Ключевые слова праздник

Ключевые слова по организации мероприятий и праздников, бизнес-событий, частных праздников, от ивент-агентства "Party Time" - корпоративный праздник, частное мероприятие, рекламная акция, PR-кампания, промо-мероприятие, заказ артистов, техническое обеспечение в Киеве

Ключевые слова по организации мероприятий

Мы обратили внимание на то, что имеются некоторые ключевые слова в сфере ивент-маркетинга, которые встречаются наиболее часто при поиске различной информации в всемирной паутине. Специально для этого мы попытались создать перечень этих слов, чтобы наши клиенты и посетители сайта могли быстро и эффективно получить доступ к нужной им информации.

Каждое ключевое слово имеет свое описание. Мы постарались представить ключевые слова не выражениями из толковых словарей, а по собственному восприятию, наложенному на наш опыт. В результате у нас получился небольшой словарь из ключевых слов, который, надеюсь, будет помогать не только Вам, но также и нам для обучения наших менеджеров, ведь прочитав эту выборочную информацию можно с легкостью сформировать более-менее отчетливое представление об ивент-сфере.

Ниже представлен список ключевых слов и фраз, которые мы посчитали наиболее часто запрашиваемыми.

Самые распространенные слова из event-сферы:

Новости:

Акции:

Контакты:

УДК 008

ПОНЯТИЕ «ПРАЗДНИК». АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ИХ ОСМЫСЛЕНИЕ

В.В. Кибалко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: e-mail: fiokla-07@mail.ru

В работе обозреваются определения понятия «праздник», проводится детальное рассмотрение феномена, с целью углубления его понимания. Важной частью работы является выявление несоответствия между имеющимися определениями и их современным прочтением, в связи с недостаточной актуализацией. Также, в работе предпринята попытка дать максимально емкое определение понятия, дающее развернутое представление о феномене праздника.

Ключевые слова: праздник, понятие, гуманитарная мысль, определение, антитеза труду, обрядово-ритуальное действо, отражение реальности, манифестация сакрального.

Праздники всегда тесно переплетены с важными, а иногда и переломными этапами в жизни социума. Событие, лежащее в основе праздника, пробуждает у людей желание стать частью произошедшего, выразить свое отношение, эмоционально объединиться с другими людьми1. Именно праздник всегда выступал откликом на происходящее в жизни общества, способствовал передаче традиций из поколения в поколение, объединял всех участников, отвлекал от проблем, помогал познавать новое, преобразовывать настоящее, созидать.

В разные времена многие исследователи пытались понять феномен праздника и дать ему определение, однако по сей день, многозначное понятие «праздник» единой трактовки не имеет. В данной статье мы предприняли попытку проанализировать основные определения понятия «праздник». Нами был сделан вывод, что в подавляющем большинстве, исследователи рассматривают лишь одну сторону данного явления, в то время как праздник многокомпонентен, и постоянно трансформируется вследствие ответной реакции на многие факторы и потребности общества в определенный промежуток времени.

Рассматривая этимологию слова «праздник», можно заметить, что в большинстве языков европейской группы слово «праздник» и однокоренные словообразующие имеют латинскую основу в виде корня «fest», вышедшее из словосочетания «dies festus», «fesia/feria», которое означает «день, свободный от работы»2.

В славянской группе языков распространены корни «праз» (от церковного «празъ», означающего «снятие», вместо народного «порожний») и «свят» (связь с сакральным)

Изучение значений понятия «праздник», сформулированных исследователями разных направлений позволило установить, что В.И. Даль определяет праздник, как

1 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. С. 77.

2 Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М: ПЕРСЭ, 2003. С. 27.

нерабочий день, празднуемый по уставу церкви, по случаю и в память гражданского, местного или государственного обычая .

Верное по сути определение В.И. Даля выглядит довольно поверхностным, однако в нем указан элемент, который достоин отдельного упоминания. Этот элемент — непосредственная часть праздника, — обычай — привычный установившийся стереотипизированный порядок действий, воспроизводящийся в определенной социальной группе.

Д.Н.Ушаков в «толковом словаре русского языка» даёт семь значений: это и день или несколько дней, посвященных памяти какого-либо религиозного события, и день торжества в память какого-либо выдающегося исторического или гражданского события, и веселье, и день массовых развлечений, и счастливый день, и праздник в переносном значении. Однако нам ближе всего это определение: «Официально установленный день отдыха по случаю празднования выдающихся событий»5. В определении Д.Н. Ушаков упомянул про важнейший компонент праздника — событие. Праздник без событийной основы — просто зрелище и ничего больше. В то время как действо, в основе которого лежит важное событие, становится ежегодно отмечаемым и необходимым обществу. Так же упомянуты неотъемлемые компоненты как веселье, радость и игры.

Нельзя не указать пять определений, данных в словаре С.И. Ожегова. Так праздник — это день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений .

Ожегов, данной характеристикой объединяя толкование праздника Даля и Ушакова, заостряет внимание на том, что праздник это выходной день, не рабочий, образованный от слова «праздный», то есть пустой, свободный, вакантный. Этот момент, при более подробном рассмотрении, выступает как необычайно важная часть в понимании и происхождении праздника вообще. Появление времени, свободного от трудовой деятельности, способствовало формированию представления о времени и его границах, в целом. Время, свободное от трудовой деятельности и наполненное своими особенными традициями, периодически возникающее в жизни общества есть «одно из первых и наиболее четко фиксируемых проявлений человеческой культуры»7. Это время является симбиозом двух сфер человеческой деятельности, таких как труд и общение. Когда трудовая деятельность и повседневность отступают на второй план, возникает особая специфическая сфера праздничного общения, которая регулирует социальный организм и становится элементом развития культуры (в праздничных действах можно наблюдать зарождение многих видов искусств, появление эстетического восприятия).

Осмысление феномена праздника в античности происходило в различных направлениях, так например праздники рассматривались с позиции воцарения божественного на земле, как смена деятельности, Платон видел основу праздника в воспитательном воздействии «… удовольствия и страдания, составляют воспитание.

3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Олма-пресс. 2 т., 2002. С. 309.

4 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект. Трикста, 52003. С. 50.

5 Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. 4 т. М.: Астрель АСТ, 2000. С. 699.

6 http://www.ozhegov.org/

7 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 75.

Боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов… празднества, даровали Муз, Аполлона, их

предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было

8

исправлять недостатки воспитания на празднествах.» , утверждал, что праздник является достоянием человека. Роль воспитательной функции в празднике очень велика, более того праздник выступает как фактор формирующий преемственность поколений, нравственные и патриотические качества и эстетический вкус.

В эпоху Средневековья «праздники задавали ритм всему распорядку

9 —

монастырской жизни на целый год» , а главной идеей праздников выступала идея освящения реальности, ведь каждый праздник был установлен ради того, чтобы дать нам возможность опытно пережить стоящую за ним реальность10. Преподобный Феодор Студит считал, что «праздник открывает и прообразует состояние будущего века»11, что он есть «время радости и благодушия; спасение души, жизнь вечная и царство небесное»12.

В эпоху Просвещения, праздник по утверждению М. Робеспьера был «создателем самых крепких уз братства и могущественным средством возрождения»13.

Т.А. Бернштам, в анализе праздника эпохи традиционализма отмечает, что «под словом «праздник» обычно понимают все сколько-нибудь значительные обряды календарно-хозяйственного и жизненного циклов, в том числе и те, что происходят в будни»14. В своем определении она открывает нам еще один компонент праздника, без которого последний немыслим — это обряд, представляющий собой совокупность действий, определяемых обычаем или ритуалом15 (ритуал — стилизованный спланированный тип действий, включающий жесты и слова, исполняемый специально подготовленными людьми и имеющий глубокое символическое значение16; также определяется как специфически символическая классификационная

17

система, культовая практика, обусловленная специфической формой мышления ). Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни и не ограничиваются одной социальной группой.

В.Н. Топоров видит следующее значение: «Праздник в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции — временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое

8 Платон. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 117.

9 Епископ Илларион(Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб., 2008. С. 121.

10 Там же, с. 121-122.

11 Поучение 72, текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. на сайте http://www.orthlib.ru.

12 Поучение 73, текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. на сайте http://www.orthlib.ru.

13 Цитата взята из речи в Конвенте 7 мая 1794 г. «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках» на сайте http://larevolution.ru.

14Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. М., 1985. С. 136 .

15 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект. Трикста. 2003. С. 51.

16 Там же.

17 Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 40.

институциализированное (даже если оно носит импровизационный характер) действо»18.

В.Н. Топоров один из немногих отечественных исследователей, говорящих о связи праздника с сакральным. Прошлое человека насквозь пропитано мифологичностью восприятия, которое как следствие накладывает отпечаток своеобразной «религиозности» на все стороны человеческой жизни, в том числе и праздничной. В основе каждого древнего праздника лежала связь с божественным, духовным, иррациональным. Она была двигателем обрядово-ритуальных таинств, ставших, затем, традиционными. Также В.Н. Топоров отмечает коллективность праздника и «включенность» — сопричастность к действию, что переводит всех празднующих в категорию участников, то есть, непосредственно задействованных в происходящем если не физически, то эмоционально.

Л.С. Лаптева определяет праздник как традиционную форму народного отдыха, удовлетворяющую естественные для человека потребности в массовом общении, в нем переплетаются все виды культуры19. Можно рассмотреть общение с позиции фактора, повлиявшего на зарождение праздника, взяв во внимание то, что человек нуждался в коммуникациях при основной деятельности — трудовой. Назрела необходимость выделить специальный отрезок свободного от прочей работы времени, предназначенный для удовлетворения коммуникативных потребностей и построения крепких связей внутри общества. Во время, свободное от нагрузок, было принято гостить друг у друга или совершать совместные прогулки, общаясь, деля пищу, играя, развлекаясь и выполняя совместные ритуальные действия. Естественно то, что праздник возникает не стихийно, а плавно перерастает из периодов свободного времени, отведенного для общения. В свою очередь, общение

способствует осознанию времени и его разграничению, что и приводит нас к

20

возникновению праздника .

М. Элиаде считает что, человек имеет социально-психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и

погружаться в особое время, в «вечное настоящее», которое находится в

21

праздниках . В данном аспекте, выделенном М. Элиаде, затрагивается тема праздничного времени (а, следовательно, и праздничного пространства, создающего особое время) и его необходимости. Важно заметить, что за счет своего особого времени, праздники играют весомую «разгрузочную функцию» — человек отвлекается от своих забот, от повседневной рутины и живет здесь и сейчас.

И.М. Снегирев, первым давший определение понятию «праздник», также говорит об особом времени: «Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу

от будничных трудов, соединенную с веселием и радостью. Праздник есть свободное

22

время»

О специфике праздничного времени и пространства в празднике говорят многие исследователи. Например, В.П. Курбатов в своей монографии приходит к выводу, что «праздник является пространственно-временным видом искусства, и на ход праздника влияет время. Точнее, пространство подчиняет себе время, переносит

18 Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 823.

19 Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. М., 1975.

20 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука. 1978. С. 67.

21 Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 57.

22 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.:1837. С. 37.

присутствующих в прошлое или будущее, а может спрессовать его и век продемонстрировать за час. Таким образом, время праздника — понятие относительное. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени,

23

сюжета, истории» . Немаловажным является и то, что праздничное время всегда входило в разряд времени волшебного — лишенного голода, болезней, трудовой деятельности, напряжения, страданий и смерти. А.И. Мазаев считает, что это время обладает специфической особенностью снимать запреты и противоречия обыденной жизни с помощью смещения и переворачивания всех имеемых в быту установок, путем ритуального смеха24. Праздничное время это переворот всей социальной структуры, абсолютное изменение иерархии, снятие табуируемых элементов.

Кроме специфического времени, празднику характерно присутствие специального пространства — особого места, наделенного какими-либо характеристиками, зачастую мистического характера (места силы, святилища, культовые места). Праздничное пространство представляет собой определенное место, служащее для совершения обрядовых действий, развлечений, вызывающее у общества схожий эмоциональный фон. Эта дань традициям присутствует и сейчас -праздничные массовые гуляния проходят на главных городских площадях, в парках, возле важных монументов и архитектурных памятников. Стоит обратить внимание на то, что пространство праздника имеет свои правила и законы, которые разрешают осуществлять какие-либо действия, запрещенные или невостребованные в другое время.

Итак, совокупность праздничного времени и места, представляет собой особенный праздничный мир, который является зеркальным отражением мира реального. Правильно организованный праздник, в основе которого лежит важное событие, происходящий в определенно пространственно-временном промежутке, становится важным элементом человеческой жизни, требующим регулярного воссоздания, со всеми имеющимися обычаями и традициями, включая установившиеся место и время проведения праздника.

К. Жигульский настаивает на том, что «Праздник — зеркало своей эпохи. По создаваемым народом праздникам можно судить о политической, исторической и

духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы

25

и стремления самых различных ее социальных слоев» . И. Хейзинга имел подобный взгляд и считал, что праздник был суверенным выражением культуры, являлся формой, посредством которой люди сообща выражали величайшую радость жизни и воплощали свое чувство единства друг с другом. «Во время великих обновлений общества … праздник нередко вновь берет на себя важные социальные и эстетические

функции»26.

Праздник определенно является носителем важных функций, отражением культуры и эпохи. Однако оба данных определения трудно назвать полными и всеохватывающими.

23 Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2014. С. 133.

24 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 71.

25 Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985. С. 14.

26 Хейзинга И. Осень средневековья. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. С. 207.

М. Бахтин утверждал, что «празднество — это очень важная первичная форма человеческой культуры. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными. Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении. Именно эти моменты — в конкретных формах определенных праздников — и создавали специфическую праздничность

27

праздника» .

Бахтин затрагивает сакральный смысл праздника, момент умирания и возрождения, без которого ни один архаичный праздник не мог обойтись. Поскольку отмечались в основном анимистические (связанные с верой в духов и души умерших) праздники и праздники трудового цикла (они же аграрные, связанные со сменой сезонов и сезонными работами), все они были сопряжены с возрождением природы или с загробным миром — духами, которые могли помочь в любых начинаниях, если их задобрить или умилостивить. Почти во всех современных праздниках сохранился пережиток этой традиции — богатый праздничный стол с чрезмерно обильным количеством яств.

Кроме того, М. Бахтин, останавливает свое внимание на празднике как вместилище смеховой культуры. Стоит заметить, что категории комического и непосредственно сам смех, серьезно влияют на праздник (важно понимать, что древний праздник был нацелен на защиту от всевозможных негативных явлений, представляя собой некое художественно оформленное сопротивление страшному, темному и тяжелому; противовесом являлись веселье и смех), однако, не стоит рассматривать смеховую культуру, как основу праздника, забыв об остальных сторонах этого многополярного явления. Смех — это защитная реакция, а не главенствующий фактор.

А. Конович определяет праздники, как «особый вид социально-культурной деятельности масс, протекающей в свободное время»28. Также он утверждает, что праздник является тем многосторонним явлением в жизни общества, которое способно отразить жизнь как одного человека, так и общества в целом, а так же выступает в роли транслятора традиций и побудителя к действиям. А.А. Конович дает новую трактовку праздника и определяет его как вид деятельности. С этой концепцией можно согласиться, учитывая радикальное разделение рабочего и праздничного времени, а также учитывая регулярность воспроизводства праздничных действ. В современных реалиях, когда сфера праздника для некоторых превратилась в работу, эта трактовка как никогда актуальна.

Й. Хейзинга в последующих своих работах трактует праздник уже с позиции игры, он утверждает, что между празднествами и играми существуют теснейшие отношения. Так, например, такие признаки праздничного действа как: выключение из реальной жизни, радость и веселый тон всего мероприятия, даже если оно будет сопровождаться кровавыми жертвами и посвящено чему-нибудь по сути страшному, «временные и пространственные границы, существование заодно строгой определенности и настоящей свободы — таковы самые основные социальные особенности, характерные и для игры, и для праздника»29.

27 Бахтин М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Эксмо, 2015. С. 5.

28 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. С. 4.

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. С. 40.

30

Выделенные И. Хейзинга свойства игры, такие как свободность , «необыденность», замкнутость и ограниченность31 пространством и временем, повторяемость являются компонентами праздника. Праздник существует в своем сверх-времени и имеет специальную отведенную локацию, праздник позволяет абстрагироваться от будних дней и погрузиться в свою атмосферу. Праздник цикличен; имеет правила, которым все участники должны подчиняться -нарушающий изгоняется из общества (так например, на Ивана Купала, девушка или женщина, не приходившая на лобное место к костру, считалась ведьмой, которую все избегали. В празднике происходит радикальная смена иерархии — обычный крестьянин, перевоплотившись в землевладельца, может заставить знатных господ рядиться шутами и развлекать народ. Важно, что ответных негативных действий после праздника не было, так как всё происходившее является частью единого праздничного действа. Если руководствоваться выделенными И. Хейзинга свойствами, можно заключить что в основе праздника лежит игра.

А.И. Мазаев, проанализировав феномен праздника, дает ему такое определение «Праздники — древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть

32

совсем . А.И. Мазаев строит своё определение на традиционности, цикличности, неистощимости и бессрочности праздника как явления. В понимании Мазаева, праздник, как культура, предполагает под собой сбережение, приумножение и эволюцию высших ценностей в жизни общества и отдельного человека.

О.Л. Орлов считает что «праздник — это проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых норм поведения, заканчивая

демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен. Праздник есть время

33

особенно интенсивной культурной инициации и социализации личности» . Нельзя не согласиться с тем, что в празднике действительно многое переплетено: виды искусств, модели поведений, символика. За счет своей полифункциональности, зрелищности, необычности, недоступности в другие дни и эмоционального климата, праздники помогают формировать эстетическую основу, морально-ценностный базис и обеспечивают преемственность традиций из поколения в поколение.

С.Б. Маркарьян рассуждает о празднике, опираясь на социально-воспитательную функцию и функцию трансляции данных: «праздник — это сплав многих сторон духовной жизни народа»34. Также С.Б. Маркарьян отмечает постоянство праздника: «Праздник — одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35

психология» .

З. Фрейд небезосновательно полагал, что «Праздник — это разрешенный, больше — обязательный эксцесс, торжественное нарушение запрещения. Не потому,

Хейзинга И. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. С. 27.

31 Там же, с. 29.

32 Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 10.

33 Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Автореф.дис. СПб., 2004. С.18.

34 Маркарьян С.Б., Э.В.Молодякова. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука, 1990. С. 3.

35 Там же, с. 5.

что люди, весело настроенные, следуя какому-нибудь предписанию, предаются

36

излишествам, а потому, что эксцесс составляет сущность праздника» .

Р. Кайуа рассматривал праздник через призму отношений сакрального и профанного: «Жизни размеренной, проходящей в повседневных трудах, мирной, скованной системой запретов, полной предосторожностей, когда мировой порядок

„ • 37

поддерживается максимой quieta non movere, противостоит кипение праздника … Действительно, праздник часто прямо рассматривается как царство сакрального. Праздничный день, даже простое воскресенье, — это, прежде всего время, посвященное божественному, когда запрещено трудиться, и следует отдыхать, радоваться и славить Бога. В обществах, где праздники не рассеяны по всему циклу трудовой жизни, а сгруппированы в настоящий сезон праздников, еще лучше видно,

38

насколько эта пора фактически образует собой период преобладания сакрального» .

Проанализировав основные определения понятия «праздник», мы можем наметить основные смыслы этого феномена в истории гуманитарной мысли. В частности, праздник понимался как: обрядово-ритуальное действо (Т. Бернштам), одна из форм манифестации сакрального (В. Топоров, Р. Кайуа, М. Элиаде, М. Бахтин), антитеза труду (И. Снегирев, Л. Лаптева), отражение исторической действительности (К. Жигульский, Й. Хейзинга, А. Мазаев), вид особой деятельности (А. Конович), концентрация культуры (О. Орлов, С. Маркарьян) и т.д.

Мы можем отметить, что ситуация сложившаяся в понимании определения праздника в настоящее время несколько запутанна. Свидетельством этого служит то, что, не смотря на появление новых, интересных и многообещающих работ, попытки глобального осмысления феномена праздника угасают. Доказательством этого может служить то, что современные исследования феномена, базируются на обширном опыте XIX-XX веков (в больше мере — в первой половине XX). Поскольку праздник явление динамичное, важно понимать, что каждое определение дается в своеобразном историческом контексте, а значит в современной реальности, оно, не смотря на свою истинность, нуждается в актуализации. Это не умаляет значимости уже имеющихся трактовок — все они отражают какой-либо важный аспект такого многогранного явления как праздник.

Каждый исследователь праздника находит что-то новое в характеристике этого явления, расширяя понятийный аппарат, что характеризует «праздник» как эволюционирующий многосоставный элемент, однако данная черта имеет и свои минусы: делая упор, на одном из имеющихся определений, исследователь, не проведя работы по изучению многочисленных трактовок праздника, может упустить суть, лишив себя глубинного понимания этого феномена.

Единой трактовки понятия «праздник» в настоящее время не имеется, поэтому, представляется возможным дать предварительное и обобщенное определение понятия праздника (в нашем понимании), как особого иерархичного, цикличного, эволюционирующего исторически события, происходящего в особенной пространственно-временной зоне, отличающегося массовостью с эмоционально-психологическим единением участников и имеющего обрядово-ритуальную, игровую основу.

36 Фрейд З. Я и оно. Т. 1. Тбилиси: Мерани, 1991. С. 330.

37 Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. С. 218.

38 Там же, с. 220.

Список литературы

1.Бахтин М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. — М.: Эксмо, 2015. — 640 с.

2. Бернштам Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. — М., 1985. — С. 120-153.

3.Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 143 с.

4.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Олма-пресс. — 2 т., 2002. — 1088 с.

5.Епископ Илларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. -СПб., 2008. — 448 с.

6.Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. — М.: Прогресс, 1985. — 336 с.

7.Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. — М.: ОГИ, 2003. — 296 с.

8.Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. — М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.

9.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003. — 496 с

10.Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2014. — 196 с.

11.Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников: Автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1975.

12.Мазаев А.И.. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. — М.: Наука, 1978. — 392 с.

13.Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. -М.: Наука, 1990. — 248 с.

14.Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Автореф дис. докт. культуролог. — СПб, 2004.

15.Платон. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. Ч. 2. — М., 1972. — 678 с.

16.Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М., 1837. — 1600 с.

17.Тернер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 280 с.

18.Топоров В.Н. Праздник //Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 823-825. -1147 с.

19.Фрейд З. Я и оно. Т.1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — 401 с.

20.Хейзинга Й. Осень средневековья. — СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. — 768 с.

21.Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. — М.: Азбука-классика, 2007. — 384 с. 22.Элиаде М. Священное и мирское. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.

23.Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова: 4 т. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — 1499 с.

24.Толковый словарь русского языка. — URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 25.10.2017).

25.Речь в Конвенте 7 мая 1794 г. «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках.», публикуется по изданию: Максимилиан Робеспьер. Избранные произведения — М.: Наука, 1965. — Т. 3. — С. 161-199, URL: http://larevolution.ru/robespierre/Robes5.html (дата обращения 25.10.2017).

26.Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. — М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. — 342 с. — URL: http://www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html (дата обращения 25.10.2017).

NOTION OF THE «HOLIDAY». ANALYSIS AND COMPREHENSION OF DEFINITIONS

V.V. Kibalko

Belgorod state university of arts and culture e-mail: fiokla-07@mail.ru

In this work are considered definitions of the notion of «holiday». Also in article are held detailed review of festive phenomenon for expansion of it understanding. The main part of that work is detection of inconsistencies between definitions of holiday and their understanding in reality (because definitions are not relevant). As well in that article has been made an attempt for give new deployed definition of holiday.

Keywords: holiday, notion, humanitarian thought, definition, the antithesis to work, the ritual action, the reflection of reality, the manifestation of the sacred.

УДК  394.2

930.85

Л.Р. Березина

СУЩНОСТЬ И
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «ПРАЗДНИК» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация: В данной статье
говорится о многообразии исследовательских подходов к изучению сущности и
значения термина «праздник», что обуславливает разнообразие его трактовок.

Ключевые слова: Праздник,
праздновать, культура, культурные ценности, свободное время.

Изучение
праздника является исключительно ценным способом исследования культурных
перемен в жизни общества. Само понятие праздника рассматривается во многих
источниках по-разному и уровень его разработанности тоже разнообразный.
Исследование феномена праздника является предметом изучения этнографии,
культурологии, антропологии, филологии, искусствоведении, фольклористики,
социологии. Роль праздника как многогранного общественного явления
рассматривается множеством исследователей.
Такое многообразие исследовательских
подходов к изучению понятия «праздник» обуславливает разнообразие его
трактовок.

Лазарева Л.Н. описывает
праздник, как некий магнит, который в значительной мере притягивает всё ценное,
что накоплено в мировой культуре. Она считает, что история развития цивилизации
наглядно свидетельствует о том, что праздник, приобщая людей к культурным
ценностям и достижениям, всегда был и остается эффективным средством
воздействия на духовный мир человека. Праздник – зеркало эпохи. По создаваемым
народом праздничным формам можно судить об исторической и духовной жизни
общества, определить идеи, интересы и стремления самых различных его социальных
слоёв.
Это утверждение как нельзя лучше
определяет отношение к ценностям в ходе их освоения, которое происходит всю жизнь.
[1]

Мазаев А.И. рассматривает
праздник, как особое явление, отражающее жизнь каждого человека и общества. По
его распространенности среди всех без исключения народов мира можно судить о
той непреходящей ценности, которую имеют праздники для человека и общества.
По мнению Мазаева
А.И.,
праздники
и празднование всегда требуют присутствия, участия других людей, и являются
совместным действием, общим переживанием. Они
существуют во всех
обществах и культурах, начиная с глубокой древности, когда с их помощью
отмечались события космического цикла, и кончая современностью, придающей им в
основном характер юбилеев, связанных с историей той или иной страны, ее народа
и героев. Праздники являются необходимым условием социального существования и
специфическим выражением человека и только человека, обладающего – в отличие от
животных – уникальной способностью праздновать, то есть включать в свою жизнь
радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений. Исследователь
отмечает, что праздники – наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент
культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не
может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы человечности. Ведь
этот элемент культуры призван организовывать и эстетически оформлять свободное
время. Он описывает праздник как особую фазу жизни, в которой с особой
наглядностью выявляются механизмы, играющие роль общественных стабилизаторов и
дающие прочную опору, как отдельным личностям, так и общностям, предоставляя им
возможность выбора и оценки собственных действий, помогая ориентироваться в
действительности и формируя личность.
[2]

Снегирёв И.М.
определяет праздник, как свободную жизнедеятельность, протекающую в
чувственно-обозримых границах места и времени, посредством живого контакта
людей, собравшихся добровольно. Праздновать, по его мнению, значит общаться. Он
выделяет характерные черты праздника – добровольное согласие, принятие единых
правил, коллективное игровое взаимодействие, определенный трудовой процесс.
Снегирев И.М. считал, что само слово праздник выражает упразднение, свободу от
будничных трудов, соединенную с весельем и радостью, то есть праздник есть
свободное время, а знаменательное действие и принятый способ совершения
торжественных действий – обряд
. [3]

Генкин Д.М. обозначает
праздник, как свободную жизнедеятельность, протекающую в чувственно обозримых
границах места и времени, и посредством живого контакта людей, собравшихся
добровольно. Жизнедеятельность в ситуации праздника, по его мнению, дает людям
удовлетворение в той избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется
или игнорируется. Общественная значимость и масштабность праздничного события
становятся главными определяющими факторами при классификации праздников.
Генкин Д.М. считает, что в основе праздников лежит целесообразная человеческая
деятельность – творчество человека как общественного субъекта или, если
определять это конкретнее, моделирование типов и способов истинно человеческого
общения в сфере свободного времени. [4]

Шубина И.Б.
рассматривает понятие праздник, как идеальную теоретическую модель, отражающую
существенные аспекты содержания исторических праздников, но не являющаяся их
подобием, а даже значительно от них отличающаяся. Это замечание она прилагает и
по отношению к  свободному времени. Шубина И.Б. рассматривает, как многие
ученые характеризовали свободное время как «пространство» свободного развития и
свободной жизнедеятельности, в котором происходит творческое становление
человека как индивидуальности и как гармонической личности. Для ученых
исторический процесс в плане свободного времени – создание особого времени,
которое постепенно вытесняет человека из сферы собственного материального
производства для «более возвышенной деятельности» и осуществляет наряду с
изменением характера материального труда до пределов, допустимых его
объективно-производственными условиями. Она выделяет свободное время за
пределами материального производства. [5]

По мнению
Розовского М.А., основными чертами, создающими праздничность как особое
состояние человека под воздействием конкретного праздника, являются ощущение
причастности, стремление к широкому общению и особый эмоциональный настрой,
вызванный общественным настроением. Розовский М.А. отмечает, что праздник
выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности
профессиональных сообществ.  Также  праздник  способствует формированию
корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления
тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта,
потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере
жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе
исторической селекции. [6]

Таким образом, в исследовательской литературе праздники выступали в
качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры.
Позднее они постоянно вбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его
средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры в сложном
синтезе. Эти и другие наблюдения, многократно зафиксированные в исторической
литературе являются многообразием исследовательских подходов к изучению происхождения
праздника. К
онцепции дореволюционного и советского периодов не дают
полной информации о сущности праздника предлагая к рассмотрению лишь
какую-нибудь одну сторону. Но если, представить все теории в одном ряду, можно
сформировать целостный теоретический облик праздника как многогранного явления,
включающего в себя социальные, религиозные, трудовые, антропологические и
другие аспекты.

Список литературы

1.                
Лазарева Л.Н.
История и теория праздников. Челябинск, 2003. – с. 276

2.                
Мазаев А.И. Праздник как
социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования /
М.: Наука, 1978. –
c. 392

3.                
Снегирев, И.М., Русские
простонародные праздники и суеверные обряды: 4 вып./ – М.,1837 – с. 183

4.                
Генкин Д.М. Массовые праздники. М.:
Просвещение, 1975. – с.145

5.                
Шубина, И.Б. Драматургия и
режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учеб.- метод. пособие. – Ростов
н/Д: Феникс, – 2006. – с. 280

6.                
Розовский М.А.
Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: высшая школа, 1990. – с. 206

Березина Лариса Робертовна – магистрант
Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск)

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независимости Узбекистана. В статье использованы научные труды ученых, которые работали над изучением праздников и представлений на уровне науки.

Ключевые слова: праздник, представление, эортология, культура, искусство, гуляние, обряд, традиция, изучение, театрализованное представление, концерт.

На сегодняшний день, вопросы преобразования и усовершенствования системы непрерывного образования, поднятие ее на новый уровень качества и повышение эффективности — вопрос уровня государственной политики, идущий по собственному пути развития. Следует особенно подчеркнуть, в эстетическом воспитании молодежи, формировании в них национального духа ключевым фактором являются народные праздники, традиции и обряды.

Если великий мыслитель Востока Махмуд Кошгари утверждал «Праздник — день радости и веселья народа» [1, с. 447], то Беруни называл их «самыми главными днями в жизни человека и разделял праздники на земные и религиозные [7, с. 49]. А также, по мнению Омара Хайяма «Кто будет праздновать Навруз и радоваться, тот проживет до следующего Навруза в радости и блаженстве» [6, с. 12].

В ХХ веке многие ученые занимались вопросами праздников. Очень важны исследования М.Бахтина в области правильного определения сущности праздников, их истории и места в современном мире. «Праздники во все времена имели цель расширить сознание о мире. «Упражнения», «трудовые игры» и развлекательные паузы во время труда, направленные на организацию и усовершенствование процесса социального труда, никогда сами по себе не смогут стать праздниками. Для их преобразования в праздники необходимы некоторые элементы из другой — морально-идеологической сферы действительности. Они не появляются в условиях материального мира и необходимости, а берут силу из мира великих целей жизни человека, то есть из мира идеалов, в которых и был изначальный призыв» [5, с. 299].

«Праздник — это идеальная жизнь в определенное время» — утверждал И.Мазаев [4, с. 172]. По исследованиям Д.Генкина «Праздник — социальное явление, отражающее жизнь каждого гражданина и общества в целом. Праздник — это ансамбль действительности и искусства, это особенное и уникальное событие, показывающее тот или иной жизненный случай, художественно приукрасив» [2, с. 44]. Об этом А.Арнольдов выдвигает мысль «Праздник совокупляет в себе самые дорогие богатства, собранные в мировой культуре» [2, с. 79].

Национальная Энциклопедия Узбекистан объясняет праздник следующим образом: — «Праздник (Байрам на узб.яз. с турецкого — свадьба, большое собрание) — широко отмечающийся радостный день. По мере социально-экономического развития появились традиционные, религиозные национальные и др. праздники разделяемые по происхождению, смыслу и становлению в социальной жизни. Праздники, переходящие из поколения в поколение, как наследство, называются традиционными праздниками. Например: праздник Навруз. Традиционные праздники не связаны непосредственно с социальной жизнью и образом жизнедеятельности в настоящее время определенного народа или национальности. В религиозных праздниках отмечаются обряды, определенные идеей каждой религии» [8, с. 584].

Слово «Байрам» (праздник на узб.яз.), происходит из турецкого, означает свадьба, обряд, праздность. Есть разные толкования этого слова. Самым верным считается следующее определение, данное в энциклопедии философии: Праздник — сумма радости людей. Он является одним из главных частей социальной жизни местности и отмечает события рождающие радость и веселья [10, с. 5].

Представление — художественное культурное мероприятие, показываемое перед зрителями, умело использующее методы эффектного исполнения, от которого зритель получает эстетическое наслаждение и является непосредственным участником события.

Понятие «праздник» гораздо шире чем «представление». Праздник всегда отличается участием широкой, активной и творческой народной массы. Он занимает широкую площадь и не имеет определенную сценическую площадку и никаких конкретных границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда проводиться на определенной сценической площадке, имеет обозначенные границы и делить народную массу на участников и зрителей [10, с. 75].

По специфике праздник делится на несколько видов.

I.          Социально-политические праздники: 1 сентября — День независимости Республики Узбекистан, 8 декабря — День принятия Конституции Республики Узбекистан, 14 января — День защитника Отечества, 9 мая — День памяти и почести, 21 октября — День присвоения узбекскому языку звание Государственного языка и т. д.

II.       Национальные праздники: Праздник Навруз, Ковун сайли (дынное гуляние), Гул сайли (цветочное гуляние), Сув сайли (водное гуляние), Олма сайли (яблочное гуляние), Кум сайли (песочное гуляние), Лола сайли (гуляние тюльпан), праздник птиц и т. д.

III.    Трудовые праздники: Первый день посева, Праздник урожая, Праздник хлопка, Праздник первых цветов и т. д.

IV.    Религиозные праздники: Курбан хаит, Рамазан хаит и т. д.

V.       Календарно-профессиональные праздники: День учителей и наставников, День работников радио, День театра, День врачей и т. д.

VI.    Календарные праздники: 1 января — Новый год, 8 марта — Международный женский праздник, 1 июня — Международный день защиты детей и т. д.

Популярность массовых праздников в том, что они в первую очередь имеют глубокие социально-психологические и воспитательные корни, и в процессе постановки не допускаются неприемлемые элементы и случайности.

Необходимо отметить, история массовых праздников, особенно генезис истории возникновения праздников Узбекистана, виды праздников не изучены полностью. История — такая наука, чем глубже изучаем, тем сильнее удостоверяемся, как мало мы знаем. Особенно история массовых праздников изучена очень мало.

Издревле, со времен появления человечества, праздники выдвигали такие идеи как: воспевание успехов в жизни, надежды, желаний; торжества, случаи, событий, побед в быту и других сферах, глубокого осознания пройденной дороги, гордости за победы и надежды на завтрашний день; поздравления друг друга перед праздником, добрые пожелания на будущее, пожелания удачи и счастья; самоидентификация, осознание нации, обретение национальной идеи и многое другое. Праздники создают условия ценить время и дорожить им.

Появление праздников и этапов их развития изучает наука «Эортология». Греческое по происхождению слово, означает наука о празднике. Своим появлением и научно-теоретическим изучением, эта наука обязана таким великим ученым как И.Снегирёв, И.Сахаров, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, Е.Аничков, К.Марджанов, Д.Генкин, И.Туманов и мн. др. Так же великие мыслители-философы Востока, такие как, Махмуд Кошгари, Абу Райхон Беруни, Фирдавси, Фараби, Авиценна, Алишер Наваи, Бабур, Агахи, Бехбуди, Фитрат и другие описывали в своих трудах свои взгляды о месте и роли праздников в социальной жизни людей. Научным соискателем теории праздников Узбекистана, одним из первых выступил У.Карабаев и оказал огромный вклад в развитие этой науки. В его трудах «Праздники Узбекистана», «Праздники узбекской нации» он глубоко и научно подошел к этой теме и попытался полностью осветить историю возникновения праздников.

До недавних времен, история праздников изучалась как часть общей истории искусства (литература и театр). Но, массовые праздники и представления во всех исторических этапах достойно занимали одно из почетных мест, в качестве основной морали воспитания и духовности.

Народы Средней Азии, в частности и узбекский народ имеет очень много праздников, появившихся в древности, которые, передаваясь из поколения в поколение, совершенствовались и становились бесценным достоянием нации.

Эти праздники формировались из потребностей народной массы в древние времена, развивались на основе социальной необходимости и обогащались на примере других народов.

Узбекских народных праздников целесообразно изучать, разделив на следующие этапы:

—        Формы праздника зарожденные в первобытном строе (сюда входит игры охотников, зоофагические, то есть служение тотемным животным таких как медведь, горный баран, корова, конь и т. д. праздники, праздники труда, оргаистические праздники и др.);

—        Древние (до исламские) праздники народов Средней Азии;

—        Узбекские праздники со средневековья до революции;

—        Праздники времени советов;

—        Праздники эпохи независимости [9, с. 43].

У.Карабаев исходя из характеристик праздника, определяющих основу народных праздников, выявляет следующие три основные свойства праздника:

1)        Появление праздничного состояния (настроения), зарождение потребности в празднике;

2)        Формирование праздничного состояния, настроения — это еще не праздник. Для реализации порывов этого состояния, настроения нужно организовать праздник. Превращение массы в участников праздника.

3)        Праздник это — театрализованные постановки, представления, концерты, смотры, конкурсы, состязания, то есть единство разнообразных массовых мероприятий [7, с. 49–50].

Исследователь Э.Соколов определяет праздник как самую лучшую форму среди всех увеселений. Потому что на праздничных мероприятиях объединяются все прогрессивные формы увеселения [3, с. 84].

Праздник является средством, который обогащает духовный мир личности путем воздействия на эстетические переживания человека. На основе праздника и представления лежат почет и уважение национальным традициям приоритетными задачами которых, является породить в людях радость по средством художественности и искусства.

Праздник требует от организаторов, особенно от сценаристов и режиссёров большой ответственности при подборе материалов, использования документов, достоверности фактов и художественной переработки и синтеза вышеуказанных материалов. Эти мероприятия должны отвечать социально-психологическим требованиям людей, становиться массовыми явлениями, повысить активность личностей в массовых действиях, являться отправной точкой создания условий для праздничного отдыха.

Массовые мероприятия, проводимые на площадях, парках и улицах не только зарождают массовое действие, но и карнавалами, гуляниями и фестивалями дарят эстетическое наслаждение, повышает зрелищность представления и рождает праздничное настроение. Не зря люди одевают новые и красочные одеяния, готовят праздничную еду, все в приподнятом настроении. В праздничные дни плохие становятся хорошими, скупые — щедрыми, некрасивые — красивыми. О положительных свойствах праздников, сколько ни говори, все равно всего не скажешь. Они привлекают к себе широкую массу людей, дарят культурно-духовную пищу, широко освещает все аспекты нашей жизни.

Э.Соколов, отмечая роль праздников, пишет следующее: «Социально-политическая и культурная роль праздника определяться тем что она поддерживая основные традиции, укрепляет культурные победы человечества» [3, с. 84]. И на самом деле праздники показывают самые лучшие материальные и культурные стороны общества.

Д.Генкин анализируя праздник и праздничное настроение, выделяет следующие главные компоненты и первичные социальные условия:

1)        потребность объединению, закаляя личную стойкость происходящим событиям, стремление к общей цели в выражении своего отношения к ним.

2)        потребность стремления широкому социальному общению

3)        потребность стремления выражать общественные радости, празднования и стремлений в эмоциональной жизни общества [2, с. 46].

При организации настоящих, совершенных с точки зрения композиции, духовно богатых праздничных представлений, воплощающих эти высокие идеи, режиссеры массовых праздников несут большую ответственность перед обществом. Театр массовых праздников в первую очередь героический театр. По идее своей он масштабен и монументален.

На развитие философской идеи феномена культуры праздника, с античных времен Платон, Аристотель, М.Тирский, до нынешних дней В.Бенямин, Ж.Бодрийяр, К.Леви-Стросс, М.Мосс обращали большое внимание.

Иностранные ученые отнеслись к феномену праздника с точки зрения культурологии и выявили функции праздников в культурологии. Ученые Р.Кайуа, Д.Кемпбел, М.Элиаде уточнили мифологические основы праздников. К.Жигульский изучая праздники в качестве социальной институции, исследовал воздействия религиозных, политических и социальных идей на них. Болгарский ученый Н.Мидов изучил традиции и обряды составляющих основу праздника. М.Мид и Д.Фрезер исследовали этнические формы в праздниках, а И.Хейзинг анализировал игры на праздниках. Среди анализируемой литературы большое значение имеет исследования русских ученых В. И. Чечерова и В. Я. Проппа. Они квалифицируя возникновение праздников, выявили — на основе возникновения праздничного календаря лежит трудовая деятельность крестьян, работников и охотников.

В своих научных трудах они выявили воплощение ритмических функций (взаимозаменяемость отдыха и труда) семантических и этнографических аспектов аграрных праздников. На основе этого можно более или менее уверенно утверждать, что в культуре земледелия, организация ярмарок является особенным показателем активного труда. Особенное внимание заслуживают научные исследования М. М. Бахтина. Он создал теорию праздников. А его соискания послужили основой для следующих научных исследований.

Л. Н. Лазорева, А. Ф. Некрылова, И. И. Шангина анализировали этнокультурные особенности праздников и систематизировали. Этническая особенность праздников в том, что при помощи культуры обряда появляется национальная идея. Требуется особая внимательность на яркие этнические выступления в праздничных действиях.

В своих исследованиях Н. А. Хренов, изучил традиции, обряды, праздники и провел глубокий анализ их места в развитии человека и общества, особенности и общности праздников. Н. Ф. Макеютин анализировал историю возникновения праздников и систематизировал их возникновение, разработал классификацию праздников.

Т. А. Апинян, С. В. Григорьев, М. А. Новиков, Л. Т. Ретюнеких, В. Я. Суртаев, В. Н. Устиненко изучали диалектику праздничных игр. При изучении культуры праздников большое значение имеет исследования ученых, режиссеров, сценаристов и художников-постановщиков. Д. Н. Ал, Э. В. Вертковский, Д. М. Генкин, Л. А. Дронов, А. А. Конович, И. М. Туманов, А. Д. Силин, Б. Н. Петров, О. Л. Орлов проводили научные исследования в этой области. В творческих исканиях С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Л. П. Красавина изучены вопросы деятельности человека в праздниках.

Изучение узбекских народных праздников началось в ХХ веке. В начальном этапе развития этой отрасли науки показали пример этнографы и писатели, описывая образцы зрелищного искусства и начиная их научное исследование. Узбекский народ наряду с великими историческими, духовными, научными достижениями своих предков, памятниками архитектуры, искусства и литературы, в праве гордиться своей многотысячной культурой праздников, обрядов. Узбекские праздники появились на основе социально-духовных потребностей наших предков. Но, к сожалению, до сих пор не проведены специальные исследования для изучения данного исторического наследия узбекского народа.

Выдающие ученые проводили исследования в области изучения праздников. Среди них Т.Мирзаев, Б.Саримсоков, М.Муродов, М.Жураев, С.Йулдошева, Ш.Турдимов изучали праздники в качестве народного творчества, фольклора. М.Рахмонов, М.Кадиров, Б.Шодиев изучали зрелищность праздников, то есть с точки зрения театральной критики. Такие историки как Б.Аминов, О.Буриев, А.Ашуров изучали праздники исходя из исторической значимости. Б.Сайфуллаев, Ф.Ахмедов в своих научных трудах освещают педагогические ценности праздников. Усман Карабаев глубоко изучил историю возникновения праздников и осветил философские стороны праздников.

Развитие отраслей культуры, искусства, науки и образования, усовершенствование этих отраслей, учитывая новое время, новые мировоззрения, являются приоритетными задачами процветания государства и нашего общества. Насколько значимы эти современные понятия, новые методы, изобретения настолько и ценно духовно-творческое наследие наших предков.

Являясь источниками композиционного построения драматургии праздников и представлений эпохи независимости, народное творчество, фольклор, современное искусство эстрады, массовые танцы и театрализованные номера направлены на выполнения следующих функций.

Первая — политико-идеологическая функция, служить на повышение образованности народа, разъяснение идеи независимости гражданам.

Вторая — патриотическая, национальная функция, воспевается любовь к родине, народу и усиливает эти чувства в душе каждого зрителя.

Третья — культурно-просветительская функция, праздники и представления, гуляния, выступления, обряды дают определенную культурно-просветительскую информацию, воздействуют на их сознание и мировоззрение.

Четвертая — духовно-воспитательная функция. Представления своей красочностью, освещением исторической и современной жизни, содержанием и образностью обогащает духовный мир массы, оказывают огромное воспитательное влияние. Они учат народ, особенно молодежь человечности, дружелюбию, переживанию чужим страданиям, ценность национальных традиций.

Пятая — художественно-эстетическая функция. Праздник и представление должен быть направлен на удовлетворения художественных потребностей, рост эстетического вкуса населения.

Шестая — героическая, ведущая функция. Создавая современного героя в драматургии массовых праздников и представлений, восхваляется достоинства героя, и зрители призываются последовать положительным качествам данного героя.

Седьмая — интернациональная функция, дружба национальностей проживающих в нашей стране, показывается с помощью искусства каждой национальности.

Восьмая — функция воспевания мужества, чести и доблести. Широко агитируются с помощью национальных народных игр, выходом военных, различными спортивными соревнованиями.

На данном исследовании научно изучены, теоретически и практически анализированы социально-теоретические основы праздников и представлений. В результате исследования изучены праздники и представления настоящего времени, подробно анализированы художественно-идейные, социально-политические, социально-педагогические и духовно-просветительские значения.

Литература:

1.   Кошгари М. Девону луғотит-турк, 1 том. — Ташкент: Фан, 1963. — С447.

2.   Генкин Д. Массовые праздники. — Москва: Просвещение, 1975. — С.44.

3.   Соколов Э. Свободное время и культура досуга. — Ленинград: 1977. — С. 84.

4.   Мазаев А. Праздник как социольно-художественное явление. — Москва: Наука, 1978. — С.172.

5.   Бахтин М. Литературно-критические статьи. — Москва: 1986. — С.299.

6.   Хайём У. Наврузнаме. — Ташкент: Мехнат, 1990. — С.12.

7.   Карабоев У. Праздники Узбекистана. — Ташкент: Ўқитувчи, 1991. — С. 49.

8.   Национальная энциклопедия Узбекистан. 1 том. — Тошкент, Узбекистон Миллий Энциклопедияси Давлат илмий нашриёти, 2000. — С.584.

9.   Карабоев У. Х. Праздники узбекского народа. — Ташкент: Шарк. 2002. — С.43.

10.                       Ахмедов Ф. Э. Основы режиссуры массовых праздников. — Ташкент: Алокачи, 2008. — С. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, день, представление, время, история возникновения праздников, Узбекистан, узбекский народ, народная масса, народное творчество, праздничное настроение.

Сервис подбора ключевых слов

http://wordstat.yandex.ru

Эта программа для подбора ключевых слов может вам понадобиться, если заказчик в ТЗ указал тематику сайта и попросил подобрать запросы самостоятельно. Или, например, если вы хотите определить частотность запросов, чтобы выбрать из предоставленного списка самое высокочастотное словосочетание и вписать его в тайтл и в заголовок первого уровня.

Сначала требуется выбрать регион, к которому относится сайт. Нажмите «Уточнить регион»:

wordstat

Появится окно со списком стран. Обратите внимание на значок «+» напротив каждой страны – нажимая на него, вы сможете выбрать нужные регионы или города. Поставьте «галочки» и нажмите «Выбрать».

wordstat_region

Затем вводите интересующие вас слова. Нажав «Подобрать», вы получите список запросов с указанием их частотности.

wordstat_slova

В правой колонке указаны слова и фразы, которые запрашивались вместе со словами из левой колонки.

Частотность в статистике Яндекса

Разберемся, какие результаты нам показывает Яндекс.Вордстат. Возьмем, для примера, словосочетание «организация праздников». Обратите внимание на то, как оно введено в строку подбора и на цифру, которая стоит в выдаче Вордстата напротив этого словосочетания:

частота

10161 – такое количество показов было по всем запросам, содержащим, в той или иной форме, слова «организация» и «праздников». Например, такие фразы:

организация детских праздников

бизнес план организации праздников скачать

организация праздника дома

и так далее…

Чтобы сузить фронт поиска, воспользуемся помощью оператора “!”, который позволяет выявить частотность запросов, содержащих каждое из слов нашего ключевого словосочетания в неизменном виде:

wordstat_!

Как видим, результат совсем иной. И в списке запросов только те, в которых есть слова «организация» и «праздников» в неизменном виде.

А теперь попробуем использовать оператор «», позволяющий увидеть частотность точного вхождения запроса.

wordstat_kavychki

Вот теперь результат намного ближе к реальности. Но всё же пока не отражает её, так как оператор «кавычки» не исключит из результатов словоформы каждого из этих ключевых слов. Будут учитываться, к примеру, и «организация праздника», и «организация “Праздник”».

Чтобы получить абсолютно точные данные по частотности запроса «организация праздников», мы используем одновременно операторы «кавычки» и «восклицательный знак»:

wordstat_!_kavychki.

Сравним частотности одного и того же запроса, по-разному вводимого в строку подбора Вордстат (для региона Москва):

Запрос Количество показов на страницах выдачи ПС Яндекс (в месяц)
1. организация праздников 10161
2. !организация !праздников 7111
3. «организация праздников» 2120
4. «!организация !праздников» 2000

Таким образом, самые точные данные мы можем получить при использовании сразу двух операторов – «» и !.

Вы можете пользоваться сервисом wordstat.yandex.ru не только для определения частотности запросов, но и для подбора списка ключевых слов (например, когда пишете SEO-статьи для магазина биржи контента).

Ключевое слово: «праздник»

Москаленко Н. А. Внеклассное мероприятие «Математический праздник» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54028.htm.

ART 54028

Просмотров: 3538

Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 7-8 классов. Математический праздник можно использовать на предметной неделе. Как заключительный игровой урок в конце четверти.

Опарин Г. А. Праздничный потенциал социально-культурного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2676–2680. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85536.htm.

ART 85536

Просмотров: 3044

В статье на основе типологии календарных праздников исследуется смысло-содержательная направленность современной праздничной культуры, базовые функции и основная цель – социально-культурное развитие общества и личности. На основе изучения праздников установлена взаимосвязь всемирных и международных календарных праздников, дней и событий с социальными проблемами глобального масштаба, решение которых требует привлечения внимания и вовлечения людей в практические социально значимые действия. Определены основные субъекты, возможности и сферы праздничного культуротворчества на основе сочетания традиций и инноваций, глобальных, федеральных и региональных особенностей социокультурного развития.

Курбатов В. П., Верещагина И. М. Феноменология праздника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15181.htm.

ART 15181

Просмотров: 3727

Рассматривается феноменология культуры и культурологии как науки о культуре в общем и феноменология праздника в частности. Приводятся основные концепты феноменологии культуры и праздника. Показано, что феноменология праздника является подсистемой, входящей в общую систему феноменологии культуры, которая имеет собственные, индивидуальные отличительные черты, присущие только ей, содержит в своей основе феномены праздничной культуры – ритуал, церемонию, обряд, используя в качестве феноменов изобразительно-выразительных средств символ, метафору, аллегорию.

Еремина Ю. С. Досуговая деятельность как направление культурно-воспитательной деятельности с подростками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2416–2420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96404.htm.

ART 96404

Просмотров: 19277

В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурно-воспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурно-воспитательной деятельности, виды досуговой деятельности, организационные формы досуговой деятельности подростков.

Ключевые слова:
творчество, культура, самообразование, кружки, досуг, праздник, развлечение, отдых, культурно-воспитательная деятельность, клубы, секции, студии

Ершова Е. Ю. Event-менеджмент: проблемы и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 45. – С. 17–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76347.htm.

ART 76347

Просмотров: 7448

В статье рассматриваются теоретические аспекты Event-менеджмента: существующие определения, задачи. Функции, инструменты. Затронуты вопросы подготовки кадров в сфере Event-менеджмента. Дана классификация задач праздничных мероприятий в менеджменте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клево детские праздники
  • Клевер шоу сценарий
  • Клевер праздник ирландия
  • Клатч на праздник
  • Класташтар мен?н осрашыу кис??ен? сценарий уйындар