Когда день ангела общий праздник

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного).

Пояс­не­ния к опре­де­ли­телю именин

Име­нины сего­дня

  • При­ня­тие имени при вступ­ле­нии в хри­сти­ан­ское обще­ство А.И. Алма­зов

Имени́ны – день памяти свя­того, чьё имя было дано чело­веку при Кре­ще­нии. Каждый день цер­ков­ного кален­даря посвя­щен памяти какого-либо свя­того (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых нахо­дится в меся­це­слове.

Чаще всего день памяти свя­того — это день его земной кон­чины, т.е. пере­хода в веч­ность, встречи с Богом, при­об­щиться к Кото­рому и стре­мился подвиж­ник.

Обя­за­тельно ли назы­вать ребенка именно по кален­дарю?

Цер­ков­ный устав не содер­жит стро­гого пред­пи­са­ния назы­вать детей име­нами только тех святых, чья память совер­ша­ется в день рож­де­ния ребенка.

Подоб­ная прак­тика явля­ется делом сугубо лич­ного бла­го­че­стия роди­те­лей. Воз­можно, она свя­зана с тем, что веру­ю­щие роди­тели, как пра­вило, знают каких святых вспо­ми­нает Цер­ковь в данный день (для этого суще­ствует Цер­ков­ный кален­дарь), соот­вет­ственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появ­ля­ется их чадо. Поэтому они особо усердно обра­ща­ются именно к этим святым.

Опять же отме­тим: если роди­тели хотят назвать сына или дочь именем, кото­рое им очень нра­вится или, напри­мер, в честь кого-то из пред­ков, но при этом память свя­того, нося­щего такое имя, совер­ша­ется не в бли­жай­шее время, в этом не будет ничего предо­су­ди­тель­ного. Глав­ное, чтобы и роди­тели, и в буду­щем – сам ребе­нок, не забы­вали молиться тому небес­ному покро­ви­телю, имя кото­рого они избрали для своего ребенка.

Как опре­де­лить день именин

В цер­ков­ном кален­даре бывает по нескольку дней памяти одного и того же свя­того, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необ­хо­димо найти в цер­ков­ном кален­даре день памяти соиме­ни­того с вами свя­того, бли­жай­ший после дня вашего рож­де­ния. Это и будут ваши име­нины, а святой, память кото­рого вспо­ми­на­ется в этот день, будет вашим небес­ным покро­ви­те­лем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми име­ни­нами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по цер­ков­ной тра­ди­ции, то это будет имя свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в 8‑й день по рож­де­нии ребенка. См. Наре­че­ние имени

При опре­де­ле­нии именин не имеет зна­че­ния дата кано­ни­за­ции свя­того, ведь она лишь фик­си­рует свер­шив­шийся факт. Кроме того, кано­ни­за­ция как пра­вило совер­ша­ется через десятки лет после пере­хода свя­того в небес­ные оби­тели.

Имя, полу­чен­ное чело­ве­ком при кре­ще­нии, не только оста­ется неиз­мен­ным всю жизнь (исклю­че­ние состав­ляет лишь случай при­ня­тие мона­ше­ства), но и сохра­ня­ется после смерти, пере­хо­дит с ним в веч­ность. В молит­вах об усоп­ших Цер­ковь так же поми­нает их имена, данные в кре­ще­нии.

Име­нины и День Ангела

Иногда име­нины в про­сто­ре­чии назы­вают Днем Ангела. Это назва­ние именин напо­ми­нает о том, что в ста­рину святых покро­ви­те­лей иногда образно назы­вали Анге­лами их земных тезок; некор­ректно, однако, сме­ши­вать святых с анге­лами. Име­нины – день памяти свя­того, именем кото­рого чело­век назван.
При Кре­ще­нии чело­веку при­став­ля­ется Богом Ангел-Хра­ни­тель. У каж­дого кре­щё­ного свой Ангел-Хра­ни­тель, но имя его нам неиз­вестно.

Почи­та­ние и под­ра­жа­ние своему свя­тому покро­ви­телю

О молит­вен­ной помощи святых пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горя­чие молитвы… Святые не забы­вают нас и молятся за нас… Они видят и стра­да­ния людей на земле. Гос­подь дал им столь вели­кую бла­го­дать, что они любо­вью обни­мают весь мир. Они видят и знают, как изне­мо­гаем мы от скор­бей, как иссохли души наши, как уныние ско­вало их, и, не пре­ста­вая, хода­тай­ствуют за нас пред Богом».

Почи­та­ние свя­того состоит не только в молитве ему, но и под­ра­жа­нии его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — гово­рил пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Ведь святой, чье имя носит чело­век – это не просто его покро­ви­тель и молит­вен­ник, это еще и обра­зец для под­ра­жа­ния.

Но каким обра­зом мы можем под­ра­жать своему свя­тому, как хотя бы в чем-то сле­до­вать его при­меру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подви­гах. Без этого мы не можем искренне полю­бить своего свя­того.
  • Во-вторых, нужно чаще обра­щаться к ним с молит­вой, знать тро­парь ему и всегда пом­нить о том, что у нас есть защит­ник и помощ­ник на небе.
  • В‑третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы после­до­вать при­меру своего свя­того в том или ином случае.

По харак­теру хри­сти­ан­ских подви­гов святых тра­ди­ци­онно раз­де­ляют на лики (раз­ряды): про­роки, апо­столы, свя­ти­тели, муче­ники, испо­вед­ники, пре­по­доб­ные, пра­вед­ные, юро­ди­вые, бла­го­вер­ные и др. (см. агио­гра­фи­че­ский сло­варь).

Чело­век, нося­щий имя испо­вед­ника или муче­ника, вполне может бес­страшно испо­ве­до­вать свою веру, посту­пать по-хри­сти­ан­ски всегда и во всем, не огля­ды­ва­ясь на опас­но­сти или неудоб­ства, во всем уго­ждать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже при­тес­не­ния.

Те, кто назван в честь свя­ти­те­лей, могут пытаться под­ра­жать им, обли­чая заблуж­де­ния и пороки, рас­про­стра­няя свет Пра­во­сла­вия, помо­гая ближ­ним найти путь ко спа­се­нию как словом, так и соб­ствен­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ным (т.е. мона­хам) можно под­ра­жать в отре­шен­но­сти, неза­ви­си­мо­сти от мир­ских насла­жде­ний, хра­не­нии чистоты помыс­лов, чувств и поступ­ков.

Под­ра­жать юро­ди­вому – значит, прежде всего, сми­ряться, вос­пи­ты­вать в себе само­от­вер­жен­ность, не увле­каться стя­жа­нием земных богатств. Про­дол­же­нием должно стать вос­пи­та­ние воли и тер­пе­ния, спо­соб­но­сти пере­но­сить труд­но­сти жизни, борьба с гор­до­стью и тще­сла­вием. Также нужна при­вычка кротко пере­но­сить все обиды, но вместе с тем не стес­няться обли­чать явные пороки, гово­рить правду всем, кто нуж­да­ется во вра­зум­ле­нии.

Имена в честь Анге­лов

Также чело­века могут назвать в честь Архан­гела (Миха­ила, Гав­ри­ила и др.). Хри­сти­ане, назван­ные в честь архан­ге­лов, отме­чают име­нины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празд­но­ва­ния Собора Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных.

Если имени нет в свят­цах

Если имени, кото­рым вас назвали, нет в свят­цах, то при кре­ще­нии выби­ра­ется имя, наи­бо­лее близ­кое по зву­ча­нию. Напри­мер, Дина – Евдо­кия, Лилия – Лия, Анже­лика – Анге­лина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По тра­ди­ции, Алиса полу­чает в кре­ще­нии имя Алек­сан­дры, в честь св. стра­сто­тер­пицы Алек­сан­дры Фео­до­ровны Рома­но­вой, до при­ня­тия пра­во­сла­вия носив­шей имя Алиса. Неко­то­рые имена в цер­ков­ной тра­ди­ции имеют иное зву­ча­ние, напри­мер, Свет­лана – это Фоти­ния (от гре­че­ского photos – свет), а Вик­то­рия – Ника, оба имени в латин­ском и гре­че­ском озна­чают «победу».

В цер­ков­ных запис­ках пишут только имена, данные в кре­ще­нии.

Как встре­тить име­нины

Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в дни своих именин посе­щают храм и, зара­нее под­го­то­вив­шись, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн.

Дни «малых именин» не так тор­же­ственны для име­нин­ника, но храм посе­тить в этот день жела­тельно.

После при­ча­стия нужно хра­нить себя от всякой суеты, чтобы не утра­тить празд­нич­ную радость. Вече­ром можно при­гла­сить близ­ких на тра­пезу. Сле­дует пом­нить, что если име­нины при­хо­дятся на пост­ный день, то празд­нич­ное уго­ще­ние должно быть пост­ным. В Вели­кий пост име­нины, слу­чив­ши­еся в будний день, пере­но­сятся на бли­жай­шую суб­боту или вос­кре­се­нье.

См. Име­нин­ный пирог Ната­лья Сухи­нина

Что дарить на име­нины

В празд­но­ва­ние памяти свя­того покро­ви­теля лучшим подар­ком име­нин­нику будет то, что сможет спо­соб­ство­вать его духов­ному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освя­щён­ного хлеба и молитва на их при­ня­тие; чётки; каче­ствен­ные вос­ко­вые свечи или лам­пада для домаш­ней молитвы; книги, аудио и видео­за­писи духов­ного содер­жа­ния; платок и косынку (это голов­ной убор замуж­них женщин); путёвка в палом­ни­че­скую поездку.

Молитва своему свя­тому

О святом, в честь кото­рого мы полу­чаем имя, мы должны вспо­ми­нать не только в день именин. В еже­днев­ном утрен­нем и вечер­нем молит­вен­ном пра­виле есть молитва свя­тому, также мы можем обра­щаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая про­стая молитва свя­тому:

Моли Бога о мне, святой угод­ниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе при­бе­гаю, ско­рому помощ­нику и молит­вен­нику о душе моей.

Также необ­хо­димо знать тро­парь и кондак своему свя­тому.

Помимо икон Спа­си­теля – Гос­пода Иисуса Христа, и Бого­ро­дицы, жела­тельно иметь икону своего свя­того. Может слу­читься так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небес­ного покро­ви­теля будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на кото­рой сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жены все святые, про­слав­лен­ные Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Реко­мен­дуем молитвы ко святым.

Исто­рия и сим­во­лика празд­но­ва­ния именин

Как и многие другие рели­ги­оз­ные тра­ди­ции, празд­но­ва­ние именин в совет­ское время нахо­ди­лось в забве­нии, более того, в 20–30‑х годах ХХ века под­вер­га­лось офи­ци­аль­ному гоне­нию. Правда, иско­ре­нить веко­вые народ­ные при­вычки ока­за­лось трудно: до сих пор на день рож­де­ния поздрав­ляют име­нин­ника, а если винов­ник тор­же­ства совсем юн, поют песенку: “как на … име­нины испекли мы кара­вай”. Между тем, име­нины — празд­ник особый, кото­рый можно было бы назвать днем духов­ного рож­де­ния, так как он связан прежде всего с таин­ством Кре­ще­ния и с име­нами, кото­рые носят наши соимен­ные небес­ные покро­ви­тели.

Тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин известна на Руси с XVII века. Обычно нака­нуне празд­ника семья име­нин­ника варила пиво, пекла име­нин­ные калачи, пироги и кара­ваи. В день самого празд­ника име­нин­ник со своими род­ными ходил в цер­ковь к обедне, зака­зы­вал моле­бен за здра­вие, ставил свечи и при­кла­ды­вался к иконе с ликом своего небес­ного покро­ви­теля. Днем дру­зьям и род­ствен­ни­кам раз­но­си­лись име­нин­ные пироги, причем часто начинка и вели­чина пирога имела особый смысл, опре­де­ля­е­мый харак­те­ром отно­ше­ний име­нин­ника и его близ­ких. Вече­ром устра­и­вался празд­нич­ный ужин.

Осо­бенно пышно справ­ля­лись цар­ские име­нины (день Тезо­име­нит­ства), кото­рые счи­та­лись госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком. В этот день бояре и при­двор­ные явля­лись к цар­скому двору с тем, чтобы под­не­сти подарки и при­нять уча­стие в празд­нич­ном пире, за кото­рым пели мно­го­ле­тие. Иногда царь само­лично раз­да­вал пироги. Народу раз­но­си­лись огром­ные име­нин­ные калачи. Позд­нее появи­лись другие тра­ди­ции: воен­ные парады, фей­ер­верки, иллю­ми­на­ция, щиты с импе­ра­тор­скими вен­зе­лями.

После рево­лю­ции с име­ни­нами начали серьез­ную и пла­но­мер­ную идео­ло­ги­че­скую борьбу: Таин­ство кре­ще­ния попы­та­лись заме­нить на “октяб­рины” и “звез­дины”. Был детально раз­ра­бо­тан ритуал, при кото­ром ново­рож­ден­ного в стро­гой после­до­ва­тель­но­сти поздрав­ляли октяб­ре­нок, пионер, ком­со­мо­лец, ком­му­нист, “почет­ные роди­тели”, иногда мла­денца сим­во­ли­че­ски зачис­ляли в проф­союз и проч. Борьба с “пере­жит­ками” дохо­дила до анек­до­ти­че­ских край­но­стей: так, в 20‑х годах цен­зура запре­тила “Муху-Цоко­туху” К. Чуков­ского за “про­па­ганду именин”.

Тра­ди­ци­онно име­нины отно­сят на тот день памяти соимен­ного (тезо­име­ни­того) свя­того, кото­рый сле­дует непо­сред­ственно за днем рож­де­ния, хотя суще­ствует и тра­ди­ция празд­но­ва­ния именин в день памяти самого про­слав­лен­ного соимен­ного свя­того. В про­шлом име­нины счи­та­лись более важным празд­ни­ком, чем день “телес­ного” рож­де­ния, кроме того, во многих слу­чаях эти празд­ники прак­ти­че­ски сов­па­дали, т. к. тра­ди­ци­онно ребенка несли кре­стить на вось­мой день после рож­де­ния: вось­мой день — это символ Небес­ного Цар­ства, к кото­рому при­об­ща­ется кре­ща­е­мый чело­век, в то время как число семь — древ­нее сим­во­ли­че­ское число, обо­зна­ча­ю­щее сотво­рен­ный земной мир. Кре­стиль­ные имена выби­ра­лись по цер­ков­ному кален­дарю (свят­цам). По ста­рому обычаю выбор имени был огра­ни­чен име­нами святых, память кото­рых празд­но­ва­лась в день кре­ще­ния. Позд­нее (осо­бенно в город­ском обще­стве) от этого стро­гого обычая отошли и стали выби­рать имена, руко­вод­ству­ясь личным вкусом и иными сооб­ра­же­ни­ями — в честь род­ствен­ни­ков, напри­мер.

В древ­но­сти люди при­да­вали имени гораздо боль­шее зна­че­ние, чем сейчас. Содер­жа­ние имени соот­но­си­лось с внут­рен­ним смыс­лом чело­века. Наре­че­ние счи­та­лось высо­ким актом тво­ре­ния, отга­ды­ва­нием чело­ве­че­ской сути.

В пер­во­быт­ном обще­стве слит­ность души и имени каза­лась несо­мнен­ной, более того, иногда счи­та­лось, что сколько суще­ствует имен — столько и душ, поэтому в неко­то­рых пле­ме­нах перед тем, как убить про­тив­ника, пола­га­лось выве­дать его имя с тем, чтобы исполь­зо­вать его в родном пле­мени. Часто имена скры­ва­лись, чтобы не дать оружия врагу. От дур­ного обра­ще­ния с именем ожи­дали вреда, непри­ят­но­стей. В неко­то­рых пле­ме­нах кате­го­ри­че­ски вос­пре­ща­лось про­из­но­сить (табу­и­зи­ро­ва­лось) имя вождя. В других — прак­ти­ко­вался обычай при­сва­и­вать стар­цам новые имена, при­да­вав­шие новые силы. Счи­та­лось, что боль­ному ребенку силу сооб­щало имя отца, кото­рое кри­чали в ухо или даже назы­вали его именем отца (матери), пола­гая, что часть жиз­нен­ной энер­гии роди­те­лей помо­жет побе­дить болезнь. Если же ребе­нок осо­бенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народ­но­стей долго сохра­ня­лась тра­ди­ция наре­че­ния “обман­ных”, ложных имен: истин­ное имя не про­из­но­си­лось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут мла­денца. Суще­ство­вал другой вари­ант защит­ных имен — непри­вле­ка­тель­ные, без­об­раз­ные, отпу­ги­ва­ю­щие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мерт­вой), отвра­щав­шие невзгоды и несча­стья.

В Древ­нем Египте личное имя тща­тельно обе­ре­га­лось. Егип­тяне имели “малое” имя, извест­ное всем, и “боль­шое”, кото­рое счи­та­лось истин­ным: оно хра­ни­лось в тайне и про­из­но­си­лось лишь во время важных обря­дов. Особым почте­нием поль­зо­ва­лись имена фара­о­нов — в текстах их выде­ляли спе­ци­аль­ным кар­ту­шем. С огром­ным ува­же­нием егип­тяне отно­си­лись к именам умер­ших — непра­виль­ное обра­ще­ние с ними нано­сило непо­пра­ви­мый вред поту­сто­рон­нему бытию. Имя и его носи­тель состав­ляли одно целое: харак­те­рен еги­пет­ский миф, по кото­рому бог Ра скры­вал свое имя, но богине Исиде уда­лось-таки его выве­дать, вскрыв ему грудь — имя бук­валь­ным обра­зом ока­за­лось внутри тела!

Имя могло изме­няться с воз­рас­том. Новые имена дава­лись под­рост­кам при ини­ци­а­ции, т. е. при вступ­ле­нии во взрос­лые члены общины. В Китае до сих пор суще­ствуют дет­ские “молоч­ные” имена, от кото­рых отка­зы­ва­ются с воз­му­жа­нием. В антич­ной Греции ново­ис­пе­чен­ные жрецы, отре­ка­ясь от старых имен, выре­зали их на метал­ли­че­ских дощеч­ках и топили в море. Пере­осмыс­ле­ние этой тра­ди­ции можно уви­деть в мона­ше­стве, когда при­няв­ший постриг остав­ляет мир и свое мир­ское имя.

У многих наро­дов табу­и­зи­ро­ва­лись имена язы­че­ских богов и духов. Осо­бенно опасно было назы­вать злых духов (“чер­ты­хаться”): таким обра­зом можно было накли­кать “недоб­рую силу”. Древ­ние евреи не смели назы­вать Имя Божие:   Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неиз­ре­чен­ное Имя”, свя­щен­ная тет­ра­грамма, кото­рую можно пере­ве­сти как “Я есмь, Кото­рый есмь”. По Библии акт назы­ва­ния часто ста­но­вится Божиим делом: Гос­подь дал имена Авра­аму, Сарре, Исааку, Изма­илу, Соло­мону, пере­име­но­вал Иакова в Изра­иль. Особый рели­ги­оз­ный дар еврей­ского народа про­явился во мно­же­стве имен, кото­рые назы­вают тео­фор­ными — в них при­сут­ствует Божие “неиз­ре­чен­ное Имя”: так через свое личное имя чело­век свя­зы­вался с Богом.

Хри­сти­ан­ство, как высший рели­ги­оз­ный опыт чело­ве­че­ства, со всей серьез­но­стью отно­сится к личным именам. Имя чело­века отоб­ра­жает таин­ство непо­вто­ри­мой, дра­го­цен­ной лич­но­сти, оно пред­по­ла­гает личное обще­ние с Богом. При таин­стве Кре­ще­ния хри­сти­ан­ская Цер­ковь, при­ни­мая в свое лоно новую душу, свя­зы­вает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Бул­га­ков, “чело­ве­че­ское име­но­ва­ние и имя­во­пло­ще­ние суще­ствует по образу и подо­бию боже­ствен­ного бого­во­пло­ще­ния и наиме­но­ва­ния… всякий чело­век есть вопло­щен­ное слово, осу­ществ­лен­ное имя, ибо сам Гос­подь есть вопло­щен­ное Имя и Слово”.

Пред­на­зна­че­нием хри­стиан явля­ется свя­тость. Наре­кая мла­денца именем кано­ни­зи­ро­ван­ного свя­того, Цер­ковь ста­ра­ется напра­вить его на путь истин­ный: ведь это имя уже “реа­ли­зо­ва­лось” в жизни как святое. Нося­щий святое имя всегда хранит в себе воз­вы­ша­ю­щий образ своего небес­ного покро­ви­теля, “помощ­ника”, “молит­вен­ника”. С другой сто­роны, общ­ность имен объ­еди­няет хри­стиан в одно тело Церкви, в один “избран­ный народ”.

Бла­го­го­ве­ние перед име­нами Спа­си­теля и Бого­ро­дицы издавна выра­жа­ется в том, что в пра­во­сла­вии не при­нято давать имена в память Бого­ро­дицы и Христа. Раньше имя Бого­ро­дицы отли­ча­лось даже иным уда­ре­нием — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое мона­ше­ское имя Иисус при­сва­и­ва­лось в память не Иисуса Христа, а пра­вед­ного Иисуса Навина.

Рус­ский хри­сти­ан­ский име­но­слов скла­ды­вался веками. Первый обшир­ный пласт рус­ских имен возник в дохри­сти­ан­скую эпоху. При­чины воз­ник­но­ве­ния того или иного имени могли быть самыми раз­лич­ными: помимо рели­ги­оз­ных моти­вов, играли роль обсто­я­тель­ства рож­де­ния, внеш­ний облик, харак­тер и т. д. Позд­нее, после Кре­ще­ния Руси, эти имена, порой трудно отли­чи­мые от про­звищ, сосу­ще­ство­вали с хри­сти­ан­скими кален­дар­ными име­нами (вплоть до XVII века). Даже свя­щен­ники иногда носили про­звища. Бывало, что один чело­век мог иметь целых три личных имени: “про­звищ­ное” имя и два кре­стиль­ных имени (одно — явное, другое — пота­ен­ное, извест­ное лишь духов­нику). Когда хри­сти­ан­ский име­но­слов пол­но­стью вытес­нил дохри­сти­ан­ские “про­звищ­ные” имена, они не ушли от нас насо­всем, перейдя в другой класс имен — в фами­лии (напр. Некра­сов, Жданов, Най­де­нов). Неко­то­рые дохри­сти­ан­ские имена кано­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских святых впо­след­ствии стали кален­дар­ными (напр. Яро­слав, Вяче­слав, Вла­ди­мир).

С при­ня­тием хри­сти­ан­ства Русь обо­га­ти­лась име­но­сло­вом всей чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции: с визан­тий­скими свят­цами к нам пришли гре­че­ские, еврей­ские, рим­ские и иные имена. Иногда под хри­сти­ан­ским именем скры­ва­лись образы более древ­них рели­гий и куль­тур. Со вре­ме­нем эти имена обру­сели, да так сильно, что самими рус­скими име­нами стали древ­не­ев­рей­ские — Иван да Марья. Вместе с тем сле­дует иметь в виду высо­кую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “нет имен ни еврей­ских, ни гре­че­ских, ни латин­ских, ни рус­ских — есть только имена обще­че­ло­ве­че­ские, общее досто­я­ние чело­ве­че­ства”.

После­ре­во­лю­ци­он­ная исто­рия рус­ских имен скла­ды­ва­лась дра­ма­тично: про­во­ди­лась мас­со­вая кам­па­ния “дехри­сти­а­ни­за­ции” име­но­слова. Рево­лю­ци­он­ное мра­ко­бе­сие неко­то­рых слоев обще­ства, соче­та­е­мое с жест­кой госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой, было направ­лено на пере­устрой­ство, а значит — и на пере­име­но­ва­ние мира. Вместе с пере­име­но­ва­нием страны, ее горо­дов и улиц, пере­име­но­вы­ва­лись люди. Состав­ля­лись “крас­ные святцы”, выду­мы­ва­лись новые, “рево­лю­ци­он­ные” имена, многие из кото­рых теперь звучат просто как курьезы (напр. Мален­тро, т.е. Маркс, Ленин, Троц­кий; Даз­дра­перма, т.е. Да здрав­ствует Пер­во­май и т.д.). Про­цесс рево­лю­ци­он­ного имят­вор­че­ства, харак­тер­ный для идео­ло­ги­че­ских рево­лю­ций вообще (он был изве­стен и во Фран­ции в конце XVIII века, и в рес­пуб­ли­кан­ской Испа­нии, и в стра­нах быв­шего “соци­а­ли­сти­че­ского лагеря”) про­дол­жался в Совет­ской России недолго, около деся­ти­ле­тия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали досто­я­нием исто­рии — здесь уместно вспом­нить другую мысль о. Павла Фло­рен­ского: “имена не при­ду­ма­ешь”, в том смысле, что они “наи­бо­лее устой­чи­вый факт куль­туры и важ­ней­ший из ее устоев”.

Изме­не­ние рус­ского имен­ника шло и по линии заим­ство­ва­ния из других куль­тур — западно-евро­пей­ских (напр. Аль­берт, Вик­то­рия, Жанна) и обще­сла­вян­ских хри­сти­ан­ских имен (напр. Ста­ни­слав, Бро­ни­слава), имен из гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­гии и исто­рии (напр. Авре­лий, Афро­дита, Венера) и т.д. Со вре­ме­нем рус­ское обще­ство опять вер­ну­лось к кален­дар­ным именам, но “дехри­сти­а­ни­за­ция” и пере­рыв в тра­ди­ции при­вели к необы­чай­ному оску­де­нию совре­мен­ного име­но­слова, состо­я­щего ныне всего лишь из несколь­ких десят­ков имен (сыг­рало свою роль и общее свой­ство “мас­со­вых куль­тур” — стрем­ле­ние к усред­не­нию, стан­дар­ти­за­ции).

***

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

С древ­ней­ших времен уста­но­вился обычай давать вновь при­ня­тому члену Церкви имя какого-либо свя­того. Тем самым воз­ни­кает особая, новая связь между землей и Небом, между чело­ве­ком, живу­щим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жиз­нен­ный путь, чью свя­тость Цер­ковь засви­де­тель­ство­вала и про­сла­вила своим собор­ным разу­мом. Поэтому каждый пра­во­слав­ный должен дер­жать в памяти свя­того, в честь кото­рого он назван, знать основ­ные факты его жизни, по воз­мож­но­сти пом­нить хотя бы неко­то­рые эле­менты бого­слу­же­ния в его честь.

Но одно и то же имя, осо­бенно из рас­про­стра­нен­ных (Петр, Нико­лай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и наро­дов; поэтому нам пред­стоит выяс­нить, в честь какого именно свя­того, носив­шего данное имя, будет назван мла­де­нец. Сде­лать это можно, поль­зу­ясь подроб­ным цер­ков­ным кален­да­рем, где при­ве­ден алфа­вит­ный список почи­та­е­мых нашей Цер­ко­вью святых с датами празд­но­ва­ния их памяти. Выбор дела­ется с учетом даты рож­де­ния или кре­ще­ния ребенка, обсто­я­тельств жиз­нен­ного подвига святых, семей­ных тра­ди­ций, ваших личных сим­па­тий.

Помимо того, у многих извест­ных святых в тече­ние года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обре­те­ния или пере­не­се­ния мощей, день про­слав­ле­ния – при­чис­ле­ния к лику святых. Вам пред­стоит выбрать, какой из этих дней станет празд­нич­ным днем (тезо­име­нит­ством, име­ни­нами) вашего ребенка. Часто его назы­вают Днем ангела. В самом деле мы просим Гос­пода дать ново­кре­ще­ному своего Ангела-Хра­ни­теля; но этого Ангела ни в коем случае нельзя сме­ши­вать со святым, в честь кото­рого назван ребе­нок.

Иногда при наре­че­нии имени воз­ни­кают неко­то­рые слож­но­сти. Есть немало пра­во­слав­ных святых, извест­ных в исто­рии, но не вне­сен­ных в наши кален­дари. В их числе – святые Запад­ной Европы, жившие и про­слав­лен­ные еще до отпа­де­ния Рима от Пра­во­сла­вия (вплоть до 1054 г. Рим­ская Цер­ковь не была ото­рвана от Пра­во­сла­вия, и почи­тав­шихся в ней к тому вре­мени святых мы также при­знаем свя­тыми), чьи имена при­об­рели у нас попу­ляр­ность в послед­ние деся­ти­ле­тия (Вик­то­рия, Эдуард и др.), но чис­лятся иногда как «непра­во­слав­ные». Бывают и обрат­ные ситу­а­ции, когда при­выч­ное сла­вян­ское имя не при­над­ле­жит ни одному из пра­во­слав­ных святых (напри­мер, Ста­ни­слав). Нако­нец, нередки и фор­маль­ные недо­ра­зу­ме­ния, свя­зан­ные с напи­са­нием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его зву­ча­нием на разных языках (по-сла­вян­ски – Свет­лана и Злата, по-гре­че­ски – Фоти­ния и Хриса).

В Рус­ской Церкви, в отли­чие от неко­то­рых других Пра­во­слав­ных Церк­вей, люби­мое всеми имя Мария нико­гда не дается в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, но лишь в честь других святых, носив­ших это имя. Также сле­дует знать, что начи­ная с 2000 г. наша Цер­ковь при­чис­ляет к лику святых мно­же­ство наших зем­ля­ков и сограж­дан – новых муче­ни­ков и испо­вед­ни­ков XX века – и при­зы­вает веру­ю­щих назы­вать своих детей в их честь и память.

Цитаты об име­ни­нах и хри­сти­ан­ских именах

«Имена у нас стали выби­рать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам: или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутке и дня в три по кре­ще­нии. Тут дело будет без всяких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст, ибо дни рож­де­ния в руках Божиих».
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Святая Цер­ковь, зная, что немно­гие спо­собны от себя наре­кать имена, при­но­ся­щие с собою бла­го­сло­ве­ние, учре­дила пре­крас­ный обычай от святых заим­ство­вать имена, кото­рые по бла­го­дати святых всегда бла­го­зна­ме­на­тельны и спо­собны при­не­сти с собою бла­го­сло­ве­ние. Но притом осо­бенно благо мла­денцу, кото­рому дают имя свя­того не по обычаю только, но по вере и любви к свя­тому».
свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Ребе­нок должен быть посвя­щен, вернее, вручен хра­не­нию, защите, молит­вам того свя­того, имя кото­рого ему дается. Роди­тели должны были бы выби­рать свя­того, кото­рый для них что-то значит, то есть житие кото­рого их чем-нибудь пора­зило или кото­рый по чему-нибудь связан с зача­тием этого ребенка. В старой России (веро­ятно, это и теперь еще порой дела­ется) кре­стили ребенка именем того свя­того, в день кото­рого были кре­стины. В этом есть какой-то смысл, при усло­вии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освя­ще­ние нового храма во имя дан­ного свя­того Роди­тели должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие свя­того, что в нем есть, что пора­жает их не бла­го­зву­чием имени, а внут­рен­ним обли­ком, почему они хотят, чтобы их ребе­нок был под защи­той этого свя­того или, во всяком случае, чтобы этот святой осо­бенно молился о нем. Поэтому наиме­но­ва­ние ребенка может иметь гро­мад­ное зна­че­ние».
свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Мы носим имена святых, кото­рые про­жили жизнь и осу­ще­ствили на земле своё при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский

Православная Москва

«Правда через веру»
(Рим. 3, 22)

В день, когда мы отмечаем память архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, многие празднуют общий «день ангела». Каждый христианин имеет небесного покровителя, ангела-хранителя, который входит в воинство святого архангела Михаила, и тоже подлежит сегодня чествованию.

Ангел в переводе с греческого (ангелос) — «вестник, посланник». По христианскому учению, ангелы – служебные духи, которых Господь сотворил прежде начала бытия видимого мира. Треть ангелов отпали от Бога, и были низвержены в преисподнюю. С тех пор они всячески препятствуют нашему спасению и любому движению нашей души к Богу. Ангелы же светлые продолжают исполнять волю Божию, являясь Его посланниками, вестниками в этом мире. Учение об ангельском мире является важной составной частью нашей веры. Число ангелов очень велико. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог сотворил ангелов и архангелов сразу всех одновременно, а их так много, что они превосходят всякое число».

Бытие ангелов тесно связано в Тайной Пресвятой Троицы, и Василий Великий отмечает, что «служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же ангелов — святость и пребывание в святости».

Он же говорит о неизменности ангельского существа. «Ангелы не претерпевают изменения. Нет между ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным». Среди архангелов, то есть высших ангелов, из Священного Писания известны Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Святитель Димитрий Ростовский так рассказывает об их служении: «Михаил — служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил — служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил — служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил — служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил — служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил — служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил — служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим.

По учению Церкви ангелы приставлены Богом не только к каждому христианину, но и народу и даже месту, в особенности тому месту, где совершается Божественная Литургия, к каждому храму.

В «Луге духовном» блаженного Иоанна Мосха повествуется о рассказе аввы Леонтия, настоятеля киновии преподобного Феодосия. «Однажды в воскресенье я пришел в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, я увидел ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был глас ко мне: «С тех пор, как освящен этот престол, мне заповедано находиться при нем».

И даже в пору безбожия на нашей земле, когда тысячи храмов были разрушены, ангелы продолжали стоять около мест, на которых некогда были престолы, продолжая вечную службу, которую не сохранили люди. Так же стоят они и рядом с каждым человеком. Каким бы грешником он ни был, и в зависимости от состояния его душа плачут о нем или радуются.

Михаил Дроздов

Именины

RSS iCal

Значение имени и даты празднования именин

Именины – это христианская традиция, день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Имена и даты празднования именин на страницах проекта приведены в соответствии с православными святцами, то есть списком чтимых православной церковью канонизированных святых. 

Если неизвестно, имя какого из одноименных святых носите вы или ваши близкие, то следует считать «своим» того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или ближайшую дату после него.  подробнее

   
1 февраля    

  • Антон

    Маленьким ребенком Антон очарователен и сразу же располагает к себе. Эти качества сохраняются у него на всю жизнь. Основные черты характера Антона во многом схожи с характером матери, но опорой в детстве для него является отец. К родителям Антон отно…

  • Арсений

    Добрые по характеру, эти мальчики не причиняют хлопот родителям. Хорошо учатся, со сверстниками конфликтуют мало. Общительны, но другом назовут не каждого. Ранимы и чувствительны. Занимаются музыкой, но под давлением родителей. Любят животных, держат…

  • Ефим

    Внешне Ефим похож на мать. У него чувствительная нервная система — внезапно выскочившая из-за угла с лаем собака может вызвать у него заикание или нервный тик. Подвержен также заболеваниям пищеварительной системы. Родителям Ефима нужно следить за его…

  • Макар

    Макарам с рождения дается многое то, о чем другие мечтают на протяжении долгих лет. К сожалению, не все Макары способны по достоинству оценить этот дар, поэтому он нередко растрачивается впустую. Это способные и вместе с тем упрямые дети с переме…

  • Марк

    Марк эгоцентричен, и эту черту, которая потом, во взрослой жизни, будет успешно маскироваться обаятельной улыбкой, подчеркнутой вежливостью и готовностью к самопожертвованию, можно легко различить в раннем детстве. Марк делает все для того, чтобы мам…

  • Николай

    Николай с детства растет крепким и здоровым, болеет редко. Не пристает с капризами к родителям, наверное, поэтому они не всегда уделяют Николаю достаточно времени. Учится хорошо по всем предметам. Среди сверстников его отличает сила, активность и сме…

  • Петр

    Его интересует все: зачем строят гнезда птички, где ночью находятся трамваи, как устроен будильник. Маленький Петр музыкально одарен, у него может быть неплохой голос. Родителям было бы неплохо устроить сына в музыкальную школу. Петр учится легко и н…

  • Федор

    Федор в детстве немного угрюм, молчалив и упрям. Он никогда не выступает заводилой детских игр и находится иногда в стороне от сверстников. Родителям и учителям будет особенно нравиться аккуратность Федора. Вещи у него всегда будут в полном порядке, …

Именины завтра

  • Ефим

    Внешне Ефим похож на мать. У него чувствительная нервная система — внезапно выскочившая из-за угла с лаем собака может вызвать у него заикание или нервный тик. Подвержен также заболеваниям пищеварительной системы. Родителям Ефима нужно следить за его…

  • Захар

    Маленький Захар может часами собирать и разбирать конструктор. Делает он это тихо и сосредоточенно. Может принести больного котенка и ухаживать за ним. Внимателен и заботлив по отношению к окружающим его людям. Его пристрастие — техника. Нередко …

  • Инна

    Инна с детства отличается тяжёлым характером. Способна довести до слёз и мать. Не прощает даже маленькие слабости своим друзьям, а зло, причинённое ей, не забывает никогда, хотя сама и не мстительна. Обладает живым умом, способна удивить смелыми и ор…

  • Лев

    В детстве Лев — это спокойный и даже несколько флегматичный мальчик. Он не плачет по мелочам, но если его сильно обидят, то рыдания его будут безутешными. В среде своих сверстников не задирается, но сдачи дать может любому. Любит купаться, ходить в л…

  • Павел

    Павел — добрый и отзывчивый ребенок. Он с большим желанием будет помогать матери ухаживать за младшим братом или сестренкой. Никогда не нарушит запретов взрослых и будет убеждать своих друзей не переступать рамки дозволенного. С возрастом у Павла…

  • Римма

    Римма ещё ребёнком выделяется способностью установить контакт с человеком, завоевать его доверие. Она чувствует, как лучше вести себя, что нужно сказать, чтобы добиться своего и получить любимую конфету или подольше погулять во дворе. Ловко обменивае…

  • Семен

    Молодым людям и мужчинам, носящим имя Семён, рекомендуется относиться к себе с некоторой долей юмора — именно такой подход позволит ему избежать в жизни многих проблем. Кстати, и в детские годы Семёны нередко прибегают к юмору и шутке для того, чтобы…

Именины
на Февраль 2023

Именины и День Ангела

Именины – духовный день рождения, день памяти святого покровителя, имя которого было дано человеку при крещении. Днем Ангела считается день крещения. Но в народе эти два понятия часто отождествляют, несмотря на их разное значение.

Именины по именам

Выберите имя со списка популярных

Или найдите имя в расширенном списке

Именины сегодня

Сегодня, 1 февраля, по церковному православному календарю отмечается 10 именин:

Антон , Арсений , Ефим , Макар , Марк , Николай , Петр , Савва , Теодор , Федор .

Ближайшие именины

2 февраля     Ефим , Захар , Лаврентий , Лев , Павел , Инна , Римма .
3 февраля     Евгений , Иван , Илья , Максим , Ян , Агния , Анна .
4 февраля     Гавриил , Георгий , Егор , Ефим , Иван , Иосиф , Леон , Леонтий , Макар , Николай , Петр , Тимофей , Эммануил , Яков , Ян .
5 февраля     Геннадий , Клим , Серафим , Теодор , Федор , Евдокия , Екатерина , Катарина , Милица .
6 февраля     Денис , Иван , Николай , Павел , Тимофей , Ян , Ксения , Оксана .

Узнайте дату ваших именин

Ваше имя Дата вашего рождения

Как определить дату именин

Именины – совпадающая с днем рождения человека или ближайшая после него дата памяти святого, имя которого было дано при крещении. Они могут быть только один раз в году. Если у святого несколько памятных дней, то остальные даты считаются «малыми именинами» человека.

Внимание! Небесный покровитель выбирается из списка святых, которые были причислены к таковым раньше года рождения человека.

— С Днем ангела, Настя! Сегодня Анастасии Узорешительницы, вот.

— Спасибо, Екатерина Петровна, но нет.

Когда и с чем поздравлять верующего человека? Часто люди путают понятия День ангела и именины — разбираемся, что это такое, в Слайдах «Фомы». Теперь не ошибетесь.

01

Что такое День ангела?

Изначально в церковной традиции День ангела — это день крещения человека. По церковной преданию, у каждого крещеного человека есть свой ангел (ангел-хранитель), который «приставляется» к человеку, молится о нем перед Богом. Считается, что этот ангел приставляется к человеку именно в день его крещения.

02

Почему тогда в день именины поздравляют “С днем ангела”?

Действительно, сейчас такой обычай очень распространен. Вероятно, день именин называют днем ангела в связи с тем, что святые, в честь которых мы получили имя, как и ангелы-хранители, считаются нашими небесными покровителями. И их также иногда называли раньше ангелами. Однако не стоит путать святых и ангелов-хранителей.

03

Что такое именины?

Именины (от слова имя) — день памяти святого, чье имя дали человеку при крещении. Например, если Сашу назвали в честь святого Александра Невского, то его именины, скорее всего, приходятся на 6 декабря.

04

Как это «скорее всего»? Это что, не точно? 

Нет, не точно. Память Александра Невского празднуется по церковному календарю 9 раз. И святых с именем Александр тоже много. В честь какого Александра его назвали и когда у него именины – нужно узнавать у него самого (может быть, его святой — Александр Свирский). Если человек не знает, выбирают дату, ближайшую после дня рождения. Либо он сам выбирает святого, который кажется ему наиболее близким.

05

А если в году празднуется несколько раз память святого?

Можно праздновать именины несколько раз, ничего страшного. Но обычно выбирается одна дата. Либо опять же в ближайший день памяти святого после вашего дня рождения, либо наиболее известный день памяти этого святого. Например, патриарх Кирилл празднует свои именины 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом 27 февраля есть отдельный день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.

06

Так, а можно проще?

«С именинами тебя!» — когда праздник святого, в честь которого его назвали.
«С Днем ангела тебя!» — когда дата крещения человека. 
Но никто не обидится, если вы поздравите «С Днем ангела!» в день именин. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда день абьюзера праздник
  • Когда день 12 гумо праздник
  • Когда дарят ромашки праздник
  • Когда дарят подарки до или после праздника
  • Когда гуляем на ноябрьские праздники