Когда бывает праздник духов день

Духов день отмечается 5 июня в 2023 году. Характеристика события, особенности подготовки, традиции празднования в России. Краткая история появления. Даты народных праздников в 2023 году.

Духов день (День Святого Духа) 

Дата в 2023 году: 5 июня , понедельник (на следующий день после Троицы и всегда в понедельник)
Другие названия:   Понедельник Святого Духа; Иван-да-Марья; праздник Нисшествия Святого Духа; второй день Пятидесятницы; Клечальный понедельник; Духови; Духова; День Духа; Духовден; Святой Дух; Земля именинница; именины Земли; Провожание русалок; Русальница; Русалье
Значение:   в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи
Традиции:   освящение колодцев; гадание по венкам на счастье и удачу; обряд «кормления земли»

Народный праздник Духов день (День Святого Духа) отмечается на 51-й день после Пасхи. В 2023 году он приходится на 5 июня.

День Святого Духа

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Церковь установила этот праздник в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи. Он создан с целью донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всякой жизни. Он обладает всем тем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три лика – Отец, Сын и Святой Дух. Об этом говорит Православная Церковь.

В Библии больше всего упоминаний и размышлений о Святом Духе встречается у Иоанна. Но в день праздника церковь постановила чтение из 18 главы Евангелия от Матфея. В нем рассказывается притча о пастухе и отбившейся от стада овце, о человеколюбии и обличении. Также говорится о том, что истинным православным христианам дана власть судить мир и о том, как важна молитва для человека.

Традиции и обряды

В Духов день батюшки освящают колодцы. По поверью, именно там прячутся русалки после того, как выходят из водоемов. Кто опасается присутствия водяных духов в доме, выставляет на подворье стол с хлебом-солью. После окропления святой водой колодцев священник посещает жилища и кропит ею стены.

Девушки бросают в воду венки и гадают на счастье и удачу. Если венок идет ко дну – это не к добру, а если остается на поверхности – к удаче.

Самые старшие женщины устраивают обряд «кормления земли». Они расстилают скатерти на лужайках или полях и трапезничают. Через время прерываются, чтобы часть блюд разнести по разным местам и оставить на земле.

Русалки в Духов день покидают озера и реки. Они гуляют по просторам, одаривают влагой луга и поля. После этого побеги растут гуще и колосистее.

В день праздника на землю сходит священный очищающий огонь, от которого прячется вся нечистая сила. А Святой Дух спускается с небес еще накануне праздника. Он пребывает среди людей и заходит в дома.

Приметы

Какая погода в этот день, такими будут следующие шесть недель.

В Духов день нельзя говорить «за водой», иначе можно погибнуть от воды. Нужно произносить «по воду».

Запрещается что-то втыкать в землю или вырывать из нее.

Нельзя ловить отражение в воде – так можно потерять любовь.

Какого числа Духов день (День Святого Духа) в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
24 июняПн 9 июняПн 1 июняПн

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 4
Сколько всего было просмотров: 65999

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наверняка все знают эту богословскую фразу. Так вот именно упомянутому в ней Святому Духу и посвящен Духов день.

Чтобы узнать какого он числа, нужно отсчитать ровно 51 день после Пасхи. Кстати, нетрудно заметить, что 51-й день после Воскресения Христова — это всегда понедельник, к тому же не просто первый день очередной недели, а понедельник после Святой Троицы. В связи с этим у праздника появилось второе название — Духов понедельник.

Если все правильно подсчитать, то выходит, что в 2023 году Духов день приходится на 5 июня, это как раз понедельник (православная же Троица — на 4 июня).

Однако все вышесказанное справедливо только для православия. Католики же отмечают Духов день одновременно с Троицей, то есть не на 51-е, а 50 сутки после Пасхи. Причем в Римско-католической церкви у праздника также есть второе название — Праздник Сошествия Святого Духа.

История

Чтобы узнать историю появления этого праздника, нужно заглянуть в Новый Завет. В книге Деяний святых апостолов, в частности, рассказывается о том, как в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух.

Случилось все, как водится, в Иерусалиме, а именно в Сионской горнице, где в тот момент молились апостолы. Внезапно все это помещение заполнил небывалый шум с неба, напоминавший завывания сильного ветра, и именно в тот момент на каждого из молящихся сошел Святой дух (в виде огненных языков). После случившегося апостолы заметили в себе некоторые перемены: они научились исцелять больных, пророчествовать и говорить на разных языках (все эти дары были даны ученикам Христа, чтобы ничто не мешало им ходить по планете и нести Слово Божье в самые разные страны).

Традиции

Между тем многие традиции, связанные с Духовым днем, не имеют ничего общего с христианством. Все дело в языческих корнях этого праздника.

Так, восточные славяне верили, что у земли в Духов день именины, а также что она наполнена будущим урожаем. В связи с этим в Духов понедельник запрещалось каким-либо образом «тревожить» или «ранить» землю — полагалось отдыхать, ходить в церковь и молиться. Причем запрещены были не только земляные работы, но и, как и во всякий большой церковный праздник, работы по дому (то есть уборка, стирка и т.д.).

Однако это еще не все запреты. Также в Духов день и всю следующую за ним неделю запрещалось купаться. Считалось, что в этот период водоемами заправляют русалки, которые легко могут утащить ослушавшегося человека на дно.

Но придумав столько запретов, люди все равно находили, чем заняться. Так, у женщин в Духов день была своя почетная миссия — они должны были «накормить землю», чтобы усилить ее плодородие. Для этого устраивался «бабский пир»: под вечер хозяйки выходили в поле на своеобразный пикник, при этом периодически они прерывали трапезу и начинали раскладывать принесенные продукты на землю, чтобы та «поела».

Кроме того, известно, что в Духов день люди «слушали землю». Для этого они вставали очень рано, еще до рассвета, выходили в поле и прикладывали ухо к почве в надежде, что в этот предрассветный час земля поведает им какую-нибудь тайну бытия.

Еще одна традиция Духова дня — совершение крестного хода вокруг полей (таким образом наши предки хотели призвать благословение на землю-матушку). Также обязательным пунктом праздничной программы во многих селениях было освящение колодцев (чтобы они не пересыхали в жаркую погоду, и у людей всегда была вода).

Кстати, некоторые обычаи Духова дня сохранились до настоящего времени. Например, до сих пор особое внимание уделяется березовым веткам, освященным на Троицу: их и сейчас принято брать домой, чтобы поставить около икон (считается, что в Духов понедельник души умерших спускаются с небес на землю и садятся на ветки этого распространенного в наших широтах дерева).

Также в Духов день не забывают и об освященных накануне травах: их собирают, сушат, а потом в случае необходимости делают из них отвары и поют ими больных, чтобы те быстрее выздоровели. Вообще, в Духов понедельник всегда было принято собирать целебные растения, так как в этот день, как считалось, они обладают магической силой.

Кроме того, по традиции в Духов день семьи собираются за праздничными столами, на которых обязательно присутствуют караваи, пироги и блины. При этом не всегда эти застолья устраиваются дома, некоторые предпочитают выбираться с родными на природу.

Интересные факты

  • Такие названия праздника, как Духов понедельник или понедельник Святого Духа, существуют только в православии. Дело в том, что у католиков этот праздник отмечается не на следующий день после Троицы, а одновременно с Воскресением Христовым (то есть, как понятно из названия, в воскресенье).
  • Наши предки были уверены, что в Духов день начинается лето. Причем по этому дню определяли погоду на ближайшие шесть недель: согласно народным приметам, все эти полтора месяца будет такая же погода, как в понедельник Святого Духа.
  • Духов день считается своеобразным днем рождения Церкви. Чтобы понять почему, достаточно вспомнить историю появления этого праздника: ведь именно в этот день апостолы пошли по миру, чтобы донесли Слово Божие до всех обитателей планеты.
  • Наши прародители верили, что накануне Духова понедельника сам Святой Дух спускается с неба и распространяется по всей земле и даже проникает в дома. Причем у некоторых народов было принято заранее позаботиться о том, чтобы Святой Дух смог попасть в их жилища (обычно для этого открывали все двери и окна).

День Святого Духа

Даты

Историческое содержание

В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).

До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).

Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке (возможно, как раз специально для этого дня). В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.

На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на налое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.

Развернуть

Богословское содержание

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Учение о Святом Духе в службе праздника можно условно разделить на две части: ипостасные свойства Святого Духа и Его действие в мире (Промысл). 

К учению об ипостасных свойствах Духа можно отнести утверждения о Его самобытности, равенстве Богу Отцу и Богу Сыну в достоинстве и власти: «Отеческая Божественная сила грядущая есть, самоповелительная» (4-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь), «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца…» (5-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь). Также делается акцент на различии между исхождением Духа от Отца и Его посланничеством от Сына: «…Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен…» (тропарь 5-й песни 1-го канона); «Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником» (1-й светилен). Здесь выражена важная идея православной догматики: ипостасное бытие Святой Дух получает только от Отца через исхождение, тогда как в послании Святого Духа в мир, которое является актом домостроительства, может принимать участие и Сын. В принципе, это можно рассматривать как поэтический парафраз слов Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит…» (Ин.15:26).
О действиях Святого Духа в мире подробно говорится в 3-й стихире на «Господи, воззвах…»: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный». В каноне же особо акцентируется внимание на том, что именно Дух Святой очищает человека от греховной скверны: «…Дух… вещества ненавистного палительный скверн, кала же смыслов чистительный…» (6-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь); Он же делает людей причастниками благодати Божией, сообщает им святость: «Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух, от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится» (5-я песнь, 1-й канон, тропарь). 

Развернуть

Иконография праздника

Основной иконой праздника является Троица преподобного Андрея Рублева (Об этой иконе и о других изображениях Святой Троицы можно прочитать в книге И. К. Языковой «Богословие иконы»). Этот образ полагалось класть на центральный аналой храма в старопечатных Уставах (1-я половина XVII века). Троица преподобного Андрея Рублева – единственный каноничный образ Святой Троицы. Иные изображения Святого Духа (в первую очередь так называемая «новозаветная Троица», на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Бог Сын – в привычном образе молодого мужчины, Бог Дух Святой – в виде голубя) считаются неканоническими.

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

Повечерие

Это повечерие многие служат ради положенного на нем канона Святому Духу.

Канон Святому Духу из Триоди. Ирмосы по дважды, тропари на 4 (т.к. в каждой песни всего 4 тропаря, то каждый читаем по разу). Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (т.к. канон посвящен Одному Лицу Пресвятой Троицы, то припев канона утрени «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» здесь неуместен). По 6-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» и особый седален праздника. По 9-й песни — катавасия Триоди вместо «Достойно есть…».

По Трисвятом: кондак праздника.

Полунощница

Совершается праздничная полунощница с привычными особенностями такой службы:

по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника;

по 2-м Трисвятом поется кондак праздника;

— заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения…» опускается.

Утреня

Совершается утреня, почти идентичная утрени Пятидесятницы за вычетом только полиелейной части. В Триоди понедельник имеет только одно особое песнопение, которое в современной службе праздника не встречается— седален по 3-й песни канона «Всесвятый Дух, ныне сошед…». Во всех остальных частях употребляются буквально те же песнопения, что на сам праздник. Отдельно следует сказать о пении канона: хотя поются те же самые каноны, в целом канон совершается несколько менее торжественно, ибо 2-й канон поется на 6 (в сам праздник — оба канона на 8), да и катавасия поется только одна — «Божественным покровен…» (а не две).

Литургия

Антифоны изобразительные (а не праздничные).

«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канонов праздника.

По входе: Входный стих праздника — единственный случай, когда в первый день попразднства повторяется входный стих праздника! Тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.

Прокимен и Аллилуиа — особые (прокимен и аллилуиарий праздника опускаются).

Апостол и Евангелие — особые.

Задостойник и причастен Пятидесятницы.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой Пятидесятницы.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Духов день

Иногда да, иногда нет – так можно ответить на этот нередко задаваемый вопрос. Ведь уже с первых веков Церкви разные общины христиан праздник Троицы и Духов день отмечали несколько по-разному.

Содержание страницы

  • День Святого Духа – что это за праздник?
  • История установления
  • Особенности богослужения
  • Когда отмечается Духов день?
  • Дата праздника в 2022 году
  • Как отмечают Духов день?
    • Традиции и суеверия
      • Именинница земля
      • Открытие тайн
      • Дух и души?
      • Дух и духи?
      • Лучший день для траволечения?
    • Приметы и обычаи
  • Что нельзя делать в день Святого Духа
  • Молитва Святому Духу
  • Молитва
  • Поздравления в стихах и прозе
    • Похожие статьи

День Святого Духа – что это за праздник?

Это особое молитвенное поклонение, совершаемое Церковью именно Третьему Лицу Святой Троицы. Православная Церковь совершает его на другой день после праздника, именуемого Троицей – так как через Сошествие Духа на Апостолов было довершено домостроительство человеческого спасения. Это также – день, когда человечеству явлен Бог как Святая Троица, Триединство Отца, Сына, Духа.

Сошествие Святого Духа

 День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова.

Само событие, послужившее для него основанием, хорошо известно из книги «Деяний Апостолов», написанной св. Лукой. Ее первые главы рассказывают о Вознесении Господнем, а также о событии, случившемся на 10 день после него (или – на 50 после Воскресения Христова). Тогда община учеников Христовых пребывала «единодушно вместе», ожидая исполнения обетования Христова о том, что им будет послан «Утешитель». Вот как описывает происшедшее св. Лука:

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Лк.2:2-4)

Так родилась Церковь – тогда же, после горячей проповеди св. Петра, сказанной Духом Божиим, к общине чрез Крещение присоединилось до 3000 уверовавших иудеев. Такова сила Третьего Лица Святой Троицы.

Читайте также: Когда Троица в 2022 году у православных

При этом, как подчеркивает, свт. Иннокентий Херсонский, не стоит думать, что до Сошествия на Апостолов Его не было в мире – напротив, свидетельства Его действий многообразны уже в ветхозаветные времена: Дух Божий «носился над водою» при создании мира (Быт.:1). Им жили, дышали праотцы Авраам, Исаак, Моисей, Его словами говорили пророки. Ведь Дух, будучи Богом, вездесущ, всепроникающ.

По слову свт. Иннокентия, «Ему неоткуда нисходить и некуда приходить: Он и без того везде есть и все наполняет. Сходить, приходить могут только существа ограниченные, а не Бог».

Потому, по слову свт. Иоанна Златоуста, бедный человеческий язык лишь пытается сказать о происшедшем, как «сошествии», не имея слов для точного выражения случившегося. Значение же его – то, что Дух явил Свою особую Силу, Благодать, именно в Церкви, общине учеников Христа, прежде всего – на самих учениках.

Святой дух

Фреска. Святой Дух на престоле. Рильский монастырь

Эта-то радость наполняет сердца христиан спустя почти два тысячелетия, до наших дней: до Сошествия были пророки, особые праведники, удостоенные Его особого посещения – ныне же дар имеет каждый христианин через Таинства Крещения, Миропомазания, когда священник произносит: «Печать Дара Духа Святого», помазуя священным миром члены тела верующего. Но особый праздник связан также с историческими обстоятельствами.

Миро

Миропомазание

История установления

Из всех христианских праздников Пятидесятница, может быть, древнейший, ведь его всегда отмечали Апостолы – как день своего духовного рождения. Впоследствии традицию продолжили их ученики, последующие христиане. Первоначально собственно отдельного Духова дня, Церковь не имела. Появился он на Востоке, при обстоятельствах особых, после II Вселенского Собора (май 381 г.).

Отдельное от Пятидесятницы празднование связано с тем, что на Соборе было осуждено ложное учение Македония, который отрицал Божество Духа. Дабы утвердить христиан во истине, Собор установил день особого почитания Третьего Лица Троицы.

А вот на Западе проблема ересей очень долгое время не стояла так остро; поэтому христиане еще с первых веков именовали 50 день по Пасхе Днем Сошествия Святого Духа, что соответствует историческому событию. Эта древняя практика сохранилась доныне.

Таким образом, сейчас:

  • у православных День Святой Троицы и Духов день – разные праздники; правда, это совершенно не значит, что на Пятидесятницу не почитают Третье Лицо, просто для этого, кроме Троицы, есть еще один, дополнительный день, что вызвано исторически сложившимися обстоятельствами;
  • у католиков, по восходящей к Апостольскому веку древней традиции, День Духа, собственно, один – день Пятидесятницы, так что здесь действительно можно говорить о двух праздниках внутри одного.

Особенности богослужения

Богослужения этого дня:

  • начинается накануне, с Вечерни (реально она служится непосредственно после литургии дня Святой Троицы, не вечером, а ближе к полудню);
  • первое песнопение, которое часто с воодушевлением поют все собравшиеся – молитва Святому Духу;
  • особенность этой праздничной Вечерни – особые коленопреклоненные молитвы – всего их три; по традиции, верующие впервые преклоняют колена после Пасхальных дней, когда земные поклоны не благословляются.

Духов день

Утром следующего дня служится праздничная литургия. Как накануне, она совершается в храме, украшенном зелеными ветвями, цветами – символами жизни, которую Бог дает этому миру.

Когда отмечается Духов день?

Православные празднуют его на 51 день после Пасхи, или на 2 – после Троицы. Он всегда приходится на понедельник.

Читайте также: Икона Святая Троица

Дата праздника в 2022 году

В 2022 году Духов День приходится на второй понедельник июня — 13 число.

Пасха в 2022 году

Переходящие даты церковного календаря. Троица, Духов День, Масленица 2022 года какого числа и когда Пасха

Как отмечают Духов день?

Распространение христианства по языческим странам очень часто сопровождалось как бы «наложением» праздников, связанных с новой верой, на прежние, обычаи, суеверия, традиции, связанные с почитанием природы, к которому так склонны язычники, особенно земледельцы, трепетно чувствующие жизнь леса, поля, их пробуждение весной, ранним летом. А именно на это время обычно приходится Пятидесятница и следующее за ней празднование.

Традиции и суеверия

Их «коллекция» у современных этнологов очень обширна.

Именинница земля

Многие славяне считали, что «день рождения» земли приходится именно на этот день, причем в самом прямом, буквальном смысле – это день сотворения Богом мира. Ведь сказано же Книгой Бытия но «носившемся над водою» Духе.

Икона сотворение мира

Поэтому:

  • Третье Лицо Троицы сходит с небес, разливаясь по лугам, полям; поэтому категорически запрещено работать, вообще тревожить землю, «беременную» урожаем, ожидающую небесного благословения; присутствие суетящегося человека здесь вредно: якобы, увидев такого, Дух «свернет с пути», не благословит поле – все это о Том, Кто «везде Сый и вся Исполняяй»!
  • хорваты нарочно открывали окна, двери, чтобы Дух мог посетить дом; правда, делали они это на Пятидесятницу непосредственно, ведь это – католический народ, а значит отдельного Духова дня у них нет;
  • кроме того, существовал обычай «кормления» «именинницы», причем по древней языческой традиции делали это пожилые женщины; они выносили трапезу на поле, вкушали яства здесь же; затем старшая по возрасту начинала разносить еду по полю, прикапывая куски пищи; при этом произносились ритуальные слова: «Земля-именинница, дай нам урожай».

С этими языческими традициями вполне уживался… крестный ход вокруг полей с окроплением их святой водой.

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Крестный ход

Открытие тайн

Считалось, что земля на праздник может открыть человеку сокровенное. Что именно? Разумеется, где лежат клады. «Слушать» их многие также ходили на поле. Понятно, что здесь от христианства вовсе нет ничего.

Ответ на вопрос, какую веру принять, связан с верой в Бога Создателя и Промыслителя мира

Современные ученые считают математически невозможным случайное зарождение жизни на Земле

Дух и души?

Крестьяне многих местностей вполне серьезно были убеждены, что вместе с Духом людей посещают их умершие близкие – их души прилетают, и… садятся на ветви берез, которыми принято было украшать дом, наличники окон, а также красный угол.

Дух и духи?

Русские крестьяне вполне серьезно верили в существование разных одушевленных существ вроде русалок. Считалось, что они выходят на землю. Это хорошо: где пробегут русалки, будет больше влаги земле. Впрочем, их же опасались, потому всегда звали священника освятить колодцы – где русалки тоже могли скрываться… А пастыри чаще всего шли на поводу у прихожан.

На Украине, например, священники освящали кладези, сначала общественный, деревенский, затем личные, по частным домам. Радушные хозяева выставляли во дворе столы хлебом да солью, потчевали батюшку. А пастырь кропил святой водой дом – «чтобы русалки не беспокоили…»

Иногда своего рода «культ» русалок соединялся с представлением о посещении земли душами предков. Например, крестьяне Калужской губернии приходили к освященным колодцам, где ритуально умывались. А уходя – оставляли рядом еду, подобно тому, как сейчас многие суеверные люди оставляют «для умершего» на могиле печенье, конфеты.

ЛИТИЯ НА МОГИЛЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННОГО АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА

Лучший день для траволечения?

Впрочем, многие верующие (вот только во что?) были также убеждены, что всякого рода нечисть, вроде русалок, леших, на праздник «страшится бродить по земле». Поэтому это – лучший день для того, чтобы приготовить целебные отвары трав или другие снадобья.

Приметы и обычаи

С праздником связывались также многочисленные приметы – уже не столько остатки язычества, сколько просто – проявления наблюдательности селян, живших бок о бок с природой:

  • считалось, что с этого дня начинается настоящее тепло, почему говорили: «Не верь теплу до Духова дня»;
  • кроме того, русские крестьяне считали, что какой будет погода дня, такими – ближайшие шесть недель; с учетом того, что праздник – чаще всего июньский, а также того, сколько времени у нас вообще длится лето, речь шла о погодных условиях почти до начала осени;
  • а вот примета малоприятная: хорватские поселяне, замечавшие, что с приходом настоящей весны просыпаются насекомые, говорили весьма неблагочестиво: «Пришёл Святой Дух, принёс один мешок мух, другой мешок блох»; они старались обязательно сделать уборку дома (именинница только земля, но не жилище!), иначе обязательно заведутся те самые блохи.

Что нельзя делать в день Святого Духа

Разумеется, следовать языческим суевериям, помня слова Самого Господа, о «хуле на Духа Святого», которая «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).

Конечно, Господь до бесконечности долготерпел немощным, зависящим от, как казалось, капризов природы, погоды, крестьянам. Тем более, что они часто были действительно несведущи по части истин веры, зато имели пусть «простецкое», но искреннее благочестие, хотя причудливо сочетавшееся с остатками верований поколений языческих предков.

Что же сказать о нынешнем человеке, грамотном, имеющим возможность почитать Евангелие, книги святых отцов – и при этом совершающим какое-нибудь «кормление земли» или «заклинание русалок», оставляющем еду у колодца? Не вспомнить ли слова Христа:

«Не искушай Господа Бога твоего»?

Молитва Святому Духу

Молитва

Поздравления в стихах и прозе

Вот некоторые примеры того, как можно поздравить с праздником близких:

«В Духов день искренне поздравляю и от чистого сердца хочу пожелать света и тепла в доме, радости и счастья в душе, милости и любви в сердце, добрых людей и удачи на пути. Пусть праведными будут мысли и деяния, пусть небеса подарят благодать, крепкую веру и неугасаемую надежду».

Духов день приходит летом,

Вслед за Троицею к нам,

Освещен он ярким светом,

В этот день идем мы в храм!

Молимся Духу Святому,

Чтоб от грехов нас уберег,

Чтоб искушению любому,

Дать отпор бы нам помог!

Вас с днем Духа поздравляю,

Во имя Сына и Отца,

В Духов день я вам желаю,

Верой укрепить сердца!

Некоторые распространенные в сети поздравления содержат упоминания различных народных примет, суеверий о «добрых духах», «имениннице земле». Выбирать такие для близких, конечно, не стоит.

Он с нами от начала мира. Его дары – многообразны, благодатны, но – не принудительны. По слову русского поэта XIX в., Ф.И.Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

А надо просить… Может быть, это – особый смысл праздника для нынешнего потерявшего себя человека.

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками…

День Святого Духа, Духов день — 5 июня в 2023 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2023

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев. Духов день

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Духов день

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Читайте также — Святой Дух

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Читайте также — Святой Дух как Бог

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

День Святого Духа - Духов деньНо в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по:  Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Читайте также про Духов день:

  • Православные отмечают Духов день
  • Дух Святой и дело Христово

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Радостью и надеждой верующих на спасение и жизнь вечную освещен большой православный праздник, который имеет необычное название Духов день.

Содержание статьи

  1. Духов день (День Святого Духа) — что это за праздник
  2. История, традиции и обряды

    1. Народные и погодные приметы, обычаи
  3. Какого числа будет в 2022 году
  4. Что можно и что нельзя делать в этот день

Верующие отмечают его много столетий подряд. В старину торжество называлось по-разному: Духов понедельник, Русалье, проводы хранительниц водоемов Русалок, День сошествия на грешную землю Святого Духа, именины земли-кормилицы.

den-svyatogo-duha-osobennosti-prazdnika-ego-narodnye-tradicii-obychai-i-primety-2.jpg

Духов день (День Святого Духа) — что это за праздник

Чтобы понять суть торжества, следует обратиться к информации, изложенной в Новом Завете. Там среди деяний последователей Христа святых апостолов сказано о сошествии Духа в день Святой Пятидесятницы. События произошли в духовной еврейской столице Иерусалиме. Апостолы и Богородица читали молитвы, обращенные к Господу, в Сионской горнице. Ни с того ни с сего раздался сильный, будоражащий шум, исходивший с небес. Он чем-то напоминал свист сильного ветра, сносящего все со своего пути.

На каждого апостола, находящегося в Сионской горнице, и Святую Деву Марию сошел Дух: их тел коснулись огненные языки, при этом ничто вокруг не воспламенилось, и никто не пострадал. Вскоре после этого события ученики Христа стали замечать, что у них появились способности, которыми они не обладали раньше. Они с легкостью стали исцелять людей с тяжелыми заболеваниями, у них появилось умение предсказывать будущее.

Но самым удивительным было такое открытие: апостолы стали понимать иностранную речь. Им стало легко самим говорить на разных языках, которые раньше им были не знакомы. Господь неслучайно наделил их уникальным даром: он дал им возможность нести по всему миру слово Господне и распространять христианскую веру.

История, традиции и обряды

По мнению священнослужителей, торжество, следующее за Великой Троицей, является своеобразным днем рождением православной церкви. В этот день апостолы заговорили на разных языках, что давало возможность распространять слово Господне среди людей разных национальностей.

Что же касается юных девушек, они в этот день пытались узнать, какая судьба их ждет в ближайшем будущем. Подружки собирались вместе и шли к местному водоему. По дороге они плели красивые венки из трав и цветов, которые успевали вырасти к этому времени. Каждая девушка кидала свой венок в воду. Если он тонул – ждать беды и неприятностей, если оставался на поверхности воды – обладательницу венка ждала удача.

Существовала добрая традиция в Духов день «слушать шепот земли». Чтобы стать свидетелем необычных разговоров, нужно было встать вместе с солнцем и выйти в открытое поле. Далее люди усаживались на колени и прислоняли ухо к земле-матушке, надеясь получить от нее благословение и открыть для себя неизведанную тайну бытия.

Еще одна традиция древних славян была связана с проведением крестного хода вокруг всех окрестных полей. Праздник в народе называли Зелеными святками. Обходы совершались, чтобы Господь смилостивился над ним и сделал землю возле селения более плодородной. Люди, совершавший крестный ход, обязательно подходили к местным колодцам. Делалось это с целью освящения сооружения: чтобы в любую жару колодец был полон живительной воды.

Некоторые традиции не были утрачены, а сохранились до наших дней. На Троицу люди в храмах освещают ветви березы. Затем они украшают ими свои дома. Считается, что в Духов день происходит чудо: души умерших родственников спускаются с небес и садятся на эти ветви.

В этот православный праздник принято собирать и сушить целебные травы. Говорят, они обладают мощной магической силой, а отвары из них могут поднимать больного с постели при любых недугах.

Народные и погодные приметы, обычаи

Мудрые предки верили, что 51-й день после празднования Пасхи совпадает с началом лета. По народной примете считалось, что, какая погода будет в Духов день, такая же простоит в течение 6-сти ближайших недель.

В старину люди говорили, что ежегодно в канут православного праздника сам Святой Дух спускается с небес для того, чтобы тонкой невидимой пеленой распространиться по земле. Иногда он проникает в дома, даруя Господне благословение всем его жителям. Некоторые люди готовились к его приходу: для этого они оставляли двери в жилище приоткрытыми.

В какие природные приметы люди верили в старину:

  • по погоде в Духов день предсказывали, каким лето будет;
  • если сильно солнце палило – то урожай скорей всего не уродится, он пропадет под жаркими лучами;
  • дождь с грозой – хорошая примета: будет много грибов ближе к осени;
  • если молния сверкает, да град идет – это Господь Бог всю нечисть с земли-матушки прогоняет.

Церковь призывает относиться с сомнением к народным приметам, потому что каждая из них не от Господа идет, а от лукавого. Однако, несмотря на это, во многие из перечисленных примет люди продолжают верить до сих пор.

Согласно церковным правилам, День Святого Духа не имеет фиксированной даты. Великое торжество считается переходящим, потому что его дата зависит от празднования Воскресения Христова. Расчет будет очень простой: на 50-й день после Пасхи верующие будут отмечать Троицу. А на следующий день после этого православного праздника будет Духов день в 2022.

Точное число празднования Дня Святого Духа 2022 года – 13.06.2022.

По старинным обычаям восточных славян, было принято отмечать три дня подряд: канун православного торжества (суббота 49-й день после Пасхи), Святая Троица, и следующий за ней Духов день. Люди собирали свежую траву, освещали ее в храме, а затем украшали чудесным разнотравьем свое жилище. Облачение священников было зеленым. Все оттенки зелени считались цветом обновления и стремления к новой жизни. Одно время Духов день ирландцы отмечали как государственный праздник, в честь которого объявляли официальный выходной.

В настоящее время праздник отмечают на следующий день после Троицы только православные верующие. У католиков это торжество совпадает с Троицей, а значит, Святой дух чтят на 50-й день после Светлого Христова воскресения. Поэтому название праздника Духов понедельник использовали только люди, придерживающиеся православной веры.

Что можно и что нельзя делать в этот день

Важно отметить, что многие приметы и народные обычаи, которые соблюдали в Духов день, не были связаны с христианством. По сути, они уходили своими корнями в язычество. Например, славяне искренне верили, что в этот день наступают именины у матушки земли, и она наполняется урожаем, который будет собран в конце лета и начале осени.

  • Поэтому всячески запрещалось тревожить землю-кормилицу, ей был положен выходной. В этот день не рекомендовали заниматься любыми сельскохозяйственными работами. Можно было отдыхать, молиться и посещать храмы. Помимо этого, не следовало выполнять любые работы по дому: стирку и уборку нужно было отложить на другой день.
  • Не следовало ходить купаться в водоемах, даже при условии, что погода благоволила такому времяпровождению. В старину люди верили, что в Духов день озера и пруды находятся во власти русалок, способных утащить ослушавшегося запрет на дно. Считалось, что в образе русалок на землю спускали души, не нашедшие покоя на небесах. Такими были души самоубийц, отпевание которых запрещено по православным законам.

Душа, не нашедшая покоя, могла одурманить человека и увести его за собой. Поэтому любые действия, которые были связаны с водой, должны были проводиться с осторожностью. Чтобы уберечься от нечистой силы, люди использовали растения, которые обладали ярко-выраженным запахом. В небольшой узелок они складывали дольки чеснока, лук кольцами, веточки мелисы и свежей мяты. Узелок нужно было носить в кармане или вешать на шею.

Запретов было слишком много, однако, несмотря на это, люди находили, чем занять себя в свободное время. Замужние женщины любили собираться в этот день вместе. У них была особая миссия: сделать землю более плодородной. Для этого они устраивали на природе пир горой: расстилали на земле нарядные белые скатерти и делали в этом месте пикник. Периодически они «прикармливали» землю вкусными домашними угощениями.

  • Нельзя было в Духов день совершать резкие движения. Человек, который куда-то торопился в этот день, мог убежать от судьбы и лишиться чего-то важного.

Священнослужители считают, что в этот день следует сделать все возможное, чтобы духовно стать ближе к Отцу Всевышнему. Мирянам советуют посетить храм, принять участие в  церковной службе, прочитать молитвенные слова о здравии живущих на земле и упокоении душ умерших.

В православный праздник можно посетить могилы близких. Не запрещено подойти к месту, где захоронен человек, покончивший жизнь самоубийством. Его душа нуждается в особой защите, поэтому разрешено прочесть молитву за ее упокоение.

  • В Духов день в храмах не крестят детей, а венчания по договоренности провести могут. Нельзя отмечать свадьбы и дни рождения с особым размахом. А расписываться в ЗАГСе можно. Вечер следует провести в душевных беседах, касающихся поиска смысла жизни.

Доброй традицией считается собрать за одним столом всех своих родственников. Праздничная трапеза должна включать вкусные караваи, блины, пироги с разной начинкой. При плохой погоде застолья устраивают дома. Если на улице солнечно и безветренно, то лучше выехать на пикник и провести время на природе.

Верующие не придерживаются поста во время, на которое обычно приходится Духов день. Поэтому употребление скоромной пищи разрешено. На праздничном столе могут стоять рыба и блюда животного происхождения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда бывает праздник благовещение
  • Когда бывает день воспитателя праздник
  • Когда будут следующие праздники
  • Когда будут рождественские праздники
  • Когда будут праздники божественные