Классный час история праздника день народного единства 4 ноября

Краткое содержание исторического события Смутного времени. Герои ополчения 1612 года.. Начальные классы, Мероприятия, 4 класс, Классный час " День народного единства - история возникновения праздника"

Классный час

4 ноября

День народного единства- история возникновения праздника

Цель :развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства

Учитель читает стих.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Начнём классный час с исполнения гимна Российской Федерации.

исполнение 1 куплета и припева гимна.

Слова гимна России

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Беседа с учащимися.

4 ноября в нашей стране отмечается праздник – День народного единства.

К чему призывает нас этот праздник?

праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

Чтение стихотворений, посвящённых ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ( читает учитель)

Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Учитель:

Этот праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, — неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари — самозванцы Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско — отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I — государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

» Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось — Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец терпению народа.

Народное единство Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось и в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» — «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген. — Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена! .

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

1. Что такое 4 Ноября?

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Чтение стихотворение Натальи Майданик читает учитель

ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинским вором»?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Спасибо за внимание

МБОУ Слизневская ООШ

Классный час на тему:

» ДЕНЬ

НАРОДНОГО

ЕДИНСТВА-

история

возникновения

праздника»

Классный

руководитель: Гурлова Н.Г.

Слизнево 2014 год.

Классный
час «4 ноября — День народного единства».

Форма
проведения:
эвристическая
беседа.

Цель: Дать
представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня
сохранения единства народа, начала государственности, завершение Смуты на Руси.

Задачи:

Образовательные:

Пояснить смысл и
значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
закрепить знания о Смутном времени на Руси.

Развивающие:

Развивать чувство гражданственности
и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

Воспитательные: 

Воспитывать
чувство гордости и уважения к защитникам государства;

Формировать ответственность за судьбу
Родины.

Оборудование:
презентация

Ход
классного часа:

I. Актуализация знаний обучающихся о
государственных праздниках.

Сегодня мы
с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном
празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года.

Чтобы вы
догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. На
слайде вы видете с названиями государственных праздников и их датами.

Слайд 1 Соотнесите
даты и названия.

12 декабря

День Победы

12 июня

День народного
единства

4 ноября

День
независимости России

23 февраля

Международный
женский день

9 мая

День конституции

1 мая

Новый год 

1 января

Праздник Весны и
Труда 

8 марта

День защитника
Отечества

7 января

Рождество
Христово

 (Проверка –
группы  называют  по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают
баллы)

II. Определение темы классного часа.

Итак, какой
праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из
вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения обучающихся).

III. Постановка целей.

Попробуйте
самостоятельно определить цель нашего классного часа.  (Ответы обучающихся)

 (Слайд 2)  

Сегодня мы поговорим о
государственном празднике России – Дне Народного Единства .

— К чему
призывает нас этот праздник?

(Праздник призван напомнить о том, что мы
россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

— В чем состоит
суть дня народного единства?

  День
народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу).

— Для чего нам
нужно единство?

 (Для
того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу,
когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой
опасности).

IV.

 (Слайд
3)
         -16 декабря 2004 года Госдума
РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях
России)».

Одной из правок
было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое
перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и
примирения) на 4 ноября.

В настоящее время
7 ноября отмечается
День воинской славы России
— День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в
ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической
революции (1941).
(Слайд 4)

В пояснительной
записке к проекту закона отмечалось:

«4 ноября 1612
года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского штурмом взяли Китай-город
,

название района происходит от восточнославянского слова
«кита», которое означает «плетень». Дело в том, что некоторая часть этого
района была защищена от захватчиков с помощью особой земляной стены. Она была
воздвигнута по принципу плетня — переплетенные жерди ставились на некотором расстоянии
друг от друга, а промежуток между ними заполнялся землей, глиной, крупным
щебнем, камнями.
В 1535 году Елена Глинская (мать Ивана
Грозного) приказала воздвигнуть вокруг Большого Посада более современные
укрепления для защиты от нашествия татар и литовцев Стена, которую по-прежнему называли Китайгородской, состояла
из красного кирпича. Ее длина составляла 2,5 км, толщина — 6 м, высота — 6,5 м.
Стена простояла без малого 400 лет, разобрали ее
лишь в 1932-1935 годах. Это было связано с тем, что эти укрепления сильно
обветшали 

освободив Москву от польских интервентов и
продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости
от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича

день Казанской иконы Божией Матери
(22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником.

 Кроме того, в начале 20 века 8 мая по
старому
стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал
«спасителем Отечества».
        Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий,
традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день
кончины Кузьмы Минина прервалась.
        Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый
праздник, а возвращение к старой традиции.

 (Слайд
5)
Наталья Майданик

Ушли в историю
года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

— Родина и
единство
…Россия много раз подвергалась испытаниям,
не раз переживала времена хаоса, вражды.

Когда страна
слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок по-больше да по-жирнее.

Внутренние и
внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала
из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее (Слайд 6)

— А теперь
перенесемся на 400 лет назад в начало 17 век!!!

 (Слайд
7)

— После смерти
царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший,
Иван, умер, средний, хилый да слабый, Федор недолго процарствовал. Что сталось
с младшим, Дмитрием, — неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за
несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И
убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

(Слайд8)

Годунов Борис
Фёдорович!
Борис Годунов много хорошего для страны
сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия.
А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его
наказывает!

(Слайд9)

И началось в
Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

 Неожиданно
в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем
Дмитрием, чудесным
образом спасшимся!

 Польский
король его признал и дал войско
— отвоевать «отцовский» престол.

Борис Годунов не
успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?..
Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса
Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

(Слайд10)

 В Москве
воцарился Самозванец
. Этот Самозванец — он
остался в истории Лжедмитрием I. Против него созрел заговор, его убили, труп
выставили на площади а потом зарыли.
После был вырыт и сожжён. Зарядив его прах
вместе с порохом в пушку, из неё выстрелили в ту сторону, откуда самозванец
пришел
.
Но появился новый самозванец.

(Слайд11)

 Этот
самозванец Лжедмитрий II
,
собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь
в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

 (Слайд12)

 А
потом он надумал посадить на московский трон польского королевича ВладислАва.
Отправили послов к польскому королю Сигизмунду.

А тот заявил:
«Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

(
Слайд13)

»
Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось  —
Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил
конец терпению народа.

(Слайд14)

 Рязанец
Прокопий Ляпунов (воевода, дворянин)  собрал ополчение и двинулся на Москву
.
Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом
распустить ополчение.

(Слайд15)

 И пошли к
патриарху Гермогену
: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ
послушает. Подпиши грамоту!»

 Отказался
патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова
было невелико и не могло взять Москву
. Оно потерпело
поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха
Гермогена облетел все русские города.

(Слайд16)

Услышали его и в
Нижнем Новгороде
.

Тамошний купец
Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с
призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

(Слайд
17)

Во главе его стал
князь Дмитрий Пожарский
. Двинулось ополчение к
Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

(Слайд18)

 Ополчение Минина
и Пожарского остановилось и  в городе Ярославль

 для пополнения
перед походом на Москву.

А в Москве поляки
снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть
разойдется!»

 — «Да
будет над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген
. —
Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

 Так и случилось! Вся
Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.
Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея
жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

—  Два месяца
осаждал Москву Пожарский
. Вскоре поляки сдались,
Пожарский с торжеством вступил в город.

4
ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года

вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с
Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

(Слайд
19)

Когда настали
мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей
наградой стала память народная
. Недаром памятник им стоит на Красной
площади — в самом сердце России. А еще такой памятник (абсолютная копия) установлен
в Нижнем Новгороде.

(Слайд
20)

 Поистине
национальным героем того сурового  времени стал Иван Осипович Сусанин.

В
начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов,
отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход
войны.

(Слайд21)

 Один
из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила
Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы
.

(Слайд 22)

 Сына патриарха Филарета  — Фёдора Никитича Романова.

 (Слайд
23)

  Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села
Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин
.

Враги
пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес,
погубил их, но погиб при этом сам.
 

Доказательством
реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о
даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного
тестя. Шуточная поговорка с тех времен: «Куда ты завел нас Сусанин Иван?»

(Слайд24)

 Ивану Сусанину
и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и
словесного искусства
: опера
М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),
опера К. А. Кавоса («Иван
Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские
леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». 

????
Скажите,  как россияне отблагодарили  героев ополчения? ( Поставили памятник)

— Даже те, кто не
бывал в Москве, знают этот памятник.

(Слайд
25)


Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его
планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе
, где было собрано
ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество
своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку
приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор
средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808
году выиграл конкурс лучший проект памятника.

Начавшаяся
Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно
замедлила ход работы. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после
Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак,
в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного
обозрения.

(Слайд 26)

 Скульптор
изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю
Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска.

Опираясь
на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует
пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить
памятник решили в Москве, на Красной площади.

 Памятник был
отлит в Санкт-Петербурге
. Он отправился в Москву водным путём и
специально был завезен в Нижний Новгород
в знак уважения и благодарности
нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании
памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное
открытие памятника
, установленного в середине Красной площади, напротив
входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На
постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину
Минину благодарная Россия. 1818 год»
.

В 1930 году было решено переместить
скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по
настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия
Блаженного.

(Слайд  27)

Интересно, что на
памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух
сторон украшен бронзовыми рельефами.

На одном из них —
стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы,

на другом —
нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения.

 На последнем
барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение
своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Вы помните,
ребята, что 4 ноября празднуется как
день Казанской
иконы Божией Матери ? (Да)

(Слайд 28)

— Казанский
собор
,
освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах
XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского
в благодарность
за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм
был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который
принес чтимую икону Казанской Божией
матери. (
из Введенской
церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

         Казанский
собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был
построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя
Михаила Федоровича.

(Слайд 29)

—        Чтимая
икона была обретена 21 июля
(по новому стилю) 1579 года в Казани.
Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во
сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где
находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному
священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Это икона — Путеводительница,
и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный
путь
.

 Перед
Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой
Казанской Божией Матери
.

В грозные дни  1812
Казанский образ Божией Матери помогал отразить нашествие французов.
Казанская
икона Божией Матери пользуется в России большим почитанием
.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у
детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных
христиан.

VI.
Викторина.

— Сейчас мы с вами
проверим,  как вы усвоили полученную на классном часе информацию, проведем
небольшую викторину.  (Работа в группах, зарабатывают баллы) (Слайд 30)

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1.
Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

2.
Кто возглавил первое ополчение 1611 года?

Прокопий Петрович Ляпунов

3.
Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю)
1612 года?

Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4.
Как звали национального героя того времени?

Иван Осипович Сусанин.

5.
Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и
Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.

Ярославль

6.
Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинским вором»?

Лжедмитрия II

7.
В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства
построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией
Матери. О каком Храме идёт речь?

Казанский собор на Красной площади в Москве.

8.
С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?

С воцарением Михаила Романова.

9.
Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?

День народного единства.

VII.
Подведение итогов.

— День
освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства
.

Это не только
праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы
и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а
не в силе.

Почти
4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и
воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало
конца так называемому Смутному времени.

Ополчение
Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской
истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти
как таковой.  

Народ
скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить
порядок в столице.

Воевать
шли не за царя –  его не было
. Рюрики закончились, Романовы еще
не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и
они победили.

 Тогда объединились все сословия, все национальности,
деревни, города .
Этот день по праву называют Днем народного
единства. Другого такого дня в русской истории не было.

VIII.
Рефлексия.

Учитель:

— Итак, давайте же
подведём итог нашей беседы. Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что
такое 4 ноября для России?»

 (Слайд
31)

Что такое
4 Ноября?
  

4 ноября – это
день единства всех российских народов

4 ноября – это
день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей
грозила 
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей.

(Слайд32)

«…Гордиться славой
своих предков не только можно, но и должно».

А.С.
Пушкин

Классный час «День народного единства»

Цель: Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.

Образовательная цель: формировать знания учащихся по истории России;

Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение нлассного коллектива.

Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля..

Ход классного часа:

  1. Рассказ об  истории праздника с элементами беседы:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящён одному из самых патриотичных праздников – Дню народного единства.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.  В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся  Днем  народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Хорошо ли вы знаете события, в память о которых установлен этот праздник? Давайте послушаем сообщение об истории этого праздника.

Выступление учеников с сообщениями:

Ученик 1: С конца 16-го века в России началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.

 В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия «прирожденных государей». После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и  торжеством национального единства.

 II.Беседа о сути праздника:

Ведущий: Ребята, как вы считаете: к чему призывает нас этот праздник?

Примерные ответы учащихся: Этот праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Ведущий: В чём состоит суть Дня народного единства?

(Ответы учащихся)

Ведущий: День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей в служении обществу.

Ведущий: Для чего нам нужно единство?

(Ответы учащихся)

Ведущий: Правильно. Единство нам нужно для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

Как вы считаете, что можно сделать, чтобы укрепить единство народа в нашей стране?

(предложения учащихся)

  1. Викторина:

Ведущий: Мы узнали много нового, а сейчас давайте проверим,  всё ли вы запомнили, и проведём небольшую викторину.

Викторина (работа в группах):

  1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)
  2. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)
  3. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)
  4. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)
  5. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)
  6. Какие города удалось захватить врагам?
  7.  Где происходила битва 24 августа? (в Москве)
  8. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)
  1. Тест «Хороший ли вы друг».

Ведущий: С чего начинается единство народа? С наших взаимоотношений с другими людьми, прежде всего – в семье, в школе, с друзьями. Все хотят быть хорошими друзьями. Давайте узнаем, удаётся ли это нам. Давайте ответим на вопросы теста о дружбе.

Тест «Хороший ли ты друг?»:

  1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:

а) расскажете их другим людям;

б) расскажете, не назвав имен;

          в) оставите при себе?

2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:

а) дадите его;

б) скажете, что его у вас нет;

в) откажете, объяснив причину?

3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:

а) скажете, что и без того собирались купить новые;

б) попросите оплатить стоимость часов;

в) откажетесь от новых часов, но устроите маленький скандал?

4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:

а) прекратите видеться с другом;

б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;

в) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим?

5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:

а) порвете отношения с ним, чтобы не пострадать самому;

б) откровенно поговорите с ним;

в) продолжите дружбу, как прежде?

6. Считаете, что настоящий друг должен:

а) делиться с вами всем;

б) говорить только то, что хочет;

в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?

7. Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:

а) «Возьми их, доставишь мне удовольствие»;

б) «Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим»;

в) «Перебьешься! Надо экономить!»

8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:

а) намекнете издалека;

б) попросите взаймы;

в) ничего ему не скажете?

9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:

а) скажете, что она ему не идет;

б) скажете, что она ему не идет, и объясните почему;

в) ничего не скажете?

10. Вы считаете, что ваш друг:

а) интеллигентнее вас;

б) менее интеллигентен, чем вы;

в) на том же интеллектуальном уровне?

Подсчет баллов

№ вопроса

а

б

в

1

1

2

3

2

2

1

3

3

3

2

1

4

2

3

1

5

1

3

2

6

1

3

2

7

2

3

1

8

1

2

3

9

1

2

3

10

2

1

3

Результаты

  1. 21–30 баллов. Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же.
  2. 15–20 баллов. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.
  3. 10–14 баллов. Склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям.

Анализ результатов теста. Рекомендации для учащихся.

V.Завершение классного часа:

Ведущий: Сегодня мы говорили о празднике – Дне народного единства. Надеюсь, каждый из вас нашёл для себя что-то интересное и полезное. Запомните чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Источники:

http://www.uroki.net/docklruk/docklruk107.htm

http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/10/Tiema_2.doc

http://74216s005.edusite.ru/DswMedia/dned.doc

http://festival.1september.ru/articles/537559/

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и
    патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории
    возникновения праздника и событиях, связанных с
    1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в
    диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей
    страны, чувство гордости и уважения к защитникам
    государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть
стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение?
родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину —
Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей
Родины. История – это память народа о том, кто мы,
где наши корни, каков наш путь? Самое важное в
изучении исторического прошлого своей Родины –
это научиться любить её. А русским людям
свойственна любовь к родному краю, где они
родились и выросли. Эта любовь испокон века
проявляется в их готовности защищать, не жалея
жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую
событиями героическую историю. Народом нашей
страны на протяжении столетий приходилось
сражаться с многочисленными, сильными и
жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и
независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает
стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти
Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы
понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас
праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в
единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз
подвергалась испытаниям, не раз переживала
времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна
слабела, на нее набрасывались соседи, спеша
урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для
грабежа и разбоя всегда можно найти самые
благовидные предлоги. Эти времена назывались у
нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и
внешние бури потрясали страну до самого
основания, да так, что менялись не только
правители, но и сами формы правления. Но страна
снова и снова восставала из пепла. После каждой
трагедии она становилась лишь сильнее на зависть
врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII
века, когда в России началась Смута великая. Так
называли тревожное время неурожаев, голода,
беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим,
войска польского и шведского королей вторглись в
русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над
страной нависла смертельная опасность. Польские
войска выжигали государство Русское, разоряли,
людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский
народ решил объединиться в одно целое для
изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь
Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился,
словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся
выборный начальник горожан. Староста Кузьма
Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами
кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом
ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать
деньги, драгоценности. Жители стали сносить все,
что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у
кого ничего не было, тот снимал с себя медный
крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь
очень много денег, чтобы собрать большое и
сильное войско, вооружить его и прокормить
воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать,
кого позвать в предводители. Остановились на
князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский
был способным, умным военачальником, человеком
честным и справедливым. Князь согласился
возглавить войска, но при условии, что Минин
будет заниматься хозяйством ополчения и его
казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил
князя Дмитрия Пожарского на правление войском и
выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь
Пожарский, был прислан из Казани чудотворный
образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие
попущено за грехи, весь народ и ополчение
наложили на себя трехдневный пост и с молитвой
обратились к Господу и Его Пречистой Матери за
небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в
честь Ее иконы, именуемой «Казанская»,
установлено в этот день в благодарность за
избавление Москвы и всей России от нашествия
поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось
к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди
стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и
предателей. Начались бои за Москву. Князь
Пожарский оказался талантливым полководцем. А
Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под
стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре
поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в
город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года
вражеское войско сдалось на милость победителей,
ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло
Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить
народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро
наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой
стала память народная. Недаром бронзовый
памятник им стоит на Красной площади — в самом
сердце России с надписью: “Гражданину Минину и
князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем
Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в
Москве был построен на деньги Д. Пожарского
казанский собор, в честь Казанской иконы Божией
Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для
защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне
отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит
свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина
и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный,
храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный,
беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий,
авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить
людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского
народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань
глубокого уважения к тем знаменательным
страницам отечественной истории, когда
патриотизм и гражданственность помогли нашему
народу объединиться и защитить страну от
захватчиков. Преодолеть времена безвластия и
укрепить Российское государство.

4 ноября – это день единства всех
российских народов
;

4 ноября – это день спасения России
от самой большой опасности, которая когда-либо ей
грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник
со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел,
а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы
Божией Матери
.

IV. Творческий проект

Учитель:

— Какое ещё название имеет этот праздник?

— В этот день мы оказываем помощь несчастным и
нуждающимся, то есть занимаемся
благотворительностью. А это значит, что мы делаем
какие дела? (ответ)

— Какое название можно дать этому дню. (День
добрых дел.)

— А что может сделать каждый из вас для тех, кто
нуждается в помощи и поддержке.

1. «Чистый город» (уборка территории
детского сада, благоустройство обелисков,
памятников).

2. «Поможем детям» (сбор детских книг,
игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. «Спешите делать добрые дела» (помощь
престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и
труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе
произнесём речовку:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните
его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных
предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи
Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.


авторы:

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Мероприятие позволит расширить представление об истории праздника — День народного единства, а также раскроет значимость исторических событий 1612 года для России. Классный час проводится для воспитания уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа и своей Родины. Игровая форма способствует формированию положительной мотивации учения и эффективного усвоения материала.

Цели мероприятия:

  • Образовательная: расширить представление об истории праздника — День народного единства; показать значимость исторических событий 1612 года для России.
  • Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа и своей Родины; способствовать формированию положительной мотивации учения в игровой форме.
  • Развивающая: создать условия для формирования развития логического мышления; развития умения применять знания в различных областях; развития умения формировать выводы на основе наблюдений и жизненного опыта; развития умения прослеживать связь истории и современности; развития познавательных и творческих способностей у учащихся; развития умения работать в группе.

Задачи:

  • формирование патриотизма, уважения к истории и традициям Родины;
  • формирование чувства гордости и уважения к защитникам государства;
  • развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторических событий.

Форма организации деятельности: игра.

Предварительная подготовка: подготовить групповые места и разделиться на 3 группы.

Ход мероприятия

Учитель: Ежегодно 4 ноября отмечается праздник — День народного единства России, учрежденный в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. Впервые этот день стали отмечать с 4 ноября 2005 года, однако его история начинается несколько веков назад.

Задание. Представьте, что вы работаете в типографии. Завтра утром вам нужно выпустить в печать статьи о празднике «День народного единтсва». Ночью неизвестные пробрались в типографию и испортили все ваши разработки. Каждой группе нужно восстановить свою статью и разместить ее в газете (ватман на доске), чтобы люди узнали, что означает название этого праздника; какие события легли в основу народного единения; кто встал во главе национального единства; а также, в чем и с кем мы должны объединяться.

Каждой группе выдается текст статьи, слова в котором заменены ребусами, рисунками, синонимами, антонимами, пропушены и пр. Каждой группе нужно восстановить свою статью (см. Приложение №1. Раздаточный материал с заданием). После представить перед аудиторией (правильный текст см. Приложение №2) и всем классом оформить газету (стенгазету) «День народного единства» (см. Приложение №3).

Екатерина Викторовна Гербер

учитель истории, истории, обществознания, Кемеровская область

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Классный час. Тема: «Минин и Пожарский –

спасители Отечества».

Цели:

— формировать чувство гражданственности и патриотизма;

— формировать ответственность за судьбу Родины;

— дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

— расширять кругозор учащихся;

— развивать умение делать выводы, обобщать;

— воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков.

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь- Борис Годунов. Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно умер и Лжедмитрий нечестным путем был венчан на царство, потом назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.

Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин. Родился он в городе Балахна,семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород , сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его?

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города. В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву : «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину.  Организатор ополчения Козьма Минин похоронен в Нижегородском кремле. Его прах покоится в Михайлово-Архангельском соборе.

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Люди поставили им памятник.

Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». 

Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.

Давайте посмотрим на этот памятник.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.

В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение поэта Владимира Крючкова и подумаем, о чем оно.

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара — туман,
Песок — из мельчайших песчинок
Россия — из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки —
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва
Опорой единственной нашей
Всегда остается Москва.
Земля и вода — неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги — нет половинок
И если волна- то волна,
И нету полуросинок
Вот так и Россия одна!
(В. Крючков)

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

  1. В какой день мы празднуем день народного единства?

А. 10 сентября.

Б. 4 ноября.

В. 31 июля.

Г. 1 января

3. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

Классный час «День народного единства»

Тема

«День народного единства»

Целевая аудитория

6 класс

Цель

сформировать чувство гражданственности и патриотизма

Задачи классного часа

 формировать ответственность за судьбу Родины;

— дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях;

— расширять кругозор учащихся;

— развивать умение делать выводы, обобщать;

— воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, экран, презентация, видеоролик с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы. высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

День народного единства
PPTX / 1.51 Мб

Я рада Вас видеть. Начнём классный час….

… Взаимосвязь определенных предметов, процессов, людей, которая образует целостную систему взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и в то же время включающуюся в более широкую систему…

Ребята, как Вы думаете, о чем я сейчас говорила? Единство

Слайд 1. 4 ноября День народного единства.

Народное единство это единомыслие всего населения страны…

Мне кажется, люди в России должны осознать себя как народ. Сейчас мы очень разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег – его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца – по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» – однокоренные. Я привела крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было присуще русскому народу когда-то. Может быть, достичь такого идеала в современном разобщенном мире и невозможно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.

Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

Давайте посмотрим ролик об истории праздника.

Слайд 2. День народного единства

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Н. Майданик

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА —  дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд 3. 

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

Слайд 4. В единстве сила каждого народа

В единстве сила каждого народа,

Всегда равняйте на него судьбу,

Куда бы вас не завела дорога,

Не забывайте Родину свою.

Не забывайте корни свои, предков,

Язык отцов, традиции и быт,

Любите это, сердцем своим крепко,

Пока оно в груди у вас стучит.

И где бы вас по свету не носило,

Какая не ждала бы вас судьба,

Старайтесь быть всегда достойным сыном,

Достойным сыном своего отца.

Азамат Урусов

Задание: Ребята, Вы прекрасно знаете, что в России проживает много различных наций и народов. Назовите их (Слайд 5). 

Слайд 6. Единство России

Единство России! Здесь наций немало,

Их более сотни! И  ТО – не предел!

Народы Россия от бед укрывала,

А это, известно, могучих удел!

Здесь — русские, чукчи, калмыки, татары…

Да стоит ли нации все называть?

Единство России поём мы недаром –

Историю нашу нельзя забывать!

Даже в селе небольшом проживают

Немцы, марийцы, мордва, чуваши,

Наций соседей и знать не желают,

Просто им дарят частицу души!

Знаю, что мне бескорыстно поможет

Друг — молдаванин, товарищ – казах;

Пусть злопыхателям сердце не гложет

То, что Россия в надёжных руках!

Исстари люди вставали заслоном,

Если враги Русь пытались сгубить;

Было всегда нерушимым законом:

Нашей Отчизне свободною быть!

Пусть процветает единство России,

Пусть все народы, как братья, живут;

Только в единстве – великая сила,

Сила, что люди Отчизне дают!

Екатерина Сидорова

Рефлексия. Я предлагаю подвести итоги нашего занятия. И Вам, ребята, я предлагаю на листочках попробовать расшифровать слово ЕДИНСТВО как аббревиатуру на основе тех знаний и эмоций, что Вы получили на нашем занятии сегодня.

Вот мой вариант: Слайд 7. 

Е — единение

Д — дружественность

И — истина

Н — национальность

С — согласие

Т — традиции

В — верность

О — объединение

Слайд 8. Подводя итог классного часа, хочу сказать: У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Н. Майданик

Слайд 11. Используемые ресурсы:

http://74442s014.edusite.ru/p462aa1.html

Что такое народное единство?

http://vokrugknig.blogspot.com/2015/11/blog-post_4.html

Рисунки https://go.mail.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час история новогоднего праздника
  • Классный час день рождения класса сценарий
  • Классный час день матери история возникновения праздника
  • Классный час день защиты детей история праздника
  • Классный час день адыгов 20 сентября сценарий