Утром во всех храмах Краснодарского края прошли праздничные литургии. В главном храме Кубани службу возглавил митрополит Павел. Молебен состоялся при участии Кубанского казачьего хора.
Кроме того, в честь годовщины сегодня в Динском районе состоялось торжественное открытие памятника «Казакам-черноморцам». Участие в церемонии принял губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
— Этот монумент — дань уважения основателям кубанской земли. Мы бережно храним свои традиции, культуру и православную веру. Помним и чтим тех, кто ценой собственной жизни подарил нам эту прекрасную землю, нашу Кубань — благодатный, благословенный край, – сказал глава региона.
В этом году Кубанскому казачьему войску исполнилось 324 года. Праздник отмечается по «старшинству» самого старейшего из полков, входивших в Кавказское линейное казачье войско – Хоперского, который в 1696 году участвовал в Азовском походе Петра I.
— Две тысячи казаков, стоявших под Азовом (донцы, запорожцы и хоперцы), наскучив медленностью осады, самовольно ударили на крепость и отняли у турок два бастиона с четырьмя пушками и там засели. Турки не на шутку перепугались казачьей удали и отчаянной храбрости и, не видя для себя ниоткуда помощи, на другой день завели переговоры о сдаче крепости, — указано в «Летописи Кубанского казачьего войска».
Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII — XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Вторую половину XIX — начало XX веков можно назвать периодом расцвета Кубанского казачьего войска. Оно владело огромными земельными наделами, имело управление, которое отличалось от других губерний. Было и самобытное местное самоуправление.
В 1917 году Кубанское казачье войско насчитывало 262 станицы и 246 хуторов, в которых проживало 215311 казачьих семей, а это – 52,3% всех хозяйств в сельской местности. В земледелии казаки были лучше других слоев населения оснащены сельскохозяйственной техникой. Довольно высоким для начала XX века у кубанских казаков был и уровень грамотности — более 50 % умели читать и писать.
День — 14 октября — для кубанских казаков особенный. Православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы, которая на протяжении веков считается покровительницей воинов и казаков. Кроме того, в этот день в 1990 году состоялся Первый Всекубанский учредительный съезд в здании краевой филармонии. Считается, что тогда произошло второе рождение Кубанского казачьего войска.
На съезде был избран атаман, утверждены устав Рады и символы ККВ: флаг — триколор, гимн — историческая песня кубанских казаков «Ты, Кубань, ты — наша Родина…» и войсковой герб, за основу которого взят исторический герб Кубанской области. На сегодняшний день Кубанское казачье войско объединяет 56 тыс. реестровых казаков.
— За почти уже тридцатилетнюю новую историю кубанского казачества мы доказали, что казаки всегда были и остаются залогом благополучия и стабильности на кубанской земле. В этом заслуга и тех, кто стоял у истоков возрождения, и тех, кто и сегодня делает все, чтобы вести войско вперед. Чтобы отметить их труд, мы учредили новую награду «Ветеран Кубанского казачьего войска». Выпускники казачьих кадетских корпусов – это элита будущего нового казачества, — отметил на съезде кубанского казачества в 2018 году атаман Николай Долуда.
В ноябре этого же года в стране было создано Всероссийское казачье общество. В настоящее время в состав ВсКО входят 12 реестровых войсковых казачьих обществ (включая Черноморское ВКО, расположенное на территории Республики Крым). Общая численность реестровых казаков составляет 180 тыс. человек. Кроме реестровых войсковых казачьих обществ на территории России осуществляют свою деятельность общественные казачьи объединения, общая численность которых составляет более 650 тыс. казаков.
В начале октября текущего года губернатор региона Вениамин Кондратьев поддержал кандидатуру своего заместителя — Александра Власова на должность атамана Кубанского казачьего войска. Итоговое решение о назначении примет Президент России.
14 октября считается и днем создания Кубанского казачьего хора, преемника Черноморского Войскового певческого хора. В 1810 году предложение о его создании было одобрено войсковым атаманом Фёдором Бурсаком, а уже на следующий год 22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра.
На сегодняшний день уровень мастерства артистов Кубанского казачьего хора признан во всём мире. Ведущие сцены планеты готовы предоставить свою площадку кубанскому коллективу. Во многом это заслуга художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России, Украины, дважды лауреата Государственной премии РФ, дважды Героя труда Кубани, композитора, фольклориста… перечисление всех званий Виктора Гавриловича Захарченко, пожалуй, займёт ни одну страницу. В коллективе он учитель и живая легенда. Кстати, сегодня же 14 октября в 1974 году Захарченко начал свою работу в народной песне, а 23 октября исполнится 55 лет с той самой, судьбоносной для Виктора Гавриловича записи в его трудовой книжке – об официальном начале работы в ансамбле, первым стал Сибирский народный хор.
— Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России, — написано в журнале «Российское казачество».
14 октября Казаки отмечают один из своих самых значимых
праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была
приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение
1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона
не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в
багряной ризе», вдохновившая их на победу.
Само по себе «Азовское осадное сидение», без преувеличения,
является экстраординарным событием военной истории. Овладев Азовом в 1637 году,
казаки приступили к обустройству крепости, и к осени 1641 года
обороноспособность крепости была основательно усилена. Постоянный азовский
гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около
четверти всего боевого состава, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С
ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам. Против
горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии:
40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море
было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из М.Азии, Молдавии, Валахии,
Трансильвании, Венеции, по суши подходило 80 тыс. тысяч татарской и горской
конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и
рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850
пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов.
Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн Делия, конницу вел Крымский хан
Бегадырь Гирей, а флот Пиал Ага.
24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к
казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс.
червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею
взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем
и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных
гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова.
Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек.
Турки насыпали вал выше
стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь
они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали
второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на
стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха.
Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери. Турецкий
командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар.
Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни.
Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова.
Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети
гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки
приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться
до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и
дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море
синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском
не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не
лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из
участников обороны).
Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова
Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях
была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан
пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на
берегу моря и в упор расстреливали их. Турки в беспорядке бросились к судам.
При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество
защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки
потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.
Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят казаки
особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства
этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного
древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О
Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского
события.
«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная
Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо
скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих
детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было
их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям
Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах!
— сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня
таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее
золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали
сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня».
«Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей.
Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».
А сколько этих слез пролито в XX веке? Никто не подсчитывал.
Думаю, что казачий народ вполне достоин того, чтобы иметь свою историю в полном
объеме, со всеми «плюсами» и «минусами». Традиции, история и законы, а не
наскоро сшитый реестровый мундир должны стать залогом возрождения казачьего
этноса.
Покрова Пресвятой Богородицы – официальный день возрождения донского казачества
14 октября отмечается особо чтимый российским казачеством праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. Он получил для казаков особое значение в связи с Азовским сидением – в 1641 году в самые трудные дни, отбив множество турецких атак, донские казаки уже исчерпали силы и готовились к смерти. Неожиданно им явился образ Пресвятой Богородицы с омофором (покровом), для казаков он стал счастливым предзнаменованием – враги отступили.
Как сообщили в правительстве Ростовской области, начались мероприятия в Покров-день с торжественного возложения цветов к памятникам основателю казачьей столицы атаману Матвею Платову, легендарным казакам Якову Бакланову и Ермаку, к памятнику примирения и согласия, а также к могилам донских атаманов в усыпальнице нижнего храма собора.
«Покрова Пресвятой Богородицы считается войсковым казачьим праздником. Это не только церковный праздник, но и официальный день возрождения донского казачества», – отметил заместитель главы региона Михаил Корнеев.
Праздничную Божественную литургию в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе возглавил глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В главном храме Новочеркасска в этот день собрались постоянные прихожане, руководители города и области, 450 казаков, приехавших со всего Донского края, 60 воспитанников Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса и молодые казаки Платовской сотни ЮРГПУ(НПИ). В мероприятии приняли участие заместитель губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области Вячеслав Василенко, атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Сергей Бодряков, руководитель департамента по делам казачества и кадетских учебных заведении Ростовской области Петр Серов, глава администрации Новочеркасска Юрий Лысенко.⠀
Все новости
Комментарии пользователей
14.10.2019 11:32
Примерное время чтения: 3 минуты
3532
С XVII века православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, считается главным Войсковым праздником донских казаков. Почему – выяснил «АиФ-Ростов».
Богородица уберегла
Современные казаки почитают все престольные праздники, но среди них день Покрова Пресвятой Богородицы считают особым.
Связано это с осадным «сидением» 1641 года под Азовом. В тот год турки с лета окружили крепость. Осада длилась уже больше трёх месяцев. В надежде на своё численное превосходство неприятель изматывал небольшой казачий гарнизон непрерывными атаками. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.
.
Как известно из летописей, в этот день стоял густой туман. Как говаривали в старину, не видно было ни зги. Спотыкаясь о трупы погибших, защитники Азова дошли до самого берега Дона, но никого не встретили.
«Было это как раз в Покров день. Вот казаки и решили, что Богородица, покрыв туманом, уберегла их от врага», – добавляет атаман.
Литургия, парад и ярмарка
По традиции, 14 октября в столице донского казачества Новочеркасске пройдут торжества, посвящённые празднику Покрова.
В главном казачьем храме – Вознесенском Войсковом соборе – состоится божественная литургия, которую проведёт глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По окончании богослужения атаман Всевеликого войска Донского и представители от всех казачьих округов примут участие в заупокойной литии, которая пройдёт в усыпальнице героев казачьего Дона – атамана Матвея Платова, генералов Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова и Якова Бакланова.
В полдень на площади Ермака и проспекте Платовском начнется казачий фестиваль.
Обязательно состоится парад – войсковой смотр подразделений казачьих округов ВКО «Всевеликое войско Донское» и казачьих кадетских корпусов. Так же перед горожанами выступят тяжелоатлеты, барабанщики и карабинеры казачьих кадетских корпусов.
Затем на площади Ермака с концертом выступит ансамбль песни и танца областного Дома народного творчества «Легенда».
Кроме того, пройдёт выставка изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и пожарно-спасательной техники.
Также новочеркассцы и гости города смогут продегустировать блюда донской кухни и вино от местных виноделов и отведать солдатскую кашу, приготовленную на полевой кухне.
Смотрите также:
- Покров Пресвятой Богородицы. Почему его считают главным казачьим праздником →
- Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отметят 14 октября в Новочеркасске →
- Православные верующие Дона отмечают сегодня праздник Покрова →
-
October 14 2014, 12:23
- Армия
- Религия
- История
- Cancel
Покров — Казачий праздник
14 октября Казаки отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.
Само по себе «Азовское осадное сидение», без преувеличения, является экстраординарным событием военной истории. Овладев Азовом в 1637 году, казаки приступили к обустройству крепости, и к осени 1641 года обороноспособность крепости была основательно усилена. Постоянный азовский гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам. Против горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из М.Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании, Венеции, по суши подходило 80 тыс. тысяч татарской и горской конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850 пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов. Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн Делия, конницу вел Крымский хан Бегадырь Гирей, а флот Пиал Ага.
24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс. червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек. Турки насыпали вал выше стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери. Турецкий командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар. Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).
Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на берегу моря и в упор расстреливали их. Турки в беспорядке бросились к судам. При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.
Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят на Дону особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского события.
……………
«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».
А сколько этих слез пролито в XX веке? Никто не подсчитывал. Думаю, что казачий народ вполне достоин того, чтобы иметь свою историю в полном объеме, со всеми «плюсами» и «минусами». Традиции, история и законы, а не наскоро сшитый реестровый мундир должны стать залогом возрождения казачьего этноса.
Выходили ангелы — казачата малые,
Чернецовцы, павшие за Родимый край,
И цветы лазоревы — сине-желто-алые —
Все собравши по степи, возвратились в рай.
Скрылись звезды ясные. Отзвенело пение.
Лишь Петро-угодничек, выйдя из-за туч,
Поглядел на страшное Дона запустение
И от двери райские в бездну кинул ключ.
(П.С. Поляков «Лазоревый цветок»).
Олег Гапонов
Материал с сайта «Донские казаки в борьбе с большевиками» ( www.elan-kazak.ru)
Праздник Покрова Пресвятой богородицы по традиции русского православия отмечается ежегодно в один и тот же день — 14 октября.
В память о чуде
Как сообщает свободная энциклопедия «Википедия», в основу праздника положено предание о чудесном явлении юродивому Андрею. Вот уже 1111 лет — с 910 года — православные поклоняются этому чуду, которое произошло в греческой столице — Константинополе, окружённой неприятелем.
А было дело так. Все молились о спасении во Влахернском храме. В это время святой Андрей, принявший на себя «постриг юродства Христа ради», увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Богоматерь сняла со своей головы покрывало (покров) и накрыла им молившихся в храме людей.
С тех пор 14 октября православная церковь празднует день, полное название которого — «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».
На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был введён в XII веке князем Андреем Боголюбским – внуком Владимира Мономаха. Он же в 1165 году построил первый храм в честь Покрова Божией Матери – на Нерли.
Хотя в наше время многие традиции себя изжили, верующие стараются придерживаться обычаев, принятых на Покров. Например, пекут блины, чтобы – согласно преданиям, задобрить домового, подают милостыню бедным и сиротам, а по вечерам устраивают шумные застолья. Радость и веселье 14 октября не возбраняются.
Также день Покрова Пресвятой Богородицы – это своеобразная граница между осенью и зимой. Считается, что снег, выпавший на Покров, обладает особой силой.
Что нужно, а что нельзя?
Согасно различныйм источникам, традиции в это день каждый верующий должен помолиться о здоровье, помощи, поддержке и защите. Можно и нужно просить содействия в семейной жизни и в любви. Принято считать, что на протяжении всего года Богородица оберегает просящего своим чудодейственным покрывалом.
Считается, что праздник открывает свадебный сезон. Девушки, которые хотят выйти замуж должны прийти в храм до начала богослужения и поставить свечу возле иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
Что нельзя делать в праздник Покрова Пресвятой Богородицы? Как в и любой другой религиозный праздник, в Покров день нельзя сквернословить, ругаться с людьми, употреблять алкогольные напитки.
Так же нельзя выполнять серьезную хозяйственную работу: строить, копать, убирать, стирать, шить, вязать, гладить. При невозможности отложить дело, его нужно выполнять добросовестно, «в правде и простоте».
Не следует занимать деньги и отказывать сватам: если девушка отказала жениховой родне, ещё года три не выйдет замуж.
Также на Покров нежелательно ни с кем ссориться и даже в мыслях допускать греха. Тогда праздник пройдет правильно, и можно смело надеяться на заступничество Богородицы ещё целый год.
Богородица-заступница
С XVII века православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, считается главным Войсковым праздником донских казаков.
Связано это с осадным «сидением» 1641 года под Азовом. В тот год турки с лета окружили крепость. Осада длилась уже больше трёх месяцев. превосходящий свое численностью неприятель изматывал небольшой казачий гарнизон непрерывными атаками. Всего известно о 24 приступах. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.
«Истощённые, немощные казаки держались стойко, хотя турецкая армия превосходила наших по численности больше, чем в 20 раз: известно, что против 8000 казаков и 800 казачек бились 180 тысяч янычар и татар. Силы казаков были на исходе, и они решили принять последний бой. По православному обычаю, надев чистые рубахи и помолившись, казаки рано утром вышли за ворота Азова», – рассказал об исторических событиях атаман Волгодонского городского казачьего общества Владимир Бардаков.
Как известно из летописей, в этот день стоял густой туман и не видно было ни зги. Спотыкаясь о трупы погибших, защитники Азова дошли до самого берега Дона, но никого не встретили.
«Было это как раз в Покров день. Вот казаки и решили, что Богородица, покрыв туманом, уберегла их от врага», – добавляет атаман.
На фото: фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы», Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея/Public Domain
Как великий праздник почитался на Дону Покров Пресвятой Богородицы, который отмечался 14 (1) октября и имел особое значение для казаков. Связано это с преданием о явлении в 1641 году казакам-участникам осады Азова Пресвятой Девы – «жены прекрасной в багряной ризе», которая выступила как их покровительница и защитница.
В столичном Новочеркасске праздник отмечался особенно пышно – устраивали войсковую панихиду с выступлением певчих хоров, воинским парадом, конно-спортивными состязаниями и трапезой. На Монастырском урочище (где были похоронены защитники Азова) собирался казачий круг, на котором совершалась торжественная панихида и поминки. Торжественно праздновали этот день и в крупных верховых станицах.
Вот как описывает этот праздник донской казак, писатель-публицист казачьего зарубежья Сергей Владимирович Болдырев (1890-1957) в своем очерке «Войсковой праздник».
ВОЙСКОВОЙ ПРАЗДНИК.
С далёкого детства, будучи мальчиком, я так любил этот день. С самого утра уже чувствовал какую-то особенную торжественность этого праздника. Весь Новочеркасск был расцвечен флагами. На улицах всюду офицеры, казаки, учащаяся молодежь в парадной форме. Седые казаки-старики в старинных мундирах, филигранами на груди, с крестами и медалями за турецкие, японскую и другие войны. С высокими насеками, это приезжие издалека станичные и хуторские Атаманы. Какой у них величественный и гордый вид, таких я видел на старинных казачьих гравюрах.
Мелькают по улицам в алых мундирах лейб-казаки и голубых-атаманцы. Одиночки и группы направляются к Войсковому Собору, куда ранним утром, когда в воздухе ещё чувствовался бодрящий октябрьский туман, со знамёнами и трубачами, прошли взводы кадет, юнкеров и отдельных coтен для встречи войсковых знамён и регалий. Позже, с оркестрами на Соборную площадь, проследовали в полном составе: кадетский корпус, строевая сотня с винтовками и шашками, сотня юнкеров, гимназисты, реалисты и воинские части, все со своими оркестрами. Во всех концах города раздавались бравурные марши.
Наблюдая всю эту картину, я ещё мальчиком чувствовал неописуемый восторг, необъяснимый подъём, и мне так хотелось тогда быть большим, чтобы в форме, в шароварах с алыми лампасами, также маршировать в строю.
В собственных экипажах, на извозчичьих пролётках, ехали генералы в эполетах с широкими лентами через плечо и блестящими звёздами на груди, офицеры в полной парадной форме, разодетые дамы, городская знать. Вот проехал в остроконечной жёлтой шапке и жёлтой мантии Бакша донских калмыков. Все направляются к Войсковому Собору.
По широкой аллее Платовского проспекта, засаженной высокими пирамидальными, серебристыми тополями, уже выстроился наряд для встречи знамён и регалий, имея на правом фланге ряды стариков, станичных и хуторских Атаманов с насеками. Кругом все улицы, балконы, окна переполнены публикой и даже на крышах домов было немало любопытных. Каждый хочет видеть торжественную церемонию сегодняшнего дня, ведь она бывает только раз, в году.
В 9 часов утра прибывает Войсковой Атаман, его встречают войска. Атаман в парадном голубом, василькового цвета мундире, на голове кивер с высоким белым султаном и голубым тумаком, а в руках высокая насека с золотым орлом наверху. Эта насека – эмблема Войскового Атамана.
После его встречи, под звуки оркестра, из Донского Музея выносятся плавно, торжественно войсковые, знамёна и регалии.
Любил я этот момент, когда с нервной дрожью, с необъяснимым детским восторгом, глядел я на вынос седой донской старины! Но, никогда не забуду и забыть не могу этот же момент священного обряда, когда я уже был взрослым молодым офицером, в славную эпопею Атамана Краснова на Дону, и стоял я в строю, в наряде перед Донским Музеем.
Донские казаки, стихийно пробуждённые к обычаям старины, в эпоху от Каледина и «донского Баяна» М. Богаевского, ещё больше прониклись к славному былому в незабвенное время Атамана Краснова.
Атаман Краснов, как историк, прекрасно знающий прошлое Дона и ярый поклонник старины, был на своём атаманском посту её вдохновителем. Он воспел седую донскую старину, воплотив её в действительности, во всех её деталях.
Я, как сейчас, помню этот день! Было погожее, мягкое октябрьское утро. С высоких тополей лениво изредка падали пожелтевшие листья. Мы, в наряде, стояли по длинной Платовской улице, ожидая Атамана… Но, вот зашевелился строй, стали выравниваться, послышалась громкая команда: «Атаман едет!», и наступила тишина. С левого фланга звонко послышалось цоканье многочисленных подков, приближалась группа всадников. Впереди всех сухая, подтянутая фигура, генерала Краснова, под ним рослая светло-рыжая кобылица, три ноги по щетку белые, седло и сбруя горят в серебре! За ним полусотня на буланых «священной масти» конях, донские калмыки в бескозырках, с жёлтым верхом набекрень.
Величественно проехал перед строем Атаман Краснов и на его приветствие, дружно, как один, ответили взводы: «Здравия желаем, господин Атаман!».
После объезда, Атаман становится против дверей Донского Музея, наряд берёт «на караул!» и из дверок Донского Музея два войсковых есаула на синего цвета обшитой серебряными шнурами и кистях подушке выносят ему золотой пернач — эмблему выборного донского Атамана.
С этим перначом, Атаман граф Платов, «вихорь-атаман», с Дону через Москву, победоносно пронёс с донскими полками казачью славу до Парижа.
Держал его в руке и рыцарь Дона Атаман Каледин и Атаман Назаров, крепко сжал его сейчас в руках Атаман Краснов.
Четыре бунчужных офицера, с белыми, как степной ковыль высокими бунчуками, стали вокруг Атамана, а впереди с насеками в руках замерли два Войсковых есаула.
Все приготовились к священному моменту, выносу Войсковых знамён и регалий, наступила благоговейная тишина.
Сам Атаман командует для встречи Войсковых Святынь. Хор трубачей заиграл «Коль Славен», раздались торжественные звуки молитвы-музыки. Протяжным звоном медленно гудел Соборный колокол-великан, некогда привезенный из Вольного Черкасска, бывшего в ту пору столицей Дона. Тысячные массы людей обнажают головы…
Атаман делает перначем салют и из широких дубовых дверей Войскового Музея, плавно выносятся Войсковые Святыни.
Впереди идёт глубокий седой старик, он выносит древний стяг Атамана Ермака, покорителя Сибири, а за ним выходят рядом старики-вахмистры, урядники и казаки со скрещенными знамёнами, по годам, в порядке их старшинства.
Седая старина донская…, немые свидетели немеркнущей славы казачьей
хоругви и знамёна «Великого Азовского Сидения» и на некоторых, за древностью их, уцелели лишь клочки священного шёлка да древки. Чем дальше, тем более молодые знамёна с гербами и инициалами царей и государей российских. Большинство из них увенчано Георгиевскими крестами и Георгиевскими лентами с серебряными кистями.
Как гордо, величественно выступают старики, осторожно неся священную, седую казачью славу, направляясь к Собору.
За знамёнами выходят офицерские ряды, чередуются в парах, серебряный приклад офицеров казачьих полков с золотым прикладом донских артиллеристов и парами Войсковых чиновников в широких голубых кушаках. Они выносят на тёмно-малиновых бархатных подушках, обшитых золотыми шнурами с кистями, в бархатных же шапках, с золотым тиснением и орлами грамоты царей Московских и Императоров Российских, дарованных Донскому Войску за вековую службу. За одним рядом грамот следует перо-султан, усыпанное алмазами и бриллиантами на кивер Атамана Платова, пожалование императрицы Екатерины Великой; драгоценная сабля императора Александра 1-го, усыпанная бриллиантами, дар Донскому Войску за Отечественную войну 1812 года и другие дорогие пожалования в знак царского благоволения к Войску Донскому и в конце на большой продолговатой повозке из бронзы отлитый «Донской Присуд» — карта Донской Земли с границами по рескрипту императрицы Екатерины.
Окончился вынос регалий! Атаман Краснов, предшествуемый Войсковыми есаулами, под сенью четырёх бунчуков, следует за регалиями. Взводы наряда перестраиваются в колонну по шести и следуют за ними в Войсковой Собор.
Протяжным звоном гудит соборный колокол. Кругом величественного Войскового Собора море людей, а на самой площади войска для парада.
Атаман замедляет шаг, пока не войдёт последний ряд с регалиями. Тогда по синему длинному ковру, по лестнице спускается с крестом в руке седой Донской Архиепископ Гермоген и Атаман прикладывается к кресту, Владыка кропит святой водой правителя Дона.
Получив благословение, Атаман с Владыкой, а за ними войска и горожане, следуют в огромный Войсковой Кафедральный (в то время был по величине третий, после Храма Спасителя в Москве и Исакиевского Собора
в Петербурге).
Опустела широкая Соборная площадь, на месте, где стояли войска, остались лишь в козлах винтовки, да часовые при них.
Молча смотрит на безлюдную площадь с высокого цоколя из сибирского седого гранита славный Атаман князь Сибирский — памятник.
Окончилась архиерейская служба, чинно рядами, долго выходят из Войскового Собора войска, горожане и снова пустынная площадь залита морем людей.
«Тишина!», — раздаются команды, и вслед грянул Атаманский встречный марш. Из соборных дверей выходит Атаман Краснов, войсковые части берут «на караул», тысячные толпы людей обнажают головы, радостно приветствуя своего любимого Вождя-Атамана. Он обходит длинные шеренги войск, приветствует их и, обойдя строй, останавливается по середине площади, где для молебна разбита высокая просторная палатка.
Протяжным звоном гудит древний колокол, сзывавший некогда в Черкасске казаков на майдан.
На площадь выносят святые иконы и хоругви. Впереди святая икона Донской Божьей Матери, небесной покровительницы Донского Войска, вся унизана дорогим жемчугом, святая риза Богоматери — дар донских казачек. Матовым блеском сверкают жемчуга, как молитвенные слёзы матерей и вдов казачек, в горячей молитве их, оплакивавших своих близких, в боях погибших.
За святыми иконами и хоругвями, идёт Донской Архиепископ Гермоген с сонмом духовенства, а за ними длинными рядами-Войсковой и архиерейский хоры в полном составе, по 75 человек в каждом. Оба хора облачены в старинные длинные синие контуши с серебряными позументами и откидными рукавами.
Тёплый октябрьский день на Дону, в то время стоит «бабье лето» в разгаре.
Ласковым приятным теплом греет солнце, тонкими, как шёлк нитками, лениво плавает высоко в небе светлая паутина. Встревоженная колокольным звоном стая голубей, кружится в воздухе над Соборной площадью.
Совершается молебен, прекрасно антифоном перекликаются мощные хоры певчих. А когда молебен уже подходит к концу, Войсковой Прододиакон, человек огромного роста, провозглашает громовым голосом на всю площадь:
«ВСЕВЕЛИКОМУ ВОЙСКУ ДОНСКОМУ, МНОГАЯ ЛЕ-ТА-А! . .»
С последним звуком «А», махальный казак, стоящий на колокольне Войскового Кафедрального Собора, даёт знак белым платком, этот знак принимает другой махальный казак, стоящий на крыше городского театра, где на площади расположилась Донская батарея. Одновременно, по условному знаку, ударил громовой колокол Войскового Собора и раздался артиллерийский залповый салют всех орудий батареи. Загудели радостным перезвоном все соборные и городских церквей колокола. Весь Новочеркасск огласился колокольным звоном и пушечной пальбой, салютируемой 21-м пушечным выстрелом.
Смолкли перезвоны и пушечная пальба и, в уже молитвенной тишине, вносятся в Войсковой Собор святые иконы и хоругви.
Как море, заволновалась широкая Соборная Площадь. Войска перестраиваются в колонны для прохождения церемониальным маршем; знамёна и регалии переходят и становятся недалеко от памятника Ермака, а рядом стоит с ним, в полном составе Донской Войсковой Круг.
«Парад, к церемониальному маршу.. .шагом марш!», — громко скомандовал командующий парадом красавец генерал Греков. Загремел Войсковой оркестр и стройным маршем поплыл, колыхаясь казачий парад…
Впереди всех шагает донской Атаман ген. П.Н. Краснов, с высоко поднятым вперёд золотым перначем, и не марширует, а «печатает» широким строевым шагом, как некогда он маршировал, как фельдфебель Павловского военного училища. А теперь Краснов — Атаман, Правитель Дона, первым во главе всего казачьего парада, салютует святыням донским и Донскому парламенту — хозяину Донской Земли, Донскому Войсковому Кругу.
Донской Войсковой Круг отдаёт честь Войсковому Атаману, обнажая головы.
Слилось в одном взаимном салюте, приветствия Атамана и Донского парламента. Восторженные казачки забрасывают Атамана цветами, устилая его путь, как ковром.
После салюта, Атаман Краснов становится перед Войсковым Кругом и теперь, как первый «знатный» казак, как Глава Дона, принимает казачий парад.
Легко и щеголевато идут кадеты, за ними чётким шагом проходят юнкера, дальше маршируют казачьи воинские части, затем — гимназисты, реалисты и т.д.
Перед глазами, в такт бравурного марша, бесконечно мелькают алые лампасы.
За казачьими пешими частями, громыхая тяжёлыми колёсами, проехали донские «пушкари» — артиллеристы, затем казачья конница. Впереди едет атаманский конвой, а дальше сотни. Весело идут под музыку длинногривые, с пышными хвостами, совкие быстрокрылые донские горбоносые кони, лихо «подбоченясь», сидят «верхами» молодые, чубатые казаки, звонко цокают по каменной мостовой подковы…
Как на экране кинематографа, красочно и торжественно проплыл казачий парад.
Все улицы, весь город Новочеркасск огласился музыкой и песнями, когда войсковые части расходились по казармам и домам, впереди их, как это, бывало всегда, бежали радостные, весёлые мальчуганы.
После парада, по Войсковому старинному обычаю, состоялась общая «Войсковая хлеб-соль».
Обычно раньше устраивалась она в Войсковом Правлении, но Атаман Краснов перенёс её в юнкерский манеж, где было много больше места.
По традиции, на хлеб-соль никого специально не приглашали, но преимущество отдавалось Войсковому Кругу, начальствующим лицам, участникам выноса Войсковых знамён и регалий, станичным и хуторским Атаманам и казакам-старикам города Новочеркасска. О порядке этом знали издавна, а потому входили чинно в порядке, без суеты и толчеи.
Донское Войско отпускало большие денежные средства на Войсковую хлеб-соль, но и казачьи станицы также не скупились…своими щедротами. Бочёнками шипучего вина посылала Цымла, янтарного цвета «вымррозки» -Раздоры, «духовитый мускат» слал Кумшак, семикаракорцы — свёжую стерлядь, аршинных осетров — елизаветинцы, Аксай — зернистую икру, курмоярцы — дыни и арбузы, мелеховцы — -виноград. Каждая станица посылала дары, чем она славилась…
Бесконечные ряды столов ломились под богатством вин, различных закусок и яств. За обедом играл Войсковой оркестр и Войсковой хор певчих в контушах. Пели казаки старинные песни, с «подголоском» и со свистом, неслись протяжные казачьи песни!..
Шла шумная беседа в воспоминаньях героев Кавказа, Плевны, Шипки и Маньчжурских сопок.
«Бойцы вспоминали минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…».
Танцевали «казачка», старики «журавлём», а молодёжь — «в присядку», в круговую «до умору». По традиции, сладости и фрукты несли домой казачкам и детям, как «гостинцы с Войсковой хлеб-соли».
Быть может, здесь в моём, столь торжественном повествовании и неуместно будет, но вспомнился не анекдот, а случай с моим соседом, добрым стариком, урядником. По вкусу ему пришлось шипучее цимлянское вино и «выморозки Раздорские». Больше, чем нужно выпил он, но всё же не забыл любящий дед про своих любимых внуков: полные карманы принёс он им конфет, пряников, фрукт, но не забыл тогда и «молодаек-жалмерок», жён своих сыновей, бережно донёс он домой полную до краев, наполненную зернистой икрой свою папаху. Как довольны были молодайки, но за то не рад был потом дед своей доброте, «притчей во языцех» с тех пор стала в городе Новочеркасске его папаха….
Долго за полночь шёл «пир-беседушка», неохотно расходились казаки-старики, а, приехав домой, они будут рассказывать в станицах и хуторах, что видели и чему были свидетелями.
Так было на Дону ещё не так давно, в славные памятнее дни Атамана. П. Н. Краснова. Так было и в других Казачьих Войсках.
Источники:
Болдырев С. В. Войсковой Праздник // На Пикете. — 1947. — № 1. — С. 6-11. (Мюнхен).
Болдырев Сергей Владимирович // Ленивов А.К. Галерея казачьих писателей. Ч.2. –Нью-Йорк, 1970. – С.46-51
Мемориал украинским казакам в Полтаве (Фото: Mikhail Markovskiy, по лицензии Shutterstock.com)
Ежегодно 14 октября на Украине отмечается День украинского казачества (укр. День Українського козацтва) — праздник, приуроченный к дню Покрова Пресвятой Богородицы (поскольку Матерь Божья считается защитницей и покровительницей казаков) и установленный Указом Президента Украины №966/99 от 7 августа 1999 года, учитывая историческое значение и заслуги казачества перед Отечеством в утверждении украинской государственности и его весомый вклад в современный процесс создания и развития независимой Украины.
Зарождение и формирование украинской народности произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав Киевской Руси (9-12 века). На основе древнерусской народности сформировались три восточнославянских народа — украинский, русский и белорусский.
Начиная с 13 века, украинцы подвергались венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном украинцев.
В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение особых войсковых формирований — казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем — Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев.
Но в августе 1775 года по указу императрицы Екатерины II Запорожская сечь была ликвидирована.
Трудно переоценить роль казачества в истории украинского народа. С начала возрождения казачества в современном мире на Украине президентом Украины подписаны Указы: «О координационном совете Украинского казачества», «О национальной программе развития Украинского казачества» и, конечно же, «О дне Украинского казачества».