Классификация христианских праздников

Христианские праздники – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Какие бывают церковные праздники, когда они отмечаются и объяснение их смысла.
  • Схема: Церковные праздники
  • Церковные праздники 2023
  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
  • Праздники Рождественского цикла
  • Тропари двунадесятых праздников

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. 

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение.  В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

***

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Обычаи и традиции русского народа неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками. Знаменитая русская пословица гласит: «У Бога что день, то и праздник». В самом деле, в православном календаре праздников имеется множество памятных, знаменательных дней. 

Икона Воскресение Христово со Страстным циклом и годовой минеей

Икона Воскресение Христово со Страстным циклом и годовой минеей

В старообрядческой церкви каждый день совершается память прославленных Церковью святых. Все церковные праздники — это почитание Высших и бесплотных сил. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям библейской истории, явлению чудотворных икон, святым ветхозаветным и новозаветным.

Какие бывают православные праздники

Во все праздники Устав предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников по степени торжественности совершения их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. преподобный Никон Черногорец. Он описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых. По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 двунадесятых и недвунадесятые), за ними средние и малые. Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).

Двунадесятые и великие праздники в святцах обозначены красным крестом в кругу, средние — красным крестом без круга, малые же — тремя точками в полукружии. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая, например, в ходовом на сегодняшний день «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.

Все церковные праздники распределены внутри двух годовых циклов — неподвижного (минейного) и подвижного (триодного). Торжества неподвижного цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n — 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с датой Пасхи, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Пасха и двунадесятые праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднество, попразднество и отдание. 

По тематике праздники разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные. По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к великим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща и «местночтимым» праздникам.

Пополнение православного календаря — процесс длительный и непрерывный, потому что периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.

Список православных праздников и даты

Ниже приводим список самых почитаемых православных праздников с указанием дат по новому стилю.

Пасха и двунадесятые праздники:

  1. Пасха — переходящий праздник;
  2. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
  3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
  4. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
  5. Рождество Христово — 7 января;
  6. Крещение Господне — 19 января;
  7. Сретение Господне — 15 февраля;
  8. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля;
  9. Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
  10. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
  11. Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
  12. Преображение Господне — 19 августа;
  13. Успение Богородицы — 28 августа.

Великие праздники:

  1. Святой апостол Иоанн Богослов — 9 октября и 21 мая;
  2. Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля;
  3. Память святых апостолов Петра и Павла — 12 июля;
  4. Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября.

Средние праздники:

  1. Новолетие — 14 сентября;
  2. Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина — 17 сентября; 
  3. Память преподобного Сергия Радонежского — 8 октября;
  4. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября; 
  5. Праздники в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 4 ноября; 
  6. Праздник явлению иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» (у безпоповцев нет этого праздника) — 6 ноября; 
  7. Память великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября;
  8. Собор архангела Михаила — 21 ноября; 
  9. Память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября; 
  10. Знамение Богородицы в Великом Новгороде — 10 декабря; 
  11. Память святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца — 19 декабря и 22 мая; 
  12. Собор Пресвятой Богородицы — 8 января;
  13. Обрезание Господне — 14 января;
  14. Память святителя Василия Великого — 14 января;
  15. Собор Иоанна Предотечи — 20 января;
  16. Память святителя Григория Богослова — 7 февраля;
  17. Память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 12 февраля;
  18. Праздник в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи — 9 марта (8 марта в високосный год);
  19. Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта;
  20. Память явлению Феодоровской иконы Божией Матери — 27 марта; 29 августа; во вторую неделю Великого поста «по уставу Успенского собора Московского Кремля»;
  21. Похвала Пресвятой Богородицы — суббота пятой недели Великого поста;
  22. Лазарева суббота — подвижный праздник накануне Вербного воскресения, за 8 дней до Пасхи;
  23. Память великомученика Георгия — 6 мая;
  24. Преполовение Пятидесятницы — подвижный праздник в среду, через три с половиной недели после Пасхи;
  25. Отдание Пасхи — подвижный праздник на 40-й день после Пасхи, накануне Вознесения Господня;
  26. Празднование сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
  27. Третье обретение главы Иоанна Предотечи — 7 июня;
  28. Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы — 9 июля;
  29. Положение Ризы Господней — 23 июля;
  30. Память пророка Илии — 2 августа;
  31. Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской — 10 августа;
  32. Происхождение Честного Креста — 14 августа;
  33. Толгская икона Пресвятой Богородицы — 21 августа;
  34. Перенесение Нерукотворенного Образа — 29 августа;
  35. Донская икона Пресвятой Богородицы — 1 сентября.

Малые праздники:

  1. Преподобный Александр Свирский
  2. Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский
  3. Святые князья Ярославские Феодор, Давыд и Константин
  4. Святые Богоотцы Иоаким и Анна
  5. Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
  6. Преподобная Анна Кашинская
  7. Святые мученики Киприан и Иустина
  8. Святые чудотворцы и бессребреники Козьма и Дамиан
  9. Преподобный Варлаам Хутынский
  10. Блаженный Максим, Христа ради юродивый
  11. Святой благоверный князь Александр Невский
  12. Святая великомученица Екатерина
  13. Святая великомученица Варвара
  14. Преподобная София Суздальская
  15. Святая мученица Татиана Римская
  16. Преподобный Максим Грек
  17. Преподобный Никита Столпник
  18. Преподобный Пафнутий Боровский
  19. Преподобный Димитрий Прилуцкий
  20. Святой благоверный князь Даниил Московский
  21. Преподобный Феодосий Печерский
  22. Преподобный Нил Сорский
  23. Преподобная Евфросиния Полоцкая
  24. Святитель Леонтий Ростовский
  25. Святитель Никита, епископ Новгородский
  26. Преподобный Дионисий Глушицкий
  27. Преподобный Кирилл Белозерский
  28. Преподобный Паисий Великий
  29. Святые Петр и Феврония
  30. Святая княгиня Ольга
  31. Преподобный Стефан Махрищский
  32. Святой князь Владимир
  33. Святые князья Борис и Глеб
  34. Блаженный Василий Московский
  35. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
  36. Блаженный Лаврентий Калужский

Праздники церковные и праздники государственные

Религиозные праздники, берущие начало в далёком прошлом, несмотря на их «общественность», популярность в народе, оставляют в душе чувство какой-то интимной радости, так характерное для личных праздников и совершенно несвойственное государственным, гражданским праздникам. В России до 1925 года Пасха и все двунадесятые праздники, православные по своей сути, были и государственными, гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только Рождество Христово объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в России не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала.

В 2005 году учрежден российский государственный праздник День народного единства — 4 ноября. Православные в этот день отмечают явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы, благодаря заступничеству которой, по преданию, ополченцы в 1612 году под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Богородицы приобретает статус государственного. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, и вот вновь возобновилась чуть более 10 лет назад.

Думается, что всяческое поддержание традиции отмечания старинных религиозных праздников помогает нам осознавать себя частью народа, частью великой культуры. Заставляет задумываться о вечных ценностях, которые, впрочем, часто не кажутся нам заслуживающими внимания, пока мы молоды, но которые неизбежно влекут нас по мере взросления. Помогает сопротивляться волне всей той грязи, которую льют в души людей, особенно молодых, телевидение и другие СМИ. 

Православные праздники

Икона «Минеи на год»

Православные праздники — общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Православные христиане обязаны свято чтить свои праздники: заранее готовиться к ним молитвой и постом, в дни праздников посещать храм и причащаться, вместо своих домашних работ помогать немощным и нуждающимся.

История

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

Цитата из статьи

Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день:

а день воскресный преимущественно праздновати,

аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие:

да будут анафема от Христа.

Цитата из статьи

СОДЕРЖАНИЕ

Православные праздники

Классификация

Классификация

  • По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — Воскресение Христово, затем следуют Двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники имеют статус выше, чем Богородичные праздники. Далее следуют пять Великих недвунадесятых праздников, за ними — средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (неделю) — совершается всенощное бдение.
  • По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
  • По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые)праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
  • По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Малые

Тип праздников

Разряд

Особенности

Примеры

Пасха

Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).

Пасха; Светлая седмица; Отдание Пасхи (Пасхальное богослужение по благословению настоятеля).

Великие

Бденные

Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечери, лития в конце вечерни.

Двунадесятые праздники; Обрезание Господне, великие Богородичные, Предтечевы и апп. Петра и Павла; Каждое воскресенье в году.

Средние

Бденные

Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября); Свт. Иоанна Златоуста, 13 (26) ноября; Свт. Николая Чудотворца, 6 (19) декабря; Храмовые (престольные) праздники.

Полиелейные

Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.

Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов;
Первое и второе обретение честно́й главы Иоанна Предтечи 24 февраля (8 марта) — в високосные годы, в не високосные — 9 марта;
40 Севастийских мучеников, 9 (22) марта.

Малые

Славословные

На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.

Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 (26) сентября; Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 (15) июля.

Шестеричные

Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.

Праведных Захарии и Елисаветы, 5 (18) сентября; прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 (30) декабря; Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 (29) января.

Вседневные

Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых.

Мученика архидиакона Евпла, 11 (24) августа; К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

Пасха

Пасха — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится все двунадесятые праздники, а также пять других. В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным) и богородичными. По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
  • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
  • Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
  • Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (господский праздник);
  • День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (господский праздник);
  • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
  • Успение Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник).

Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Большие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

  • Предпра́зднество — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
  • Попразднество — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

Средние праздники

Средние праздники могут быть бденными и полиелейными . Их количество точно не определено. Некоторые из них:

  • Память святого апостола Иоанна Богослова
  • Память святителя Иоанна Златоуста
  • Память святителя Николая Мирликийского
  • Память святителей Кирилла и Мефодия
  • Память святого равноапостольного князя Владимира
  • Празднование Казанской иконе Божией Матери

и многие другие.

К ним же относятся празднования храмовых святых (местные и престольные праздники), почитание особо чтимых икон и имеющихся мощей.

Малые праздники

В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

Праздники преимущественно Русской православной церкви

Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти русских святых и местночтимые.

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни, которые подразделялись на:
    • Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
    • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
  • Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
  • Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

Основные праздники православных христиан и родительские субботы. Пасхалия

О православных праздниках


Православные праздники установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время.

Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится, что Бог благословил седьмой день, и освятил его, потому в оный почил от всех дел. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу.

В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов.

По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские, Богородичные и праздники святых. Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой-либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты.

По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на большие, средние и малые.

Большие (великие) праздники, в свою очередь, делятся на 3 разряда.
К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему – недвунадесятые.
Помимо них есть еще другие великие праздники.

Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.

Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.

По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные.
Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова, а во главе подвижных – праздник Пасхи.

Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты – по старому и новому стилю.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Пасха


Сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками.

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – 18 недель.

Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются «пасхалией». При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая), именуемых «пасхальными пределами» и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Пасха рассчитывается по формуле Гаусса:
a = [(19 * [Y / 19] + 15) / 30], где Y – год, [] – остаток от деления;
b = [(2 * [Y / 4] + 4 * [Y / 7] + 6 * a + 6) / 7];

Если (a + b) › 10, то Пасха будет (a + b – 9) апреля ст. стиля, в противном случае – (22 + a + b) марта ст. стиля. Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю (от 4 апреля до 8 мая по н. стилю).

В пределах 35 дней перемещаются и все привязанные к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.

Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников на 2019-2050 годы
(даты указаны по новому стилю)

Год Прощеное Воскресенье Вербное Воскресенье Пасха Вознесение Троица Петров пост
2019 10 марта  21 апреля  28 апреля 06 июня  16 июня  18 дн.
2020 1 марта 12 апреля 19 апреля 28 мая 07 июня 27 дн.
2021 14 марта 25 апреля 02 мая 10 июня 20 июня 14 дн.
2022 6 марта 17 апреля 24 апреля 02 июня 12 июня 22 дн.
2023 26 февраля 09 апреля 16 апреля 25 мая 04 июня 30 дн.
2024 17 марта 28 апреля 05 мая 13 июня 23 июня 11 дн.
2025 2 марта 13 апреля 20 апреля 29 мая 08 июня 26 дн.
2026 22 февраля 05 апреля 12 апреля 21 мая 31 мая 34 дн.
2027 14 марта 25 апреля 02 мая 10 июня 20 июня 14 дн.
2028 27 февраля 09 апреля 16 апреля 25 мая 04 июня 30 дн.
2029 18 февраля 01 апреля 08 апреля 17 мая 27 мая 38 дн.
2030 10 марта 21 апреля 28 апреля 06 июня 16 июня 18 дн.
2031 23 февраля 06 апреля 13 апреля 22 мая 01 июня 33 дн.
2032 14 марта 25 апреля 02 мая 10 июня 20 июня 14 дн.
2033 6 марта 17 апреля 24 апреля 02 июня 12 июня 22 дн.
2034 19 февраля 02 апреля 09 апреля 18 мая 28 мая 37 дн.
2035 11 марта 22 апреля 29 апреля 07 июня 17 июня 17 дн.
2036 02 марта 13 апреля 20 апреля 29 мая 08 июня 26 дн.
2037 15 февраля 29 марта 05 апреля 14 мая 24 мая 41 дн.
2038 07 марта 18 апреля 25 апреля 03 июня 13 июня 21 дн.
2039 27 февраля 10 апреля 17 апреля 26 мая 05 июня 29 дн.
2040 18 марта 29 апреля 06 мая 14 июня 24 июня 10 дн.
2041 03 марта 14 апреля 21 апреля 30 мая 09 июня 25 дн.
2042 23 февраля 06 апреля 13 апреля 22 мая 01 июня 33 дн.
2043 15 марта 26 апреля 03 мая 11 июня 21 июня 13 дн.
2044 06 марта 17 апреля 24 апреля 02 июня 12 июня 22 дн.
2045 19 февраля 02 апреля 09 апреля 18 мая 28 мая 37 дн.
2046 11 марта 22 апреля 29 апреля 07 июня 17 июня 17 дн.
2047 03 марта 14 апреля 21 апреля 30 мая 09 июня 25 дн.
2048 16 февраля 29 марта 05 апреля 14 мая 24 мая 41 дн.
2049 07 марта 18 апреля 25 апреля 03 июня 13 июня 21 дн.
2050 27 февраля 10 апреля 17 апреля 26 мая 05 июня 29 дн.

Великие двунадесятые праздники


Существует 12 важнейших после Пасхи праздников, они называются «двунадесятыми» (от слав. два на десяте – «двенадцать»).

Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число Великих праздников.

Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус. Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных.

9 непереходящих двунадесятых праздников

Двунадесятые праздники делятся по литургическому принципу на две категории, первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники (их 9). Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося.

Рождество Христово – 25 декабря (7 января),

Крещение Господне, или Богоявление – 6 (19) января,

Сретение Господне – 2 (15) февраля,

Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября,

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря),

Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля),

Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября,

Преображение Господне (Спас) – 6 (19) августа,

Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа.

По традиционной датировке праздников сначала указывается число по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю.

3 переходящих двунадесятых праздника

Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу (их только 3). Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа. Ко второй категории двунадесятых праздников относятся 3 праздника:

– Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого Поста;

– Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг 6-й недели по Пасхе;

– День Святой Троицы, или Пятидесятница – отмечается через 7 недель, на 8-ю неделю (на 50-й день) после Пасхи и всегда в воскресенье.

Великие праздники (не относящиеся к двунадесятым)


Кроме двунадесятых праздников к Великим относятся праздники, занимающие вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице (их 5).

5 великих праздников (кроме двунадесятых)

– Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября,

– Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1 (14 января),

– Рождество Иоанна Крестителя – 24 июня (7 июля),

– память первоверховных апп. Петра и Павла – 29 июня (12 июля),

– Усекновение главы Иоанна Крестителя – 29 августа (11 сентября),

а также, согласно некоторым старым календарям, –

– преставление (кончина) ап.Иоанна Богослова – 26 сентября (9 октября),

– память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,чудотворца – 6 (19 декабря) и

– память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,чудотворца (перенесение его мощей из Мир в итальянский г.Бари) – 9 (22 мая).

Особо чтимые праздники или дни памяти святых


Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники:

– день памяти пророка Илии,

– святого великомученика Георгия Победоносца и других.

В православии по лику святости различают следующих святых:

Апостолы – Ученики Иисуса Христа. Различают 12 апостолов и апостолов от семидесяти (ученики Христа и его учеников).

Святители – Архиереи (епископы), прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью.

Благоверные – православные святые из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам (Александр Невский).

Преподобные – Монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь (постники, отшельники и т.п., как правило, монахи). Феодосий Печерский, Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

Блаженные – Христа ради юродивые (Подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение (в том числе публичное) людских пороков): Василий Блаженный, Блаженная старица Матрона.

Мученики – Люди, принявшие смерть за свою веру.

Страстотерпцы – Лица, принявшие мученическую кончину не за веру, возможно даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора). Почитается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам (пострадавшие от нечестивых единоверцев или безбожников). Борис и Глеб, последний русский император Николай II и его семья.

Великомученики – Мученики за веру, перенесшие особо тяжкие и продолжительные мучения.

Новомученики (пострадавшие за веру в годы гонений на религию в XX веке)

Священномученики – Мученики за веру из числа священников (Климент,папа римский).

Преподобномученики – Мученики за веру из числа монахов.

Преподобноисповедники – Монахи, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан.

Исповедники – Лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедники после перенесенных мучений оставались в живых.

Равноапостольные – Лица, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением народов в христианство (крестители).

Чудотворцы – святые, прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитвы к ним (Николай Угодник,Савва Сторожевский).

Праведные – Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь.

Бессребреники – Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (Косма и Дамиан).

из Ветхого Завета:

Пророки – Лица, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного – Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости.

Праотцы – Ветхозаветные патриархи, почитаемые как образцы благочестия. Родители и супруг Богородицы, апостол Иаков (брат Господень) также относятся к праотцам, но именуются Богоотцами (к богоотцам относят и царя Давида).

Богоотцы – библейские праведники, родственники Иисуса Христа по плоти (к ним относятся пророк Давид, праведный Иосиф Обручник,обрученный муж Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии).

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица.

Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно, но в православной русской традиции, особенно среди мирян, наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые,святые, канонизированные для почитания в рамках отдельной епархии, то есть не имеющие общецерковного почитания (Блаженная старица Матрона, илиМатрона Московская).

Дни памяти святых


25 января – Татьянин день

3 февраля – Преподобного Максима Грека

4-я нед. Великого Поста – Память преп. Иоанна Лествичника

3-я нед по Пасхе – Святых жен-мироносиц

5-я нед. Великого Поста – Святая грешница (память прп. Марии Египетской)

6 мая – Укротитель зла (память святого великомученика Георгия Победоносца)

1-я нед. по 50-це – Всех Святых

2-я нед. по 50-це – Всех Святых, в земле Российской просиявших

12 июня – Исаакий – дерзкий монах (исповедник Исаакий Долматский)

28 июня – Блаженные Мужи (Свв. Августин и Иероним)

7 июля – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

2 августа – Пророк Илия

28 и 24 июля – Крестители русской земли (святые равноапостольные благоверные князь Владимир и княгиня Ольга)

12 сентября – Проповедь о святом благоверном Князе Александре Невском; cв. Преп. Александр Свирский

8 октября – Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея Руси чудотворец

9 октября – Апостол Любви и Богословия (апостол и евангелист Иоанна Богослов)

19 октября – Апостол сомнения (апостол Фома)

22 октября – Рыцарь веры (память праведного Авраама праотца и племянника его Лота)

24 октября – Святые Зинаида и Филонилла

29 октября – Святой центурион (св. мученик Лонгин Сотник)

30 октября – Пророк милосердия (пророк Осия)

5 ноября – Апостол Иаков, брат Господень по плоти

9 ноября -«День Историка» (память прп. Нестора Летописца Печерского)

13 ноября – Первый российский новомученик (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров)

2 декабря – Память митрополита Московского и Коломенского Филарета

7 декабря – Екатерина – значит чистая

13 декабря – Апостол Руси (апостол Андрей)

12 декабря – Синайский Незлобивец (преподобный Акакий Синайский)

17 декабря – Покровительница артилерии (святая Варвара)

29 декабря – Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные

Родительские субботы (или Дни особого поминовения усопших)


Родительская суббота – особые субботы в календаре Православной Церкви, в которые предписывается творить поминовение всех умерших православных христиан. Суббота посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски – покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир.

Дни поминовения усопшего.

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства.

Особые дни поминовений новопреставленного – 3-й, 9-й и 40-й (при этом день кончины считается первым).

Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела.
В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни.
Существуют частные и общие поминовения усопших, установленные Святой Церковью. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами.

Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:
— Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей – родителей;
— Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.

Родительские дни как правило являются субботами потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам – день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.
Родительский день – день панихиды или особого всецерковного поминовения о всех усопших православных от Адама до наших дней.

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы согласно Уставу Православной Церкви совершаются пять раз в году:

1. Вселенская родительская суббота или Суббота мясопустная (суббота перед неделей о Страшном Суде). Она бывает за неделю до Великого поста. Первая вселенская родительсая суббота бывает на Мясопустной седмице и свое название получила по следующему за ней дню – «Недели мясопустной», т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста, или Суббота 2-я Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста, или Суббота 3-я Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста, или Суббота 4-я Великого поста

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого Поста – установлены Церковью чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыковенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.

5. Троицкая вселенская родительская суббота, или Суббота Троицкая – суббота перед праздником Пятидесятницы (днем Святой Троицы). Установление этой памяти также уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

Частные родительские дни

Частные родительские дни которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их три (Радоница, Поминовение православных воинов (29 августа) и Дмитриевская суббота).

1. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

2. Поминовение православных воинов, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

3. Димитревская родительская суббота, или Суббота Димитриевская – суббота перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан. 

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома для престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших.

В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них – это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и д’аруй им Царствие Небесное».

Другие христианские праздники 


Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.

Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово.

Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.

Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).

Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Источники:
Справочник православного человека. Вячеслав Пономарев
Православные праздники. Сергей Шуляк
www.pravoslavie.ru
Православные традиции и обряды. Т. М. Панасенко
Первая книга православного верующего. П. Е. Михалицын
Православные праздники. Е.Л. Исаева

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

18 великих православных праздников. Инфографика

Великими называются наиболее значимые церковные праздники. К великим праздникам относятся Пасха, двунадесятые праздники (12 важнейших праздников после Пасхи), а также великие недвунадесятые праздники.

18 великих православных праздников. Инфографика

Тематически праздники делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу), Богородичные и дни памяти святых.

По литургическому принципу внутри годового круга праздники делятся на непереходящие (всегда приходятся на определенное число месяца) и переходящие (дата их празднования зависит от дня празднования Пасхи).

Как правило, двунадесятые праздники и Пасха имеют предпразднство (по одному дню, кроме Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Предпразднства нет у Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы), попразднство (от 1 до 8 дней) и отдание. Кроме того, некоторые господские праздники предваряются и заключаются особыми субботами и воскресными днями.

Накануне обязательно совершается Всенощное бдение.

Условные обозначения

Двунадесятые18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. ИнфографикаНедвунадесятые

18 великих православных праздников. ИнфографикаГосподские

18 великих православных праздников. ИнфографикаДни памяти святых

Богородичные18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. ИнфографикаПереходящие

18 великих православных праздников. Инфографика

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

  •  

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

18 великих православных праздников. Инфографика

Скачать и распечатать:

18 великих православных праздников. Инфографика

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

двунадесятые праздники икона
Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы
Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня
Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова
Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня
Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня
Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим
Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня
Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня
Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классификация сценариев scp
  • Классификация праздников россии
  • Классификация православных праздников
  • Классификация календарных праздников
  • Классификация двунадесятых праздников