Когда отдание праздника крещения господня

Таблица дней предпразднств, попразднств и отданий Двунадесятых неподвижных праздников (даты даны по новому стилю)   ПраздникиЧисло и месяцВсего дней праздникаЧисло дней предпразднстваЧисло дней попразднства с отданиемОтдание Рождество Пресвятой Богородицы 21

Таблица дней предпразднств, попразднств и отданий Двунадесятых неподвижных праздников

(даты даны по новому стилю)

Праздники Число
и месяц
Всего дней праздника Число дней предпразднства Число дней попразднства с отданием Отдание
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 6 1 4 25 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября 9 1 7 4
октября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4
декабря
6 1 4 8
декабря
Рождество Христово 7
января
12 5 6 13
января
Крещение Господне. Богоявление 19
января
13 4 8 27
января
Сретение Господне 15 февраля 2-9 1 0-7 с 16 до 23 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы * 7
апреля
3 1 1 8
апреля
Преображение Господне 19
августа
9 1 7 26
августа
Успение Пресвятой Богородицы 28
августа
10 1 8 5
сентября

Двунадесятые подвижные Господские праздники 

Праздники Всего дней праздника Число дней предпразднства Число дней попразднства с отданием Отдание
Вход Господень в Иерусалим 1
Вознесение Господне 10 1 8 в пятницу 7-й седмицы по Пасхе
День Святой Троицы (Пятидесятница) 7 6 в субботу, следующую за праздником

[*] Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднства не будет, а если случится в Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства, ни попразднства, а только один день праздника.

Церковный календарь православных событий указывает, что на 27 января выпадает отдание праздника Богоявления. Народная молва именует этот день замысловато: «Нина – обряд скотины», – и наделяет своими традициями и обычаями.

История праздника

Богоявление, или Теофания, претендует на звание одно из самых древних христианских праздников. Первые его упоминания встречаются еще во втором веке. Торжества посвящены рождению Иисуса Христа, поклонению волхвов и крещению Спасителя в Иордане.

С течением времени в разных церквях смысл этого события претерпел различные изменения. В православной традиции Богоявление было привязано по смыслу с Крещением. Теперь это разные названия одного и того же праздника.

Православное толкование слова Богоявление указывает на явление Бога во время Крещения в полноте Троицы – Сын крестился в реке, Отец говорил с небес, а Святой Дух сходил в виде голубя. Само Богоявление (более распространенный и привычный в России вариант – Крещение Господне) празднуется 19 января.

27 января происходит отдание праздника Богоявления. В храмах еще раз звучат крещенские песнопения, а верующие вспоминают описанные в Евангелиях события, когда Иоанну Предтечи выпала честь возложить руки на самого Иисуса Христа.

Фото: Дни.ру

Фото: Дни.ру

Равноапостольная святая Нина

Также 27 января почитают равноапостольную просветительницу Нину. В IV веке она обратила Грузию в христианскую веру. Согласно преданиям, на этот апостольских подвиг ее благословил сам Господь, а Дева Мария вручила крест из виноградных лоз.

Нина – обряды скотины: традиции на 27 января

Первую часть своего названия в народной календаре этот день получил в честь святой. Вторая же часть никакого отношения к церковному календарю не имеет, и берет свое начало из старого крестьянского обычая

На святую Нину порадуй скотину

Традиции наших предков велели 27 января заняться уходом за домашней скотиной. Хлевы очищали от грязи и навоза, а пол застилали новой соломой. Эта традиция, по всей видимости, была продиктована банальным здравым смыслом, поскольку за прошедшие холодные месяцы животные могли успеть весьма сильно загрязнить место своего обитания.

Одновременно с этим народ баловал скотину. Домашний скот выводили на улицу, кормили свежим хлебом и овощами.

Приметы

И хоть наши предки не всегда могли достаточно уверенно ответить на вопрос, какой  праздник 27 января они собираются отмечать вместе с домашним скотом, в наблюдательности им отказать невозможно. С попыткой связать текущую погоду с изменениями в будущем связаны некоторые приметы.

Так, считалось, что деревьев в инее предвещают потепление. Снег, прошедший в морозный день, говорил о том же самом. Стужу же обещали белые облака или столб белого света, который можно было заметить перед заходом солнца.

Не обошлось и без гаданий по животным. Ранний крик петуха зовет тепло, были уверены в народе. А вот ворона утром сможет накаркать только метель.

Фото: Дни.ру

Фото: Дни.ру

Молитвы святой равноапостольной Нине

Просветительница считается покровительницей не только тех, кто был крещен под таким же именем, но и всех, кто связан с обучением, передачей знаний. Помогает она и всем, кто просит ее о заступничестве. Также перед иконой святой можно просить об излечении разных болезней и душевных недугов – с ними она боролась при помощи подаренного Богородицей креста из виноградной лозы.

Именины 27 января

Свои именины на отдание праздника Богоявления и день почитания святой равноапостольной Нины празднуют:

  • Агния,
  • Адам,
  • Андрей,
  • Аристарх,
  • Вениамин,
  • Геласий,
  • Домн,
  • Давид,
  • Евсевий,
  • Иеремия,
  • Иван,
  • Ипатий,
  • Илья,
  • Иосиф,
  • Исаак,
  • Исаия,
  • Макарий,
  • Марк,
  • Маркелл,
  • Моисей,
  • Нина,
  • Орион,
  • Павел,
  • Пафнутий,
  • Прокл,
  • Савва,
  • Сергей,
  • Стефан,
  • Феодул.

Запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона.

 Запись входит в топ 500 рейтинга

ИКОНЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

• Редакция портала «Православие и мир»

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.

Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.

Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Коптская икона

Коптская икона

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

Коптская икона

Коптская икона

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Источник изображений — открытые источники

Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики

#inelisaveta #mon_sofia #крещение #православие  #история #общество #отданиепраздника #праздник #иконы #искусство 

Вот мы и приблизились к завершению всех январских праздников и 27 числа, последний раз в этом году, услышим в храмах богослужебные песнопения Богоявления перемежающиеся к тому же молитвенным почитанием св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.

В связи с тем, что служба отданию фактически повторяет службу самого праздника, то и говорить нужно о тех смыслах, которые раскрывают нам события на Иордане. Однако в этот же день перед нами возникает лик женщины, мирянки, за свой миссионерский подвиг удостоившейся равной с апостолами чести. Темы, казалось бы, несовместимые, но как-то объединить их я все-таки попробую.

Начать хотелось бы именно с Крещения, но в этот раз сосредоточиться не на образе Спасителя и не на образе Иоанна Предтечи, а на символизме воды. Ни в одной религии, ни одному веществу не уделено столько внимания как воде. Уже в самом начале Библии, в повествовании о первом дне творения, мы видим о ней упоминание: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Отметим, что речь идет о воде до грехопадения, здесь вода – еще нереализованная потенция, основа всего многообразия форм творения. Сама по себе она неспособна родить, потому и необходимо действие Святого Духа для ее орошения, Он «приуготовлял водное естество к рождению живых тварей», – пишет свят. Василий Великий.

Благодаря Священному Писанию мы знаем о подлинном Творце вселенной и о процессе творения, описанном в Книге Бытия. Но, по всей видимости, отголоски Истины, хотя и в весьма искаженном виде, сохранялись и в других религиях. Так, например, в индийской мифологии, в различных вариантах, присутствует тема первобытных вод, по которым плывет Нараяна – один из образов бога Вишну. Мифы Вавилона рассказывают о первобытном Океане – образ женского божества Тиамат из которого родится все и по которому поплывет Земля. Древний человек не знал, что он на 60-65% состоит из воды, но все же понимал, что вода – это не просто вещество, как все другие вещества его окружающие – она имеет космогоническое, жизненное значение. К слову, наша кровь на 92%, сердце на 78%, а мозг на 75% состоят из воды. Кто-то, возможно, из современных «просвещенных» людей посмеется над таким благоговейным отношением к воде, для него все приведенные цифры – случайность, «счастливый билет» позволивший случайно зародиться жизни, которая рано или поздно, но точно неминуемо исчезнет. Пусть сторонники бессмыслицы остаются с ней сколько угодно, но мы-то знаем, что ничего так просто не бывает.

Человек своим преступлением осквернил врученное ему в управление творение и то, что было для него начатком жизни, стало погибелью – Господь насылает Потоп (Быт. 7, 11-24). Свят. Филарет (Дроздов) подчеркивает, что на сушу устремились как раз те воды, которые Господь собрал при образовании земли. Вместе с гибелью вода принесла и очищение, человечество переродилось, получило возможность все начать заново. И сегодня погружение в воды купели являет собой умирание и новое рождение человека. Давайте напомни себе отрывок из послания апостола Павла к римлянам, читаемый на Таинстве Крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 3-5).

В событиях на Иордане мы видим и коренное изменение образа воды. Мессия, Богочеловек, Спаситель, берущий на себя грех мира (Ин. 1, 29), погружается в воды, дабы нас избавить от проклятия, заслуженно полученное нашими собственными действиями. Мы осквернили и себя, и девственное водное естество, из которого создавался мир. В Потопе, сама природа долженствующая подчиняться человеку, восстает против него. В Крещении Господнем – она снова становится началом новой жизни. В грехопадении человек утратил желанную связь с Торцом, стал жаждущим ее возврата, но не могущим эту жажду удовлетворить никакими способами. Теперь Живой Водой для нас становится благодать Святого Духа, и в разговоре с самарянкой (Ин. 4, 4-42) Христос обещает, что, если захотим, то впредь мы больше не возжаждем. «Чрез воду составляется все, – пишет свят. Кирилл Иерусалимский, – в воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным… равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, – именем Христа различные производит действия».

Переродилась в водах купели и св. равноап. Нина. Будучи племянницей иерусалимского патриарха Ювеналия, она самого детства взращивала в себе плоды Святого Духа. Но наступило время, когда она поняла, что не может носить их все лишь в себе, наступило время делиться. Частые рассказы ее воспитательницы о тогда еще языческой Иверии возбуждали в ней желание поделиться Истиной с теми, кто Истины еще не познал. Желание это не осталось не реализованным, Господь устроил все так, что именно в Иверию она попадает при бегстве от гонений императора Диоклетиана. Ее миссия была абсолютно искренней, желанной и благословенной, а потому она была обречена на успех. Плоды трудов св. Нины мы можем наблюдать и сегодня.

Важно подчеркнуть, что апостольский подвиг просветительница Грузии совершила будучи женщиной и мирянкой. Это говорит о том, что для горящего сердца не существует границ. Для христианина крайне важно делиться, но дать кому-то мы можем лишь то, чем обладаем сами, а обладаем мы самым большим Сокровищем на земле – Истиной. Неужели только этот факт недостаточен для того, чтоб хотеть им поделиться с теми, кто Истины не познал. Мы действительно можем стать проводниками Живой Воды, ведь каждого без исключения христианина имеет в виду апостол Петр, когда говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9).

Быть христианином – это значит не только самому спасаться, но и стремиться спасти других. Апостольский подвиг доступен каждому из нас, вопрос только в том, хотим ли в нем участвовать и есть ли нам что дать другим? Живую Воду мы получили в Таинстве Крещения, получаем ее в Таинствах Евхаристии, Покаяния, Соборования, в каждой молитвенном обращении к Богу и в каждом, пусть и небольшом, но искреннем труде. Господь «поливает» нас с избытком, а плода все нет!

Св. равноап. Нина, простая женщина, явившаяся примером для многих поколений христиан, и сегодня, из глубины IV столетия, является молчаливым укором нашей пассивности. Огромное количество людей вокруг нас погружалось в купель, спогребалось Христу, но так и не познало Его. Полученная ими Живая Вода быстро «испарилась», душа, словно сухая земля, «растрескалась», но мы словом, примером, искренней любовью или молитвой можем снова ее оросить. Может, нам просто не хватает решимости? Может, стоит взглянуть на прекрасный образ Нины, чтобы понять, что с Божьей помощью человеку под силу если не все, то действительно многое. 

Протоиерей Владимир Долгих

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Когда отдание праздника введения во храм пресвятой богородицы
  • Когда начнется рабочая неделя после праздников
  • Когда осетинский праздник джеоргуба
  • Когда начнется праздник хэллоуин
  • Когда осенью деды праздник