Когда жарят яичницу на костре праздник

Троица – праздник сошествия Святого Духа на учеников Христовых, день, когда «родилась» христианская Церковь. Также это торжество, когда Бог впервые представил людям свое триединство в ипостасях Отец, Сын и Святой Дух. Праздничные события отмечают в течение трех дней. В этом году Троица будет 20 июня.Забытая традиция жарить яичницу на Троицу имеет значениеТри дня празднования ТроицыЧто […]

Троица – праздник сошествия Святого Духа на учеников Христовых, день, когда «родилась» христианская Церковь. Также это торжество, когда Бог впервые представил людям свое триединство в ипостасях Отец, Сын и Святой Дух. Праздничные события отмечают в течение трех дней. В этом году Троица будет 20 июня.

  • Забытая традиция жарить яичницу на Троицу имеет значение
  • Три дня празднования Троицы
  • Что Церковь запрещает делать на Троицу

Многие традиции праздника чтят из года в год, а некоторые и вовсе забыты. Например, ранее принято было жарить яичницу. Не все знают об этом. Кто-то по-прежнему жарить ее каждый год, вызывая удивление у других. Зачем это делать? В чем символизм такой традиции?

Забытая традиция жарить яичницу на Троицу имеет значение

С годами многие традиции Троицы забыты, как, например, жарить яичницу. Но, оказывается, блюдо – это особенный оберег, благодаря которому семья живет счастливо и благополучно.

На Троицу надо приготовить яичницу из двух яиц. Они символизируют супружескую пару – жену и мужа. Во время приготовления женщине надо читать молитву:

— Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Солят солью, приготовленной в Чистый четверг (четверговая). Украсить яичницу надо веточками зеленого лучка, чеснока и петрушки. Зелень не шинкую, чтобы сохранить целостность семьи.

Три дня празднования Троицы

В этом году праздновать Троицу начали 19 июня. Это родительская суббота. Праздник приходится на 20 число, а следующий день – Духов.

Родительская суббота: это поминальный день, когда после заупокойной службы в храме отправляются на кладбище помянуть усопших. Дома же в кругу семьи организовывают поминальную трапезу. На кладбище следует убрать могилку, обмести березовыми веточками, украсить зеленью. Часто в этот день оставляют яйца, окрашенные в зеленый цвет, и блины.

Троица: в этот день в православных храмах проходят самые красивые торжественные литургии, великая вечерня. Священнослужители во время молитв поминают всех усопших христиан. Дома и храмы украшены березовыми ветками, травой и полевыми цветами. Непосредственно в этот день жарят двойную яичницу.

Духов день: прославляют Святой Дух, сошедший на учеников Христовых. У икон подвешивают его символ — голубка из дерева. Продолжают поминать усопших, в том числе, погибших в чужих краях, не отпетых, не покаявшихся, самоубийц.

Что Церковь запрещает делать на Троицу

Троица относится к самым великим православным праздникам, поэтому имеет запреты. В этот день необходимо отменить:

— посещения и проведения массовых мероприятий;

— празднования личных торжеств;

— чревоугодие, злоупотребление алкоголем;

— венчание, свадьбу или крещение ребенка;

— гадания, заговоры, обряды;

— выяснение отношений, ссоры, скандалы;

— споры, обсуждения;

— плохие воспоминания, связанные с усопшими;

— крики, шум, неподобающее поведение;

— занятия домашними делами в ущерб молитвам;

— глажку и стирку;

— работы, связанные с землей.

В родительскую субботу в храмах ставят свечи за упокой, стараются завершить дела, начатые усопшими. В молитвах просят, чтобы душа умершего человека обрела покой.

День Жён-мироносиц
День Жён-мироносиц
Главное блюдо бабьей братчины
Тип народно-православный
также Бабья яичница, Маргошенье
Значение бабья братчина
Отмечается православными христианами, славянами
В 2012 году 29 апреля (воскресенье)
В 2013 году 19 мая (воскресенье)
Традиции бабья братчина с общей яичницей, поминовение усопших
Связан с 15-й день начиная с Пасхи (Великодня)

День Жён-мироно́сиц — народный и христианский праздник, отмечаемый в пятнадцатый день (третье воскресенье) начиная с Пасхи (Великодня). В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления, на котором завивались венки и кумились девушки-подростки. На кумлении обрядовой едой была «девичья» («бабья») яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.

Русские крестьяне этот день почитали за бабий праздник, когда все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной (Нижегородская губерния), бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски, маргошенье, которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать.

Другие названия дня

Жены-мироносицы, Бабья яичница, Бабья братчина (нижег.), Бабья неделя (костром.), Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье, Маргоски (смол.), Маргошенье (смол.).

Народные традиции

«Жены Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт»[1].

Общая канва праздника такова: накануне одна или несколько женщин отправлялись собирать по домам яйца и другие продукты, чтобы на следующий, мироносицкий день (после обедни, но ближе к вечеру) устроить совместную бабью пирушку. В воскресенье каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали один общий молебен, причем платили за требу только яйцами, иногда, но очень редко, – льном. Обычай оплачивать яйцами мироносицкий молебен стоит в общем контексте весенних традиций. В некоторых местностях, например, в Дедовичском районе Псковской области, на мироносицкую службу женщины приносили малых детей, чтобы приложить их к плащанице. По воспоминаниям «это был как бы детский праздник». Само празднество начиналось ближе к вечеру. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин (Михайлов).

В Чухломском районе разыгрывалось настоящее окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Здесь же бытовало и окликание «старушек». Причём оно исполнялось в соответствии с древней традицией рано утром, ещё до света, до того, «как ворон проснётся».

Традиции мироносицкого праздника были разными даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, сходились где-нибудь на выгоне, за деревней. Здесь раскладывался огонь и готовилась общая яичница; затем пели весенние песни. В уездах Смоленском, Краснинском, Ельнинском празднование проходило поочередно в каждом доме (и в каждом готовилась яичница), пока женщины не обойдут все дома. В других уездах Смоленщины женщины ходили с яичницей в поле и там её съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделен!»

Особая страница в мироносицком праздновании – поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района. При этом на могилах оставляют крашеные яйца.

Поминальные мотивы в празднике жен-Мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его — с культом предков, в том числе и с почитанием птиц[2].

В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём» — «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём»[3].

См. также

  • Жены-мироносицы
  • Радоницкая неделя
  • Кумление

Примечания

  1. Пухова Т. Ф., Христова Г. П., 2005.
  2. Александров и др., 1999
  3. Васілевіч, 1992

Литература

  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III. — / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3
 Просмотр этого шаблона Народные праздники славян

Корочун • Коляда Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица Со́роки • Благовещение Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота Троица • Русальная неделя • Иван Купала Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний

Троица – один из 12 главных праздников православных христиан. Его отмечают на 50-й день после Пасхи, поэтому в простонародье еще называют Пятидесятницей

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Поскольку Пасха каждый год празднуется в разные дни, то и день Троицы меняется. В 2018 году он выпадает на 27 мая. В церковном календаре — сразу три праздничных дня: Троицкая родительская суббота (26 мая), День Святой Троицы (27 мая) и День Святого Духа (28 мая).

Значение праздника Троицы

На пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа его ученики и Мать сидели в пещере в Иерусалиме. Вдруг появились языки пламени, которые не обжигали присутствующих людей. На апостолов и Божью Матерь сошла благодать Святого Духа, и таким образом они получили необыкновенную внутреннюю силу, смогли разговаривать на разных языках и отправились по миру проповедовать учение Иисуса Христа. Поэтому праздник Троицы считается еще днем рождения христианской церкви.

Знаменитая икона «Троица» Андрея Рублева

Знаменитая икона «Троица» Андрея Рублева

Родительская суббота

В православии существует 8 специальных дней в году, когда во всех храмах проводятся поминальные службы об умерших христианах. Эти дни называются родительскими субботами. Из них есть две, особо чтимые, — перед Великим постом Вселенская мясопустная родительская суббота и перед Троицей Троицкая родительская суббота.

Говорят, что на Троицкую субботу особенно хорошо помолиться за тех, кто ушел из жизни внезапно, не был похоронен или не успел покаяться. Также в этот день принято ходить на кладбища, украшать могилы цветами, веточками березы, подавать милостыню. А вечером собираться всей семьей на поминальный ужин.

Подготовка к празднику Троицы

Считается, что на Троицу природа полностью возрождается и у нее начинается новая жизнь. Поэтому храмы и дома принято украшать березовыми веточками, на пол класть свежую траву. В некоторых регионах России рвут веточки не березы, а, например, клена и рябины.

Троицкие гуляния в Татарстане. Фото: Егор Алеев / ТАСС

Троицкие гуляния в Татарстане. Фото: Егор Алеев / ТАСС

В этот день священники служат в зеленых одеяниях, многие верующие также стараются надеть что-то в зеленых оттенках. К празднику хозяйки готовятся заранее, так как в эти троицкие дни запрещено заниматься хозяйством и рукоделием.

К празднику обязательно делают генеральную уборку, а также избавляются от старых ненужных вещей. Обязательно дома должен быть каравай или пироги, мясное и рыбное блюда. А в некоторых деревнях до сих пор существует традиция красить на Троицу яйца в зеленый цвет – символ праздника. И потом гулять всю неделю, которая называется Зелеными святками.

Троицкие гуляния устраивают и в наши дни. В разных регионах – разные традиции, где-то просто выходят на улицы с березовыми ветками, где-то плетут венки, где-то «наряжают» одного из участников праздничного шествия в куст или дерево.

Зеленое воскресенье

В старину в народе Троицу также отмечали три дня. Этот праздник всегда считался для молодых, а старики в эти дни предпочитали сидеть дома и ждать гостей.

В первый день праздника считалось, что на землю спускаются души умерших, а также всякая нечисть. Особенно балуются в эти дни русалки. Поэтому на Троицу всегда строжайше запрещалось купаться.

Пока старшее поколение отмечало праздник за накрытым столом, молодежь шла гулять в лес. Девушки плели венки, которые нужно было опустить, не коснувшись руками воды, в речку. Так они гадали на суженого: в какую сторону венок поплывет, оттуда жених и появится. Если венок остался на месте, значит, девушка еще год будет ходить не сосватанная. Если венок утонет, то его хозяйке нужно ждать беды.

В Воронежской и некоторых других областях существовал обряд кумления незамужних девушек, в результате обряда подруги становились кумами, образно говоря, родными людьми – не по крови, конечно.

Обидеть куму или отказать ей в серьезной просьбе было нельзя. Важной частью обряда была совместная трапеза покумившихся – под деревом, украшенным венком, на костре жарили яичницу. Что интересно – хотя обряд ушел в прошлое, в некоторых селах и сегодня на Троицу в домах, где живут юные девушки, матери жарят им яичницу.

Обязательным элементом обряда была совместная трапеза покумившихся девушек, которую устраивали в лесу, под деревом, на котором висел большой венок. Главным обрядовым блюдом считалась яичница, которую жарили на костре, используя яйца и сковородку, принесенные из дома.

Плетение венков из березы на Троицу – старинный обряд, доживший и до наших дней. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Плетение венков из березы на Троицу – старинный обряд, доживший и до наших дней. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Клечальный понедельник

К Троице обычно заканчивались все посевные работы, поэтому на праздник особенно молились за хороший урожай. В древности именно в понедельник, на День Святого Духа, крестьяне шли на поля, где совершались богослужения, общие молитвы и песнопения. Так народ просил у Бога милости и щедрости, чтобы урожай выдался богатым.

Богодухов день

В этот день было принято свататься. Парни выбирали себе невест. Считалось, что молодые после этого будут жить в мире и достатке. Также девушки в этот день умывались росой, которая сохраняла им молодость и преумножала красоту. В деревнях крестьяне просили священнослужителей освящать колодцы.

Современные традиции

Сегодня на Троицу принято заготавливать березовые веники на весь год. Также травы и веточки, которыми украшали храм, верующие стараются забрать домой. Они верят, что освященные растения обладают целебной и охранной силой.

Существуют и традиции, которые порой не совсем согласуются с православными канонами. Так, на Юге России на Троицу ходят на кладбища семьями. Родственники выставляют на могилках или специально срубленных столах поминальные угощения, устраивают поминальные обеды. А, например, в Чувашии на кладбищах проходят особые обряды прощания с умершими родственниками.

Считается, что на третью Троицу после смерти душа человека отправляется к Богу, а до этого дня находится между Небом и Землей.

Принято все три Троицы обязательно ходить к новопреставленному на могилу, накрывать поминальные столы. А на третий по счету праздник собираются все родственники, водят вокруг могилы хороводы, поют особые обрядовые песни, прощаются с душой.

Конечно, не забывают навестить и давно умерших людей. Так же на Троицу чуваши заваривают отвары из 7 полевых трав, которые считаются очень целебными.

автор

Братчина женщин. МаргоскиБратчина  – народный бабий праздник, сопровождаемый ритуалом посвящения женщин, которые вошли в детородный возраст, в премудрости семейной жизни.

Бабий праздник имел свое название – маргоски (моргоски), а «маргосить» в переводе означает «кокетничать», «умильничать».

Вообще братчина  относится к числу социально-посвятительных обрядов, связанных с переходом из одной социальной группы в другую: из детской – в молодежную, из молодежной – в семейную и так далее.

К ним относится и праздник посвящения семейных женщин в премудрости житейские,  праздник жен-мироносиц,  а по народному — маргосье. Сейчас эти традиции утрачены, хотя народная мудрость имеет глубокий смысл.

Маргосье –  предтеча современного Дня матери, хотя приживается он в России очень вяло и мало кто о нем знает. А на западе только его и знают, и ни о каких других женских праздниках там не ведают.

На бабий праздник собирались только замужние женщины. Девушки и старухи на праздник не допускались: старухи, потому что считалось, что они теряют пол с переходом в группу престарелых и не способных рожать, а девушек – потому что они еще не знают всех «прелестей» семейной жизни.

Братчина женщин. Маргоски

Правда, в исключительных случаях  по особым приглашениям они допускались. Не допускались на праздник и мужчины, правда, не везде. Поэтому в день жен-мироносиц, в третье воскресенье по Пасхе, тайно, чтобы ни мужчины, ни девушки, ни старухи, не знали о месте трапезы, собирались вместе только замужние женщины.

Предварительно все женщины, независимо от статуса и возраста — и девушки, и вдовы, и женщины более старшего возраста — считали  обязательным сходить в этот день на службу. При этом  в руках они держали красные яйца в память о Марии Магдалине. После службы каждая из женщин подходила к батюшке и христосовалась, отдавая ему яйцо. До этого дня христосоваться со священником женщинам запрещалось. В Пасху христосовались только мужчины.

geny-mironosicy13

В сам день жен-мироносиц женщины собирались где-нибудь на пригорке, в лесу, на озере или в другом месте, так, чтобы о месте и времени было известно только им. Накануне шла ссыпка или складчина: каждая женщина приносила что-нибудь для угощения других. Собирали яйца, молочные продукты, составлявшие основное меню праздника, напитки, каши.

Главным блюдом  дня считалась большая яичница, которую делали из собранных яиц. Яичницу жарили на костре три выбранных бабы. Яичница  получалась настолько густой, т.к.  яиц было очень много, что ее ломали как хлеб и ели руками. После того, как яичница была съедена, женщины бросали вверх ложки, сопровождая подбрасывание припевом:

«Родись лен такой-то здоровый и высокий».

Ложка взлетала выше — лен уродится длиннее.

geny-mironosicy6

Основным предметом разговора в бабий праздник была семейная жизнь: старшие делились опытом с младшими, рассказывались случаи из собственного опыта, учились, как выходить из тех или иных ситуаций. Жалко, что сейчас нет таких посиделок: каждая женщина учится на своих ошибках.

Практиковался на празднике ритуал опевания беременных и зрелых женщин, что было равнозначно оберегу, а также кумовство. Все женщины кумились: каждая по очереди подходила к дереву, снимала с себя крестик и ленты, вешая их на дерево. Потом все брались за руки и обходили хороводом вокруг дерева с крестиками и лентами, припевая:

«Вы, кумушки, вы, голубушки, – кумитеся, любитеся, не ругайтеся, не бранитеся, сойдитесь – полюбитеся, подружитеся».

Братчина женщин. Маргоски

Обойдя дерево трижды, все подходили к крестам, целовали их, потом крестики с поцелуями одевались на другую женщину. В результате этого обряда все женщины становились по обрядовому праву кумами  и называли с того дня друг друга по имени, а не имени-отчеству. Все становились родственниками. Женщины считались кумушками до Духова дня.

Тут же христосовались яйцами, которые специально красили к этому дню. Так с песнями, танцами, угощением праздник длился всю ночь. Бабья братчина практиковалась в разных местах вплоть до Троицы.

В Вятке праздник назывался «Шапшиха». На него приходили только самые отчаянные. Девушки не приглашались, да и многие замужние не ходили, потому что на празднике была в ходу водка и разнузданные простоволосые танцы, что запрещалось на людях. В южных областях проводились  похороны кукушки.

geny-mironosicy15Но о нем расскажем ближе к Троице, потому что чаще всего этот праздник практиковался именно в этот день. Как бы то ни было, во всех деревнях и поселках этот день почитался и праздновался. Народ в братчине отдавал дань уважения и любви каждой замужней женщине, хранительнице семейного очага, подательнице мира и любви.

Тина Гай

  • Даниил Хармс. Любовь-ненависть.
  • Надежда Плевицкая. Русский жаворонок
  • Вероника Тушнова: Сто часов счастья…
  • Первая жена  или злой дух?
  • Любовь и привязанность
  • Подкаблучники
  • Роберт Шуман: любовь и судьба
  • Симона Вейль: она вернула миру вертикаль
  • Алфавит  и образ: мужчина и женщина
  • Женская поэзия. Елена Генерозова

coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз — просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.

Христианский праздник Троица очень важен для православных, он отмечается ежегодно на 50-й день после Великого Воскресения Христова – Пасхи. Троица имеет ряд интересных традиций, среди них, например, приготовление особой яичницы, украшение своих жилищ.

Для чего на Троицу принято жарить яичницу

Как сообщает издание comandir.com, светлый праздник Троица до сих пор вызывает интерес даже у людей, которые далеки от религии, особенно в вопросе традиций. Речь идет о приготовлении особой яичницы. Это некий ритуал, который проводят для укрепления семейного союза.

Готовить такую «ритуальную» яичницу принято из двух яиц, которые обязательно символизируют двух супругов. Приготовление допускается на круглой сковородке. Пока яйца готовятся, хозяйка обязательно читает молитву. Такую яичницу нужно солить особой солью, которую называют четверговой, делается она в Чистый Четверг перед Пасхой. Если таковой нет, можно применять простую каменную, йодированную или морскую.

Так как Троицу ещё по-другому называют зелёным праздником, обязательно блюдо украшать чесноком, луком, петрушкой и другой зеленью, которая есть в доме. Но не нужно нарезать её, стоит красиво подавать целые веточки, что символизирует целостность семейного союза. От приправ и специй стоит воздержаться, все должно быть натуральным.

Яичницу на Троицу подают тоже особым образом. Ее не разрезают, а выкладывают поверх каравая, который предварительно готовится самостоятельно хозяйкой только из ржаной муки, а затем освящается в церкви. Хлеб в этот день можно резать лишь напополам, деля между двумя супругами.

Но на этом обряд не заканчивается. Для того чтобы брак действительно укрепить, нужно отправиться в берёзовую рощу мужу и жене вместе, взять с собой этот каравай с яичницей и устроить себе небольшую трапезу под красивой берёзой.

Традиции праздника Троица

О традициях на Пасху можно говорить долго, тем более, что православные традиции тесно сплетены с языческими обрядами. Изначально до крещения Руси славяне отмечали в это время Русалочью неделю, в этот период люди не только масштабно праздновали, но и занимались гаданиями.

Троица в 2021 году выпадает на 20 июня, она является символом перехода от весны к лету. Принято в этот день украшать церкви и храмы при помощи полевых цветов и молодой зелени. Также люди украшают собственные дома, особой популярностью пользуются березовые ветви. Последняя, к слову, является настоящим символом Троицы, демонстрирует таким образом молодость.

Трава в это время должна располагаться по всему жилому пространству, её кладут на пол, оформляют ею дверные проемы, ставят в вазы, раскладывают по углам, украшают иконы. А если её ещё и освятить, то она является мощным оберегом от всякой нечисти, причем ею можно даже снимать порчу, если она существует.

В праздник Троицы в церкви также освящают лекарственные растения и различные целебные настои, из которых можно готовить лечебные чаи и отвары. На Троицу не стоит работать в огороде, как и в любой другой праздник, и вообще заниматься какими-то делами. В это время принято молиться, обращаться к Богу, проводить время с семьёй.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда едят пельмени праздник
  • Когда егитрия праздник
  • Когда еврейский праздник суккот
  • Когда еврейский праздник песах
  • Когда душа хочет праздника