Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. На месте чудесного обретения иконы была воздвигнута часовня, а сам чудотворный образ перенесли в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска. Спустя некоторое время он был перенесен в Москву, где также явил множество чудотворений и где с него по царскому указу был сделан список, после чего святую икону возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ «за градом, в коем месте пригожь… честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал…».
В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря, а в 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Сохранилось его описание: «Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху – Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким…. И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, – акафист Божией Матери. Сверх же оной доски – риза, кованая серебром и позлащенная; на ней – убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими…». Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе были подвешены не сохранившиеся до нашего времени три пелены с изображением святых жен-мироносиц. Чудотворная икона время от времени поновлялась как в самом монастыре, так и за его пределами. В обители хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц.
Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как «Мироносицкая», или «святых жен-мироносиц». Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – «Богоматерь Царевококшайская». Причиной этому стало, вероятно, то, что образ жен-мироносиц на камне был вставлен «в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками… И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках – акафист Божией Матери» (как следует из описи первой половины XVIII века). Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.
Известно также о крестных ходах с Царевококшайским образом Божией Матери и святых жен-мироносиц, которые издавна устраивались по многим городам Поволжья.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь, главной святыней которого является Владимирская икона Божией Матери с вставленным в нее образком на камне с изображением святых жен-мироносиц, почитаемым среди православных верующих чудотворным. О местопребывании самого чудотворного первообраза пока нет никаких сведений.
Царевококшайская (Мироносицкая) икона Божией Матери, список XVII в. из Ежовской Мироносицкой пýстыни (Владимирская икона с вмонтированным образом жён-мироносиц) |
Царевококшайская икона Божией Матери также называемая Мироносицкой
Празднование 1 мая
Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как «Мироносицкая», или «святых жен-мироносиц». Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – «Богоматерь Царевококшайская». Причиной этому стало, вероятно, то, что образ жен-мироносиц на камне был вставлен «в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками… И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках – акафист Божией Матери» (как следует из описи первой половины XVIII века). Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.
История
Явилась икона 1 мая 1647 года близ местечка Дальние Кузнецы, в 15 верстах от города Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола) Казанской губернии. Некий земледелец по имени Андрей Жолнин, работая на поле, заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». На небольшом резном каменном образке был изображён Гроб Господень, слева от него — три женские фигуры (мироносицы), справа — Ангел, указующий правой рукой на Гроб, за ним святые апостолы Пётр и Иоанн Богослов. По скруглённому верхнему краю расположена надпись: «ѠБРАЗЪ СВ. ЖЄНЪ МѴРОНОСИЦЪ». В верхней части образа в отдельном сегменте — изображение Спаса Нерукотворного.
При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. Усердно помолившись пред ней, Андрей взял ее и принес домой. Вскоре эта икона прославилась чудесами. К ней стали стекаться жители села Дальние Кузнецы, а также и богомольцы из окрестных мест. Многим из них по вере и по молитвам перед образом подавались исцеления от болезни. Об этом узнал местный воевода М. Н. Спиридонов. Вместе со священниками он явился в дом Андрея Жолнина, и они перенесли икону в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска.
В соборе у иконы жён-мироносиц также совершались чудеса. Спустя некоторое время её перенесли в Москву, где она снова явила множество чудотворений. Там со святого образа по царскому повелению был сделан список, после чего его возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ
«за градом, в коем месте пригожь… честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал…».
Резной каменный образ свв. Жён-Мироносиц, явленный в 1647 г. (копия) |
В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря, а в 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Сохранилось его описание:
«Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху – Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким…. И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, – акафист Божией Матери. Сверх же оной доски – риза, кованая серебром и позлащенная; на ней – убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими…».
Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе были подвешены не сохранившиеся до нашего времени три пелены с изображением святых жен-мироносиц. Чудотворная икона время от времени поновлялась как в самом монастыре, так и за его пределами. В обители хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц.
Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест, огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 мая – в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи – неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня – в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний. Отсюда она ежегодно переносилась в город Царевококшайск 21 июля и пребывала там до 22 августа.
Главная святыня Марийского края была утрачена в 1930-е годы, местонахождение её неизвестно.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь. При его открытии местные жители передали сюда Владимирскую икону Божией Матери — список с чудотворной иконы, сделанный ещё в XVII столетии и принадлежавший последнему игумену Мироносицкого монастыря Серафиму. Во Владимирскую икону вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Этот образ стал главной святыней обители. О местопребывании оригинала образа нет никаких сведений.
Использованные материалы
- Царевококшайская («Мироносицкая») икона Божией Матери // Официальный сайт Издательства Московской Патриархии
- http://calendar.rop.ru/icons1/may01-ikona-mironosickaya.html
- «Святыни», страница официального сайта Йошкар-Олинской епархии:
- http://mari.eparhia.ru/icons/
- «Царевококшайская (Мироносицкая) икона», страница портала Vidania.Ru:
- http://www.vidania.ru/icony/icon_zarevokokshaiskaya_mironosizkaya.html
Икона Божией Матери «Мироносицкая» необычная — она была вырезана на камне. Своё наименование образ получил оттого, что Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. Икона была явлена в тысяча шестьсот сорок седьмом году, близ города Царевококшайска, современной Йошкар-Олы. Крестьянин Андрей Жолнин работал в поле. Он заметил яркий свет в земле, а затем — икону. Когда он попытался поднять её, то образ исчез. Андрей оглянулся и увидел икону стоящей на дереве. Крестьянин с молитвой взял образ и отнёс домой. Икона прославилась многочисленными чудесами исцеления, которые происходили по молитвам к Царице Небесной. К образу стекались паломники со всех окрестных сёл. Икону перенесли в Царёвококшайск, побывал образ и в Москве, где по приказу царя Алексея Михайловича с него сделали список. Вскоре для святыни был построен Мироносицкий монастырь. Небольшую резную иконку вставили во Владимирскую икону Божией Матери, которую украсили богатым окладом. До революции с Мироносицкой иконой устраивались крёстные ходы по городам Поволжья. Мироносицкая икона стала символом заступничества Царицы Небесной за весь Марийский край. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году Мироносицкая обитель была возрождена.
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. На месте чудесного обретения иконы была воздвигнута часовня, а сам чудотворный образ перенесли в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска.
Спустя некоторое время он был перенесен в Москву, где также явил множество чудотворений и где с него по царскому указу был сделан список, после чего святую икону возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ «за градом, в коем месте пригожь… честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал…».
В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря, а в 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Сохранилось его описание: «Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху – Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким…. И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, – акафист Божией Матери. Сверх же оной доски – риза, кованая серебром и позлащенная; на ней – убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими…». Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе были подвешены не сохранившиеся до нашего времени три пелены с изображением святых жен-мироносиц. Чудотворная икона время от времени поновлялась как в самом монастыре, так и за его пределами. В обители хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц.
Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как «Мироносицкая», или «святых жен-мироносиц». Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – «Богоматерь Царевококшайская». Причиной этому стало, вероятно, то, что образ жен-мироносиц на камне был вставлен «в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками… И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках – акафист Божией Матери» (как следует из описи первой половины XVIII века). Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.
Известно также о крестных ходах с Царевококшайским образом Божией Матери и святых жен-мироносиц, которые издавна устраивались по многим городам Поволжья.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь, главной святыней которого является Владимирская икона Божией Матери с вставленным в нее образком на камне с изображением святых жен-мироносиц, почитаемым среди православных верующих чудотворным. О местопребывании самого чудотворного первообраза пока нет никаких сведений.
Андрониковская икона Божией Матери, по преданию, является одной из трех, написанных евангелистом Лукой. Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского Императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название «Андроникова». Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относился к 1347 году.
Икона имеет небольшие размеры: высота – 35 см, ширина – 25 см. Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца. На правой стороне шеи Пресвятой Богородице осталась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом от удара икононенавистника.
Не задолго до своей смерти в 1341 году Андроник III подарил икону Божией Матери мужской Обители города Монемвасии расположенном на полуострове Пелопоннес юга Греции.
В 1821 году турки опустошили Монемвасийскую обитель. Настоятель монастыря епископ Агапий, оставив все сокровища обители неприятелю, спас только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с ней в г. Патрас (ныне г. Патры). Здесь он передал икону вместе с Гербом Византийской Империи на хранение русскому генеральному генеральскому консулу в Море.
В 1823 году Андрониковская икона Божией Матери была привезена в Россию.Многое икона притерпела до тех пор пока 1 мая 1885 года икона была привезена в Вышний Волочек, где ее торжественно встречалс весь город.
Из города крестным ходом перенесена икона в Казанский женский монастырь, отстоящий от города на небольшом расстоянии.
После торжества перенесения святой икона, по ходатайству игумении Досифеи, Святой Синод установил день празднования Греческой Андрониковской иконы Божией Матери 1 мая.
При советской власти Казанский женский монастырь постигла печальная судьба. Как и сотни других обителей, она была закрыта. Чудотворные Андронивская и Казанская иконы были переданы в казанский собор города Вышний Волочек. После уничтожения в 1993 году. Казанского собора святыни были перенесены в единственно действующий Богоявленский храм. Андрониковская икона Божией Матери не дождолась открытия своей обители. Она была украдена из Богоявленского собора в 1984году и не найдена по сей день.
История появления Андрониковской иконы Божией Матери в Феодоровском монастыре г. Переславля-Залеского овеяна некоторой тайной.
Одна Из прихожанок принесла во вновь открытую в 1998 году обитель Андрониковский образ, а другая киот, который как раз подходил для иконы.
В январе 2005 года многие люди свидетельствовали о дивном благоухании, которое исходило от образа и наполняло весь храм. Тогда же верующие получали помощь и исцеления после обращения именно к этому образу Божией Матери. Так, первым случаем было исцеление от рака 4-й степени одной из прихожанок. Раб Божией Сергией, который мог ходить только с посторонней помощью, после долгой коленопреклоненной молитвы у иконы Божией Матери сам поднялся на ноги и совсем забыл о своей болезни. Многие получили помощь в житейских проблемах: в решении квартирных вопросов, в разрешении семейных проблем, в даровании чадородия, — и во многом другом, что по вере и молитве может дать только один Бог и Его Пречистая Матер. Перед иконой молятся градоначальники, прося помощи в деле благойстроения города.
Зимой 2006 года Андрониковская икона около двух месяцев мироточила, и лик Божией Матери стал светлеть.
В ящичке киота чудотворной иконы многие оставляют записки с молитвенным обращением к Заступнице всех любящих Ее Божественного Сына. Никто не ушел неутешенным, а многие вновь возвращаются к этому чудному образу, чтобы воздать благодарность Царице Небес за Ее великую любовь к людям.
На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов.
Время и место происхождения первообраза неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века.
Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее известным и чтимым списком является образ Божией Матери «Нечаянная Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов. В Ильинский храм икона была передана в июне 1994 года. С тех пор к чудотворному образу Божией Матери в храм, который в народе называют храмом «Нечаянной Радости» прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие.
Царевококшайская икона Божией Матери, именуемая еще Мироносицкой, относится к редким иконам Пресвятой Богородицы по типу изготовления. Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три вырезаны на камне: Жировицкая, Леснинская и Мироносицкая.
История образа: Царевококшайская икона Божией Матери была обретена 1 мая 1647 года близ местечка Дальние Кузнецы, недалеко от города Царевококшайска ( ныне Йошкар-Ола ) Казанской губернии. Местный крестьянин Андрей Жолнин, занимаясь полевыми работами, увидел свечение на земле, непонятного происхождения.
Подойдя ближе, он понял, что дивный свет исходит от лежащей на земле иконы. Когда Андрей попытался взять в руки образ, он тут же исчез, появившись на рядом стоящем дереве, поддерживаемый неведомой силой. Усердно помолившись, крестьянин взял икону и принес домой.
От иконы, прозванной впоследствии Царевококшайской, стали совершаться многие чудотворения. К ней стали стекаться жители из села Дальние Кузнецы и богомольцы из окрестных мест. Многие по вере и молитве своей получали исцеления от различных недугов. Почитание образа росло.
Царевококшайская икона Божией Матери была отправлена в Москву в подарок царю и патриарху. Там ее торжественно встретил сам царь Алексей Михайлович. Спустя некоторое время икона была возвращена обратно. Отпуская святой образ, царь приказал устроить на месте его явления монастырь.
По повелению царя с Царевококшайской иконы был сделан список. В царской грамоте государь повелевал встречать чудотворную икону местному воеводе М. Н. Спиридонову и поставить ее в соборном храме Воскресения Христова в городе Царевококшайске до построения монастыря.
Святой образ был встречен очень торжественно воеводой и священством при большом стечении народа и препровожден крестным ходом в указанную церковь. В сентябре 1649 было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря. В 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен — мироносиц, которая в начале XVIII века была перестроена в каменную. В ней и находился чудотворный образ.
Первоначально чудотворная икона в исторических документах именовалась «Мироносицкая» или «святых жен — мироносиц» и только с XVIII века появилось новое название — Царевококшайская икона Божией Матери.
Объясняется это следующим: на небольшом резном каменном образке, обложенном серебром, золотом и драгоценными камнями, был изображен Гроб Господень. Слева от него — три женские фигуры, справа — Ангел, указующий рукой на Гроб, за ним святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. В верхней части иконы, в отдельном сигменте — изображение Спаса Нерукотворного.
Вырезанная на аспидном ( современное название — шунгит ) камне икона была вставлена в доску кипарисную с писаными красками двунадесятыми праздниками ( как следует из описи XVIII века), в серебряном позлащенном окладе. Та доска вложена была в доску простую аршинную, расписанную красками с акафистом Божией Матери.
Поверх этой доски положена была риза, кованная серебром и позлащенная, унизанная драгоценными камнями. Из описи же XVIII века следует, что к иконе были подвешены три пелены с изображением жен — мироносиц. Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Богородицы, вследствии чего и получил свое название «Царевококшайская икона Божией Матери».
Святыня была утрачена в 1930 годы. Местонахождение ее в настоящее время неизвестно, хотя ведутся поиски. У местных жителей имеется много копий Царевококшайской иконы Божией Матери, пользующейся большим почитанием среди верующих. В обители также хранился список с чудотворного образа.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь. При его открытии местные жители передали сюда Владимирскую икону Божией Матери — список с чудотворной иконы, сделанный в XVII веке, который принадлежал последнему игумену Мироносицкого монастыря Серафиму.
Во Владимирскую икону вставили вырезанную на камне Мироносицкую икону. Этот образ почитается как святыня Марийского края. Известно также о крестных ходах с Мироносицкой иконой.
На сайте http://www.patriarchia.ru/ говорится, что Пресвятая Богородица изображена на иконе со святыми женами-мироносицами. И это находит свое подтверждение на большинстве современных списков. На иконе изображается Божия Матерь с двумя женами-мироносицами.
Очень интересен и камень шунгит, на котором Царевококшайская икона Божией Матери вырезана. Аспидный камень в геологии официально называется шунгитом. На сегодняшний день существует только одно известное месторождение шунгита — в Карелии, и аналога ему нет.
Получил камень свое название в 1887 году от поселка Шуньга, расположенного на берегу Онежского озера. Остров Кижи целиком сложен шунгитом, который оказывает удивительно благотворное действие на людей. Храмы, дома здесь построены из деревьев, которые выросли на шунгитовой почве, и они не гниют.
Минерал не имеет себе равных по своим целебным качествам и многообразию свойств. Ученые, исследовавшие шунгит, в один голос заявляют: это чудо. Действительно, удивительная порода: все, что вредит людям и живым существам, она убивает и поглощает; а все, что полезно, концентрирует и восстанавливает.
История целебных свойств шунгита уходит вглубь веков. В явном виде эта история прослеживается с XVI века. Тогда прабабка Петра I царица Ксения, в иночестве Марфа, сосланная Борисом Годуновым на побережье Онеги в построенный близ целебного источника Толвуйский монастырь, излечилась от бесплодия, благодаря чему смогла родить будущего монарха России — Михаила Романова, основателя державной династии, царствовавшей на Руси более 300 лет.
Празднование: 1 / 14 мая (день явления иконы), в третью неделю после Пасхи — неделю прославления жен-мироносиц.
Молитва святым женам-мироносицам
«О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь».
Молитва вторая
«О святии Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков».
Акафист Пресвятой Богородице можно читать тот, что совершается в неделю Похвалы Божией Матери.
Москва, 31.01.2023, 19:02:03, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.
В четырнадцатый день мая православные проводят празднование в честь трех икон Божьей Матери. Кроме этого, вспоминают пророка и преподобного.
- Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
- История Царевококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери
У православных идет Седмица 4-я по Пасхе. Сегодня, 14 мая, верующие вспоминают преподобного Пафнутия Боровского и пророка Иеремию. Кроме этого, в этот майский день проводится празднование нескольких важных образов: Царевококшайской (Мироносицкой), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.
День Ангела 14 мая празднуют люди, которые носят имена Пафнутий, Ефим, Игнат, Макар, Тамара и Нина.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Время и место происхождения первообраза неизвестны.
Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее известных и чтимых списков является образ Божией Матери «Нечаянная Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
Молитва у иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»
Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице: Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
- Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
- Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
История Царевококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне:
- Жировицкая, явившаяся в 1470 году;
- Леснинская, обретенная в 1683 году;
- «Мироносицкая».
Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Мироносицкой эта икона именуется потому, что на ней вместе с Богородицей изображены жёны-мироносицы. С другой стороны Гроба Господня изображён святой апостол Пётр, за ним Ангел Господень, указующий правой рукой на Гроб, за ними святой апостол Иоанн Богослов. Известно, что явился образ 1 мая 1647 года близ местечка, называемого Дальние Кузнецы, в 15 верстах от города Царевококшайска Казанской губернии (ныне Йошкар-Ола).
Некий земледелец Андрей Иванов, работая на поле, заметил, что в недалеком от него расстоянии лежит на земле икона Богородицы. Когда он подошёл ближе и хотел поднять её, то икона стала невидимой. Изумлённый крестьянин недоумевал, что бы это значило. Когда он огляделся вокруг, то увидел поразительное явление: икона Пресвятой Богородицы стояла на дереве, никем не поддерживаемая, и от неё исходило необыкновенное сияние. Усердно помолившись перед образом, Андрей взял икону и принёс домой.
Вскоре эта икона, вырезанная на аспидном камне, прославилась чудесами.
Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен