12 февраля праздник трех святых

Статья расскажет о празднике трёх святителей, что празднуется 12 февраля, почему он называется собором вселенских учителей, история дня памяти православных святых, а также проповедь в эту дату.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В 1084 году святителю Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаидскому, приснился удивительный сон. Во сне ему явились три отца Церкви, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Три столпа христианства обратились к митрополиту с речами. Они просили установить для них совместный день памяти.

Содержание страницы

  • 12 февраля – день памяти святых
  • История и значение празднования
    • Полезные материалы
  • Вселенские учителя
    • Василий Великий
    • Григорий Богослов
    • Иоанн Златоуст
  • Православные традиции, связанные с Собором
  • Полезное видео
    • Проповедь
    • Похожие статьи

Дни памяти каждого святителя следуют друг за другом: Иоанна Златоуста 13(26) ноября, Василия Великого 1 (14) января и Григория Богослова 25 января (7 февраля).

Митрополит Иоанн Мавропод погрузился в размышления. Наконец он выбрал день, словно бы венчающий собой дни памяти святителей

Церковью празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. – 30 января (12 февраля)

История и значение празднования

Заслуги каждого святителя были столь высоки, что у каждого из отцов церкви появилось множество почитателей и последователей. Люди с большим рвением спорили между собой, кого следует поставить на первое место: святителя Василия Великого, борца с арианской ересью, или Григория, не случайно названного Богословом, поднявшего ум человеческий на недостижимую высоту, или же Иоанна Златоуста, мастера Слова и величайшего из проповедников.

Полезные материалы

Почитатели святителей даже называли себя иоаннитами, василианами, григорианами, они спорили и бранились, забыв в своем непомерном рвении о почтительном отношении к отцам церкви. Наконец в раздоры оказались вовлеченными все жители Константинополя.

Тогда и явились святители митрополиту Иоанну и сказали, что во дни земной жизни каждый в меру дарованного Богом учил, просвещал и направлял к спасению людей, призывал христиан к согласию и единству. Ныне все трое святителей пребывают с Богом и в мире друг с другом. Потому и последователям не нужно спорить о первенстве одного из трех учителей церкви, а следует почитать их едиными перед Господом, создав единую службу.

Икона трех святителей

Икона трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова

Митрополит Иоанн увидел, как трех святителей осиял неземной свет. Они назвали друг друга по именам и вознеслись на небо. А Иоанн Мавропод вышел к народу и рассказал об откровении.

Вселенские учителя

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов именуются Вселенскими учителями и святителями, потому что от их пастырской мудрости просвещается вся Церковь.

Василий Великий

Десять раз в году совершается Литургия Василия Великого. В формулировку догмата о Святой Троице именно этот святитель внес неоценимый вклад. Василий Великий стоял неколебимой скалой на пути арианской ереси.

Земная жизнь святителя была недолгой, всего сорок девять лет, но за этот срок Василий Великий успел многое. В юности он изучал науки, искусства, риторику, медицину. Следующие годы посвятил монашеству. По настоянию народа принял пост Епископа Кесарии. Стал основателем «Василиад» – так назывались благотворительные общества, которые оказывали помощь малоимущим или больным.

Помимо практической деятельности Василий Великий оставил после себя множество выдающихся трудов, посвященных как догматике, так и монашеству, а также посланий и бесед, проповеди, письма и молитвы. Пятая и шестая молитвы утреннего правила принадлежат Василию Великому, таким образом святитель присутствует в жизни каждого христианина ежедневно.

Во время обучения в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом, они были друзьями всю жизнь. Было между ними еще одно сходство — каждый родом из семьи, подарившей церкви не одного, а многих святых.

Григорий Богослов

После крещения Григорий отправился к своему другу и присоединился к его молитвенным трудам. Живя в первом созданном ими монастыре, вместе они стали авторами «Филокалии» (греч. Φιλοκαλία), сборника духовных произведений, избранных сочинений Оригена.

Более всего Григория Богослова привлекало монашеское уединение. Но церковь находилась в опасности, ее колебали многочисленные ереси. Григорий Богослов сначала принял священнический чин, а впоследствии по просьбе Василия Великого Патриарший престол Константинопольской Церкви. О том, какая обстановка была тогда, свидетельствует такой факт: Пасхальной ночью Григорий Богослов совершал чин крещения. В этот момент в храм проникли еретики, вооруженные палками и камнями. Они набросились на христиан, одного из епископов убили. Григорий Богослов был ранен.

Святитель принимал участие во Втором Вселенском Соборе, боролся с еретиками, обличал императора Юлиана Отступника. Но главным его оружием было Слово.  Даже в конце жизни, удалившись в пустыню, Григорий Богослов продолжал утверждать Православие своими трудами.

«Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».

Церковь почтила святителя именем Богослова за изложение учения о Святой Троице и Лице Господа Иисуса Христа.

Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии, где блестяще образованного юношу ждала адвокатская карьера, но Иоанн решил посвятить себя Богу. Епископ Антиохийский Мелетий увидел в нем Божьего служителя и  крестил.

Иоанна влекло монашество, он провел несколько лет в пустыне, но подорвал здоровье и был вынужден вернуться в Антиохию. Став диаконом, он занимался попечением о бедняках,  затем был рукоположен во священники, а впоследствии занял Константинопольскую кафедру. На этом посту он обличал развращенную знать и заботился о том, чтобы духовенство отличалось скромностью жизни.

Обличив царицу Евдоксию, святитель вызвал гнев императора и был отправлен в ссылку. Он не добрался до места ссылки, скончался в пути, произнеся последние слова: «Слава Богу за все».

Златоуст почитается как великий христианский проповедник и писатель, автор множества книг, бесед и толкования на Священное Писание. На Литургии большую часть года звучит Евхаристический канон Иоанна Златоуста.

Три святителя были очень разными, но каждый в своих трудах заповедал нам почитание Святой Троицы, и в тропарях службы их самих именуют «земной троицей». Потому память святителей празднуют в один день.

Православные традиции, связанные с Собором

Благочестивая традиция предписывает в этот день не заниматься физической работой (в древности женщинам запрещалось прясть). Нельзя ссориться и злословить, нужно примириться с теми, с кем были в ссоре или вражде. Можно собраться вместе с друзьями. И, конечно, следует посетить храм и помолиться Трем Святителям.

Соборный праздник Трех великих Святителей дает нам возможность вспомнить всех, кто служит Господу через Слово, кто проповедует истину через свои сочинения или самой жизнью, отдать дань памяти Отцам Церкви.

Марина Рогова

Полезное видео

Проповедь

Проповедь читает митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл. 12 Февраля 2013 года в храме в честь Трёх Святителей Великих (г. Ульяновск)

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4

Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Перевод:

Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 2

Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.


Перевод:

Священных и Богогласных проповедников, высших из учителей, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды и подвиг их признал Ты высшими всякой жертвы, Один, Прославляющий святых Твоих.

Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вши и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии

Тропарь Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии, глас 1

Гла́с апо́стола Па́вла услы́шавша глаго́лющ: мы́ юро́ди Христа́ ра́ди, рабы́ Твои́, Христе́ Бо́же, Пелаги́я, Параске́ва и Мари́я, юро́ди бы́ша на земли́ Тебе́ ра́ди; те́мже, па́мять и́х почита́юще, Тебе́ мо́лим: Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.


Перевод:

Слова апостола Павла услышав: «Мы безумны Христа ради» (1Кор.4:10), рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юродивыми были на земле ради Тебя, потому, память их почитая, Тебя молим: «Господи, спаси души наши».

Кондак Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии, глас 8

Вы́шния красоты́ возжеле́вша, ни́жния сла́сти теле́сныя то́щно оста́вили есте́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра, а́нгельское житие́ проходя́ща, сконча́вшася, Пелаги́е, Параске́во и Мари́е блаже́нныя: Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о все́х на́с.


Перевод:

Небесной красоты желая, земные телесные наслаждения вы усердно оставили, в нестяжании суетного мира ангельскую жизнь проживая, скончались Пелагия, Параскева и Мария блаженные: Христа Бога молите непрестанно обо всех нас.

Величание Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии

Ублажа́ем ва́с, святы́я блаже́нныя ма́тери на́ша Пелаги́е, Параске́во и Мари́е, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Преподо́бне о́тче Зино́не,/ преподо́бне и че́стне житие́ твое́ на земли́ препроводи́вый/ и тем Бо́гови по премно́гу благоугоди́вый,/ моли́ о нас,// чту́щих па́мять твою́.


Перевод:

Преподобный отче Зинон, благочестивую и святую жизнь на земле проводивший и тем Богу весьма угодивший, моли о нас, почитающих память твою.

Кондак преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 8

Восхваля́яся днесь, преподо́бне Зино́не,/ я́ко преподо́бен во сла́ве,/ и ра́дуяся дави́дски на ло́жи свое́м во Ца́рствии Небе́снем,// не премолчи́ о нас мольбу́ принести́ ко Го́споду.


Перевод:

Торжествуя сегодня, преподобный Зинон, как преподобный во славе, и радуясь, подобно Давиду на ложе своем, в Царстве Небесном, не промолчи и прошение о нас принеси ко Господу.

В субботу, всем святым

Тропарь в субботу, всем святым, глас 2

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.


Перевод:

Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Кондак в субботу, всем святым, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.


Перевод:

Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

В субботу, за умерших

Тропарь в субботу, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.


Перевод:

Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Кондак в субботу, за умерших, глас 8

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.


Перевод:

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом.

Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.

То общее, что их объединяло – это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии.

Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».

Как возник праздник

Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти:

«Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Димитрий Ростовский

Учение о Троице

12 февраля – Собор Трех вселенских учителей и святителей

Святая Троица (Гостеприимство Авраамово). Богоматерь Одигитрия. Икона-таблетка. 1484-1504г; Россия. Новгород Великий; XV в. ruicon.ru

Жизнь всех трёх святителей была полна тревог и испытаний. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи – в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря (Пицунда, ныне в Абхазии).  Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были – «слава Богу за всё!». Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа.

Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р.Х., империю сотрясали споры с арианами. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе омоусия), но лишь подобосущен Ему (греч. ὅμοιος, омиусия). Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице».

Споры о Троице вдруг захватили всех – так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».

Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер. Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом. Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т.д.

В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» (сущность Бога) и «ипостасис», или между «фюсис» (природа Бога) и «просопон» (Лица Троицы). В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа (сущность Бога) как общее, а ипостасис (Лицо) как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис. Как в книге «Вселенские соборы» пишет А.В. Карташев, «этот памятник («Επειδή πολλοί»… от 369 или 370 г.) составляет краеугольный камень нашей научно-догматической техники.     Словом, опуская все подробности (предполагая их известными из Патристики), Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь».

Философия – служанка богословия

1200x1200_71684_sfintii_trei_ierarhi

Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн». И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Про него с его другом Григорием Богословом также рассказывали, что они во время учебы в Академии в Афинах знали лишь две дороги: в учебные аудитории и в храм.

Однако те же великие каппадокийцпы в целом противостояли рационалистической тенденции в богословии. Та стремилась подчинить «юродство апостольской проповеди о Христе Распятом», что «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23) высшему философскому истолкованию и уйти от острых апорий православной троичной догматики. Однако главный интерес православных богословов было дело спасения человека. Искупление и обожение человека возможны лишь при допущении того, что Бог-сын единосущен Богу-Отцу, и надо иметь мужество признать и принять возникающие в связи с этим острые, непримиримые для несовершенного человеческого разума противоречия. Но в этом выражается и смирение гордого разума, когда философия решается подчиниться вере и богословию, становится, как было сказано позже, их служанкой в интересах спасения человека.

Все три святителя при всей их учености и глубоком знании наук поэтому выше ставили другое, главное – постижение того, что ведет к спасению, и жизнь в соответствии с Божественными Заповедями. Конечно, это общая православная установка, которую разделяли и другие учителя Церкви, и которая и сформировала то Православие (правильное прославление Бога), каким мы его знаем и поныне. Однако у трех святителей она выразилась, может быть, наиболее ярко, и не в последнюю очередь потому, что они не отрицали и положительной роли ученой философии. Неслучайно их так много и как раз на эту тему в своих «Триадах» цитирует великий святитель Григорий Палама, чье богословское творчество окончательно завершило формирование православной догматики. Вот три ярких цитаты каждого из трех вселенских учителей, которые он приводит сразу в первой части первой своей первой Триады под названием «Для чего и до каких пор полезно заниматься словесными рассуждениями и науками»:

Василий Великий, из Беседы на седьмой псалом: «Мы обнаружили два смысла, обозначаемых словом истина. Один — постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой – верное знание относительно чего бы то ни было из вещей этого мира. Истина, содействующая спасению, живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему; а если мы не будем знать истину о земле к о море, о звездах и об их движении и скорости, то это ничуть не помешает нам получить обетованное блаженство».

Иоанн Златоуст, из «Толкования святого Евангелия по Матфею»: «Чего внешние мудрецы никогда не могли увидеть и во сне, то рыбаки и простецы объявляют нам с полной достоверностью; оставив землю, они говорят все о небесном, неся нам иную жизнь и иное существование, иную свободу, иное служение и иной мир и все вообще изменяя — не как Платон, или Зенон, или какой-нибудь еще составитель законов, потому что все такие прямо показали, что их души вдохновлялись злым духом, неким свирепым демоном, враждебным нашей природе. И эти рыбари с верою философствуют о Боге такое, чего никогда никто из тех не смог и помыслить, поэтому философствование тех философов пропало и погибло, и по справедливости: ведь все это внушили демоны. Итак, оно исчезло и презирается как ничтожнейшая из паутин, скорее же как нечто смехотворное, бесчинное, таящее в себе великий мрак и непотребство; но не такова наша философия».

Святой Григорий Богослов: «Первая мудрость – жизнь похвальная и очищенная Богом или очищаемая Им, Пречистым и Пресветлым, требующим от нас одной только жертвы очищения. Первая мудрость — презирать мудрость, которая в словесных рассуждениях, в извивах речи, в двусмысленных и излишних противоположениях. Ту мудрость я восхваляю и той жажду, которой рыбаки поймали сетями евангельскими вселенную, победив упраздненную мудрость своим совершенным и прямым словом».

 

Двенадцатого февраля в Православной церкви отмечают день памяти святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Каждый из них внес огромную лепту в развитие христианской веры и оказался учителем для целых народов и государств. Благодаря их работе формировалась догматика, церковная жизнь и богослужения. Существует четыре варианта Божественной Литургии, которые сегодня используют в Православных Церквях. Половина из них принадлежит перу Василия Великого и Иоанна Златоуста.

  • Собор трёх святителей 12 февраля, история праздника
  • Традиции в праздник Трех Святых
  • Запреты в День трех святых
  • Приметы в День трех святых

Собор трёх святителей 12 февраля, история праздника

В Соборе Трех Святителей принято вспоминать имена вселенских учителей, которые создали догмат о Святой Троице. К таковым относятся святые Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Праздник был основан в годы правления императора Алексея первого Комнина. На тот момент в Византии были сложные для церкви времена, когда между христианами был спор о том, кого из Отцов церкви считать первым.

Митрополит Иоанн во сне увидел сразу трех святителей. В тот же день, проснувшись сутра, он приказал установить единый день чествования трех святых, которые были признаны одинаковыми перед Богом. По словам Иоанна, между Отцами нет первого или второго. Если христианин ссылается на кого-то из них, значит, с этой точкой зрения были согласны и оба других. Во сне святители сказали митрополиту, чтобы он приказал всем, кто спорит об их первенстве, прекратить распри. Как в жизни, так и по ее завершении, Отцы всегда заботились о том, чтобы достичь единомыслия во всей Вселенной, поэтому важно чтить их стремление.

Традиции в праздник Трех Святых

  • Согласно традициям, на 12 февраля принято было на стол подавать блюда, приготовленные из добытой дичи. В этот день запрещалось заниматься прядением. Из-за существующего табу также этот день называли Днем трех святителей-непрядильщиков. Еще в народе о празднике говорили как о зверином торжестве. Принято считать, что с этого дня в животном мире начинались брачные игры. Млекопитающие заботились о поиске пары, между самцами начинались бои за право оплодотворить самку. Тем не менее, подход людей к этому празднику довольно странный — они готовили пищу из отловленной дичи.
  • Принято было судить о предстоящей погоде по поведению животных. Если в садах встречали зайцев, значит, зима еще будет холодной. Если же волков обнаруживали неподалеку от населенных пунктов, значит, морозы продолжатся какое-то время. Слышен снегирь, который щебечет — к вьюге. Если же появлялись мыши — значит, дело идет к оттепели. За день до повышения температуры они выходят на снег из-под лесной подстилки. По аналогии рассматривали предвестниками весны деревья, покрывшиеся инеем. Красный Месяц в день Трехсвятия свидетельствовал о повышении силы ветра. А если ветер уже лютовал в этот день — значит, ждали в этом году большого количества осадков.
  • Людям, которые родились в этот день, судьба велела заботиться о лесных животных или птицах. О таком человеке было принято говорить, будто ему суждено просыпаться по утру и даже при крепких морозах идти к логовам, норам или гнездам. Ему предстояло заботиться о благословенной птице или звере, чтобы никакому чужому глазу не увидеть потомства животных.

Запреты в День трех святых

Существует ряд строгих табу, которые церковь предусмотрела в день празднования Трех святых. Их соблюдать довольно просто. Есть всего несколько запретов, из которых один считается строгим и должен соблюдаться всеми христианами. Святители будут злы на людей, которые в этот день инициируют споры и ссорятся с окружающими. По этой причине стоит в этот день отказаться от ревности, беспричинной злости и повышения голоса. Ссоры внутри семьи являются особенно грешными.

Считается, что даже если вы ранее поссорились с кем-нибудь из родственников, лучше найти с ним общий язык, иначе в течение следующего года не сможете восстановить отношения. В этот день примирились многие христиане ради единства отношения к святым. По этой причине обычным людям также нужно отставить гордыню в сторону и помириться. Наши предки считали, что в этот день стоит за порог поставить старую обувь, что позволит следующие 12 месяцев прожить без ссор. Праздник идеально подходит для того, чтобы мужчина занялся домашними делами — все начинания будут удачными. Кроме этого, можно загадать желание на будущее, и оно имеет хорошие шансы на реализацию.

Приметы в День трех святых

По тому, какой будет погода в этот день, народные синоптики определяли урожайность на следующие 12 месяцев:

  • снегири завели песню — к потеплению, но большому снегопаду;
  • громко закаркали вороны — ждать метели;
  • подул сильный ветер при ясном небе — к похолоданию;
  • зазвенело в правом ухе — потеплеет, а если звуки в левом — к похолоданию;
  • на деревьях проявляется иней — быть скоро теплу.

Таким образом, мы 12 февраля отмечаем «семейный праздник», связанный с любовью к лесным жителям и почтением по отношению к Отцам церкви. И какими бы ни были приметы в этот день, важно не забыть помолиться Господу и посетить ближайшую церковь. Проведите день спокойно, исключив ссоры с близкими людьми.

Православные христиане 12 февраля чтят память сразу трех святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Этот день верующие называют Собором трех святителей или Трехсвятием.

Трехсвятие или Васильев день

История праздника восходит ко временам правления византийского императора Алексея I Комнина. В XI–XII веках в Константинополе шли оживленные споры о первенстве между отцами церкви. Верующие не могли определиться, кто из трех святителей важнее.

Остановить дискуссии смог святой Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский. Ночью ему явились Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Они сказали священнослужителю, что все трое равны перед Богом и попросили чтить их память в один день. С тех пор традиция устоялась.

Молитва на Трехсвятие

Перед тем как прочесть молитву, нужно очистить голову от мирских забот. Затем обратитесь к иконе Троицы и помолитесь Трем Святым: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

У Василия Великого традиционно просят избавления от зол и искушений. Считается, что он может укрепить человеческий дух и его целомудрие. Особенно обратиться к нему следует тем, кто носит имя Василий.

Григорию Богослову молятся о наставлении на православный путь, чтобы человек освоил молитвы и перестал быть иноверцем. К этому святому часто обращались за тем, чтобы вразумить сектантов и раскольников.

Иоанну Златоусту молятся о том, чтобы он уберег человека от обмана. Считается, что он одухотворяет верующих и помогает им не сбиться с правильного пути, пишет utro.ru.

Что можно делать 12 февраля

На праздник хозяйки всегда затевали уборку в доме. Они начинали мыть полы, протирать пыль и совершать перестановки в квартире. Считалось, что таким образом можно привлечь в свою жизнь удачу и благополучие. Также 12 февраля девушки пытались приворожить возлюбленного, если он не обращал на них внимание. Для этого они вешали на деревья разноцветные ленты и называли имя того, чье внимание хотели бы получить.

Еще одной интересной традицией в этот день было примирение. Как правило, все верующие стремились сгладить конфликты с домочадцами и извиниться за свои проступки. Праздник было принято проводить в кругу семьи. Шумные гулянья, как правило, в этот день не проводились.

Что нельзя делать 12 февраля

По народному поверью, в этот день нельзя было прясть и вязать. Потому в старину его называют днем трех святителей-непрядильщиков. На Руси верили, что у того, кто нарушит запрет, долгое время будут болеть руки и ноги.

Также 12 февраля категорически запрещалось выходить на долгую прогулку в лес. Считалось, что в этот день там сосредоточена мистическая энергетика, которую лучше остерегаться. Кроме того, на праздник люди старались остерегаться бездомных собак. Считалось, что в них может вселиться дух волка, из-за чего животное может агрессивно себя вести.

Нельзя было в этот день надевать одежду красного цвета. Этот цвет зачастую является символом не только страсти, но и злости, которую нельзя было проявлять в православный праздник.

Приметы на Трехсвятие

  • Солнце садится в облака — к метели;
  • Красный месяц на небе — к сильным ветрам;
  • Снегирь скрипит — к снегу;
  • Ветер дует — к похолоданию.

Почему Трехсвятие называли звериным свадебником

На Трехсвятие у многих животных начинается брачный период. Они образуют пары, а самцы борются за внимание самки. Поэтому Трехсвятие еще называют звериным свадебником. Люди, в свою очередь, выходили на охоту за потерявшими бдительность лесными жителями. 12 февраля на столы подавали дичь и блюда из дикого вепря.

Ранее 5-tv.ru рассказывал про День святого Лаврентия.

Трехсвятие 

Дата в 2023 году: 12 февраля , воскресенье
Другие названия:   Васильев день; Василий; Василий Великий; Василий теплый; звериный свадебник; звериный праздник
Церковное название:   Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Значение:   Почтение памяти трех вселенских учителей
Традиции:   Приготовление блюд из добытой дичи; запрещено прясть

Трехсвятие отмечается 12 февраля 2023 года (по старому стилю – 30 января). В церковном календаре – это соборный праздник в честь трех главных мировых учителей, отцов Православной Церкви.

В народе его прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами.

Содержание статьи

  1. История праздника
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История праздника

В X столетии нашей эры в городе Константинополе произошел раскол веры. Просвещенные в вопросах веры мужи разделились на три противоборствующих лагеря. Причиной жаркого спора явились трое выдающихся отцов Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Каждый из трех враждующих лагерей старался доказать, что святой, которому они отдают предпочтение, важнее двух остальных. Вскоре эти распри поглотили всех жителей города. Повсюду разгорались несмолкаемые споры и ссоры, которым не было видно ни конца, ни края.

Спор разрешили сами святые. Однажды глубокой ночью они все, сперва по очереди, а потом вместе, явились во сне митрополиту Евхаитинскому. Отцы Церкви объяснили, что ошибка людей в том, что они пытаются разъединить святых, являющихся единым целым. Поэтому лучше совершать память о них в один день. Так и появился праздник Трехсвятие.

Традиции и обряды

В народе праздник принято отмечать свежей дичью или блюдами из птицы. Такое застолье не обходится без охотничьих баек.

В этот день нельзя заниматься пряжей.

Приметы

Если вороны громко кричат под самым домом и пытаются укрыться под стрехой амбара, значит, скоро будет вьюга.

Если на снегу видны следы полевых мышей, то скоро будет потепление.

Волки воют – жди похолодания.

Какого числа Трехсвятие в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
12 февраляПн 12 февраляСр 12 февраляЧт

Другие праздники

Праздники России

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 18
Сколько всего было просмотров: 15139

12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни. Из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Заслуги каждого святителя были столь высоки, что у каждого из отцов церкви появилось множество почитателей и последователей. Люди с большим рвением спорили между собой, кого следует поставить на первое место: святителя Василия Великого, борца с арианской ересью, или Григория, не случайно названного Богословом, поднявшего ум человеческий на недостижимую высоту, или же Иоанна Златоуста, мастера Слова и величайшего из проповедников.

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов именуются Вселенскими учителями и святителями, потому что от их пастырской мудрости просвещается вся Церковь.

История возникновения праздника

При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти.

Василий Великий

Земная жизнь святителя была недолгой, всего сорок девять лет, но за этот срок Василий Великий успел многое. В юности он изучал науки, искусства, риторику, медицину. Следующие годы посвятил монашеству. По настоянию народа принял пост Епископа Кесарии. Стал основателем «Василиад» – так назывались благотворительные общества, которые оказывали помощь малоимущим или больным.

Помимо практической деятельности Василий Великий оставил после себя множество выдающихся трудов, посвященных как догматике, так и монашеству, а также посланий и бесед, проповеди, письма и молитвы. Пятая и шестая молитвы утреннего правила принадлежат Василию Великому, таким образом святитель присутствует в жизни каждого христианина ежедневно.

Во время обучения в Афинах Василий Великий познакомился с Григорием Богословом, они были друзьями всю жизнь. Было между ними еще одно сходство — каждый родом из семьи, подарившей церкви не одного, а многих святых.

Более всего Григория Богослова привлекало монашеское уединение. Но церковь находилась в опасности, ее колебали многочисленные ереси. Григорий Богослов сначала принял священнический чин, а впоследствии по просьбе Василия Великого Патриарший престол Константинопольской Церкви. О том, какая обстановка была тогда, свидетельствует такой факт: Пасхальной ночью Григорий Богослов совершал чин крещения. В этот момент в храм проникли еретики, вооруженные палками и камнями. Они набросились на христиан, одного из епископов убили. Григорий Богослов был ранен.

Святитель принимал участие во Втором Вселенском Соборе, боролся с еретиками, обличал императора Юлиана Отступника. Но главным его оружием было Слово.  Даже в конце жизни, удалившись в пустыню, Григорий Богослов продолжал утверждать Православие своими трудами.

Церковь почтила святителя именем Богослова за изложение учения о Святой Троице и Лице Господа Иисуса Христа.

Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии, где блестяще образованного юношу ждала адвокатская карьера, но Иоанн решил посвятить себя Богу. Епископ Антиохийский Мелетий увидел в нем Божьего служителя и крестил.

Иоанна влекло монашество, он провел несколько лет в пустыне, но подорвал здоровье и был вынужден вернуться в Антиохию. Став диаконом, он занимался попечением о бедняках,  затем был рукоположен во священники, а впоследствии занял Константинопольскую кафедру. На этом посту он обличал развращенную знать и заботился о том, чтобы духовенство отличалось скромностью жизни.

Обличив царицу Евдоксию, святитель вызвал гнев императора и был отправлен в ссылку. Он не добрался до места ссылки, скончался в пути, произнеся последние слова: «Слава Богу за все».

Златоуст почитается как великий христианский проповедник и писатель, автор множества книг, бесед и толкования на Священное Писание. На Литургии большую часть года звучит Евхаристический канон Иоанна Златоуста.

Три святителя были очень разными, но каждый в своих трудах заповедал нам почитание Святой Троицы, и в тропарях службы их самих именуют «земной троицей». Потому память святителей празднуют в один день.

Предлагаем узнать, какие праздники 12 февраля 2022 года отмечают в России и в мире. Это Международный день Дарвина и Международный день брачных агентств. Праздником у православных является День Трех Святых. О том, в чем особенность праздника, чем можно и нельзя заниматься 12 февраля, каким приметам и традициям следуют в такой день, а также у кого именины, – в материале 24СМИ.

День Трех Святых – история

12 февраля среди православных принято вспоминать сразу трех святителей. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту удалось оставить большой в след в религии, сыграв существенную роль в развитии церковной жизни. Все трое имели хорошее образование, вели борьбу с еретическими толкованиями христианства, занимались разъяснением его основ и тонкостей правильного понимания веры.

Читайте также:Дети-вундеркинды прошлых лет: как сложилась судьба юных гениев

В Константинополе долгое время спорили о том, кому из троих святых отдать предпочтение. Но однажды митрополит Иоанн Евхаитский рассказал о своем видении, в котором перед ним явились все три святителя, заверившие, что они имеют равное положение перед Господом. После этого было принято решение ежегодно отмечать общий день, посвященный святителям.

Что можно и нельзя делать 12 февраля

Для дома обязательно приобретали икону с изображением трех святых, которая ставилась на стол с новой и чистой скатертью. Рядом с иконой ставились три свечи, после чего зачитывалась молитва.

Молиться прежде всего 12 февраля нужно было о примирении с близкими и своими врагами.

С утра всей семьей посещали церковь, после чего возвращались домой и проводили остаток дня с родными.

Нельзя было проявлять злость и зависть. Под запретом были конфликты, ссоры и сквернословия.

Те, кто держит на кого-то втайне обиду или обдумывает нечто недоброе, привлекут беду сами на себя.

Тяжелая работа в течение всего дня запрещалась. Женщинам нельзя было даже стирать и заниматься рукоделием.

Нельзя было совершать спонтанные покупки. Полагали, что все они окажутся неудачными.

Читайте также:Как изменились за годы игры известные знатоки «Что? Где? Когда?»

День не лучшим образом подходил для различных финансовых операций. Свои денежные запасы не пересчитывали, деньги кому-либо в долг не давали и сами ничего не занимали.

Особую заботу проявляли к животным. Их ни в коем случае не обижали.

Воздерживались от посещения леса. Опасались, что дикие животные в такой день особенно активны и могут легко напасть на человека.

12 февраля строили планы на будущее, считая, что они окажутся удачными.

Старую одежду и обувь выставляли за дверь. Согласно примете, это позволяло избегать до конца года ссор и конфликтов в семье.

На ужин разрешалось звать гостей, для которых накрывался богатый стол. Предпочитали готовить блюда из дичи.

Перед сном обязательно перестилали постель.

Сновидения на День Трех Святых не считали вещими. Однако существовало поверье, согласно которому позитивный сон сулил скорое появление добрых новостей, а кошмар – негативных.

Приметы на День Трех Святых

  1. Луна с красным оттенком – к усилению ветра.
  2. Ветреный день – ненастным будет весь год.
  3. Увидеть зайца – к крепким морозам.
  4. Деревья покрыты инеем – к потеплению.
  5. В доме завелись мыши – к оттепели.
  6. Лошадь ленится и не хочет вставать с земли – к снегопаду.
  7. Солнце прячется за облаками – к бурану.
  8. Снегири подлетают к домам – к метели и морозам.

12 февраля в истории: интересные факты

12 февраля 1864 года открыли Московский зоопарк.

В тот же день 1865 года Дмитрием Менделеевым была защищена диссертация, которой, как некоторые верят, он заложил основу рецепта русской водки.

В 1898 году впервые в автокатастрофе умер человек. Им был британец Генри Линдфильд.

В 1947 году в горах Сихотэ-Алинь (СССР) упал метеорит.

В 1957 году Робертом Венторфом был получен боразон, считающийся одним из наиболее твердых земных материалов.

12 февраля 1809 года был рожден путешественник и автор теории эволюции Чарльз Дарвин. В 1809 году появился на свет 16-й американский президент Авраам Линкольн, в 1855-м – режиссер и актер Николай Синельников. В 1881 году родилась балерина Анна Павлова, в 1914-м – актер и режиссер Михаил Названов. В 1926 году на свет появилась певица Ольга Воронец, в 1931-м – певец и педагог Леонид Болдин. В 1944 году была рождена актриса Людмила Гнилова, в 1957-м – музыкант и клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий. В 1959 году родился певец и композитор Сергей Коржуков, в 1989-м – актер Александр Соколовский.

12 февраля 1804 года не стало немецкого философа Иммануила Канта. В 1981 году ушел из жизни режиссер Лев Атаманов, в 1996-м – писатель и драматург Владимир Гаглоев. В 2013 году умер политик и экс-глава МИД Украины Геннадий Удовенко.

Именины 12 февраля

Именины 12 февраля могут отмечать мужчины, которых при рождении назвали Василием, Владимиром, Вольдемаром, Григорием, Максимом, Петром, Степаном, Теодором, Федором, Яном, Русланом или Иваном. Среди женщин именины в этот день отмечают только Пелагеи.

Рожденных 12 февраля считали энергичными, изобретательными и независимыми личностями, которые практически всегда добиваются поставленных целей. Их сильными сторонами называли трудолюбие, дружелюбность и хорошее чувство юмора, слабыми – боязнь перемен и излишнее добродушие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 12 стульев сценарий корпоратива
  • 12 стульев сценарий квеста
  • 12 стульев 1971 сценарий
  • 12 сентября праздник день танкиста
  • 12 сентября 2015 какой праздник