Когда были новогодние праздники 14 дней

70 лет назад Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об объявлении 1 января нерабочим днем». До 23 декабря 1947 года после празднования Нового года советские люди на следующий день были обязаны явиться на работу. За эти 70 лет новогодние каникулы увеличились до размера полноценного отпуска, став самыми продолжительными праздниками в году. «Газета.Ru» рассказывает, как менялось отношение к новогоднему отдыху со временем.

70 лет назад Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об объявлении 1 января нерабочим днем». До 23 декабря 1947 года после празднования Нового года советские люди на следующий день были обязаны явиться на работу. За эти 70 лет новогодние каникулы увеличились до размера полноценного отпуска, став самыми продолжительными праздниками в году. «Газета.Ru» рассказывает, как менялось отношение к новогоднему отдыху со временем.

Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.

С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю – 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.

После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.

Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.

До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».

Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.

В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.

Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.

Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.

Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.

Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.

«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,

отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,

— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.

Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.

Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.

Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».

Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.

Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.

Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.

При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.

Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.

В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.

Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм «Праздничный переполох»

Каникулы для взрослых: история новогодних выходных в СССР и России

В конце ноября 2022 года стало известно, что Госдума всё-таки рассмотрит законопроект, внесённый ещё два года назад, который предлагал сделать нерабочим днём 31 декабря. Давайте вспомним историю новогодних каникул в нашей стране, как долго мы шли к нашему небольшому, но такому нужному зимой отпуску.

Каникулы для взрослых: история новогодних выходных в СССР и России

РИА Новости

В СССР был достаточно долгий период, когда граждане были обязаны после празднования Нового года приходить на следующий день, 1 января, на работу. А Рождество вообще праздником не считалось.

Каникулы были и при Петре I

До правления Петра Первого, Новый год в России отмечали по византийскому календарю — 1 сентября. Пётр I, который стремился установить на Руси европейские стандарты, повелел отмечать Новый год 1 января, как это и было принято к западу от нашей страны. С 1700 года в России появляются настоящие новогодние каникулы, ибо царь объявил, что праздник в стране будет отмечаться целую неделю. Гулять, так гулять! К Новому году дома и улицы украшали ёлками, ветвями, гирляндами, устраивали фейерверки, давали салюты… Однако после смерти Петра I традиция заглохла. Новый год стал сугубо светским праздником, а церковь продолжала отмечать новолетие 1 сентября.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выходной день 1 января в царской России

В 1897 году в России был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности». Согласно этому закону 1 января официально стал праздничным и выходным днём, обязательным для всех работодателей. Кроме него, нерабочими днями стали 25 и 26 декабря — Рождество Христово. И до Великой Октябрьской революции все эти праздники отмечались на государственном уровне.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переход на григорианский календарь 

После революции новые власти отменили все, прежде существовавшие в царской России праздники, кроме Нового года, который продолжал оставаться нерабочим днём. А в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, после этого между «старым» и «новым» стилем разница во времени составила 13 суток. Рождество стали отмечать 7 января, но неофициально. Молодое советское государство этот праздник не признавало. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никаких выходных в Новый год

В 1929 году власти страны приняли решение 1 января больше не делать выходным днём, тогда вышло Постановление «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю».

Как Рождество, так и Новый год в СССР стали считать пережитком прошлого. Кстати, именно тогда люди начали отмечать Новый год дома, тайно, за закрытыми дверьми и плотно завешенными шторами окнами. Возможно, именно оттуда и пошёл обычай отмечать Новый год, как семейный праздник. За столом, в кругу самых близких…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Праздник решили вернуть

Но в 1935 году в газете «Правда» было опубликовано письмо Павла Постышева, который настаивал о возвращении праздника людям. Можно же просто привязать его к самой календарной смене года, а не к Рождеству? И началось. Руководителям клубов, комсомольцам, работникам культуры предписывалось вернуть традицию и подать её советским людям под новым соусом. В школах, детских домах, дворцах пионеров, детских клубах, на площадях и в кинотеатрах — везде нужно было организовать ёлки. Так Новый год снова стал массовым праздником. Правда, некоторое время 1 января так и оставался рабочим днем… Как бы люди Новый год не отмечали, наутро им нужно было спешить на работу. А потом началась Великая Отечественная и гражданам СССР было не до праздников…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в СССР вернули новогодние выходные

Это случилось 23 декабря 1947 года. Тогда правительство СССР издало указ: «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днём». Но, в отличие от современных праздничных дней, если Новый год тогда выпадал на субботу или воскресенье, его не переносили на ближайший рабочий день.

Следующее «послабление» советские граждане получили лишь в конце 1990 года. После обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Верховный совет РСФСР постановил считать Рождество праздничным и нерабочим днем. Поэтому 7 января 1991 года в СССР впервые был законный выходной. Позже этот день получил статус государственного праздника.

А в 1993 году россияне получили возможность отдыхать в Новый год не только 1, но и 2 января. Наконец, в отличие от прежних праздничных дней, эти выходные стали переносить, если они выпали на субботу или воскресенье…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда в Россию вернулись новогодние каникулы

Это случилось через три века после Петровских каникул. В 2004 году в России были внесены изменения в Трудовой кодекс, которые дали нам возможность отдыхать с 1 по 5 января включительно, 6 января было рабочим днем, а Рождество оставалось выходным. А с 2013 года новогодние каникулы приобрели ту самую длительность, к которой мы с вами уже успели привыкнуть. Посмотрите на канале Егора Еремеева видео о 10 местах в России, где можно круто отдохнуть на каникулах зимой.

Теперь они длятся восемь дней подряд, с 1 по 8 января, а совпадающие с праздниками выходные переносятся, чаще всего, на другие даты. Обычно — на майские праздники. Сейчас даже появились люди, которые выступают против таких длинных новогодних каникул. Но основная масса россиян радуется: это ведь настоящий небольшой отпуск! 

В январе 1918 года, сдвинув время вперед, большевики невольно подарили стране новый праздник: непостижимый для остального мира парадокс, оксюморон — старый Новый год. Зародившись как старорежимный протест против жизни по советскому календарю, старый Новый год пережил все перипетии Времени и занял прочное место в сердцах соотечественников.

Согласно опросам последних 20 лет, сегодня этот все еще неофициальный, но столь любимый праздник ежегодно отмечают больше половины россиян.

Минус 13 дней

«Раздвоение» Нового года случилось из-за того, что календарное отставание от Запада Совнарком решил преодолеть одним рывком: Европа уже три века жила по более прогрессивному григорианскому календарю, но царская Россия и в XX век вступила со старым юлианским. Время, вперед! Декретом от 24 января 1918 года «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» из наступающего февраля просто выбросили 13 дней: вслед за 31 января сразу наступило 14 февраля.

Такой радикальный способ догнать во времени прогрессивные державы был предложен Наркоматом иностранных дел. Но был и другой проект. В Наркомате просвещения предлагали совершить переход максимально незаметно и безболезненно: в течение 13 лет выбрасывать из юлианского календаря лишние сутки. Прими Совнарком проект А.В. Луначарского, не было бы ни временного «раскола» — ни старого Нового года.

Декрет Совнаркома от 26 января 1918 года.

Рождество «переехало»

Перестройку светской жизни по григорианскому календарю Русская православная церковь проигнорировала. Вслед за ней и большинство верующих продолжали мерить время по-старому в пику неистовым реформаторам. Пока еще формально толерантное к церкви, советское правительство дало ей право «решить вопрос об одном или двух стилях как она для себя признает желательным»1.

Вести счет праздникам на католический манер православное духовенство не пожелало, а потому Рождество «переехало» на 7 января, оставив позади светский новогодний праздник. Мало того, что из-за ленинской календарной реформы в 1918 году российские православные остались вовсе без Рождества — его встретили уже 7 января 1919-го, — так еще и вместо традиционных святок Новый год приходился теперь на разгар Филиппова поста.

«Какой же Новый год, когда еще Рождества Христова не было?!» — возмущались православные, пренебрегали навязанным новшеством и устраивали «старорежимные» праздники в кругу семьи и друзей в ночь на 14 января.

Московский служащий и автор известного дневника Н.П. Окунев писал: «Окончился «старый» 1918 год. Новый «старый» год официально, конечно, не празднуется, все присутствия и торговли будут открыты по-будничному, а Церковь справляет новолетие по-прежнему, т.е. 14 января нового стиля. Правоверные «буржуи» тоже старообрядствуют, и весь сегодняшний день с тоскою вспоминали, как бывало встречали Новый год, и многие из них еще справят его «по-старому» в полном смысле этого слова, т.е. с хорошей выпивкой и обильной закуской»2.

«Старый» новый год встретили обычным образом у родителей жены, — писал профессор Московского университета Ю.В. Готье, — радовались двум пирогам из черной муки и пили сладенькое вино за невозможностью достать ни водки, ни шампанского, которыми прежде провожали и встречали год»3.

В условиях военной разрухи даже так «пировали», конечно, единицы, но 1919-й встретили с опозданием не только недобитые буржуи, но и подавляющее большинство граждан молодой советской страны. Обыватели в этот вечер посещали церковь, в городских квартирах снова зажигали рождественские елочки, устраивали домашние праздники детям.

Раздвоение времени

Первое время светские праздники — пять революционных4 и нейтральный Новый год — по григорианскому календарю мирно соседствовали с религиозными по юлианскому. Первый советский Кодекс законов о труде от 10 декабря 1918 года разрешал профсоюзам устанавливать до десяти неоплачиваемых «особых дней отдыха», «согласуя их с обычными для большинства населения данной местности праздниками»5. Эти «особые дни» практически по всей стране приурочили к религиозным праздникам, и Рождество осталось красным днем календаря. Поэтому в первые годы советской власти трудящиеся хоть и отдыхали 1 января, но Новый год не встречали.

1 января 1921 года Окунев писал: «Новый год по новому стилю. Многими «староверами», а в том числе и мною, он не празднуется»6. Так что пока самые прогрессивные собирались в клубах коммунистов и домах профсоюзов и пели «Интернационал», население постилось, готовилось к Рождеству и ждало «настоящего» — старого Нового года.

С 1923 года время в СССР «раздвоилось» окончательно: 30 июля Президиум ВЦИК, якобы «рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания», перенес религиозные «дни отдыха» со старого на новый стиль7. Рождественские выходные приходились теперь на 25 и 26 декабря, и «атавизм» царского времени — старый Новый год, должен был отпасть сам собой. Но Церковь продолжила встречать Рождество 7 января, и сложилась абсурдная ситуация: государственный выходной день перестал совпадать с праздником, в честь которого он был объявлен.

С этого времени отношение к старому и новому стилю стало своеобразным индикатором в отношении к старому и новому строю, и празднование старого Нового года приобрело заметный оттенок политического протеста.

Открытка новая, тосты старые.

Праздник нэпача

В эпоху нэпа «старорежимный» Новый год праздновали довольно беззастенчиво, в среде успешных дельцов торжество приобретало поистине дореволюционный размах. Неудивительно, что, когда началось наступление на капитал, Новый год по старому стилю объявили праздником нэпманов, и началось его яростное обличение. «Растущее социалистическое строительство все больше сжимает кольцо вокруг нэпача. Единственное утешение — попойка в своем кругу, при завешенных окнах. Лучший повод для этого — встреча «старого Нового года», по старому стилю. Трудящиеся уже продвинулись на тринадцать дней в 1927 году, а нэпач только-только провожает с пьяными слезами 1926-й, — иронизировал корреспондент «Огонька». — Где-то взяли напрокат серебряные сервизы, дорогие кувшины с нежной росписью, купленные на Смоленском рынке. На тарелочках времен Наполеона — моссельпромовская колбаса, рядом — белые хризантемы, икра в банке Азрыбы, и в мелком хрустальном сосуде — салат оливье…»8.

Со свертыванием НЭПа выяснилось, что старорежимным праздникам осталась предана внушительная часть населения. Не только городские «благородные» и старая интеллигенция, но и сельские жители демонстративно встречали зимние праздники по старому стилю. Крестьяне одевались в чистые одежды и, хотя во многих церквах уже не служили, собирались за столом. Иные предприятия и учреждения умудрялись «отгулять» одновременно и по григорианскому, и по церковному календарю, чем вводили в ступор редких интуристов. Так, 13 января 1927 года немецкий журналист и философ Вальтер Беньямин пытался попасть в несколько московских музеев, но с удивлением обнаружил, что все они были закрыты9.

В декабре 1928-го Политбюро пришлось еще раз «обязать партийные и профессиональные органы принять все меры к недопущению двойного празднования Рождества и Нового года (по старому и новому стилю)»10. А 1929 год «уравнял в правах» и поповский, и советский праздники: постановлением Совнаркома от 24 сентября было решено «в день нового года и в дни всех религиозных праздников работу производить на общих основаниях»11.

Гулять так гулять!

Хоть с чуждыми элементами и было покончено, «мещанскую» привычку встречать старый Новый год не удалось искоренить ни пропагандой, ни репрессиями. После чудовищных испытаний, выпавших на долю нашей страны, праздник растерял политическую и околорелигиозную окраску и зажил своей жизнью.

Уже в середине 1950-х годов традиция справлять Новый год дважды была так широко распространена, что с ней приходилось считаться. Даже первую послевоенную перепись населения, намеченную на 13-14 января 1959 года, из-за старого Нового года решено было перенести на 15 января. «…Население сейчас стало жить лучше, не упускает случая повеселиться», — сообщали статистики на совещании 1957 года, готовившем перепись. — «Значительная часть населения сельской местности празднует Новый год по старому стилю, т.е. 14 января <…> Передвижение населения в эти дни больше обычного вследствие выездов в гости к родным и знакомым в другие населенные пункты»12. Число «не упускающих случая повеселиться» с каждым годом только росло. И если в 1950-е в числе празднующих упоминались прежде всего сельские жители среднеазиатских и закавказских республик, забайкальские старообрядцы, то в сытые и спокойные 1970-е старый Новый год получил самую широкую популярность среди горожан.

Поколения, свободные от «религиозных предрассудков» и не заставшие жизни по старому календарю, искренне полюбили старорежимный праздник. Ведь это был повод еще раз собраться с дорогими сердцу людьми, за накрытым столом, продлить мгновения ожидания чуда. В конце концов, это был второй шанс встретить Новый год по-человечески, если обстоятельства не позволили как следует отпраздновать в ночь на 1 января. Эдакий финальный аккорд!

Девиз старого Нового года: надо чаще встречаться!

ЭМИГРАЦИЯ

«БУДУТ ОДНИ РУССКИЕ…»

После поражения в Гражданской войне защитники старой России покинули страну, но унесли с собой ее традиции. Как ни странно, самой живучей оказалась встреча старого Нового года. На чужбине объединения эмигрантов из года в год 13 января устраивали литературные вечера, балы-маскарады, торжественные ужины. Писатель В. Аксенов попал на такую встречу уже в конце 1990-х во французском Биаррице:

«В маленьком русском ресторане мне говорят: «Заходите к нам на старый Новый год, будут одни русские». Я зашел выпить шампанского. Ресторанчик набит битком, гул голосов — и ни одного русского слова. Это третье поколение русских, они языка не помнят, но знают, что 13 января надо встречаться»13


1. Докладная записка к проекту декрета о введении в Российской республике нового календаря// Протоколы заседаний СНК РСФСР. Ноябрь 1917 — март 1918 гг. М., 2006. С. 291.

2. Окунев Н.П. Дневник москвича М., 1990. С. 252.

3. Готье Ю.В. Мои заметки. М., 1997. С. 255.

4. 22 января — день 9 января 1905 года; 12 марта — день низвержения самодержавия; 18 марта — день Парижской Коммуны; 1 мая — день Интернационала и 7 ноября — день Пролетарской Революции.

5. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918; N 87-88. Ст. 905.

6. Окунев Н.П. Указ. соч. С. 251.

7. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1923, N 72. Ст. 707.

8. Праздник для нэпача //Огонек. 1927. N 2.

9. Беньямин В. Московский дневник. М., 2012. С. 132.

10. Из протокола заседания Политбюро N 54 от 13 декабря 1928 г. О праздновании Рождества и Нового года// РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 716. Л. 6.

11. Постановление СНК СССР от 24.09.1929 О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю// Сборник важнейших постановлений по труду. М., 1936. С. 118.

12. Всесоюзное совещание статистиков 4-8 июня 1957 г.: стенографический отчет. М., 1959. С. 238, 270.

13. Аксенов В.П. Зеница ока: вместо мемуаров. М. 2005. С. 447.

Праздничный марафон берет свое начало в 1990-х и каждый год обходит все предложения правительства сократить число нерабочих дней. Разбираемся, почему «на новогодние» мы хотим долго отдыхать и насколько это полезно

Как было раньше

Если проследить историю новогодних каникул в России и СССР, то тенденция к увеличению праздничного периода, а потом и к неудачным попыткам его сокращения, станет наглядной. Больше всего на нынешнюю ситуацию похоже положение вещей в конце XIX века: закон разрешал гражданам не работать в Рождество, Новый год и еще 12 праздничных дней. В первые годы советской власти выходным считалось только 1 января. Все изменило постановление СНК СССР, в котором слово «праздники» заменили на «революционные дни» — а к ним Новый год и тем более Рождество отнести было просто невозможно. Елки вернулись в жизнь советских людей в 1935 году, но Новый год так и считался исключительно детским праздником, а это значило, что взрослым выходной ни к чему. Так продолжалось вплоть до 1947 года, когда впервые после войны 1 января вернули статус выходного. Писательница Татьяна Толстая посвятила этому дню целый рассказ под названием «Пустой день»: «Как бы мы жили, если бы этого дня не было! Как справились бы с жизнью, с ее оглушительным и жестоким ревом, с этим валом смысла, понять который мы все равно не успеваем!»

Но уже 2 января всеми правдами и неправдами советский человек должен был оказаться на рабочем месте — на этом праздники заканчивались. С распадом СССР выходные дни в новогодний период стали нарастать как снежный ком: сначала прибавились 2 и 7 января, потом период с 3 по 5, а к 2012 году россияне стали отдыхать до 8 января. Не все граждане воспринимали эту, казалось бы, выгодную для всех реформу положительно. В 2009 году результаты опроса Superjob показывали, что далеко не все россияне готовы к десятидневному отдыху, их вполне устраивают 3 или 5 дней: «А остальное — это уже не отдых, а пытка!»

Что насчет 2022-го?

В последние годы вместе с украшением елки и нарезанием оливье ежегодной традицией в России стала и «перетасовка» новогодних каникул. Депутаты и врачи то и дело требуют сократить праздники, а обычные граждане этому сопротивляются, отстаивая свое право на «отпуск» после тяжелого декабря.

В этом году также не обходится без дискуссий о новогодних каникулах. Несмотря на то, что производственный календарь на 2022 год утвердили еще в сентябре, коррективы в него может внести очередная волна коронавируса. Пока праздники остаются на своих местах — россияне будут отдыхать с 1 по 9 января. Нововведения коснутся 31 декабря — по новому указу этот день впервые становится выходным. Вопрос об этом поднимался чуть ли не каждый год с 2004-го. Еще тогда спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил с идеей сделать 31 декабря нерабочим, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».

Несмотря на постоянные попытки урезать дни отдыха, в этом году возможен и обратный исход. Этой осенью на волне обострения эпидемиологической обстановки и ввода недели выходных, в СМИ появилась информация о том, что новогодние каникулы в 2022 году продлят. Пока пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, скорее, опровергает предположения: «Конечно, не хотелось бы продлевать новогодние каникулы. Но главное — сохранность жизни и здоровья. Для этого могут приниматься самые неординарные меры». По данным опроса Superjob, сейчас тех, кто одобряет 10-дневные каникулы, меньше, чем когда-либо — 49%. Большинство россиян либо выступает против («Без QR-кода никуда не сходишь», «Нет денег праздновать», «И так весь год отдыхаем»), либо занимает позицию в духе: «Мне все равно, так и так буду работать».

Почему праздники хотят сократить?

Несмотря на прибавление к «новогоднему отпуску» еще одного дня — 31 декабря — сторонников уменьшения каникул становится все больше. Еще в 2020 году, который побил рекорд по количеству выходных дней, в дело решительно вмешался глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов. Он выступил с инициативой сократить новогодние каникулы, чтобы компенсировать нерабочие дни, объявленные на фоне пандемии COVID-19. Кутепов апеллировал к тому, что россияне и так отдыхали целых 120 дней и 27 дней находились в самоизоляции, однако его инициативу не поддержали, и страна как обычно на 10 дней «выпала из жизни».

В чем же кроется причина, по которой и власть, и многие жители России периодически выступают за отмену длинных выходных?

Во-первых, дело в качестве отдыха. Погодные условия зимой не позволяют большинству людей провести время с пользой для здоровья, именно поэтому так популярна стала идея переноса новогодних выходных на майские, которые многие проводят на даче или в путешествии. Во-вторых, отсутствие каких-либо занятий приводит к злоупотреблению алкоголем — запои называют одной из главных причин, почему стоит сократить новогодние каникулы. Экс-руководитель Минздрава Геннадий Онищенко в 2012 году отозвался об этом периоде как о «декаде ужасов»: «Большинство граждан нашей страны будет предоставлено самим себе. Нет более страшного врага для нашего гражданина, чем он сам». Отравления несвежими салатами, переедание, аллергия на мандарины и сладкое, бытовые травмы в ходе семейных ссор, травмы, связанные с активных отдыхом, переохлаждение — именно в новогодние выходные возрастает количество случаев обращения в «Скорую помощь». Праздники не дают людям восстановить силы, а отбирают их. В-третьих, длинные выходные стране экономически невыгодны. По данным на 2020 год, один день отдыха стоит около ₽120–150 млрд, а всего из-за праздников Россия теряет более ₽1 трлн.

Где еще Новый год отмечают так масштабно?

Россия — одна из немногих стран, в которой Новый год отмечается с таким размахом. Возможно, дело в менталитете — иностранные власти не так щедры по отношению к своим гражданам. В большинстве европейских стран отдыхают два дня на Рождество и аналогично на Новый год. Очень масштабно празднуют Новый год в Китае, но он приходится на начало февраля, и официальных выходных всего 5–6 дней. Ближе всего к российскому формату празднования оказываются японцы: период с 31 декабря по 3 января считается у них выходным аж с 1948 года. Но все же и это довольно далеко от русского десятидневнего застолья, поэтому Россия уже два десятилетия остается рекордсменкой по длительности новогодних каникул.

Третьего сентября, в день, когда не утихают лесные пожары, рука так и тянется перевернуть календарь. «Известия» вспомнили, кто и почему по-настоящему это сделал.

Ленин приблизил День святого Валентина

Февраль 1918 года в России выдался относительно теплым, но коротким. Среднесуточная температура с 14-е по 28-е число составляла -0,3 °C. А никаких других чисел в этом месяце не было.

После 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля, и в стране был введен «новый стиль» – григорианский календарь. Поэтому в России никто не родился ,не женился и не умер с 1 по 13 февраля 1918 года. Решение о переходе было принято еще 24 января, но решили дождаться конца месяца.

С юлианским календарем, по которому жили на Руси с конца Х века, была проблема. Средняя продолжительность года по нему составляла 365 суток и 6 часов. То есть, как и сейчас, раз в четыре года добавлялся еще один день. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Получается, каждый год время по юлианскому календарю спешило на 11 минут и 14 секунд.

Владимир Ленин в 1919 году выступил за одномоментный переход на новый стиль летоисчисления

Фото: РИА Новости

Это осознали как проблему к 1582 году. Тогда под руководством папы римского Григория XIII была проведена реформа. Сутки сделали короче, високосных дней стало меньше (на три раз в 400 лет), а после 4 октября сразу наступило 15-е. Так и появился григорианский календарь, который три века спустя дошел до нашей страны.

Сначала реформа принималась в католических, потом в протестантских странах. Погрешность юлианского календаря была проблемой в том числе для христианских праздников. Празднование Пасхи (отмечаемой в первую неделю после полнолуния по прошествии весеннего равноденствия) из-за этого потихоньку смещалось к лету, Рождества — к весне.

В России, как и в других православных странах, введение григорианского календаря тормозилось нежеланием церкви подчиняться католическому влиянию. Поэтому переход и произошел только в 1919 году, когда церковь была отделена от государства.

Автор цитаты

Сделано это было «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Незначительная разница в календарях раньше создавала неудобства при отношениях, в первую очередь торговых, с Европой. Теперь же она могла помешать делу мировой революции.

А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Комиссия Совнаркома РСФСР предлагала вводить изменения постепенно, отбрасывая в год по одному дню. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль.

календарь ленин россия

Фото: РИА Новости/Александр Лыскин

Церковь, отделенная от государства, с этим не согласилась и до сих пор живет по юлианскому календарю. По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость».

В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю. Его авторы (из ЛДПР) утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н.э.

Петр I омолодил Россию на 5 тыс. лет

Ленин 13 дней убавил, Григорий XIII 10 уволок, а Петр I — 5507 лет. 15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года.

Обычно это решение Петра Алексеевича объясняют так же, как и введение григорианского летоисчисления: Россия пыталась стать ближе к Европе. И оно логично встраивается в ряд из сбритых бород, завитых париков и парусного флота.

Но есть и другая, чуть более конспирологическая версия. Петру просто очень понравилось католическое Рождество. Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками.

Царь Петр Первый ввел летоисчисление «от Рождества Христова», а не от сотворения мира

Фото: РИА Новости/Валентин Черединцев

Незадолго до того прошел стрелецкий бунт, и изменение канона празднования Рождества могло снова взволновать народ. А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче. Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей…».

Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века. А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке. К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».

Автор цитаты

«Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира…»

календарь петр россия

Фото: РИА Новости/Алексей Бойцов

Обложка Всеобщего русского календаря издания товарищества И.Д. Сытина на 1910 год

К летоисчислению «от Рождества Христова», а не от сотворения мира привыкали довольно долго. И еще до конца петровского правления писали две даты (одну в скобках). К новому празднику привыкали еще дольше. После кончины Петра о торжествах с елками забыли. И вспомнили, вернее, заново заимствовали из Европы уже в XIX веке благодаря немецким принцессам, которые в силу высокой смертности мужей стали императрицами.

Хакасы продолжают праздновать Новый год весной

Если бы Петр I прожил на два года дольше, в подвластных ему землях появился бы еще один народ, который отмечает начало года не 1 сентября. 20 августа 1727 года Россия и Китай договорились о дележе сибирских земель, и в состав империи официально вошла Хакасия.

Сейчас хакасы, обращенные в православие в XIX веке, считают дни, как и вся Россия, по григорианскому календарю и, вероятно, даже празднуют Рождество. И Новый год 1 января.

Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю

Фото: РИА Новости/П. Зубков

Однако немалая часть хакасов, или, как они сами себя называют, хоорай, придерживаются традиционных верований. Молятся и приносят жертвы богам, олицетворяющим природные стихии. И делают это в том числе в Новый год (Чыл Пазы), который отмечают в день весеннего равноденствия (в конце марта по григорианскому календарю).

Ну, или делали. Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю. И в Чыл Пазы начинали сельскохозяйственный год. Сейчас реальное значение праздника утрачивается. И вместо обряда кормления огня на день, дату которого высчитывали, просто в последнюю субботу марта выступают артисты на ярмарке. И все это происходит не в степях, а на специально отведенной площадке на ипподроме Абакана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда был учрежден праздник 23 февраля
  • Когда был утвержден праздник день защиты детей
  • Когда был утвержден праздник 4 ноября
  • Когда был установлен праздник рождества христова
  • Когда был установлен праздник покрова пресвятой богородицы