Классный час день адыгов 20 сентября сценарий

Материалы к проведению мероприятия, посвященного Дню адыгов. Классному руководителю, Мероприятия, 9 класс, Классный час, посвященный дню адыгов

Министерства просвещения, науки и по делам молодежи

Кабардино-Балкарской Республики

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 3»

(ГКОУ «Школа-интернат № 3» Минпросвещения КБР)

Классный час

для 9 класса

Тема: «Живут адыги на земле моей»

(проведён в рамках дня адыгов (черкесов) 19.09.2019 г.)

Учитель: Дзамихова З.А.

г. о. Нальчик

Цели:

• познакомить учащихся с историей происхождения праздника «День адыгов» и самих адыгов;

• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;

• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважение к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой.

Задача:

• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Оформление:

Выставка рисунков и книг, фотографий о Нальчике – столице КБР, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края.

Стихи поэтов Кабардино-Балкарии.

Музыкальное оформление.

Оборудование: презентация по теме, компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальные колонки.

Ход классного часа

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

— Добрый день, ребята! Сегодня у наш урок посвящен Дню адыгов: с недавних пор 20 сентября считается праздником – Днем адыгов. Мы с вами с поговорим о народе, издавна славящимся своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.

Видео 1

— Но вначале я хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах. (Заранее учитель распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их происхождении, культуре).

 III. Сообщения учащихся об адыгах.

1 ученик

Ады́ги (Черкесы), самоназвание адыгэ) — народ, разделенный в России на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи 2002). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский).

В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами Карачаево-Черкесии.

Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными» народами.

Черкесы (адыги) КЧР — это черкесские субэтносы бесленеевцы и кабардинцы; в Адыгее и Краснодарском крае — абадзехи, бжедуги, кемиргоевцы, шапсуги, кабардинцы, в КБР — кабардинцы.

2 ученик:

Происхождение

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIV—XV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).

Кроме России адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов, осетин, чеченцев и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750 тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском языках, исповедуют ислам суннитского толка.

3 ученик:

Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ:

— Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:

— Почему вы до сих пор не приходили?

— Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьэщ1эр псом япэщ» (Гость прежде всего)

— «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», — подумал бог.

— За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, — сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка, и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.

— Так адыги получили божию землю. 

Учитель: презентация 1 сл.1-7

Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.

Большая часть населения КБР – кабардинцы, которые издавна славятся своим гостеприимством, вкусными блюдами и уважением к старшим. На протяжении многовековой истории адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и довольно богатый ассортимент национальных блюд.

Сл.8-16 С древнейших времен они занимались скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно, оказывало влияние на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное место заняли блюда из баранины, говядины и птицы, а также молочные и растительные. Издавна адыги любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, персики, виноград, орехи и т.д.

Употребляя фрукты как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из них целебное значение. Адыги, как и все народы, соблюдали определенный порядок приема пищи: завтрак, обед и ужин. Обычно завтрак состоял из калмыцкого чая с пышками (щалям) или хлебом, свежего сыра. Иногда подавали жареный сыр с луком или яичницу, нередко – отварную или жареную баранину, говядину. Обед готовили преимущественно из мясных блюд. На ужин употребляли мясные, молочные или мучные сладкие блюда.

Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».

Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес».

И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, правила и нормы поведения, где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.

Если где – то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг, —

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой,-

У адыгов обычай такой.

1 ученик.

Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,

И на добро ответь добром.

Но глуп, кто любит всех подряд,-

Так кабардинцы говорят.

2 ученик.

В беде любому помоги,

Не лги врагу, себе не лги,

Ложь – не спасенье, а яд, —

Так кабардинцы говорят.

3 ученик.

С лица смывает грязь вода,

С души – не смоет никогда,

Не сможет грязи смыть наряд,-

Так кабардинцы говорят.

4 ученик.

Оставь свой след в чужой судьбе.

Пускай же в память о тебе

Деревья весело шумят,-

Так кабардинцы говорят.

5 ученик.

Все на земле имеет вес.

Слова свои сначала взвесь,

Тогда они и прозвучат,-

Так кабардинцы говорят.

6 ученик.

Отчизну матерью зовем.

Что выше есть и что святее!

Нигде не забывай свой дом

Каких бы не искал путей.

7 ученик.

И мать, и Родина – одна –

От колыбели нам дана.

Они навек в сердцах царят,-

Так кабардинцы говорят.

Учитель:

Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ — системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.

Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах:

1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут).

2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр — насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье).

3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями.

4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством.

5. Изучение природы, народной медицины.

6. Трудолюбие и предприимчивость.

7. Святость родства и родовых связей.

8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Требования адыгской этики по отношению к старшему (беседа с учащимися)

Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола.

В присутствии старших младший не садится.

В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор.

В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются.

Скромность, немногословность — достояние адыгской этики.

Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются.

Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо.

Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Подводя итог всему сказанному, стоит поговорить о знаменитых представителях этого рода, прославивших адыгов на весь мир. Презентация2 под музыку 1

Национальный танец (джэгу) по песню А.Бекова «Сэ адыгэу сыкъал1хуащ»

Муниципальное
казенное образовательное учреждение

для
детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 66/1»

                                                                                                                                          
Утверждаю

                                                                              
Директор МКОУ

             
                                                                        «Прогимназия
№ 66/1»

                                                                                                                                    
_____________   
Акежева О.Б.

Классный
час

для
1 класса

Тема:  «Край
мой родной — Кабарда»

(проведён 
в рамках  дня адыгов (черкесов) 19.09.2016 г.)

                                                                             
      Учитель: Махотлова А. И.

г.
о. Нальчик

Тема: «Край мой родной – Кабарда»

Цели:

• познакомить
учащихся с историей происхождения праздника «День адыгов» и самих адыгов;

• воспитывать и
прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями,
традициями;

• развивать такие
нравственные качества учащихся, как уважение к старшим, доброта, трудолюбие,
честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение
видеть прекрасное рядом с собой.

Задача:

• помочь учащимся
понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий
мир.

Оформление:

Выставка
рисунков и книг, фотографий о Нальчике – столице КБР, портреты знаменитых людей
– уроженцев родного края.

Стихи
поэтов Кабардино-Балкарии.

Музыкальное
оформление.

Оборудование: презентация
по теме, компьютер, мультимедийный экран, проектор, музыкальные колонки.

Ход классного часа

Звучит песня
Азамата Бекова « Сэ адыгэу сыкъалъхуащ»

I. Оргмомент.

II. Вступительное
слово учителя.

  — Добрый день,
ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами познакомимся с нашими предками.
У вас, наверное, возник вопрос – «Мы разве не знакомы с ними»? Опережая ваш
вопрос, отвечу – не совсем. Может быть, вы и знаете, кто такие адыги, но,
наверное, не знаете, что некоторые из них живут за границей, не знаете об их
культуре, о традициях. Узнаете и о таком понятии, как «Адыгский этикет».

— В связи с
многочисленными обращениями граждан Кабардино-Балкарской Республики и с учётом
пожеланий адыгских (черкесских) общественных организаций глава республики Юрий
Коков подписал указ об объявлении 20 сентября Днём адыгов (черкесов), и наше
сегодняшнее мероприятие посвящено этому празднику.

 Наш урок пройдет
в классе как обычно и все — таки наши классные стены раздвинутся, и мы совершим
путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и
славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.

— Но вначале я
хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах.  (Заранее
учитель  распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их происхождении,
культуре).  
III.
Сообщения учащихся об адыгах.

1 ученик

Ады́ги (Черкесы),
самоназвание адыгэ) — народ, разделенный в России на адыгейцев, кабардинцев,
черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи
2002). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других
странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5
до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо-адыгскую
языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и
восточный (кабардино-черкесский).

В советское время
Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на
одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа –
«кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось
только за черкесами Карачаево-Черкесии.

Черкесы так и не
получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах
Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край,
Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея,
Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными»
народами.

Черкесы (адыги)
КЧР — это черкесские субэтносы бесленеевцы и кабардинцы; в Адыгее и
Краснодарском крае — абадзехи, бжедуги, кемиргоевцы, шапсуги, кабардинцы, в КБР
— кабардинцы.

2 ученик:

Происхождение

Предки адыгов
(зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II
тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший
в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь
зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и
латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном
наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем
касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию
кæсæг, а их самих соответственно кæсгон). В XIII в. распространяется
монгольское название черкесы. В XIV—XV вв. часть адыгов заняла земли в
окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана,
к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической
основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек
Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким
образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного
Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань,
Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).

 Кроме России
адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем
Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов,
осетин, чеченцев и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены
компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая
численность адыгов оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750
тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском
языках, исповедуют ислам суннитского толка.

3 ученик:

Адыги  издревле  проживают
в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил
адыгейский народ:

— Когда бог
распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними.
Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:

— Почему вы до сих
пор не приходили?

— Мы принимали
гостей, а по адыгскому обычаю «Хьэщ1эр псом япэщ» (Гость прежде всего)

— «Если они
настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за
гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», — подумал бог.

— За ваш
прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам,
которые я себе оставил, — сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда
не будете испытывать недостатка, и всегда с достоинством будете принимать своих
гостей.

— Так адыги
получили божию землю.  (Презентация на тему – природа КБР)

Учитель:

Действительно, это
очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, бурные реки, пышная
растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными
вершинами.

Большая часть
населения КБР – кабардинцы, которые издавна славятся своим гостеприимством,
вкусными блюдами и уважением к старшим. На протяжении многовековой истории
адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и довольно богатый
ассортимент национальных блюд. С древнейших времен они занимались
скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно, оказывало влияние
на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное место заняли блюда
из баранины, говядины и птицы, а также молочные и растительные. Издавна адыги
любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно выращивали яблоки, груши,
сливы, вишни, персики, виноград, орехи и т.д.

 Употребляя фрукты
как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из них целебное значение.
Адыги, как и все народы, соблюдали определенный порядок приема пищи: завтрак,
обед и ужин. Обычно завтрак состоял из калмыцкого чая с пышками (щалям) или
хлебом, свежего сыра. Иногда подавали жареный сыр с луком или яичницу, нередко
– отварную или жареную баранину, говядину. Обед готовили преимущественно из
мясных блюд. На ужин употребляли мясные, молочные или мучные сладкие блюда.

Путешественники
восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли
происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».

Черкесы очень
красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев
красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого
ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес».

И под стать этой
красоте адыги создали прекрасные обычаи, правила и нормы поведения, где младший
уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство,
человечность – главные добродетели.

Если где – то в
кругу молодых

Держит речь
седовласый адыг, —

Ты не вздумай его
перебить,

Уважай его возраст
седой,-

У адыгов обычай
такой.

1 ученик.

Будь щедр, как
сад, будь добр, как дом,

И на добро ответь
добром.

Но глуп, кто любит
всех подряд,-

Так кабардинцы
говорят.

2 ученик.

В беде любому
помоги,

Не лги врагу, себе
не лги,

Ложь – не
спасенье, а яд, —

Так кабардинцы
говорят.

3 ученик.

С лица смывает
грязь вода,

С души – не смоет
никогда,

Не сможет грязи
смыть наряд,-

Так кабардинцы
говорят.

4 ученик.

Оставь свой след в
чужой судьбе.

Пускай же в память
о тебе

Деревья весело
шумят,-

Так кабардинцы
говорят.

5 ученик.

Все на земле имеет
вес.

Слова свои сначала
взвесь,

Тогда они и
прозвучат,-

Так кабардинцы
говорят.

6 ученик.

Отчизну матерью
зовем.

Что выше есть и
что святее!

Нигде не забывай
свой дом

Каких бы не искал
путей.

И мать, и Родина –
одна –

От колыбели нам
дана.

Они навек в
сердцах царят,-

Так кабардинцы
говорят.

IV. Знакомство с
жизнью, бытом и традициями адыгов.

А вот основа жизни
адыгов — это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка.

Сценка.

Ведущий.

У одного богатого
отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое,
одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец
отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в
год.

Отец.

— Салам алейкум!

Будь добр, помоги
моему горю. Приучи сына к труду.

Кабардинец.

— Алейкум салам!

Оставляй его
добрый человек.

Ведущий.

Но за год сын — лентяй
ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он
выполнил. Через год говорит юноше:

Кабардинец.

— На тебе золотой,
ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.

Ведущий.

Приезжает сын
домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

Отец.

— Посмотрим,
какова цена золотого (бросает монету в  реку), а сын песню напевает.

Ведущий.

На другой год отец
отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

Отец.

— Посмотрим какова
цена золотого. (Бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

Ведущий.

— На третий год
отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил
никакой платы.

Хозяин.

— Надо зерно на
мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами
съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

Ведущий.

— Так прошел год.
Сын — лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

Хозяин.

— Вот тебе два
золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

Ведущий.

— Пришел сын к
отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их
в реку, как сын бросился к нему и сказал:

Сын.

— Не бросай, отец,
эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Ведущий:

Так из поколения в
поколение учат труду в адыгских семьях. И это стало традицией.

Учитель:

Много есть на
свете  хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у
него и Родина. У каждого человека есть Родина. И у каждого она своя. У одного –
это Москва – ее широкие улицы и высокие дома, у другого – это небольшое село, с
березовым лесом и чистыми водами. И трудно сказать, чья родина лучше, красивей,
дороже.  Наш край – часть огромной страны. Эта страна – Россия. Столица нашей
большой Родины – Москва (Звучит песня “С чего начинается Родина”).

8
ученик:

Нет
на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.

Ведущий:

 
Наша Кабардино-Балкария является частью этой большой страны.

9
ученик:

Привет
тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

10
ученик:

Привет
тебе, народ родимый!
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе, мой край родной!

Учитель.

Но маленькая
Кабардино — Балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество
и гордость, если бы не Россия. Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло
малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык. И Кабардино –
Балкария, находясь в центре Северного Кавказа, тесно связана с казачеством и
русским народом. Наша с вами малая родина  – КБР, чудесный, благодатный край.
Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край,
в котором живут больше 100 национальностей, и все они стремятся сделать нашу
КБР ещё лучше, богаче и красивее.

В России всем
хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы
сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

1
ученик:

Земля
моих предков – моя Кабарда,
Люблю я тебя и горжусь я тобой,
Всей жизнью своей и всем счастьем
Я слит неразрывно с твоею судьбой.

2
ученик:

Связала
нас дружба, мы трудимся, строим, —
Дружны кабардинец и русский всегда.
Живет под счастливой кремлевской звездою
Средь братских республик  моя Кабарда.

3
ученик:

И
отвечали вольные ветры:
“Много мы видели,
Много летали
Только Отчизны,
Похожий на нашу,
Нет, не видали,
Нет, не видали”.

4
ученик:

Поезжай
за моря-океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Ведущий:

Красив наш край!
Прекрасны Кавказские горы. Наша земля дает богатые урожаи. Чистые воды в наших
быстрых реках. Много у нас городов и сел. Трудолюбивые люди живут на нашей
земле. Они растят хлеб, фрукты и овощи. Они работают на фабриках и заводах, в
магазинах и на дорогах. Они учат детей. Они изучают мир. Они хотят, чтобы наш
край был еще краше!

5
ученик:

Кабардино-Балкария
– это славные люди!
Это сила, лежащая в гуще садов.

Кабардино-Балкария
– это отрадные будни,
Это шум небольших, но родных городов. (Звучит песня: «Адыги на земле моей
живут…»
)

Ведущий:

Между Черным и
Каспийским морем находится обширный горный край, который называется Кавказ. От
моря и до моря с запада на восток тянется высокий хребет с вершинами,
увенчанными белоснежными шапками вечного льда и снега. С давних времен здесь
живут кабардинцы и балкарцы, русские и украинцы, живут как добрые соседи, как
хорошие друзья.

В настоящее время
в нашей республике печатаются книги, газеты и журналы на трех языках:
кабардинском, балкарском и русском, на трех языках говорит радио и телевидение.

6
ученик:

Земли
плодородные,
Реки быстроводные.
Жизнью мне приказана
Навеки полюбить!

7
ученик:

Сторона
родимая,
Кабарда любимая.
Солнце твое ясное
И верные пути.

8
ученик:

На
дорогу ясную
Строить жизнь прекрасную.
Вышла ты, страна моя,
Судьбу свою творить.

Ведущий:

Красив и богат
этот горный край Кабардино-Балкарии. Основной достопримечательностью нашего
края является гора Эльбрус. Величественная вершина Эльбруса еще в древности
манило к себе людей. Она купается в золоте первых лучей утренней зари. Эльбрус
называют “Горой счастья”.  Эльбрус – наша гордость, наша краса.   (Тихо звучит
песня «Эльбрус красавец»

9
ученик:

Старый
дедушка Эльбрус!
Покажись нам в час восхода.
Облако в тяжелый груз
С плеч стряхни, седобородый.

10
ученик:

Родники
в ущельях бьют.
Много рек на горных склонах.
Вечной свежести приют
В глубине лесов зеленых.

Ведущий:

У
каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он
родился.

Любовь
к Родине начинается с любви к родному краю.

11
ученик:

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края.

(Исполняется
национальный танец)

Ведущий:

Дороги во все
ущелья, ко всем красотам республики начинаются в городе Нальчике, столице
Кабардино — Балкарии.  «Нальчик» в переводе с кабардинского и балкарского
языков означает «подкова», т.к. географически город расположен в полукруге гор,
напоминающем подкову. Подкова и стала эмблемой города.

12
ученик:

Нальчик,
светлый, молодой,
Я с тобою вместе рос.

Здесь
с любимой над рекой
Я бродил до поздних звезд.

13
ученик:

Любовался,
как в огнях
Ты светился среди скал.
Блеск от искорки в глазах
У любимой замечал.

14
ученик:

Далеко
нас в тихий парк
Уводил аллей изгиб.
Помню смех и говор пар,
Шелест хвои, запах лип.

15
ученик:

Мой
Нальчик! Горный город мой.
Всех ближе, всех любимей!
Вновь повстречался я с тобой весной
Под липами твоими.

16
ученик:

К
тебе вернулся старый друг,
И вот студент я снова…
Вершины стали в полукруг,
Плясать они готовы.

Пусть
зимний ветер этот стих
Закрутит меж расселин,
Мой Нальчик, ты в стихах моих
Пребудешь вечно зелен!

(Звучит песня о Нальчике)

Ведущий:

Кабардино-Балкария
– край белоснежных Кавказских гор и долин. В этот край были влюблены Пушкин и
Лермонтов, Лев Толстой и Грибоедов.

Мы
желаем всем жителям республики чистого неба, тепла, процветания, удачи и
счастья.

V. Заключение.

Ведущий:

В
заключение нашего праздника мы проведем игры и разгадаем кроссворд.

Игра «Ремонт»

Кому принадлежат эти имена? Что ты знаешь
о нартах?

С.ср.к.?

СОСРУКО

С.т.н..?

САТАНЕЙ

Тл.пш?

ТЛЕПШ

.д..х?

АДИЮХ

Д.х.н.г.?

ДАХАНАГО

.ш.м.з?

АШАМАЗ

Б.д.н.к.?

БАДЫНОКО

.з.рм.с?

УЗЫРМЕС

К..ц.к?

КУЙЦУК

М.мл.ч.пх?

МАМЛЫЧИПХ

Игра «Угадай названия населенных пунктов КБР»

МЕГЕЧ

ЧЕГЕМ

КЕРЕТ

ТЕРЕК

СЕДОКУЛАЗ

ЗАЛУКОДЕС

ОВОКАМРАС

САРМАКОВО

ХОЗНОВОЕ

СОВХОЗНОЕ

ЖИНКУРКУ

КУРКУЖИН

ЛАНЕДЖ

ДЖЕНАЛ

АКЛАМ

МАЛКА

ЗАБАХ

ХАБАЗ

НАСКАБ

БАКСАН

Разгадайте кроссворд:

Тип
рельефа Кабардино-Балкарии.

Город
КБР.

Село
КБР.

Самая
высокая вершина Европы.

Река
КБР.

Государство,
с которым граничит КБР на юге и юго-западе.

Название
главного хребта на Кавказе.

http://festival.1september.ru/articles/512210/img1.gif 

Ведущий:

Молодцы
ребята! Вы прекрасно справились с заданиями.

18
ученик:

Край
мой любимый,
Отчий мой дом.
Край мой родимый,
Отчизна моя!

19
ученик:

Кабарда
моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой.
Край мой родной – Кабарда!

VI. Подведение
итогов.

Учитель:

Вот и подошло к
концу наше путешествие, на протяжении которого мы  каждым словом пытались
понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами.
И слова,  написанные на плакате,  подводят нас к решению этой задачи.

Мне бы очень
хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые
переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. 
(Ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)

Спасибо вам всем
огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!

(Праздник заканчивается песней “Край мой родной –
Кабарда!”)

Муниципальное
казенное образовательное учреждение

для
детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 66/1»

Отчет
о проведении

классного
часа

для
1 класса

Тема:  «Край
мой родной – Кабарда»

(проведён 
в рамках празднования дня  адыгов (черкесов) 19.09.2016 г.)

                                                      
                        Учитель: Махотлова А. И.

г.
о. Нальчик

Отчет

о проведении
классного часа
«Край мой родной – Кабарда»,

посвященного дню
адыгов (черкесов) в 1 классе

   Целью мероприятия было сформировать у
учащихся интерес к истории, обычаям и традициям адыгского народа, воспитание
чувства уважения и любви к своей Родине.

  20 сентября  
Кабардино — Балкария отмечает День адыгов – молодой праздник, указ об
учреждении которого был подписан главой республики в 2014 году. Во всех городах
и районах КБР пройдут народные гуляния, спортивные состязания, танцевальные
представления. Во всех образовательных учреждениях проводятся тематические
внеклассные мероприятия, наша Прогимназия тоже не исключение.

   На классном
часе, проведенном в 1 классе, был представлен богатый материал, из которого
дети узнали много интересного о жизни адыгов.

На протяжении
многовековой истории адыги, как и другие народы, выработали своеобразный и
довольно богатый ассортимент национальных блюд. С древнейших времен они
занимались скотоводством, птицеводством и земледелием. Это, естественно,
оказывало влияние на подбор и особенности народных блюд, среди которых главное
место заняли блюда из баранины, говядины и птицы, а также молочные и
растительные. Издавна адыги любили крупяные и мучные приготовления. Они охотно
выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, жерделу, персики, виноград, орехи и
т.д. Употребляя фрукты, как в свежем, так и в сушеном виде, придавали многим из
них целебное значение. Адыги, как и все народы, соблюдали определенный порядок
приема пищи: завтрак, обед и ужин. Обычно завтрак состоял из калмыцкого чая с
пышками (щалям) или хлебом, свежего сыра. Иногда подавали жареный сыр с луком
или яичницу, нередко – отварную или жареную баранину, говядину. Обед готовили
преимущественно из мясных блюд. На ужин употребляли мясные, молочные или мучные
сладкие блюда.

На классном часе 
были показаны качественные презентации по истории адыгов, высказывания великих
людей о черкесах, использованы красивые песни известных исполнителей.
Оформление хорошее и проведена огромная предварительная работа.  

   На страницах
календаря появляется новый праздник, к которому всей душой стремился адыгский
народ.  Нет сомнения в том, что пройдёт время, и каждый из нас будет добрым
словом вспоминать этот день. Это праздник не только адыгского народа, это
праздник всех народов, живущих в Кабардино-Балкарии, потому что мы – истинные
братья.

   По словам главы
нашей республики, «…этот праздник олицетворяет весь исторический путь адыгского
народа, который, несмотря на непростые испытания, сохранил национальные корни,
язык, культуру и духовный потенциал. Ныне адыги живут в разных уголках планеты
и повсюду демонстрируют бережное отношение к национальным традициям,
приверженность идеалам мира, добра и справедливости, вносят достойный вклад в
развитие экономики, образования, культуры и спорта.

История адыгов
неотделима от судьбы многонационального народа Российской Федерации. Мы вместе
выдержали испытания временем и сегодня строим будущее нашей страны…»

   Современный быт
адыгов преимущественно отличается от тех времен, когда вся жизнь рода была
пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лету, но остались
те, которым адыги следуют, и по сей день — это уважение старших, забота о
женщине и детях, уважительное отношение к другим народам.

Благодаря этим
обычаям в нашей Республике царят мир и согласие.

Слайды из
презентаций в 1 классе

  

      

    

О символике КБР и
ее достопримечательностях рассказывают ученики

Урок на тему: «Адыги».

Цели:
• познакомить учащихся с историей Адыгов

• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как  уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему.

Задача: 
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

ХОД УРОКА:

Звучит песня « Сэ адыгэу сыкъалъхуащ»

Добрый день, ребята, дорогие гости!

Фи махуэ ф1ыуэ ди хьэщ1э лъап1эхэ, ц1ык1ухэ! Ц1ыхур дунеим кьытохъуэри гъащ1эу къыхуиухар къегъащ1э.

— Ди къэралым щ1эуэ зы махуэшхуэ къэнэхуащ.

— В связи обращениями граждан Республики и с учётом пожеланий адыгских (черкесских) общественных организаций подписали указ об объявлении 20 сентября Днём адыгов (черкесов).

 Ат1э ди махуэшхуэр ,тхыдэм щепхак1э,нобэрей ди зэхуэзэр ек1уэк1ынущ бзит1, адыгэбзэрэ урысыбзэрэ къэдгъэсэбэпу.

Наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством. 
 Ар ди Шэрджэс ! Ди зэ1ущ1эр Хэкум теухуа зы уэрэд дахэк1э къызэ1утхынщ.

Аддэ, зы зэман гуэрым Каспий тенджызымрэ тенджыз Ф1ыц1эмрэ я зэхуаку дэлъ щ1ыналъэм зыл1 и быну, лъэпкъ пщык1ут1у зэхэт ди адыгэр щыпсэугъат,лажьэрэ шхэжу, я щхьэхуитыныгъэр ихъумэжу.

-Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгский народ.

Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:
— Почему вы до сих пор не приходили?
— Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьэщ1эр псом япэщ»
— «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», — подумал бог.
— За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, — сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка  и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.
— Так адыги получили божию землю. 
(Презентация– природа КЧР)

Это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, , бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.
Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».
Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес».

Ди жэнэт щ1ып1э дахащэм шыпсэу ц1ыхухэм ятехуауэ игъэхьэзыра лэжьыгъэм иджыпсту щыгъуазэ дыхуищ1ынущ Джэдмышх Даринэ.

Презентация (Гедмишхова на тему люди)

 И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, правила и нормы поведения. 
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.

 Едвгъэгъэк1уэк1ыт ат1э зэпеуэ, ди щ1алэхэмрэ хъыджэбзхэмрэ. Ди лъэпкъ хабзэхэр, ди псалъэжьхэр, нэщэнэхэр дэтхэнэм нэхъыф1у ищ1эу п1эрэ .Хабзэм дэри дытек1ынкъым япэ щ1алэхэмк1э къыщыщ1эдзэнщ.

Ди щ1алэхэмк1э къыщ1эдзэнщ.

 Дауик1 ди сабийхэм адыгэхэм ижь зэманым къыщыщ1эдзауэ ди нобэм къэсыху къадэгъуэгурык1уа хабзэ псори къыджа1акъым,зыгуэр фэ фщ1эуэ къытхэфлъхьэфыну нобэ……

Дауик1 хабзэр лъэпкъым я набзэщ, я бзыпхъэщ,я нэмысщ,я гъащ1э гъуазэщ. Лъэпкъым хабзэф1 и1эмэ, узыншэщ,щ1эблаф1эщ,къэк1уэн и1эщ.

Подвести итоги викторины….

Апхуэдиз хабзэмрэ нэмысымрэ щек1уэк1 ди щ1ып1эм дауик1 усэ мащ1э хузэхалъхьакъым. Дедэ1уэнщ ди еджак1уэ ц1ык1ухэр а усэхэм къызэрытхуеджэм.

-А вот основа жизни адыгов — это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка.

Адыгэхэм щ1эблэ щагъасэк1э 1эмал зэмыл1эужьыгъуэхэр къагъэсэбэпырт. Мы таурыхъ ц1ык1ури абы и щыхьэтщ.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному хозяину в работники за один золотой в год.
Отец. 
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.

Наша с вами малая родина – Карачаево-Черкессия, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов.
Ди лъэпкъыр сыт щыгъуи зэрызэджэжу щытар – адыгэщ, бзэуэ я1урылъар адыгэбзэщ; гъащ1э щ1ык1эу, гъэпсык1эу ,дуней тетык1эу, ц1ыху зэхущытык1эу я1ар адыгагъэщ, адыгэ хабзэщ. Нобэ ди сабийхэм зыхуагъэзэну хуейщ адыгэ лъэпкъым хъуэхъук1э.

-Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы  каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате  подводят нас к решению этой задачи.

Адыгэ хабзэр тк1ийуэ,псоми язэхуэдэу зэрыщытам и щыхьэт псалъэжь 1эджэ ди деж къэсащ.«Хабзэмыщlэ емыкlухьщ», « Хабзэм къемызэгъыр и бийщ», «Хабзэмыщ1э щ1ык1ейщ», «Хабзэжь Хэкужь къранэркъым».Адыгэ хабзэр илъэс минхэм къыпхрык1а , гужьеигъуэми, к1уэдып1эми сыт щыгъуи адыгэр къизыша ф1ыгъэшхуэщ, напэщ.

МКОУ «СОШ №31 им. Нри Цагова

День памяти адыгского народа — жертв Кавказской войны».

Разработка учителя

начальных классов

Дзуганова О.М.

2016 – 2017 учебный год

Смеётся без шума, без звона!

Умрёт без жалкого стона!

Плачет сухими слезами!

Человек, рождённый горами!

Адыги одними из первых на Северном Кавказе установили дружеские отношения с Россией, что выразилось, в том числе, в их совместной борьбе против крымско-турецкой агрессии. Однако проводимая со второй половины XVIII века царским самодержавием военно-колониальная политика вызвала законное противодействие, вылившиеся в национально-оборонительное движение адыго-черкесских и других северокавказских народов, которое приняло особенно широкий размах в XIX веке, войдя в историю под названием Кавказской войны.

Первыми жертвами этой безжалостной войны стали кабардинцы. К 30-м годам в результате карательных экспедиций царских войск Кабарда была полностью разорена. Такой же участи подверглись и западные адыги, убыхи, абадзины.

О Кавказской войне достаточно хорошо известно. О ней писали историки, ученые, классики русской литературы.

Кавказу.

Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!…
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.

М. Ю. Лермонтов

Колониальный характер войны и жестокость ее ведения по существу никем не оспариваются. Да и тема эта уже давно стала достоянием истории. Не один раз в стране поменялось государственное устройство, и каждая вновь приходящая власть отказывала в легитимности уходящей.

Давно уже не с кого спрашивать за массовые преступления военных против мирного населения. Лишь немногие из ныне живущих смогут хотя бы проследить свой род до того времени, когда творились эти злодеяния. Империя, покорение новых земель, расширение России Далекая наша история.

21 мая 1864 года в местечке, которое ныне называется Красная Поляна, близ Сочи, было объявлено об окончании Кавказской войны.

Последствия этой самой длительной и кровопролитной войны вылились в полные драматизма и печали события, связанные с насильственным выселением адыгов за перделы своей родины, которое сопровождалось массовой гибелью изгнанников от голода, холода и болезней.

Невозможно подсчитать все потери, тем более невозможно осмыслить необъятную трагичность кавказской драмы.

Специальными постановлениями Верховных советов Кабардино-Балкарии, Карачаево — Черкессии, Адыгеи 21 мая был объявлен Днём памяти адыгского народа – жертв кавказской войны.

И, если в этот день каждый из нас почувствует себя хоть немного черкесом, и если нам хватит мудрости и душевной щедрости понять боль в горести балкарского, русского и любого другого народа и радость другого.

Война и молитва

Случалось, помню, в дни войны не раз,

В тот час, когда в родном селенье где-то

Свершала мать обычный свой намаз,

Нас в бой вела сигнальная ракета.

Молилась мать, молила за меня,

Чтоб я домой скорее воротился,

Чтоб невредимым вышел из огня,

И луч надежды перед ней светился.

Сгорали в мире города дотла,

Друг с другом целые народы бились,

Кровь сыновей людских текла, текла,

А матери молились и молились.

И как бы ни менялись времена,

Во все века бывало так от века,

Молитва сотворялась, шла война,

О том свидетельствуя, как трудна

Жизнь человека.

№ 1. Звучит музыка

Ведущий 2: Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в историю  мира, как самый свободолюбивый, гордый и отважный народ.

Ведущий 1: Мой современник как много нам надо,

Чашу познаний испитый до дна,

Мой соплеменник Эльбруса громада

Даже из космоса будет видна.

Близится нашего века вершина, В завтрашний день устремлен человек. Но… заиграла бессмертная пшина И возвратила нас в нартовский век.

Под музыку выходят нарты с Черкесским флагом

Ведущий 2: О нарты! Как вас было много

                        У этой любимой земли:

                        Сосруко и ты, Бадыноко,

                        Отважные предки мои.

Ведущий 1:   И в небе легенд непомеркшем

                        Витает загадочный дым,

                        И пламя, раздутое Тлепшем,

                        Пылает рассветом моим.

Ведущий 2: О, кто же вас, нарты, не помнит,

                        Раз, ваши твердя имена,

                        Вставали на труд и на подвиг

                        Адыги во все времена?!

Ведущий 1: И сгинул народ наш давно бы,

                        Но рядом невидимо шли

                        Сосруко и ты, Бадыноко,

                        Отважные предки мои!

Музыка № 2

Ведущий 2: Двенадцать звезд и три перекрещенных стрелы на зеленом полотнище – Черкесский флаг, развивающийся над черкесами вот уже 184 года.

Песня «Адыгэ уафэ»

Ведущий 1: С древних времен в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе проживали 12 племен, которые и образовали адыгскую национальность.

Ведущий 2: Каждая народность гордится своими истоками. И действительно, в истории любого народа есть чем гордиться. Адыгский народ — один из самых древних. Высокая нравственная культура адыгов, мудрость, на которой она основана, подтверждают величие этого многовекового опыта.

Ведущий 1: Адыгский этикет известен в мире как глубоко продуманный, упорядоченный, церемониальный. Адыгские джигиты виртуально владеют кинжалами, в мирных целях. Если вы видели танец с кинжалами, то вы согласитесь, что это захватывающее зрелище.

Ведущий 2: Также настоящие адыгские джигиты владеют музыкальными инструментами, в частности барабанами. Перед вами выступают ученики 9 а класса, Кашев Мухамед и Пачев Азамат.

(игра на барабане).

У адыгов обычай такой

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой –

У адыгов обычай такой.

 Если гость постучит у двери,

Гостю сердце свое отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой –

У адыгов обычай такой.

Если строить решил себе дом,

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех – как пушинка оно.

Встанет радостный дом над рекой –

У адыгов обычай такой.

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой –

У адыгов обычай такой!

В дружбе преданным будь до конца,

Не поддерживай в споре глупца,

Тайны сердца храни под замком,

Слово мудрых блюди, как закон,

Пустяками их не беспокой –

У адыгов обычай такой!

Ведущий 1: В результате Русско-кавказской войны, которая длилась больше 100 лет и завершилась выселением основной части адыгов в Османскую империю, сегодня адыги оказались разбросаны по всему миру. Но где бы они ни находились, адыги доказывают всем, что они являются достойными потомками своих предков.

Ведущий 2: И ученики нашей школы не исключение. Сегодня на нашем мероприятии мы будем чествовать лучших учеников нашей школы — наших отличников. Начинаем церемонию награждения.

Музыка № 4 фанфары Вынос медалей

Ведущий 1: Итак, на церемонию награждения приглашаются отличники школы.

Музыка № 5 Выход отличников.

Ведущий 2: Слово предоставляется директору школы Бегиеву Замиру Ауладиновичу.

Ведущий 1: По традиции всем отличникам вручаются медали, а с этого года по инициативе директора школы, Бегиева Замира Ауладиновича, учреждена премия 10 отличникам возглавившим рейтинг успеваемости в размере 1 000 рублей.

Музыка № 5 Фанфары

Ведущий 2: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Балкизов Роман.

Ведущий 1: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Дышеков Алим.

Ведущий 2: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Увижев Ислам.

Ведущий 1: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Кодзева Самира.

Ведущий 2: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Тенгизова Дисана.

Ведущий 1: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Мготлова Алина.

Ведущий 2: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Харзинова Регина.

Ведущий 1: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Кушхова Дисана.

Ведущий 2: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Казанова Дана.

Ведущий 1: Медалью за отличные успехи в учении, дипломом и денежной премией в размере 1000 рублей награждается Ардавова Камила.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Абидова Ясмина.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Карданова Лианна.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Калибатова Дарина.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Шибзухов Карим.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Цзуй-де-Цуй Элина.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Думанишева Илона.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Саракуев Сафар.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Гонгапшева Динара.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Гогунокова Дарина.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Аюбова Зайнаб.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Берова Дисана.

Ведущий 1: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Гогунокова Адина.

Ведущий 2: Медалью и грамотой отличные успехи в учении награждается Машитлов Азамат.

Стихотворение Харзинова Р.

Ведущий 1: Испокон веков адыги уделяли большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Соблюдая наши обычаи и традиции, родители наших отличников успешно справляются со своими обязанностями, и мы хотели бы поблагодарить их за это.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Абидовой Ясмине вручается Абидовым Муссе Руслановичу и Марьяне Джабраиловне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Кодзевой Самиры вручается Кодзевым Тимуру Хачимовичу и Залине Каральбиевне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Кардановой Лианы вручаедся Кардановым Анзору Руслановичу и Марьяне Аликовне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Калибатовой Дарины вручается Калибатовым Юрию Мусовичу и Марианне Мухамедовне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Шибзухова Карима вручается Шибзуховым Руслану Залимгериевичу и Светлане Мухадиновне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Цзуй-де Цуй Элине вручается Цзюй-де-Цуй Владиславу Владимировичу и Ирине Аслановне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Балкизова Романа вручается Балкизовым Мусарби Сафарбиевичу и Ирине Магомедовне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Думанишевой Илоны вручается Думанишевым Руслану Хазраиловичу и Марьяне Арзионовне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Саракуева Сафара вручается Саракуевым Суфьяну Солтановичу и Ларисе Джамаловне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Дышекова Алима вручается Дышековым Мухамеду Аминовичу и Рите Альбертовне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Увижева Ислама вручается Увижевым Казбеку Зуберовичу и Залине Вальеровичу.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Гонгапшевой Динаре вручается Гонгапшевым Аслану Толевичу и Лизе Владимировичу.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Гогуноковой Дарины вручается Гогуноковым Анзору Анатольевичу и Марине Юрьевне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Аюбовой Зайнаб вручается Аюбовым СагидБеталу и Гуле Бадтрудиновне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Харзиновой Регины вручается Харзиновым Беслану Хатифовичу и Лияне Лионовне.

Ведущий 2: Благодарственное письмо за достойное воспитание Тенгизовой Дисаны вручается Анзору Тенгизовым Анзору Амербиевичу и Людмиле Руслановне.

Ведущий 1: Благодарственное письмо за достойное воспитание Машитлова Азамата вручается Машитловым Арсену Руслановичу и Марине Сергеевне.

Ведущ…

План – конспект классного часа в 6 классе.

Провела учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №1 с.п. Шалушка

Нафедзова Людмила Владимировна.

-2010-

Тема урока: «Основные понятия адыгского этикета».

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями адыгского этикета, с возникновением и формированием данных этикетных норм, приобщить к единой адыгской культуре.

План урока.

  1. Народы, объединенные общим самоназванием «адыгэ» — кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Общность происхождения, территории, языка, обычаев, традиций. Причины сегодняшней территориальной разделенности.
  2. Сохранение единой адыгской культуры.
  3. Адыги за рубежом.
  4. Понятия «Адыгэ хабзэ», «адыгэ нэмыс», «адыгагъэ», адыгское поведение и другие.

Оборудования.

  1. Диск «Нормы адыгского этикета».
  2. Компьютер с проектором.

Ход урока.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами познакомимся с нашими предками. У вас, наверное, возник вопрос – «Мы разве не знакомы с ними»? Опережая ваш вопрос, отвечу – не совсем. Может быть вы и знаете, кто такие адыги, но, наверное, не знаете, что некоторые из них живут за границей, не знаете об их культуре, о традициях. Узнаете и о таком понятии, как «Адыгский этикет». Но вначале я хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах.

(Заранее учитель  распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их происхождении, культуре).

Учащиеся читают свои сообщения.

1 ученик:

Ады́ги ( Черкесы ), самоназвание адыгэ) — народ, разделенный в России на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи 2002). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке, входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский).

В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами Карачаево-Черкесии.

Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными» народами.

Черкесы (адыги) КЧР — это черкесские субэтносы бесленеевцы и кабардинцы; в Адыгее и Краснодарском крае — абадзехи, бжедуги, кемиргоевцы, шапсуги, кабардинцы, в КБР — кабардинцы.

2 ученик:

Происхождение

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон, ). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIVXV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Адыгея).

 Кроме России адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов, осетин, чеченцев и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750 тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском языках, исповедуют ислам суннитского толка.

3 ученик:

Культура

В фольклоре основное место занимают нартские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин, духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхъапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня я познакомлю вас с таким понятием, как «Адыгэ хабзэ». Он считается одним из самых основных признаков адыгского этнического самосознания. Но те, которые переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, сильно сужают не только его семантическое значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе. Об адыгэ хабзэ трудно рассказывать словами. Его надо почувствовать. Об этом свидетельствует и пословица: «Хабзэр бзэгупэк1э зэрахьэркъым» (букв.: хабзэ не носят на кончике языка, т.е. о нем не говорят, его соблюдают).

Складывалось адыгэ хабзэ в течение многих веков, и, в силу этого, естественно, сохранило следы различных исторических формации: первобытности, раннеклассового общества, военно-феодального быта и др. этим, видимо, и объясняется такой широкий диапазон социально-нравственных проблем взаимоотношений, охватываемых адыгэ хабзэ. И трудно даже сказать, что в нем самое главное: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли психологически точно выверенный вариант поведения для той или иной ситуации, то ли естественность манеры поведения или же мастерское соблюдение простыми адыгами этих тонкостей.

Составной частью адыгэ хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обусловливали такие важнейшие нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д. Когда говорят о любом из этих человеческих качеств, как будто все понятно. Взять хотя бы уважение к старшим. Что оно из себя представляло? В системе адыгэ хабзэ уважение — это, в первую очередь внимательное отношение к другому, умение ставить себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему. Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту — левую. Таким же образом они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали. Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали. При его появлении все везде и всегда вставали. Вставали не только в честь старшего, но и в честь гостей, женщин, соседей, незнакомых, не только у себя дома, но и у чужих, в поле, на сенокосе и т.д., не только тогда, когда сидели на земле, но и когда находились верхом на лошади (приподнимались на стременах или спешивались). Сыновья и дочери, ставшие уже родителями, не садились в присутствии отца; о том чтобы лежать при нем, нечего было и говорить. В этой связи интересно одно предание. Как известно, в прошлом детей знати адыгов воспитывали в «чужом доме», у аталыка, и они росли с рождения до совершеннолетия, не видя своих родителей.

Один такой воспитанник был тяжело ранен. Перед смертью он попросил, чтобы хотя бы один раз ему показали родного отца. Об этом сообщили последнему, и он приехал в дом, где лежал умирающий сын. Адыгэ хабзэ не позволяло, как уже сказано, ни сидеть, ни лежать при отце. Поэтому раненный встал при помощи других с постели и встретил своего отца, как и надлежало, стоя. Он стоял, друзья поддерживали его, а отец сидел и смотрел на умирающего сына. Но недолго это продолжалось. Отец встал и сказал: «Я не насмотрелся на своего несчастного сына, но все я вынужден уйти, ибо стоять ему тяжело, а лечь при мне он не смеет». Отец ушел, а сын тут же упал и умер. Наверное, это жестоко в современном нашем понимании, но таковы были требования адыгэ хабзэ, таково было понятие о чести. А когда речь идет о чести, достоинстве, адыги говорят: «Напэм и пэ псэр ихуэ», что примерно означает: «честь дороже жизни». Когда старший садился или спешивался с лошади, молодые люди брали его лошадь под уздцы и за правое стремя. Примечательно, что то же самое мог проделать и старший, если на лошадь садился молодой человек. В данном случае старшинство признавалось за тем, кто садился на лошадь.

Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего. При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины. Западногерманский этнограф А.Ландманн, которая много занималась изучением жизни и быта, турецких адыгов (черкесов), приводит такой любопытный пример. Отец взял свою взрослую дочь в Анкару впервые. Вышли они из автобуса. Отец, думая, что дочь идет за ним, затерялся в толпе, а дочь, пропуская всех старших, отстала от него. И когда отец, обнаружив, что дочери с ним нет, вернулся, он ее застал на том же месте, где они сошли с автобуса.

 Ни одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады. При этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли, танцевали, наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где старший учил молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям народа. Согласно обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость семьи, у которой свадьба, «забыть на время вражду, если вражда существовала между кем-либо из присутствующих». И, естественно, его нарушение осуждалось всеми. Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его авторитет, на его справедливость, учтивость, сдержанность, находчивость, на то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все знаки внимания, через которые проявлялось уважение к старшему. Его имя не произносили женщины и молодые люди, при нем не говорили о жене, муже и детях, при нем не позволяли себе развязную речь, не говоря уже о нецензурных выражениях. За столом раньше тамады никто не начинал есть. Однако кушать переставали чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы дать ему наесться, не стесняясь.

 Если старый человек выполнял какую-то работу, молодые люди (знакомые или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовало адыгэ хабзэ от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: «Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает», «Участь, не знающего адыгэ хабзэ — позор», «Не знающий хабзэ ведет безобразно».

Старшинство определялось главным образом по возрасту. Старший всегда был вышестоящим между братьями, друзьями. Однако, во время походов, наездничества, полевых работ, старшинство зависело не только от прожитых лет, но и от умения организовать людей, от мужества, храбрости, знания дела и т.д. Как можно заметить, уважение к старшим было одним из главных компонентов адыгэ хабзэ, а последнее — составной частью самосознания всех адыгов. Таких устойчивых фразеологизмов в сочетании с понятием «адыгский» в языке адыгов очень много: адыгэ нэмыс (адыгское достоинство, вежливость, репутация, стыд), адыгэ напэ (адыгская совесть, честь), адыгэ псалъэ (адыгское слово) и т.д. То же самое наблюдается и в области материальной культуры: адыгэ унэ (адыгский дом), адыгэ фащэ (адыгский национальный костюм), адыгэ жьэгу (адыгский очаг). Их очень много. Причем адыгэ унэ (адыгский дом) означает не только строение, жилье, но гостеприимство, приветливость, удобство и т.д., точно также, как и адыгэ фащэ (адыгский костюм) понимается не только как утилитарная часть культуры жизнеобеспечения, но и как красота, изящество и пр.

        Дорогие ребята! На одном уроке невозможно охватить весь свод правил адыгского этикета. Но мы будем на наших классных часах продолжать знакомиться и приобщаться к этим правилам. А  сейчас давайте посмотрим фильм о нормах адыгского этикета. Дома попросите ваших бабушек и дедушек рассказать вам, что такое «адыгэ хабзэ». Уверенна, что вы узнаете много интересного.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час государственный праздник день конституции
  • Классный час весенний праздник наурыз
  • Классный час белорусские народные праздники
  • Классный час 22 октября праздник белых журавлей
  • Классный час 12 декабря праздник