Классификация календарных праздников

Работа по теме: Классификация праздников. ВУЗ: ВГИИК.

1.2.Классификация
праздников

Праздники
— это сложное, многостороннее и
многообразное культурное явление.
Каждый исследователь праздничной
культуры выбирает свои основания для
классификации и типологизации праздников.
Сложность создания классификаций
заключается, прежде всего в том, что
одни и те же праздники можно включить
как в одну группу, так и в другую.

Первая
классификация массовых праздников была
дана еще в XIX веке исследователем И.М.
Снегиревым. Он делил праздники на
подвижные, и неподвижные (имеющие или
не имеющие точной даты ); исключительные,
т.е. связанные с особым событием; сельские
и городские; отечественные и заимствованные.
Эта классификация не имеет методологической
основы, однако отражает самые первые
шаги науки о празднике, содержит в себе
истоки многих, более поздних классификаций
[46].

Уже в ХХ веке польский философ Жигульский
К. в своей работе «Праздник и культура»,
предложил иные принципы классификации
праздников. Он подразделял праздники
на периодически отмечаемые и
непериодические, т.е. обусловленные
моментом.

Классическим примером периодического
праздника, является Троица, дата которой
зависит от лунного календаря. К
периодически отмечаемым праздникам
можно отнести также те, в основе которых
лежат исторические события. К этому
типу праздника относиться 9 мая –
Праздник Победы российского народа в
Великой Отечественной войне, 23 февраля
– День Защитника Отечества и т.п.

Гораздо
реже встречаются непериодические
праздники. К таким можно отнести,
например, праздники, отмечаемые по
случаю необычайного события в общественной
жизни: открытия памятника, учебного
заведения, начала какого – либо крупного
предприятия. В прошлом, к этому типу
праздников относилось большинство
придворных торжеств как то: рождение
наследника престола или его бракосочетания,
а также другие крупные события при
дворе государя. Лишь незначительная
часть подобных событий попадала в
календарь в виде праздничных годовщин.
Информация об остальных сейчас встречается
лишь в исторических документах и
хрониках.

Происходящие
в процессе исторического развития,
зачастую весьма резкие политические,
социальные и культурные изменения,
которые иногда сопровождаются сменой
летоисчисления, введением нового
календаря и новых периодических
праздников, по мнению К. Жигульского
являются основанием для деления
праздников на старые и новые (праздники
старой и новой веры, старого и нового
режима, старого и нового строя).

Удачные
примеры с этой точки зрения дает история
деколонизации территорий, длительное
время находившихся под властью европейских
капиталистических государств. В странах,
расположенных на этих территориях,
отмечались, по крайней мере, официально,
праздники, значившиеся в календарях
метрополий, праздники королевских
дворов или республик. Отделение от
метрополии, образование самостоятельного,
независимого государства везде означало
разрыв с этой традицией, отмену таких
праздников и введение собственных
государственных праздников, нередко
устанавливаемых как раз, ради того,
чтобы отметить дату завоевания
независимости [25].

Так
же как и Снегирев И.М., Жигульский К.
делит праздники на подвижные и неподвижные,
но он именует их постоянными и не
постоянными. Эти два класса праздников
разграничиваются с точки зрения даты,
времени, на которое они приходятся.
Постоянные праздники имеют в календаре
точно определенное время, как, например,
христианский праздник Рождество
Христова, приходящийся на 7 января, или
Международный женский день 8 марта. По
природе своей к этой категории праздников
относятся годовщины, праздники,
увековечивающие определенные события
и приходящиеся на одно и то же календарное
время. Непостоянные праздники не имеют
точно определенного времени, выпадают
на разные дни в рамках определенного
интервала, соответственно принципу их
вычисления. Примером может служить
христианская Пасха, приходящаяся в
календаре на разные воскресенья, в
зависимости от первого весеннего
полнолуния или языческий праздник
Масленица, который отмечается за неделю
до начала Великого поста.

В
80-х годах ХХ века важный вклад в
систематизацию праздников внес
ярославский исследователь В.А. Буланов.
Он подразделил советские праздники на
6 основных типов.

1.
Праздники под общим названием «Красный
день календаря». К ним относятся даты
7 ноября – годовщина Октябрьской
революции, 22 апреля – день рождения
В.И.Ленина, 1 мая – Международный день
солидарности трудящихся, 9 мая – День
Победы советского народа в Великой
Отечественной Войне, 7 октября – День
советской Конституции, 23 февраля – День
Советской армии и Военно-морского флота,
8 марта – Международный Женский день.

2.
Трудовые праздники. Среди них «Красная
суббота», т.е. традиционно проводившийся
в преддверии дня рождения В.И.Ленина
коммунистический субботник, дни
профессиональных праздников. К нему же
В.А.Буланов отнес праздники, которые,
скорее всего, следовало бы назвать
тематическими мероприятиями «Слава
семейная – гордость колхозная», «В
добрый путь, хлебороб!», «Первая зарплата»,
«Праздник серпа и молота».

3.Праздники
детские, юношеские и спортивные: праздник
школьного звонка, «Ты на подвиг зовешь,
комсомольский билет», День советской
молодежи, сельский спортивный праздник
«Снежинка Лахости».

4.
Так называемые, новые советские обряды
и ритуалы: «Человек родился», «Я –
гражданин Советского Союза», «Совет
вам, да любовь», «Золотая свадьба»,
«Парад цветов». Хотя, отнесение их к
данному типу является также спорным,
т.к. автор не делает разницы между
обрядами, ритуалами и, непосредственно,
праздниками.

5.
Праздники времен года. К ним относятся
Новый год, проводы русской зимы, праздник
«Русская березка» и т.п.

6.
Праздники, посвященные городу, улице:
День города, района, «Праздник нашего
двора» и т.д. [51].

Генкин
Д.М. в своей книге «Массовые театрализованные
праздники и представления» [17] предлагает
еще несколько классификаций праздников.
Наиболее общая из них подразделяет
праздники на:

1. Всеобщие,
отвечающие наиболее масштабным, большим
событиям

2. Локальные,
вызываемые событием, имеющим значение
для определенной празднующей общности.

3. Личностные,
вызываемые событием, имеющим значение
для отдельной личности, семьи, группы
людей.

Другая
выделяет в праздничной культуре 3
основные группы праздников:


Общественно-политические


Календарные


Этнографически-фолклорные

Третья
классификация предполагает подразделение
праздников на:


Общегосударственные (наиболее полно
выражают наши общественные идеалы). В
коммунистическом прошлом нашей страны
именно эти праздники имели ярко выраженную
идеологическую направленность, прославляя
классово-политическую борьбу и идеи
преобразования мира на коммунистических
началах. Предметом прославления обычно
был советский образ жизни и советский
человек в целом.


Трудовые (утверждающие общественную
ценность труда и отражающие героику
трудовых будней). Наряду с чествованием
определенных профессий в этот раздел
входят также праздники села, приуроченные
к завершению определенных этапов
сельскохозяйственных работ


Семейно-бытовые и праздники и обряды.
Они тесно связаны с важнейшими событиями
в жизни человека, семейным бытом.


Воинские и молодежные. Воинские праздники
лежат как бы на стыке двух групп –
общегосударственных и профессиональных.
С одной стороны, они являются праздниками
людей определенной профессии (военных).
Но в то же время, многие военные обряды
имеют важное общественно-политическое
значение. Молодежные праздники
способствуют формированию у подрастающего
поколения определенные ценностные
ориентации, ориентиры, модели поведения,
формируют отношение к своей стране,
патриотизм.


Праздники, связанные со сменой времен
года. ( Новый год, проводы русской зимы,
народные праздники, связанные с весной
и летом, зародившиеся в нашей стране в
советское время 15-ти республик: лола
(праздник тюльпанов), навруз (день
весеннего равнодентвия), Праздник Ивана
Купалы и т.д.)

Но
не все исследователи праздника в своих
работах дают развернутую, подробную
классификацию праздников, например
Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник:
сущность, история, современность» писал
так: «Классификация праздника строится
по религиозным и безрелигиозным,
личностным и групповым, массовым,
семейным и общественным основаниям. В
качестве одного из принципов классификации
можно взять общечеловеческий и классовый
характер праздника, тогда к одному типу
следует отнести праздники связанные с
природой, временами года, с
сельскохозяйственными и городскими
профессиями, семейно – личностные,
физкультурно – спортивные, а так же
празднование юбилеев деятелей искусства,
культуры, науки, миротворческого
характера, фестивали, форумы, дни культуры
и т.д. В другую группу нужно включить
праздники политические, партийные,
общественные» [9].

По
мнению болгарского исследователя Мизова
Н. нужно разделять две линии праздников.
Первая линия (исходя из основных сфер
общественной жизни) включает в себя
политические, культурные, бытовые,
религиозные праздники. Вторая линия
(идущая от личности и общественных
групп) включает в себя личные, семейные,
племенные, народно – национальные,
классово – партийные, международные
праздники. [82].

Но
и эта классификация не может претендовать
на абсолютную полноту, т.к. она «разрывает»
общественную жизнь и конкретные
социальные общности людей.

В
разное время культурологами делались
попытки более тщательного исследования
и систематизации определенных типов
праздников (светских, церковных, народных
и т.д.). Например, исследователь И.А.
Панкеев в своей книге «Обычаи и традиции
русского народа» занимаясь исследованием
церковных праздников классифицировал
их следующим образом:

По
предмету воспоминаний:


господские;


богородичные;


праздники святых .

По
важности воспоминаемых событий:


большие ( Пасха, Двунадесятые, Великие
недвунадесятые);


средние;


малые.

По
времени торжеств:


неподвижные;


подвижные (относительно Пасхи) [49].

Интересно
то, что иногда праздники классифицируют
по аналогии с театральными жанрами. В
этом случае за основу классификации
принимаются либо сценарно–режиссерские
формы его реального воплощения (массовое
представление, театрализованный митинг,
карнавальное шествие и т.д.) либо площадка
действия (площадь, парк, улица, стадион,
клуб). К такой классификации склонны
многие сценаристы, искусствоведы,
режиссеры. Но эта классификация также
несовершенна, ибо праздник всегда
представляет собой комплекс разнообразных
действий [82].

Таким
образом, праздничная культура является
настолько широким понятием, что в
настоящее время не представляется
возможным создать единую, полную,
идеальную классификацию, которая бы
охватывала все аспекты и особенности
праздников различных типов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Все мы любим праздники! Они поднимают наше настроение, заставляют нас радоваться, смеяться, выходить в гости, встречаться с друзьями, родными и близкими людьми, знакомыми. Праздники — это нечто веселое в выходной день.

Классификация

Не многие из нас задумывались над разновидностью праздников скорее потому, что они для нас едины. Это веселые и радостные мероприятия. Но все же они подразделяются на несколько категорий:

  • Государственные — это праздники, которые еще называются красными днями. Такие дни на правительственном уровне назначаются выходными, и у трудового народа появляется дополнительный отдых.
  • Религиозные — это даты, которые берут свое начало с православия на Руси и отмечаются по сих пор. Эти мероприятия прошли сквозь годы советского атеизма и были не забыты нашей церковью.
  • Детские праздники — это торжества, известные нам с раннего возраста. Они радовали и поднимали нам настроение с детского сада, а потом и в школьные годы. Как их можно не помнить!
  • Войсковые праздники — эти торжества не отмечаются всеми. Они справляются представителями разных родов войск, в которых служат мужчины и женщины.
  • Корпоративные — это даты, которые отмечаются представителями разных профессий, в определенный день.
  • Семейные — это знаменательные события, важные для определенных людей.
  • Сезонные — такие мероприятия приняты в России, отмечаются повсеместно на ее территории. К ним можно отнести масленицу, день Ивана Купала и др.

Категории торжеств

Перечисленные виды праздников имеют важное значение у определенных представителей профессий, а также в тех или иных семьях. Но есть и такие мероприятия, которые важны для всех представителей одного народа. Такими событиями могут быть даты, которые знаменательны для определенных национальностей.

А теперь обо всем по порядку, наиболее подробно произведем описание торжеств, описанных выше.

Государственные

Под это наименование попадают различные виды праздников, которые принято считать всенародными в России. Они отмечаются на государственном уровне. Такие дни официально считаются выходными.

В эти даты в детских садах, школах, институтах и других учебных заведениях отменяются все занятия. В организациях и на предприятиях объявляется выходной. Большинство работников отдыхает, кроме тех трудящихся, которые заняты в отраслях с непрерывным графиком.

Видами праздников, подходящих под категорию государственных, принято считать:

  1. Первое января — традиционно с 1898 года считается новогодним торжеством, а с 1992 года и второе января стало выходным. Позднее, с 2002 года, на официальном уровне праздник стали отмечать с 1 по 5 января.
  2. Седьмое января является Рождеством Христовым у православных христиан. С 1991 года признан выходным днем. Это виды новогодних праздников, продолжительность которых составляет 10 дней (с 1 по 9 января).
  3. 23 февраля отмечается в России с 1922 года. Выходной день только с 2002 года.
  4. 8 марта — международный женский день, с 1965 года является не рабочим.
  5. Первое мая с 1918 года являлся знаменательной датой трудящихся, а с 1991 года стал праздником весны и труда.
  6. Девятое мая — День Победы над фашистскими захватчиками. С 1965 года признан не рабочим.
  7. 12 июня — день России, а с 1992 года является выходным.
  8. 4 ноября является Днем народного единства, празднуется с 2005 года.

Перечисленные виды народных праздников являются официальными, которые отмечаются на государственном уровне. По закону РФ, если какой-нибудь из них выпадает на субботу или воскресение, тогда выходной автоматически откладывается на следующий рабочий день.

Религиозные праздники

Кроме государственных торжеств, на которые принято отдыхать, есть и религиозные. Такие праздники не относятся к выходным дням. При этом они пользуются популярностью и отмечаются не хуже, чем вышеперечисленные.

Религиозные праздники

К таким праздникам относят даты, которые отмечает православная церковь. В эти дни в храмах проходят службы.

  • Рождество Христово в православной церкви отмечается 7 января, ему предшествует сорокадневный пост. Это одно из немногих религиозных торжеств, которые отмечаются на государственном уровне.
  • Крещение Христово — 19 января.
  • Сретение Господне — принесение младенца Иисуса в храм, 15 февраля.
  • Благовещение — 7 апреля.
  • Пасха является переходящим праздником, исчисляется из года в год по лунному календарю.
  • Вознесение Господне — отмечается на сороковой день после пасхи.
  • Святая Троица — празднуется на пятидесятый день после пасхи.
  • Преображение Господне — 19 августа.
  • Покров — 14 октября.
  • Начиная с 2010 года в России отмечается Крещение Руси 28 июля.

Данные виды праздников являются наиболее важными религиозными торжествами по православному календарю.

Детские утренники

Новогодние праздники

Детские праздники являются наиболее яркими моментами в жизни ребенка, поэтому должны справляться с особым эффектом. Все торжества, которые отмечаются ребенком в детском саду, можно разделить на несколько категорий.

  • День рождения — самый долгожданный и самый запоминающийся праздник для всех детей. В этот день ребенок — в центре внимания всей группы. В этом случае очень важно, чтобы день рождения отмечался в индивидуальном порядке и они не были похожи один на другой.
  • Новогодний праздник — каждый ребенок любит этот долгожданный день. Все дети надеются на что-то новое, на какое-то волшебство, которое обязательно должно с ними произойти. Обязательно в этот праздник к ним должен прийти Дед Мороз и вручить самый нужный подарок. Обычно такие торжества удобно и нужно проводить в детском саду, чтобы ребята справляли их вместе.
  • Утренники — данные виды торжеств в детском саду приурочивают к какому-нибудь государственному празднику, например, 8 марта (для девочек) или 23 февраля (для мальчиков), День победы или любой другая знаменательная дата. В такой день, как правило, родители шьют своим детям разнообразные костюмы. Данные праздники становятся очень запоминающимися для детей, и эти воспоминания сопровождают их долгое время, когда они становятся взрослыми.
  • Школьные и студенческие праздники — эти даты отмечаются в более взрослом возрасте. Такие запоминающиеся дни довольно хорошо могут сплотить учащихся между собой.

Детские праздники

Официальные детские торжества

Основные виды детских праздников, которые справляются как детьми и их родителями, так и воспитателями в садах, принято считать:

  1. Студенческий — 25 января (известный как Татьянин день). Официально отмечается в нашей стране с 2005 года, является выходным в институтах и колледжах страны.
  2. 1 июня — известный международный праздник защиты детей.
  3. Традиционно молодежный день отмечается ежегодно 27 июня.
  4. 1 сентября является значимым праздником для учеников и учителей, означает День знаний
  5. День учителя отмечается 5 октября.

Все виды праздников в детском саду являются значимыми для ребенка. Именно в этом возрасте человек познает мир и учится радоваться всем знаменательным датам. От того как организован праздник, зависит и восприятие этой даты ребенком в будущем.

Военные торжества

Кроме праздников, которые призваны радовать народ в мирное время, существуют и даты, которые прославляют вооруженные силы России. Они отмечаются как все вместе, например 23 февраля, так и справляются непосредственно определенными родами войск, в честь которых они и существуют.

К этой категории можно причислить значимые для нашей страны даты, связанные с вооруженными столкновениями или боевыми конфликтами.

Военные праздники

Такими датами принято официально считать:

  • Инженерные войска — 21 января.
  • Моряки-подводники — 19 марта.
  • Войска противовоздушной обороны — (с 1975 года) второе воскресенье апреля.
  • День пограничника — 28 мая.
  • День ВМФ — последнее воскресенье июля.
  • ВДВ — 2 августа.
  • Железнодорожные войска — 6 августа.
  • ВВС — 12 августа.
  • День флага России — 22 августа.
  • Российская гвардия — 2 сентября.
  • Танкисты — второе воскресенье сентября.
  • Космические войска — 4 октября.
  • Связисты — 20 октября.
  • Спецназ — 24 октября.
  • День разведчика — 5 ноября.
  • Ракетные войска и артиллерия — 19 ноября.
  • Морпехи — 27 ноября.

Памятные даты

Памятные даты

  • Важное событие Великой Отечественной войны, когда была снята блокада Ленинграда, отмечается 27 января.
  • День разгрома фашистских войск под Сталинградом — 2 февраля.
  • 9 мая является великим Днем Победы. Это самый главный и важный праздник страны.
  • День военной памяти и скорби — отмечается 22 июня, когда немецкие фашистские захватчики напали на СССР в 1941 году.
  • Дата разгрома фашистских войск в битве под Курском — 23 августа.
  • День, когда официально окончилась Вторая мировая война и воцарился мир на планете, — 2 сентября. Является днем окончания войны, в которой было применено ядерное оружие.
  • Дата контрнаступления под Москвой — является официальной датой, 5 декабря.

Корпоративные праздники

Корпоративные праздники

Корпоративные торжества были задуманы с одной целью — сплотить коллектив компании и сделать его дружным и нерушимым. Удается эта затея или нет, судить сложно. Если компания небольшая, тогда все работники на корпоративных «посиделках» могут подружиться так, как это невозможно сделать в офисе. Но если компания довольно большая, то такая затея может не увенчаться успехом, и этому есть множество причин.

Но все же корпоративные праздники становятся довольно популярными. Как правило, проходят они в дату образования компании или в дату праздника профессии, например День бухгалтера.

К этой категории можно отнести виды спортивных праздников и состязаний. Их можно использовать на корпоративных мероприятиях, в особенности, когда они проходят на природе.

Семейные торжества

Семейные праздники

Семейными праздниками являются знаменательные даты, которые очень важны для определенной семьи. В эти дни родственники собираются все вместе.

Какие это могут быть дни, рассмотрим на примерах.

  • День рождения — самый распространенный праздник в этой категории. Так как семья — это ячейка общества, состоящая из нескольких человек, то и данное мероприятие происходит значительно чаще других.
  • Юбилей — данный праздник означает круглую дату какого-нибудь события: дня рождения, свадьбы и т. д.
  • День матери.
  • День отца.
  • Годовщина свадьбы.
  • Рождение ребенка.

Цель таких праздников — собраться вместе, посидеть за одним столом, пообщаться. С годами многие родственники уходят из семьи в результате женитьбы, замужества, поэтому такого рода события способны объединить и сплотить близких.

Итог

Все праздники, описанные в нашей статье, имеют цель оторвать человека от будничной рутины и создать веселое и запоминающееся время отдыха.

И неважно, каким будет это событие. Важно, как к этому относиться — просидеть дома за телевизором или встретиться с друзьями или родственниками.

Очень важны еще и виды организации праздников. Их можно подразделять на торжественные мероприятия, проходящие дома в кругу семьи, в знакомой обстановке, в кафе, ресторане, на природе.

Праздники бывают самые разные. Есть которые мы в общем-то и не отмечаем (как некоторые государственные), но они являются красными днями календаря, то есть выходными. И это в них нас и радует :)

А есть праздники, например, личные (день рождения, годовщины). К сожалению, их никто выходными днями не делает, если они припадают на будни. Но если Ваш день рождения выпал на понедельник (день тяжелый), то это ли не прекрасный повод отметить этот день с коллегами. Естественно, пока начальник не видит.

Также, если в России религиозные праздники выпадают на будние дни, то и их никто не делает выходными (исключение – Рождество всегда припадает на новогодние праздничные дни и является соответственно выходным днем). В отличие, например, от Германии, где во все католические праздники немцы имеют полное право отдыхать.

Хотя в России и без этого красных дней в календаре хватает. Но какой русский не любит хорошо отдохнуть и попраздновать?

Итак, давайте перейдем к категориям праздников.

Государственные праздники

Прикинемся послушными гражданами и расскажем сначала о самых главных праздниках России – это государственные праздники (их еще называют национальными).

Государственные праздники – это праздничные дни, признанные таковыми самим государством, т.е. на законодательном уровне. Давайте их вспомним:

1 января — Новый год

Хоть мы, по сути, и начинаем отмечать наступление Нового Года 31 декабря, однако этот день праздничным не считается, а официально Новый год празднуется 1 января. Пожалуй, самый любимый не только россиянами, но и всеми жителями планеты, праздник. Но россиянами Новый Год почитается особенно. Каждый год мы ждем чуда, начинаем новую жизнь, с особым усердием встречаем нового зверька по китайскому календарю, который принесет с собой удачу, благополучие и счастье. По крайней мере, нам хочется в это верить. И ничто в принципе нам и не мешает. О Новом Годе мы будем еще не раз говорить на нашем сайте, готовиться к его наступлению, подбирать конкурсы и сценарии для новогодней ночи, выбирать подарки, готовить вкусные блюда на новогодний стол. А пока я, пожалуй, остановлюсь :)

23 февраля – День Защитника Отечества

(по-другому еще называется День воинской славы России)

Праздник 23 февраля посвящен всем защитникам отечества, всем, кто проходит или когда-либо проходил воинскую службу в российской армии. Но в народе этот праздник стали посвящать вообще всем мужчинам, и зачастую даже наши совсем маленькие и юные защитники тоже получают в этот день поздравления и подарки. В школе все девочки в классе готовят подарки для мальчиков. Женщины поздравляют своих любимых мужчин. Дочери отцов. Матери сыновей. И это правильно, ведь мужчины и есть наши с вами защитники, которыми мы гордимся.

8 марта – Международный женский день

Само название праздника говорит о том, что он является не только российским, но и международным. Во многие других странах этот праздник тоже отмечают. Но в России он считается признанным на государственном уровне, и даже считается выходным днем. В день 8 марта все женщины страны становятся еще красивей, еще любимей и получают тонны подарков и цветов от мужчин. Так сказать, праздник противоположный 23-му февраля. Мужчины стараются изо всех сил, чтобы не упасть лицом в грязь, и даже бывает могут в этот день убраться и помыть посуду. А женщины наслаждаются, и не хотят, чтобы 9-е марта наступало :)

Перечислим еще некоторые государственные праздники, которые известны пожалуй каждому из нас:

12 апреля – день космонавтики

1 мая — Праздник Весны и Труда — наши любимые «майские»

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1945)

1 июня — Международный день защиты детей

12 июня — День России

1 сентября — День знаний

4 ноября — День воинской славы России — День народного единства

Мы перечислили самые основные и популярные российские праздники, которые отмечает каждый из нас и каждый из нас хорошо знает и помнит о них. Но к государственным относятся также следующие категории праздников:

  • Профессиональные праздники (такие как: день учителя, день пограничника, день полярника, день кадровика и день бухгалтера, день МВД, День ВМФ и День ВДВ и т.д. – таких праздников очень много, ведь и профессий в нашей стране тоже хватает). Надо сказать, что в списке всех праздников России именно профессиональные праздники занимают бОльшую часть.
  • Региональные праздники (такие как: День присоединения Крыма, День Волги, День образования Республики Саха (Якутия) и другие);
  • Праздники, посвященные культуре (День славянской письменности и культуры, Пушкинский день России (День русского языка) и т.д.)

Какие еще категории праздников существуют?

Личные праздники

  • День рождения
  • именины (или день ангела)
  • годовщины (свадебные или связанные с другими важными событиями в жизни человека)

Религиозные (православные) 

Самые популярные из них:

  • Рождество
  • Пасха
  • Прощеное воскресенье
  • Вербное воскресенье
  • Родительские
  • и т.д.

Традиционные праздники — связанные с традициями, их еще можно назвать народными (Масленица, Иван Купала и т.д.)

Карнавалы и фестивали

Например,

5 июня — Российский фестиваль «Кинотавр».

10 июня — Международный фестиваль «Императорские сады России»

Международные праздники (например, 8 марта)

Праздники других стран

Такие как

  • Хэллоуин;
  • День Святого Валентина – день влюбленных.

Эти праздники отмечаются уже и в нашей стране очень многими, но изначально они связаны с чужими традициями и пришли к нам из других стран.

На сайте «Праздник для всех» мы не раз будем говорить о тех или иных праздниках, которые мы упомянули на этой странице, а также о многих других. Всегда рады видеть Вас на страницах нашего проекта!

Сущность и особенность народных праздников и обрядов

Содержание

Введение

Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1. 1. История возникновения народных традиций

1. 2. Классификация народных праздников и обрядов

1. 3. Народный праздник как педагогическая система

Глава II. Практическая часть. Социологический опрос детей и подростков

в учебных заведениях г. Орла и г. Трубчевска на тему

«Народные традиции – что это?»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.

Предметом исследования является деятельность педагогов образовательных учреждений по регулированию процесса развития и формирование у детей и подростков любви к народным традициям России.

Задачи

— Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов

— Рассмотреть праздник как педагогическую систему

— Изучить психолого-педагогическую характеристику детей и подростков.

Глава I Сущность и особенность народных

праздников и обрядов

1. 1 История возникновения народных традиций.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К. В. Чистяков отмечает, что «традиция — сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт – Петербург.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения».

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д. К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

1. 2. Классификация праздников и обрядов

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

— Календарно-земледельческого круга;

— Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

(в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки – зимний праздник ,длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник , который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.

Обряды рождения и детства , роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси»,и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

1. 3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

— принцип всеобщности

— принцип использования активности и самодеятельности людей

— принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

— развивающая

— информационно-просветительная

— культурно-творческая

— рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

Глава 2. Практическая часть. Социологический опрос детей и

подростков в учебных заведениях «Народные традиции – что это?»

(на примере учебных заведений г. Орла и г. Трубчевска)

В период прохождения педагогической практики в городе, обучаясь в трубчевском педагогическом колледже, мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста на тему «Народные традиции – что это?».

Результаты показали. Дети начальных классов не знают «Что такое народные традиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% это знают благодаря своим бабушкам и дедушкам.» В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. «Будущее России – в подрастающем поколении».

Заключение

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т. е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Список литературы

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3.

2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.

4. Бакланова Т. Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.

5. Баллер Э. А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.

6. Браглей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973.

7. Бакланова Т. Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

8. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

9. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.

10. Василенко В. М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.

11. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

12. Зенцовский И. И. Методика календарных песен. – М., 1975.

13. Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

14. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.

15. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.

16. Тульцева Л. А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

17. Щуров В. М. Песня. Традиции. Память. – М., 1987.

18. Щуров В. М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.

19. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет. лит, 2001.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кладовая солнца сценарий
  • Кладовая развлечений новогодние сценарии
  • Кладовая музыкального руководителя сценарий волшебная снежинка 2017 год
  • Кладовая музыкального руководителя новогодние сценарии год
  • Кладовая музыкального руководителя новогодние сценарии 2021