширить и углубить представление об окружающем мире. Резервы человеческой памяти неизмеримы. Что же надо делать, чтобы привести их в действие. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Существует 4 основных вида памяти: слуховая, зрительная, моторная (двигательная), смешанная.

2. Сообщения учащихся о видах памяти

1-ый ученик — зрительная память
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Оно чрезвычайно важно для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, т. е. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу».

2-й ученик — слуховая память

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. 3-й ученик — двигательная память

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

4-й ученик — смешанный тип памяти

Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти, по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Поэтому полезно, запоминать учебный материал разными способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривания иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

3. «Золотые правила памяти»

Таким образом, вы должны знать, что, если обладаете хорошей слуховой памятью, то надо:

  • внимательно слушать других;

  • читать дома учебный материал вслух;

  • работать в тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали вас;

  • стараться рассуждать вслух, даже когда вы один.

Зрительная память хорошо развита у 80% людей. И тем, у кого хорошая зрительная память, лучше:

  • учебный материал читать самому, а не слушать других;

  • если же слушаешь рассказ других, кратко фиксировать услышанное на бумаге;

  • внимательно рассматривать в учебнике иллюстрации, схемы, карты, таблицы;

  • в тетрадях в собственных записях подчеркивать основное цветной пастой, ставить свои знаки внимания, пометки (например, восклицательный или вопросительный знак, значки плюс и минус) Это поможет лучше усвоить текст.

Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Это одновременное запоминание при помощи слуха, зрения и движения. Такое запоминание дает лучший результат.

При хорошей двигательной (моторной) памяти надо:

  • всегда работать с карандашом в руках, подчеркивать, выписывать, составлять план;

  • цифровой материал оформлять в виде таблиц, графиков, схем;

  • при изучении материала дома все возможное проделать своими руками — опыты, примеры, чертежи, схемы, рисунки.

4. Тренинговые упражнения.

Проведем несколько опытов, которые помогут определить, каким видом памяти обладаете вы. 1 опыт. Фамилии и фото: 40 секунд смотрим на фото с подписанными фамилиями, — на листочке ставим столбиком цифры от 1 до 10. Я убираю фамилии, под фото появляются номера, фото меняю местами, — дети должны опознать людей по фото и подписать их фамилии под соответствующими номерами, — открываем фото, сверяем ответы. Количество верных ответов умножаем на 10%. Это и будет % возможного запоминания с помощью зрительной памяти.

2 опыт. Диктант — я 4 раза читаю в одном и том же порядке 20 слов. Дети слушают, пробуют записать в строчку любое количество этих слов — количество верно записанных слов умножают на 5%. Это и есть объем слуховой памяти. (УЗБЕК, АВТОБУС, ЛАПША, КАРТИНА, СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ, НОЖНИЦЫ, МАСЛО, ОБУВЬ, КНИГА, КОНФЕТА, ГЛАГОЛ, ТУФЛИ, ЧИСЛО, ВОЙНА, КРЕСЛО, УРОКИ, СНЕГ, ПОДРУГА, ЯБЛОКО). 3 опыт. Числовой ряд — я диктую, дети пишут 4 раза подряд, каждый раз загибая листочек вниз 3,14,15,92, 6,11, 58, 13, 49, 51 -на пятый раз пишут сами по памяти числовой ряд — количество правильно выписанных цифр умножат на 10%, это и будут возможности вашей смешанной памяти.

5. Работа с цитатой

Давайте обратимся к словам К. Д. Ушинского: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».

— Как вы понимаете это высказывание?

6. Гимнастика для улучшения памяти

Для того чтобы память человека развивалась, ее необходимо тренировать. Вот несколько упражнений для тренировки памяти, которые вы можете выполнять дома самостоятельно:

  • На листочке сверху вниз расположены цифры от 1 до 20. Пишем столбиком;

  • за одну минуту 20 слов на букву В;

  • за 1 минуту 20 любых мужских имен;

  • за одну минуту пишем подряд буквы алфавита и женское имя на эту букву;

  • 20 любых блюд или того, что можно съесть;

  • быстро пишем числа от 100 до 1, пропуская те, что делятся на 5;

  • названия любых городов мира.

Теперь закроем глаза и медленно сосчитаем до 20, теперь ваш мозг готов к трудностям предстоящей работы сегодня. Такую гимнастику можно делать всякий раз по дороге в школу, в автобусе, на прогулке, перед тем, как браться за домашнее задание. Главное — верить, что память обязательно улучшится. Конечно, не за 2-3 недели, а за 1 -2 года.

7. Итог

Классный руководитель: возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, постоянно совершенствуя себя, делая усилия над собой. Это непросто, но как начинаешь себя уважать, когда преодолеешь свою лень, пассивность, равнодушие! Вот из таких маленьких побед и складывается характер.

8. Рефлексия. Упражнение «До следующей встречи».

Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия. Инструкция: «У меня в руках чудесная бабочка (мягкая игрушка). Она символизирует тепло, радость, счастье, красоту сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу эту бабочку и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали, понравился ли наш классный час, была ли от него польза), дарить свои пожелания».

9. Заключительное слово классного руководителя:

А я, в свою очередь, благодарю вас всех, ребята, за участие, и на память о сегодняшнем занятии хочу подарить памятку, в которой вы найдете «Семь золотых правил хорошей памяти» и «Правила тренировки памяти».

Приложение 1

Семь золотых правил

  • Думай, не зубри, ищи смысл.

  • Зачем учить? Интерес переходит в результат.

  • Не перегружайся.

  • Настройся на работу.

  • Не учи подряд подобное.

  • Борись с забывчивостью! Оглянись вокруг, запомни обстановку, в которой происходит событие.

  • Учи все!

Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго.

  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

  3. Заучивай с желанием знать и помнить.

  4. Тренируй внимание и наблюдательность.

  5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

  7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии — литературу.

  8. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.

  9. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

  10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

6

Вся человеческая мудрость хранится в
книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по – гречески значит «книга»,
а библиотека – книгохранилище. Но в библиотеке книги можно не только хранить,
но и активно пользоваться ими, пополняя свои знания.

Чтобы наши пользователи – школьники могли
более полно познакомиться с возможностями библиотеки, мы совершили необычное
путешествие. Ребята читают уже не первый год, всё знакомо. 

Но в этот раз они
увидели много необычных книг из хранилища библиотеки, познакомились с
тематическими полками абонемента и читального зала. Вдруг в их классе появился
новый персонаж – девочка по имени Бантик, которая увлекла участников в мир
библиотечных правил.

Что нужно сказать, чтобы был найден
формуляр? Как самому найти книгу в открытом фонде? Как попросить о помощи
библиотекаря, если не справляешься сам? Как и когда сдать книгу? Что делать,
если книгу задержал или испортил? Чем отличается книга от журнала и газеты? На
эти вопросы участники получили ответы, посмотрев смешные сценки с участием
Бантика.

А в конце путешествия, после  обзора, каждый выбрал себе книгу или журнал по
интересам. Да здравствуют знания!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кітапханамен таныстыру сценарий
  • Кітапханалы? іс шаралар сценарий
  • Кітапхана туралы сценарий
  • Кітапхана іс шаралары сценарий
  • Кітаптар туралы сценарий