Когда отдание праздника введения во храм пресвятой богородицы

8 декабря (25 ноября по старому стилю) Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Торжества по поводу некоторых двенадцати самых главных православных праздников в храме длятся не один день. Это время называется попразднством. Отданием же называется последний день попразднства, причём,…

December 8 2021, 16:41

Categories:

  • Религия
  • Праздники
  • Cancel

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

8 декабря (25 ноября по старому стилю) Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Торжества по поводу некоторых двенадцати самых главных православных праздников в храме длятся не один день. Это время называется попразднством.

Отданием же называется последний день попразднства, причём, как правило, он сопровождается не меньшими торжествами, чем первый день праздника.

Другое название этого церковного действа — аподосис, что в переводе с греческого означает «возвращение».

Церковь как бы говорит верующим — праздник прошел, но давайте еще раз вспомним о нем и обратимся к его духовному смыслу. Отдание — это последний день попразднства. Сегодня — день отдания праздника Введения Пресвятой Богородицы в храм. В церкви проходит особо торжественное богослужение, во время которого еще раз читаются все молитвы, которые звучат в день самого праздника. Введение Приснодевы Марии в храм — это первый шаг на пути к земному Боговоплощению. Долгое время Иерусалимский храм был единственным местом поклонения Единому Богу. Крестная смерть и Воскресение Христово упразднили его значение. Спаситель заключил новый завет, то есть — договор, соглашение человечества с Богом. Но это было бы невозможно без земного воплощения Христа. Без того, что маленькая девочка отважно и смиренно шагнула по высоким ступеням к своему призванию. Внутри праздника Введения уже содержится слава Рождества Христова. С этого дня верующие уже начали готовится к этому празднику, а на утренних службах в храмах стали петь «Христос рождается — славьте!».

Отдание является не чем иным, как возвращением и переосмыслением верующим человеком важного церковного праздника спустя определённое время.

Таким образом, 4 декабря (21 ноября по старому стилю) православный мир отмечал Введение во храм Пресвятой Богородицы. А 8 декабря (25 ноября по старому стилю) отмечается отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это будет заключительный день церковных торжеств, посвящённых этому христианскому празднеству.

#inelisaveta #mon_sofia #введение #общество  #история #православие #введениевохрампресвятойбогородицы #отданиевведения #отданиепраздника #двунадесятыйпраздник #богородица 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

[Греч. Eisodos tes Hyperagias Teotokou en to; лат. Praesentatio S. Mariae in templo]. Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – один из ве­ли­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, по­свя­щен­ный со­бы­тию при­ве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ее ро­ди­те­ля­ми в Иеру­са­лим­ский храм для по­свя­ще­ния Бо­гу.

Со­бы­тие Вве­де­ния не упо­ми­на­ет­ся в ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях и из­вест­но из бо­лее позд­них апо­кри­фи­че­ских тек­стов (греч. «Про­то­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва» (гл. 7:2-3) (2-я пол. II в.), лат. Еван­ге­лия Псев­до-Мат­фея (IX в.)), ко­то­рые от­ра­жа­ют уст­ное пре­да­ние, но до­пол­не­ны по­дроб­но­стя­ми из биб­лей­ских книг, име­ю­щих про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние (1Пар.15 и Пс.44), а так­же из еван­гель­ской ис­то­рии Сре­те­ния (Лк.2:22-38).

Со­глас­но упо­мя­ну­тым ис­точ­ни­кам, ро­ди­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Иоаким и Ан­на, ко­гда их Дочь до­стиг­ла 3-лет­не­го воз­рас­та, ре­ши­ли ис­пол­нить дан­ный ими ра­нее обет, по­свя­тить Ее Бо­гу, и на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим­ский храм. Око­ло вхо­да во храм сто­я­ли при­зван­ные Иоаки­мом юные де­вы с за­жжен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми, для то­го чтобы юная Ма­рия воз­лю­би­ла храм всем серд­цем. Пре­свя­тая Де­ва, несмот­ря на Свой воз­раст, лег­ко пре­одо­ле­ла кру­тые сту­пе­ни хра­ма и бы­ла встре­че­на и бла­го­слов­ле­на пер­во­свя­щен­ни­ком, по пре­да­нию – За­ха­ри­ей, от­цом Иоан­на Кре­сти­те­ля. По осо­бо­му от­кро­ве­нию Она как оду­шев­лен­ный ки­вот Бо­жий (ср.: 1Пар.15) бы­ла вве­де­на во Свя­тая Свя­тых, ку­да имел пра­во вхо­дить толь­ко пер­во­свя­щен­ник од­на­жды в год (см.: Исх.30:10; Евр.9:7) – этим бы­ла яв­ле­на Ее осо­бая роль в судь­бе че­ло­ве­че­ства. Со­бы­тие Вве­де­ния ста­ло на­ча­лом но­во­го эта­па в жиз­ни Пре­не­по­роч­ной Де­вы – пре­бы­ва­ние при Иеру­са­лим­ском хра­ме, про­дол­жав­ше­е­ся до тех пор, по­ка Ей не ис­пол­ни­лось 12 лет. Жи­вя при хра­ме, Ма­рия по­свя­ща­ла Се­бя мо­лит­ве, изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­де­лию. По про­ше­ствии вре­ме­ни Она, ре­шив­шая со­хра­нять дев­ство и уне­ве­стить­ся Бо­гу, бы­ла, дабы не на­ру­шать оте­че­ских пре­да­ний, по­ру­че­на за­бо­там Иоси­фа Об­руч­ни­ка.

Установление праздника Введения

Празд­ник Вве­де­ния в на­сто­я­щее вре­мя вхо­дит в чис­ло дву­на­де­ся­тых, но уста­нов­лен он был в Церк­ви позд­нее дру­гих из это­го чис­ла. Воз­мож­но, его по­яв­ле­ние свя­за­но с де­я­тель­но­стью им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на I, по­стро­ив­ше­го в 543 г. на раз­ва­ли­нах Иеру­са­лим­ско­го хра­ма огром­ную цер­ковь, по­свя­щен­ную Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и на­зван­ную им Но­вой для от­ли­чия от преж­ней, рас­по­ла­гав­шей­ся око­ло Ов­чей Ку­пе­ли, на­про­тив хра­ма (Procop. De aedif. 5. 6).

В VIII в. празд­ник от­ме­чен в неко­то­рых ме­ся­це­сло­вах. Их сдер­жан­ные ука­за­ния, ви­ди­мо, го­во­рят о том, что пер­во­на­чаль­но служ­ба на Вве­де­ние со­вер­ша­лась без осо­бой тор­же­ствен­но­сти. Пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Гер­ма­ну I († 733) при­пи­сы­ва­ют­ся 2 го­милии на Вве­де­ние. (PG. Vol. 98. Col. 292-309, 309-320), что мо­жет сви­де­тель­ство­вать о празд­но­ва­нии Вве­де­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле то­го вре­ме­ни. С IX в. празд­ник по­лу­ча­ет ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Во­сто­ке (Ска­бал­ла­но­вич. Ти­пи­кон. Вып. 1. С. 110).

Ста­тус празд­ни­ка по­сте­пен­но ме­нял­ся, в Пра­во­слав­ной Церк­ви Вве­де­ние окон­ча­тель­но во­шло в чис­ло дву­на­де­ся­тых толь­ко по­сле XIV в.– Фе­о­дор Про­дром (XII в.) и Ни­ки­фор Кал­лист (XIV в.) (Niceph.Callist. Hist. eccl. 2. 3) еще не вклю­ча­ли его в это чис­ло (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 401), – но со­глас­но сту­дий­ским и иеру­са­лим­ским Ти­пи­ко­нам XI–XIV вв. он от­ме­ча­ет­ся по­чти так же тор­же­ствен­но, как и дру­гие дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки. Тем не ме­нее да­же в пе­чат­ных Ти­пи­ко­нах XVII в. от­дель­ные осо­бен­но­сти со­вер­ше­ния служ­бы Вве­де­ния ука­зы­ва­ют на то, что ста­тус это­го празд­ни­ка несколь­ко усту­па­ет ста­ту­су дву­на­де­ся­тых.

В ка­че­стве да­ты празд­ни­ка прак­ти­че­ски по­все­мест­но при­нят день 21 но­яб­ря, ис­клю­че­ние со­став­ля­ют толь­ко копт­ские ме­ся­це­сло­вы, в ко­то­рых Вве­де­ние от­ме­ча­ет­ся 29 но­яб­ря (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 395), и прак­ти­ки от­дель­ных об­ла­стей Рим­ской церк­ви, где Вве­де­ние бы­ло по­движ­ным празд­ни­ком и от­ме­ча­лось в вос­крес­ный день по­сле 11 но­яб­ря.

Святоотеческие проповеди на Введение

Пат­ри­сти­че­ские лек­ци­о­на­рии (напр. Hieros. Patr. 8, XI в.; 133, 1582 г.; 135, XIV в.; Hieros. Crucis. 7, XII в. И др.) обыч­но при­во­дят для чте­ния на служ­бе Вве­де­ния од­но (или оба) из 2 слов свт. Ге­ор­гия Ни­ко­ми­дий­ско­го: «Хо­ро­шие ос­но­ва­ний на­чат­ки – ны­неш­нее тор­же­ство» (PG. 100. Col.1420) и «Си­я­ния Бо­же­ствен­ных тор­жеств» (Combefis F.Novum Auctarium Graeco-Latinae Bibliothecae Patrum. P., 1648. T. 2. P. 1069; сло­ва св.Ге­ор­гия ука­за­ны так­же все­ми сту­дий­ски­ми Ти­пи­ко­на­ми), а ино­гда и сло­во свт. Гер­ма­на I Кон­стан­ти­но­поль­ско­го «Вот и сно­ва дру­гое тор­же­ство» (PG. 98. Col. 309-320). Ре­же встре­ча­ют­ся сло­ва свт. Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го «Свет­ло и чу­дес­но ны­неш­нее тор­же­ство» (PG.98.Col. 1481-1500) (имен­но это сло­во ука­за­но в мос­ков­ском пер­во­пе­чат­ном Ти­пи­коне 1610 г.) и Иоан­на Гав­ра «Ныне сло­ва­ми» (Boissonade J.F. Anecdota graeca. P., 1831. Vol. 3.P. 71-111).

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы согласно Типикону Великой церкви (IX–X вв.)

В ран­ней ру­ко­пи­си это­го Ти­пи­ко­на (Patm. gr. 266, IX–X вв.) от­сут­ству­ют осо­бые ука­за­ния от­но­си­тель­но по­ряд­ка со­вер­ше­ния служ­бы на Вве­де­ние, от­ме­че­на лишь па­мять со­бы­тия (Дмит­ри­ев­ский. Опи­са­ние. Т. 1. С. 26), то же на­хо­ди­ли и в Ка­но­на­ре (Sinait. gr. 150, X–XI вв.– Там же. С. 203). Со­глас­но 2 ру­ко­пи­сям X–XI вв., служ­ба на Вве­де­ние пе­лась в хра­ме Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Хал­ко­пра­тии (обыч­ное ме­сто, на­ря­ду с Влахерн­ским хра­мом, для служб на Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки), ку­да утром в день празд­ни­ка из хра­ма Св. Со­фии на­прав­ля­лась ли­тия с уча­сти­ем Пат­ри­ар­ха. На утрене, (на Пс.50), и на ма­лом вхо­де ли­тур­гии пе­ли тро­парь 4-го гла­са «Днесь бла­го­во­ле­ния Бо­жия пре­до­бра­же­ние» (греч. «Semeron tes eudokias Teou to prooimion»); чте­ния на ли­тур­гии: про­ки­мен 3-го гла­са (Лк.1:46а-47), Евр.9:1-7, ал­ли­лу­и­а­рий (4-го пла­галь­но­го, т. е. 8-го, гла­са), Лк.1:39-50, 56; при­ча­стен – Пс.115:4 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110).

В сту­дий­ских Ти­пи­ко­нах, ис­поль­зо­вав­ших­ся в Ви­зан­тии до нач. XIII в., а на Ру­си до нач. XV в., празд­нич­ный цикл Вве­де­ния уже со­сто­ит из 3 или 4 дней: пред­праздн­ства 20 но­яб­ря, соб­ствен­но празд­ни­ка 21 но­яб­ря, по­праздн­ства 22 (или 22-23) но­яб­ря. Раз­ные ре­дак­ции Сту­дий­ско­го уста­ва – Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский 1034 г. (от­ра­жа­ет кон­стан­ти­но­поль­скую прак­ти­ку 1-й пол. XI в.), Евер­ге­ти­дский (прак­ти­ка кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­ше­ства кон. XI в.), Ге­ор­гия Мтац­мин­де­ли (прак­ти­ка афон­ско­го мо­на­ше­ства сер. XI в.), Мес­син­ский 1131 г. (юж­но­и­та­лий­ская (ка­лаб­ро-си­ци­лий­ская) прак­ти­ка XII в.) Ти­пи­ко­ны из­ла­га­ют по­ря­док служб вве­ден­ско­го цик­ла с неко­то­ры­ми раз­ли­чи­я­ми (см.: Пент­ков­ский. Ти­пи­кон. С. 296-298; Дмит­ри­ев­ский. Опи­са­ние. Т. 1. С. 319-323, 813; Ке­ке­лид­зе. Ли­тур­ги­че­ские гру­зин­ские па­мят­ни­ки. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61).

В бо­лее ран­нем Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ском, а так­же юж­но­и­та­лий­ском Мес­син­ском и Ни­ко­ло-Ка­зо­лян­ском Ти­пи­ко­нах и сту­дий­ских Ми­не­ях XI–XII вв. (Ягич. Слу­жеб­ные Ми­неи. С. 431-436) по­праздн­ство со­став­ля­ет 1 день; в Евер­ге­ти­дском и Ге­ор­гия Мтац­мин­де­ли Ти­пи­ко­нах – 2. Ти­пи­кон мо­на­сты­ря Грот­та­фер­ра­та (Crypt. A. II. 7, 1300 г.), позд­ний юж­но­и­тал. сту­дий­ский Ти­пи­кон рас­про­стра­ня­ет по­праздн­ство на 3 дня (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 2. С. 365). День от­да­ния празд­ни­ка Вве­де­ния в сту­дий­ских Ти­пи­ко­нах не вы­де­ля­ет­ся.

В день пред­праздн­ства 20 но­яб­ря со­вер­ша­ет­ся служ­ба с «Бог Гос­подь», по­сле­до­ва­ние Вве­де­ния со­еди­ня­ет­ся с по­сле­до­ва­ни­я­ми свя­тых это­го дня. Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский Ти­пи­кон под 20 но­яб­ря не упо­ми­на­ет па­мя­ти свя­тых, од­на­ко при опи­са­нии служ­бы от­ме­че­но со­еди­не­ние по­сле­до­ва­ния Вве­де­ния с по­сле­до­ва­ни­ем «днев­но­го свя­то­го». В др. Ти­пи­ко­нах ука­за­ны па­мя­ти прп. Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та и свт. Прок­ла, но служ­ба Вве­де­ния со­еди­ня­ет­ся толь­ко с по­сле­до­ва­ни­ем прп. Гри­го­рия (то же и в сту­дий­ских Ми­не­ях XI–XII вв.). Лишь в Евер­ге­ти­дском Ти­пи­коне при­во­дит­ся со­еди­не­ние по­сле­до­ва­ний Вве­де­ния и обо­их свя­тых и не ука­за­ны пес­но­пе­ния Ок­то­и­ха (ве­ро­ят­но, по при­чине из­быт­ка по­сле­до­ва­ний).

В день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­вер­ша­ют­ся празд­нич­ные ве­чер­ня (со вхо­дом и 3 па­ре­ми­я­ми) и утре­ня; на утрене по­сле ка­физ­мы или празд­нич­ных ан­ти­фо­нов – 1-й сте­пен­ный ан­ти­фон 4-го гла­са («От юно­сти мо­ея»), про­ки­мен и Еван­ге­лие Бо­го­ро­ди­цы; на ли­тур­гии – служ­ба Бо­го­ро­ди­цы. По­ют­ся толь­ко пес­но­пе­ния празд­ни­ка.

В дни по­праздн­ства по­сле­до­ва­ние Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­еди­ня­ет­ся с по­сле­до­ва­ни­ем «днев­но­го свя­то­го», ка­нон утре­ни тот же, что и в день празд­ни­ка, сти­хи­ры в од­них Ти­пи­ко­нах за­им­ство­ва­ны из по­сле­до­ва­ния 21 но­яб­ря, в дру­гие – осо­бые (по­праздн­ства). Рас­пре­де­ле­ние сти­хир, се­даль­нов и ка­но­нов по дням и внут­ри дней празд­нич­но­го цик­ла раз­лич­но по раз­ным сту­дий­ским Ти­пи­ко­нам, хо­тя в це­лом все они ос­но­вы­ва­ют­ся на од­ном кор­пу­се пес­но­пе­ний.

В каж­дый из 3 дней празд­ни­ка (20-22 но­яб­ря) Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский Ти­пи­кон при­во­дит по осо­бо­му тро­па­рю: 20 но­яб­ря тро­парь 1-го гла­са «Пра­вед­ни­ку плод Иоаки­ма и Ан­ны при­но­сит ся Бо­гу» (в на­сто­я­щее вре­мя се­да­лен 21 но­яб­ря); 21 но­яб­ря – тро­парь тот же, что и в Ти­пи­коне Ве­ли­кой церк­ви, и в позд­ней­ших бо­го­слу­жеб­ных кни­гах; 22 но­яб­ря – тро­парь 4-го гла­са «Вос­пи­те­неи в церк­ви в свя­тая свя­тым» (в совре­мен­ных кни­гах не упо­треб­ля­ет­ся). По Евер­ге­ти­дско­му и Мес­син­ско­му Ти­пи­ко­нам в дни по­праздн­ства по­ет­ся тот же тро­парь, что и в 1-й день празд­ни­ка.

Раз­лич­ные сту­дий­ские Ти­пи­ко­ны по-раз­но­му из­ла­га­ют осо­бен­но­сти служ­бы Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что в ос­нов­ном свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми той или иной ре­дак­ции Сту­дий­ско­го уста­ва: 1) по Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ско­му Ти­пи­ко­ну на ве­черне на­ка­нуне празд­ни­ка по­ет­ся 1-я сла­ва 1-й ка­физ­мы «Бла­жен муж», по Евер­ге­ти­дско­му и Мес­син­ско­му ве­чер­нее сти­хо­сло­вие от­ме­ня­ет­ся; 2) по Евер­ге­ти­дско­му Ти­пи­ко­ну по­сле ве­чер­ни со­вер­ша­ет­ся пан­ни­хис (pannyksis – осо­бая ноч­ная служ­ба), на ко­то­рой по­ют­ся ка­но­ны дня и празд­ни­ка (4-го гла­са, тво­ре­ние Иоси­фа; этот ка­нон в др. сту­дий­ских Ти­пи­ко­нах ука­зан на утрене 20 но­яб­ря); 3) ка­физ­мы на утрене по Мес­син­ско­му и Ге­ор­гия Мтац­мин­де­ли Ти­пи­ко­нам за­ме­ня­ют­ся, как и в др. празд­ни­ки, на 3 празд­нич­ных ан­ти­фо­на, а Евер­ге­ти­дский Ти­пи­кон по­сле ка­физм и се­даль­нов ука­зы­ва­ет сти­хо­сло­вить 6 ка­физ­му (Пс.37-45; сти­хо­сло­вие на­зна­че­но, воз­мож­но, для то­го, чтобы про­зву­чал Пс.44, ко­то­рый обыч­но ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как про­ро­че­ству­ю­щий о Бо­го­ро­ди­це), а за­тем – по­ли­е­лей; 4) по­сколь­ку по Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ско­му Ти­пи­ко­ну утре­ня за­кан­чи­ва­ет­ся ве­ли­ким сла­во­сло­ви­ем в ка­фед­раль­ной ре­дак­ции толь­ко на Ве­ли­кую суб­бо­ту, на Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы утре­ня име­ет сти­хи­ры на сти­ховне; по др. сту­дий­ским Ти­пи­ко­нам окон­ча­ние утре­ни с пе­ни­ем ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия в ка­фед­раль­ной ре­дак­ции; 5) на ли­тур­гии по Мес­син­ско­му и Ге­ор­гия Мтац­мин­де­ли Ти­пи­ко­нам ан­ти­фо­ны «Бла­го есть», по Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ско­му и Евер­ге­ти­дско­му – изо­бра­зи­тель­ные; Евер­ге­ти­дский Ти­пи­кон ука­зы­ва­ет вход­ной стих (Пс.44:15b).

Кро­ме обыч­но­го по­ряд­ка служ­бы в Евер­ге­ти­дском Ти­пи­коне да­ны ука­за­ния о сов­па­де­нии дней вве­ден­ско­го цик­ла с вос­кре­се­ньем – крат­кие для 20, 22 и 23 но­яб­ря (толь­ко о ли­тур­гии), по­дроб­ные для 21 но­яб­ря (на утрене по­ли­е­лея нет, по­ют­ся сте­пен­ные ан­ти­фо­ны гла­са, про­ки­мен и Еван­ге­лие вос­крес­ное, Еван­ге­лие празд­ни­ка от­ме­ня­ет­ся; на ли­тур­гии от­ме­ня­ет­ся вход­ной стих).

По Иеру­са­лим­ско­му уста­ву, на ко­то­рый в XII–XIII вв. пе­ре­шли гре­че­ские. Церк­ви, в XIV в. – юж­но­слав., в кон. XIV – нач. XV в. – Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, празд­но­ва­ние Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­ра­зу­ет 6-днев­ный цикл: пред­праздн­ство со­став­ля­ет по-преж­не­му 1 день (20 но­яб­ря), ко­гда по­ют­ся 3 по­сле­до­ва­ния: пред­праздн­ства, прп. Гри­го­рия и свт. Прок­ла; по­праздн­ство уве­ли­че­но до 4 дней, вклю­чая от­да­ние в по­след­ний день (22–25 но­яб­ря). В от­но­ше­нии служ­бы Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы раз­лич­ные ре­дак­ции Иеру­са­лим­ско­го уста­ва раз­ли­ча­ют­ся незна­чи­тель­но.

Служ­ба пред­праздн­ства в це­лом со­от­вет­ству­ет ше­сте­рич­ной (см. ст. Зна­ки празд­ни­ков ме­ся­це­сло­ва); по­сле­до­ва­ние со­дер­жит ори­ги­наль­ный тро­парь и несколь­ко са­мо­глас­нов. В ста­ро­пе­чат­ных рус­ских Ти­пи­ко­нах (М., 1610, 1633, 1641) день пред­праздн­ства име­ет ше­сте­рич­ный знак; в ныне при­ня­том в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Ти­пи­коне зна­ка нет, хо­тя устав­ные ука­за­ния по­чти не от­ли­ча­ют­ся от ука­за­ний ста­ро­пе­чат­ных книг. Тро­парь пред­праздн­ства иной, неже­ли в сту­дий­ских Ти­пи­ко­нах. Пес­но­пе­ния Ок­то­и­ха на служ­бе не упо­треб­ля­ют­ся, что за­фик­си­ро­ва­но и в ста­ро­пе­чат­ных, и в совре­мен­ных Ти­пи­ко­нах, в по­след­нем ре­гу­ляр­но от­ме­ня­ют­ся пес­но­пе­ния Ок­то­и­ха в пред­праздн­ства, а в ста­ро­пе­чат­ных Ти­пи­ко­нах Ок­то­их не по­ет­ся из-за необ­хо­ди­мо­сти со­еди­нять сра­зу 3 ми­ней­ных по­сле­до­ва­ния. На ве­чер­ней сти­ховне вме­сто сти­хир Ок­то­и­ха по­ют­ся сти­хи­ры свт. Прок­ла, не спе­тые на «Гос­по­ди, воз­звах» (где пе­лись сти­хи­ры пред­праздн­ства и прп. Гри­го­рия). Утре­ня за­вер­ша­ет­ся по буд­нич­но­му чи­ну, на ли­тур­гии по­ют­ся изо­бра­зи­тель­ные ан­ти­фо­ны, на бла­жен­нах – пес­ни 3-я и 6-я ка­но­на пред­праздн­ства, чте­ния на ли­тур­гии – ря­до­вые и свт. Прок­ла. Те­ма Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­яв­ля­ет­ся в бо­го­слу­же­нии за­дол­го до празд­ни­ка – 8 но­яб­ря на ли­тии ука­за­на сти­хи­ра «Днесь бо­гов­ме­сти­мый храм Бо­го­ро­ди­ца».

День празд­ни­ка 21 но­яб­ря от­ме­ча­ет­ся все­нощ­ным бде­ни­ем, хо­тя ого­ва­ри­ва­ет­ся и воз­мож­ность со­вер­ше­ния по­ли­е­лей­ной служ­бы. До 2-й пол. XVII в. бде­ние слу­жи­ли толь­ко в хра­мах, по­свя­щен­ных Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в др. бде­ния не бы­ва­ло (см., напр.: Го­луб­цов А. П. Чи­нов­ни­ки мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра и вы­хо­ды Пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. М., 1908. С. 21, 216). Бо­го­слу­же­ние на Вве­де­ние со­сто­ит из ма­лой ве­чер­ни, все­нощ­но­го бде­ния (с ли­ти­ей), ча­сов и ли­тур­гии. Устав служ­бы прак­ти­че­ски не от­ли­ча­ет­ся от уста­ва др. дву­на­де­ся­тых Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков (Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы и Успе­ния). По­ют­ся толь­ко пес­но­пе­ния празд­ни­ка. На утрене по Пс.50 на «Сла­ва:», «И ныне» – осо­бые при­пе­вы («Днесь храм оду­шев­лен­ный»). По­сле каж­дой пес­ни ка­но­на утре­ни в ка­че­стве ка­та­ва­сии ис­поль­зу­ют­ся ир­мо­сы 1-го ка­но­на Рож­де­ства Хри­сто­ва; со дня Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­чи­на­ет­ся рож­де­ствен­ская ка­та­ва­сия, и с это­го вре­ме­ни в бо­го­слу­же­нии неко­то­рых дней но­яб­ря и де­каб­ря чер­ты пред­праздн­ства Рож­де­ства. На 9-й пес­ни ка­но­на вме­сто пес­ней Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и прав. За­ха­рии – осо­бые при­пе­вы-ве­ли­ча­ния; в совре­мен­ных бо­го­слу­жеб­ных кни­гах ука­зы­ва­ет­ся в об­щей слож­но­сти 10 при­пе­вов (7 для 1-го ка­но­на, 1 для 2-го и по од­но­му вме­сто «Сла­ва:», «И ныне»); 1 при­пев 4-го гла­са («Аг­ге­ли въходъ…») вы­пи­сан уже в Бла­го­ве­щен­ском конда­ка­ре XII в.; в бо­лее позд­них ру­ко­пи­сях встре­ча­ют­ся об­шир­ные цик­лы при­пе­вов-ве­ли­ча­ний (см.: Дмит­ри­ев­ский. Опи­са­ние. Т. 1. С. 756-757); в ста­ро­пе­чат­ных рус­ских Ти­пи­ко­нах и Ми­не­ях ука­за­ны толь­ко 2 при­пе­ва (по 1 для каж­до­го ка­но­на). Осо­бен­ность рус­ских ста­ро­пе­чат­ных Ти­пи­ко­нов, ко­то­рая от­сут­ству­ет в совре­мен­ных, – по­сле ка­та­ва­сии по 9-й пес­ни до­пол­ни­тель­но по­ет­ся ир­мос 1-го ка­но­на Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (и со­вер­ша­ет­ся зем­ной по­клон). На ли­тур­гии, как и в др. Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки, ис­пол­ня­ют­ся изо­бра­зи­тель­ные ан­ти­фо­ны, на бла­жен­нах – 3-я и 6-я пес­ни ка­но­на празд­ни­ка (3-я песнь из 1-го ка­но­на, 6-я из 2-го).

Устав служб по­праздн­ства не име­ет зна­чи­тель­ных от­ли­чий от по­празднств др. празд­ни­ков. По­ют­ся пес­но­пе­ния как с 1-го дня празд­ни­ка (по­оче­ред­но, по дням, один из двух ка­но­нов; са­мо­глас­ны), так и соб­ствен­ные пес­но­пе­ния дней по­праздн­ства. 23 но­яб­ря по­сле­до­ва­ние празд­ни­ка мо­жет со­еди­нять­ся с по­сле­до­ва­ни­ем бл­гв. кн. Алек­сандра Нев­ско­го, устав служ­бы в совре­мен­ном Ти­пи­коне от­сут­ству­ет; в ста­ро­пе­чат­ных Ти­пи­ко­нах этот устав вы­пи­сы­вал­ся (М., 1610. Л. 421-423; М., 1633. Л. 269-271).

В день от­да­ния Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 25 но­яб­ря, по­сле­до­ва­ние Вве­де­ния со­еди­ня­ет­ся с по­сле­до­ва­ни­я­ми сщ­мч. Кли­мен­та Рим­ско­го и Пет­ра Алек­сан­дрий­ско­го, что со­став­ля­ет от­ли­чи­тель­ную осо­бен­ность от­да­ния Вве­де­ния по срав­не­нию с др., т. к. обыч­но в та­кие дни по­сле­до­ва­ния «днев­ных свя­тых» не по­ют­ся. В осталь­ном служ­ба от­да­ния не от­ли­ча­ет­ся от др.: по­вто­ря­ют­ся пес­но­пе­ния празд­ни­ка с 1-го дня, толь­ко от­сут­ству­ют вход на ве­черне с па­ре­ми­я­ми и по­ли­е­лей на утрене. В кон­це утре­ни по­ет­ся ве­ли­кое сла­во­сло­вие.

Мар­ко­вы гла­вы

Ти­пи­кон, при­ня­тый в на­сто­я­щее вре­мя в Рус­ской Церк­ви, в рам­ках цик­ла Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы име­ет несколь­ко Мар­ко­вых глав, опи­сы­ва­ю­щих со­еди­не­ние с вос­крес­ной служ­бой пред­праздн­ства (Ти­пи­кон. [Т. 1.] С. 270–272), празд­ни­ка (Там же. С. 275-276), по­праздн­ства (Там же. С. 276-278) и от­да­ния (Там же. С. 287-288). При сов­па­де­нии по­праздн­ства или от­да­ния с вос­крес­ным днем служ­ба од­но­го из свя­тых остав­ля­ет­ся (20 но­яб­ря – свт. Прок­ла, 25 но­яб­ря – сщ­мч. Пет­ра). Дру­гие 2 гла­вы име­ют в це­лом то же со­дер­жа­ние, что и ана­ло­гич­ные гла­вы для др. празд­ни­ков.

Совре­мен­ный гре­че­ский при­ход­ской Ти­пи­кон про­то­псал­та Ге­ор­гия Ви­о­ла­ки­са (Violakis. Typikon. S. 99-103) пред­пи­сы­ва­ет со­вер­ше­ние по­ли­е­лей­ной служ­бы без ли­тии (все­нощ­ное бде­ние от­сут­ству­ет). По­ря­док празд­нич­ной служ­бы со­хра­ня­ет­ся при­мер­но тот же, что и в совре­мен­ном рус­ском Ти­пи­коне. Раз­ли­чия: на «Гос­по­ди, воз­звах» сти­хи­ры по­ют­ся на 6, в кон­це ве­чер­ни – тро­парь празд­ни­ка три­жды, по­сле по­ли­е­лея на утрене по­ет­ся из­бран­ный пса­лом «От­рыг­ну серд­це мое сло­во бла­го» (он упо­треб­ля­ет­ся во все Бо­го­ро­дич­ные дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки). На ли­тур­гии празд­нич­ные ан­ти­фо­ны, на вхо­де по­ет­ся «При­ди­те, по­кло­ним­ся… во свя­тых ди­вен сый…». В Ти­пи­коне при­ве­де­ны 2 гла­вы – о со­еди­не­нии с вос­крес­ной служ­бой по­сле­до­ва­ния празд­ни­ка и о вос­крес­ном дне по­сле празд­ни­ка (с по­праздн­ством). Ес­ли 21 но­яб­ря слу­чит­ся в вос­крес­ный день, при­пе­вы на 9-й пес­ни и ан­ти­фо­ны на ли­тур­гии все рав­но по­ют­ся.

Празд­ник Вве­де­ния на За­па­де

В Юж­ной Ита­лии, где про­жи­ва­ло мно­же­ство пра­во­слав­ных гре­ков, Вве­де­ние празд­но­ва­лось с IX в. Нор­ман­ны, за­хва­тив­шие эти зем­ли в XI в., пе­ре­нес­ли его в Ан­глию: напр., в Ка­лен­да­ре из Уин­че­сте­ра (1100 г.) упо­ми­на­ет­ся Oblationis S. Mariae in templo Domini cum esset trium annorum) (Radт P. Enchiridion Liturgicum. R., 1966. Vol. 2. P. 1357). Од­на­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние празд­ник по­лу­чил толь­ко во 2-й пол. XIV в. В 1340 г. фран­цуз­ский дво­ря­нин-кре­сто­но­сец Филипп де Ме­зьер (†1405), канц­лер ти­ту­ляр­но­го ко­ро­ля Иеру­са­ли­ма Пет­ра I Лу­зи­нья­на, вла­дев­ше­го так­же и Ки­пром, об­ра­тил­ся к рим­ско­му па­пе Гри­го­рию XI с пред­ло­же­ни­ем по при­ме­ру гре­ков офи­ци­аль­но уста­но­вить празд­но­ва­ние Вве­де­ния в ка­то­ли­че­ской Церк­ви. Па­па раз­ре­шил со­вер­ше­ние служ­бы Вве­де­ния толь­ко в ка­че­стве во­тив­ной (служ­бы по же­ла­нию или по обе­ту). С 1371 г. ее ре­гу­ляр­но слу­жи­ли в Ави­ньоне в хра­ме бра­тьев-ми­но­ри­тов.

В те­че­ние XV в. осо­бые уси­лия по рас­про­стра­не­нию празд­ни­ка во фран­цуз­ских зем­лях при­ло­жил ко­роль Карл V, по­велев­ший со­вер­шать служ­бу Вве­де­ния в сво­ей при­двор­ной ча­совне в Па­ри­же. В 1472 г. па­па Сикст IV (1471–1484) вклю­чил служ­бу Вве­де­ния в Бре­виа­рий (как празд­ник «по же­ла­нию» для неко­то­рых мест). Впо­след­ствии па­па Пий V (1566–1572) ис­клю­чил служ­бу Вве­де­ния, но па­па Сикст V в 1585 г. сде­лал празд­ник Вве­де­ния обя­за­тель­ным для Ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви. За это вре­мя на За­па­де по­яви­лось 7 раз­ных служб Вве­де­ния, в т. ч. Филип­па де Ме­зье­ра и па­пы Гри­го­рия XI.

В на­сто­я­щее вре­мя празд­ник Вве­де­ния в Ка­то­ли­че­ской церк­ви счи­та­ет­ся ма­лым, длит­ся 1 день, и служ­ба со­вер­ша­ет­ся без осо­бой тор­же­ствен­но­сти.

А. А. Лу­ка­ше­вич, А. А. Ту­ри­лов

«Пра­во­слав­ная Эн­цик­ло­пе­дия». Т. VII. Москва. 2004 г.

65-12

Введение во храм Пресвятой Богородицы. XIX в.

Торжества по поводу некоторых двенадцати самых главных православных праздников в храме длятся не один день. Это время называется попразднством. Церковь как бы говорит верующим — праздник прошел, но давайте еще раз вспомним о нем и обратимся к его духовному смыслу. Отдание — это последний день попразднства. Сегодня — день отдания праздника Введения Пресвятой Богородицы в храм. В церкви проходит особо торжественное богослужение, во время которого еще раз читаются все молитвы, которые звучат в день самого праздника. Введение Приснодевы Марии в храм — это первый шаг на пути к земному Боговоплощению. Долгое время Иерусалимский храм был единственным местом поклонения Единому Богу. Крестная смерть и Воскресение Христово упразднили его значение. Спаситель заключил новый завет, то есть — договор, соглашение человечества с Богом. Но это было бы невозможно без земного воплощения Христа. Без того, что маленькая девочка отважно и смиренно шагнула по высоким ступеням к своему призванию. Внутри праздника Введения уже содержится слава Рождества Христова. С этого дня верующие уже начали готовится к этому празднику, а на утренних службах в храмах стали петь «Христос рождается — славьте!».

Православные христиане РФ и мира в четверг, 8 декабря 2022 года, отмечают один из самых интересных церковных праздников в календарном году, это идеальное время для того, чтобы изучить приметы и поверья понять, как справляют данное торжество. Ежедневно представители духовенства чтут память преподобных, а также молятся их священным образам.

История церковного праздника 8 декабря 2022 года

Известно, что представители духовенства 8 декабря справляют торжество под названием «Отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы». Это торжество означает, что люди должны вернуться и переосмыслить всю значимость праздничного события в честь Девы Марии спустя определенно время. Праздничное событие отмечают каждый год в один и тот же день, дата фиксированная и не меняется из года в год.

Торжество связано с событиями, которые произошли очень давно. Это отсылка к истории о родителях Пресвятой Богородице. Деве Марии исполнилось три года, после чего родители привели ее в Иерусалимский храм. Мария должна была посвятить себя Богу. Праздничное событие появилось на основании церковного Предания.

Родители Девы Марии Иоаким и Анна долго не могли зачать ребенка, однако они не отчаивались и продолжали молиться. Молитвы были услышаны Ангелами, которые спустились с небес. Известно, что Иоакиму и Анне сказали, как через 9 месяцев у них родится дочь. Один из Ангелов попросил родителей, чтобы когда девочке исполнилось три года, ее обязательно отвели в храм на посвящение, что и было сделано.

Маленькая Мария смогла самостоятельно подняться по ступенькам, которые зачастую не могли осилить даже взрослые люди. На вершине храма Марию встретил преподобный Захария, который приходится отцом Иоанну Предтечи, предсказавшему появление Мессии. Вместе с Захарией девочка вошла в священное место, а также смогла удивить всех, кто там присутствовал. Даже самому Захарии разрешено заходить в это место лишь раз в месяц, но ради Марии сделали исключение.

Запреты на 8 декабря 2022 года

В эту священную дату нельзя совершать активные увеселительные мероприятия. Также известно, что запрещается в этот день заключать церковный брак. Дело в том, что Рождественский пост венчания был большим грехом; Народ должен забыть о стирке, уборке и шитье, иначе за это можно было быть наказанным.

У церковного праздника были и обычные запреты, которые соблюдают абсолютно на каждое торжество. Запрещается употреблять спиртные напитки, даже вино. Также стоит забыть о нецензурных выражения, агрессии, негативных мыслях, обидах и конфликтных ситуациях. Если нарушить запреты, можно разгневать Господа и его Мать. Люди всегда старались придерживаться этих простых правил, так они отдавали должное Мессии и Богоматери.

Приметы и поверья на 8 декабря 2022 года

Представители духовенства в эту дату ранним утром отправлялись в церковь для того, чтобы выстоять традиционный молебень. После этого народ искал священный образ Богоматери и молился ему о здоровье, счастье и удаче в жилище. Это был такой день, когда люди старались отдохнуть, а не проводить его в работе. Народ считал, что Дева Мария была бы рада, если бы люди больше времени уделяли именно отдыху и молитвам в честь нее, чем работе в поле и на огороде. Также люди придерживались особых погодных примет на этот день, которые выглядят следующим образом:

✔️снег выпал 8 декабря — стоит ждать холодной зимы;

✔️сколько на ночном небосводе ярких звезд — столько будет теплых дней в году;

✔️теплый дождь 8 декабря пришел — это к морозной и ветреной зиме;

✔️галки разлетались — стоит готовиться к теплой весне;

✔️сильный ветер в эту дату говорит о том, что в следующем году будет урожай зерновых.

Эти приметы помогали людям понять, чего ожидать от погоды в дальнейшем, также народ четко осознавал, будет ли хороший урожай или нет.

Источник фото: zabrab75.ru

Православные христиане готовятся к празднованию Отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы. Двунадесятое торжество отмечали 4 декабря, а дата Отдания приходится на 8 число. Праздник – память о великом значимом событии: в 3-летнем возрасте Деву Марию Ее родители отдали в Иерусалимский храм на служение Богу.

  • Что за праздник Отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Что нельзя делать в этот день
  • Народные приметы в Отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 декабря

Отдание праздника – это возможность еще раз вспомнить о событии, к которому он приурочен, проговорить у образа Богоматери священные молитвы, склонить перед Ней голову.

Что за праздник Отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы

Отдание означает возвращение, переосмысление православного праздника. Согласно церковным традициям, важные торжества принято отмечать в течение нескольких дней. Данный период называют попразднством. Отдание – это его последний день.

Дата Отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы – 8 декабря 2022 года. Этот день не менее торжественный, недели сам праздничный. Отдание иначе называется аподосисом, то есть, «возвращением» с греческого языка. Отдание необходимо, чтобы верующие еще раз переосмыслили важное церковное событие.

Сам праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы – первый шаг к боговоплощению. Суть этого дня содержит славу рождения Иисуса Христа. С 4 декабря начинается подготовка к Рождеству. В Отдание праздника 8 декабря в храмах проводят особенные богослужения, молятся, как и 4 числа. На утрени воспевают «Христос рождается, славьте!».

Что нельзя делать в этот день

Отдание праздника – это тоже торжество с определенными запретами. В этот день, 8 декабря, нельзя:

— участвовать в увеселительных мероприятиях;

— проводить обряды бракосочетания, венчания, крещения;

— стирать, делать генеральную уборку в доме;

— шить, вязать;

— давать или брать в долг;

— проявлять негативные эмоции;

— осуждать и обсуждать;

— распространять сплетни.

Народные приметы в Отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 декабря

С любым церковным или народным праздником связаны приметы. В Отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 декабря они также есть, и связаны в основном с погодой:

— снежный день – к дождливому лету;

— мороз, вода поверх льда – к потеплению и дождю;

— промерзшая земля, иней и сугробы – к хорошему урожаю;

— кто родился в Отдание, того будет охранять хрусталь;

— петухи кричат рано – к вскоре потеплеет.

Торжества по поводу некоторых двенадцати самых главных православных праздников в храме длятся не один день. Это время называется попразднством. Церковь как бы говорит верующим — праздник прошел, но давайте еще раз вспомним о нем и обратимся к его духовному смыслу. Отдание — это последний день попразднства. Сегодня — день отдания праздника Введения Пресвятой Богородицы в храм. В церкви проходит особо торжественное богослужение, во время которого еще раз читаются все молитвы, которые звучат в день самого праздника. Введение Приснодевы Марии в храм — это первый шаг на пути к земному Боговоплощению. Долгое время Иерусалимский храм был единственным местом поклонения Единому Богу. Крестная смерть и Воскресение Христово упразднили его значение. Спаситель заключил новый завет, то есть — договор, соглашение человечества с Богом. Но это было бы невозможно без земного воплощения Христа. Без того, что маленькая девочка отважно и смиренно шагнула по высоким ступеням к своему призванию. Внутри праздника Введения уже содержится слава Рождества Христова. С этого дня верующие уже начали готовится к этому празднику, а на утренних службах в храмах стали петь «Христос рождается — славьте!».

https://radiovera.ru/pravoslavnyj-kalendar-8-dekabrya..

Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы,
глас 4
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Кондак Введению во храм Пресвятой Богородицы,
глас 4
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Величание Пресвятой Богородице в честь введения Ея во храм.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда начнется рабочая неделя после праздников
  • Когда осетинский праздник джеоргуба
  • Когда начнется праздник хэллоуин
  • Когда осенью деды праздник
  • Когда начнется праздник фонарей геншин