Книги про жизненные сценарии

Интересные рецензии пользователей на книгу Сценарии жизни людей Клод Штайнер: Классная книга, очень полезная информация. Для глубокого анализа. На мой взгляд подойдёт тем, кто уже немного разбирается в психологии

Классная книга, очень полезная информация. Для глубокого анализа. На мой взгляд подойдёт тем, кто уже немного разбирается в психологии

Одна из самых популярных книг по Трансактному анализу (ТА) в целом оправдала свои ожидания. В книге описаны основные принципы ТА, треугольник Карпмана и различные подходы к осмыслению Сценария жизни.
Штайнер выделяет три жизненных сценария: «Без любви», «Без радости» и «Без разума» и вокруг этих трех столпов выстраивает терапевтическую технику.
Книга выполнена в твердой обложке, но плохого качества. Прошло 2 недели и на ней стали появляться потёртости. Также мне не очень понравился шрифт, но качество печати хорошее.

Книга не для широкого круга читателей, они просто запутаются в терминологии и в «отце внутреннего ребенка»
для специалистов — не лучший пересказ идей Берна.
понравилась эпизодически, в основном, рассказы о Берне, факты его биографии. остальное как будто несвязные куски. окончание и вовсе ушло в политику и феминизм. жалею о покупке
если уже читали «Игры…» Берна, то не стоит тратить время

Отличная книга от последователя Э. Берна, психотерапевта-практика, по теории транзактного анализа.
Если жизнь не приносит радости, возможно, человек реализует патологический сценарий, который можно скорректировать, и в книге есть рекомендации, в каком направлении работать. Кратко даются основы по теории личности и анализу транзакций данной терапевтической школы. Далее следует описание наиболее распространенных вариантов сценариев с предпосылками, примерами реализации, установками, последствиями и направлениями работы по преодолению. Информация дается простым языком, кратко, без «воды», иногда с опорой на схемы (которые не всегда верны, но это уже невнимание редактора).
Издание красивое: твердая белая обложка, бумага серая, удобный для чтения шрифт.

книга заставляет поверить в себя, в свои силы, поверить в то, что жизненный сценарий можно изменить. подробно описаны сценарии жизни разных людей, конечно людей американских и это является единственным минусом. в целом от прочтение книги благоприятные впечатления.

Сценарии разыгрываются вокруг нас везде и всюду.

Книга рассказывает в подробностях все возможные поведенческие модели… что позволяет оценивать ситуации в своей жизни и это очень здоровски!!!

По-моему, эта книга предназначена для специалистов-психологов, не стоит ее рекомендовать «для широкого круга читателей». Затруднительно (да может быть и не нужно!) разобраться в теме книги самостоятельно.

Книга, от которой я ожидал много большего, т.к. идея Берна кажутся мне довольно интересными и заслуживающие более широкого распространения. Конечно, я должен был сразу обратить внимание на год издание – 1974 – и уже тогда задастся вопросом, а не устарела ли книга? Плюс, стоило обратить внимание, что данный автор никогда не появлялся на страницах классических учебников по психологии. И что рейтинг его книги не очень-то и высок. Возможно, репутация Берна убедила меня, что трудно испортить такую книгу. Оказалось, что очень даже легко. К большому сожалению, я бы крайне не рекомендовал эту книгу в связи с большими сомнениями в правильности всего написанного автором. Т.е. я имею в виду, что ни текст, ни сам автор книги не котируются в профессиональной среде, что это, мол, ещё один чудак с забавными или даже фантастическими идеями. Возможно, я не прав, но далее я приведу несколько особо убойных примеров из книги, которые и поставили под сомнение верность идей автора.
Я должен ещё сказать одну важную вещь, которая просто-таки просится, когда ты читаешь данную книгу: зебра. Когда сначала идёт довольно здравая идея, а сразу после – откровенный бред. И вот ты думаешь: так стоящая книга или мусор? И такая зебра повторяется из главы в главу, оставляя крайне неприятное ощущение. Фрустрация? Я думаю, это происходит из-за того, что автор взял многие здравые идеи, в том числе (в особенности) идеи Берна, его идеи, что были высказаны в его книгах и смешал их со своими, довольно спорными или устаревшими из-за чего и получилась зебра.
Что касается сценариев, то тут тоже всё спорно. Нет хороших доказательств. Возможно, я перебрал с книгами по социальной психологии, где экспериментальная психология есть нечто естественное, присутствующая в каждом утверждении, а тут мы имеем дело скорее с недоказуемым направлением, таким же, как и психоанализ. Но, в любом случаи, в книге нет даже крайне небольших доказательств в пользу теории. Даже теоретические построение не кажутся мне убедительными (в отличие от теоретических построений Фрейда, Маслоу, Фромма, Берна и пр.).
И да, книга крайне устарела. К примеру, автор пишет о проблемах клиентов, к которым он относит гомосексуализм – в одном случаи и вуайеризм и мастурбацию – в другом. Уже после этого мне захотелось выкинуть книгу в мусорное ведро. Можно сказать, что, мол, это такой пример. Но это крайне неудачный пример, даже если вышеописанные факторы принимают крайнюю форму. К тому же трудно истолковать как-то по-другому, как то, что автор все три вопроса рассматривает именно как проблему, которая нуждается в решении. Но сказав А, мы должны сказать и Б, т.е. что любой секс, который непосредственно не ведёт к продолжению рода, является отклонением, проблемой, которая нуждается в решении.
Далее. Автор пишет, что поставив диагноз, врач должен «узнать мнение пациента на этот счёт». Сказать диагноз – я понимаю, но вот узнать мнение, это за гранью. Что знает обычный человек о мире медицины? Да почти ничего! Тогда какой смысл? Уж не предлагает ли автор переложить ответственность с врача на пациента а-ля «ну вы же высказались по поводу своего диагноза». Это совершенно бесполезный, а возможно даже опасный шаг. Пациент, если его что-то не устраивает, может поменять врача, клинику. Но предлагая такие варианты, мы предлагаем пациенту самому заняться своим лечением. По крайне мере, так можно подумать.
Сценарии, среди которых есть родительские запреты, могут влиять, как пишет автор, на «вес, осанку, состояние кожи и даже черты лица». Я понимаю ещё про наследственность или более глобально – биологию. Я понимаю, когда речь идёт о косвенном влиянии, которое крайне трудно доказать, но делать подобные утверждения, не имея достойной статистики или хоть каких-то данных, просто недопустимо. Существует столько факторов, которые могут влиять на кожу, что делать такие заявления, не проведя никаких исследований, просто поразительно.

Сейчас читаю эту книгу с карандашом, подчёркиваю интересные моменты. У меня подчёркнуто 70 процентов!!!
От некоторой информации от удивления рот открывается!!! «Да как так то»? Книгу считаю полезной оооочень. Ждала ее.

Фото для ознакомления с изданием.

Прекрасная книга, которую я ждала с нетерпением. Легкое, понятное изложение. По моему мнению данная книга важна для всего человечества.

В книге великолепным языком описаны принципы транзактного анализа. Она может с успехом послужить как специалистам, студентам, так и просто интересующимся в деле постижения теории ТА и сценарных процессов.

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Описание книги

«Люди рождаются Принцами и Принцессами, а родители превращают их в Лягушек».

Знаменитый психолог Эрик Берн был уверен, что каждый из нас гармоничен от рождения, но в детстве под влиянием окружающих мы бессознательно формируем свое представление о себе. Всю оставшуюся жизнь мы реализуем навязанный нам сценарий, зачастую негативный. Так какие же мы на самом деле? Счастливчики или неудачники, победители или побежденные, сильные или зависимые? Если вовремя не разобраться в этом, последствия могут оказаться катастрофическими.

В своей книге «Сценарии жизни людей» признанный мастер практической психологии Клод Штайнер, ближайший последователь Берна, идет еще дальше и описывает три губительных сценария жизни – «без любви», «без разума» и «без радости», – предлагая читателю механизм изменения своей «судьбы».

Впервые увидевшая свет в 1974 году, эта теория выдержала проверку временем и оказалась универсальной и интернациональной, что определило успех книги, ставшей мировым бестселлером.

В формате pdf А4 сохранен издательский дизайн.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на ЛитРес:
24 января 2018
Дата перевода:
2018
Дата написания:
1974
Объем:
400 стр. 15 иллюстраций
ISBN:
978-5-496-03219-3, 0-8021-3210-3
Переводчик:
Е. М. Клиорина
Правообладатель:
Питер
Оглавление

Книга Клода Штайнер «Сценарии жизни людей» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Книга входит в серию
«Сам себе психолог (Питер)»

Цитаты 18

Женщина должна бороться за свою взрослую часть, за свою способность мыслить логически, научиться делать то, что она сама хочет, и перестать спасать других: перестать отдавать свою любовь и поглаживания тем, кто не вернет ей их, особенно перестать любить тех, кто не отвечает ей взаимностью. В интересах женщины (и мужчины тоже, потому что тогда женщина перестанет на него раздражаться) давать любовь только себе и тем, кто отвечает ей взаимностью.

+54vk_62301204

Женщина должна бороться за свою взрослую часть, за свою способность мыслить логически, научиться делать то, что она сама хочет, и перестать спасать других: перестать отдавать свою любовь и поглаживания тем, кто не вернет ей их, особенно перестать любить тех, кто не отвечает ей взаимностью. В интересах женщины (и мужчины тоже, потому что тогда женщина перестанет на него раздражаться) давать любовь только себе и тем, кто отвечает ей взаимностью.

Иными словами, когда один человек чувствует себя плохим, он стремится передать это чувство другому, и, таким образом, доказав, что другой плох, он освобождается от давления собственной «плохости». Так, человек чувствует себя сильнее, когда имеет возможность контролировать другого

+14smelka24

Иными словами, когда один человек чувствует себя плохим, он стремится передать это чувство другому, и, таким образом, доказав, что другой плох, он освобождается от давления собственной «плохости». Так, человек чувствует себя сильнее, когда имеет возможность контролировать другого

Одни родители не любят, когда их дети грустят, других раздражают проявления радости, третьи не одобряют выражения гнева или любви. Когда ребенок выражает такое чувство, родители делают все, чтобы заставить ребенка никогда больше не выражать его. В одной семье игнорируют гнев, в другой страх и т. д. С другой стороны, излюбленные чувства родителей (или семейный транзактный рэкет: чувства гнева, печали, разочарования и т. д.) поощряются и некритично применяются в любой ситуации. Как и в случае с интуицией, игнорирование чувств ребенка приводит к тому, что он лишается очередного важного источника информации

+12smelka24

Одни родители не любят, когда их дети грустят, других раздражают проявления радости, третьи не одобряют выражения гнева или любви. Когда ребенок выражает такое чувство, родители делают все, чтобы заставить ребенка никогда больше не выражать его. В одной семье игнорируют гнев, в другой страх и т. д. С другой стороны, излюбленные чувства родителей (или семейный транзактный рэкет: чувства гнева, печали, разочарования и т. д.) поощряются и некритично применяются в любой ситуации. Как и в случае с интуицией, игнорирование чувств ребенка приводит к тому, что он лишается очередного важного источника информации

себя плохим, он стремится передать это чувство другому, и, таким образом, доказав, что другой плох, он освобождается от давления собственной «плохости». Так, человек чувствует себя сильнее, когда имеет возможность контролировать другого человека. Одним словом, чтобы почувствовать себя лучше, надо заставить другого чувствовать себя хуже.

+5autoreg927822128

себя плохим, он стремится передать это чувство другому, и, таким образом, доказав, что другой плох, он освобождается от давления собственной «плохости». Так, человек чувствует себя сильнее, когда имеет возможность контролировать другого человека. Одним словом, чтобы почувствовать себя лучше, надо заставить другого чувствовать себя хуже.

Давным-давно жили-были два очень счастливых человека. Звали их Тим и Мэгги. У них были дети, Джон и Люси. Чтобы понять, какими они были счастливыми, вам нужно узнать, как в то время жили все люди. Видите ли, тогда при рождении каждому человеку давали маленькую мягкую cумку для Пушистиков. Каждый раз, когда он опускал в нее руку, он вытаскивал наружу Теплого Пушистика. Теплые Пушистики нравились всем, потому что человек, которому давали такого Пушистика, чувствовал теплоту и пушистость. Те, кому не давали Пушистиков, усыхали и умирали.

+2Garbor.goloborodko

Давным-давно жили-были два очень счастливых человека. Звали их Тим и Мэгги. У них были дети, Джон и Люси. Чтобы понять, какими они были счастливыми, вам нужно узнать, как в то время жили все люди. Видите ли, тогда при рождении каждому человеку давали маленькую мягкую cумку для Пушистиков. Каждый раз, когда он опускал в нее руку, он вытаскивал наружу Теплого Пушистика. Теплые Пушистики нравились всем, потому что человек, которому давали такого Пушистика, чувствовал теплоту и пушистость. Те, кому не давали Пушистиков, усыхали и умирали.

Ещё 5 цитат

Оставьте отзыв

Другие книги автора

На что хотите пожаловаться?

Сообщение отправлено

Мы получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Сообщение уже отправлено

Мы уже получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Когда Лизе Оливера было несколько часов от роду, мать оставила ее у скалы на севере Калифорнии. Повзрослев, девушка решила, что сама во всем виновата. Это ранило, но давало хоть какой-то ответ на вопрос «Почему?»

Мы все рассказываем себе истории. В них запечатлены глубинные убеждения о нашем «я». Часто они не поддерживают, а назойливо твердят, что мы недостаточно хороши, недостойны, неидеальны.



Не сомневайся в себе

В этой книге по саморазвитию Лиза Оливера — ныне успешный психотерапевт — приглашает вытащить свои истории на свет. С помощью вопросов для самоанализа, примеров и практик зафиксировать их и осмыслить. А потом заменить на новые — жизнеутверждающие, дающие надежду.

Я даже шоколадный торт испечь неспособна!

Перфекционизм, самокритика, синдром самозванца, желание всем угодить, стыд, сомнение в своих силах — все это проявления деструктивных историй, которые мы себе рассказываем. Когда-то они были защитной реакцией на отсутствие поддержки, небрежение, насилие или другой негативный опыт прошлого. А теперь тянут назад.

Как проявляются истории? Допустим, вы попробовали новый рецепт торта, но передержали его в духовке, и он сгорел. Вот история, которую вы пережили: «Я сожгла шоколадный торт». Но вы не ограничиваетесь ею. Вот что вы рассказываете себе: «Я даже шоколадный торт испечь неспособна!»


Источник

Наши истории могут быть незначительными («мне не дается этот рецепт») и глобальными («я неудачница»), поддерживающими («я сделала все, что могла») и сбивающими с толку («ничего не могу сделать нормально»). И вот что еще интересно: даже ложные истории мы воспринимаем как истину, если повторяем достаточно часто.

История № 1. Стыд

Стыд часто возникает из-за того, как с нами обращаются другие. Например, в детстве вам было грустно, а близкие говорили: «Не веди себя так!». Повзрослев, вы решили, что грустить нельзя. Или значимые взрослые были непредсказуемы — кричали, оставляли вас в одиночестве, обижали. Чтобы объяснить себе их поведение, вы стали считать себя тем, кто не заслуживает заботы.

Стыд лежит в основе многих душевных ран. Если в наших корнях таится порицание или отрицание, сложно быть счастливым.

Когда мы несем в себе историю стыда, мы возводим барьеры. Они не дают окружающим увидеть нас полностью. Чтобы свести счеты со стыдом, важно понять: что-то не так с вашей историей, а не с вами.


Если чувствуете, что эта история про вас, ответьте на вопросы

История № 2. Желание всем угодить

Хотя в центр этой истории ставятся другие, на самом деле речь идет о нас, о чувстве, что нам нужно игнорировать свои потребности, чтобы нас любили. Поставив других на первое место, мы обретаем чувство контроля над тем, как люди нас воспринимают.

Если мы стараемся добиться, чтобы всем было хорошо, наши чувства зависят от того, нравимся ли мы другим. Это крайне неустойчивый фундамент, особенно для роста.


Если чувствуете, что эта история про вас, ответьте на вопросы

Принять поражение

Чтобы истории потеряли над вами власть, попробуйте… принять свое поражение. Порой нам нужно оставить попытки сделать все определенным образом и позволить событиям идти своим чередом. В конце концов, мы всего лишь люди.

Поражение напоминает, что возможностям, участию, влиянию на будущее есть предел. И это нормально.

Это не означает, что мы перестаем пытаться. Мы приветствуем то, на что можем повлиять, а если чего-то не знаем, не контролируем, то и не заставляем себя это делать.

…и отделиться

«„Ты просто бросишь меня. Ты собираешься уйти. Я не заслуживаю тебя“. Я часто повторяла эти слова. Я делала все возможное, чтобы заставить его признать, что он хочет уйти, поскольку где-то внутри меня таилась история о том, что я недостаточно хороша, чтобы кто-то со мной остался. Если моя родная мать не смогла, с чего у него должно получиться?»

Истории управляют нашей жизнью. Мы формируем убеждение о себе и затем ищем ему подтверждения. Это самосаботаж в чистом виде.

Что можно сделать прямо сейчас? Попробуйте отделить себя от своей истории. Так вы создадите пространство, где можно отвечать, а не реагировать, выбирать, а не переживать, что выбора нет. Это дает невероятные силы.


Источник

Вот что можно сделать:

  • Дать истории название.
  • Говорить об истории или проблеме с чьей-то иной точки зрения.
  • Думать об истории как о госте, а не постоянном обитателе вашей жизни.
  • Больше не называть себя проблемой, но дать истории имя, связанное с тем, что вы испытываете.

Что еще?

Эта книга — руководство, компаньон и любовное письмо. Она научит, на какие инструменты опираться, когда исцеление кажется сложным. Поможет увидеть и принять свою историю, но не позволить ей себя поглотить.

В книге много поддерживающих мыслей, практик и советов.

Вот что вы найдете под обложкой:

  • Как формируются и проявляются наши истории
  • 100+ вопросов для самоанализа
  • Техники любознательности, осознанности и самосострадания
  • Самокритика, синдром самозванца и другие деструктивные сценарии
  • Подсказки для общения с внутренним ребенком
  • Как найти свои ценности
  • Освобождаем пространство для радости, игры и легкости

«Одна из лучших книг о том, как исцелиться от прошлого и найти лучшее будущее. Лиза Оливера предлагает глубокий взгляд и практические рекомендации, основанные на науке перемен. Ее работа содержательная, честная, помогающая и полная надежды», — говорит психолог Рик Хансон.

Мы, люди, — машины создания смысла. С истоков времен и до сегодняшнего дня нам важно объяснить себе то, что происходит вокруг и внутри. В этой мысли есть нечто освобождающее. Ведь если истории сочиняем мы сами, значит, мы можем их переписать.

По материалам книги «Не сомневайся в себе»

P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Клод Штайнер Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна

«Клод Штайнер. Сценарии жизни людей.
Школа Эрика Берна»: Питер; СПб; 2003

ISBN 5-318-00707-4

Аннотация

«Сценарии
жизни людей» — уникальная книга, которая
выдержала многочисленные переиздания
во всем мире и стала бестселлером в США
и Европе.

Ни
для кого не секрет, что в каждом из нас
заложена некая жизненная программа.
Одни «отрабатывают карму», другие
«играют роли». Но ясно одно — некая
основа в судьбе человека есть. И эта
«основа» явно положительного характера.
Откуда же в таком случае берутся
преступники, алкоголики, наркоманы,
жертвы насилия и обмана? Трудно поверить,
что некоторых «запрограммировали» на
сплошные неудачи или на постоянную
борьбу за место под солнцем.

Клод
Штайнер ввел в психологию понятие
«жизненных сценариев». Какой смысл
вложил в него автор? Сценарии жизни «без
любви», «без разума» и «без радости»,
сделанные Штайнером еще в 1974 году,
оказались действительно общечеловеческими.
Их истинность проверена временем. Можем
ли мы заменить эти сценарии какими-нибудь
более достойными? Да!

Признанный
мастер практической психологии не
оставляет места пассивности, безысходности
и обреченности. Его основной принцип:
«все можно и следует изменить для
обретения счастья, независимости и
любви».

Клод Штайнер

Сценарии жизни людей

Школа Эрика Берна

Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!

Книга Клода Штайнера появилась в русском
переводе хотя и с временной задержкой,
но тем не менее чрезвычайно своевременно.
Более ранняя публикация в России работ
Эрика Берна в конце 80-х и начале 90-х годов
XX века, с одной стороны, привлекла
внимание читателей к проблематике
практической психологии, а с другой
стороны, оставила транзактный анализ
в памяти большинства лишь как одну из
более или менее распространенных в мире
концепций, автор которой уже является
достоянием истории. Соответствие
концепции транзактного анализа реалиям
современной России было весьма
поверхностным, особенно если учесть
перегруженность текстов Берна собственно
американской спецификой — эти книги
писались только для американцев либо
для жителей соседних стран — Канады и
Мексики.

С работой Клода Штайнера все обстоит
иначе. За прошедшие со времени написания
книги годы оказалось, что тенденции
психологического развития современного
общества, описанные учеником Берна,
стали неотъемлемой частью процесса
глобализации мировой экономики. И в
России, как части мирового сообщества,
психологическое развитие общества по
Штайнеру (и транзактному анализу) может
быть описано в терминах, совпадающих с
современными исследованиями различий
в национальных культурах. Возможно то,
что соответствие идей Штайнера
современному миру вообще и России в
частности связано с тем, что большую
часть его клиентов ко времени написания
книги составляли в основном люди,
переживающие серьезные жизненные
кризисы — алкоголики, наркоманы,
преступники и жертвы преступлений
и т.п. В этом он радикально отличался
от Берна, в практике которого большую
часть времени занимали менее «острые»
случаи. И если идеи и книги Берна были
соотнесены с «нормативным» поведением
людей в Америке, то работы Штайнера
носят по своей природе интернациональный
характер, поскольку страдание не знает
политических границ. В связи с этим
можно сказать, что мир стал более
«страдающим» за последние 20 лет и что
дискомфорт людей в начале XXI века связан
в основном с драматическими изменениями
в политической, экономической и
технологической сферах.

Такие описания жизненных сценариев,
как «без любви», «без разума» и «без
радости», использованные Штайнером в
1974 году, стали к настоящему времени
«общими» благодаря статьям во многих
газетах и журналах. Понятие «кризиса
середины жизни» дополнилось новым —
«кризисом первой четверти жизни»,
поскольку современное общество выдвигает
часто невыполнимые требования к молодому
поколению, пропагандируя через СМИ
обязательность раннего успеха в любом
начинании. Возраст высших достижений
в жизни под воздействием успехов в
спорте и электронной коммерции смещается
на жизненный период 18–23 лет, что
подготавливает наступление кризиса к
25 годам.

Конкретным воплощением современности
этой книги является сопоставление
концептов Штайнера с результатами
исследований Г. Хофстеде (1980), в которой
описано исследование, проведенное более
чем на 80 тысячах сотрудников корпорации
IBM в 53 странах мира, выделено четыре
фактора, лежащих в основе различий между
национальными культурами:

• дистанция власти (характеристика,
показывающая степень готовности не
обладающих властью членов общественных
институтов данной национальной культуры
согласиться с тем фактом, что власть в
обществе распределена неравномерно);

• индивидуализм/коллективизм
(индивидуализм характерен для национальных
культур, в которых связи между индивидуумами
не очень тесны и от людей ожидается, что
они будут заботиться прежде всего о
себе и, возможно, о своих наиболее близких
родственниках; коллективизм характерен
для национальных культур, в которых
люди с рождения интегрированы в сплоченные
группы, которые на протяжении всей жизни
защищают их в обмен на лояльность);

• мужественность/женственность
(мужественность соответствует национальным
культурам, четко разделяющим тендерные
— социальные мужские и социальные
женские — роли, при этом мужские роли
являются более конфронтационными и
ориентированными на материальный успех,
женские же — более мягкими и направленными
на улучшение качества жизни; женственность
соответствует национальным культурам,
в которых четкое социальное разделение
тендерных ролей отсутствует);

• избегание неопределенности
(характеристика, показывающая уровень
психологического дискомфорта,
переживаемого членами данной национальной
культуры при столкновении с неизвестными
ранее жизненными ситуациями). Понятие
дистанции власти в национальной культуре
совпадает с идеей Штайнера о сценарии
беспомощности (глава 11), то есть о
ситуации, когда в семье ребенок проживает
ситуации его «спасения» и учится быть
беспомощным. В западных цивилизациях
отдельный гражданин может сокращать
дистанцию власти за счет существования
демократических институтов, но это
требует его осознанного выбора, и об
этом пишет Штайнер.

Человек, привыкший к тому, что его
«спасают» от рождения до смерти и
отказывающийся принять на себя
ответственность, — типичное порождение
советского строя. Разумеется, государство
было заинтересовано в выращивании
такого сорта людей, но изменения,
происшедшие в общественно-политическом
и экономическом устройстве России,
заставили этих людей переживать настоящую
трагедию. Недавнее исследование ООН
последствий радиационной катастрофы
в Чернобыле показало, что максимальный
ущерб был нанесен жителям обширного
региона не радиацией, а нарушением
семейных связей, отрывом от мест
проживания и воспитанием поколения
иждивенцев, способных лишь на ожидание
льгот от государства. Разумеется,
исследование не касалось людей,
непосредственно участвовавших в
ликвидации последствий аварии на АЭС.
По прочтении «Сценариев…» становится
ясно, что подход Клода Штайнера носит
достаточно универсальный характер и
вполне применим для индивидуальной
работы как со «Спасателями», так и с
«Жертвами».

Понятие индивидуализма/коллективизма
в национальной культуре совпадает с
идеей Штайнера о сценарии неравенства
и индивидуализма (глава 12). Из этих идей
далее развиты концепты соревновательности
и силовых игр как элементов североамериканской
национальной культуры.

Эти представления также вошли в жизнь
практически каждого жителя России и
обострили внутри- и межличностные
конфликты. Привычный коллективизм
заменился не менее привычным «диким»
индивидуализмом. «Диким» в том смысле,
что основной упор делается не на
отстаивании собственных прав и свобод,
а на жестком захвате чужих прав и свобод,
прежде всего экономических.

Эта жесткая, по Штайнеру, «силовая» игра
приносит достаточно много психологического
дискомфорта ее участникам и рост
популярности традиционного способа
снятия такого дискомфорта — приобщение
к церкви — можно считать одним из
показателей ее распространенности.
Поскольку очевидно, что соревновательность
в нашем обществе будет расти и дальше
(вообще-то именно она является двигателем
экономического развития), необходимо
уметь конструктивно ее реализовывать
и соответственно корректировать.

Мужественность/женственность рассмотрены
очень подробно в статьях X. Викофф о
полоролевом программировании мужчин
и женщин.

Представления о традиционных половых
ролях в России изменяются в настоящее
время от декларированных в советское
время равных возможностей к реальному
равенству. Однако для такого реального
равенства еще не хватает ни правовой
практики в конкретных случаях, ни
массовости в масштабах страны. Таким
образом, изменения в представлениях о
традиционных половых ролях создают и
будут создавать почву, благоприятную
для семейных ссор и домашнего насилия,
карьерных кризисов и служебных конфликтов.
Приведенный в книге материал может
стать хорошим поводом для анализа
личного отношения к тендерным проблемам
в семье и на работе.

Избегание неопределенности как
характеристика национальной культуры
соотносится с таким представлением
транзактного анализа, как автономность.
Предполагается, что если человек
достаточно автономен от собственного
сценария, то для вариантов развития
событий он разрабатывает социально
приемлемые способы поведения — вполне
взрослое поведение. Если же сценарий
человека, в соответствии с его детскими
решениями, контролирует его жизнь, то
этот спектр социально приемлемых,
разнообразных способов поведения
недоступен и реализуется
единственная/стереотипная форма
поведения. То есть избежать неопределенности
можно, структурировав свою жизнь на
основе информации об окружающем мире.

К сожалению, жизнь современных россиян
не может быть структурирована достаточно
подробно и большинство из них должно
сосуществовать с жизненной неопределенностью.
Переживание неопределенности в течение
долгого времени всегда идет с высокой
вероятностью стресса и дистресса, то
есть приводит на прием к психологу (или
наркологу).

С учетом того, что описанные выше
российские аналогии представлений
Штайнера имеют в основном негативный
характер, следует подчеркнуть, что вся
книга пронизана оптимизмом. Клод Штайнер
как признанный мастер практической
психологии не оставляет места пассивности,
безысходности, обреченности. Его основной
принцип: «все можно и следует изменить
для достижения человеком искренности,
автономности и любви».

Книга написана в традиционном для
транзактного анализа стиле — простым
и доступным языком со всеми необходимыми
пояснениями и может быть рекомендована
читателям всех возрастных групп.

Книга изобилует условными именами
клиентов — Блэк (Черный), Уайт (Белый)
и т.д., разумеется, это следует понимать
лишь как желание избежать идентификации
читателей с героями конкретных сюжетов
и не более того.

По аналогии с популярностью работ Эрика
Берна можно предположить, что книга
Штайнера может также привлечь читателей
к самостоятельной работе над своими
детскими решениями, однако следует
оговорить, что при бережном отношении
к себе не следует пытаться удалить зуб
мудрости самостоятельно, стоя перед
зеркалом. Книга прекрасно описывает
процесс работы профессионала, и именно
к профессионалам и следует обращаться
для безопасного достижения необходимого
результата. К счастью, за последние годы
в стране выросло целое поколение
практических психологов, способных
работать в интересах клиента.

Кандидат психологических наук,

доцент СПбГУ Юрий Ковалев

www.e-psychology.ru

Посвящаю эту
книгу

Эрику Берну:

учителю, другу,
отцу и брату

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клоун или пират на детском празднике 8 букв
  • Книга школьные праздники
  • Книга шангина русские праздники
  • Клоп маяковский сценарий
  • Книга что мне подарили оказалась очень интересной тип придаточного предложения