Книги про древние праздники

🕮 Читать книгу Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник Ф. С. Капицы 🧑 - страница 1 текста книги : х происхождением и местами расселений. После публикаций ряда исследований, в частности, работ М. Гимбутас, недавно впервые представленных русскому читателю, стало ясно, что наши прежние представления

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Федор Сергеевич Капица
Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы

Предисловие

Кто такие древние славяне? Когда они жили? В настоящее время существует несколько гипотез и версий, связанных с их происхождением и местами расселений. После публикаций ряда исследований, в частности, работ М. Гимбутас, недавно впервые представленных русскому читателю, стало ясно, что наши прежние представления далеко не полны, хотя в истории изучения наших предков сделано немало.

Отходя от предвзятых и односторонних социологических исследований прежних лет, привлекая труды как отечественных, так и западных ученых, сегодня мы восстанавливаем более полную и детальную историю жизни древних славян, узнаем, как они постепенно шли все дальше и дальше на север и запад. В конце концов им удалось заселить обширную территорию в Центральной и Восточной Европе и на Балканском полуострове. Приходилось нелегко, практически славяне проделывали тот же путь, какой в свое время прошли древние китайцы, постепенно устраивая собственное государство.

Ассимилируясь в новых землях, славяне со временем упорядочивали систему межплеменной организации, выстраивали порядок отношений с соседями, определяли свой внутренний уклад. Проясняя особенности мироустройства древних славян, автор справочника предполагает ввести читателя в мир славянской мифологии: познакомить с древними богами, мифологическими персонажами, праздниками, обрядами, основными понятиями и символами народной духовной культуры. Он также хочет показать, как подспудно в народный обиход входили и элементы постепенно утверждавшегося христианства.

Процесс носил двусторонний характер и в церковной книжности, и в иконописи, и даже в литургической практике отразились следы древнейших верований. Зачастую (особенно в ритуалистике) они выражены даже более отчетливо, чем собственно христианские представления. Конечно, автор данной книги понимает, что подобное исследование должно стать предметом капитального научного труда. В предлагаемом справочнике сделан один из шагов в данном направлении, обозначены основные тенденции бытования двух пластов русской культуры и выделены наиболее значимые особенности. Заметим, что в течение ряда лет подобные вопросы исключались из сферы научных исследований.

Очевидно, что система верований каждого народа складывается на протяжении длительного времени и зависит от различных исторических, общественных и личностных факторов. Особенностью славянской мифологии стала контаминация, соединение разных составляющих. Одной из них явилось «язычество» – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии.

У восточных славян, как и у других европейских народов, существовала детально разработанная система верований и представлений о сверхъестественном мире. Ее корни уходят в индоевропейскую древность.

Термин «язычество» происходит от слова «языци», т. е. народы, иноземцы, еще не принявшие христианства. Часто вместо понятия «язычество» используют другой термин «многобожие» («политеизм»), Подобное употребление терминов представляется неточным, поскольку они отражают два различных уровня познания мира: язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы, а политеизм – на вере в существование обширного сонма богов.

Как и в других религиях, в славянском язычестве отразилось стремление людей понять окружающий их мир. Древний человек уподоблял предметы и явления живым существам, наделял их душой и характером. Он верил, что деревья, и камни, воду и воздух населяли добрые или злые духи. Поэтому любое действие человек совершал как бы в присутствии таинственных сверхъестественных сил. Среди них оказывались как языческие божества (Перун и Велес, Даждьбог и Мокошь, Стрибог и Хоре), так и мифологические существа (русалки, лешие, домовые, фантастические звери и птицы).

Сверхъестественные существа могли и помочь, и навредить человеку. Значит, их следовало расположить к себе, сделав соответствующие жертвоприношения, исполняя при этом ритуальные танцы и песни. Формой общения со сверхъестественными существами становились так называемые магические обряды. В отличие от религиозных ритуалов они не направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы.

Иногда их просили о личном благополучии, излечении от болезни или создании благоприятных условий для будущего урожая. Так и возникли первые обряды, которые сопровождали всю жизнь человека от рождения до смерти. Со временем многие обряды потеряли магическое значение и превратились в игры, дошедшие и до наших дней.

Одушевление потустороннего мира привело к появлению многобожия, каждое конкретное явление связалось с именем того или иного бога. Классическим примером подобной политеистической системы может служить религия Древней Греции, в которой существовало несколько десятков богов, как бы отвечавших за самые различные стороны повседневной жизни.

Пройдя длительный период развития в античном мире, в разных культурах, подобные системы к началу нашей эры насчитывали множество богов, распределенных по рангам (высшие и низшие боги и герои). С развитием письменности они стали оформляться в виде циклов, что постепенно привело к созданию национальных эпосов («Старшая Эдда»),

Мифологические верования славян коренным образом отличались от мифологий других европейских народов. Славяне начали формироваться как этнос только в IV–VI вв., поэтому к моменту принятия христианства в IX в. языческие представления еще не представляли стройной системы, а пантеон высших богов только начинал складываться, верования в отдельных богов продолжали бытовать и после введения официальной религии. Кроме того, мифология существовала только в устной форме, поскольку до принятия христианства у славян не было письменности. В свое время М.В. Ломоносов писал: «Мы бы имели много басней, как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были».

В отличие от язычества более поздние религии – христианство, ислам, буддизм основаны на вере в единого бога, в единую сверхъестественную силу, которая управляет всем мирозданием. Они называются монотеистическими (от греч. «монос» – один). Но на самом деле и они, и язычество основаны на одном принципе – человек наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.

После распространения христианства, несмотря на существование письменности, языческие верования не записывались, а становились объектом обличения, хотя, как отмечалось, полностью искоренить древние предания не удалось. Они продолжали бытовать в устной традиции. Сегодня, чтобы получить представления о славянской мифологии, приходится пользоваться опосредованными данными. Сведения, приводимые в сохранившихся сочинениях античных и византийских историков, довольно скупы и часто не отличаются точностью. Древние авторы не стремились проникнуться особенностями быта и нравов славян, оценивая увиденное с позиции плохо осведомленного стороннего наблюдателя.

Остановимся на организации процесса почитания божеств. Обожествление явлений природы не выражалось в конкретных ритуалах и обрядах, оно скорее носило стихийный характер и воспринималось как простое почитание. Более поздняя стадия базировалась на почитании изображений божеств или идолов и основывалась на сложных ритуалах и системе жертвоприношений.

Персонификация богов, или языческое благочестие, и установление системы жертвоприношений требовали организации мест поклонений, причем каждому богу воздавалось в зависимости от места, которое он занимал в пантеоне. Домашним богам приносили жертвы в семейном кругу. Главным (общим родовым) богам посвящали пышные церемонии, в которых участвовало много людей. Обычно подобные праздники, посвященные основным богам, происходили в течение нескольких дней и сопровождались обильными пирами. Ритуалы проводились в особые местах – капищах.

Первоначально их устраивали в местах, которые считались священными: на высоких холмах, в излучинах рек, у старых деревьев, больших камней. Когда объектом почитания стали специальные изображения богов, обряды начали совершать возле них. В определенные дни в капищах приносились жертвы (в том числе и человеческие).

После принятия христианства многобожие сменилось теизмом (от греч. «теос» – бог). Соответственно, языческие божества и мифологические персонажи получили наименование «нечистой силы». Однако в них продолжали верить, и следы этих верований сохранились во множестве примет, обычаев и поверий.

Вместо множества богов предметом культа стал единственный всемогущий бог, которого почитали как творца всего живого. Принесение в жертву конкретных предметов или людей заменили символической, «бескровной» жертвой, совершающейся только в сознании верующих.

Вместе с тем более древние представления не забылись, они слишком глубоко вошли в сознание людей и в повседневную жизнь и не могли сразу смениться новыми. Языческие верования восточных славян постепенно вошли в христианский культ. В результате сложилось так называемое «двоеверие», в котором языческие представления соединились в единое целое с догматами христианства настолько тесно, что иногда их вообще невозможно разделить.

Отметим, что и сами языческие представления менялись в процессе взаимодействия – одни образы забывались, исчезали, другие появлялись. Когда на основе единой восточнославянской культуры начали формироваться русская, украинская и белорусская традиции, в каждой из них общее мифологическое наследие изменилось на свой лад. Кроме того, появились поверья и предания, известные в определенной местности. Так, образ русалки известен всем восточным славянам, но на русском Севере о ней рассказывают иначе, чем на Юге или на Украине.

Хотя языческих божеств не признавали открыто, вера в них не исчезла. Привычные образы языческих божеств мирно уживались с христианскими святыми. Илья Пророк соотнесся с Перуном, богом грома и молнии, святой Николай стал отождествляться с покровителем скота Велесом.

Иногда происходило чисто механическое перенесение функций, например, на основе созвучия имен: христианский святой Власий стал покровителем домашнего скота, переняв свои «обязанности» от языческого бога Велеса.

Вобрав в себя более свободную и даже в некотором смысле аморфную структуру язычества, христианство подчинило ее собственной логике, что проявилось в систематизации языческих верований. Так, древние славяне не различали рая и ада, они верили в единый загробный мир, который мог находиться и где-то за морем, и на небесах, и в подземном царстве. Под влиянием христианства представления о «том свете» стали более определенными. Нижний, подземный мир (преисподнюю) стали воспринимать как место пребывания отрицательного духовного начала, нечистой силы.

Все места, близкие к нижнему миру – болота, ямы, овраги, подвалы населили враждебными и темными существами, противостоящими силе «крестной». Соответственно верхний, небесный мир – стали воспринимать как место обитания «сил праведных и божественных», светлых, преисполненных святости. Над всеми существами господствует воля божья и божий промысел.

Органичное слияние двух комплексов верований обусловливалось и совпадением отдельных ритуальных действий. Главными из них можно считать почитание хлеба и воды. Во время литургии хлеб, бескровная жертва богу, замещает «тело христово». Освященная вода, защищавшая от нечистой силы, стала основой таинства крещения. Горящий в лампаде огонь или огонь свечи символизирует чистую и негасимую любовь. Земля обозначает материальную сущность человеческой плоти («яко земля еси и в землю отыдеши»). Принесенные в церковь и освященные плоды получали лечебную силу.

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества, Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Купалу. Разностадиальные представления не только не вступают в противоречие, но и прекрасно сосуществуют, дополняя друг друга. Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев, получившая название народного православия.

Ставя перед собой конкретную задачу, направленную на представление народной культуры широкому читателю, автор справочника прекрасно отдает себе отчет в том, как сложно и непросто решить ее. Привлекая и интерпретируя различные источники, он стремился не упустить из поля зрения ни один заслуживающий уважения источник, а в то же время избежать попадания в справочник непроверенных и неподтвержденных сведений.

Основным источником сведений о славянской мифологии считаются записи фольклора и этнографические данные, собранные исследователями XIX и XX вв. Заметим, что изучение традиционной культуры славянских народов продолжается всего лишь чуть более двух столетий, однако оно велось настолько интенсивно, что лишь в течение XVIII – первой трети XIX в. появилось не менее полутора сотен исследований по различным сферам народной культуры. В конце и в начале этого потока можно выделить две энциклопедии – книгу журналиста и издателя М. Чулкова «АБеВеГа русских суеверий» (1782) и фундаментальный, но, к сожалению, еще не завершенный словарь «Славянские древности» под редакцией академика Н.И. Толстого (1995).

Между этими трудами огромная временная дистанция, отражающая непростую эволюцию взглядов на отечественную культуру. До середины XIX в. народную культуру считали чем-то низменным, грубым, нелепым, недостойным внимания образованных людей. В последующем она становилась объектом восторженного поклонения, и лишь с середины XIX в. можно говорить о начале ее научного исследования.

Все это время шла неустанная, кропотливая, внешне незаметная работа по собиранию, фиксации и изучению сохранившихся памятников прошлого. Процесс накопления материала отражался в появлении значительных научных трудов. Среди них необходимо отметить книги А.Н. Афанасьева, Е.В. Аничкова, А.Н. Веселовского, П.Н. Богатырева, Д.К. Зеленина, А.А. Потебни, В.Я. Проппа и многих других.

На основе проведенной работы и появляется возможность создать достаточно полное представление о славянском язычестве. Таким образом, то, что мы понимаем под словами «древнерусская мифология» – на 90 % реконструкция, и уже поэтому она предполагает большую долю условности. Но это научная реконструкция, ибо она основана на законах развития человеческой культуры и подтверждается сопоставлением фактов.

Количество достоверных первоисточников (обычно ими являются пересказы древнейших текстов православными авторами) достаточно ограниченно. Они так часто используются исследователями, что отдельные материалы, относящиеся к тому или иному персонажу, стали своего рода «общими местами», повторяющимися в большинстве изданий на данную тему. В ряде случаев авторы словарей и справочников по славянской мифологии основываются на сведениях, почерпнутых из работ XIX в., не отдавая себе отчета в том, что они в основном устарели много десятилетий назад. Не учитывают, что накопленные за последующие годы материалы, в том числе содержащиеся и в зарубежных исследованиях, привели к пересмотру многих оценок и точек зрения. Не всегда вводятся новые факты, полученные в результате сравнительных исследований.

Компенсируя недостаток сведений, некоторые авторы добавляют к ним собственные предположения и дополнения, не заботясь об их подтверждении фактами. Часто соединяют сходные факты, не принимая во внимание того, что они относятся к разновременным явлениям.

Следует сказать и о преднамеренных мистификациях. Они начали появляться в русской культуре еще в первые десятилетия XIX в., практически одновременно с развитием отечественной этнографии. В то время ими старались «компенсировать» отсутствие реальных научных фактов. В XX в. начали «открывать» неизвестные памятники. К ним можно отнести публикацию печально знаменитой «Велесовой книги». Хотя крупнейшие ученые – В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, О.В. Творогов еще во 2-й половине XX в. доказали, что она представляет собой мистификацию и составлена не в древности, а в начале XX в., многие авторы научно-популярных книг продолжают упорно «не замечать» подобных оценок. В результате образовался мощный пласт «вполне достоверной» информации, которую неискушенный читатель часто принимает за правдивую[1]1

  См.: Боровский Я. Мифологический мир древних киевлян. Киев,

[Закрыть]

.

Конечно, и автор настоящего справочника мог не избежать некоторых ошибок и неточностей. Поэтому он будет благодарен за любые конструктивные замечания.

Электронный адрес: kapfed@msk.org.ru.

Библиография

Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

Беловинский Л. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.

Бернштам Т. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX века. Л., 1983.

Гимбутас М. Славяне. М., 2003, 2004, 2005.

Тимбутас М. Балты. М., 2004.

Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991.

Духовная культура северного Белозерья: Этнодиалектный словарь. М., 1997.

Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб., 1997.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1989.

Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX века. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX– начало XX века. Весенние праздники. М., 1977.

История мировой культуры: Справочник школьника / Сост. Ф. Капица, Т. Колядич. М., 1996.

Кагаров Е. Религия древних славян. М., 1918.

Кон-Шербок Д., Кон-Шеобок Л. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995.

Коринфский А. Народная Русь. М., 1901.

Круглов Ю. Обрядовая поэзия. Т. 1–2. М., 1997–1998.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.

Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Мифы народов мира. Т. 1–2. М., 1982.

Мифологический словарь. М., 1986.

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. Л., 1988.

Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Панченко А. Народное православие. СПб., 1998.

Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.

Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

Пропп В. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963.

История культуры Древней Руси. Т. 1–2. М., 1951.

Русский демонологический словарь. СПб., 1995.

Рыбаков Б. Язычество Древних славян. М., 1981.

Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Сад демонов: Словарь инфернальной мифологии средневековья и возрождения. М., 1998.

Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 1. М., 1995; Т. 2. М., 1999; Т. 3. М., 2004.

Словарь религий. Иудаизм. Христианство. Ислам. СПб., 2008.

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1–4. М., 1838.

Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

Терещенко А. Быт русского народа. Т. 1–4. СПб., 1848.

Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.

Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI–XIX вв. М., 1957.

Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. М., 1996.

Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1–3. М., 1991–1995.

Шангина ИМ. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Шангина ИМ. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. СПб., 2004.

Шипов Я.А. Православный словарь. М., 1998.

Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.

Языческие персонажи

Авсень

Мифологический персонаж, основное действующее лицо ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества.

Вероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» – синеватый, встречающемуся в названиях зимних месяцев (например, просинец – январь). Другие исследователи считают, что слово «авсень» происходит от слова «сень» (cвет). С приходом Авсеня прибавляется день, и начинается светлая часть года.

Авсеню посвящен цикл народных песен, где он выступает как антропоморфный персонаж. В них рассказывается, что Авсень приезжает на коне и строит мост, по которому «приходят» все остальные годовые праздники: Рождество Христово, Крещение, Васильев день.

Поскольку приезд Авсеня обозначал начало празднования Нового года, c чествования Авсеня в традиционном народном календаре начинался весенний цикл праздников, связанных с обеспечением плодородия земли. Поэтому Авсеня и стремились всячески умилостивить: его торжественно встречали, угощали специально приготовленными блюдами – блинами, лепешками, кашей, пирогами, свиными ножками.

Обрядовые песни исполняли дети, ходившие 1 января поздравлять односельчан. Они несли лукошко с зерном (пшеницей или овсом). Дети пели поздравления и бросали зерна через стол в красный угол. Хозяйка одаривала детей, и они переходили в следующий дом. Вот одна из таких песен:

 

Овсень, овсень!
Подай брусень!
На что брусень?
Косу точить.
На что косу?
Траву косить.
На что траву?
Коров кормить.
На что коров?
Молоко доить.
На что молоко?
Ребят кормить.
На что ребят?
Им пашню пахать.
Перележни ломать.

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010.

  В работе освещается праздник как знак культуры и знаки в празднике; историческая детерминанта форм и содержания праздничной культуры, обусловленная характером базисных ценностей; основные движущие силы праздничной деятельности в конкретные исторические промежутки; формирование мировой «копилки» художественно-выразительного языка праздника; вопросы жизнедеятельности праздника в современных условиях.

История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010

Обзор научных концепций происхождения праздника.
Сложность построения единой концепции происхождения и исторического развития праздника. Универсальность праздника как условие рождения новых теорий.

Описательная (или реакционная) концепция. Иван Михайлович Снегирев — родоначальник подлинного научного интереса к истории праздника. Его формулировка праздника как антитезы будней, как явления культуры. Охранительные взгляды автора на праздник, продиктованные «материальными и общественными тенденциями эпохи» (Марк Константинович Азадовский).

Идеализация праздничного быта русского народа в работах Ивана Петровича Сахарова и Александра Васильевича Терещенко. Отсутствие социального фона и общей теории праздника в трудах ученых данной школы. Определение взаимоотношений празднеств и свободного времени и времени вообще. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение  
Часть 1. ПРАЗДНИК И КУЛЬТУРА
Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры
Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника
Часть 2. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
Раздел 1. Календарно-обрядовые праздника
Тема 3. История изучения календарных обычаев н обрядов
Тема 4. Русский праздничный календарь
Кузьминки (Кузьмодемьянки) — праздник встречи зимы
Колядки, Святки — праздник солнцеворота
Масленица — проводы зимы
Встреча весны
Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту
Велик день (в церковном календаре — Пасха)
Праздник Красной горки
Радуница (Радоница) — день поминовения умерших
Егорьев день (Юрьев день) — праздник наступления
настоящего весеннего тепла
Первое мая — праздник конца весны, начала лета
Праздник стрелы
Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) — праздник весенне-летнего календарного периода
Праздник Ярилы
Иван Купала (Иванов день. Ярилин день) — праздник летнего солнцестояния
Петров день (Петровки) — праздник проводов весны
Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины)
Тема 5. Морфология календарного праздника
Знак пространства
Знак времени
Солярный знак
Знак огня
Знак воды
Знак растительности
Знак ритуальной пищи
Знак даров и жертв
Знак культа предков
Знак маскирования и ряженья
Знак гаданий и примет
Знак эротических действ
Знак смеха
Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры
Раздел 2. Христианско-обрядовые праздники
Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь
Рождество Христово
Крещение Господне (Богоявление)
Сретенье Господне (Громницы)
Благовещенье
Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Пасха (Христов день, Великдень)
Вознесение (Вознесеньев день, Ушествие)
Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов)
Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас)
Успенье Богородицы (Первая Пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, первые Осенины)
Рождество Богородицы (Вторая Пречистая, Госпожа Вторая, Аспосов день, вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день)
Воздвиженье (капустки)
Введение  
Тема 8. Соотношение народных и церковных праздников
Раздел 3. Семейно-обрядовые праздники
Тема 9. Родильно-крестильные обряды
Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы
Тема 11. Похоронные обрядовые действа
Часть 3. ПРАЗДНИК И ИСТОРИЯ
Раздел 1. Праздники древнего мира
Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции
Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима
Раздел 2. Праздники эпохи средневековья  
Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе
Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X — ХVII вв
Раздел 3. Русское праздники в период от преобразовании Петра I до социальных революций ХVIII — начала XX вв
Тема 16. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672-1725 гг.). Новое «лицо» праздничного календаря
Тема 17. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца ХVIII — начала XX вв
Раздел 4. Праздник и революция. Характер праздничного календаря времен социальных революций
Тема 18. Празднества Великой Французской революции (1789-1794 гг.)
Тема 19. Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.): тематическое и жанровое многообразие
Раздел 5. Праздники в Советском Союзе
Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920-1940 гг.)
Тема 21. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945-1985 гг.)  
Раздел 6. Праздник и современность
Тема 22. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985-2000 гг.)
Тема 23. Научные концепции современного праздника
Приложения
Приложение 1. Тематический план
Приложение 2. Русский праздничный календарь
Приложение 3. Круглый год праздничного календаря
Приложение 4. Великий пост
Приложение 5. Соотношение народных и православных праздников
Приложение 6. Праздники солнцеворотов и равноденствий и знаки соответствующие им.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 10.01.2016 13:28 UTC

Теги:

учебник по культурологии :: культурология :: Лазарева


Следующие учебники и книги:

  • Символика цвета, Серов Н.В., 2015
  • Культура общения и речевой этикет, Формановская Н.И., 2005
  • Основы религиозных культур и светской этики, Книга для родителей, Данилюк А.Я., 2010
  • Культурология, Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А., 2007

Предыдущие статьи:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, 4-5 класс, Кураев А.В., 2012
  • Семейная жизнь японцев, Латышев И.А., 1985
  • Жемчужины китайской фразеологии, Корнилов О.А., 2005
  • История немецкой литературы XVIII века, Синило Г.В., 2012

Подборка книг о народных праздниках

В русском фольклоре с Крещением связаны разнообразные приметы и поверья. Так, например, по народным поверьям, канун Крещения, или крещенский вечерок — пора разгула нечистой силы, которая в любом обличье пытается закрасться в дом. Как же защищали свое жилище наши предки? Об этом вы узнаете из «Большой книги праздников народов мира». В этой яркой книге читатели найдут большое количество информации по национальным, религиозным, профессиональным праздникам стран и народов мира. В ней представлены описания национальных обычаев и традиций празднования семейных торжеств.

Сборник «Русские традиции и праздники» из серии «Хрестоматия «Отечество»» познакомит с народными особенностями празднования Масленицы, Рождества, Нового года, Ивана Купалы и других праздников. Из книги можно узнать особенности старинного русского быта: как одевались наши предки, как строили жилища, в какие игры играли дети и многое другое. Также в книгу вошли русские народные загадки, пословицы и поговорки.

Книга Людмилы Махеевой «Русские народные праздники» из серии «Наше Отечество» подробно расскажет о русских народных праздниках, которые издавна справлялись на Руси в разные времена года и дошли до наших дней.

Марина Мажиева в своей книге «Праздники на Руси» из серии «История России» расскажет о верованиях и праздниках на Руси со времен язычества до христианства, о том, как предания древности тесно переплетались с учением новой веры, создавая неповторимый колорит жизни русского народа.

Все эти издания подходят для семейного чтения и будут полезны всем, кто интересуется историей русского народа.

Информация об изданиях:

Большая книга праздников народов мира : 4500 необычных идей для вашего торжества / сост. О. А. Щеглова [и др.]. — М. : Эксмо, 2008. — 511 с.

Русские традиции и праздники / Л. Н. Михеева, М. В. Короткова. — М. : Дрофа-Плюс, 2007. — 302 с. — (Хрестоматия «Отечество»).

Михеева, Л. Н.
Русские народные праздники
 / Л. Н. Михеева ; худ. Е. А. Румянцева. — М. : Дрофа-Плюс, 2007. — 77,[]1 с.: ил. — (Наше Отечество).

Межиева, М. В.
Праздники на Руси
 / М. В. Межиева. — М. : Белый город, 2007. — 47 с.: ил. — (История России).

Обзоры книг, периодики, дисков : 

Г.С. Битбунов

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство РБО, 1997. – 166o с.

2. Минея. 24 тома. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

3. Минея праздничная. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 199З. – 457 л.

4. Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – 222 с.

5. Типикон, сиесть Устав. – М.: Талан, 1997. – 583 л.

6. Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная. – М.: Правило веры, 2ооо. – 556 л.

7. Триодь цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 672 с.

Научно-богословская литература

8. Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru).

9. Бернацкий М.М. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru).

10. Ванюков С.А., Желтое М.С., Квливидзе Н.В., Фелми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2002. – С. 254–268.

11. Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvizhenie.paskha.ru).

12. Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения. – М.: Правило веры, 2008. – 576 с.

13. Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. – М.: Правило веры, 2008. – 480 с.

14. Дионисий (Шленов), игум. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов (www.bogoslov.ru).

15. Дионисий (Шленов), игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru).

16. Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на Иордане и в Иерусалиме (www.rusdm.ru).

17. Дмитриевский А.А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе (www.rusdm.ru).

18. Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе (www.rusdm.ru).

19. Дмитриевский А.А. Праздник Святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне (www.rus-dm.ru).

20. Желтое М., диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой Субботы (www.patriarchia.ru).

21. Желтое М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005– – С. 160–171.

22. Желтое М., диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. Том 10. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 38–51.

23. Из истории праздника Успения Пресвятой Богородицы// Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2оо8. – С. 102–120.

24. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – 248 с.

25. Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa.paskha.ru).

26. Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004– – С. 343–348.

27. Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне// Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 197–203.

28. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. – 152 с.

29. Константинов К., прот. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника)// Доследование часов, певаемых на Навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 160–177.

30. Кунцлер М. Литургия Церкви. В трех книгах. – М.: Христианская РОССИЯ, 2001.

31. Липатова С.Н. Вход Господень в Иерусалим: иконография праздника (www.pravoslavie.ru).

32. Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru).

33. Липатова С.Н. Заметки по иконографии Преображения Господня (www.pravoslavie.ru).

34. Липатова С.Н. Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru).

35. Липатова С.Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (www.pravoslavie.ru).

36. Липатова С.Н. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru).

37. Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru).

38. Липатова С.Н. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru).

39. Лукашевич А.А. Великий праздник // Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. – С. 463–464.

40. Лукашевич А.А. Господские праздники // Православная энциклопедия. Том 12. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 173–178.

41. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники // Православная энциклопедия. Том 14. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. – С. 266–269.

42. Лукашевич А.А. Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы // Служба в неделю Святыя Пятьдесятницы с последованием коленопреклонения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 95–1110.

43. Матфей (Мормыль), архим. Эортология и богословие Рождества Христова (www.pravoslavie.ru).

44. Озолин Н., прот. «Троица», или «Пятидесятница» // Философия русского религиозного искусства. – М.: Прогресс, 1993. – С. 375–384.

45. Платон (Игумнов), игум. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на Сретение Господне // Журнал Московской Патриархии. 1984– №2. – С. 72–78.

46. Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся (из творений св. Феодора Студита) // Воздвижение Креста Господня. Служба на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1907. – С. 21–24.

47. Процвети яко финикс (св. Амвросия Медиоланского)// Вход Господень во Иерусалим с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1903. – С. 25–27.

48. Радость Богоотец Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во храм Приснодевы Марии (из слова св. Германа, Патриарха Константинопольского)// Введение во храм Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. – М.: Московская синодальная типография, 1907. – С. 25–27.

49. Рашковский Е.Б. С высоты Востока… Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. – М.: Наука-ВЛ, 199З. – 142 с.

50. Рубан Ю.И. День Святой Троицы. Пятидесятница (www. azbyka.ru).

51. Рубан Ю.И. Сретение Господне (опыт историко-литургического исследования). – СПб.: Hoax, 1994. – 224 с.

52. Рубан Ю.И. Сретение Господа нашего Иисуса Христа (azbyka.ru).

53. Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. – Киев: Издательство журнала «Проповеднический листок», 1916. – 118 с.

54. Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. – Киев: Пролог, 2004. – 258 с.

55. Скабалланович М.Н. Пятдесятница. – Киев: Издательство журнала «Проповеднический листок», 1916. – 18o с.

56. Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. – Киев: Пролог, 2004. – i94 c.

57. Скабалланович М.Н. Рождество Христово. – Киев: Издательство «Петр Барский в Киеве», 1916. – 196 с.

58. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 816 с.

59. Скабалланович М.Н. Успение Пресвятой Богородицы. – Киев: Пролог, 2003. – 164 с.

60. Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные праздники // Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 509–512.

61. Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. В трех томах. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004–2007.

62. Шиманский Г.И. Литургика. Таинства и обряды. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 352 с.

63. Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. – СПб.: Библиополис, 2006. – 440 с.

В предлагаемой читателям книге описаны праздники, отмечавшиеся с древнейших времен до наших дней на территории, занимаемой современными славянами. Включены как церковные, так и традиционные народные праздники, а также связанные с ними предания, обряды, приметы, поговорки и другие формы народного творчества.
Энциклопедия состоит из двух разделов. Первый раздел содержит непереходящие церковные праздники, т.е. отмечающиеся всегда в одно и то же время. Статьи этого раздела сгруппированы по временам года, внутри них — по месяцам, где по числам и приводится описание соответствующих праздников. Второй раздел посвящен переходящим (церковным праздникам, даты которых определяются днем Пасхи на данный год) и многодневным православным праздникам, таким, как Святки, Масленица, Пасха и т.д. Даты праздников в обоих разделах указаны по старому и новому стилям.
Издание заинтересует российского читателя, так как большинство праздников, собранных в книге, особенно почитаются и широко…


Читать полностью

20.01.2022

10 книг о народных традициях и обычаях

30 декабря 2021 года вступил в силу Указ Президента РФ Владимира Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России».

Основная цель: популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Наследием являются культура и искусство коренных народов России, технологии промыслов, фольклорные традиции, бережное отношение к сохранению которых предстоит нынешнему и будущему поколениям.

Данная подборка книг поможет детям дать представление о культурном смысле народных традиций, взаимосвязях этнического и религиозного начал в жизни людей. Читатели познакомятся с народными праздниками, обычаями, бытом, одеждой, кухней разных народов.

1. Александрова Л.А. Народный календарь: иллюстрированный словарь         6+

Издательство: Белый город, 2005.  

Очередная книга из серии «История России» рассказывает о народном календаре, появившемся благодаря собранной житейской мудрости.

Книга состоит из двух частей. Первая часть – это захватывающая сказка о народных приметах на все случаи жизни. Здесь можно узнать, что один из самых древних календарей – узор на кувшине. Из сказочной повести вы узнаете,  что такое куколь, башмаки, туеса, гусли. Иллюстрации автора наглядно покажут, как выглядели кувшины для праздничных обрядов, ткацкий станок, светец, медный самовар, амулеты-обереги, праздничные костюмы.

Вторая часть книги – это иллюстрированный словарь с народными приметами на отдельные дни календаря: Святки, Масленица, Благовещение, праздник Троицы и многое другое. Приведены старинные названия месяцев, поговорки и песни. Всё это дополняют рисунки и репродукции картин известных художников, таких как Саврасов, Суриков, Васнецов, Кустодиев.

2. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт: энциклопедия для детей 

Издательство: Астрель, 2002.            12+

Эта книга рассказывает о том, как складывались правила поведения людей в обществе и семье – в разных странах и у разных народов – на протяжении веков и тысячелетий. И какими они стали в современном мире, где мы сегодня живём.

Интересные факты и важные советы, сопровождаемые красочными иллюстрациями, помогут как дома, так и за рубежом оказаться «на высоте» в самой неожиданной ситуации.

3. Праздники народов России 

Издательство: РОСМЭН, 2002.            6+

Более 190 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. 

Книга посвящена национальным праздникам: религиозным, бытовым, семейным. И в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиции, обычаи. 

Энциклопедия рассказывает о том, какие праздники существуют у народов, проживающих в России, как к ним готовятся и как отмечают. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.

4. Синова И.В. Народы России: история и культура, обычаи и традиции: справочник школьника

Издательство: Литера, 2008.                6+

Книга рассказывает о народах России. В ней вы узнаете, какие народы населяют нашу страну, какие являются коренными, ознакомитесь с их традиционными занятиями, бытом, жилищем, одеждой, обычаями, национальной кухней. 

Вы узнаете о том, какие народы являются самыми многочисленными, а какие насчитывают всего несколько сотен человек. Знание о самобытных традициях, промыслах и культуре малых народов создаёт целостную картину о населении нашего государства.

5. Иванов Ю.Г. Наша родина – Россия: детская энциклопедия в вопросах и ответах: природа, народы, культура, обычаи, история, знаменитости

Издательство: Русич, 2008.                 6+

Где стоит самая высокая в мире статуя? Где отмечена самая низкая в России температура? Где находится самая великолепная система фонтанов? Какая железная дорога самая протяженная в мире? 

Более 1200 подобных вопросов задано любопытному читателю на страницах этой книги. Прочитав её, он будет изумлен, узнав, насколько интересна, богата и самобытна страна, в которой живёт.

6. Русская семья. Праздники и традиции: православный календарь: для семейного чтения 

Издательство: Белый город, 2008.            6+

Сборник построен по принципу православного календаря. Перед читателем проходит жизнь традиционной русской семьи в течение года. Описания основных христианских праздников, мировоззренческие и исторические тексты, жития святых чередуются с рассказами и стихами русских писателей и поэтов. 

Это книга для семейного чтения. Читатель словно смотрит на мир глазами ребёнка из произведений Василия Никифорова-Волгина, Ивана Шмелева, Аполлинария Васнецова. Сборник дополнен описаниями русских праздников и традиций, народными песнями, закличками и пословицами, интересными рецептами из кулинарных книг XIX века, проиллюстрирован произведениями русской живописи XIV-XX веков, фотографиями и старинными открытками.

В книге вы прочтете о том, как строили и освящали жизнь наши отцы, матери, бабушки, дедушки. Как умели они держать лад в доме, какими чудесными радостями были наполнены дни их семейной жизни, протекающей в русле родных традиций, связанных с неизменным круговым движением праздников и будней. 

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа

Издательство: ЭКСМО, 2008.              12+

Александр Власьевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры.

Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счёте, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времён и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору.

В книге «История культуры русского народа» подробно и со знанием дела описано, как русские люди ели и пили,  какую одежду носили, и в каких домах жили, какими промыслами и ремёслами славились. А также особенности семейного уклада, правовых отношений, народной медицины, обрядов и обычаев.

8. Нэй В.А. Русский праздник. Традиции и обычаи: эта книга станет для вас добрым другом на долгие годы

Издательство: Рипол Классик, 2011.           16+

Эта книга – практически первая современная попытка рассказать об основных русских праздниках, имеющих как христианское, так и традиционное происхождение. Читатель сможет узнать о традициях, обычаях, поверьях и приметах, связанных со Святками и Рождеством, с Масленицей и Троицей, с Иваном Купалой и тремя Спасами. 

При подготовке издания были использованы работы (в том числе малодоступные) ряда крупных отечественных исследователей, таких как И. Снегирёв, C. Максимов, И. Сахаров, А. Коринфский, других. 

В приложении приводятся перечни традиционных русских праздников и изданий, из которых можно узнать о них больше.

9. Михеева Л.Н. Русские традиции и праздники: хрестоматия «Отечество»: для среднего школьного возраста

Издательство: Дрофа-Плюс, 2007.             12+

Эта книга – рассказ о русских народных праздниках, о быте, традициях и обычаях русского народа. В сборник вошли русские народные загадки, пословицы, поговорки и заклички.

Книга «Русские традиции и праздники» познакомит читателей с народными особенностями празднования Масленицы, Рождества, Нового года, Ивана Купалы и других праздников. 

Из книги можно узнать особенности старинного русского быта: как одевались-обувались наши предки, как строили жилища, в какие игры играли дети и многое другое.

10. Детям о традициях и праздниках русского народа

Издательство: Паритет, 2017.               6+

В книге, посвящённой русским народным обычаям и праздникам, особое место уделено семейным традициям и народным играм с участием в них детей. Поговорки, пословицы, загадки дополняют рассказ о главных праздниках народного календаря – Рождестве, Святках, Крещении, Сретении, Масленице, Пасхе, Троице, Иване Купала, Покрове.

Подобрать литературу помогли партнёры проекта:   


дата создания: 20.01.2022 15:52, дата последнего изменения: 20.01.2022 15:53

О книге «Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник»

В книге последовательно и системно отражены представления славян языческих времен, раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также обряды и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, обряды, праздники и христианские ритуалы. Дается объяснение сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств с учетом последних достижений фольклористики и этнографии. Приводятся иллюстрации из редких и малоизвестных источников.

Для студентов и преподавателей-филологов, учеников-словесников, старшеклассников и абитуриентов, а также всех интересующихся историей и культурой России.

На нашем сайте можно скачать книгу «Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

151-й Год Грифона (1816), 19 декабря,
Вавилон, столица Государства Эраншахр 
(Персидской империи)

– Суть Хануки в том, – ответил Давид, – что Антиох Эпифан пытался превратить нас в эллинов, но не преуспел. Наоборот! Его безумная жестокость пробудила в иври их национальный и религиозный дух. Иври отстояли Храм и на целых двести лет вернули независимость Народу Книги.

– Но Рим её вновь отнял, – сказал Бахрам. – И не нашлось никого, кто бы за вас вступился. А если бы на месте парфян были персы, мы бы вас так просто не отдали. 

Давид поднял глаза и осторожно посмотрел на шахиншаха. Но тут же их отвёл: в лицо властителю смотреть нельзя! Правда ли то, что говорит Бахрам? Чего можно ждать от человека, который вырезал всех своих родственников, ближних и дальних, а с ними половину персидской знати, чтобы завладеть Павлиньим троном? Странно, что никто из иври в той резне не пострадал. Они даже выиграли от переворота. Как теперь не верить в Господа и длань Его?

– Мы празднуем Хануку две тысячи лет, – осторожно заметил Давид, – и римляне нам не чинят препятствий. Пока была жива их первая империя, они выказывали нам веротерпимость и не покушались на основы иудейской веры. Но римляне языческих времён были грубы, прямолинейны, страшно далеки от тонкостей иудаизма. Саму душу нашего народа, который был в два раза их древнее, они никак не могли понять! Римляне постоянно наступали на одни и те же грабли, даже когда совсем не собирались наступать. Этот неизбежный конфликт культур, языческой и монотеистической, закончился тремя ужасными войнами и падением Храма, и новым рассеянием иври по всей Ойкумене. На земле, обещанной нам Господом, нас тогда почти и не осталось.

– Но это не сломило вас. Не знаю племени живучее, чем ваше! – воскликнул шахиншах. – А что потом, во времена второй империи, что создал Фортунат? Вы так же возжигали свечи?

– Да, великий повелитель. Продолжаем возжигать. И будем делать это, пока стоит мир. В память о свободе, что отвоевали для народа иври Маккавеи. 

– Будучи этой свободы лишены! И римляне вам позволяют? Аморийцы? Почему?

– Они хитрее прежних римлян, повелитель. Они впитали все премудрости Египта. Аватарианство, их религия, абсолютно нетерпима к чужой вере. Но они, однако, понимали, что одной лишь грубой силой им не справиться с таким упорным народом, как наш. Поэтому новые хозяева Ойкумены попросту отказались признавать иудаизм религией! Для них он стал «этнографическим культом», как бы ролевой игрой, которой с упоением отдаётся этот странный, загадочный ближневосточный народ. И пусть его, решили наследники Рамсеса, Антиоха и Нерона, пусть себе играют в свои игры, это не опасно для империи. Они поставили Птаха на место Господа. Но не стали требовать от нас, чтобы мы поклонялись ему и его аватарам. Они лишь делают вид, что мы, следуя нашей Торе, сами ему поклоняемся, только называем по-другому.

– И вы с этим согласились? – хмыкнул Бахрам. – Это же обман. Самообман.

– Согласились. Притерпелись. Примирились. А что нам остаётся? Сбежать от империи невозможно, она повсюду, мы вросли в неё, а она – в нас. Мы ушли во внутреннюю эмиграцию, где продолжаем, кто как, соблюдать наши обычаи.

Давид умолк и уставился в землю, надеясь, что шах не заметит его смущения. «Кто как». Да, кто бы говорил…

Но, Бахрам, казалось, смотрит вдаль. Туда, где тысячи рабочих возводят грандиозный зиккурат, напоминающий легендарную башню Этеменанки. На самом деле персидский властитель, как совершенно точно знал Давид, одержим тремя идеями. Возродить древний Вавилон во всём его величии. Вернуть всемирное могущество империи Ахеменидов, чьим наследником считает себя сам. И третье – встать вровень с римлянами, как встали Сасаниды. Кто бы мог подумать, что в душе молодого художника и звездочёта вдруг проснутся демоны, и он окажется способен воплощать эти безумные мечты?

Клио, своенравная муза истории, любит эдакие удивительные шутки, подумал Давид. Если так пойдёт и дальше, новая башня Бахрама вырастет до высоты Палатинского дворца в Темисии, имперской столице. Если оскорблённые римляне её до того не взорвут. Или кто-нибудь из их агентов в Вавилоне. И если это, не дай Бог, случится, кого тогда обвинит Бахрам? Давид содрогнулся. Каждый из иври в этот день заслуживает счастливой записи в Книге Жизни, а не вечных страхов оказаться между жерновами…

Шахиншах словно прочёл его мысли. Обернувшись к Давиду, заметил:

– Я могу освободить вас от империи.

– Как? – прошептал Давид.

– Легко, – усмехнулся Бахрам. – Так же легко, как занял Сирию. Израиль меньше Сирии в пять раз. Римляне сейчас слабы, грызутся меж собой и не окажут мне сопротивления.

Давид похолодел. Океан отчаяния захлестнул его. Живое воображение писателя тотчас нарисовало ему картины неизбежного разорения. Как войска Бахрама, сосредоточенные в Сирии, преодолевают границу Палестинского экзархата и сминают римлян. Как расползаются по древней земле, превращая её в пепелище. Как берут Птолемаиду и Самарию, после чего цветущие города становятся руинами. Как выходят к Иордану и южнее, к границе религиозной этнархии Иудеи, переходят её, стремительным броском, как это всегда любит Бахрам, выходят к Иерусалиму… и захватывают его.

Как это любит Бахрам? Как это сделал когда-то Навуходоносор!

– Навуходоносор, – произнёс Давид, приказывая себе замолчать, но напрасно, – Навуходоносор, вавилонский царь, захватил наш святой город и разрушил Соломонов Храм. Я умоляю, повелитель, не становитесь им. Навуходоносором наших дней…

Он дрожал, страшась гнева шаха. Это не империя, где римская богиня справедливости Фемида дала имя Темисии, новой имперской столице, и где закон стал культом для квиритов. Там даже его, не гражданина, не квирита, только подданного империи, не могут беззаконно бросить за решётку. Но здесь не Темисия, а Вавилон. Бахрам – кровожадный восточный владыка, ему ничего не стоит махнуть рукой, и Давид полетит вниз с этой новой Вавилонской башни. 

Но Бахрам не торопился. Видимо, хотел помучить перед казнью.

– Ты глухой, иврим? Я не привык повторять, но из уважения к твоему народу повторю. Какой я тебе Навуходоносор? Я наследник Кира Великого, который его победил! Знаешь, как меня зовут? Бахрам Парвиз! Бахрам Победоносный! Я хочу освободить вас, не захватывать! Я хочу, подобно Киру, стать патроном твоего народа и построить для вас новый Храм.

– Повелитель, – вымолвил Давид, отчаянно борясь со страхом, – ваши помыслы чисты и благородны, но будет сложно объяснить народу, который помнит свою древнюю историю, живёт ею и находит в ней спасение, что новый вавилонский царь идёт на нас с огромной армией лишь для того, чтобы принести Израилю свободу и построить Храм. Подумайте, какой это подарок для имперской пропаганды! Народ Книги две тысячи лет живёт под Римом и не знает иной жизни. Вы можете меня казнить, великий повелитель, но потом вы вспомните мои слова: если вы пойдёте на Израиль, миллионы иври сплотятся вокруг римлян, чтобы вас остановить и разгромить.

Давид умолк, заранее прощаясь с жизнью. Он страшился взглянуть на Бахрама, но ему отчего-то казалось, что столь же отчаянно, как Давид борется со страхом, могущественный шах сражается с гневом. И Давид опять не смог угомониться:

– А что потом? Когда и если вы освободите мой народ в Земле Обетованной, подумайте, великий повелитель, что станет с теми иври, которые живут в диаспорах, в самой империи и её экзархатах. В Ойкумене двадцать миллионов иври, и больше половины их на территории державы Фортуната. В одной только Темисии их полмиллиона, в пять раз больше, чем у вас в Эраншахре! Нынче в глазах римлян иври законопослушные подданные августы Феофании, но если вы возьмёте под своё крыло Израиль, то жителям диаспоры несдобровать. Их обвинят в предательстве, в сотрудничестве с персами. Вы обречёте их на новые гонения. А семьи? Многие из нас живут на две страны, а то и три-четыре. Я родился в Иерусалиме, но отец мой, признанный всей Иудеей цадик, вступил в конфликт с этнархом и был вынужден бежать в диаспору. Мы осели в Темисии, но в Иудее у нас остались родственники, есть родня в Палестине и даже в Армении. Как мы будем жить, общаться и встречаться, когда война разделит наш народ? Освободив немногих, повелитель, вы сделаете несчастными нас всех!

Бахрам долго молчал, Давид уставился себе под ноги и слышал лишь его сопение. Потом сказал, но ничего не выдавало в его голосе волнения:

– Я не буду казнить тебя, смелый иврим. Я буду приглашать тебя, чтобы в живой беседе найти лучшую дорогу к истине. Как Кир и Дарий, мои предки, приглашали твоего предка Даниила.

Давид чуть было не ответил, что нет, великий пророк Даниил вовсе не его предок, но на этот раз сдержался, смолчал. Если шахиншаху так угодно, почему бы нет? Только б не бросал ко львам!

Бахрам Парвиз протянул Давиду руку и добавил:

– Я не буду вас освобождать. Вы освободитесь сами. Так было во времена Маккавеев, и так будут вновь, когда придёт черёд. Мне достаточно с вами дружить. Не только вы живёте своей историей, – он указал на строящийся зиккурат. – А история говорит: любой, кто вступал во вражду с вашим Господом и его народом, погибал, а кто поддерживал вас, тот всегда побеждал. Ты можешь возвращаться к соотечественникам и праздновать с ними Хануку. Передай им, что в моей стране, в отличие от римской, они свободны и равны передо мной со всеми гражданами Эраншахра, и вольны следовать своей вере, как считают нужным.

Слава Тебе, Господи, думал Давид, целуя руку шахиншаха.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клоун или пират на детском празднике 8 букв
  • Книга школьные праздники
  • Книга шангина русские праздники
  • Клоп маяковский сценарий
  • Книга что мне подарили оказалась очень интересной тип придаточного предложения