Когда день глазированного сырка праздник

ДЕНЬ СЫРКА - праздник, ежегодно отмечающийся 4 ноября в селе Буланиха Алтайского края. В этот день алтайки в домашних условиях готовят глазированный сырок, замораживая его в сенях. По старинной примете, если приготовленный сырок поставить на окно и он, пока его не съедят, будет отбрасывать длинную…

December 8 2006, 12:06

Category:

  • Праздники
  • Cancel

ДЕНЬ СЫРКА

ДЕНЬ СЫРКА — праздник, ежегодно отмечающийся 4 ноября в селе Буланиха Алтайского края. В этот день алтайки в домашних условиях готовят глазированный сырок, замораживая его в сенях. По старинной примете, если приготовленный сырок поставить на окно и он, пока его не съедят, будет отбрасывать длинную тень — значит, зима начнется совсем скоро. В противном случае, если сырок сразу тает, теплая осень продлится еще шесть недель. За 134-летнюю историю празднования этого дня тень сырка была видна 78 раз, включая четыре последние года.

Официальным праздником в Алтайском крае День Сырка стал в 1872 г. Сырку дали имя «Великий Сырок — провидец из провидцев, мудрец из мудрецов, предсказатель из предсказателей». А село Буланиха, где зародилась эта традиция, назвали «Мировым центром погоды». Ежегодно ранним утром 4-го ноября в селе собираются тысячи зрителей и с замиранием сердца ждут, какую же погоду предскажет сырок на этот раз. Ровно в 8.25 на подоконник ставят блюдечко с сырком, и он делает свой прогноз.

К сожалению, в последнее время эта исконно русская традиция незаслуженно забыта. Американские творожные пираты из компании Вим-Билль-Данн, стремясь захватить российский рынок, придумали альтернативный праздник. Ими был высосан из пальца сурок Фил — жалкая пародия на наш алтайский сырок. Вложив в рекламу огромные деньги и сняв фильм с популярнейшим Биллом Мюрреем в главной роли, они смогли добиться своей грязной цели — про наш исконный праздник теперь никто не вспоминает.

Проблема воровства русской идеи американскими творожными пиратами стала предметом разбирательства комиссии по вступлению США во Всемирную торговую организацию. Как сказал в ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин, наша страна не даст согласия на вступление Соединенных Штатов Америки в ВТО, пока не будет прекращен наглый разбой американских творожных пиратов.

См. также ПИРАТСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Татьяна Марьина

Страна и мир

08 октября 2018

Десерт со вкусом. Тайны глазированного сырка


Кто придумал глазированный сырок — история умалчивает. Даже самым досужим следопытам, казалось бы, знающим все о продуктовом прошлом, не удается установить ни имя «родителя», ни место рождения этого творожно-шоколадного лакомства.

Десерт со вкусом. Тайны глазированного сырка | При соблюдении всех правил технологии производства и хранения сырок должен держать форму и не расползаться по упаковке и рукам. ФОТО Валерия Матицына / ТАСС

При соблюдении всех правил технологии производства и хранения сырок должен держать форму и не расползаться по упаковке и рукам. ФОТО Валерия Матицына / ТАСС

День сырка

Известно лишь, что рецептура приготовления сырков была известна узкому кругу технологов молочной промышленности Советского Союза в 1930-е годы. Но массового производства ни тогда, ни позже налажено не было. Впервые Москва и Ленинград вкусили лакомство только в 1950-е. В следующее десятилетие глазированные сырки появились на прилавках крупных городов страны.

Сладкий ванильный вкус сырков очень нравился детям, а ломкая шоколадная глазурь для многих была отдельным лакомством. Можно было осторожненько снять пластинки шоколада с творожной основы, отложить их в сторону. Сначала слопать тающий во рту творог, а потом приняться за глазурь. А можно было и наоборот. Хитрые родители частенько пытались выдать глазированный сырок за эскимо, чтобы уберечь нежное горлышко ребенка от простуды.

Впрочем, есть еще одна версия появления глазированного сырка. Скажем так, псевдоисторическая. Официальная история сыроделия в России ее не признает, но как легенду, народную быль, из уст в уста передаваемую уже второе столетие, допускает.

Рассказывают, еще в середине позапрошлого века пошла из алтайского села Буланиха по окрестным весям традиция отмечать… День сырка. Приходился он на 4 ноября. В этот день хозяйки готовили глазированный сырок и выставляли его на подморозку в сени. Потом переносили на окно и следили: если сырок будет отбрасывать длинную тень, значит, зима начнется совсем скоро. Если сразу начнет таять, осень продлится еще шесть недель.

Можно предположить, что местные сказочники «срисовали» эту историю с заокеанского Дня сурка. Но! Праздновать День сурка в Америке стали с 1887 года. А алтайскую быль-небылицу датируют 1872 годом.

Наш глазированный сырок называют одним из брендов советской пищевки. Позже он получил прописку в других странах. Первой была Венгрия, там массовое производство сырков началось с 1968 года, к ней присоединились другие страны соцлагеря. Чуть позже наш сырок улетел за океан — в Новую Зеландию. Ну и так далее — по странам и континентам…

Бравурное шествие глазированных по продовольственным прилавкам нашей страны закончилось в 1980-е. Сырки стали дефицитом (чего, правда, столичные города не ощутили). Спустя десятилетие он стал уходить в небытие, но появилась проблема выбора. Возникли новые компании-производители, новые технологии, позволившие расширить ассортимент.

Первые глазированные сырки упаковывали в кашированную фольгу (материал, полученный путем склеивания алюминиевой фольги с бумагой), она не обеспечивала продукту герметичность, поэтому срок годности таких сырков не превышал трех суток. С внедрением упаковки «флоу-пак» (пленка-пакет) стало возможным продлить срок годности сырка до 15 суток в холодильнике и 60 суток в замороженном виде.

Многие производители для дополнительной упаковки стали использовать картонные коробочки, которые позволяют сохранить форму сырка при транспортировке. И хоть такие упаковки заметно поднимают розничную стоимость товара, в целом он остается массовым и демократичным.

Творог на дрожжах

Основная потребительская аудитория творожно-глазированного лакомства — дети. Часто родители покупают сырки для своих чад как замену творогу. Совершенно не задумываясь о том, что по пищевой ценности они ближе к кондитерским изделиям.

В сырках много сахара — в среднем три чайные ложки в одном изделии. Много жира — в наиболее популярных сырках 23 — 26%. Поэтому диетологи категоричны: как десерт «от случая к случаю» — да, как ежедневный завтрак — нет. Это касается и детей и взрослых.

В пользе современных глазированных сырков очень сильно усомнились и эксперты Роскачества, закончившие в прошлом месяце глобальное исследование этого рынка и обнародовавшие его результаты. Впрочем, это далеко не первая проверка глазированных сырков, что подтверждает вот эта фраза из отчета: «Как показывают наши экспертизы за последние пять лет, особенно рассчитывать на высокое качество такой продукции не стоит».

В этот раз в лабораторию отправили семь образцов глазированных сырков. Из них два были изготовлены по ГОСТу, остальные — по техническим условиям производителей. Но, как показало исследование, никакие надписи на упаковках не гарантируют ни качества, ни безопасности.

В пяти образцах из семи эксперты обнаружили превышение нормативов по содержанию дрожжей. Технический регламент допускает не более 100 КОЕ/г (КОЕ — показатель, характеризующий микробиологическую «чистоту» или, напротив, степень бактериальной загрязненности). Провинившиеся бренды перешагнули этот порог. И если, допустим, в сырке «Советские традиции» дрожжей больше «всего» в 14 раз, то в «Ростагроэкспорте» — в 140 раз, а в «Ностальгии» — в 150 раз!

На этом фоне скромные превышения «Билла» и «Б. Ю. Александрова» (5,5 и 2 раза, соответственно) выглядят вполне невинно. Но остаются нарушением требований безопасности.

В «Творобушках» дрожжей нет, но выявилась другая проблема: присутствие небольшого количества сорбиновой кислоты — консерванта, использование которого в творожных сырках недопустимо.

И только сырок «Свитлогорье» оказался соответствующим требованиям безопасности по всем проверенным показателям (хотя у экспертов и возникли претензии к его упаковке).

На обертках сырков указан процент жирности. Доверчивые покупатели ориентируются на маркировку и выбирают в соответствии со своими вкусами — кто пожирнее, кто «полегче». На деле же указанные цифры с реальными не совпадают. Исследование показало, что у «Свитлогорья», «Ностальгии», «Ростагроэкспорта» и «Билла» жирность творожной основы меньше заявленной на упаковке. А в самых якобы диетических «Творобушках» — больше.

Вкус и запах сырков эксперты оценили в целом как «типичные для подобного рода продукции». Отметили только, что в «Ростагроэкспорте» и «Билле» очень слабый кисломолочный вкус, в «Свитлогорье» слишком мягкая глазурь, а в «Творобушках» — с глазурью перебор.

Вместо шоколада, вместо молока…

Про глазурь — отдельная строка. ГОСТы советских и первых постсоветских времен четко нормировали соотношение массы глазури и творожной основы. А именно: глазури должно быть не больше 20%. В новом ГОСТе таких требований нет. А уж в ТУ производителей нет их и подавно. Потому производители «Творобушек» и расстарались — глазури в этих сырках 41%!

Из всех сырков только сырок «Б. Ю. Александров» оказался покрыт настоящим шоколадом. Впрочем, остальные производители и не заявляли, что на их сырках шоколад, указывая в составе кондитерскую или жировую глазурь.

Для справки. Кондитерская глазурь состоит из сахара, какао-продуктов и жира (заменителя масла какао). Жировую глазурь вырабатывают на основе пальмового или кокосового масла.

Глазированные сырки — скромная составляющая огромного молочного рынка. Среди основных групп молочной продукции самые весомые доли приходятся на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке — около 84%. Следующие по значимости для потребителя виды молочной продукции, по данным Росстата: сыр — 8%, сметана — 7%, творог — 5%.

Хотя, по мнению отдельных экспертов, рынок творожков и глазированных сырков практически насыщен, на нем еще остались свободные ниши. Например, вы не найдете на прилавках творожных пудингов. В целом у рынка кисломолочных и, в частности, творожных продуктов огромный потенциал развития.

Было бы сырье — молоко и творог.

«Развитие рынка творога, — утверждают аналитики, — обычно следует за «молочными» тенденциями. Поэтому если отмечается большой «урожай» молока, то можно заметить рост рынка и расширение ассортимента творога». Правильное утверждение. Только вот большого «урожая» молока в России давно уже не видели. Есть ежегодные приросты молочной «валовки» 1 — 2%, но их не хватает, чтобы завалить молочной продукцией собственного производства всю страну.

И вот при таком дефиците творожный рынок… показывает сногсшибательную статистику. В прошлом, к примеру, году в России было произведено 493,1 тонны творога, что на 21% больше, чем годом ранее. В течение последней пятилетки каждый год производство прибавляло по 15 — 20%.

Одна маленькая хитрость. Речь на самом деле идет не о традиционном классическом твороге, а о рынке творожной продукции. Большая же часть ее, продукции, производится с активным использованием растительных жиров. И ни для кого уже не секрет, что пальмовое/кокосовое масло растоплено не только в глазури, облепившей творожный сырок, но и в самой творожной массе.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Глазированный десерт».

Материалы рубрики

Комментарии

Трогательные и настойчивые поздравления с праздниками, которые присылают нам в WhatsApp тети, мамы, бабушки и другие старшие родственники уже давно вышли за рамки семейных переписок и стали практически национальным достоянием. 

Благодаря их открыткам с бабочками, цветочками, щенками и котятами мы узнаем, что сегодня, оказывается, День глазированного сырка или День цемента, или еще какой-то неочевидный праздник. 

vk.com/paperpapar

Причем сначала мы, возможно, ворчим и даже немного злимся на то, что родня в очередной раз закидала нас абсурдными мем-открытками, и даже всерьез задумываемся о том, чтобы удалить WhatsApp, который только ради родных и устанавливали. 

Но в какой-то момент раздражение уходит и приходит понимание. 

Когда близкие, игнорируя наши просьбы, снова присылают поздравления с эстетикой соцсети «Одноклассники», вдруг осознаешь, зачем они это делают. Они просто используют буквально любой повод, чтобы оставаться всегда с нами, своими детьми и внуками, на связи и проявлять свою заботу на расстоянии.

Попытки старшего поколения найти очередной повод отправить открытку взяли на заметку интернет-шутники. Они начали создавать абсурдные фейковые поздравления. Свои творения они делают, согласно типичному «дизайну» поздравлений из WhatsApp — от шрифта до обязательного милого животного. Поэтому целевая аудитория охотно верит в существование, например, Дня хрустящего огурчика. 

Сделали подборку из таких вот фейковых мем-открыток, которые наши мамы, папы, бабушки и дедушки восприняли бы за правду. Возможно, кто-то из нас их уже получал.

А как ты относишься к открыткам из WhatsApp? Получаешь или отправляешь? Радуешься от их вида или злишься?

Махаббат Сердалина

В ночь на 30 ноября скончался Борис Александров, основатель бренда «Б. Ю. Александров». А проще говоря – человек, сделавший самый вкусный глазированный сырок в России и превративший его в национальное достояние.

Вспоминаем, откуда и как вообще появились эти самые сырки.

  • Глазированный творожный сырок родился в СССР в 1930-х годах – сначала в качестве большевистской версии творожной пасхи.
  • Однако массовое промышленное производство было налажено только к 1953 году. В основном сырки выпускали двух видов: ванильные и с какао. Их упаковывали в фольгу, срок хранения – максимум трое суток.
  • Эволюция сырка: в память о Б. Ю. Александрове вспоминаем историю продукта

    Фото: архивы пресс-служб

  • В 1950-м советская реклама призывала покупать всего три продукта: крабов, майонез и глазированный сырок.
  • В 1957 году изобрели пленку флоупак, благодаря чему срок жизни сырка увеличился до 15 дней.
  • В 1968 году глазированные сырки перешагнули границы СССР – их начали производить в Венгрии.
  • Эволюция сырка: в память о Б. Ю. Александрове вспоминаем историю продукта

    Фото: ТАСС

  • В конце 1980-х глазированные сырки стали дефицитом – как, впрочем, и все остальное в СССР. Их стали готовить дома из творога, сливочного масла, какао и сахара.
  • К 1990-м сырки вернулись на прилавки, а в 1995 году началась вторая волна их популярности. И выбор тоже стал разнообразнее: появились сырки с наполнителями, прослойками, печеньем, бисквитом. Для упаковки стали использовать картон. Сейчас самые популярные марки – «Б. Ю. Александров», «Свитлогорье», «Вкуснотеево», «Чудо», «Коровка из Кореновки».
  • Сегодня глазированный сырок далеко распространил свое влияние: его делают более чем в 20 странах – к примеру, в Новой Зеландии, Швейцарии, США, Великобритании, Германии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда день влюбленных христианский праздник
  • Когда день взрывника профессиональный праздник какого числа
  • Когда день ведущего праздников
  • Когда день ваи праздник отмечают
  • Когда день благодарения стал национальным праздником