Ю́РЬЕВ
ДЕНЬ
Словосочетание «Юрьев день» обозначает 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — единственный день года, во время которого в XI–XVII веках крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Это явление также называют «крестьянским выходом». Оно связано с одноименным православным праздником, днем почитания Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев. Именно к 26 ноября по старому стилю завершался сбор урожая и наставало время выдавать крестьянам заработанные деньги. Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось. Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах.
“
— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.
«Юрьев день» регламентировал Судебник 1497 года — свод законов Русского государства, который утвердили при великом князе Иване III. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.
В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает сожаление о несбывшихся надеждах.
“
Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от нее. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.
Однако в 1597 году у крестьян еще оставалась возможность уйти от своего помещика согласно указу об урочных летах. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Через 50 лет приняли Соборное уложение, где юридически закрепили бессрочный сыск беглых крестьян и их возвращение.
Сергей Иванов. Юрьев день. 1908
Частное собрание
Николай Неврев. Торг. Сцена из крепостного быта. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Отдых помещика. XIX век
Частное собрание
Михаил Зощенко. Волостной суд. 1888
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов. Чтение положения 19 февраля 1861 года. 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Аукцион за недоимки. 1880–1882
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск, Запорожская область, Украина
Борис Кустодиев. Чтение манифеста об отмене крепостного права. 1907
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Илья Репин. Крестьянский дворик. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Сходка. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Трутовский. Разъезд гостей. 1867
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
Сергей Коровин. На миру. 1893
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Крестьянин в поле. 1876
Национальный художественный музей, Рига, Латвия
Владимир Маковский. Свидание. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Старый крестьянин. 1885
Национальный музей истории Украины, Киев, Украина
Константин Маковский. Крестьянский обед в поле. 1871
Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область
Никифор Крылов. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Не позднее 1830
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Герасимов. Старая крестьянка. 1924
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
9 декабря православные христиане чтут память святого великомученика Георгия Победоносца. Этот церковный праздник возник 26 ноября 1051 года по старому стилю во времена Ярослава Мудрого. В народе его изначально прозвали Егорий осенний, а позднее – Юрьев день.
Как появился праздник? Почему он был так важен для крестьян? И какие традиции соблюдались в Юрьев день? Рассказываем в материале РЕН ТВ.
История праздника
Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитали святого Георгия – именно в его честь назван Юрьев день. Праздник приходится на день освящения Георгиевского храма в Киеве, воздвигнутого в честь Георгия Победоносца.
Почитаемого на Руси святого считали покровителем воинов и земледельцев. Он известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя, за что его и прозвали Победоносцем. На иконах он обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьем в пасть.
Изначально церковный праздник называли Осенним Егорием, а затем название превратилось в Юрьев день. По старому стилю его отмечали 26 ноября, по новому – 9 декабря.
Фото: © Сергей Васильевич Иванов. Крестьяне уходят от помещика в Юрьев день
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Юрьев день имел большое значение на Руси, поскольку в этот день крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Впервые это правило упоминается в 1479 году в Судебнике, принятом великим князем Московским Иваном III Васильевичем и подтверждается в Судебнике Ивана Грозного 1550 года. По закону крестьянину давалось «окно» в две недели – одна до Юрьева дня и вторая – после Юрьева дня, чтобы он, заплатив «пожилое», мог сменить владельца.
Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» возникла, когда Юрьев день на Руси отменили. Она означала сожаление о потерянной свободе.
Обычаи и традиции на Руси в Юрьев день
Возможность переходить от одного помещика к другому предоставлялась не всем крестьянам, а только тем, кто трудился не покладая рук и расплатился с долгами. При наличии долгов поменять барина было нельзя.
Традиция была отменена в 1649 году, однако примета сохранилась до наших дней: считается, что до наступления Юрьева дня необходимо отдать все долги.
Другой обычай праздника касался подготовки дома и подсобного хозяйства к зиме. В отличие от других церковных дат, встречать Юрьев день было принято трудом, а не отдыхом.
Фото: © Максим Киселев/ТАСС
Что нельзя делать в Юрьев день
Если в Юрьев день планировалась поездка, то было принято служить молебен о благополучии на предстоящий путь. Однако по возможности поездку лучше отложить и не начинать в этот праздник новые дела.
Кроме того, в Юрьев день нельзя было:
- охотиться, иначе в дом нагрянет беда;
- ссориться и сквернословить;
- брать и давать деньги в долг;
- долго лежать в постели, бездельничать и лениться.
Приметы на Юрьев день
На Руси считалось, что на Юрьев день зима наконец вступает в права и начинаются морозы. Именно поэтому в этот день ходили «слушать» колодцы: если в них было тихо, то ждали теплой зимы, а если доносился плеск или треск, то суровой.
Были и другие приметы, связанные с погодой:
- если к Юрьеву дню выпадет много снега, тогда весна наступит рано;
- если на улице морозно, то стоит ожидать холодной зимы;
- если на окнах к утру появился иней, тогда быть богатому урожаю на будущий год;
- если собаки выражали беспокойство или волки выли в лесу, предсказывали сильное похолодание.
Кроме того, добрым предзнаменованием считалось отдать долги к Юрьеву дню – это сулило благополучие и достаток.
9 декабря 2022 года проходит народный праздник Юрьев день, Юрий Холодный, Егорий Зимний и церковный день памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца, а также преподобного Стилиана Пафлагонского.
Религия
В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий греческого происхождения, поэтому русский народ использовал его производные – Егорий и Юрий.
Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов. Кроме того, считается, что он покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством.
В чём состоял подвиг святого?
Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Его воспитали в христианской семье, двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.
Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это было за место). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое чудовище, похожее на гигантскую рептилию, которому приносили человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную девушку, святой Георгий попросился в сопровождающие. И когда чудовище выползло из болота, Георгий в одиночку вступил с ним в поединок и убил рептилию. Так он заслужил признание местных жителей, многие из которых после этого крестились.
Георгий получил звание тысяченачальника, император отметил его как подающий надежды воина. Он мог бы достичь высот власти, однако выбрал иной путь. Услышав на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и объявил себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости.
За такое выступление святого схватили и заключили в темницу, а затем подвергли мучениям. Его казнили за свою веру во Христа 6 мая 304 года, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).
Стилиан Пафлагонский
Христианский святой, почитается в лике преподобных. Стилиан — отшельник Пафлагонский. Родился около 550 года. К пустынникам-отшельникам присоединился ещё в раннем возрасте. В отличие от многих других отшельников, не ушёл от народа, а регулярно возвращался в люди, чтобы делать добро, после чего вновь отправлялся в отшельничество.
Обладал даром исцеления. Первым исцелил от недуга ребёнка, после чего к нему стали приходить за помощью больные и страждущие. Особое внимание он уделял детям, которых исцелял от болезней, помогал в духовном пути.
Стилиан Пафлагонский стал покровителем детей и рожениц. Также святому возносят молитвы женщины, которые не могут зачать ребёнка.
Продолжается Рождественский пост. Нельзя употреблять в пищу мясо, молоко, яйца, также сегодня действует запрет на употребление рыбы. В пятницу верующим, которые строго соблюдают пост, полагается сухоядение, то есть растительная пища без масла, не подвергавшаяся тепловой обработке.
Народный календарь
Дата 9 декабря была знаменательна тем, что до правления Бориса Годунова в этот день крестьянам можно было переходить от одного хозяина к другому – более покладистому, менее жестокому, или к тому, который больше платит.
Годунов же приказал отменить это правило. Потому с тех пор и говорят, выражая чувство сожаления и досады: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
В Юрьев день рекомендуется раздать все долги — хорошая примета.
На Егория Зимнего не полагается лениться, проводить время в безделии.
Мужчине в Юрьев день рекомендуется посетить баню или сауну, чтобы хорошо пропариться — для крепкого здоровья на всю зиму. А вот женщинам в баню или сану в такой день лучше не ходить.
Сон в ночь на 9 декабря может точно рассказать о том, в каком состоянии находится человек, его сердце, мысли и душа. Таким образом, понимая своё состояние, можно начинать делать первые шаги для нормализации жизни.
Родившийся 9 декабря будет сильным физически, трудолюбивым, способным, умелым.
Что нельзя делать
· Нельзя заниматься финансовыми делами — вклады, сделки, договоры и так далее.
· Стоит перенести покупки и траты, кроме оплаты долгов.
· Запрещено охотиться.
· Нельзя отправляться в путешествие или дальнюю дорогу.
· Запрещено пить алкоголь, это связано как с Постом, так и с Юрьевым днём — в этот день такие напитки особенно опасны для организма.
· Нежелательно есть кислые продукты, лучше отдавать предпочтение сладким, например, фруктам, ягодам, варенью.
· Нельзя ссориться и выяснять отношения.
· Запрещено обижать животных, домашних питомцев или скотину.
· Не стоит надевать старую и дырявую одежду.
Приметы погоды
· Мороз — 19 декабря также будет морозным.
· Оттепель — зимой будут частые потепления.
· Северный ветер — к сильным заморозкам.
· В мороз на речной лёд выступила вода — к потеплению.
· Снег буграми ложится — к хорошему урожаю.
Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря
26 ноября по старому стилю (= 9 декабря в XX–XXI вв.) в Православном календаре значится праздник Освящения церкви великомученика Георгия, которая находилась перед вратами Святой Софии Киевской (1051–1054). В народе – «осенний Юрьев день».
Примечательно, что это был первый собственно русский церковный праздник, внесённый в православные Месяцесловы. Уже вскоре после крещения Русь стала предощущать себя будущей преемницей слабеющей Византийской империи, а стольный град Киев – преемником Царьграда. В нём (по аналогии с Константинополем) был уже выстроен и свой собор в честь Софии – Премудрости Божией. А напротив Софии великий князь Ярослав Мудрый (в крещении – Георгий) поставил храм во имя своего небесного покровителя. Дата освящения тоже не была случайной: именно в этот день был освящён один из четырех Георгиевских храмов Константинополя. По преданию, и сам чин освящения совершил не грек, а первый русский глава нашей Церкви митрополит Киевский Иларион (1051–1054), что было прямым вызовом Константинопольскому патриархату, в состав которого входила тогда Русская Церковь на правах митрополии.
В Московской Руси этот национальный праздник стал официальным сроком, когда поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем порядную грамоту крестьянин имел право уйти от хозяина. Для этого ему требовалось лишь выполнить по отношению к нему все обязательства. Это было единственное время в году (неделя до и после Юрьева дня), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. В конце XVI века право перехода отменили, наступила полная крепостная зависимость, и сожаление о потерянном дне свободы запечатлели народные пословицы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» (кто-то впервые узнал о запрещении перехода). «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора» (да теперь уж нельзя)!
Для нашего времени это созвучно с сетованиями о внезапных денежных реформах, дефолтах и иных потрясениях. В России любят преподносить народу «сюрпризы», а он лишь охает и восклицает. Что поделать: долготерпение – даже бессмысленное – почитается у нас главной христианской добродетелью.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия