Клоч езидский праздник

«Клоча саре сале» или «новогодний пирог» празднуется только езидами бывшего СССР, что является особенностью езидов – выходцев из региона Сархад. Как не однократно мы отмечали в наших статьях, существуют общие канонические для всех езидов праздники, а также есть несколько праздников и святых дней, характерные отдельным езидским общинам. Исследуя истоки и суть данного праздника, мы […]

DSCN0037

«Клоча саре сале» или «новогодний пирог» празднуется только езидами бывшего СССР, что является особенностью езидов – выходцев из региона Сархад. Как не однократно мы отмечали в наших статьях, существуют общие канонические для всех езидов праздники, а также есть несколько праздников и святых дней, характерные отдельным езидским общинам. Исследуя истоки и суть данного праздника, мы обнаружили много схожих черт с праздниками езидов Турции и Ирака, которые проходят в совсем другое время.

В январе месяце езиды Ирака празднуют Белинда, во время которого пекут хлеб в тесто которого месят одну изюминку. Испеченный хлеб называется «хавлер», который глава семьи разламывает на спине ребенка мужского пола. Хлеб делят на членов семьи и считается, что кому перепадет кусок с изюмом – тот благословлен в том году и достаток дома зависит от него. В Шейхане Белинду отмечают как общий праздник, а в Шангале в честь Пир Афат.

У езидов бывшего СССР  праздник Клоча Саре сале приходится на март месяц и отсчитывается по восточному (юлианскому календарю), который попадает на первый среду-четверг месяца «адар» (март). Некоторые езидские племена вели отсчет после праздника Хидр Наби и Хидр Айласа, после которого должно пройти три среды (чаршам).  Несмотря на то, что большинство езидов бывшего СССР отмечают это праздник в середине марта, есть некоторые езидские племена, например, кашахи и дауди отмечающие его 1 апреля. Для этого они находят объяснение, что новый год у езидов согласно традиции должен быть в апреле месяце. Канонический и общепринятый Новый год у езидов должен быть в первую среду апреля месяца по юлианскому календарю и называется Чаршама Сарсале. Даже если и так, то кашахи справляют его все равно в марте, так как 1 апреля по григорианскому календарю соответствует марту месяцу в юлианском и никак не может попадать на месяц нисан (апрель).

Есть различия и в самих обрядах праздника у каждого племени есть свои объяснения и каждый считает, что он прав. Например, шейхи племени хасени утверждают, что клоч надо делить на членов семьи, а на имя святых надо выносить отдельно каду (отдельно испеченные сладкие куличи).

Племя хавери печет клоч во вторник, а делит его в среду и объясняет это тем, что среда день их покровителя Шех Манда. Аналогичная ситуация с несколькими племенами зукри, худаном (покровителем) которых является Шехубакр, пиром Пире Бари (в данном случае мандеки, бутки, чохраши, баиндури (сариблахская ветвь), шами) обосновывают это тем, что вторник является днем их худана Шехубакра и поэтому они  пекут клоч во вторник, а не в среду. Если следовать этому, то те семьи покровителем коих является Шехсин или же Шехшамс должны разрезать клоч в понедельник и т.д.

Из-за территориальной отдаленности от духовного центра, а также племенной раздробленности происходило изменение кое каких обрядов, что надо считать многообразием и богатством народа, также как и особенности в элементах материальной культуры и диалектах языка.

В праздник, во вторник (некоторые в среду) хозяйка выпекает кулич, в который помещает бусинку или монету. На следующий день, рано утром, все члены семьи собираются вокруг пирога (кулича), чтобы присутствовать при том, как глава семьи, после упоминания Бога «дастури наве Худе у Шихади», разрежет его. Сначала ножом проводят по середине пирога, и называют это «хата джот», т.е. борозда плуга; затем одну сторону делят на куски, каждый из которых приносят в дар ангелам и святым:

  • Хавт мере диване (семь святых)
  • Худане мале (покровитель дома)
  • Маме шван
  • Гаване Зарзан
  • Хатуна Фахра
  • Шешамс

Другую половину разрезают на части по количеству членов семьи, называя их имена. По преданию, в чьей доле окажется  бусинка или монета, тот будет в этом году благословлен Богом.

Считается, что во время этого праздника Бог посылает ангела Малак Зайна на землю, чтобы он благословил и после этого она начнет наряжаться. Имея религиозное объяснение, этот праздник, так же тесно связан с пробуждением природы, плодородием, что прослеживается в самом обряде разрезания пирога.

Д. Пирбари

Езидская община сегодня отмечает «Клоча Саре сале»  — праздник обновления, наступления весны, новой жизни, нового года.

По традиции, сегодня все езидские хозяйки выпекают новогодний пирог — Клоч, в который помещают бусинку или монету. В этот же день, в знак поминания усопших, езиды угощают соседей и родственников свежее выпеченными пирогами — кадами.

Утром следующего дня все члены семьи собираются вокруг пирога (кулича), чтобы присутствовать при том, как глава семьи, после упоминания Бога «дастури наве Худе у Шихади», разрежет его. Сначала ножом проводят по середине пирога, и называют это «Хата джот» (т.е. борозда плуга), затем одну сторону делят на куски, каждый из которых приносят в дар ангелам и святым, а другую разрезают по количеству членов семьи. После обнаружения бусинки объявляется, какой святой в этом году будет покровительствовать семье (если бусинка попала в кусок под именем ангела) и кто именно из членов семьи удостоился особого благословения (если бусинка обнаружена в кусочке под именем члена семьи).

Традиция резать Клоч берет истоки из следующего предания – однажды в Лалеш (религиозный центр езидов, Иракский Курдистан) собрались святые шейхи, поместили в Клоч бусинку и тот, кому попалась бусинка, и стал главным шейхом.

Считается, что во время этого праздника Бог посылает на землю ангела Малак Зайна для благословения, после чего земля начнет наряжаться. Этот религиозный праздник тесно связан с пробуждением природы и плодородием.

Следует отметить, что Клоча Сара Сале отмечают в середине марта только езиды бывшего СССР, что является особенностью езидов – выходцев из региона Сархад. При этом у этой традиции много общих черт с праздниками езидов Турции и Ирака, которые проходят в совсем другое время.

Теймураз Авдоев (Темьре Масо)

      Среди курдов Закавказья езидского вероисповедания  сохранился и отмечается каждой семьей  праздник «Клоча Саре Сале» (Kloça Serê; Salê), который приходится на первую Среду Марта по Юлианскому календарю, или третью Среду по Григорианскому.

       В обстановке торжественности и общей радости кявани (старшая женщина в семье) выпекает один главный пирог – клоч, и несколько обычных.

      В состав пирога должны входить продукты из не менее семи компонентов, которые в разных семьях могут варьироваться, поскольку каждая кявани тщательно следует своей семейной рецептуре и традиции приготовления. После замеса теста в него кладут бусинку или монету и ставят в печь. Хозяйка неустанно следит, чтобы пирог выпекся равномерно, при выпечке или при выносе из духовки не сломался, это к не удаче.

      На следующий день, поутру, все члены семьи собираются вокруг пирога (клоча), и с интересом наблюдают, как глава семьи, после прочтения соответствующего кавла, разрежет его. Сначала ножом проводят посередине пирога, и называют это «xeta cot», то есть борозда плуга. Эта борозда делит клоч на две части, верхнюю предназначенную для божеств и святых. Обычно это:

– Heft mere diwane (семь ангелов)

– Xwedane male (покровитель семьи)

– Meme Şivan (покровитель мелкого рогатого скота)

– Gavane Zerzan (покровитель крупного рогатого скота)

– Xatuna Fexra (покровитель женщин и детей)

– Şems (светоносный ангел) и др.

      Другую, нижнюю  половинку разрезают на части по количеству членов семьи. Отчет ведется с малхе мале (главы семьи), далее следуют по старшинству все члены мужского пола и в такой же последовательности женского пола.

      Если бусинка выпадает на долю божества или святого, то он считается покровителем и заступником семьи в этом году, а если в доле члена семьи, то его признают благословленным Богом.

      Части главного пирога нельзя выносить из дома и раздавать, так как они считаются «рыске мале» и должны потребляться в семье. А вот другие пироги обязательно раздаются среди близких семьи и малоимущих.

      Согласно езидского теолога Дмитрий Пирбари, «Источником праздника Клоч является праздник Чаршама Сор, грандиозно отмечаемый езидами, оставшимися в Курдистане. Первый день Нового Года у езидов называется Сарсал, т.е. начало года, который попадает на среду первой недели апреля месяца (Нисан) по восточному календарю. Согласно езидским священным текстам, каждый год Бог садится на трон и созывает к себе ангелов во главе с Малак Тавусом. Он выбирает одного из них и посылает на землю, чтобы тот управлял миром в течение года. Езиды говорят, что ангел сходит на праздник клоч на землю и наряжает ее цветами и зеленью.

      Накануне праздника в каждом доме готовятся яства, а в ночь под Новый Год и с наступлением дня пища благословляется. В священном «Гимне о месяцах» говорится, что месяд Нисан (апрель) является невестой года (buka sale), и поэтому в этом месяце езидам строго запрещается играть свадьбу. Этот обычай восходит к древнемесопотамской традиции.

     По поверью езидов, к апрелю месяцу земля должна быть вспахана крестьянами и подготовлена к посеву. В это же время езиды поминают своих усопших. Накануне они выпекают куличи (kiloc) или савка (sewke), и раздают их нуждающимся или соседям, а наутро с фруктами и яствами направляются к могилам усопших.

      Молодежь идет в поле собирать апрельские красные цветы и, связывая их в пучок, развешивает над входной дверью в знак освящения жителей этого дома. Наутро все дома красиво украшены, а хозяйка подносит к столу выкрашенные в красный, желтый и зеленый цвета яйца, символизирующие жизнь и многоцветность мира. Как уже отмечалось, этот праздник существовал в древней Месопотамии и через тысячелетия дошел до наших дней»[1].

 С моей точки зрения:

1. По времени проведения праздник «Клоча Саре Сале» приходится на начало марта, а праздник «Чаршама сор» на конец Марта, начало Апреля. Если праздник Чаршама Сор знаменует  начало года, то Клоча Саре Сале – его завершение и благодарение.

2. Праздник связан с земледельческим культом, а выпечка благодарственного клоча в последствии была принята иудеями и христианами и стала прототипом кулича.

3. Праздник посвящен здравствующим адептам и не связан с поминанием усопших, как считает ув. Д. Пирбари.

      То, что праздник является древним земледельческим не вызывает ни у кого сомнения. По времени проведения, его можно отождествлять с Зороастрийским праздником Спента-Армаити, который приходится на 5 Марта.

      Напомню, Спента-Армаити – Благодетельный Мир, Священная Земля, единственная из Амеша-Спента женского рода. Она связана с земным долгом человека, терпением и смирением, покровительствует людям, возделывающим землю, делающим ее плодородной и богатой. В награду за смиренное выполнение долга, терпение и благочестие Священная Земля дарует любовь и помощь других людей, высшую гармонию и мир. Само присутствие Спента-Армаити среди людей несет наказания любым злодеям: обидевшие их тут же получают по заслугам. Сохранение мира, равновесия, гармонии и любви на Земле, дарование людям земных плодов – дела Амеша-Спента Спента-Армаити.

                                          «KULOÇÊ SERÊ SALÊ»

                        (ji pirtuka Eskere Boyik » KULÎLKÊ ÇÎYA» 1967s.)

1 Kalkêm kuloç datanî,        1.Дед мой ставил клоч (на стол),

Dida kêra kalanî,                 Брал кухонный нож,

Kêr dida ser û digot:           И начав разрезать его, произносил:

«Eva para xeta cot.             «Эти доли от парной борозды!

2 Bira zevî nebin xam,         2.Пусть нива не уляжется —

Xete bextê evdsan.             Борозда для счастья рабов Божьих!

Wedê kuta dibû xet,            Здесь заканчивалась линия резки,

Morî ber dernediket           А бусинка все еще не обнаруживалась!

3 Kalkêm kuloç ker dikir       Дед мой клоч делил,

Xeberne wa ser dikir:            И над ним произносил:

Mamê Reshan[2] tuyî-tu          «Маме Рашан — ты велик

Me gundyan ra nan û ruh,     Нам сельчанам  — пища и дух,

4 Çevê xetê li teye!           Борозда пашни — в твоей воле !

Çilka te bextê meye!         Твоя милость — удача наша!

Para han jî para te           А эта доля  – твоя,

Memê Şivan[3] xweyê me!   Маме Шван — Заступник наш!

5 Bira guher şên bivin,     Пусть оживится природа,

Nexweş-kulek kêm bivin!  Больных-хворых станет меньше!

Gavan Zerzan[4] tera par    Гаван Зарзан   тебе доля,

Şîr û маст bikî ber     Молоко и простокваши сделай обильней!

6 Ev Xudanê malêra,         Это — Покровителю домашнего очага,

Serfinyazya salêra!             Благосостоянию года!

Ji mal kêm nebin mêvan,    В доме пусть не уменьшится число гостей

Şermî nebin em ber wan!»  И не осрамимся мы перед ними!»

7 Malda têrbûn û şayî,       В доме — достаток и радость,

Dinyayêra edlayî!              В мире — справедливость!

Paşê duea pê tanî              После произнесенной молитвы,

Mera jî par datanî,             И нам устанавливал доли.

8 Digot: «Sal hat beyara[5],   Говорил : «Наступило время посева,

Tucar neda bêkara,             Никогда не уподобляйтесь лентяям,

Xebat, tifaq û xîret              Работа, единение и благотворительность
Evin bext û bereket !!!»       В них счастье и благодать!!!»

Ya Siltan Êzîd û Tawisî Melek! Волею правителя Эзида и Тавуси Мелека!

В священном трактате «Вендидад» сказано: «Там, где праведный воздвигает дом, наделенный огнем и млеком, женой, детьми и стадами, в этом доме тогда обилие скота… корма, собак, жен и детей, огня и всяческого житейского добра… Там, где праведный возделывает по больше хлеба, трав, растений и плодов, где он орошает сухую почву и осушает почву слишком влажную,… в наибольшей мере выращивает крупный и мелкий скот… Тот, кто обрабатывает эту землю левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот воздает земле прибыль.

Это подобно тому, как любящий муж дарует сына или другое благо своей возлюбленной жене, покоящейся на мягком ложе… Так говорит земля: «О ты, человек, который обрабатываешь меня левой рукой и правой, правой рукой и левой, поистине Буду я рожать без устали, производя всякое пропитание и обильный урожай». Тому, кто не обрабатывает эту землю,… тому земля говорит так: «О ты, человек, который не обрабатываешь меня, поистине вечно будешь ты стоять, прислонившись, у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает; поистине вечно Будут мимо тебя носить… проносить в дома, где и вез того обилие богатства».

«Кто сеет хлеб, тот сеет праведность… Когда хлеб готовят (для обмолота), то дэвов прошибает пот. Когда подготавливают мельницу, то дэвы теряют голову. Когда муку подготавливают (для квашни), то дэвы стонут. Когда тесто подготавливают (для выпечки), то дэвы ревут (от ужаса)».

            Сравнивая езидский стих и зороастрийский трактат, находим единую сюжетную линию. Таким образом, благодаря езидским святым Мам Рашану, Маме Швану, Гаване Зарзану, древний земледельческий праздник Спента-Армаити получил второе рождение и закрепился среди части езидов уже как самостоятельный праздник.


[1]Клоча Саре Сале (Kloça Serê Salê).

 http://www.ezid.ru/news/2007/www.kurdistan.ru/03_15_kloc.html

[2]Mamê Reshan  один из 40 учеников-последователей Шихади. За усердие и подвижничество был назначен старшим среди них..Получил право наставничества и стал родоначальником оджаха пиров Мамрашан.

[3] Memê Şivan – покровитель мелкого рогатого скота

[4]Gavan Zerzan  — покровитель крупного рогатого скота

[5] Beyar – земля под паром

От редколлегии сайта                              

      Исповедующих езидизм курды 15 марта, накануне общекурдского Великого праздника Навроз, отмечают свой праздник «Клоча Саре Сале», которая своими корнями уходя в глубь тысячелетий, отражает в себе древние земледельческие традиции курдского народа. 

      От всего сердца всех поздравляем этим замечательным праздником! Будьте бодры, здоровы и счастливы и чтобы все Ваши мечты исполнились!

www.kurdist.ru

Езиды — солнцепоклонники и празднуют Новый Год весной. Фото kurdistan24.net

Езиды — солнцепоклонники и празднуют Новый Год весной. Фото kurdistan24.net

Многим кажется, что зороастризм — религия из учебников истории, а красить яйца по весне — чисто христианский обычай. Но не тем, кто знает о народе, который ещё называют Детьми Солнца — езидах. Курды по национальности, они отличаются тем, что исповедуют свой собственный вид однобожия, не очень-то похожий на христианство, иудаизм или ислам. Они поклоняются солнцу.

Крашеные яйца и куличи

Если русского человека занесёт в иные уголки Армении в одну из сред апреля, он может почувствовать, будто провалился во времени на несколько дней. Кругом люди с крашеными яйцами и пирогами, которые называются «клоч» — почти «кулич»! Но ведь Пасха уже прошла?

Но люди вокруг и не празднуют Пасху. У них «Сарсал», Новый Год. Езиды отмечают его всегда в среду, и потому второе название праздника — «Чаршама Сор», красная среда. Скорлупу от крашеных яиц ещё до конца дня разбросают по полям и огородам, чтобы призвать в них плодородную силу, а семь из кусков пирога-клоча посвятят семи божьим ангелам.

На Новый Год езиды красят яйца. Фото waarmedia.com

На Новый Год езиды красят яйца. Фото waarmedia.com

В Сарсал каждый дом должен быть украшен красными цветами. Езиды угощают соседей и неимущих кусками праздничного пирога и относят крашеные в жёлтый, зелёный, красный цвета яйца на семейные могилы. Считается, что все эти обычаи дожили до наших дней со времён Месопотамии.

Как и всякий архаичный праздник, Сарсал накладывает на человека ряд запретов. В этот день строго запрещено мыться, брить и стричь волосы, делить ложе с супругом и шить. Вместо всего этого лучше собраться и под музыку танцевать в хороводах, радуясь тому, что Бог прислал очередного ангела управлять землёй весь следующий год. Нового управляющего он выбирает каждый раз заново перед очередным Сарсалом.

Пожилой езид. Фото kurdistan24.net

Пожилой езид. Фото kurdistan24.net

Радуются в этот день не только в Армении. Езиды живут в Грузии, Турции, России и Ираке. Впрочем, езидам в Ираке особо не до праздников. Местные мусульманские фанатики истребляют их, считая, что они поклоняются Сатане под именем Ангела-Павлина.

Святой Павлин, Бог-Солнце и их верные ангелы

Верования езидов — эволюция зороастризма, той самой религия, которая, как считается, первая в Евразии смотрела на всё, происходящее в мире, как на борьбу некоего светлого и тёмного начал, подобных христианским Богу и Сатане. Светлое божество, творец мира Ахура Мазда, воплощался при этом в огне и солнечном свете.

Богу прислуживают семь верных ангелов, главного из которых зовут Малак Тавус, Ангел-Павлин, и он был создан прежде всего сущего. Семь бронзовых птиц, изображающих этих ангелов — одна из главных святынь езидов. Она хранится в Лалеше, главном езидском храме, который уже много веков стоит в Ираке. До недавнего времени он был вообще единственным езидским храмом на земле.

Малак Тавус и шесть ангелов

Малак Тавус и шесть ангелов

Предания об Ангеле-Павлине ассоциируются у представителей авраамических религий с историей Люцифера. Езиды верят, что, когда Бог создал Адама и велел ангелам склониться перед человеком, Малак Тавус отказался. Но вела его не гордость, а верность: для него был только один господин — создатель. Однако Бог сначала разгневался на ангела и «понизил в должности» — поместил в Преисподнюю присматривать за душами грешников.

Семь тысяч лет ангел плакал от жалости, глядя, как мучаются человеческие души в аду, и затопил Преисподнюю слезами. Тогда творец сжалился и перенёс Малака Тавуса в небеса, где он стал самим солнцем. С тех пор езиды особо почитают ангела как своего заступника и как воплощённую благость творца.

Павлин — священная птица для езидов

Павлин — священная птица для езидов

Однако, несмотря на упоминание падения и Преисподней, путать Сатану и Ангела-Павлина не стоит. Малак Тавус не учит ни хитрости, ни жестокости, не вводит в искушение; скорее, его роль в религии езидов сродни ролям Святого Духа и Христа, если вспомнить концепцию, согласно которой Христос — явление божьего милосердия.

Езиды никогда не проповедуют свою веру и находят странной мысль, что её можно принять. Тем не менее, после массового геноцида курдов, включая езидов, мусульманскими фанатиками в Ираке многие курдские активисты объявили о переходе в езидизм и стали призывать других курдов поступать так же.

Езиды долго не находили взаимопонимания с остальными курдами, но общее горе их сблизило

Езиды долго не находили взаимопонимания с остальными курдами, но общее горе их сблизило

Мюрид всегда подчиняется

Вера езидов и её символы кажутся европейцу настолько сказочными, что от общества, верящего в затопленный слезами милосердия ад, ждут необыкновенной мягкости. Однако правила жизни у езидов строги.

Всё общество езидов делится на касты. Выше всех — священники-шейхи (старцы, мудрецы). Ниже всех — мюриды, те из езидов, что участвуют в священнослужениях только в качестве снимающей паствы. Но каждая из каст — мюриды (ученики) по отношению к вышестоящим кастам. Никому из людей не считаются мюридами только шейхи.

Езидам запрещены браки вне своей касты

Езидам запрещены браки вне своей касты

Езидам запрещены браки и романы вне своей веры и, к тому же, вне своей касты. Ещё одно строгое правило: ни один мюрид не смеет поднять руку на представителя одной из каст священников.

У езидов есть особый праздник сродни обрезанию у мусульман и иудеев, но милосерднее: обряд первой стрижки волос мальчика. Его проводит шейх. Кроме Нового Года, отмечают день сотворения мира — Айда Езид, он приходится на декабрь, и день поминовения усопших в июне.

Новый год у езидов. Фото waarmedia.com

Новый год у езидов. Фото waarmedia.com

Нравы езидов патриархальны. От девушки требуется сохранять девственность, женщину порицают за связь с мужчиной вне брака. Всё точно так же, как у окружающих их с древности мусульман. Но есть отличие.

Традиционно мусульмане отрекаются от изнасилованной дочери, сестры или жены. В лучшем случае она будет доживать свой век, спрятанная от чужих глаз, в дальней комнате дома. В худшем — её убьют, словно это она опозорила семью, совершив преступление.

Бойцы ИГИЛ на занятых ими территориях насилуют девочек, девушек и женщин. В отличие от иудеек, христианок и мусульманок, езидки считаются язычниками, и значит — не имеющими право на выкуп, сострадание, признание женой. Считая езидок сатанистками, ИГИЛовцы нарочно пытают их, калечат, уродуют. Свидетельства жертв и очевидцев невыносимо жутко читать. По счастью, находятся добрые люди, тайно спасающие пленных женщин. Часть из них возвращается если не к своим семьям, то хотя бы к своим соплеменникам. С точки зрения такой патриархальной культуры, как езиды — без сомнения «испорченными».

Но даже смотритель ада затопил своими слезами Преисподнюю, увидев мучения чужих ему людей. Можно ли не проливать слёзы, увидев тот же ад на земле, над той, что страдает за чужие грехи? Езиды принимают своих сестёр и дочерей, жён и племянниц и плачут над их ранами и увечьями, а не попрекают за них. Увы, любая Преисподняя залита слезами — но человеческие из-за этого не исчезают.

Освобождённые пленницы ИГИЛ. Фото kurdistan24.net

Освобождённые пленницы ИГИЛ. Фото kurdistan24.net

Творец езидов — один из нескольких монотеистических богов, о которых многие даже не слышали, наряду, например, с китайским Ганди и корейским Хананимом.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Книги про праздники на руси
  • Клоун цирковой на праздник
  • Книги про праздники колеса года
  • Клоун прошка сценарий
  • Книги про праздник троица