Когда божественный праздник знамение

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», — знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди е...

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году (Фото: Preto Perola, по лицензии Shutterstock.com)

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», — знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в 11-12 веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконы в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

10 декабря (27 ноября по старому стилю) Церковь вспоминает Зна́мение Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде во время осады его суздальским войском. Иконы Богородицы «Знамение»появились на Руси в XI — XII веках и являются одними из наиболее почитаемых богородичных икон. Называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. 

Содержание

  • Зна́мение Пресвятой Богородицы. История праздника
  • Богослужение. Тропарь, кондак и канон празднику
  • Иконы Богородицы «Зна́мение»
  • Храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы на Руси
  • Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы

Зна́мение Пресвятой Богородицы. История праздника

В XII веке обострился конфликт между Новгородом и Суздальским князем Андреем Боголюбским. Вот как говорит об этом летопись:

Двиняне не хотяху дати дани Новгороду, но предавшеся Великому Князю Андрею Юрьевичу, в Суздале тогда державствующу. Новгородцы отправили на Двину отряд требовать законной дани. То слышав Андрей, посла на них полк свой, который Новгородцы разбили на Беле озере.

Союзниками Андрея Боголюбского, по слову летописи, было 72 князя: смоленский, рязанский, муромский, полоцкий, переяславский и другие. Во главе войск заболевший Андрей поставил своего сына, Мстислава. В феврале 1170 года суздальцы с союзниками подошли к Новгороду, грабя и разрушая села, захватывая жителей в плен. Переговоры о мире были безуспешны, началась осада. Суздальцы были настолько уверены в победе, что заранее разделили для грабежа новгородские улицы.

Защищали Новгород посадник Якун (Ияков) и молодой князь Роман Мстиславич. Новгородцы, видя бесчисленных врагов, могли надеяться только на Божию помощь. Днем и ночью во всех храмах жители города возносили молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, прося о помощи и заступлении. Архиепископ Иоанн непрестанно молился несколько дней и на третью ночь услышал Божие повеление взять икону Богородицы, находившуюся в храме на Ильинской улице, и нести ее на городские стены.

Наутро духовенство и народ направились крестным ходом в указанный храм. Архиепископ Иоанн взял икону Богородицы, понес на городские стены и поставил напротив нападавших, но суздальцы не только не смягчились, а усилили приступ. Тучи стрел полетели на новгородцев, и одна стрела попала в лик Богородицы. Внезапно икона отвернулась от неприятеля, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы! В тот же момент суздальцев охватил ужас, они в помрачении стали поражать друг друга. Новгородцы, воодушевленные знамением от иконы Богородицы, вышли из города и разбили врагов. Многих взяли в плен, а спасшиеся бегством гибли от холода, голода и болезней в разоренных ими же новгородских землях.

После чудесного избавления Новгорода от многочисленного неприятеля архиепископ Иоанн установил праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы. Загадочным образом праздник был перенесен с 25 февраля, дня победы новгородцев над суздальцами, на 27 ноября. По одной из версий, это произошло потому, что 25 февраля приходится на дни Великого поста. По другой — дата 27 ноября была выбрана потому, что в этот день были именины Якуна (Иякова) — новгородского посадника, защитника города.

Чудотворную икону вернули в Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице, где она и находилась прежде. В 1356 году для нее построили собор Зна́мения Пресвятой Богородицы. В советские годы икона находилась в Новгородском музее-заповеднике. В 1980-е годы специалисты проводили ее реставрацию и обнаружили на доске следы от наконечников стрел, одна из ран находится над левым глазом Богородицы. Образ много раз поновляли. В 1527 году митрополит Макарий реставрировал его и украсил окладом. В настоящее время от изображения XII века остались лишь несколько крупиц краски и фигуры апостола Петра и мученицы Наталии на обороте (икона двусторонняя). Лик Богородицы специалисты датируют XVI веком. В настоящее время икона находится в Новгородском Софийском соборе.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, от которой явилось знамение в Новгороде. Середина XII века

Богослужение. Тропарь, кондак и канон празднику

Богослужебные тексты праздника Зна́мения Пресвятой Богородицы так говорят о событиях 1170 года:

Стрело́ю стрели́вших неразу́мне, о́бразу Твоему́ Пречи́стая, богора́нною стрело́ю тех уязви́, не то́кмо сердца́, но и душа́. И исто́чник честны́я ико́ны Твоея́ тем неутеши́мыи плачь наведе́. Нам же лю́дем Твои́м ра́дость ве́лию сотвори́ ико́на Твоя́ Пречи́стая Ма́ти Сло́ва. Ея́ же ра́ди спаси́ душа́ на́ша

(Неразумно стрелявших в Твой образ, Пречистая, Ты ранила Божией стрелою, не только сердца их, но и души. И Твоя икона, которой мы воздаем почести, стала для них источником неутешимого плача. Нам же, Твоим людям, радость великую сотворила Твоя икона, Пречистая Мати Слова Божия (Христа). Ради нее спаси души наши).

Песнопение празднику Зна́мения Пресвятой Богородицы знаменного распева из книги Трезвоны


Библиотека Русской веры

Канон Пресвятой Богородице, знамения от ея иконы в Новгороде →

Читать онлайн


Тропарь, глас 4.

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4.

Честнаго образа Твоего зна́мение, празднующе людие Твои, Богородительнице, им же дивную победу на сопротивных граду Твоему даровала еси, верою взываем: радуися Дево христианом похвало.

Иконы Богородицы «Зна́мение»

Икона Зна́мение Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу «Ора́нта» (от лат. orans — молящийся). Такие иконы существовали еще в IV-VI веках в Риме и Византии, а на Руси они появились в XI-XII веках. 

Богоматерь Знамение. Сербия, XIII в. Монастырь Сопочаны

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние», изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу с молитвенно поднятыми руками; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) — бла­го­слов­ля­ю­щий Мла­де­нец. 

Икона Божией Матери «Знамение». 1-я пол. XIII в. Копия чудотворной иконы. ГТГ
Икона Знамение, с чудесами. Конец XVII века. Кострома
Богоматерь Знамение. Россия. Конец XVI века

Интересно, что позднее, в XV веке, возникла икона об этой иконе. Она называется «Чудо от иконы Зна́мения (битва новгородцев с суздальцами)». В верхней части изображаются новгородцы, идущие крестным ходом с образом Зна́мения Пресвятой Богородицы. В середине изображены переговоры о мире и начавшаяся затем битва; множество стрел летит в икону Богородицы, находящуюся на городской стене. В нижней части изображено новгородское войско под предводительством святых князей Бориса и Глеба, великомученика Георгия и ветхозаветного вождя еврейского народа Исуса Наввина (в шлеме). Над головами суздальских воинов, обращаемых в бегство, — ангел с мечом.

Икона «Чудо от иконы Зна́мения (битва новгородцев с суздальцами)». Вторая половина XV века. Новгород

Храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы на Руси

В селе Грушевка Судакского района (Крымский полуостров) между 1361 и 1381 г. была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь необычного вида: из бутового камня сложено большое прямоугольное здание, украшенное скромными фронтонами, была многократно перестроена, но сохранила практически все свидетельства своей многовековой истории.

Храм в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы в с. Грушевка (Крым)

В 1625 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы была освящена церковь Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском. Храм занимает южную сторону монастырского двора и имеет обычную для построек XVII века этого типа планировку и конструкцию. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой.

Знаменская церковь Михаило-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском

В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Медведкове. Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе Медведково отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Димитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как «не соответствующий чину».

Знаменская церковь в Москве, в Медведкове

В Москве на Знаменке существовал храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание храма датируется началом XVII века, при допросе приверженцев Лжедмитрия. Также известно, что один из колоколов церкви имел надпись «подаянием приходских людей», которая появилась в 1600 г. Знаменская церковь находилась на углу улицы Знаменка и Большого Знаменского переулка (Знаменка, вл. 17), которые получили название именно по этой церкви. Храм стал каменным в 1646 году, позже перестраивался в 1657 г., а сама колокольня была возведена через десять лет. В 1929 году церковь была закрыта, спустя два года и вовсе разрушена.

Знаменский храм в Москве

В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен престол церкви Рожества Богородицы в Волоколамске (1535 г.), церкви святителя Николы в Коломне (около 1530 г.), церкви Николы в Пскове (1500 г.) и Никольской церкви с. Верхний Мост Псковской области (1450 г.).  

Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы

Бывший изначально местночтимым, новгородский праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы к XVI веку становится общерусским. Он весьма почитается и старообрядцами. 

В 1720 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы был освящен храм РПcЦ в Калуге. Церковь действовала до 1937 года, а в декабре 1941 года она оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена Преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси. Основной храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы.

Храм РПсЦ во имя Зна́мения Пресвятой Богородицы в Калуге

В с. Бобровка Республики Казахстан во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм РПсЦ.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Бобровка (РПсЦ)

В г. Оренбурге действует Знаменский храм РПсЦ. Кирпичный старообрядческий молитвенный дом передан общине староверов в 1892 году, после 1905 года перестроен. В 1931 году был закрыт. В 1993 возвращен РПсЦ и отремонтирован.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Оренбург

В с. Чуровичи Брянской области действует Знаменский храм РДЦ, построенный в 1870 году. Характерный для этого времени храм в русском стиле представляет собой подчеркнуто массивное купольное здание с крестообразной объемной композицией и ярусной колокольней. Здание церкви имеет пятигранную апсиду и цилиндрический световой барабан с большим куполом луковичной формы. К прямоугольной трапезной с запада примыкает высокая трехъярусная колокольня; над центром ее широкого нижнего яруса возвышаются четверик и восьмерик звона.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Чуровичи (РДЦ)

В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм ДПЦ в Санкт-Петербурге, в Рыбацком. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери 1 ноября 1883 г. В 1887–1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней. В конце 1920-х годов храм был закрыт, деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели «Нева». В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной в Знаменскую. С 1961 года в церкви возобновились богослужения.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург (ДПЦ)

Еще один храм ДПЦ в Санкт-Петербурге освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1906–1907 гг. старообрядческой общиной Поморского согласия.

Храм во имя Зна́мения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (ДПЦ)

Приметы и обычаи праздника иконы Богородицы «Знамение» 10 декабря 2022

Старики в этот день ждали особых знамений, смотрели на небо и надеялись увидеть, как небеса открываются и на них сверху смотрит сам Бог. Это означало спасение души. Они внимательно прислушивались и приглядывались ко всему, что происходило в праздник, надеясь получить ответ, что принесёт им будущее – хорошее или худое. Приход богатого гостя сулил хозяевам деньги и благополучие, а приход немощного старика предвещал бедность и скорую смерть. Паломники старались в этот день попасть на встречу к православным старцам в монастырях — верили, что в этот день они откроют им судьбу.

В этот день крестьянки охотно подавали милостыню — считалось, что это убережёт их от болезней. Поминали покойников: пекли постные пироги и хлеб и оставляли за воротами — для странников. Тот, кто брал угощение, должен был обязательно помолиться за усопших в этом доме.

На Знамение хозяйки старались не работать, но всё же можно было обрабатывать перья на подушки и перины и чесать лён. Конечно же, Богородица считалась заступницей женщин, девушек, девочек, а главное — рожениц. Если женщина мучилась родами, то из храма в дом приносили престольную икону Богородицы и просили священника открыть Царские врата, чтобы Бог быстрее помог женщине разрешиться от бремени. А если в храме крестили младенца-девочку, то на неё обыкновенно возлагали икону Богородицы, надеясь, что Пресвятая Дева возьмёт её под покровительство.

Фото © shutterstock

Фото © shutterstock

Начиная со Знамения рыбаки переставали ходить на рыбалку – считалось, что вся рыба уходит ко дну, в глубокие омуты. Возможно, в древности в этот день вся рыба напоминала православным о Христе, символом которого является её изображение. И крестьяне боялись ловить рыбу, чтобы «не поймать Христа».

Старики в этот день старались очиститься от всего плохого. Для этого выходили во двор и подставляли лицо зимнему ветру. Верили, что он унесёт с собой все болезни и горести.

В этот день все православные христиане посещали храм, заказывали молебны перед Знаменской иконой и ставили перед ней свечи. Богородицу в эти дни просили защитить от врагов, от бесовских наваждений и от бедствий: ядовитых, дьявольских «прилогов», мора, пожаров и нападения преступников. Перед Знаменской иконой молились и в том случае, если отправлялись в дальнюю дорогу.

Спасение новгородцев

Сама Икона Богородицы «Знамение» имеет богатую историю. Своё название она приобрела на Руси, однако изображение Богоматери — с воздетыми к Богу руками и младенцем Христом, благословляющим людей и показывающим свиток с Евангелием, было известно задолго до Крещения Руси. Медальон с такой иконой носил в VI веке византийский император Маврикий. А самый ранний образ относят к IV веку — он был найден в римских катакомбах.

На Руси образ впервые упоминается во второй четверти XII века. Это двусторонняя икона Богородицы «Знамение» из храма Преображения на Ильине улице, с которой связывают спасение Новгорода и прекращение братоубийственной бойни. Случилось это в 1169 году, когда стены Новгорода осадило войско князя Андрея Боголюбского. Когда стало ясно, что резни не избежать, новгородское духовенство вынесло на крепостную стену последнюю надежду — икону Богородицы. По преданию, она ослепила войско Боголюбского и внесла в его ряды сумятицу. Князь неожиданно опомнился и увёл войска от города. Новгород был спасён, а почитание Богородицы как заступницы вскоре распространилось по всей Руси.

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви в 1158—1160 годах. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века. Фото © Wikipedia

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви в 1158—1160 годах. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века. Фото © Wikipedia

Именно в честь спасения новгородцев архиепископ Илия установил праздник иконы Богородицы «Знамение». Однако в то время икону Знаменской ещё не называли. Это название закрепилось позже — в XV веке. Связывают его со словами библейского пророка Исайи, который сказал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил (Спаситель)».

И вскоре на Руси тут и там возникли храмы в честь образа Богородицы, а сама икона оказалась окружена огромным количеством легенд и сказаний. Если она где и появлялась, то непременно чудесным образом, «на воздусях», и везде от неё происходили чудеса.

Чудесные явления иконы в Великом Устюге

Например, великоустюжская престольная икона местного Знаменского храма чудесно явилась в лесу на Волчьем ручье на реке Двине. Её нашли «стоящу на обгорелом пни». Причём Богородица сама явилась во сне пожилому крестьянину Ивану Трифонову «из Пермогорской волости» и указала место, где он обретёт икону. Трифонову пришлось собрать товарищей и вместе с ними отправиться в лес. Вместе с этими людьми был и игумен Кирилл Белозерский. Дабы обрести икону, все члены экспедиции дали зарок не пить, не материться и соблюдать постные дни — среду и пятницу.

Фото © Wikipedia

Икону православные нашли там, где было обещано, а местный воевода тут же повелел на этом месте срубить часовню, в которой икона и находилась долгое время. Рубил часовню тот же Иван Трифонов, который после возвращения принял монашество, а перед смертью стал схимонахом Иаковом.

Это не вся история: на протяжении веков икону теряли, и ещё дважды она чудесным образом возвращалась к людям. Второй раз это случилось в 1774 году. Богородица явилась умирающему дворянину Иоанну Антипину и пообещала излечить его, если он достанет её икону из погреба, который находился «за два поприща от града Устюга близ реки Сухоны на горе Яиковской». Утром выздоровевший Иван отправился за иконой. Образ оказался невредим и тут же был водворён в храм, где перед ним отслужили молебен.

В третий раз икона явилась в XX веке — приплыла вместе с лесом, который сплавляли по реке Яик. Ни вода, ни брёвна не повредили икону. Её заметили на западне, когда она повернулась к людям ликом. Причём работник западни Василий хотел пронзить её багром, но неожиданно его словно кто-то толкнул — он промахнулся и упал в воду. А работница по имени Лидия тут же выхватила икону из воды, перекрестилась и поцеловала её. Позже она вспоминала, что до конца смены все мужчины ходили притихшими и не матерились. После смены она отвезла образ в устюжский собор Прокопия Праведного.

Спасла Курск

Своя икона Знамения была в Курске, её называли Курская-коренная. Впервые её упоминают в 1295 году, когда местный охотник нашёл её в корнях дерева. Когда он поднял её, из того места, где лежала икона, забил ручей. 200 лет икона находилась в часовне, срубленной на месте обретения, и являла чудеса и спасала Курск. В 1383 году часовню пытались сжечь монголы, но огонь погас. Монголы решили, что в этом виноват «колдун» — местный священник Боголюб, но священник указал на икону как на источник защиты часовни. Монголы разрубили икону пополам, а часовню сожгли. Но когда священник нашёл части иконы и соединил их, она срослась.

Фото © wikiwand

Благодаря ей Курск миновал лютый голод, обрушившийся на Русь в 1601–1603 годах. Куряне усердно молились Богородице, и курские земли принесли богатый урожай. А в 1612 году икона спасла город от войск поляков. Один из польских послов, явившихся в город с предложением сдаться, заявил, что видел Богородицу, которая сказала, что Курск не возьмут. Оказалось, что поляки действительно под городскими стенами видели женщину в сияющих одеждах, которую сопровождали шесть мужей с жезлами в «светосиятельных ризах». От видений в войске началось смятение, и оно ушло.

Почитание иконы приняло такие масштабы, что в Курске появился самый большой крестный ход, который совершался с иконой «Знамение» из города в Курскую Богородице-Рождественскую Коренную Пустынь и обратно. Случалось это на 9-ю пятницу после Пасхи, а 12 сентября икона возвращалась обратно. В начале XX века в шествиях принимали участие до 60 тысяч человек, съезжавшихся в Курск со всей страны.

Своя икона была в Белоруссии в городе Логойске. От других она отличалась тем, что Христос благословлял молящихся обеими руками, а нимбы вокруг него и Богородицы были изображены как бы с огненными лучами. Во время Великой Отечественной войны она была утеряна.

А в Сибири почитали икону Богородицы «Знамение» Абалакская. В этом случае Богородица явилась православной татарке Марии из села Абалак и повелела построить храм в честь иконы «Знамение» с приделами святого Николая и Марии Египетской. Богородица показала икону, которая должна быть написана. Мария рассказала об этом архиепископу, и тот начал строительство. Икона была заказана местному иконописцу, который был очень болен, но по мере написания образа выздоровел. От неё было явлено множество чудес, но образ был утрачен в 1924 году во времена богоборчества.

Чудотворная икона в Москве

В Москве чудотворная икона «Знамение» находится в Знаменском храме в Переяславской слободе (метро «Рижская»). Там находится список XVII века с новгородского подлинника. Она пережила нашествие французов: в 1812 году захватившие Москву враги не посмели сдёрнуть её со стены. Икона прославилась исцелениями. Например, по молебну перед ней в 1854 году был исцелён больной холерой аптекарь, уже находившийся при смерти. Ещё одна чудотворная икона находится в церкви святителя Николая в Хамовниках. Сюда она попала из Знаменского храма, стоявшего до большевиков в Зубове на Девичьем поле.

Комментариев: 0

avatar

Для комментирования авторизуйтесь!

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние», изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) — бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец — Спас-Эм­ма­ну­ил. Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри «Ни­ко­пеи», VI ве­ка, где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем «Зна­ме­ние», по­яви­лись на Ру­си в XI — XII ве­ках, а на­зы­вать­ся так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.

В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, — вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.

В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах Зна­ме­ния, кро­ме Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жа­ют­ся и чу­дес­ные со­бы­тия 1170 го­да. Чу­до­твор­ная ико­на 186 лет по­сле яв­ле­ния зна­ме­ния на­хо­ди­лась в той же церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це. В 1356 го­ду для нее был вы­стро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря.

Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны Зна­ме­ния из­вест­ны по всей Рос­сии. Мно­гие из них про­си­я­ли чу­де­са­ми в мест­ных хра­мах и бы­ли на­име­но­ва­ны по ме­сту яв­ле­ния чу­дес. К та­ким спис­кам ико­ны Зна­ме­ния от­но­сят­ся ико­ны Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­кая, Аба­лац­кая, Кур­ская, Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ская и дру­гие.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Знамение Пресвятой Богородицы

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: «[Че­ство­ва­ние] ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

оса­да Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

См. также: Икона Божией Матери «Знамение».

При­ме­ча­ния

[1] На уровне ис­то­ри­че­ской эти­мо­ло­гии, «знак», евр. `oth, греч. сэм­эй­он (от­сю­да «се­ми­о­ти­ка» – на­у­ка о зна­ко­вых си­сте­мах), лат. signum, – это бо­е­вой зна­чок ар­мии или под­раз­де­ле­ния (в древ­но­сти та­кие знач­ки за­ме­ня­ли во­ин­ские зна­ме­на); в пе­ре­нос­ном зна­че­нии – некий сим­вол, про­ро­че­ский знак («зна­ме­ние»), чу­до, яв­лен­ное через ка­кое-ли­бо зна­ме­ние. Мы го­во­рим (и тво­рим) «крест­ное зна­ме­ние» – это ви­ди­мый знак (зна­мя!) хри­сти­а­ни­на. Сам Хри­стос – «зна­ме­ние пре­ре­ка­е­мое (сэм­эй­он ан­ти­ле­го­ме­нон»). По­это­му Сво­е­му «недоб­ро­му по­ко­ле­нию» (или «ро­ду лу­ка­во­му»), упря­мо тре­бо­вав­ше­му зна­ме­ния, Хри­стос дал толь­ко од­но зна­ме­ние – «зна­ме­ние Ио­ны про­ро­ка» (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для уве­ро­вав­ших, «зна­ме­ние Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го» – Жи­во­то­во­ря­щий Гол­гоф­ский Крест. Вос­крес­ший Хри­стос дал Сво­им вер­ным мно­же­ство зна­ме­ний (Мк.16:17). Смот­ри­те от­лич­ный ко­мен­та­рий это­го тер­ми­на в кни­ге: Аве­рин­цев С. С. По­э­ти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1977 (и пе­ре­из­да­ния) (гла­ва «Знак, зна­мя, зна­ме­ние»).

Знамение 

Дата в 2023 году: 10 декабря , воскресенье
Другие названия:   Зимнее знамение
Церковное название:   Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»
Значение:   Почитание иконы Знамение Пресвятой Богородицы
Традиции:   Толкование различных знаков

10 декабря 2023 года (дата по старому стилю – 27 ноября) отмечается праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

В XII веке русские князья во главе с сыном Суздальского правителя А. Боголюбским вели захватнические набеги. В 1170 году они подошли к стенам Великого Новгорода. Жители, видя эту картину, стали усердно молить у Бога защиты. В третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал странный голос, который велел принести к стенам города образ Пресвятой Богородицы.

Когда процессия, несущая икону, приблизилась к городской стене, осаждающие начали стрелять, и одна из выпущенных стрел угодила в лик Божией Матери. Из ее глаз показались слезы, а лицо на образе повернулось в сторону города. После этого разум врагов затуманился, и они начали убивать друг друга. Так при помощи иконы жители Новгорода одержали победу.

Традиции и обряды

В этот день знающие и умеющие читать знамения люди очень внимательно прислушиваются и присматриваются ко всему вокруг в ожидании очередного предзнаменования. Владеющие искусством толкования знаков уверяют, что они есть. Главное – их заметить и правильно «прочитать». Вера в чудеса бессмертна. Она, как и надежда, не покидает людей, которые хотят стать частичкой чего-то великого и волшебного.

Приметы

Рыбалка в этот день будет неудачной, потому что вся рыба в праздник Знамение уходит в омут.

Если на восходе солнца стать лицом к северному ветру, то он унесет с собой все печали, горести и беды.

Если печной дым стелется по земле, то будет оттепель, а если столбом вверх идет, то жди морозов.

Заря окрашена в ярко-красный цвет – в ближайшее время погода будет ветреной.

Если из коровника доносятся сопение и фырчанье, то скоро наступит резкое похолодание.

Какого числа Знамение в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
10 декабряВт 10 декабряСр 10 декабряЧт

Другие праздники

Праздники России

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 46
Сколько всего было просмотров: 18833

Икона Знамение Пресвятой Богородицы – одна из наиболее почитаемых и древнейших в русском православии. На иконе изображена Богородица, которая держит руки поднятыми во время молитвы, а на груди у нее – образ младенца Иисуса. 

Верующие на днях отмечают праздник в честь иконы. Говорят, что она связана со множеством чудес. Какова история иконы, в чем значение чудесного образа Богоматери, в чем она помогает? Подробнее рассказываем в материале РЕН ТВ.

Когда празднуется икона Знамение

Этот светлый праздник отмечается 10 декабря (27 ноября по старому стилю) в честь чуда, произошедшего в Новгороде. Считается, что его решили отмечать именно в это время, а не в феврале (когда произошло чудо), чтобы не нарушать службу сырной седмицы или Великого поста.

Считается, что в этот день нужно быть особенно добрым и милосердным, помогать людям, молиться и возносить хвалу Богоматери.

Фото: © РИА Новости/Павел Балабанов

История иконы Божией Матери «Знамение»

Знамение Пресвятой Богородицы – это богородичная икона, относящаяся к иконографическому типу Оранта. Первые образы Богородицы с поднятыми руками появились еще на заре христианства. Похожий образ находили в Риме в IV столетии нашей эры – в катакомбах святой Агнии.

Следы появления этого чудесного и светлого образа на Руси относятся к февралю 1170 года. Принято считать, что когда войско сына Андрея Боголюбского Юрия взяло в осаду Новгород, священнослужители и простые люди стали надеяться на Божье чудо – их шансы в битве были малы. Тогда архиепископ Иоанн услышал голос, который велел ему отнести икону Божьей Матери на городскую стену. Стрела попала в святой лик, и тогда Богоматерь, ее образ вознесся над людьми и повернулся лицом к новгородцам, пытающимися держать оборону родного города. И противник бежал в страхе.

В память об этом чуде архиепископ Иоанн установил празднование в честь иконы Знамения Богородицы.

Где сейчас находится икона Божией Матери «Знамение»

В Великом Новгороде и сейчас есть такая икона с Богоматерью: по оценкам историков, она была создана во второй четверти XII века. Она хранится в Софийском соборе. Ее размеры: 59 на 52,7 см. На полях можно увидеть фигуры святых Георгия Победоносца, Иакова Персянина, Петра Афонского и Онуфрия Великого (или Макария Египетского). 

Возможный автор иконы – архиепископ Макарий.

Фото: © Wikipedia/Дар Ветер

Списки иконы и чудеса

На Руси были сделаны многочисленные списки со знаменитой иконы. Некоторые из них считаются чудотворными и получили свои назначения по местам, где произошли чудеса. Так, есть Абалакская икона «Знамение» Божьей Матери: считается, что Богоматерь явилась во сне вдовице и велела построить церковь в Абалаке. Оригинал этой иконы был утрачен, но с него тоже успели сделать несколько списков, которые сейчас творят чудеса в храмах Томска, Новосибирска, Дивногорска и других городов Сибири.

Также среди списков – Курская Коренная икона «Знамение «Божьей Матери (по преданию, охотник нашел ее недалеко от сожженного татарами Курска, и на этом месте возник родник), Албазинская (считается, что она защитила Благовещенств от китайцев), Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая, Царскосельская (святыня дома Романовых) и другие.

Значение иконы «Знамение»

Знамение – это знак свыше. Богоматерь изображена в образе Оранты – то есть, «Молящейся». На ней багровый мафорий, являющийся символом и мук, и царствия, с которыми предстоит столкнуться по судьбе ее сыну. Оранта – популярный иконописный тип, который зародился в Византии. Принято считать, что это образ Девы в момент Непорочного Зачатия. Своим жестом она благодарит Бога за честь и одновременно благословляет нас.

По данным из открытых источников, оригинальная икона написана в византийской манере, а ее древко предназначено для несения во время Крестного хода.

Фото: © ТАСС/Дмитрий Фомичев

В чем помогает икона «Знамение»

Чудесная икона «Знамение» помогает, главным образом, для защиты от врагов. Под врагами могут подразумеваться и внутренние качества человека, его грехи – жадность, злобность, склонность к прелюбодеянию и вредным привычкам.

Также перед светлым образом часто молятся о решении конфликтов, о защите от стихийных бедствий, о справедливости, об исцелении (особенно от болезней глаз), о совете, о защите дома, семьи и детей, об укреплении веры и избавлении от сомнений, о пути истинном, о потерянных вещах.

На ряде сайтов сказано, что перед утренним умывание в этот день важно выйти на улицу и постоять на ветру, чтобы он прогнал с человека все дурное. В этот день стоит заняться выпечкой. А в ночь на 10 декабря, как считается, душа общается с разумом и может послать ему знаки и сны.

Молитвы чудотворной иконе «Знамение»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь. 

Фото: © РИА Новости/Юлия Честнова

Что нельзя делать в день иконы Божией Матери «Знамение»

По информации с различных ресурсов, в этот день нельзя заниматься конфликтами. По поверьям, также стоит отложить рукоделие, чтобы «не зашить тепло» и не привлечь холода. Если в этот день сильный ветер, то с утра нельзя умываться и причесываться. Также верят, что нельзя рыбачить, лишний раз пользоваться острыми предметами, проводить шумные мероприятия.

Кроме того, сейчас идет Рождественский пост, поэтому также нельзя есть мясо, молоко, яйца, животный жир, употреблять алкогольные напитки.

Знамение отмечают православные христиане 10 декабря 2022 года в честь памяти иконы Божией Матери

Православно-народный праздник Знамение, или День иконы Божией Матери ежегодно отмечается верянами 10 декабря. Праздник имеет постоянную дату, поэтому каждый год отмечается в одно и то же время. Предки верили, что в этот день стоит более внимательно относиться к разным знакам, которые дает судьба, чтобы не было в будущем проблем.

История Знамения, как появился праздник

В церковном православном календаре есть больше двухсот почитаемых икон Богородицы, а во всем свете их есть в четыре раза больше. Такой огромное разнообразие образов принято делить по типу изображения. Самым ранним считается Оранта, что означает “молящаяся”.

Богородица показана с поднятым и разведенными руками, распрстертыми ладошками, то есть, в стандартном стиле заступнической молитвы. На Руси икону Оранту назвали Знамением после уникального знамения от Новгородской иконы, что случилось в 1170 году.

В то время общие силы русских правителей под руководством отпрыска Андрея Боголюбского, смогли захватить Великий Новгород. Они хотели наказать жителей города за неподчинение и выгнать их из города. Спустя несколько дней молитв, архиепископ Иоанн расслышал голос, который велел ему взять икону в Преображенском раме и обойти вместе с ней стену крепости.

Предание говорит, что во время хода враги запустили сотни стрел, и только одна попала в лик Богородицы. Из ее глаз покатились слезы, а она повернулась к новгородцам. Противники же были объяты ужасом, бросили все оружие и стали убегать. Жители города догнали врагов и получили победу.

О чем принято молиться иконе Пресвятой Богородицы “Знамение”

В истории данного образа есть очень большое количество чуда. В древние времена икона часто помогала всем, что пред ней молились в разных жизненных ситуациях. Ее молят о благополучии, обереге от войн и защите от врагов.

Икону принято считать покровительницей тех людей, что мучаются от душевной или физической боли. Икона помогает побороть серьезные заболевания и дарит излечение. Кроме того, пред ликом Девы Марии, православные произносят молитвы об исцелении семьи и разрешении споров меж членами семейства.

Уникальное обозначение праздник имеет для представительниц прекрасного пола, у которых не получается родить малыша. Они обращаются к образу Романа Чудотворца. Два образа способны помочь и избавить семью от бездетности.

Особых обрядов на данный праздник нет, верующие просто отправляются в церковь, чтобы помолиться, зажигают свечи возле образа Божией матери. В древние времена нельзя было на праздник заниматься трудными физическими делами. Домашние дела также лучше переносить на другой день, к примеру, стирку и уборку.

Предки считали, что рыбалка в праздник является бессмысленной, так, как все рыбы к этому дню, по народным примерам, должны спрятаться в омуты. Вот только было принято бродить по лесам, искать рога оленей, что в данный период времени их скидывали.

Традиционно, во время праздника принято прислушиваться к разным знакам в жизни. Говорят, что только 10 декабря они являются самыми точными и четкими. Они способны предупредить и отвадить беду. Не зря же первое знамение Богородицы спасло жизни большого количества людей.

Знаки, что появляются в данный день, хранят от ненастья и серьезных горестей. Стоит не просто рассмотреть их, но и правильно растолковать. Для этого стоит отказаться от своих проблем и детально послушать свои чувства.

Предки смотрели за облаками в праздник, небом и птицами, слушали шум ветра. Говорили, что яркие звезды на темном небе предсказывают мороз, а тусклые являются предвестниками оттепели. А вот красный закат сулил сильные ветра.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

10 декабря 2022 года отмечается праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Знамение – один из почитаемых праздников в православном календаре. Этот день, 10 декабря, верующие вспоминают историю, в которой большое значение имеет икона Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, на третью ночь осады Новгорода глава местной церкви услышал прозвучавший сверху голос, который приказал вынести ту самую икону из церкви Спаса Преображения и обойти с нею городскую стену. Так одна из стрел наступающего войска попала в священный образ. Когда из глаз Пресвятой Богородицы полились слезы, вражеское войско оказалось в ужасе. Они, бросив оружие, отступили.

Традиции

10 декабря в церквях проходят торжественные службы. После их посещения верующие обычно устраивают семейный праздничный обед.

Что нельзя делать 10 декабря

Накрывая на стол, стоит помнить про Рождественский пост, который начался в конце ноября и продлится вплоть до 6 января. То есть ничего, кроме постного, употреблять нельзя. в праздник иконы Пресвятой Богородицы. Среди запретов в этот день – рукоделие, причесывание и рыбалка.

Приметы

В этот праздник обращают внимание на небо и поведение животных. Если заря на Знамение багровая, значит, стоит ждать ураган или бурю. Прижимающиеся друг к другу коровы предупреждают о наступающем морозе. Слышно чириканье воробьев – потеплеет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда божественный праздник варвары
  • Когда ближайший христианский праздник
  • Когда ближайший религиозный праздник
  • Когда ближайший праздник у мусульман 2022 год
  • Когда ближайший праздник родители