Классификация фольклорных праздников

Народная культура это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, веровани

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

«НАУКА-ОСНОВА ПРОЦВЕТАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

Тема: Сущность и особенности народных традиций и праздников

СЕКЦИЯ «Культурология»

Автор: Апёнова Кристина

учащаяся 11 класса

ГБОУ СОШ «ОЦ» с Денискино Шенталинского района

Научный руководитель Сунгатуллина Фания Рашитовна

учитель русского языка и литературы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Основная часть…………………………………………………………………………….5

1.1. История возникновения народных традиций…………………………………………5

1.2. Классификация народных праздников и обрядов……………………………………..6

1.3. Народный праздник как педагогическая система……………………………………..8

2. Практическая часть……………………………………………………………………….10

2.1. Анализ русских праздников и традиционных обрядов, приуроченных к ним,

проводимых в начальных классах …………………………………… 10

2.2. Социологический опрос детей и подростков «Народные традиции – что это?» (на примере учащихся ………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………………………… ..16

Приложение 1………………………………………………………………………………..17

Приложение 2…………………………………………………………………………………18

Введение

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Проблема: сохранение традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях  поисков истоков духовного возрождения  России  важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Цель данной работы: определить основные традиции и праздники русского народа и выяснить насколько они сохранились в современном мире.

Объект исследования: русские народные традиции и праздники.

Предмет исследования является деятельность по регулированию процесса развития и формирование  у детей и подростков  любви к народным традициям России.

Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Ознакомиться с русскими народными традициями и праздниками как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа.

2. Изучить классификацию русских традиций и праздников.

3. Получить представления о способах приобщения школьников к русским традициям.

4. Провести социологический опрос среди школьников о знании русских традиций.

Методы исследования:

1. Поисковый — сбор фактов в научной литературе по проблеме исследования.

2. Cбор, систематизация и анализ фактического материала.

3. Сравнительный анализ результатов (с помощью таблиц).

4. Обобщение и выводы.

1. Основная часть «Сущность и особенность народных праздников и обрядов».

1.1.        История возникновения народных традиций.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство, создавали то, чем мы теперь так гордимся, и что назовём искусством народных промыслов: расписные жостовские подносы, золотую хохломскую посуду, вологодские кружева, Богородскую деревянную и вятскую глиняную игрушки, знаменитую на весь мир сине-белую гжельскую керамику, шитые золотом, серебром и жемчугом кокошники, вышитые гладью рубашки и сарафаны — всего не перечесть,.

Но наступало и время праздников — время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они — одна семья, которая словно собирается за общим праздничным столом, где все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе.

Праздничных дней в России было раньше много: 140-150 в году. Самые древние –праздники, перешедшие к нам от восточных славян. В те языческие времена, когда Русь ещё не приняла христианства. Все они были связаны с основным занятием наших предков- земледелием, с народным календарём. Они начинались в декабре, когда солнце поворачивало на лето, длились целый год и заканчивались поздней осенью, когда завершалась уборка урожая. Они отмечались в зимнее и летнее солнцестояние( солнцеворот), весеннее и осеннее равноденствие и связывались с древними языческими божествами, природой, которой вместе с людьми представляла собой единое целое.

Но вот Русь приняла христианство, и пришли другие, церковные, праздники. Старые, языческие, не ушли, а стали соединяться с христианскими – ведь и те и другие связаны Любовью, Верой, Надеждой.[6]

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы, и их фольклорное сопровождение  — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад». [2]

1.2. Классификация праздников и обрядов.

В старом крестьянском быту (ровно, как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

1. Календарно-земледельческого круга;

2. Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать  воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной. (Приложение 2)

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Рождество Христово – это один из главных церковных праздников. Седьмого января церковь отмечает рождение Иисуса Христа. В русско-крестьянском календаре это время совпало с древним праздником зимнего солнцестояния – Коляды, рождения нового солнца. Иисус Христос – это Спаситель, солнце новой жизни каждого верующего.

Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского  сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения  — «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.[7]

Воистину народным праздником считается «Масленица». Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны. [3]

Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить, ускорив, выполнив  определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же  «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего, это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес, где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или  Егорьев день, покровитель скота.

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись. Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: колядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. [4]

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду  и самостоятельной жизни. [1]

1.3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического  и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она  обеспечивает постоянное воспитательное  воздействие на людей, отражает их мировоззрение.[8]

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию,  втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место   в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

— принцип всеобщности

— принцип использования активности и самодеятельности людей

— принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике проявляются закономерности воспитания подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.[9]

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

— развивающая

— информационно-просветительная

— культурно-творческая

— рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

Культурно — творческая функция способствует реализации разносторонних творческих способностей детей и подростков.

Рекреативно – оздоровительная функция. Главное её направление – это организация досуга с помощью оздоровительных и развлекательных программ, способствующих физическому и духовному восстановлению.[10]

2. Практическая часть.

2.1. Анализ русских праздников и традиционных обрядов, приуроченных к ним, проводимых в начальных классах

Одним из важнейших компонентов народной культуры являются календарные праздники. Под календарными праздниками понимается один из компонентов традиционной народной культуры, включающий ритуальные действия, фольклорные элементы и мифологические представления, Средствами деятельности по сохранению и развитию народной культуры являются: театрализация праздников и обрядов, проводимых как в урочное, так и во внеурочное время, участие школьников в праздничных посиделках, традиционном русском чаепитии, в народных развлечениях и играх.

Конец декабря – самое веселое, сказочное время года. Взрослые и дети с нетерпением ждут его, Взрослые – потому, что именно в это время гни могут вернуться в детство, поиграть, повеселиться от души. Дети ждут его потому, что это время елок, Дедов Морозов, Снегурочек, праздничных подарков, Но так было не всегда. Узнать, как праздновали Новый год на Руси наши предки, помог театрализованный праздник «Рождественские колядки», организованный для учащихся начальной школы. Праздник был направлен на информационно — просветительскую функцию. «У каждого времени свои обычаи», — гласит народная мудрость. В этот месяц происходил поворот Солнца – Коло – на лето, в дом приходил новый счет, которого все так ждали. Таким светом, таким солнцем с принятием христианства стало Рождество Христово.

В далекие-далекие времена наступал Васильев вечер, Это канун Нового года. Назван он в честь святого, архиепископа Василия Великого. Другое название этого дня, по традиции древних славян,- Коляда. Наши предки представляли это древнее языческое божество в виде солнца – младенца. По их поверьям, в день зимнего солнцеворота, солнцестояния рождается молодое солнце (то есть начинает прибавляться день), солнце поворачивает на лето. Наши предки, восточные славяне, в эти дни праздновали Коляду, пели песни, играли, веселились, гадали, колядовали.

Игрались – собирались и учащиеся начальной школы на этом праздник; плясали, сказки сказывали, загадки загадывали, рядились (Приложение 1.)

Культурно – творческая функция осуществляется при проведении в праздничных посиделках, традиционном русском чаепитии, которые проводятся регулярно для учащихся школы. Здесь каждый индивид разносторонне реализует свои культурно — творческие способности. Дети водят хороводы, поют русские народные песни, исполняют различные народные припевки, прибаутки, шутки, поговорки, пословицы, загадывают загадки. (Приложение 2).

Рекреативно – оздоровительная функция для учащихся школы осуществляется с помощью праздников, посвященных народным играм. В словаре И. Даля слово «играть» означает «проводить время потехой», «заниматься чем – либо заниматься для забавы». Но при внимательном рассмотрении игра больше развивает, нежели «забавляет». [7]

Собиратель народных игр, врач Е.А. Покровский, еще в прошлом веке отмечал, что детские игры являются «очень важным, а иногда определяющим фактором физического, нравственного, правого и эстетического воспитания порастающего поколения». Покровский утверждал, что в процессе игры ребенок приобретает много ценных для жизни знаний, умений, приучается к дисциплине, вырабатывает выдержку, умение управлять своими эмоциями, осознает необходимость считаться с мнениями детского коллектива, приобретает любовь к родной речи, к поэтическому слову, к национальной музыке. Он полагал, что в играх формируется национальный облик нового гражданина.[5]

При подборе игр организаторы школы учитывают возраст детей, для которых проводиться мероприятие, время года, скомпоновывают игры словесные и малоподвижные, индивидуальные и командные. В школе проводятся праздники игр: «Русские игрища», «Народные забавы», «Карусель народных игр», «Русская потеха». На этих праздниках проводятся такие командные игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Казаки – разбойники», «Третий лишний», «Котел».

На игровых праздниках школьники знакомятся и с играми Самарского края, например и игрой «Стенклок». Эта игра похожа на игру «Кандалы». Отличие в обращении к команде соперников: «Стенклок!» Ответ: «Кому в бок?». В остальном игра проводится по тому же принципу, разорвать цепочку команды соперников, выбранным игроком.

В июне месяце проводятся игры на главный летний праздник «Иван Купала». Древние русичи почитали летнего, солнечного бога Купалу. В этот день очищались и лечились огнем и водой, соединялись с природой. Собирали целебные травы. На этом празднике дети знакомятся с целебными травами, которые растут на берегах реки Большой Кинель. Они собирают травы: подорожник, пастушья сумка, мать – и – мачеха, ромашка, лопух. Из них делают букеты, плетут венки, играют в «Горелки». При игре в «Горелки» дети поют разные припевки, так как в каждой местности свои (из города Киржача, из села Никольского Вяземского уезда, из села Бабаево Владимирского уезда). (Приложение 3).

2.2.Социологический опрос детей и подростков «Народные традиции – что это?»

Был проведен социологический опрос путем анкетирования среди школьников начальной школы на тему «Народные традиции – что это?».

Результаты показали, что лишь 40% учащихся начальных знают народные традиции и праздники благодаря своим бабушкам и дедушкам. В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод, что возможности нравственного воспитания школьников значительно усиливаются, если в содержание обучения будут включаться знания о народных традициях и обычаях, будут осуществлены единство и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, а также организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся на местных традициях и обычаях. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. Будущее России – в подрастающем поколении.

Вопросы анкеты и результаты обработки её данных.

Вопросы

Ответы (в процентах)

да

нет

Не знаю

1

Знаете ли вы народные праздники и обряды?

Учащиеся 1-4 классов

Учащиеся 5-7 классов

Учащиеся 8 -11классов

40%

64%

82%

___

60%

36%

18%

2

Отмечаете ли вы дома народные праздники?

Учащиеся 1-4 классов

Учащиеся 5-7 классов

Учащиеся 8 -11классов

65%

72%

81%

___

35%

28%

19%

3

Соблюдаются ли обряды в вашей семье: рождению, свадебной, и похоронной?

Учащиеся 1-4 классов

Учащиеся 5-7 классов

Учащиеся 8 -11классов

98%

96%

100%

___

___

2%

4%

4

Формируют ли обряды и народные праздники развитие личности?

Учащиеся 1-4 классов

Учащиеся 5-7 классов

Учащиеся 8 -11классов

100%

100%

100%

___

________

Результаты анкетирования

Заключение

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Библиографический список:

.1..Головнева Е.В., Спиридонова С.В. Воспитание детей младшего школьного возраста на народных традициях: культурологический аспект. Учеб. пособие – Уфа. РИО Баш ГУ, 2006 г., 186 с.

2. Горяева Н. А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 176с.: ил.

3.Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка : современное написание: ок. 1500 ил./ В.И. Даль. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 349, (3)с.: ил.

4. Дмитриева Н.И. Здравствуй, масленица, Воспитание школьников -2000 г ,№1, с. 40-45.

5. Князев О.Л., Михеева Л.Приобщение детей к истокам народной культуры – СПб. Детство – ПРЕСС, 2002 – 304 с.

6. Михеева Л., Короткова М. Народные традиции и праздники – М.: Дрофа – Плюс, 2007. – 304с. – (Отечество)

7. Шангина И.И Русские традиционные праздники / И.И. Шангина. – СПб.: Азбука – классика, 2008.

8. www.ayurvedaplus.ru artides /29882/

9. www. Lib.csu.ru/vch/ 224/002/ pdt

10. supersook.ru/maslenica-0.1 html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

« Колядки» — театрализованное представление

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Русские посиделки и традиционное русское чаепитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игры на день Ивана — Купалы

18

Сущность и особенность народных праздников и обрядов

Содержание

Введение

Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1. 1. История возникновения народных традиций

1. 2. Классификация народных праздников и обрядов

1. 3. Народный праздник как педагогическая система

Глава II. Практическая часть. Социологический опрос детей и подростков

в учебных заведениях г. Орла и г. Трубчевска на тему

«Народные традиции – что это?»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.

Предметом исследования является деятельность педагогов образовательных учреждений по регулированию процесса развития и формирование у детей и подростков любви к народным традициям России.

Задачи

— Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов

— Рассмотреть праздник как педагогическую систему

— Изучить психолого-педагогическую характеристику детей и подростков.

Глава I Сущность и особенность народных

праздников и обрядов

1. 1 История возникновения народных традиций.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К. В. Чистяков отмечает, что «традиция — сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт – Петербург.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения».

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д. К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

1. 2. Классификация праздников и обрядов

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

— Календарно-земледельческого круга;

— Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

(в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки – зимний праздник ,длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник , который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.

Обряды рождения и детства , роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси»,и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

1. 3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

— принцип всеобщности

— принцип использования активности и самодеятельности людей

— принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

— развивающая

— информационно-просветительная

— культурно-творческая

— рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

Глава 2. Практическая часть. Социологический опрос детей и

подростков в учебных заведениях «Народные традиции – что это?»

(на примере учебных заведений г. Орла и г. Трубчевска)

В период прохождения педагогической практики в городе, обучаясь в трубчевском педагогическом колледже, мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста на тему «Народные традиции – что это?».

Результаты показали. Дети начальных классов не знают «Что такое народные традиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% это знают благодаря своим бабушкам и дедушкам.» В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. «Будущее России – в подрастающем поколении».

Заключение

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т. е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Список литературы

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3.

2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.

4. Бакланова Т. Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.

5. Баллер Э. А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.

6. Браглей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973.

7. Бакланова Т. Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

8. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

9. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.

10. Василенко В. М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.

11. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

12. Зенцовский И. И. Методика календарных песен. – М., 1975.

13. Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

14. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.

15. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.

16. Тульцева Л. А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

17. Щуров В. М. Песня. Традиции. Память. – М., 1987.

18. Щуров В. М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.

19. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет. лит, 2001.

В старом крестьянском
быту (ровно как и в современном) жизнь
человека развивалась циклично — рождение,
взросление, свадьба, рождение детей,
старость, смерть. То же наблюдается и в
ежегодной повторяемости времен года и
связанных с ними сезонных сельскохозяйственных
работ: вспашка, сев, созревание, уборка
урожая. В соответствии с этим появились
два основных вида обрядов:

Календарно-земледельческого
круга;

Социальные или
семейно-бытовые

Первый вид обрядов
возник на почве земледельческого быта,
ввиду чего их иногда называют «аграрными».
Однако их тематика шире, так как они
членили год земледельца на определенные
отрезки времени, отмечали переход от
одного периода к другому и в целом должны
были способствовать воспроизведению
и самого человека, и окружающей его
среды: растительности, животных в
масштабах года и в рамках годичной
повторяемости. Поэтому в календарной
обрядности встречается взаимопереплетение
производственной, сельскохозяйственной
и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан
с биолого-социальным развитием человека
и отражает три основные фазы в его жизни:
рождение, вступление в ор, смерть. Это
и способствовало появлению трех форм
обрядности: рождению, свадебной, и
похоронной.

(в народе Устреченья)
-15 февраля. Старики считают, что в этот
день зима с летом встречаются.

Обряды
календарно-земледельческого круга
связаны с землей, солнцем, небом.

Святки — зимний
праздник ,длящийся две недели от
Рождественского сочельника 25 декабря
(6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год
как бы делит Святки на две половины.
Время от Рождества Христова до 13 января
называют «святыми вечерами», а от
новолетия до Крещения — «страстными
вечерами».

Символом
приближающейся весны были наполнены
обряды другого праздника «Сретения
Господня» (в народе Устреченья) -15
февраля. Старики считают, что в этот
день зима с летом встречаются.

Воистину народным
праздником считается масленица. Ее
празднование связано с лунным календарем.
Оно начинается за восемь недель до
первого весеннего полнолуния и приходится
на конец февраля начала марта. Длится
целую неделю и традиционно связано с
проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны
считается день весеннего равноденствия
— 22 марта по новому стилю — «Сороки»,
вторая встреча весны,. Сорок птиц
прилетает. Крестьяне считали, что приход
весны можно устроить ускорив выполнив
определенные обрядовые действия. Сегодня
мы можем довольствоваться лишь записями
«заклинаний весны, особыми песнями —
закличками (веснянками) да выпечкой из
теста фигурок птиц: «жаворонушков»,
«птюшек», куликов», «жайворонков»,
«жаворонушек», «голушек», «сорок».
Вечером ребятишки съедали «жаворонков»,
а остатки бросали в реку, отдавали
скотине,либо зарывали в землю, веря, что
обрядовые фигурки принесут благополучие.
Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен
праздник Вербного воскресенья,
предшествующий святой Пасхе. Праздником
праздников называют в Брянске — Светлое
Христово Воскресенье. И неудивительно,
что предки обставили ее множеством
обрядовых действ идущих из глубины
веков. Прежде всего это обычай дарить
яйца, который существовал у язычников
задолго до Рождества Христово. Длился
праздник всю Святую неделю вплоть до
Красной Горки. Красная Горка народный
праздник , который приходится на начало
пробуждение всех животворящих сил
природы. В этот день было принято
«карагоды; танки и «ширинки» под плясовые
песни водить, на релях, яйца с пригорков
катать «на хороший урожай и достаток».
Молодые парни и девки ходили в лес где
жгли костры. Было много обрядовых
действий ритуалов, песен, направленных
на то, чтобы уберечь домашних животных
от болезней, сглаза, хищного зверя и
обеспечить плодовитость. Наделен
праздник Георгия Победоносца или Егорьев
день, покровитель скота.

Естественно с
течением времени многие праздники
видоизменялись.

Обряды рождения
и детства , роды и все, что связано с ними
окружалось тайной, а принятия ребенка
в общину, то есть крещение происходило
торжественно в присутствии близких
людей.

Детский календарный
фольклор представлен песнями
календарно-земледельческого круга:
калядки, щедровки, веснянки, купальские,
различный закличник: дождю, радуге,
солнцу — с просьбой мочить, обогреть;
считалки; игры (драматические, спортивные
и хороводные). Спортивные игры способствуют
физическому развитию детей,
усовершенствованию тех или иных
спортивных навыков. Например: «Прятки»,
«салки», «Волк и гуси»,и многие другие.
Так разнообразные варианты игры в прятки
содержат в себе отзвуки старинных
приемов воспитания детей, формирования
и развития личности ребенка, когда
существовали школы подготовки их и боям
и охоте.

Так во многих
драматических и хороводных играх
имитируется повседневная работа взрослых
забота о детях и животных, семейные
взаимоотношения, производственные
процессы: посев, уборка урожая — что дает
возможность с малых лет приучить детей
к существующему порядку вещей и
подготовить их к труду и самостоятельной
жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

17.09.2020

«Организация фольклорных праздников в учреждениях дополнительного образования детей»

Киреева Анастасия Сергеевна

Фольклорный праздник — это социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, то есть он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. Народные праздники создавались простыми людьми в древние времена, когда празднику уделялся особый увеселительный смысл. Праздники помогают каждому ребенку погрузиться в те самые времена, стать единым целым и соприкоснуться с сакральностью каждого действия.

Оценить★



747

Содержимое разработки

Искакова Алия Нурхановна,

педагог- организатор МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

Дорофеева Елена Сергеевна,

педагог- организатор МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

Киреева Анастасия Сергеевна,

педагог- организатор МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска,

«Организация фольклорных праздников в учреждениях дополнительного образования детей»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов

Организацией фольклорных мероприятий (праздников) в учреждениях дополнительного образования, как правило, занимаются педагоги-организаторы, деятельность которых имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Обучающая функция ориентирована на систематизацию знаний, умений, навыков о народных традициях и их использование в практической деятельности (фольклорных и обрядовых праздниках). Воспитательная функция направлена на формирование у обучающихся ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с нахождением своего места среди других людей путем участия в совместной деятельности.

Фольклорный праздник — это социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, то есть он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. Народные праздники создавались простыми людьми в древние времена, когда празднику уделялся особый увеселительный смысл. Праздники помогают каждому ребенку погрузиться в те самые времена, стать единым целым и соприкоснуться с сакральностью каждого действия.

Значение фольклорных праздников

1. Возможность добровольного участия ребенка и согласия со всеми условиями деятельности, выбора сюжетов и ролей для проведения действия.

2. Организация деятельности, где происходит единение с прошлым, знакомство с традициями и историей праздничного действия.

Классификация фольклорных праздников

1. Праздники календарно-земледельческого круга. Возникли на почве земледельческого быта, отмечался переход от одного периода к другому и в целом должны способствуют воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

2. Социальные и семейно-бытовые праздники. Они связаны с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: молодость, зрелость и старость.

Организацию фольклорного праздника можно разделить на 3 этапа:

1. подготовка мероприятия;

2.проведение мероприятия;

3. поведение итогов.

Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.

Подготовка к фольклорному празднику

Прежде чем празднику состояться, необходимо принять решение о его актуальности. Для этого анализируется содержание мероприятия. Сроки реализации и время проведения должны быть подходящие теме и идее мероприятия. Например, Праздник Ивана Купала не может проводиться в зимний период времени, а колядовать мы точно не пойдем летом. Таким образом, каждое мероприятие должно проходить своевременно.

После того как рамки проведения установлены, педагогам-организаторам необходимо:

определить цели и задачи, которые должны способствовать: реализации творческих способностей, таланта, интересов и потребностей участников в любых видах творческой деятельности; улучшению качества творческой деятельности участников; развитию сценической подготовки, избавлению от психологических зажимов; развитию эстетики сценического пространства, умению находиться в сценическом пространстве, развитию товарищества, коллективизма, взаимопонимания, организованности; созданию условий для взаимодействия и сотрудничества организаторов, педагогов и обучающихся, повышения педагогической компетентности;

2) определить тему и идею мероприятия;

3) изучить историю праздника, сакральный смысл, определиться с методической литературой;

4) определить форму проведения и содержание мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психофизиологическим состоянием на момент проведения;

4) определить название мероприятия в соответствии со сверхзадачей и главной мыслью идеи.

5) разработать правила и условия проведения мероприятия по: определению количества участников (в зависимости от формата проведения мероприятия); продолжительности всего мероприятия и каждого этапа; последовательности этапов проведения; возможности привлечения иных сторон (родителей, сверстников, педагогов, добровольцев);

6) определение места и времени проведения мероприятия;

7) написание сценария в зависимости от возрастной категории и предварительной подготовки;

8) проведение репетиций;

9) организация рекламной акции, распространение информации о проведении мероприятия;

10) подготовка реквизита и декораций, для оформления площадки проведения мероприятия;

11) подбор музыкального оформления, светового и технического обеспечения мероприятия (микрофоны, видеопроектор, видеокамеру и т.п.).

Проведение мероприятия

 Прохождение всех этапов организации фольклорного праздника является гарантией его успешности и оригинальности.

Действие праздника, не имеет прямую последовательность. Он содержит в себе переходы от настоящего в прошлое и от прошлого в будущее, логические паузы, необходимые остановки, задержки, переключение материалов и выразительных средств. Сюжет излагается в свободной драматургической форме, где остановки действия приобретают большое значение.

Сюжетный ход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Основные части сценария

Экспозиция– это ввод в действие, рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозицией в народном празднике является пролог, где заявлены все герои будущего праздника. Экспозиция может быть выстроена словесно – от рассказчика, или визуально, благодаря сценическим выразительным средствам.

Завязка несет в себе появление отрицательного героя или нескольких персонажей, Основное действие. Здесь происходит развитие конфликта, процесса борьбы и перипетий, где конфликт развивается до своей пиковой точки — кульминации.

В кульминации конфликт становится настолько ярким, что далее действие должно быть обязательно разрешаться. Именно поэтому, после кульминационного момента следует развязка, финал действия.

Развязка сочетает информационную и эмоциональную линии театрализации. В данной части все должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе.

Финалпраздника всегда самый яркий, красочный, эмоциональный и запоминающийся эпизод. Здесь звучит главная мысль — сверхзадача, которая должна запомниться каждому участнику мероприятия, а затем происходит самое финальное действие, что и завершает весь праздник.

Подведение итогов

После проведения народного праздника необходимо подвести итоги и провести анализ.

В процессе анализа обратить внимание необходимо на такие моменты, как получение полезного опыта и знаний для участников праздника, реализация воспитательной функции педагогов, индивидуальная необходимость усваиваемой информации, а также развитие профессионализма и творческих способностей участников.

 Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

1.реализация цели;

2. анализ присутствующих;

3. количество участников;

4. соответствие праздника уровню развития участников;

5. интерес участников на каждом этапе подготовки и проведения мероприятия;

6. функции праздника;

7. реализация поставленных задач;

8. положительные и отрицательные стороны мероприятия.

Фольклорные праздники играют большую роль в жизни каждого человека, помогают больше узнать о прошлом и истоках праздничных форм. Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, фольклорные праздники соизмеряют с ней жизнь каждого человека, выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей.

Используемые Интернет-ресурсы

М. Е. Сидорова. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках. Молодой ученый № 23.2020.

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/folklornyie-prazdniki-kak-odin-iz-vid/

https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/sushchnost-i-osobiennosti-narodnykh-traditsii-i-prazdnikov

4

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/419816-organizacija-folklornyh-prazdnikov-v-uchrezhd

Также вас может заинтересовать

  • Живая природа разработка итогового учебного занятия в форме игры КВН
  • Архитектурные затеи-познавательно-игровая прогамма, для обучающиеся с 1 — 6 классы
  • Праздник На Юбилее бабы Яги
  • Методическая разработка беседы для детей в возрасте 12-15 лет «4 Ноября – День народного единства»
  • Праздник «Осень в лесу»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Автор: Штрек Анна Александровна

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

«Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства.»

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

«Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте.»

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых, обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза… Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – «заводилы». Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных «составляющих» народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле.»

Человек, введенный в фольклор, — это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник «сороки» и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация сценариев scp
  • Классификация праздников россии
  • Классификация православных праздников
  • Классификация календарных праздников
  • Классификация двунадесятых праздников