Книга католические праздники

1.3. Католические праздники

1.3. Католические праздники

Католики отмечают праздники по григорианскому календарю, который был принят в 1582 г. по инициативе Папы Григория ХIII. Римско-католический литургический год, определяющий место религиозных праздников и богослужений, состоит из 365 дней (или 52 недель). Он содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников – Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Всего литургический (костельный) год делится на три части, каждая из которых должна напоминать верующим важнейшие события церковной истории. Кроме деления года на три части, церковь сохраняет его деление по неделям, каждая из которых в свою очередь делится на дни, имеющие особое значение для церкви. Так, воскресенье посвящено Святой Троице, понедельник – Святым Ангелам, среда – св. Иосифу, четверг – воспоминаниям про мучения Иисуса Христа, пятница посвящена Пречистой Деве.

Существует и другая классификация праздников в католическом календаре. Все праздники подразделяются на четыре группы. В первую, называемую «Dublicia primae classis», входят такие праздники, как Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, праздник Тела Господнего, Святого Сердца Иисуса, св. Иосифа, Рождество Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, Успение Богородицы, праздник Ее Непорочного Зачатия, праздник Всех Святых, день освящения данной церкви и день храмового праздника, т. е. того праздника или день святого, которому посвящен храм [10].

В группу «Dublicia secundae classis» входят следующие праздники: Обрезание Господнее, праздник Святого Имени Иисуса, праздник Святой Троицы, праздник Святой Крови Иисуса, Обретение Честного Креста, Сретение, Посещение Божьей Матерью праведной Елисаветы, Рождество Богородицы, Семь мучений Богородицы и др. К разряду «Dublicia majora» относятся: Преображение Господнее, Воздвижение Креста, праздник Кармельской Божьей Матери, праздник св. Ангелов-Хранителей, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Обращение Савла-Павла, праздник св. Франциска Ассизского и др. В группу «Simplicia» входят все остальные праздники [10].

По католической традиции, существуют три самых главных праздника – Рождество, Пасха и Послание Духа Святого, к которым присоединяются и другие праздники, посвященные главным римско-католическим догматам, событиям церковной истории и памяти святых. Литургический год начинается с Адвента, периода предрождественского Поста (от лат. adventus – «пришествие»). Он продолжается около четырех недель (т. е. полные три недели плюс от одного до шести дней) от первого воскресенья после Дня св. Андрея (30 ноября). Католики строго соблюдают пост. В это время верующие употребляют только постные блюда: рыбу, грибы и др. Пост должен подготовить верующих к праздничным торжествам Рождества Христова 25 декабря, наиболее радостного и важного в католическом календаре.

К Рождеству (Колядам) семья готовилась заранее: закалывали кабана, делали разные мясные блюда, хозяйка убирала хату. Колядами по старой белорусской традиции называлось не только Рождество Христово, но и то, чем одаривали священника, который во время праздников навещал дома верующих вне зависимости от их имущественной или сословной принадлежности. Как писал белорусский этнограф XIX в. А. Киркор, священник посещал каждый дом, как господский, так и крестьянский, от чего и говорили: «ксёндз едзе па календзе», «хадзiць цi бегаць па календзе». Это означало сбор праздничных подношений (по большей части свинины) [26].

Праздник Рождества начинался 24 декабря «куццёй». Вымывшись накануне в бане, после захода солнца вся семья собиралась в доме. На столе расстилали сено, покрывали белой скатертью, расставляли заранее приготовленные блюда с кутьей из гречки, ячменя, пшеницы, гороха, ржи, блинами. Еще в XIX в. необходимой принадлежностью кутьи являлась медовая сыта. Кутья на протяжении всей трапезы стояла на столе. Овсяный кисель и сыту подавали в конце трапезы. Каждое блюдо кутьи было прикрыто кружком оплатки с изображением Спасителя, символов веры, Божьей Матери и св. Иосифа. Начиналась семейная трапеза с молитвы. Все становились на колени и молились. Перед тем, как сесть за стол, хозяйка брала оплатку, подходила к каждому из присутствующих, начиная с хозяина, отламывала кусочек, и все съедали оплатку, поздравляя друг друга с праздником. В промежутке между трапезой вытягивали из-под скатерти стебелек сена и по длине его старались определить, каков будет рост льна [26]. В наше время после трапезы поют колядные песни, начинают украшать елку игрушками. На Коляды дети получали подарки «от святого Николая».

Со времен Франциска Ассизского (ХIII в.) в католических храмах, в том числе и в Беларуси, на праздник выставляются для поклонения верующих ясли – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот. В яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные – бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т. п. На Рождество в костелах проходят три праздничные литургии (имши): в полночь, утром и днем, что символизирует рождение Христа в лоне Бога Отца, в чреве Богородицы и в душе верующего. Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого прихожанина. Первая праздничная литургия обычно проходит в полночь и называется «пастеркай» (pasterka), так как должна напомнить о тех пастушках, которые первыми узнали от ангела о рождении Иисуса и пошли Ему поклониться [37]. Второй день Рождества посвящен св. Стефану, первомученику, а третий день – св. Иоанну Апостолу. Во время этого дня в некоторых костелах Беларуси освящают вино и дают пить прихожанам.

В целом обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все двенадцать дней праздника (колядный цикл). В этом цикле выделяются отдельные дни: 28 декабря – «день невинных младенцев», по церковному канону стал детским праздником; 31 декабря – день св. Сильвестра; 1 января – день Нового года. Многие народные обряды дня Нового года совпадают с рождественскими. Верят, что будущее благополучие зависит от того, как встречается новолетие, поэтому принято в новогоднюю ночь устраивать торжественный ужин. На Новый год повторялась Кутья, с колбасами и множеством других блюд, отчего и произошло ее название «Шчодрая».

На восьмой день рождественских праздников отмечается праздник в память о том, что рожденное Дитя Божие получило имя Иисуса. От этого праздника начинается светский Новый год. В некоторых костелах проходит торжественное богослужение, чтобы «поблагодарить Бога за все его милости и попросить благословения в новом году».

Зимний цикл праздников католики завершают днем Богоявления, или «Трех Королей», – 6 января. Накануне праздника устраивается третья Кутья, «Постная», причем до вечернего освящения воды верующие придерживались строгого поста. На празднике «Трех Королей» в костеле вспоминается евангельское событие, когда три короля с востока пришли поприветствовать Христа. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи. Во время праздничной литургии освящают золото, ладан и миро в память о тех дарах, которые принесли Иисусу в Вифлеем три короля. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как Богу – ладан, как человеку – миро. Согласно легенде, «золото означает милость, ладан – молитву, миро – умиротворение». Во время праздника освящается мел, которым после богослужения верующие пишут на дверях своих домов имена трех королей: К, М, В (Каспар, Мельхиор и Балтазар) [72]. Считается, что окропление домов святой водой и написание мелом имен волхвов даст верующим «здоровье телу и спасение души», а также защитит от сглаза и колдовства. Мел впоследствии сохраняли целый год и употребляли как лекарство, с вином, от болезней желудка.

В следующие зимние месяцы у католиков отмечается несколько праздников, в том числе карнавал, который достигает кульминации в последние три дня перед Великим постом – в воскресенье, понедельник и вторник. 2 февраля отмечается праздник Очищения Пресвятой Девы, который также имеет название Матери Божьей

Громничной. Во время его ксендз освящает восковые свечки, которые называются громничными и зажигаются во время процессии. Этот праздник отмечается и у православных 15 февраля. Почитание громничных свечей и их применение было практически одинаковым у католиков и православных в Беларуси. Громницу использовали крестьяне как оберег от колдовства и ведьм, от сглаза и болезней. Для этого еще в XIX в. по приходе из церкви крестьяне слегка обжигали свечой волосы на голове у всех членов семьи. Громницу использовали как оберег при принятии бабкой-повитухой новорожденного, при его крещении, во время свадебных обрядов (сговоре, посаде жениха и невесты), при кончине человека. Особенно большое значение имела громница, которую давали в руки умирающему. Считалось, что она очищает человека от земных грехов, сжигая их; выводит из тела душу и указывает ей путь в небо; отпугивает нечистую силу; помогает гасить жизнь у умирающего; сообщает Богу о смерти человека. С громницей было связано множество примет и поверий. С помощью громницы гадали (чья свеча первой погаснет в храме, тот первым и умрет). Она служила оберегом для домашней скотины, оберегая ее от падежа и эпизоотий; охраняла человека от грома и молний. Крестьяне считали, что хата, где зажигалась громница, была защищена от молний, от ворожбы, ведьм и колдунов. Громницу зажигали и окуривали ею человека при разных острых заболеваниях. Ею пользовались на Деды, на Коляды и Крещение, при первом выгоне скота в поле, во время обхода жилых и хозяйственных построек на Купалье, Коляды и Крещение; во время трапезы на Пасху.

5 февраля белорусские католики отмечают День св. Агаты церковным богослужением и освящают хлеб. 11 февраля отмечается праздник Божьей Матери из Лурда. В этот день в местечке Лурд во Франции, по преданию, бедной пастушке Бернардетте Субиру чудесным образом явилась Богоматерь. Эти явления повторялись 18 раз и в каждом из них верующие призваны были к молитве и покаянию. В этот же день отмечается Всемирный день больных, установленный в 1992 г. Папой Иоанном Павлом ІІ для того, чтобы «весь Костел сконцентрировал внимание на тех, кто страдает душой и телом» и молился за их исцеление.

В католическом календаре отдельно выделяется группа праздников и обрядов, которые предваряют праздник Пасхи («Вялiкдзень», «Вельканоц», «Змартвыхстане Хрыстуса», «Змертвыхпаўстанне Пана Iiсуса»). Прежде всего это те сорок дней, которые носят название Великого поста. Он был установлен в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыни. В среду первой недели поста, на Попелец, ксендз перед богослужением освящает золу и посыпает ею головы верующих, при этом говоря: «Помни, человек, что ты из земли встал и землей станешь». Католики строго придерживаются шестинедельного поста. В этот период в костелах происходят специальные богослужения, которые состоят из «науки», набожных песен о мучениях Иисуса Христа («Горькие жали»), проводятся религиозные процессии, именуемые «крестовая дорога» (stacii) [72]. В период поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

В Великий пост совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых – земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Последнее воскресенье перед Пасхой называется Пальмовым или Вербным. В этот день верующие освящают вербу. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и они носят название «пальмы виленские, рущевки». Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов, в стойлах. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

В Страстной понедельник украшают костелы. В Великую пятницу устанавливают особое изображение воскресшего Христа, жен-мироносиц и ангела. С четверга до полудня субботы молчат колокола. Самыми траурными днями считаются четверг, пятница и суббота. Поведение верующих в эти дни определяется строгими предписаниями. В среду, четверг и пятницу Страстной недели происходит специальное богослужение. В Великий четверг в костеле вспоминается событие, посвященное таинству причащения. В этот день в каждом костеле на богослужении верующие причащаются (принимают св. Коммунию), а затем с процессией Святые Дары переносятся в особое храмовое помещение. В Великую, или Святую, пятницу верующие вспоминают события, связанные со страданиями и смертью Иисуса Христа. Во время богослужения одежды священнослужителей черного цвета. В этот день богослужение не отправляется. Ксендз произносит молитвы не только за христиан, но «и за евреев, мусульман, неверных, ибо Христос принял смерть на кресте за всех людей». После этих молитв выполняется обряд адорации (adoracija) – поклонения кресту. Затем ксендз относит Святые Дары к устроенному в костеле гробу, символизирующему гроб с телом Христа [72].

Рано утром в Великую субботу в костелах первой церемонией является освящение огня, который зажигается перед дверьми костела. После этого ксендз возвращается в костел, где освящает пасхал (paschal) – большую восковую свечу, а затем благословляет воду, предназначенную для крещения. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Вечером в Страстную субботу или рано утром в Пасхальное воскресенье во всех храмах служат всенощную. Это богослужение является главным обрядом праздника и носит название резурекции (rezurekcija), что означает «восстание из гроба». Богослужение состоит из нескольких псалмов, которые поются возле гроба, и процессии, которая три раза обходит вокруг костела, а верующие несут символы обряда: фигуры Спасителя и крест, перевязанный красной лентой. Христиане первых веков праздновали Пасху целую неделю, однако позднее в католической церкви праздничными стали считаться только два первых дня [72].

В Великую субботу освящают и пасхальные блюда. В костел несут освящать («свенцiць») яйца, хлеб, соль и другие ритуальные блюда. После службы в костеле приступают к трапезе и едят «свянцонае». Все разговляются прежде всего яйцами. Старший в семье очищает одно из освященных яиц и разрезает его на несколько частей соответственно количеству членов семьи, присутствующих за столом. Каждый, перекрестившись, съедает свой кусочек обязательно с солью. Крутые яйца, яичница, омлеты – важнейшая ритуальная пасхальная еда. Яйца предпочитают красить в красный цвет, расписывают разнообразной техникой. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки – возлюбленным, в обмен на вербу. Потом приступают к другим блюдам. На Пасху пекут пироги, готовят мясные блюда: колбасы, окорок, «квашанiну» и др.

Этнографы XIX в. отмечали, что Светлое Христово Воскресенье – любимый в народе праздник. Поста в основном придерживались все, поэтому с нетерпением ожидали праздника, к которому каждая семья старалась приготовить все «свянцонае». У крестьян необходимой принадлежностью «свянцонага» были яйца, выкрашенные красной краской, кулич, сыры и колбасы. Более зажиточные крестьяне готовили поросятину, ветчину и др. Все это укладывалось в коробы (корзины) и ночью верующие отправлялись в костел, где после всенощной ксендз освящал «свянцонае», часть которого оставлялась тут же для ксендза и притча. Великая ночь у католиков или Великий день у православных Беларуси сопровождался пальбой из ружья или мортир (игот), а возле храма зажигались смоляные бочки. Вся деревня была на ногах, радость и веселье царили повсюду. По возвращении домой из храма в каждой семье начинали разговляться, хозяйка нарезала яйцо на несколько кусочков и подавала каждому из присутствующих, а затем приступали к мясным блюдам и «гарэлке». Ранее праздновали четыре дня, причем последний день имел название «людовага». В каждой деревне устраивались пасхальные игры – битье и катание яиц из лубков, качели, пели волочебные песни и т. д. [26].

При встрече в этот день говорят следующие приветственные слова: «Хрыстус змартвыхстал» («Христос воскрес»). На что получают ответ: «Правдзiве повстал» («Воистину воскрес»). Пасха является любимым праздником у католиков и сопровождается, кроме праздничного застолья, играми, обрядами, обменом подарков, взаимным посещением родных и гостей. Особенно ярко и весело проходил праздник в деревнях. Дети навещали своих крестных родителей, их угощали лакомствами, одаривали подарками и обязательно давали крашеные яйца. По описанию современных этнографов (Т. А. Новогродский), среди современных пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу, и т. д. Взрослые и дети бились крашеными яйцами в битки, качали их с лопаты или с горки и т. д.

Вечером по дворам ходили волочебники («алалоўнiкi», «глыкальнiкi»), которые пели религиозные песни («святые песни»). Считалось, что обходы дворов приносят плодовитость домашнему скоту, урожайность на поля, защищают подворье от разных природных стихий. Под окнами волочебники пели песни, в которых прославлялись хозяин и его семья. После окончания песни хозяева угощали их яйцами, колбасой, пирогами и другими пасхальными яствами. В течение всей Пасхальной недели посещают богослужения в костелах.

Через сорок дней после Пасхи отмечается праздник Вознесения Господнего («Адыходу Панскага да неба», Unebaustuplennie). На алтаре во время богослужения находится пасхал, который символизирует Иисуса и должен напоминать о евангельском свидетельстве вознесения Христа.

Третья часть костельного года начинается праздником Святой Троицы (Пятидесятница, Послание Святого Духа на Апостолов), который отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Праздник имеет и другое название – Зеленые Святки, так как в этот день верующие украшают зеленью храмы и дома. Накануне праздника проводится небольшой пост, «чтобы верующие лучше подготовились к принятию даров Духа Святого». В XIX в. на Троицу ночью был первый выезд в поле пастухов с лошадьми. «Ночлежники» устраивали особую трапезу, при зажженных кострах, с яичницей и играми. Еще более торжественный праздник устраивался в ночь под Духов День. По древнему обычаю на праздник Троицы не только улицы, дома изнутри и снаружи украшают молодыми березками, но даже рога домашнего скота обвивают зеленью [26].

В первый четверг после Пятидесятницы отмечается большой католический праздник Божьего Тела, или Евхаристии (Corpus Domini, Corpus Cristi). В католический календарь он был введен Папой Урбаном IV в 1264 г. специальной буллой, чтобы «противостоять безбожию и сумасшествию еретиков». Этот католический праздник официально учрежден в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Этот праздник торжественно празднуется всеми католиками. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу «с Христом». Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию [37].

В католическом календаре особо выделяется группа праздников, установленных в честь Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. К числу праздников, установленных в честь Иисуса, относятся праздники Сердца Иисуса, Имени Иисуса, Обретения Святого Креста, Воздвижения Креста, а также Преображения Господнего (в память о преображении Спасителя перед апостолами на горе Фавор).

Праздник Сердца Иисуса Христа («Найсвяцейшага Сэрца Пана Езуса») является олицетворением католического культа Сердца Иисуса, первые сведения о котором относятся к ХI – ХII вв. В 1765 г. Папа Климент ХIII подтвердил существование праздника Сердца Иисуса, которое считается символом надежды каждого верующего на спасение [37].

В честь Пречистой Девы Марии Костел посвятил каждую субботу «и целый наиболее прекрасный и приятный в году месяц – май». Существует культ Сердца Марии, которое является символом особой любви к Иисусу и спасения, – ему и посвящен праздник. Первые сведения об этом празнике относятся к ХII в. 31 октября 1942 г. Папа Пий ХII ввел праздник Сердца Девы Марии в католической церкви и назначил ему следующую после праздника Сердца Иисуса субботу [37].

Кроме этого, верующими отмечаются и несколько наиболее важных событий из жизни Девы Марии и связанных с Нею церковных преданий. 16 июля празднуется Воспоминание о Наисвятейшей Марии с Горы Кармель («Успамiн Найсвяцейшай Марыi Панны з Гары Кармель»). Праздник также имеет название Матери Божьей Шкаплерной. Он считается патрональным праздником кармелитов, так как монашеский орден получил свое название от горы Кармель, которая была первым местом, посвященным Божьей Матери. В честь почитания Ее вознесения на склоне этой горы была водружена часовня. История праздника такова. В 1251 г. св. Шимон Шток из Англии, видя опасность, которая угрожала ордену кармелитов, просил помощи у Наисвятейшей Девы. В ночь с 15 на 16 июля ему было видение: Мария в окружении ангелов подала ему шкаплер и сказала, что это символ спасения от опасности и привилегии для всех кармелитов. Тот, кто принадлежит к братству шкаплеров, день и ночь носит на себе шкаплер (элемент верхней одежды монахов, состоящий из двух соединенных кусков ткани, на которых вышито имя Девы Марии) или шкаплерный медальон, а также молится Деве Марии и способствует расширению ее культа [73].

15 августа Костел отмечает праздник Вознесения Девы Марии («Унебаўзяцця Дзевы Марыi, Мацi Божай Зельнай»). Христианские богословы, основываясь на апокрифическом цикле «Transitus Mariae», создали предание о том, что Божья Матерь, которая умерла как обычный человек и была похоронена в Гефсимании, чудесным образом вознеслась на небо. По легенде, когда была открыта могила Богородицы, то вместо Ее тела нашли букет свежих роз. Посвященный этому событию праздник был введен только восточной церковью в VI в., когда император Мавриций приказал 15 августа праздновать Вознесение Девы Марии во всем своем государстве. Продолжением было издание декрета Папой Пием ХII 1 ноября 1950 г. Был объявлен догмат, согласно которому Пресвятая Дева после окончания земного пути была взята на небо «с душой и телом для славы небесной» [37].

У белорусских католиков это празднование дополняется и народными обрядами, одним из которых является благословение растений («зёлак»). Отсюда и другое название праздника – «Мацi Божай Зельнай». Этот обычай церковная традиция ведет с Х в., но на самом деле он языческого происхождения. Церковь считает, что обряд благословения растений происходит из общечеловеческой веры в полезное терапевтическое воздействие трав. Верующие начинают собирать лечебные травы только после 15 июля и приносят их в костел в виде композиций, художественно оформленных, или дожинковых веночков. Эти освященные венки имеют в представлении верующих огромную ценность, так как считается, что они охраняют хозяйство от стихии и всякого зла, а также помогают в том случае, «калi не дай божа, хтосьцi заняможа».

7 октября католическая церковь празднует день, посвященный Матери Божьей Ружанцовой («Успамiн Мацi Божай Ружанцовай»). Праздник был установлен в 1573 г. в честь победы над турками в битве при Лепанто (1571). В комментариях католического календаря поясняется, что этот праздник с давних времен отмечали с помощью молитвы (ружанца), в которой размышляли о таинствах жизни, мучений и вознесения Иисуса Христа. Большую роль в распространении практики чтения ружанца имел св. Доминик (ХІІ—ХІІІ вв.). Ружанец (лат. rosarium – «венок из роз») – это способ молитвы при помощи четок (бусин, нанизанных на нитку). Он имеет такое название, так как, произнося молитву, верующие «приносят венки наших молитв Богоматери подобно тому, как приносили Ей венки из роз». Ружанец понимается и как двойная молитва: сердца и разума, размышления и устная молитва. Молитва состоит из размышлений над 15 событиями из жизни Иисуса и Марии, которые носят название «таямнiц» и одновременно произнесения 1 раз молитвы «Ойча наш», 10 раз «Вiтай, Марыя», 1 раз «Хвала Айцу» во время раздумий над каждой из 15 «таямнiц». Обычно верующие стремятся каждый день по очереди произносить одну из частей ружанца [73].

В католическом календаре есть дни, посвященные памяти святых, которые «отличались святым образом жизни». Церковь обращается с молитвой к святым, чтобы они были заступниками верующих перед Богом, а также чтобы они «призывали верующих следовать им в добродетельном образе жизни». В календаре католиков Беларуси особо отмечаются дни, посвященные памяти св. Иосифа (Язэпа, 19 марта), св. Иоанна Крестителя (Яна Хрысцiцеля, 24 июня), св. апостолов Петра и Павла (29 июня) и патронов Костела, например св. Казимира, патрона католиков Польши и Великого княжества Литовского. В 1521 г. Папа Лев Х объявил королевича Казимира святым. В 1602 г. Папа Климент ХVIІІ подтвердил канонизацию св. Казимира и литургию на его праздник. Этот праздник («фэст») отмечается 4 марта и до настоящего времени проводится в Вильнюсе (Литва) очень торжественно. В празднике принимают участие и католики из Беларуси. Главным покровителем Римско-католического костела в Беларуси является св. архангел Михаил.

1 ноября Костел отмечает праздник Всех Святых, чтобы «в один день почтить всех святых, ибо, чтобы установить особый праздник каждому святому, не хватило бы дней в году». На следующий день после Всех Святых отмечается День Задушный (праздник поминовения умерших), во время которого отправляется торжественное богослужение за души умерших (czyscowyja). Католическая традиция учит, что верующие должны помнить тех, кто ушел из жизни, но еще не достиг небесного блаженства, находится в чистилище, где в муках должен очиститься от грехов. Сократить время нахождения и мук души в чистилище могут молитвы, добрые дела, пожертвования, покаяние и другие добрые поступки живых. В День Задушный отправляется торжественная траурная имша (agzekwji) и траурная процессия. Верующие – участники процессии с молитвами и песнопениями (жалобными) направляются на кладбище (нередко не только во время самого праздника, но и накануне его). Они приводят в порядок могилы, ставят на них свечи, кладут венки и цветы, в молитвах выказывают свою грусть по умершим. На кладбище ходят всей семьей, зажигают свечи, молятся. Участие в Дне поминовения усопших церковь рассматривает как важную религиозную обязанность верующих [72].

8 декабря костел отмечает один из главных богородичных праздников – праздник Непорочного Зачатия Девы Марии («Урачыстасць Беззаганнага Пачацця Найсвяцейшай Марыi Панны»). Праздник был установлен в результате объявления 8 декабря 1854 г. Папой Пием IХ догмата о непорочном зачатии Девы Марии. В догмате говорится, что «Наисвятейшая Дева Мария с первой минуты своего бытия… была охранена от всяких пятен первородного греха». Согласно католическому вероучению, зачатая безгреховно Мария с первой минуты своего существования была чистой и святой, будучи избранницей Отца Небесного. Во время праздника устраивается торжественное богослужение и исполняется гимн «Аве, Мария Стелла!» [37].

Существует свой праздник освящения костела в каждой парафии – фэст. Отмечается он особо торжественно. Перед началом строительства костела бискуп или ксендз освящает место, предназначенное для храма, и угловой камень, который кладется в основание. После окончания строительства происходит освящение костела. Согласно вероучению, отмечая этот праздник, каждый верующий «должен вспоминать о том времени, когда в Доме Божьем отсутствовало почитание». Особенно торжественно проводятся фэсты в деревнях. Так, в деревне Ковальцы Минского района каждый год отмечается праздник, посвященный св. Роху – покровителю деревни и спасителю от эпидемических болезней. В празднике сохранились все детали старинного ритуала – и традиция празднично одеваться, собираться всей семьей за праздничным столом, принимать гостей. Во время праздника обносят всю деревню иконой св. Роха. В праздничном шествии принимают участие все верующие, которые жертвуют деньги и вещи на святыню.

В современной Беларуси возобновлена традиция почитания чудотворных икон Божьей Матери, которым посвящены праздники. 7 июня 1999 г. Папа Римский Иоанн Павел II издал декрет о коронации чудотворных икон, которые почитаются католиками Беларуси: Брестской, Логишинской и Будславской икон Божьей Матери, Трокельской (в д. Трокели Вороновского района Гродненской области) и Конгрегатской (Студенческой). Коронации чудотворных икон сопровождались праздничными мероприятиями по всей Беларуси. Так, 30 июня 1996 г. на коронации Брестской иконы Божьей Матери, которую выполнил кардинал К. Свентак, присутствовали около 4 тысяч верующих из всех уголков Беларуси, а также 1860 паломников из Польши. Коронация иконы Конгрегатской (Студенческой) Божьей Матери, которая находится в Фарном костеле г. Гродно, произошла 28 августа 2005 г. Коронация Логишинской иконы Божьей Матери торжественно произошла 10 мая 1997 г., Будславской иконы Божьей Матери – 2 июля 1998 г.

Будславский костел, в котором находится прославленная икона, был официально признан Ватиканом главной католической святыней Беларуси, и ему был дан статус малой базилики. В 1998 г. архибискуп Минско-Могилевский кардинал Казимир Свентак украсил икону специальной папской короной. Произошло это торжественное событие 2 июля в праздник, посвященный чудотворной иконе, который ежегодно собирает множество паломников – из Полоцка, Витебска, Барановичей, Борисова и других городов ближнего и дальнего зарубежья.

Для участия в традиционном престольном празднике 1–2 июля 2008 г., посвященном 10-летию коронации иконы Матери Божьей Будславской, были приглашены архибискуп Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич, апостольский нунций архиепископ Мартин Видович и все католические епископы страны, а также духовные хоры. Около 30 тысяч паломников из Минска, Нарочи, Жодино, Ракова, Радошковичей, Вилейки, Могилева, Витебска и других населенных пунктов Беларуси вечером 1 июля приняли участие в вечерней мессе перед Будславским костелом бернардинцев в Мядельском районе Минской области. Самая большая группа паломников – около 1500 человек – прибыла в санктуарий Матери Божьей Будславской из Витебской диоцезии. Кроме того, приехала группа байкеров из Польши, чтобы помолиться за белорусских католиков. В программу праздника были включены торжественные мессы, Марийные нешпары (прославления Иисуса Христа и Матери Божьей, во время которых исполняются псалмы), акафист, поклонение Святым Дарам, выставление Святого Причастия, процессии и литания к Матери Божьей. Особенностью торжеств в 2008 г. является новая молитва «Под покров», которая прозвучала в ночь с 1 на 2 июля. Текст молитвы был обнаружен в книге Эливтари Зеленкевича – первой книге про Будслав, написанной во второй половине XVIII в. В празднике приняли участие также верующие греко-католической церкви. В своем обращении к паломникам митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич призвал участников торжеств в Будславе молиться за визит Папы Римского Бенедикта XVI в Беларусь.

Сохранились старые традиции почитания чудотворных икон и совершения паломничеств. Многие современные паломники совершают долгий пеший путь к реликвии. Например, минские участники паломничества («пiлiгрымкi») к Будславской святыне 27 июня 1998 г. собрались в Кафедральном соборе, чтобы после богослужения и благословения начать пешее паломничество. Всего в колонне, во главе которой, согласно канонической традиции, несли кресты и хоругви, было 160 человек. Самому старому пилигриму было 65 лет, самому младшему – 6. По пути паломничества, при входе в каждую деревню пилигримы приветствовали жителей и «прославляли Бога звучными псалмами под гитару и бубен». Практически повсюду паломников гостеприимно встречали и принимали на ночлег. Паломники прошли 150 км.

Как и в прошлых столетиях, паломники направляются к святыням, издавна почитаемым белорусскими католиками, – к Виленской Остробрамской, Жировичской, Будславской, Ченстоховской иконам Божьей Матери. Возобновились паломничества католиков Беларуси к святым местам в Рим и Иерусалим. Так, в октябре 1998 г. произошло первое массовое паломничество (после долгого перерыва в советский период) католиков Беларуси в Ватикан и их встреча с Папой Римским. Около тысячи верующих из разных городов и местечек страны смогли получить благословение Папы, а часть из них – даже лично с ним встретиться. Иоанн Павел II вначале разговаривал с паломниками на польском, а затем на белорусском языке. Белорусские паломники подарили Папе копию иконы Матери Божьей Будславской – главной реликвии белорусских католиков.

В католическом календаре существуют и так называемые юбилейные (святые) годы – специально назначенные годы юбилейных торжеств католической церкви, которые отмечаются периодически. Впервые Святой год отмечался в 1300 г. по установлению Папы Бонифация VIII. В тот исторический период юбилейный год должен был отмечаться каждые 100 лет в начале нового столетия. Церковь придавала ему особое значение, связанное с отпущением грехов и избавлением верующих от наказания за них на этом свете. Позднее было решено отмечать юбилейные годы каждые 50 лет, затем каждые 33 года (в память о земной жизни Христа). В результате Папой Павлом II в 1470 г. было постановлено отмечать церковный юбилей каждые 25 лет с тем, чтобы каждое поколение имело возможность принять участие в церковном юбилее [37]. Таким образом и возникла традиция отмечать каждую четверть столетия юбилейный год, которая существует и в современности. Эта традиция дополнена специально назначенными датами в память о событиях церковной истории, например 1983 г. – в память о 1950-й годовщине смерти и воскрешения Спасителя, или 2000 г. – год рождения Иисуса. Во время юбилейных торжеств увеличивается приток паломников, особенно в Рим, где после выполнения определенных ритуальных действий (посещения святынь и т. д.) верующим дается полное отпущение грехов.

Праздничное действие и торжества в католической церкви обычно сопровождают следующие обряды. Это богослужения, самыми главными из которых являются нешпары (niespary), литании (litanii), супликации (suplikacii), новенны (nowenny) и часы (hadzinki). Нешпарами называется богослужение, которое отправляется вечером. Нешпары «начинаются произнесением Господней Молитвы и Ангельского Приветствия, а потом приступают к пяти псалмам, гимну и молитве, которые каждый праздник меняются». На главные праздники для большей торжественности во время имши и нешпар на алтаре выставляется в монстранции (литургическом сосуде, в котором хранятся гостии – оплатки) Наисвятой Сакрамент. При этом поется супликация – молитва, в которой ксендз по очереди с верующими просит Бога о милости и обороне от несчастий. Литания означает молитву, которую произносит ксендз вместе с народом. Литаний существует много, но в праздничном богослужении произносятся только следующие молитвы: Иисусу Христу, Сердцу Иисуса, Матери Божьей, Всем Святым и св. Иосифу (с начала ХХ в.) [72].

Новенной называются молитвы, которые произносятся на протяжении девяти дней, чтобы испросить себе помощь Пречистой Девы или какого-нибудь святого. Существует богослужение, посвященное Пречистой Деве, которое называется часами и поется и в костелах, и в домах верующими. Есть несколько видов богослужений, посвященных Иисусу Христу: сорокачасовое, «в честь Наисвятейшего Сакрамента», Дорога Крестовая. Во время сорокачасового богослужения выставляется Наисвятой Сакрамент. Верующие могут в это время получить отпущение грехов – «отпуст» (wodpust), если каждый день бывают в костеле, исповедуются, причащаются и помолятся [72].

Существуют обряды, связанные с почитанием креста и входящие в праздничный ритуал – это ношение верующими на себе креста с изображением распятого Иисуса. Кресты делаются во множестве из дерева, камня, металла и размещаются в костелах, на кладбище и у дорог. В Беларуси этот обычай имеет настолько большое распространение, что даже в период господства атеизма советские власти не смогли его уничтожить. Так, среди сельского населения Гродненской области в первой половине 1970-х гг. возобновилась старая традиция ставить кресты возле дорог: старые были обновлены, новые построены. В Гродненском районе кресты были сделаны из металлических труб на цементном фундаменте, обнесены металлической оградой. Проходя возле креста и костела, каждый верующий должен снять шапку, чтобы таким образом «отдать честь Богу» [7].

Во время праздников выполняются и другие обряды – например, освящение домов и костелов, храмовой одежды и утвари, крестиков, икон, медальонов; пасхальной еды, хлеба в День св. Агаты (5 февраля), цветов и плодов в праздник Успения Пречистой Девы, венков из зелени и цветов в праздник Божьего Тела, воды в вигилию Трех Королей, вина в День св. Иоанна Апостола и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Праздники

Праздники
Церковный календарь изобиловал праздниками отмечавшимися в честь событий из жизни Христа, или посвященными культу различных святых. Некоторые из этих праздников, называвшиеся главными, были днями отдыха, хотя церковными правилами предписывалось

XIX Праздники

XIX
Праздники
Праздники были временем отклонения от обычного порядка ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского

Глава 9 КАТОЛИЧЕСКИЕ РУССКИЕ НАРОДЫ

Глава 9
КАТОЛИЧЕСКИЕ РУССКИЕ НАРОДЫ

Познав разумом хотя бы часть Божьего предначертания, я написал этот труд, чтобы показать — в чем и как проявляется божественная мудрость.
Н. Коперник
НАРОДЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ РУСИИтак, в католической виртуальности просматриваются как

IV. Римско–католические историки

IV. Римско–католические историки
Потрясение Реформации в XVI веке пробудило Римско–католическую церковь к бурной деятельности в области истории и в других отраслях богословия и вызвало к жизни несколько сочинений, авторы которых отличались высокой эрудицией и знанием

в) Католические немецкие историки

в) Католические немецкие историки
Первым в ряду заслуживающих внимания современных немецких католических историков стоит поэт и бывший протестант граф Леопольд фон Штольберг (ум. 1819). С горячностью честного, благородного и искреннего, но доверчивого новообращенного в

Глава XIII КАТОЛИЧЕСКИЕ КОРОЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АВАНТЮРА

Глава XIII
КАТОЛИЧЕСКИЕ КОРОЛИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АВАНТЮРА
Тем временем в Западном Средиземноморье христианство вновь переживало период расцвета. События испанской Реконкисты развивались медленно, но 17 октября 1469 г. произошло важнейшее для Испании событие (возможно, это одна

Праздники

Праздники
Христианский мир обязан клюнийцам введением праздника Всех Святых (1 ноября) и праздника Поминовения всех усопших (2 ноября: commemoratio omnium fidelium defimctorum). Следует также вспомнить о Божием мире – с вечера среды по утро понедельника в память о Страстях Господних

XIX Праздники

XIX
Праздники
Праздники были временем отклонения от обычного порядка ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые, люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского

Крестоносное движение и католические миссии в первой половине XIII в.

Крестоносное движение и католические миссии в первой половине XIII в.

В XIII в., после того, как прошел пик крестовых походов за освобождение Святой земли, крестоносцы обратили взоры на обширные территории восточной части европейского континента, где доминировали Византия,

Католические миссии у славян

Католические миссии у славян
 Военные успехи славян не остались без внимания со стороны Римской церкви. Первые известия о миссионерской деятельности католического духовенства среди славян находим в латинской эпитафии VI в., посвященной памяти Мартина, епископа города

Праздники

Праздники
Жизнь для населения Месопотамии, даже для рабов, не была непрекращающимся трудом. В древности, как и в наши дни, были святые дни – праздники, и вся работа отнюдь не редко прерывалась религиозными празднованиями, коих было по несколько дней в каждом месяце, хотя и

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский (1469–1504) Католические короли

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский (1469–1504)
Католические короли

«Кто сравнится с королевой Изабеллой Испанской?
– Король Фердинанд, – ответил синьор Гаспаро.
– Я его не оспариваю, – добавил Великолепный, – … Я убежден, что репутация, которую он приобрел

1. Католические союзы.

1. Католические союзы.
Лагерь протестантский, лагерь католический — подобное противопоставление не всегда соответствует действительности. В 1559 г. ставки еще не сделаны. Личность Филиппа II более сложна, чем того хочет легенда. Только что подписан Като-Камбрезийский мир;

Католические преграды на пути имперской интеграции

Католические преграды на пути имперской интеграции
Проблемы, которые встали перед властями в западных губерниях, были в некоторых отношениях сходными с ситуацией в Остзейском крае. Здесь также местная элита говорила на ином языке (польском) и исповедовала иную религию

1. праздники

1. праздники

Религиозные представления требовали со стороны человека соблюдения религиозных актов ритуальных церемоний, культовых обрядов. Изучение религиозных культовых ритуалов дает возможность собрать богатейший и ценный материал, проливающий свет на сущность

Католические праздники Католицизм — самое мощное религиозное направление в христианстве (Фото: Marijus Auruskevicius, по лицензии Shutterstock.com)

Особенности католических праздников

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, — сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря — церковным праздникам, дням памяти святых.

Самого большого влияния Церковь добилась в католических странах — Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, странах Латинской Америки. Большую роль сыграли — характерные для католицизма — торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Праздники римско-католического литургического года

Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников — Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю.

Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.

Литургический год начинается с Адвента (от лат. adventus — пришествие), периода преддверия Рождества. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это День святой Варвары — покровительницы ремесленников (4 декабря), День святого Николая (6 декабря) известен своим «детским» акцентом — дети ждут подарков, по традиции «приносимых» святым Николаем.

8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников — День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Этот праздник был официально закреплен догматом папы Пия IX в 1854 году. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

Рождество — один из важнейших христианских праздников, католики отмечают его 25 декабря. Содержанием его является факт рождения Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после Пасхи праздник с четырьмя Литургиями (Мессами): накануне вечером, ночью, на рассвете и днем.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения приписывается святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с 13 века устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника Сретения. Домашние вертепы — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.

Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в 4 веке. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на все «Рождественское двенадцатидневье». В этом цикле выделяются отдельные дни — 28 декабря — Память Невинных Младенцев — день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря — день святого Сильвестра, 1 января — День Нового года. Этот день посвящен Деве Марии.

В 19 веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Зимний цикл святочных праздников католики завершают Днем Богоявления (Эпифании), или «трех королей» — 6 января. Содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

17 января — День святого Антонио — покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретения Господнего. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в День святого Блаза — патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля — День святой Агаты отмечался церковным богослужением.

Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова: «Из праха вышел и в прах возвратишься». В период Поста (25 марта) отмечается праздник Благовещения, посвященный Деве Марии.

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».

Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи.

Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в церквях, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Первый церковный праздник мая — «Обретение святого Креста» (3 мая), установленный в память нахождения «подлинного креста». Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями) и установка его в костеле. 15 мая — День памяти святого Исидора-землепашца — покровителя Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.

Вознесение Господне — переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции, в начале 20 века накануне Вознесения совершались трехдневные церковные молебны: в первый день молились о сенокосе, во второй — о жатве, в третий — об уборке винограда.

На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник «Божьего тела» (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Святой Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Этот праздник празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу с Евхаристическим Хлебом — Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в храм на праздничную Литургию.

Рождество святого Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения. 15 августа — праздник Успения Богоматери. Он основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Последний крупный праздник римско-католического литургического года — Торжество Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века папой Бонифацием IV, а позднее, в начале 11 века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Далее представлен список основных католических праздников.

Всего в разделе — 56 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.

Помощь в создании раздела: Вера Поздеева, Валерий Семенович Гордееня, Константин Бордюгов, Михаил Хорошев

У Вас есть дополнительная информация по теме
«Католические праздники»? Напишите нам

День пророка Иезекииля

10 апреля католическая церковь отмечает день памяти пророка Иезекиля.
Пророк Иезекиль — автор книги, которая входит в Ветхий Завет и носит его имя. Иезекиль говорил:
«… так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, ме… 

Католическое Вознесение Господне

Католический переходящий праздник, посвящённый Вознесению господа Иисуса Христа после его гибели на кресте и чудесного Преображения, окончательно венчает Спасение Иисусово. По преданию, дух Иисуса вознёсся на Масличной горе. Случилось это через соро… 

День святой Жанны д`Арк

Этот день посвящён выдающейся женщине Франции, которая очень много сделала для своей страны. Каждый француз вправе считать девушку своим покровителем.
Жанна происходит из далёкой французской деревни Домреми, где она родилась в 1412 году. Она слыша… 

Католическая Пятидесятница (День Святого Духа)

Праздник пятидесятницы обладает говорящим названием – именно на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения на апостолов снизошёл Святой Дух.
В этот день также отмечался один из самых важных праздников Ветхого Завета. В тот день евреи, ко… 

Католическая Троица

С далекого 14-го века праздник Троицы в Католической Церкви празднуется в первое воскресенье после Пятидесятницы. Традиция имеет довольно глубокие корни и уходит своей идеей в далекое прошлое.

Христиане воспринимают Троицу следующим образом. Суще… 

Праздник тела Христова

Праздник Тела и Крови Христовых христиане отмечают в четверг после Троицы. Этот праздник является торжественным празднованием Евхаристии, если сравнивать с ежедневной святой Мессой.

Вместе с тем католическая церковь понимает евхаристию (таинство… 

Католический день Святого Варнавы

Святой Варнава , согласно христианскому учению, принадлежит к лику святых семидесяти апостолов. Он был рожден в богатой еврейской семье, которая входила в род левитов. Местом рождения является остров Кипр. В юности получил прекрастное богословское о… 

Католический день Святого Антония

Праздник Святейшего Сердца Иисуса

Рождество Иоанна Крестителя

Католический день Святых Апостолов Петра и Павла

Католическое Преображение Господне

Господь Иисус Христос, в конце земной жизни, открыл Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за человечество, страдать и умереть на Кресте, а потом воскреснуть.

Он привел 3-х апостолов, а именно – Петра, Иакова и Иоанна после этого на гору Ф… 

Успение Пресвятой Богородицы

В Армении одним из главных церковных праздников считается Успение Пресвятой Богородицы. Слово «успение» в названии праздника придает ему таинственность, необыкновенность и величественность. Этот светлый праздник, посвященный отходу из жизни Богороди… 

Католическое Рождество Божьей Матери

День Святого Михаила

День всех святых

В католическом календаре в начале ноября один за другим следуют два памятных дня: 1 ноября – День всех святых, 2 ноября – День поминовения усопших.
Прослеживаются языческие корни праздника. Племена кельтов около 2000 лет назад отмечали в это вр… 

День поминовения усопших

С самых истоков человеческой истории важное место в ней занимает ритуал поминовение усопших. Традиции почитания мертвых неразрывно переплетаются с верованиями современного человека, впрочем, как и первобытного, и проявляются по-разному. С одно… 

День святого Мартина

Святого Мартина христиане почитают как покровителя бедных, служивых, ткачей и альпийских пастухов.
Существует легенда (одна из многих), которая рассказывает, что однажды осенью легион, который возглавлял Мартин, подошёл к городу Амис во Франци… 

Первое воскресенье Адвента

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — время ожидания Рождества Христова, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи.
Первое воскресенье Адвента — это первый день в череде из праздников, являющийся началом римско-католического (церковн… 

День Cвятого Андрея

Первым из учеников Иисуса Христа был апостол Андрей, брат Петра. Из русских летописей следует, что Андрей был христианским проповедником на землях славян. В повести временных лет говорится, что на холмах, где впоследствии вырос Киев, он остался на н… 

День святого Исидора

День святого Исидора — католический праздник в память святого Исидора, епископа Севильского (560‑636), получившего известность благодаря любви к наукам. Святой Исидор родился в семье знатного римлянина и дочери вестготского короля. В юности получил риторическое образование. В тридцатилетнем возрасте, после смерти старшего брата Леандра, наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье. Епископ Исидор был одним из самых плодовитых писателей раннего средневековья. Его «Этимологии» в 20 книгах — это первая всеобъемлющая энциклопедия средневековья.

Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов. В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и интернета. Католическая церковь выбрала его покровителем Всемирной сети, основываясь, в первую очередь, на том, что интернет — это огромная сокровищница человеческого знания. День святого Исидора отмечается 4 апреля.

День святого Николая

День святого Николая — христианский праздник в память святого Николая, покровителя путешественников и детей. Католики празднуют этот день 6 декабря. Святой Николая родился на территории современной Турции, примерно в 270 году. С молодости Николай посвятил себя служению Богу. Был епископом города Миры. Во время гонений на христиан Николай на восемь лет был заключен в тюрьму. После прихода к власти императора Константина преследования христиан прекратились, и епископ вновь возобновил свою церковную деятельность. Николай также был участником первого Вселенского Собора 325 года в Никее. Скончался Святой Николая 6 декабря 346 года.

В Х веке в Кельнском соборе в День святого Николая ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. Позже в Германии в домах стали вывешивать башмачки или носочки для подарков от святого Николая. В наши дни эта традиция распространились по всей Европе.

День святого Патрика

День святого Патрика — праздник в память святого Патрика, который считается покровителем Ирландии и Нигерии. Отмечается 17 марта в Ирландии, Северной Ирландии и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник. В США, где ирландское население достаточно велико, День святого Патрика также празднуют в общенациональном масштабе.

В ходе празднования Дня святого Патрика устраиваются парады, банкеты и церковные службы. По традиции в этот день принято носить зелёную одежду. Официальным символом праздника является Трилистник — графическое изображение трёхпластинчатого листа клевера, а также лепреконы и ирландские флаги. В праздничное утро в Соборе святого Патрика проводится утренняя месса, представляющая собой традиционную католическую службу.

День святого Сильвестра

День Святого Сильвестра — католический праздник, отмечаемый ежегодно 31 декабря в честь Святого Сильвестра. Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. Согласно легенде, в 314 году, Святой Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище — морского змея Левиафана. Католики считали, что в 1000 году этот библейский монстр вырвется на свободу, после чего наступит конец света. Однако, благодаря Святому Сильвестру этого не произошло, и мир был спасен. Годовщину завершения земной жизни Сильвестра I, католики отмечают как День Святого Сильвестра.

По традиции в День святого Сильвестра католики наряжаются в праздничные маскарадные костюмы и в шутку называют себя Сильвестр-Клаусами. В некоторых католических странах последний день уходящего года так и называют — Сильвестром.

День святого Стефана

День святого Стефана — католический праздник, отмечаемый в память Стефана Первомученика. Святой Стефан — первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры. Он был привлечён к суду Синедриона и убит за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года.

Святой Стефан убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудеев в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, обвинив в хулах на Бога и на Моисея. Святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни Иисуса Христа. Во время речи в небе он вдруг увидел Иисуса Христа. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи набросились на него, отвели за город и побивали камнями, а святой Стефан молился за своих убийц. Тело святого Стефана тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил со своим сыном Авивом и похоронил в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Крещение.

День святой Варвары

День святой Варвары — христианский праздник, посвященный памяти святой великомученицы Варвары. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец Диоскур был язычником и представителем аристократии. Варвара отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. Для того, чтобы выдать дочь замуж отец разрешил ей выйти из башни. Вскоре Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда отец узнал о вероисповедании дочери, Варвару жестоко пытали. Правитель города Мартиан разрешил отцу совершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Вместе с Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары. Впоследствии Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были убиты молнией.

День святой Люции

День святой Люции — христианский праздник в память святой Люции. Люция Сиракузская (около 283 г. — около 303 г.) — христианская святая и мученица, покровительница слепых. Согласно преданию, Люция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано скончался. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Люция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку. После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании, она согласилась с обетом Люции. Отвергнутый жених возбудил против Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пашазиус хотел отдать её в публичный дом, но, как гласит легенда, ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После чего она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

Мощи святой Луции были похоронены в Сиракузах. В 1040 году они были похищены освободившим город от арабов Георгием Маниаком и увезены в Константинополь, а оттуда в 1204 году в Венецию. Там останки были погребены в церкви Святой Луции. В 1860 году церковь была снесена под постройку железнодорожного вокзала, а её мощи были перенесены в близлежащую церковь святого Лазаря и Луции. Днём поминовения Святой Луции является 13 декабря.

Карнавал

Карнавал — в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста. Но обычно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней пред Чистой средой, сопровождающиеся массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Традиции Карнавала восходят к языческим обычаям Римской империи.

Первые карнавалы появились в IX-X в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем карнавалы появились во Франции, позже — в Германии. Народно-праздничные формы обычно составляли неофициальную часть праздника, тогда как основная была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. В XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений. Основная часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем переносится на центральную площадь города. Самый знаменитый карнавал в мире проводится в Рио-де-Жанейро.

Католическая Пасха

Пасха — христианский церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Пасха является самым древним и важным праздником церковного литургического года. Название праздника происходит от еврейского праздника Песах (Пасха). Еврейская Пасха для христиан стала прообразом воспоминания об искуплении человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа. В наши дни в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

В западных странах праздничное богослужение было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее, в 14 в. — на утро. Рано утром в субботу в костелах по традиции благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем — чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. По обычаю огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считают чудодейственным, способным защитить от злых сил. Пасхальную святую воду добавляют в пищу, ею окропляют дома, умывают лицо. Одним из главных символов Пасхи являются крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Священники освящают пасхальные яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей.

Пепельная среда

Пепельная среда в Католической, англиканской и некоторых лютеранских церквях — день начала Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. В Католической церкви на мессах Пепельной среды проводится традиционный обряд посыпания голов верующих освящённым пеплом или нанесение на лоб пеплом знака креста. Этот обычай имеет древнее происхождение. В Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом покаяния и смирения. По традиции, пепел получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья. Пепельной среде предшествует так называемый жирный вторник, являющимся последним днем периода карнавалов.

C 3-4 веков Католическая церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся, после их исповедания. С 10 века пеплом посыпали голову все верующие, символизируя свое вступление на путь обращения. В 14 веке практика посыпания головы пеплом в Католической церкви распространилась уже повсеместно.

Праздник Богородицы Марии

В католической традиции непорочное зачатие Девы Марии рассматривается как условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя Иисуса Христа. Ее свобода от греха была особой благодатью, привилегией, которой, по утверждению Католической церкви, не было удостоено никакое другое существо. С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим.

В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу…» В основе католического учения о вознесении Девы Марии двоякая традиция: древнее верование и то, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.

Праздник Святого Иосифа

Иосиф Обручник (Иосиф Плотник) — обрученный муж Пресвятой Богородицы. Иосиф происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. Иосиф был обручён с Девой Марией. Узнав, что Дева Мария забеременела прежде их обручения, он хотел тайно расстаться с Ней. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу и сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого Иосиф принял жену свою.

Согласно преданию, Святой Иосиф скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нем после того уже не упоминается. С 1870 года святой Иосиф является покровителем вселенской церкви, а также носящих его имя орденских обществ и братств. Иосифа почитают покровителем семей, детей, молодежи, дев, воспитателей, путешественников, узников, а также рабочих и ремесленников.

Праздник Сердца Иисуса

Праздник Святейшего Сердца Иисуса — католический праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после праздника Троицы. В католицизме Сердце Христово символизирует любовь Бога.

Праздник возник в XIX веке. Но ещё в Средние века в некоторых католических монастырях были распространены духовные практики, посвящённые ранам Христа и Его Сердцу. Считается, что в XVII веке французская монахиня Маргарита Алякок видела в своих видениях Иисуса Христа, который пожелал, чтобы Его Сердце почиталось Церковью. Однако многие богословы сомневались в необходимости установления нового церковного почитания. Только лишь в 1856 г. папа Пий IX установил обязательное празднование торжества Святейшего Сердца Иисуса.

Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник Тела и Крови Христовых — католический праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа. Праздник отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, на одиннадцатый день после Пятидесятницы, и является торжественным празднованием священной евхаристии. Католики рассматривают евхаристию как священный дар, оставленный Иисусом Христом церкви.

Праздник Тела и Крови Христовых появился в XIII веке. Его происхождение обычно связывают с блаженной Юлианной из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви. По традиции в день Праздника Тела и Крови Христовых вокруг храма или по улицам города проходит торжественная процессия со Святыми Дарами. Её возглавляют священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. В некоторых странах процессию переносят с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло участвовать большее число людей.

Преображение Господне

Преображение Господне — христианский праздник, посвященный событию таинственного преображения Иисуса Христа, которое описано в Евангелиях. В конце земной жизни Иисус Христос поведал апостолам, что ему надлежит умереть на Кресте и воскреснуть. После чего Он возвел апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор, где и произошло Преображение, посредством которого Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий не поколебались в вере в Него.

В Католической церкви Преображение Господне празднуется 6 августа. Если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье. Праздник Преображения в Западной Церкви был введен папой Каликстом III в 1457 году. В католицизме Преображение Господне имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Традиционные облачения священников в этот праздник — белые.

Католические праздники

Католическая Пасха

Католическая Пасха © 

Полный список всех католических праздников в течение года.

Январь

Праздник Марии — Царицы мира (Торжество Пресвятой Богородицы)
День всемирных молитв о мире (World Day of Peace)

Католическое Богоявление

Крещение Господне у западных христиан

День святого Антонио

День Святой Девы Марии Альтаграсии в Доминикане

Февраль

Католическое Сретение Господне

День святой Агаты

Католический день святых Кирилла и Мефодия

Пепельная среда (начало Великого поста у западных христиан)

День памяти преподобного Марона, пустынника Сирийского

Март

Католическое Благовещение Пресвятой Девы Марии

Апрель

Великий четверг у западных христиан

Страстная пятница у западных христиан (Великая пятница)

Католическая Пасха

Пасхальный понедельник у западных христиан

День святой Зиты (покровительница официантов, лакеев и домработниц)

Май

День святого Иосифа Труженика

День cвятого Фердинанда Кастильского

Сошествие Святого Духа или Пятидесятница

Июнь

Католическая Троица

Праздник Тела и Крови Христовых

День святого Антония, покровителя влюбленных, животных и всех отчаявшихся

Праздник Пресвятого Сердца Иисуса

Праздник Непорочного Сердца Девы Марии

Католическое Рождество Иоанна Крестителя

Католический праздник святых апостолов Петра и Павла

Июль

День пророка Иезекииля

Праздник католической святой Анны (Feast of Saint Anne)

День святого Игнатиуса Лойолы

Август

Католическое Преображение Господне

День памяти святого Доминика

День святой Клары, покровительницы телевидения

Вознесение Девы Марии (Assumption of Mary)

День святого Варфоломея (Feast of Saint Bartholomew)
День памяти священномученика Евпла Катанского

Сентябрь

Рождество Божьей Матери у западных христиан

Католический день памяти святого Михаила (Feast of Saints Michael)

Октябрь

День памяти святого Франциска Ассизского

Ноябрь

Католический день всех святых (All Saints Day, Hallowmas)

День поминовения всех усопших у западных христиан

День памяти праведной Тавифы Иоппийской

День святого Леопольда в Австрии

Первое воскресенье Адвента

Декабрь

Католический день святой Варвары

Католическое торжество непорочного зачатия Девы Марии

День святой Люсии

День святого Томаса в Финляндии, Нидерландах, Гватемале

Католический Сочельник

Рождество у западных славян

День святого Стефана

Католический день памяти апостола и евангелиста Иоанна

День святых Невинных Младенцев Вифлеемских

День Святого Семейства

Католический день святого Сильвестра (Saint Sylvester’s Day)

Некоторые из самых популярных книг о католицизме, католической литературе и ресурсах о римско-католической вере были включены в этот топ-10 книг о католицизме.

01 из 10

Почему я католик

Амазонка

Автор Гарри Уиллс пишет с неортодоксальной точки зрения в этом противоречивом взгляде на традиционные католические учения, такие как мужское священство, непогрешимость папы и обет безбрачия, и это лишь некоторые из них.

Твердый переплет и торговля Мягкая обложка; 400 страниц.

02 из 10

Католическая церковь: краткая история

Амазонка

Автор Ганс Кунг бесстрашно рассказывает историю католической церкви, от небольшой группы преследуемых евреев до одного из самых влиятельных институтов в мире. Кунг смело смотрит на противоречия, окружающие Ватикан, противостоит нескольким католическим доктринам и даже сталкивается с вопросом Холокоста.

Торговля мягкой книгой; 256 страниц.

03 из 10

Римский милый дом: наше путешествие в католицизм

Амазонка

Автор Скотт Хан, вместе со своей женой Кимберли, рассказывают историю своего духовного путешествия и перехода от консервативного евангелизма к римскому католицизму. Эта книга поощряет католические традиции, бросает вызов антикатолическим убеждениям и защищает католическую веру.

Торговля Мягкая обложка.

04 из 10

Основной католический справочник

Амазонка

Этот справочник предлагает краткое изложение католических верований, практик и молитв Фрэнсиса Кардинала, OMI George.

Торговля мягкой книгой; 304 страницы.

05 из 10

Катехизис католической церкви

Амазонка

Католическая церковь США дает полное изложение того, во что верят католики, опираясь на Библию, Мессу, таинства, церковные традиции и учения, а также на жизнь святых. Верующие найдут проблемы и ответы о католической вере.

Твердый переплет и торговля Мягкая обложка; 825 страниц.

06 из 10

Католический этикет

Амазонка

Автор Кей Линн Иска создала современное и практическое руководство по надлежащему поведению в католической жизни и литургических ситуациях, включая похоронные мессы, крещения и причастие.

Торговля мягкой книгой; 192 стр.

07 из 10

Во что действительно верят католики

Амазонка

Автор Карл Китинг рассматривает 52 распространенных заблуждения о католической вере, которые придерживаются сами католики и другие христиане. В этом превосходном руководстве он четко объясняет католическое учение, включая его часто неправильно понимаемые учения и практики.

Торговля Мягкая обложка.

08 из 10

Католицизм для чайников

Амазонка

Авторы Джон Тригилио-младший и Кеннет Бригенти с простотой представляют идеальную книгу для тех, кто хочет узнать больше о католицизме. Это случайное, простое для понимания введение в католицизм для некатоликов и повторное введение для католиков, включая описание католической мессы, семи таинств, литургического календаря, обязанностей духовенства и многое другое.

Торговля мягкой книгой; 432 страницы.

09 из 10

Католик за разум

Амазонка

Автор Скотт Хан учит из Священного Писания о тайне семьи Бога и католицизма.

Мягкая обложка.

10 из 10

Почему католики делают это?

Амазонка

Автор Кевин Орлин Джонсон представляет подробное руководство по учению и практике католической церкви с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы о поклонении, культуре, ритуалах, символах, традициях и обычаях веры.

Мягкая обложка; 287 страниц.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Книга карнавалы праздники
  • Книга история китайских праздников
  • Книга зимние праздники читать
  • Книга зимние праздники clever
  • Книга главные праздники страны