Классный час экологический праздник

Методическая разработкаучителя начальных классоввысшей категорииНаливайко Марины Михайловны  Краевой заочный конкурсметодических материаловпо эколого-биологическому образованию детей &n

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гальбштадтская СОШ»

Конкурс методических разработок

по теме:

«По страницам Красной книги Алтайского края»

Название методической разработки

внеклассного мероприятия:

«Если будут уничтожены они –

на планете мы останемся одни…»

Методическая разработка

учителя начальных классов

высшей категории

Наливайко Марины Михайловны

Гальбштадт 2013

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

«Земля должна жить!»,

посвящённый Году окружающей среды

/в начальной школе 1-4/

Аннотация.

Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле. Мероприятие направлено на то, чтобы у детей возникло желание созидательно взаимодействовать с природой.

Цель: формирование личности характеризующейся развитой экологической культурой, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе, формирование у них сознательного нравственного и эстетического отношения к окружающей природной среде, которая нуждается в помощи и заботе человека.

Участники: Мероприятие рекомендуется для учащихся начальной школы /участвуют дети с 1 по 4 класс/ и группы детей предшкольной подготовки.

Оборудование: слайдовая презентация на каждый номер, оформление сцены, подборка стихов и музыки, костюмы для выступлений.

Необходимые материалы: глобус, Красная книга Алтайского края, компьютер с проектором, кукольный театр.

Подготовка:

  1. Каждый класс готовит номера: музыкальный,  танцевальный или театральный.
  2. Оформляется выставка детских работ из природного материала «Мой край — Алтай».
  3. Ведущие праздника: Капелька и Мотылёк.

СЦЕНА 1

 Вступление (слайд 1)

/Украшение зала: Дети прикрепляют пригласительные на праздник – цветы по залу/

ПЕСНЯ «Кашалот» 1 класс (слайд 2)

Живая Капелька (слайд 3)

Я к вам спустилась с облаков,

 Испачканная донельзя,

 Увидев Землю, удивилась,

 Что мир земной так изменился!

 Кругом дымят большие трубы,

 Выбрасывая вредный газ,

 Закрыв все солнышко от нас.

 Нам, Капелькам на небе худо.

 Мы стали грязные, грустим,

 Что в облаках все меньше влаги,

 Все больше серной кислоты.

Мотылек

Когда идут с небес дожди,

“Кислотными” зовут их люди,

 А был когда-то дождь грибной,

 И был когда-то дождь слепой,

 Теперь один кислотный.

 От этих дождиков кругом

 Все больше чахнут травы.

Живая Капелька

А как цветы? А как луга?

 А как поляны и леса?

Мотылек

Им тоже стало нелегко.

 Ведь вместо капелек живых,

 Что всем приносят радость,

 На них летит такая гадость,

 Что листья, травы и цветы

 Теряют прелесть красоты,

 А только засыхают, тают…

 И уж зеленые средь лета бурые стоят.

Живая Капелька

Но так не может продолжаться,

Тут надо меры принимать.

Мотылек

Как быть ума не приложу! (хватается за голову).

Живая Капелька

А я тебе сейчас скажу:

Давай отправимся в дорогу.

Мотылек

Но, чур, шагаем только в ногу,

И путь прокладываю я!

Песня «Пешки-ложки» 2 класс (слайд 4)

СЦЕНА 2

Про воду (слайд 5)

Живая Капелька

В лесу на первый взгляд спокойно,

Щебечут птицы, все цветет.

 Деревья выстроились стройно,

 В корнях у них ручей течет.

Мотылек

Не торопись ты делать вывод.

 Посмотрим дальше, что к чему.

 Такая благодать лишь повод

 Проверить лес, и что к нему

 В округе близко прилагает.

 Тем более здесь речка протекает.

СЦЕНКА ПРО ЖИВУЮ ВОДУ 3 класс (слайд 6)

Мальчик Вовка полил цветок водой из-под крана и цветок погиб…

Вова: Пойду искать чистую живую воду…

(Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.)

Вовка: Ты кто?

Водяной: (Поёт под музыку из сказки «Летучий корабль»):

Я – Водяной, я – водяной!

Никто не водится со мной

Кругом всё банки, склянки,

Бумажки, в общем, мусор,

Фу, какая гадость, Ээ-эх,

Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,

Живу я как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Вовка: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала!    

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни.

Черепаха Тортила: (Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма)

Затянулось бурой тиной,

Гладь старинного пруда,

Ах, была как Буратино,

Я когда-то молода

Был наш пруд на диво чистым

И кувшинки в нём росли,

Рыбки плавали, играли

И вокруг цветы цвели!

Пролетели годы быстро,

Наступил уж новый век

И открытий много сделал,

Современный человек.

Поливают люди ядом,

Все что на полях растёт,

И с дождями эта гадость

Под землёй в мой пруд течёт!

Вовка: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать?

Черепаха: Поищи чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

(Щука лежит на берегу, еле дышит)

Щука: Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду.

Вовка: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

Вовка: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Вовка: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала!

Вовка: Хорошо, бабушка! (Вовка берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку)

Вовка: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое! Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие пространства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, чувствую, зло приближается!

Вовка: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё живое!

(обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой…

Стихи 4 класс: (слайд 7)

  1. Земля — это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

  1. Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

  1. Вот она плывёт сквозь полночь,

Всех людей зовёт на помощь,

Чтоб моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

  1. Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами

ПЕСНЯ «Помогите бегемоту» 4 класс (слайд 8)

СЦЕНА 3

Пожар в лесу (слайд 9)

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР 4 класс

Экологическая сказка «Зайкины проблемы».

Действующие лица: Заяц, Лиса, Волк, Огонь, Ветер, Медведь, Ёжик, Мышонок, Вода, Камень, Ведущий.

Декорации: — изображение леса, пожар в лесу, ручей, спички, плакаты: НЕ СОРИ!

НЕ РВИ ЦВЕТОВ! СОРНЯКИ УНИЧТОЖАЙ И ЗВЕРЬЕ НЕ ОБИЖАЙ!

муз. Сопровождение

Ведущий: Жил на свете серый Зайка,

 Бомж несчастный, «попрошайка».

 Никогда он о природе

 И не думал даже, вроде.

 Раз к нему пришла Лисичка,

 Они вместе взяли спички,

 В колок ближненький пошли,

 И костерочек подожгли.

 А потом домой спешили

 И костра не потушили.

 А Огонь разбушевался,

 Разлетелся, разыгрался.

 Ветер пламя подхватил

 И понес, что было сил.

 Огонь: Я лечу, лечу, лечу

 Съесть вокруг я все хочу!

 Ведущий: Говорит Волку Медведь:

 Медведь: Надо нам поесть успеть!

 Волк: Ничего я не могу,

 От пожарища бегу.

 Среди наших есть зверей

 Кто-то враг, бежим скорей!

 Дым стоит там коромыслом,

 Над землей оно повисло,

 Над лесами и полями.

 Звери: (все вместе) Что же будет теперь с нами?

 Ведущий: Брел в дыму по лесу ежик

 Без тропинок, без дорожек.

 За мышами торопился,

 Среди дыма очутился.

 Ёжик: ОЙ! Сейчас сгорю!

 Я вам честно говорю!

 Помогите! Помогите!

 Меня старого спасите!

 Мышонок: Кто там? (шепот)

 Ведущий: Прошептал Мышонок,

 пробудившийся спросонок.

 Ёжик: Ты, мышонок, не пищи!

 Лучше воду поищи.

 Где-то здесь течет родник,

 Сквозь овражек, напрямик.

 Побежим скорей к воде,

 Она путь пробьет везде.

 От пожара лес спасет,

 Там огонь и дым зальет.

 Лиса: Ой, вода наша вода!

 Помогаешь та всегда,

 Мощный водяной поток

 Он не может быть жесток.

 Смилуйся скорей над нами,

 Над несчастными зверями.

 Затуши в лесу пожар,

 Опалил нам шерстку жар!

 Вода: Я теку, куда хочу,

 А от вас, что получу?

 Камень очень мне мешает,

 Течь свободно запрещает,

 Не могу я продохнуть,

 Давит сердце, давит грудь.

 Чтоб вину вам искупить,

 Надо камень тот свалить.

 Звери: Нас ведь много! Это сила!

 Поднатужимся тот час,

 Чтоб огонь скорей погас.

 Камень в сторону подвинем,

 Груз с тебя тяжелый скинем,

 Чтоб свободно ты текла,

 И пожар нам прогнала.

 Ведущий: Вода доброю была

 И в беде той помогла.

 Камень ей уж не мешал,

 Он, задумавшись, сказал:

 Камень: Зверь ли ты, иль человек,

 Чтобы долгим был твой век,

 Чтобы в мире жили дети,

 И вода была на свете.

 В небе дыры затерялись,

 И ресурсы развивались.

 При любой, любой погоде,

 Береги ее красу,

 В поле, в озере, в лесу,

 На лужайке, где цветы,

 Чтобы наслаждался ты.

 И в пруду, и в ручейке,

 И конечно же в реке!

 Знай: ЗАКОН ее таков:

 Медведь: НЕ СОРИ!  (слайд 10)

 Волк: НЕ РВИ ЦВЕТОВ!

 Лиса: СОРНЯКИ УНИЧТОЖАЙ

 Мышонок: И ЗВЕРЬЕ НЕ ОБИЖАЙ!

|выбегают Капелька и Мотылёк| (слайд 11)

Капелька  

Ты что грустишь, Мотылёк?

 Повесил крылышки печально?

 О чем задумался ты тайно?

 Скажи скорее, не грусти.

Мотылёк

Ой, быть беде! У нас в лесу,

 На солнечной поляне, —

 Костер горит!

 Вокруг него — и мусора полным — полно.

 Все сделали туристы.

 Не стали место убирать,

 Землей кострище засыпать,

 С веселой песней собрались

 И восвояси убрались.

Живая Капелька

Ой, Мотылек, летим скорей, Костер потушим поживей.

Мотылек

Но наших сил ведь очень мало.

Что сделаем мы вдвоем?!

Живая Капелька

Ты что вдвоем!

 Ведь тут река, она полна

 Помощниц — Капель.

 Я всех сестренок позову,

 Огонь мгновенно затушу.

ТАНЕЦ  с лентами 3 класс (слайд 12)

Выходит ученик: (слайд 13)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Не жги её напропалую

Нас много, а она одна!

Выходит Планета Земля.

В далекий Космос устремляясь,

Летит планета голубая.

Она цветет, благоухая,

Сверкая первозданной чистотой.

 Она смеется, наслаждаясь,

 Лучами солнышка, купаясь в улыбках детских,

 В пенье птиц, в журчаньи

 Ручейка лесного! /звук ручейка/

Физминутку  для зала проводит: (слайд 14)

Мы с Вами на удивительной красоты полянке! Здесь растут прекрасные цветы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок пчёлы. Представьте, что каждый из вас превратился в бабочку…

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На  четыре — улетела.

Песня «Журавлик» 3 класс (слайд 15)

Сцена 4

Лекарственные травы (слайд 16)

(Полумрак)  Ведущие: Капелька и мотылёк

Капелька: Что на земле самое зеленое?

Мотылёк: Трава и деревья, Капелька!

Капелька: А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

Мотылёк: Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета.

Капелька: Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мотылёк: Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке?

Капелька:Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка? /зевает/

Мотылёк: Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами…

Капелька: Ой! А здесь тоже уже кто-то проснулся!..

СЦЕНКА  «ЛЕСНАЯ ДРУЖБА» (слайд 17)

СВЕТЛЯЧКИ:

Мама спит, она устала, давайте попрыгаем сначала!

 «Танец Светлячков» 3 класс

Вон овражек, посмотри, разбежимся, раз-два-три!

Что случилося с тобой?

Подвернула ножку. Ой!

Успокойся, не реви, вон болотце впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём!/ пьёт воду/ 

Мама, мама, помоги! Нас скорее полечи!

Болит ножка, я хромаю!

И животик, я страдаю!

МАМА:

Детки непослушные, зачем напились с лужицы?

Вот напасть-то, вот беда, звери все, скорей сюда!

Моим деткам помогите, трав лечебных принесите!

МЕДВЕДЬ:

Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки,

на земле лежат листки- тоненькие лопушки.

Подорожник- лучший друг, лечит раны ног и рук !

/ отдаёт маме светлячков подорожник/

ЛИСИЧКА:

-На стебле тысяча листочков и названье у цветочка: тысячелистник!

Если заболел животик- тысячелистника попьёте / отдаёт его/

ЗВЕРИ:

Лечебные растенья знаем, бережём и охраняем!

не для себя, не для потехи, а для лесной своей аптеки!

ЗАЙЧАТА:

  1. Для компресса вот ромашка, ты на ножку положи,

А потом бинтом покрепче да потуже завяжи

  1. Наступай ты осторожно, очень быстро боль пройдёт,

Будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт!

  1. Есть много трав полезных, чтоб справиться с болезнью, с болезнью любой!

Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой!

/ отдают маме светлячков ромашку/

БЕЛОЧКА:

Одуванчик золотой за неделю стал седой,

 а денечка через два поседеет голова.

Он может справиться с болезнью- одуванчик ведь полезный!/ отдают светлячкам одуванчик/

МАМА:

— Вот спасибо вам, зверята, поправились мои ребята!

 лесные травы помогают, от всех болезней нас спасают!

-Рады дочка и сынок — мой любимый светлячок!

 Радо солнышко в реке! Рада речка на песке!

 Рады рощи и поля! Рада с нами вся земля!

Выходит Красная книга (по краям два ученика): (слайд 18)

Красная книга:

Красная книга – книга тревоги,

Знай, все растения в ней — недотроги.

Их рвать не нужно никогда,

Охраняйте их всегда!

1 ученик:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы вырос простор многоликий

Ради света грядущих зарниц!

2 ученик:

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Танец «По грибы, по ягоды» 4 класс (слайд 19) 

Сцена 5

Заключение (слайд 20)

Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется — природа , давайте же всегда её беречь!

Люби природу- сказочную фею, за все её дары и чудеса!

 нам лишь любить и восхищаться ею, в ответе мы за реки и леса!

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.

Всё это называется- природа, давайте же сердца ей отдадим!

Мотылек

Так что же сделать нам, такого

Чтоб этот мир преобразить?

Живая Капелька

Чтоб этот мир преобразить,

 Его друзья НАДО ЛЮБИТЬ! (Хором)

Поют все герои сказки, взявшись за руки.

ФИНАЛЬНАЯ  ПЕСНЯ (на мотив «Птица счастья»)

1.    На планете нашей голубой

Есть то место, где живём с тобой,

Родина моя – Алтайские края

Будем мы всегда беречь тебя:

Здесь растут и ёлка и сосна,

И берёзка  белая моя,

Дуб, осина, клён

Все деревья в нем

Край Алтайский –

Я в тебя влюблён!!!

ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом

                       Где птицы летают, и звери кругом

                       Чтоб всем здесь дышалось легко

                       Мы будем беречь лес – Богатство своё!

2.    Будем мы природу охранять

И леса её преумножать,

Чтоб Земля жила, долгие века

И потомкам счастье принесла.

Птица в небо из гнезда летит,

А зайчишка под кустом сидит,

Лес всем дом родной летом и зимой

Здесь живут одной большой семьей!

ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом

                        Где птицы летают, и звери кругом

                        Чтоб всем здесь дышалось легко

                        Мы будем беречь лес – Богатство своё!

Награждение победителей конкурса поделок

из природного материала «Мой край — Алтай».

Литература:

  1. Сорокина Л.В. Край родной. Праздник в школе.-М.:Творческий центр, 2001
  2. Плешаков А.А. Экология для младших школьников.-М.:Просвещение, 1995
  3. Е.Н. Арсенина Авторские сценарии в/м в начальной школе. Москва. Глобус. 2007г.
  4. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-
  5. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.
  6. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.

Автор: Астанина Марина Францевна

Организация: БПОУ ОО ОМПК

Населенный пункт: г. Омск

Пояснения к презентации

(слайд 1) Классный час «15 апреля- День экологических знаний»

(слайд 2)

“Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях» (Арманд Давид)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

Как вы понимаете данные высказывания?

Рассказ преподавателя: Если человек уважает других людей, то он должен заботиться, чтобы вокруг в окружающем мире была чистота и порядок. А это значит, то он должен заботиться о природе. А если человек, охраняет природу, значит и защищает нашу Родину, потому что все что вокруг нас и есть наша Родина.

(слайд 3)

Каждый человек оставляет свой след – в своей школе, колледже, где его портрет вешают среди других выпускников, на работе, и, конечно, в истории своей семьи. Так и все люди вместе оставляют свой след на нашей планете. Но всегда ли мы можем им гордится?

(Обсуждение)

(слайд 4,5)

Рассказ преподавателя: Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни обычно связывается в нашем сознании с экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния нашей семьи. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования природных ресурсов в материальные ценности. Мы используем лес для производства бумаги, нефть для транспорта и медицины, уголь для отопления домов, торф и минеральные удобрения в сельском хозяйстве, металлы для производства необходимых машин и техники и многое другое. При этом производятся отходы.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой.

Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», который позволяет ярко представить нагрузку, оказываемую на окружающую среду отдельным человеком или целым государством. В расчете экологического следа важнейшее значение имеет то, сколько земной поверхности занимает каждый человек.

Смотрят видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aq9W_-7hLSs

(слайд 6)
Экологический след включает:
площадь полей для выращивания растений, употребляемых в пищу людьми, на корм скоту, для производства материалов

  • пастбища для животных, используемых для мяса, шкур, шерсти, молока
  • леса для древесины и целлюлозы
    водоемы, где идет лов рыбы
    земля, занятая под зданиями, трубопроводами, дорогами и заводами
  • энергетическая земля – площадь леса для поглощения СО2 от сжигания топлива, сбора дров, ядерных и гидроэлектростанций

Рассказ преподавателя: Как вы думаете, у жителей какой части света самый большой экологический след? (Ребята предлагают варианты ответа)

(слайд 7)

На территории Европы проживает всего 7% населения Земли, но его жители используют 17% мировых природных ресурсов. Экологический след европейцев в 2,2 раза превышает возможности экосистем. Экологический след жителя России – 4,5 гектара. Почти такой же, как у европейцев! Экологический след Лондона – города, вмещающего 12% населения Великобритании, в 125 раз больше его собственной площади.

(слайд 8)

Что такое экология?

Ответ: Экология (греч. «наука о местообитании») – это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

(слайд 9)

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Рассказ преподавателя: Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний – дата, значимая для всех людей Земли. Человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему

Нас окружает природа. Повсюду. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас — создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Один из них жители планеты отмечают ежегодно 15 апреля. Он носит название День экологических знаний.

Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества. В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.

(слайд 10)

Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически

Рассказ преподавателя: Задача праздника заключается в продвижении экологических знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности.

А сейчас проведем викторину, которая покажет, кто обладает большим запасом знаний в области экологии!

Вопросы викторины

  1. Что такое биосфера?
  2. Уникальное озеро нашей страны?
  3. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?
  4. Почему меняется климат?
  5. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
  6. Что является самым экологичным источником энергии?
  7. Что вы знаете о радиоактивных осадках?
  8. Что такое озоновые дыры?
  9. Что такое пестициды?
  10. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

Ответы викторины

  1. Что такое биосфера?

(Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский — выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)

  1. Уникальное озеро нашей страны?

(Это — озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера — байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель — рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка — живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)

  1. Что такое загрязнение? Какие типы загрязнений вы знаете?

(Загрязнение — это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Типы загрязнений: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)

  1. Почему меняется климат?

(Причины изменения климата — парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)

  1. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

(Это — нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это — бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях — высевают на нефтяное пятно.)

  1. Что является самым экологичным источником энергии?

(Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)

  1. Что вы знаете о радиоактивных осадках?

(Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат.)

  1. Что такое озоновые дыры?

(Озон — форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона — из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)

  1. Что такое пестициды?

(Пестициды — это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

  1. Какие Вы знаете международные организации по защите окружающей среды?

(ООН, Гринпис, Фонд дикой природы, Зеленый крест и т.д).

После проведения викторины, студентам предлагается поучаствовать в конкурсе плакатов «Мой экологичный город»

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,9 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 2,2 МБ

Опубликовано: 06.04.2021

Цель:

  • обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся;
  • воспитать в школьниках бережность к растительным ресурсам,

обучение грамотному использованию бумаги, твердых бытовых отходов.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
  • продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • расширить представление детей об экологических законах;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;
  • ознакомить учащихся, где можно использовать вторсырье.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Плакат: «Земля у нас только одна»

Актуализация опорных знаний.

Учитель

Тема нашего мероприятия – «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Ученик

Природа не признает шуток.

Она всегда правдива,

Всегда серьезна.

Она строга.

Она всегда права.

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Учитель

Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга. Если, как осенние листья, осыпятся с души мелкие тревоги, вся суета сует и душа наполнится светом и тишиной…Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…

Играет музыка. Звучит песня «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского)

Выглянуло солнышко

Блещет на лугу…

Я навстречу солнышку

По траве бегу.

И ромашки белые

Рву я налету.

Я веночек сделаю –

Солнышко вплету.

Ученик: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Под музыку выходит группа учащихся, и читают стихи:

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

III. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе все находится в равновесии, все связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

— А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Ученик. Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Ученик. Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Ученик. Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Ученик. Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Учитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Ученик. 1918 год. Страну терзали голод, разруха. И именно в это грозное время, спустя всего полгода после победы Октября, в Москве открыла двери Станция юных любителей природы. Сюда пришли школьники, подростки, рабочая молодежь – те, кто любил природу и хотел поближе ее узнать, изучить. Их было семнадцать.

Ученик. 15 июня 1918 год первый день работы станции. Он и положил начало отсчета юннатского движения в нашей стране. «Ближе к природе» — таков был лозунг юннатов.

Ученик. Июнь 1924 год. В зоологическом музеи МГУ юные натуралисты собрались на свой первый Всесоюзный слет. По – иному и зазвучал лозунг «Ближе к природе и к жизни».

С тех пор в стране стал проводиться – День леса, а позднее и другой праздник День птиц. Вскоре эти праздники стали традиционными.

Учитель. С тех пор прошло уже много лет, но по — прежнему есть люди, которые любят и защищают природу.

Выступает группа учащихся:

Раньше мы с тобой не знали

Экологию, мой друг,

Теперь в школе изучаем –

Стало ясно все вокруг.

По дороге мимо школы

Машины мчат, не удержать.

Выхлопные газы всюду,

Воздухом нельзя дышать.

Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели же на веки

Мы оставим страшный след?

4. Неужели наши дети

Будут из-за нас страдать?

Так же будет вся планета

Потихоньку умирать.

Экология важна

Людям всем она нужна.

Правильно беречь природу

К счастью, снова входит в моду!

Ежегодно на нашей планете два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды. Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание о проблемах охраны природы.

Учащиеся читают стихи:

1. На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

2. По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

3. Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

4. Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

5. «Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

6. Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

V. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения).

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Все вместе:

Люди мира, на минуту встаньте! /Фонограмма голосов леса./

Слушайте, слушайте лесные голоса!

Звери просят помощи – не троньте –

Родины леса! Стройные леса!

Вы их сберегите от порубки.

Учащихся исполняет песню на мотив «Ничего на свете лучше нету…»

Ничего на свете лучше нету

Чем беречь, друзья свою планету

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы свое призванье не забудем

Сохраним мы воду чистой людям.

Сбережем мы воздух, лес и реки,

Чтоб природу сохранить на веки.

Ученица. Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашего города, кто хочет, чтобы он был чистым и зеленым. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.

VII. Итог.

Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

Гимн Природе. Мелодия песни «Солнечный круг»

Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель:

— Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурны.

Патрина М.С.,классный руководитель 7″Б» класса

Дети – будущее нашей планеты и от того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.

Формирование личностных компетенций учащихся происходит вместе с формированием представлений об окружающем их мире, о связях между предметами и явлениями природы. Чувство прекрасного, чувство гармонии человека и природы, сопричастности его к окружающему миру позволяет воспитать человека, воспринимающего экологические проблемы как личностно значимые, ставшие ныне глобальными они затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом.

Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды.

Формирование личностных компетенций в области экологических знаний базируется на сложных взаимоотношениях человека как общественного существа и природы

Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достоянию в соответствии с моральными и правовыми нормами.

В процессе экологического образования и воспитания происходит приобщение детей к прекрасному, формирование нравственных принципов, активной жизненной позиции в области природопользования и охраны окружающей среды, воспитывается бережное отношение к природе, развивается экологическое мышление.

Классный час «экологическое ассорти» с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.

Ход классного часа

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом

хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 

16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября День леса.
27 сентября День моря.
4 октября День защиты животных.
29 декабря День 6иологического разноо6разия.
22 марта Всемирный день воды.
1 апреля День птиц.
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля День Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.

На наш классный час сегодня прибыли ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ и ПРИНЦЕССА ПОВЕТРУЛЯ. Поприветствуем их.

Берендей: Здравствуйте дети, к вам на праздник я спешил, с собою внучку захватил Да и свита моя со мною, лучшая в мире, не скрою!

Поветруля: По лесным тропинкам, по ягодным пригоркам, через реки да горные перевалы прибыли мы к вам за помощью. Сказывают есть у вас молодцы да девицы умные-разумные, помогут они нам царство Берендеево уберечь от гостей незваных, от пожаров, от свалок мусорных, от шума, от браконьеров-грабителей.

Царь: Да только сначала нам удостовериться нужно – под силу ли вам дело такое.

А для того устроим мы вам испытание Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать кто вы, каковы будете.

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

  1. Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.

  2. Какое растение называют сосной сибирской:
    A) лиственницу;

    B) кедр.

  3. Где зимуют ласточки:
    A) в Австралии;

    B) в Африке.

  4. Кит – это:
    A) рыба;

    B) млекопитающее.

  5. Название «адмирал» носит:
    A) жук;

    B) бабочка

  6. С какой стороны дерева растет мох:
    A) с северной;

    B) с южной

  7. Хвоинки сосны:
    A) двухгранные;
    B) трехгранные

  8. Сколько пар ног у паука:
    A) три;
    B) четыре

  9. На стволе березы растет гриб:
    A) чага;

    B) подберезовик

  10. Какой газ используют для дыхания все живые существа:
    A) кислород;
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.

КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
  3. ласточки и стрижи летают высоко;
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
  7. раскрыты цветы кувшинки;
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
  10. крот нагребает высокие холмики;
  11. паук усиленно плетет паутину;
  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ:
A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)

Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

  1. росянка
    Она невзрачна и мала.
    Но поймала комара.

  2. ландыш
    В рассветный час, сырой и сумрачный.
    Когда роса во тьме блестит,
    Горят фарфоровые люстрочки.
    Да так, что глаз не отвести.

  3. пастушья сумка
    Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
    Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.

  4. тысячелистник
    Тысяча долек в зеленом листе.
    Белых цветочков в корзинке не счесть.

  5. ромашка
    Нарядные платьица. Желтые брошки.
    Ни пятнышка нет на красивой одежке.

  6. шиповник
    Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
    Шипами огорожен я, об этом не забудь.

  7. дуб
    Он раскидист и могуч.
    Головой коснулся туч.

  8. черемуха
    Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
    Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

  9. береза
    В белом сарафане
    стояла на поляне.
    Прилетели сестрицы
    сели на косицы.

  10. ель
    Ее всегда в лесу найдешь,
    стоит колючая как еж.

(по результатам конкурса определяется лучший травник)

Царь: не зря мы к вам, ребята, пожаловали, оказывается. Есть кому честь и хвалу воздать, есть кому за природу матушку вступиться. С такими как вы, не страшны нам беды да печали. Славные защитнички. Пожалуй. Возьмем их в свое царство. Принцесса ПОВЕТРУЛЯ: позволь, батюшка царский указ зачитать?

Царь: дозволяю.

Поветруля: на должность главного эрудита царства берендеева назначается

(вручает медаль и верительную грамоту)

  • главного синоптика
  • лесного аптекаря
  • царского травника

Берендей: А вас. Дорогие ребята. Мы всегда рады видеть в нашем лесном царстве-государстве, да только помните – нас с вами много, а природа – одна!

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА.

На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.
Только в этом спасенье твое.

МОНТАЖ.

– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает

и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,

она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,

пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!

ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:

«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».
И.С. Тургенев

«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».
В.А. Сухомлинский

«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Е.Л. Прасолова

Презентация.

Классный час в 5 классе «Экологическое путешествие»

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

  1. показать значимость природы в нашей жизни;

  2. привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

  3. способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

  4. приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  1. способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;

  2. повысить уровень экологической культуры;

  3. воспитывать бережное отношение к природе;

  4. развивать познавательный интерес ребят;

  5. развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

— Ребята, наш классный час посвящен защите и охране природы.

Этот урок, я надеюсь, поможет нам задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой.

Где бы ни жил человек, в городе или сельской местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми…Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.

– Красота — это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Этим занимается «Экология».

Экология — это наука о связях между человеком и природой. В нашей стране действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха и почвы.»  Учёные-экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек своей деятельностью наносит природе ущерб. Экология подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу.

-Ребята, сможем ли мы с вами жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца?

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя непотушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

-Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

1.  Международный День Земли (22 апреля)

2.  День работников леса (18 сентября)

3.  Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)

4.  Международный День птиц (1 апреля)

5.  Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)

6.  Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

7.  Всемирный день окружающей среды (5 июня)

8.  Всемирный день туризма (27 сентября)

9.  Всемирный День защиты животных (4 октября).

10.  День заповедников и национальных парков-11 января

11.  Всемирный День охраны здоровья-7 апреля

12.  День подснежника-19 апреля –

13.  Международный День бездомных животных 16 августа

14.  Всемирный День домашних животных 30 ноября

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение. 
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли 
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

Не рви цветы. Нельзя разорять муравейники. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

— Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
— Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
— Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
— Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
— Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
— Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
— А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
— Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
— Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
— Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
— В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

з

а

к

а

з

н

и

к

к

р

а

с

н

а

я

п

р

и

ш

в

и

н

э

к

о

л

о

г

и

я

ж

у

р

а

в

л

ь

б

е

р

е

з

а

д

у

б

н

а

л

и

м

б

а

р

с

у

к

л

и

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

у

т

к

и

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы,  нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты — прощай птицы.

Увидел скворца — весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.

Рощи да леса — родного края краса.
Судьба природы — судьба Родины. 

7 конкурс  «Устами младенца».

  Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд — попытаться понять, что имели ввиду дети.

1.  У меня очень много игрушек сделано из нее.

·  Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

·  Предметы из нее мало весят.

·  При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

·  Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2.  Ее изобрели китайцы.

У нас ее получают из дерева. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3.  Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4  Это то, без чего уже не может прожить человек.

·  Этим мы пользуемся каждый день.

·  Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

·  Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

·  С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей

медведь…

воркует

коза…

лает

индюк…

жужжит, гудит

лиса…

блеет

воробей…

каркает

голубь…

ревет

ворона…

чирикает

глухарь…

токует

утка…

гогочет;

филин…

курлычет

гусь…

ухает

журавль…

крякает

шмель…

кулдыкает

кузнечик…

хрюкает

конь…

хоркает

свинья…

стрекочет

олень…

ржет

слон…

пищит, крыльями

комар…

трубит

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы,  нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна

ему земная ветка.

Срубили кусты — прощай птицы.

Увидел скворца — весна у крыльца.

Искру туши до пожара, отведи беду до удара.

Рощи да леса — родного края краса.

Судьба природы — судьба Родины. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классный час сценарий юбилей школы
  • Классный час рождество христово история праздника
  • Классный час про праздники
  • Классный час праздник покрова пресвятой богородицы
  • Классный час праздник нового года