Книги про праздники на руси

Смотреть, читать и скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную и электронную книгу по лучшей цене со скидкой: Русские народные праздники, Михеева Л.Н., 2007. Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство, создавали то, чем мы теперь так гордимся и что называем искусством народных промыслов: расписные жостовские подносы, золотую хохломскую посуду, вологодские кружева, богородскую деревянную и вятскую глиняную игрушку, знаменитая на весь мир сине-белая гжельская

Русские народные праздники, Михеева Л.Н., 2007.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство, создавали то, чем мы теперь так гордимся и что называем искусством народных промыслов: расписные жостовские подносы, золотую хохломскую посуду, вологодские кружева, богородскую деревянную и вятскую глиняную игрушку, знаменитая на весь мир сине-белая гжельская керамика, шитые золотом, серебром и жемчугом кокошники, вышитые гладью рубашки и сарафаны — всего и не перечислить. Но наступало и время праздников — время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они — одна большая семья, которая словно собирается за общим праздничным столом, где все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе.

Русские народные праздники, Михеева Л.Н., 2007

Новый год.
Конец декабря — самое весёлое, сказочное время года. Мы все — взрослые и дети — с нетерпением ждём его. Взрослые — потому, что именно в это время они могут «вернуться в детство», поиграть, повеселиться от души. Дети ждут его потому, что это время ёлок. Дедов Морозов. Снегурочек, праздничных фейерверков, подарков, время каникул. А всегда ли так было? Как праздновали на Руси Новый год, Рождество? Попробуем перенестись в то время и узнать, какие же праздники отмечали наши предки в декабре—январе. «У каждого времени свои обычаи», — гласит народная мудрость.

Январь в народе называли просинеи, снеженец (от слов «просинь», «первый свет», «снег»). В этот месяц происходил поворот Солнца — Коло — на лето, в дом приходил новый свет, которого все так ждали. (Считалось, что дом, где не побывали колядовилики, не освещён солнцем.) Таким светом, таким солнцем с принятием христианства стало Рождество Христово. Всё, что сделано, сказано в эти светлые дни, важно в течение всего года, потому что наполнено добрыми пожеланиями, молитвами, подарками от души.

Кто такие колядовщики? Перенесёмся в далёкие-далёкие времена… Наступает Васильев вечер. Это канун Нового года. Назван он в честь святого, архиепископа Василия Великого. Другое название этого дня, по традиции древних славян, — Коляда. Наши предки представляли это древнее языческое божество в виде солнца-младенца. По их поверьям, в день зимнего солнцеворота, солнцестояния, рождается молодое солнце (то есть начинает прибавляться день), солнце поворачивает на лето. Наши предки, восточные славяне, в эти дни праздновали Коляду, пели песни, играли, веселились, гадали, колядовали. Потом это древнее представление о рождении нового времени перенесли на праздник Нового года. С принятием христианства пришло другое название этим дням — святые вечера, Святки.

Содержание
От автора
Зимушка-зима
Новый год
Рождество Христово
Крещение Господне
Весна-веснянка
Масленица
Великий пост
Пасха
Лето красное
Егорьев день
Троица. Духов день
Иван Купала
Пётры и Павлы
Ильин день
Золотая осень
Спасы
Успение Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Русские народные праздники, Михеева Л.Н., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 06.03.2017 23:29 UTC

Теги:

учебник по культурологии :: культурология :: Михеева


Следующие учебники и книги:

  • История культуры народов мира, Высокое Возрождение, Итальянский Ренессанс, Вейс Г., 2005
  • История культуры народов мира, Великие христианские государства, Англия. Франция, Германия, XIV-XVI века, Вейс Г., 2005
  • История культуры народов мира, Том 7, Пламенеющая готика, Европейское Средневековье, Вейс Г., 2005
  • Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998

Предыдущие статьи:

  • Культурология, Кучина А.В., 2016
  • Средневековая интеллектуальная культура, Шишков А.М., 2003
  • Русская свадьба, Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области), Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И., 1985
  • Лекции по культурологии, Полищук В.И., 2014

Подборка книг о народных праздниках

В русском фольклоре с Крещением связаны разнообразные приметы и поверья. Так, например, по народным поверьям, канун Крещения, или крещенский вечерок — пора разгула нечистой силы, которая в любом обличье пытается закрасться в дом. Как же защищали свое жилище наши предки? Об этом вы узнаете из «Большой книги праздников народов мира». В этой яркой книге читатели найдут большое количество информации по национальным, религиозным, профессиональным праздникам стран и народов мира. В ней представлены описания национальных обычаев и традиций празднования семейных торжеств.

Сборник «Русские традиции и праздники» из серии «Хрестоматия «Отечество»» познакомит с народными особенностями празднования Масленицы, Рождества, Нового года, Ивана Купалы и других праздников. Из книги можно узнать особенности старинного русского быта: как одевались наши предки, как строили жилища, в какие игры играли дети и многое другое. Также в книгу вошли русские народные загадки, пословицы и поговорки.

Книга Людмилы Махеевой «Русские народные праздники» из серии «Наше Отечество» подробно расскажет о русских народных праздниках, которые издавна справлялись на Руси в разные времена года и дошли до наших дней.

Марина Мажиева в своей книге «Праздники на Руси» из серии «История России» расскажет о верованиях и праздниках на Руси со времен язычества до христианства, о том, как предания древности тесно переплетались с учением новой веры, создавая неповторимый колорит жизни русского народа.

Все эти издания подходят для семейного чтения и будут полезны всем, кто интересуется историей русского народа.

Информация об изданиях:

Большая книга праздников народов мира : 4500 необычных идей для вашего торжества / сост. О. А. Щеглова [и др.]. — М. : Эксмо, 2008. — 511 с.

Русские традиции и праздники / Л. Н. Михеева, М. В. Короткова. — М. : Дрофа-Плюс, 2007. — 302 с. — (Хрестоматия «Отечество»).

Михеева, Л. Н.
Русские народные праздники
 / Л. Н. Михеева ; худ. Е. А. Румянцева. — М. : Дрофа-Плюс, 2007. — 77,[]1 с.: ил. — (Наше Отечество).

Межиева, М. В.
Праздники на Руси
 / М. В. Межиева. — М. : Белый город, 2007. — 47 с.: ил. — (История России).

Обзоры книг, периодики, дисков : 

Текущая страница: 1 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Федор Сергеевич Капица
Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы

Предисловие

Кто такие древние славяне? Когда они жили? В настоящее время существует несколько гипотез и версий, связанных с их происхождением и местами расселений. После публикаций ряда исследований, в частности, работ М. Гимбутас, недавно впервые представленных русскому читателю, стало ясно, что наши прежние представления далеко не полны, хотя в истории изучения наших предков сделано немало.

Отходя от предвзятых и односторонних социологических исследований прежних лет, привлекая труды как отечественных, так и западных ученых, сегодня мы восстанавливаем более полную и детальную историю жизни древних славян, узнаем, как они постепенно шли все дальше и дальше на север и запад. В конце концов им удалось заселить обширную территорию в Центральной и Восточной Европе и на Балканском полуострове. Приходилось нелегко, практически славяне проделывали тот же путь, какой в свое время прошли древние китайцы, постепенно устраивая собственное государство.

Ассимилируясь в новых землях, славяне со временем упорядочивали систему межплеменной организации, выстраивали порядок отношений с соседями, определяли свой внутренний уклад. Проясняя особенности мироустройства древних славян, автор справочника предполагает ввести читателя в мир славянской мифологии: познакомить с древними богами, мифологическими персонажами, праздниками, обрядами, основными понятиями и символами народной духовной культуры. Он также хочет показать, как подспудно в народный обиход входили и элементы постепенно утверждавшегося христианства.

Процесс носил двусторонний характер и в церковной книжности, и в иконописи, и даже в литургической практике отразились следы древнейших верований. Зачастую (особенно в ритуалистике) они выражены даже более отчетливо, чем собственно христианские представления. Конечно, автор данной книги понимает, что подобное исследование должно стать предметом капитального научного труда. В предлагаемом справочнике сделан один из шагов в данном направлении, обозначены основные тенденции бытования двух пластов русской культуры и выделены наиболее значимые особенности. Заметим, что в течение ряда лет подобные вопросы исключались из сферы научных исследований.

Очевидно, что система верований каждого народа складывается на протяжении длительного времени и зависит от различных исторических, общественных и личностных факторов. Особенностью славянской мифологии стала контаминация, соединение разных составляющих. Одной из них явилось «язычество» – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии.

У восточных славян, как и у других европейских народов, существовала детально разработанная система верований и представлений о сверхъестественном мире. Ее корни уходят в индоевропейскую древность.

Термин «язычество» происходит от слова «языци», т. е. народы, иноземцы, еще не принявшие христианства. Часто вместо понятия «язычество» используют другой термин «многобожие» («политеизм»), Подобное употребление терминов представляется неточным, поскольку они отражают два различных уровня познания мира: язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы, а политеизм – на вере в существование обширного сонма богов.

Как и в других религиях, в славянском язычестве отразилось стремление людей понять окружающий их мир. Древний человек уподоблял предметы и явления живым существам, наделял их душой и характером. Он верил, что деревья, и камни, воду и воздух населяли добрые или злые духи. Поэтому любое действие человек совершал как бы в присутствии таинственных сверхъестественных сил. Среди них оказывались как языческие божества (Перун и Велес, Даждьбог и Мокошь, Стрибог и Хоре), так и мифологические существа (русалки, лешие, домовые, фантастические звери и птицы).

Сверхъестественные существа могли и помочь, и навредить человеку. Значит, их следовало расположить к себе, сделав соответствующие жертвоприношения, исполняя при этом ритуальные танцы и песни. Формой общения со сверхъестественными существами становились так называемые магические обряды. В отличие от религиозных ритуалов они не направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы.

Иногда их просили о личном благополучии, излечении от болезни или создании благоприятных условий для будущего урожая. Так и возникли первые обряды, которые сопровождали всю жизнь человека от рождения до смерти. Со временем многие обряды потеряли магическое значение и превратились в игры, дошедшие и до наших дней.

Одушевление потустороннего мира привело к появлению многобожия, каждое конкретное явление связалось с именем того или иного бога. Классическим примером подобной политеистической системы может служить религия Древней Греции, в которой существовало несколько десятков богов, как бы отвечавших за самые различные стороны повседневной жизни.

Пройдя длительный период развития в античном мире, в разных культурах, подобные системы к началу нашей эры насчитывали множество богов, распределенных по рангам (высшие и низшие боги и герои). С развитием письменности они стали оформляться в виде циклов, что постепенно привело к созданию национальных эпосов («Старшая Эдда»),

Мифологические верования славян коренным образом отличались от мифологий других европейских народов. Славяне начали формироваться как этнос только в IV–VI вв., поэтому к моменту принятия христианства в IX в. языческие представления еще не представляли стройной системы, а пантеон высших богов только начинал складываться, верования в отдельных богов продолжали бытовать и после введения официальной религии. Кроме того, мифология существовала только в устной форме, поскольку до принятия христианства у славян не было письменности. В свое время М.В. Ломоносов писал: «Мы бы имели много басней, как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были».

В отличие от язычества более поздние религии – христианство, ислам, буддизм основаны на вере в единого бога, в единую сверхъестественную силу, которая управляет всем мирозданием. Они называются монотеистическими (от греч. «монос» – один). Но на самом деле и они, и язычество основаны на одном принципе – человек наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.

После распространения христианства, несмотря на существование письменности, языческие верования не записывались, а становились объектом обличения, хотя, как отмечалось, полностью искоренить древние предания не удалось. Они продолжали бытовать в устной традиции. Сегодня, чтобы получить представления о славянской мифологии, приходится пользоваться опосредованными данными. Сведения, приводимые в сохранившихся сочинениях античных и византийских историков, довольно скупы и часто не отличаются точностью. Древние авторы не стремились проникнуться особенностями быта и нравов славян, оценивая увиденное с позиции плохо осведомленного стороннего наблюдателя.

Остановимся на организации процесса почитания божеств. Обожествление явлений природы не выражалось в конкретных ритуалах и обрядах, оно скорее носило стихийный характер и воспринималось как простое почитание. Более поздняя стадия базировалась на почитании изображений божеств или идолов и основывалась на сложных ритуалах и системе жертвоприношений.

Персонификация богов, или языческое благочестие, и установление системы жертвоприношений требовали организации мест поклонений, причем каждому богу воздавалось в зависимости от места, которое он занимал в пантеоне. Домашним богам приносили жертвы в семейном кругу. Главным (общим родовым) богам посвящали пышные церемонии, в которых участвовало много людей. Обычно подобные праздники, посвященные основным богам, происходили в течение нескольких дней и сопровождались обильными пирами. Ритуалы проводились в особые местах – капищах.

Первоначально их устраивали в местах, которые считались священными: на высоких холмах, в излучинах рек, у старых деревьев, больших камней. Когда объектом почитания стали специальные изображения богов, обряды начали совершать возле них. В определенные дни в капищах приносились жертвы (в том числе и человеческие).

После принятия христианства многобожие сменилось теизмом (от греч. «теос» – бог). Соответственно, языческие божества и мифологические персонажи получили наименование «нечистой силы». Однако в них продолжали верить, и следы этих верований сохранились во множестве примет, обычаев и поверий.

Вместо множества богов предметом культа стал единственный всемогущий бог, которого почитали как творца всего живого. Принесение в жертву конкретных предметов или людей заменили символической, «бескровной» жертвой, совершающейся только в сознании верующих.

Вместе с тем более древние представления не забылись, они слишком глубоко вошли в сознание людей и в повседневную жизнь и не могли сразу смениться новыми. Языческие верования восточных славян постепенно вошли в христианский культ. В результате сложилось так называемое «двоеверие», в котором языческие представления соединились в единое целое с догматами христианства настолько тесно, что иногда их вообще невозможно разделить.

Отметим, что и сами языческие представления менялись в процессе взаимодействия – одни образы забывались, исчезали, другие появлялись. Когда на основе единой восточнославянской культуры начали формироваться русская, украинская и белорусская традиции, в каждой из них общее мифологическое наследие изменилось на свой лад. Кроме того, появились поверья и предания, известные в определенной местности. Так, образ русалки известен всем восточным славянам, но на русском Севере о ней рассказывают иначе, чем на Юге или на Украине.

Хотя языческих божеств не признавали открыто, вера в них не исчезла. Привычные образы языческих божеств мирно уживались с христианскими святыми. Илья Пророк соотнесся с Перуном, богом грома и молнии, святой Николай стал отождествляться с покровителем скота Велесом.

Иногда происходило чисто механическое перенесение функций, например, на основе созвучия имен: христианский святой Власий стал покровителем домашнего скота, переняв свои «обязанности» от языческого бога Велеса.

Вобрав в себя более свободную и даже в некотором смысле аморфную структуру язычества, христианство подчинило ее собственной логике, что проявилось в систематизации языческих верований. Так, древние славяне не различали рая и ада, они верили в единый загробный мир, который мог находиться и где-то за морем, и на небесах, и в подземном царстве. Под влиянием христианства представления о «том свете» стали более определенными. Нижний, подземный мир (преисподнюю) стали воспринимать как место пребывания отрицательного духовного начала, нечистой силы.

Все места, близкие к нижнему миру – болота, ямы, овраги, подвалы населили враждебными и темными существами, противостоящими силе «крестной». Соответственно верхний, небесный мир – стали воспринимать как место обитания «сил праведных и божественных», светлых, преисполненных святости. Над всеми существами господствует воля божья и божий промысел.

Органичное слияние двух комплексов верований обусловливалось и совпадением отдельных ритуальных действий. Главными из них можно считать почитание хлеба и воды. Во время литургии хлеб, бескровная жертва богу, замещает «тело христово». Освященная вода, защищавшая от нечистой силы, стала основой таинства крещения. Горящий в лампаде огонь или огонь свечи символизирует чистую и негасимую любовь. Земля обозначает материальную сущность человеческой плоти («яко земля еси и в землю отыдеши»). Принесенные в церковь и освященные плоды получали лечебную силу.

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества, Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Купалу. Разностадиальные представления не только не вступают в противоречие, но и прекрасно сосуществуют, дополняя друг друга. Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев, получившая название народного православия.

Ставя перед собой конкретную задачу, направленную на представление народной культуры широкому читателю, автор справочника прекрасно отдает себе отчет в том, как сложно и непросто решить ее. Привлекая и интерпретируя различные источники, он стремился не упустить из поля зрения ни один заслуживающий уважения источник, а в то же время избежать попадания в справочник непроверенных и неподтвержденных сведений.

Основным источником сведений о славянской мифологии считаются записи фольклора и этнографические данные, собранные исследователями XIX и XX вв. Заметим, что изучение традиционной культуры славянских народов продолжается всего лишь чуть более двух столетий, однако оно велось настолько интенсивно, что лишь в течение XVIII – первой трети XIX в. появилось не менее полутора сотен исследований по различным сферам народной культуры. В конце и в начале этого потока можно выделить две энциклопедии – книгу журналиста и издателя М. Чулкова «АБеВеГа русских суеверий» (1782) и фундаментальный, но, к сожалению, еще не завершенный словарь «Славянские древности» под редакцией академика Н.И. Толстого (1995).

Между этими трудами огромная временная дистанция, отражающая непростую эволюцию взглядов на отечественную культуру. До середины XIX в. народную культуру считали чем-то низменным, грубым, нелепым, недостойным внимания образованных людей. В последующем она становилась объектом восторженного поклонения, и лишь с середины XIX в. можно говорить о начале ее научного исследования.

Все это время шла неустанная, кропотливая, внешне незаметная работа по собиранию, фиксации и изучению сохранившихся памятников прошлого. Процесс накопления материала отражался в появлении значительных научных трудов. Среди них необходимо отметить книги А.Н. Афанасьева, Е.В. Аничкова, А.Н. Веселовского, П.Н. Богатырева, Д.К. Зеленина, А.А. Потебни, В.Я. Проппа и многих других.

На основе проведенной работы и появляется возможность создать достаточно полное представление о славянском язычестве. Таким образом, то, что мы понимаем под словами «древнерусская мифология» – на 90 % реконструкция, и уже поэтому она предполагает большую долю условности. Но это научная реконструкция, ибо она основана на законах развития человеческой культуры и подтверждается сопоставлением фактов.

Количество достоверных первоисточников (обычно ими являются пересказы древнейших текстов православными авторами) достаточно ограниченно. Они так часто используются исследователями, что отдельные материалы, относящиеся к тому или иному персонажу, стали своего рода «общими местами», повторяющимися в большинстве изданий на данную тему. В ряде случаев авторы словарей и справочников по славянской мифологии основываются на сведениях, почерпнутых из работ XIX в., не отдавая себе отчета в том, что они в основном устарели много десятилетий назад. Не учитывают, что накопленные за последующие годы материалы, в том числе содержащиеся и в зарубежных исследованиях, привели к пересмотру многих оценок и точек зрения. Не всегда вводятся новые факты, полученные в результате сравнительных исследований.

Компенсируя недостаток сведений, некоторые авторы добавляют к ним собственные предположения и дополнения, не заботясь об их подтверждении фактами. Часто соединяют сходные факты, не принимая во внимание того, что они относятся к разновременным явлениям.

Следует сказать и о преднамеренных мистификациях. Они начали появляться в русской культуре еще в первые десятилетия XIX в., практически одновременно с развитием отечественной этнографии. В то время ими старались «компенсировать» отсутствие реальных научных фактов. В XX в. начали «открывать» неизвестные памятники. К ним можно отнести публикацию печально знаменитой «Велесовой книги». Хотя крупнейшие ученые – В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, О.В. Творогов еще во 2-й половине XX в. доказали, что она представляет собой мистификацию и составлена не в древности, а в начале XX в., многие авторы научно-популярных книг продолжают упорно «не замечать» подобных оценок. В результате образовался мощный пласт «вполне достоверной» информации, которую неискушенный читатель часто принимает за правдивую[1]1

  См.: Боровский Я. Мифологический мир древних киевлян. Киев,

[Закрыть]

.

Конечно, и автор настоящего справочника мог не избежать некоторых ошибок и неточностей. Поэтому он будет благодарен за любые конструктивные замечания.

Электронный адрес: kapfed@msk.org.ru.

Библиография

Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

Беловинский Л. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.

Бернштам Т. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX века. Л., 1983.

Гимбутас М. Славяне. М., 2003, 2004, 2005.

Тимбутас М. Балты. М., 2004.

Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991.

Духовная культура северного Белозерья: Этнодиалектный словарь. М., 1997.

Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб., 1997.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1989.

Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало XX века. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX– начало XX века. Весенние праздники. М., 1977.

История мировой культуры: Справочник школьника / Сост. Ф. Капица, Т. Колядич. М., 1996.

Кагаров Е. Религия древних славян. М., 1918.

Кон-Шербок Д., Кон-Шеобок Л. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995.

Коринфский А. Народная Русь. М., 1901.

Круглов Ю. Обрядовая поэзия. Т. 1–2. М., 1997–1998.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.

Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Мифы народов мира. Т. 1–2. М., 1982.

Мифологический словарь. М., 1986.

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. Л., 1988.

Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Панченко А. Народное православие. СПб., 1998.

Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.

Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

Пропп В. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963.

История культуры Древней Руси. Т. 1–2. М., 1951.

Русский демонологический словарь. СПб., 1995.

Рыбаков Б. Язычество Древних славян. М., 1981.

Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Сад демонов: Словарь инфернальной мифологии средневековья и возрождения. М., 1998.

Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 1. М., 1995; Т. 2. М., 1999; Т. 3. М., 2004.

Словарь религий. Иудаизм. Христианство. Ислам. СПб., 2008.

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1–4. М., 1838.

Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

Терещенко А. Быт русского народа. Т. 1–4. СПб., 1848.

Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.

Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI–XIX вв. М., 1957.

Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. М., 1996.

Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1–3. М., 1991–1995.

Шангина ИМ. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Шангина ИМ. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. СПб., 2004.

Шипов Я.А. Православный словарь. М., 1998.

Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.

Языческие персонажи

Авсень

Мифологический персонаж, основное действующее лицо ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества.

Вероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» – синеватый, встречающемуся в названиях зимних месяцев (например, просинец – январь). Другие исследователи считают, что слово «авсень» происходит от слова «сень» (cвет). С приходом Авсеня прибавляется день, и начинается светлая часть года.

Авсеню посвящен цикл народных песен, где он выступает как антропоморфный персонаж. В них рассказывается, что Авсень приезжает на коне и строит мост, по которому «приходят» все остальные годовые праздники: Рождество Христово, Крещение, Васильев день.

Поскольку приезд Авсеня обозначал начало празднования Нового года, c чествования Авсеня в традиционном народном календаре начинался весенний цикл праздников, связанных с обеспечением плодородия земли. Поэтому Авсеня и стремились всячески умилостивить: его торжественно встречали, угощали специально приготовленными блюдами – блинами, лепешками, кашей, пирогами, свиными ножками.

Обрядовые песни исполняли дети, ходившие 1 января поздравлять односельчан. Они несли лукошко с зерном (пшеницей или овсом). Дети пели поздравления и бросали зерна через стол в красный угол. Хозяйка одаривала детей, и они переходили в следующий дом. Вот одна из таких песен:

 

Овсень, овсень!
Подай брусень!
На что брусень?
Косу точить.
На что косу?
Траву косить.
На что траву?
Коров кормить.
На что коров?
Молоко доить.
На что молоко?
Ребят кормить.
На что ребят?
Им пашню пахать.
Перележни ломать.

Престижное московское издательство «Белый город» выпускает чудесные познавательные книги для детей среднего школьного возраста в серии «История России», причём, вполне приличным для нашего времени тиражом – 10000 экземпляров. С одной из таких книг я и хочу Вас познакомить.

Книга называется «Праздники на Руси». Автор – Марина Межиева.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Книга большого формата, в глянцевой обложке, на которой мы видим интересные иллюстрации с пояснительными подписями. Таким образом, взяв книгу в руки и взглянув на обложку, ребёнок уже составит себе первое впечатление о том, что он будет читать дальше. А книга, действительно, очень интересная! Ведь в ней, в занимательной форме рассказывается о том, как в древние времена на Руси зарождались первые праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и богами восточных славян – наших предков. А потом на Русь пришло Христианство, а с ним – новые, христианские праздники, которые порой причудливо переплетались с языческими.

Книга снабжена цветными иллюстрациями, на которых представлены картины известных русских художников. Таким образом, интересный, познавательный текст подкрепляется визуальными образами, и ребёнок словно бы попадает в Древнюю Русь, погружается в историческую реальность прошлого, будто видит всё своими глазами.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Юные читатели узнают о самых древних обрядах — праздниках славянского Солнца (Великого Коло) – Карачуне и Коляде, а заодно прочтут о том, как люди жили в древности, что они ели и пили, как вели хозяйство и работали в поле. То есть книга даст возможность школьникам при изучения русской литературы найти здесь дополнительный материал по теме «Мифология древних славян», а в рамках предмета «История России» — рассказы о быте и нравах наших далёких предков.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Если кто-то думает, что Святки – это чисто христианский праздник, то он глубоко заблуждается. Это очень древний языческий праздник, дошедший до наших дней, несмотря на то, что в ХХ веке его всячески запрещали и предавали забвению. Однако народ всё-таки не забыл один из самых весёлых зимних праздников в честь древнего славянского бога Святовида, который олицетворял вечный свет жизни. Это потом уже христиане приспособили Святки к Священному писанию.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Все любят читать, как весело на Руси праздновали Масленицу. А ведь она тоже была сначала языческой (со сжиганием чучела Масленицы) и только потом уж — христианской, когда по-прежнему пекли блины и веселились, ходили ряжеными и устраивали кулачные бои, но в конце наступало Прощёное Воскресенье, а затем — Великий пост.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Интересно также описание очень поэтического праздника — таинственной ночи накануне Ивана Купалы, когда расцветает чудо-цветок папоротника, указывающий клады. Тут ребята прочитают и про волшебство, и про водяных, леших да русалок и про то, как молодёжь прыгала через костры и купалась в тёплых летних реках – очищалась от нечисти.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

А о некоторых древнеславянских праздниках ребята, может быть, и не слышали. Вот их названия. Красная горка – пора свадеб, Радоница или Радуница день весеннего поминовения предков, Перунов день – воинский праздник и другие. Конечно же, узнать обо всём этом будет необычайно интересно.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Но больше всего места в книге занимают описания праздников православных, ведь принятие христианства явилось важнейшим событием в жизни Древней Руси и народа русского.

«Нового Бога на Руси полюбили, в Него верили, Ему молились».

И вот появились у наших предков новые праздники – Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Пасха, Троица и другие священные дни, которые сейчас у всех на слуху и широко отмечаются в России. Про каждый из этих праздников автор книги написала интересную главу с «картинками».

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

А завершается книга историей нашего любимого праздника – Нового года, который считается самым молодым, ведь его приказал праздновать царь Пётр Первый, начиная с 1699 года. Праздник очень понравился русским людям.

«Его всегда ждали с нетерпением и встречали шутками, весельем, богатым застольем и, конечно, украшенными новогодними ёлками».

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

А вот содержание книги – от начала и до конца.

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

Хорошо также, что на форзаце книги изображены обложки других книг, вышедших в серии «История России»

Праздники на Руси. Марина Межиева фото

20.01.2022

10 книг о народных традициях и обычаях

30 декабря 2021 года вступил в силу Указ Президента РФ Владимира Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России».

Основная цель: популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Наследием являются культура и искусство коренных народов России, технологии промыслов, фольклорные традиции, бережное отношение к сохранению которых предстоит нынешнему и будущему поколениям.

Данная подборка книг поможет детям дать представление о культурном смысле народных традиций, взаимосвязях этнического и религиозного начал в жизни людей. Читатели познакомятся с народными праздниками, обычаями, бытом, одеждой, кухней разных народов.

1. Александрова Л.А. Народный календарь: иллюстрированный словарь         6+

Издательство: Белый город, 2005.  

Очередная книга из серии «История России» рассказывает о народном календаре, появившемся благодаря собранной житейской мудрости.

Книга состоит из двух частей. Первая часть – это захватывающая сказка о народных приметах на все случаи жизни. Здесь можно узнать, что один из самых древних календарей – узор на кувшине. Из сказочной повести вы узнаете,  что такое куколь, башмаки, туеса, гусли. Иллюстрации автора наглядно покажут, как выглядели кувшины для праздничных обрядов, ткацкий станок, светец, медный самовар, амулеты-обереги, праздничные костюмы.

Вторая часть книги – это иллюстрированный словарь с народными приметами на отдельные дни календаря: Святки, Масленица, Благовещение, праздник Троицы и многое другое. Приведены старинные названия месяцев, поговорки и песни. Всё это дополняют рисунки и репродукции картин известных художников, таких как Саврасов, Суриков, Васнецов, Кустодиев.

2. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт: энциклопедия для детей 

Издательство: Астрель, 2002.            12+

Эта книга рассказывает о том, как складывались правила поведения людей в обществе и семье – в разных странах и у разных народов – на протяжении веков и тысячелетий. И какими они стали в современном мире, где мы сегодня живём.

Интересные факты и важные советы, сопровождаемые красочными иллюстрациями, помогут как дома, так и за рубежом оказаться «на высоте» в самой неожиданной ситуации.

3. Праздники народов России 

Издательство: РОСМЭН, 2002.            6+

Более 190 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. 

Книга посвящена национальным праздникам: религиозным, бытовым, семейным. И в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиции, обычаи. 

Энциклопедия рассказывает о том, какие праздники существуют у народов, проживающих в России, как к ним готовятся и как отмечают. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.

4. Синова И.В. Народы России: история и культура, обычаи и традиции: справочник школьника

Издательство: Литера, 2008.                6+

Книга рассказывает о народах России. В ней вы узнаете, какие народы населяют нашу страну, какие являются коренными, ознакомитесь с их традиционными занятиями, бытом, жилищем, одеждой, обычаями, национальной кухней. 

Вы узнаете о том, какие народы являются самыми многочисленными, а какие насчитывают всего несколько сотен человек. Знание о самобытных традициях, промыслах и культуре малых народов создаёт целостную картину о населении нашего государства.

5. Иванов Ю.Г. Наша родина – Россия: детская энциклопедия в вопросах и ответах: природа, народы, культура, обычаи, история, знаменитости

Издательство: Русич, 2008.                 6+

Где стоит самая высокая в мире статуя? Где отмечена самая низкая в России температура? Где находится самая великолепная система фонтанов? Какая железная дорога самая протяженная в мире? 

Более 1200 подобных вопросов задано любопытному читателю на страницах этой книги. Прочитав её, он будет изумлен, узнав, насколько интересна, богата и самобытна страна, в которой живёт.

6. Русская семья. Праздники и традиции: православный календарь: для семейного чтения 

Издательство: Белый город, 2008.            6+

Сборник построен по принципу православного календаря. Перед читателем проходит жизнь традиционной русской семьи в течение года. Описания основных христианских праздников, мировоззренческие и исторические тексты, жития святых чередуются с рассказами и стихами русских писателей и поэтов. 

Это книга для семейного чтения. Читатель словно смотрит на мир глазами ребёнка из произведений Василия Никифорова-Волгина, Ивана Шмелева, Аполлинария Васнецова. Сборник дополнен описаниями русских праздников и традиций, народными песнями, закличками и пословицами, интересными рецептами из кулинарных книг XIX века, проиллюстрирован произведениями русской живописи XIV-XX веков, фотографиями и старинными открытками.

В книге вы прочтете о том, как строили и освящали жизнь наши отцы, матери, бабушки, дедушки. Как умели они держать лад в доме, какими чудесными радостями были наполнены дни их семейной жизни, протекающей в русле родных традиций, связанных с неизменным круговым движением праздников и будней. 

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа

Издательство: ЭКСМО, 2008.              12+

Александр Власьевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры.

Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счёте, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времён и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору.

В книге «История культуры русского народа» подробно и со знанием дела описано, как русские люди ели и пили,  какую одежду носили, и в каких домах жили, какими промыслами и ремёслами славились. А также особенности семейного уклада, правовых отношений, народной медицины, обрядов и обычаев.

8. Нэй В.А. Русский праздник. Традиции и обычаи: эта книга станет для вас добрым другом на долгие годы

Издательство: Рипол Классик, 2011.           16+

Эта книга – практически первая современная попытка рассказать об основных русских праздниках, имеющих как христианское, так и традиционное происхождение. Читатель сможет узнать о традициях, обычаях, поверьях и приметах, связанных со Святками и Рождеством, с Масленицей и Троицей, с Иваном Купалой и тремя Спасами. 

При подготовке издания были использованы работы (в том числе малодоступные) ряда крупных отечественных исследователей, таких как И. Снегирёв, C. Максимов, И. Сахаров, А. Коринфский, других. 

В приложении приводятся перечни традиционных русских праздников и изданий, из которых можно узнать о них больше.

9. Михеева Л.Н. Русские традиции и праздники: хрестоматия «Отечество»: для среднего школьного возраста

Издательство: Дрофа-Плюс, 2007.             12+

Эта книга – рассказ о русских народных праздниках, о быте, традициях и обычаях русского народа. В сборник вошли русские народные загадки, пословицы, поговорки и заклички.

Книга «Русские традиции и праздники» познакомит читателей с народными особенностями празднования Масленицы, Рождества, Нового года, Ивана Купалы и других праздников. 

Из книги можно узнать особенности старинного русского быта: как одевались-обувались наши предки, как строили жилища, в какие игры играли дети и многое другое.

10. Детям о традициях и праздниках русского народа

Издательство: Паритет, 2017.               6+

В книге, посвящённой русским народным обычаям и праздникам, особое место уделено семейным традициям и народным играм с участием в них детей. Поговорки, пословицы, загадки дополняют рассказ о главных праздниках народного календаря – Рождестве, Святках, Крещении, Сретении, Масленице, Пасхе, Троице, Иване Купала, Покрове.

Подобрать литературу помогли партнёры проекта:   


дата создания: 20.01.2022 15:52, дата последнего изменения: 20.01.2022 15:53

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клоун на дне рождения сценарий
  • Книги про жизненные сценарии
  • Клоун на день рождения взрослого сценарий
  • Книги про древние праздники
  • Книги бывают разные сценарий