Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Индикта
Тропарь индикта, глас 2
Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.
Перевод:
Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властию определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.
Кондак индикта, глас 2
В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.
Перевод:
На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!
Богородице
Тропарь Богородице, глас 1
Ра́дуйся, обра́дованная Богоро́дице Де́во,/ приста́нище и предста́тельство ро́да челове́ческаго,/ из Тебе́ бо воплоти́ся Изба́витель ми́ра, / еди́на бо еси Ма́ти и Де́ва,/ присноблагослове́нная и препросла́вленная,// моли́ Христа́ Бо́га мир дарова́ти всей вселе́нной.
Преподобному Симеону Столпнику
Тропарь преподобному Симеону Столпнику, глас 1
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне:/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сый в телеси́,/ Симео́не о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Ты был столпом терпения, подражая праотцам, преподобный: Иову — в терпении страданий, Иосифу — в перенесении искушений, и (ревнуя) житию бесплотных (ангелов), пребывая во плоти, Симеон отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Симеону Столпнику, глас 2
Вы́шних ищя́й, вы́шним* совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый:/ тем собесе́дник А́нгелом был еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод:
Высочайшего желая и соединяясь с небесным, ты сделал столп, на котором подвизался, подобным огненной колеснице (возводящей на небо), потому и стал собеседником ангелов, преподобный, с ними Христу Богу молись непрестанно обо всех нас.
Молитва преподобному Симеону Столпнику
О, святы́й и вели́кий уго́дниче Бо́жий Симео́не! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал е́сть Госпо́дь все́м лю́бящим Его́. Те́мже, взира́юще на святы́й тво́й о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чти́м святу́ю па́мять твою́. Ты́ же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти на́м вся́кое прегреше́ние и по́мощи на́м ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бе́д и напа́стей и вся́каго зла́, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я преподобному Симеону Столпнику
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Симео́не! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной», глас 4
Торжество́ дне́сь пра́зднуем све́тлое,/ се бо предлежи́т, о Всеблаже́нная, ико́на Твоя́ всечестна́я,/ к не́йже любо́вию се́рдца вси приходя́ще, Влады́чице,/ покланя́емся и те́пле Тебе́ вопие́м:// изба́ви нас от бед и обстоя́ний.
Перевод:
Торжество сегодня празднуем светлое, ибо вот перед нами, о Всеблаженная, икона Твоя всеми почитаемая, к ней же с сердечной любовью все приходя, Владычица, поклоняемся и горячо взываем к Тебе: «Избавь нас от бед и невзгод».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной», глас 4
В пра́здник Твой соше́дшеся, ве́рнии,/ свяще́нное ко сла́ве Бо́жией торжество́ Твое́, Влады́чице,/ днесь всеблагогове́йно соверша́ем,/ любо́вию же чту́ще честну́ю ико́ну Твою́,/ Тебе́ песносло́вим вси в ра́дости:// ра́дуйся, Де́во, Честна́я, Всеблаже́нная.
Перевод:
В праздник Твой собравшись, верующие, священное во славу Божию торжество Твое, Владычица, сегодня благоговейно совершаем, с любовью же почитая драгоценную икону Твою, Тебе молитвенно поем все с радостью: «Радуйся, Дева, Почитаемая, Всеблаженная».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной»
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от нас недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся пречи́стому о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рей Засту́пнице на́шей: услы́ши нас моля́щихся Тебе́, удиви́ над на́ми вели́кия и бога́тыя ми́лости Твоя́, яви́ нам небе́сную по́мощь Твою́ и заступле́ние, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́, па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние; нам же всем низпосли́ дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пречи́стая! Умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́, рассе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, неду́гующия уврачу́й, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ши ко зре́нию спасе́ния. Ми́лостива нам бу́ди зде и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́, преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со а́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва небе́сных и упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и всю жи́знь на́шу предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Черниговской-Гефсиманской»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Черниговской-Гефсиманской», глас 5
Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.
Перевод:
Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Черниговской-Гефсиманской»
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.
В понедельник, Небесным чинам бесплотным
Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Перевод:
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Показать все
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.
Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.
Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.
Развернуть
Притча дня
Летом 1921 года святителю Луке (Войно-Ясенецкому) пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве». Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Петерс, решивший сделать суд показательным. Профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее:
«Великолепно задуманный и отрежиссированный спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве эксперта профессора Войно-Ясенецкого:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что профессор Войно-Ясенецкий принял священный сан, благословил ему продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего объяснять Петерсу, а ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?
Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и врачи. Следующий вопрос по расчетам Петерса, должен был изменить настроение рабочей аудитории:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось».
Развернуть
Основы православия
Тема 257. Милосердие Христа. Добродетель милосердия.
Господь Бог, придя на землю, Собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению. Господь Иисус Христос учил людей милосердию проповедью (Мк.6:34) и личным примером (кормил, исцелял, воскрешал); всё служение Иисуса Христа можно назвать служением милосердия. Даже смерть Спасителя является примером Божьего милосердия. Своей смертью на Кресте за грехи всего мира Бог проявил совершенное милосердие к погибающему человечеству.
Божественное учение и Божественный пример призывают людей к милосердию. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Источник истинного милосердия – Божественная благодать; собственные усилия человека ограничены, причём не столько количественно, сколько качественно (связаны с тщеславием, самоутверждением и иными страстями).
См. подробнее: Милосердие.
Практические советы
Духовная жизнь во многом зависит от того, как понимать и воспринимать её составляющие.
Пост – не как формальный отказ от пищи животного происхождения, а как подражание Адаму в райской жизни (где он вкушал только растительную пищу), как подражание Христу, постившемуся сорок дней перед тем, как выступить на открытое мессианское служение.
Молитву – не как вычитывание определённого текста, а как радость общения с Богом.
Литургию – не как ранний подъём с длительной подготовкой и двухчасовым стоянием натощак, а как бесценный Дар соединения с Богом.
Случайный тест
Седмица 15-я по Пятидесятнице. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц1 и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Прп. Дионисия Малого (до 556) (Румын.). Прмц. Татианы Грибковой, мц. Наталии Козловой (1937). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери. Новолетия: 1 Тим., 282 зач., II, 1–7. Лк., 13 зач., IV, 16–22. Прп.: Кол., 258 зач., III, 12–16. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
индикта
Тропарь индикта, глас 2:
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой,// молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак индикта, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя,// Многомилостиве.
Богородицы
Тропарь Богородицы, глас 1:
Радуйся, Обрадованная Богородице Дево,/ пристанище и предстательство рода человеческаго,/ из Тебе бо воплотися Избавитель мира,/ едина бо еси Мати и Дева,/ Присноблагословенная и Препрославленная,// умоли Христа Бога мир даровати всей вселенней.
прп. Симеона
Тропарь преподобного Симеона, глас 1:
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Симеона, глас 2:
Вышних ищай, нижним совокупляяйся/ и колесницу огненную столп соделавый,/ тем собеседник Ангелом был еси, преподобне,/ с ними Христу Богу// моляся непрестанно о всех нас.
Для человека верующего сегодняшний день и особенно то молитвословие, которое мы сегодня совершаем, исполнены большого смысла. Мы должны помолиться Господу о том, чтобы Он дал нам силы идти по тем путям, которые Он Сам нам определяет. Чтобы у нас хватило воли и разумения сопротивляться всякому злу, лжи и неправде человеческой. Чтобы Господь дал нам разумение, волю и силы иметь снисхождение к ближним своим и хранить любовь в сердце. И если молитва наша будет услышана, то мы сможем – каждый на своем месте – внести очень значительный вклад в наше общее процветание, в то, чтобы будущее было светлым и благополучным.
Богослужебные указания
1 Среди встречающихся в месяцесловах имен сорока дев постниц присутствуют имена, часто использующиеся в греческой традиции при наречении имени в Таинстве Крещения (например, имена Афина, Хариклея, Антигона, Аспасия, Пенелопа, Урания, Марианфа, Клио, Феано, Елпиника).
13 сентября
15 сентября
1 сентября по старому стилю
Начало индикта – церковное новолетие
День памяти
Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской
День памяти
Мучениц 40 дев постниц и священномученика Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их
День памяти
<Пред
След>
Сентябрь 2020
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общая информация
Постный день: | Нет поста |
---|---|
Глас: | 5-й |
Вам может быть интересно
-
Православные праздники сегодня
-
Православный календарь на Январь 2023
-
Праздники сегодня
-
Луна сегодня
-
Лунный календарь огородника 2023
А вы знали, что можете праздновать Новый год не только 2 раза (1 и 14 января), а еще и 14 сентября? Это начало индикта, 1 сентября по старому стилю, церковное новолетие, начало нового года по православному календарю.
Немного подробнее расскажем, что это такое и откуда эта дата взялась на Руси.
Инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Источник: azbyka.ru
В православии 14 сентября (1 сентября) – это начало следующего года. Последним праздником уходящего было Успение Богородицы, а с сегодняшнего дня уже начинается новый церковной год. И первым праздником будет Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября 2020 года.
Откуда взялся еще один Новый год?
На Руси отмечается он с 1492 года, как церковно-государственный праздник. До этого Новый год у наших предков и в Римской империи праздновался 1 марта, потому что считалось, что именно в этот день Господь закончил сотворение мира и отдыхал. И день этот был — пятница.
А затем, после Византии, дата перекочевала и на Русь. Связано это было со сложными финансовыми расчетами, системой налогообложения и так далее. И после этого вот уже 500 лет 14 сентября в храмах проходят благодарственные Богу молебны за уходящий год, и на начало учебного года (по старому стилю это 1 сентября).
Если считать от 1 марта (как раньше была дата Нового года), то сентябрь был седьмым месяцем. Как раз его упоминают в Библии чаще всего. Ведь именно в 7-м месяце произошли очень важные события для всего христианского мира:
- на спад пошли воды потопа, и Ноев ковчег нашел себе пристанище на горе Арарат;
- Моисей принес скрижали с Божьими заветами;
- осветился храм Господень, построенный царем Соломоном, и в него были внесен Ковчег Завета.
И Господь повелел нам с тех пор особенно праздновать этот месяц.
Так что, с праздником всех, Новым 2020 годом, всем мира, добра и благополучия!
14 сентября 2020 года еще чествуют память прп. Симеона Столпника
История этого святого подвижника просто потрясает!
Еще в малолетстве познав христианскую веру, он так ею проникся, что ушел из дома в монастырь, там начал такие подвиги, что игумен испугался, и попросил его покинуть обитель.
Симеон поселился в заброшенном колодце и еще усилил свои подвижнические подвиги. Потом он переселился в каменную пещеру, и стал держать сорокадневный пост вообще без пищи и питься. Притом половину дней он проводил в молитвах стоя, а вторую часть- сидя.
К нему стекалось много любопытствующих, а также людей, просящих у него помощи и молитв к Богу о своих проблемах.
Симеон уже не знал, как ему уединиться. И придумал — он построил столб высотой аж в целых 4 метра, и поселился на его вершине. И опять люди приходили и просили его каждый о своем.
Тогда он сделал столб еще выше, а вокруг него в три ряда сделал ограду. Он хотел уединения, где он может в постоянных молитвах обращаться к Господу. Так он провел 80 лет в своих подвигах, угодных Богу и с его помощью, 47 из них — на столбе. Так его и стали после смерти называть Симеон Столпник. Его память церковь чтит сегодня, 14 сентября.
Автор статьи
Наш автор по теме православия, а также кулинарный блогер, поставщик для нашего сайта отличных постных и праздничных рецептов.
Распечатать
Загрузка…
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
14 сентября (1 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице (пятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Начало индикта — церковное новолетие, а также совершается память десяти известных нам поимённо святых и нескольких святынь. Далее коротко расскажем о них.
* * *
Начало индикта — церковное новолетие. В православной церковной традиции новолетие празднуется не зимой, в январе, а осенью. Именно 1 сентября (14-го — по «новому стилю») начинается новый богослужебный год («индикт»). Также важно отметить, что традиционно в Православии летоисчисление начинается, в отличие от католиков, не «от Рождества Христова», а «от Сотворения мира» или «от Адама». Многие богословы разъясняют, что библейские годы не должны совпадать с астрономическими, однако в православной традиции мы именно сегодня празднуем Новый 7529 год.
* * *
Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа. Христианские святые VI века от Рождества Христова. Преподобный Симеон был основоположником очень строгой формы аскезы — столпничества. Около 37 лет он провёл в молитве в добровольном заточении на «столпе» — открытой площадке на каменной колонне, — за что сподобился от Господа дара прижизненных чудотворений. Святой Симеон исцелял душевные и телесные болезни, а также предвидел будущее.
В годы столпничества преподобный Симеон очень строго соблюдал свой подвиг. И даже когда его благочестивая мать, святая Марфа, на старости лет прибыла проститься с сыном, он отказался оставить своё отшельническое заточение. И только после её смерти простился с матерью, и тогда, согласно Житию, её лицо просияло. Преподобный Симеон Столпник отошёл ко Господу в Сирии в 459 году от Рождества Христова. Каждому православному христианину настоятельно рекомендуем ознакомиться с подробным Житием этого великого проповедника, аскета и чудотворца, приведшего ко Христу многих людей.
Преподобный Симеон Столпник. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Праотец Иисус Навин. Ветхозаветный святой XVII-XVI столетий до Рождества Христова, Святой Иисус Навин, который после смерти пророка Моисея стал вождём Израильского народа. Именно он завоевал Обетованную землю, введя в неё ветхозаветный еврейский народ. Через Иисуса Навина, которому являлся Архистратиг Михаил, Господь даровал многие великие чудеса: евреи перешли реку Иордан «яко по суху», осаждённые израильтянами стены Иерихона пали сами после того, как вокруг города в течение семи дней обносили величайшую ветхозаветную святыню — Ковчег Завета. Наконец в ходе одного из сражений Иисус Навин, по воле Божией, смог остановить движение солнца, продлив день до победы. Скончался праотец Иисус Навин 110-летним старцем после 25-летнего управления Израилем. Все эти события изложены в Книге Иисуса Навина, входящей в состав библейского Ветхого Завета.
Священномученик Аифал Персидский, диакон. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, побитый камнями по приказанию персидского царя Сапора II в 380 году от Рождества Христова.
Священномученик Аифал Персидский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru
Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Святые, принявшие мученические венцы за твёрдое исповедание христианства и отказ поклониться идолам при императоре-язычнике Ликинии в начале IV века в городе Адрианополе Македонском. Согласно житийным сведениям, все эти страдальцы были подвергнуты страшным мучениям, а затем «святой Аммун и с ним 8 дев были обезглавлены, 10 дев были сожжены, 6 из них скончались после того, как им вложено было в уста раскалённое железо, 6 дев были заколоты ножом, остальные убиты мечами».
Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru
Мученики Каллиста Никомидийская и родные её братья Евод и Ермоген. Никомидийские христиане, погибшие за исповедание своей веры во Христа. За отказ принести жертву идолам всех троих усекли мечом в 309 году от Рождества Христова.
Преподобномученица Татиана (Грибкова) и мученица Наталия Козлова. Две святых страдалицы, монахиня и мирянка, принявшие мученический венец в годы советских богоборческих гонений в период так называемого «Большого террора» в 1937 году. Обе были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери. Празднования в честь ряда чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы. Подробнее об одном из них, Черниговской-Гефсиманской иконе Божией Матери, вы можете узнать из нашего материала «Русская Гефсимания», опубликованного на страницах Царьграда.
***
Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!
https://sputnik-georgia.ru/20200914/Kakoy-segodnya-tserkovnyy-prazdnik-14-sentyabrya-2020-246487680.html
Какой сегодня церковный праздник: 14 сентября 2020
Какой сегодня церковный праздник: 14 сентября 2020
По православному церковному календарю, 14 сентября отмечают начало индикта или церковный Новый год, то есть Новолетие 14.09.2020, Sputnik Грузия
2020-09-14T01:00+0400
2020-09-14T01:00+0400
2020-09-08T14:26+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24507/16/245071655_0:39:2001:1164_1920x0_80_0_0_57b3dfebdef3afc9898f0027e0438b50.jpg
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2020
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24507/16/245071655_117:0:1782:1249_1920x0_80_0_0_47750df47d22f2a144dcd8bace60d56c.jpg
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
справки , религия , календарь религиозных праздников
справки , религия , календарь религиозных праздников
Подписаться на
По православному церковному календарю, 14 сентября отмечают начало индикта или церковный Новый год, то есть Новолетие
По церковному календарю, 14 сентября отмечают день памяти Святых Симеона, Марфы, Иисуса, Аифала, Аммуна, Каллисты, Евода, Ермогена и других.
Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.
Новолетие
По православному церковному календарю, 14 сентября отмечают начало индикта или церковный Новый год (Новолетие).
Праздновать начало нового года с 1 сентября (по старому стилю) Константин Великий (306-337) постановил в 312 году, что было связано, в первую очередь, с системой установки и сбора податей, иначе говоря с началом нового финансового года.
Эту традицию христианская Церковь восприняла не сразу — отмечать начало нового года 14 сентября, по новому стилю, церковнослужители начали в VI веке.
Традиция отмечать церковное Новолетие перешла из Византии и на Русь, хотя в народе единой даты встречи нового года не было долгое время, даже после принятия христианства. Новогодними чаще всего признавались дни, близкие к весеннему равноденствию.
Московский церковный собор окончательно определил дату Новолетия — 1 сентября (14 сентября по новому стилю) — только в 1492 году.
Петр Великий, ориентируясь на Европу, отменив прежнюю традицию вести летоисчисление от Сотворения мира, повелел считать даты от Рождества Христова. Он приказал Новый год праздновать через семь дней после Рождества. По-новому, наступление Нового года впервые отпраздновали в 1700-м.
С юлианского на григорианский календарь, принятый в Европе, Россия перешла в 1918 году. Православная церковь на новый стиль не перешла, соответственно все церковные праздники отмечаются по юлианскому календарю, в том числе и Новолетие.
Симеон Столпник
По церковному календарю, 14 сентября поминают преподобного Симеона Столпника и его мать Марфу.
Родился будущий Святой в христианской семье в селении Сисан в Каппадокии. Пасти овец своего отца Симеон стал с 13 лет. Как-то услышав Евангельские заповеди блаженств в церкви, он был потрясен их глубиной. Решив стать монахом, в 18 лет он покинул родительский дом и принял постриг в соседнем монастыре, где провел в монашеских подвигах некоторое время.
Затем он уединился в сирийской пустыне, где положил начало новому виду подвижничества – столпничество. Построив столп в несколько метров высоты, преподобный, поселившись на нем, почти непрерывно молился и размышлял о Боге.
Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей, вокруг него была сооружена двойная ограда, чтобы толпы людей не нарушали молитвенную сосредоточенность преподобного.
Женщины за ограду вообще не допускались. Не сделал преподобный исключения даже для собственной матери — она умерла, приникнув к ограде, окружавшей столп, так и не добившись свидания. Преподобный попросил принести к нему гроб — Святой простился с усопшей матерью благоговейно и ее мертвое лицо засияло блаженной улыбкой.
В усиленных монашеских подвигах преподобный провел 80 лет, из них 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить поистине апостольское служение в столь необычных условиях — многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.
Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение трех дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное в молитве. Произошло это в 459-м.
Иисус Навин
По церковному календарю, 14 сентября поминают Святого Иисуса Навина – вождя народа израильского после смерти пророка Моисея, который ввел в Землю обетованную еврейский народ.
Господь, посредством Иисуса Навина, которому являлся Архистратиг Михаил, явил великие чудеса. Так, через реку Иордан евреи прошли, как по суше, Стены города Иерихона, осажденного евреями, сами собой пали после того, как вокруг города обносили Ковчег Завета в течение семи дней. Кроме того, вождь израильского народа, по Божьему велению, остановил движение солнца во время сражения с неприятелем и продлил день до тех пор, пока победа не была одержана.
Навин после окончания войны разделил Землю обетованную между 12-ю Израильскими коленами — он скончался в 110 лет, заповедовав народу хранить закон Моисеев. Произошло это в XVI веке до Рождества Христова.
Аифал
По церковному календарю, 14 сентября поминают мученика Аифала, пострадавшего за веру в IV веке.
Святой Аифал был диаконом. Мученика за исповедание имени Христова по приказу персидского царя Сапора II забили камнями в 380 году.
Святые мученики
По церковному календарю, 14 сентября поминают 40 дев-христианок и диакона Аммуна, просветившего их светом веры Христовой.
Христианки и диакон, при римском императоре Ликинии, мученически скончались за Христа в городе Адрианополе Македонском в начале IV века. Правитель Вавд, чтобы принудить мучеников отречься, подверг их жестоким пыткам.
Затем их отправили в Ираклию, где вновь подвергли жестоким пыткам, чтобы принудить поклониться идолам, но мученики мужественно отказались отречься. После продолжительных истязаний Аммуна и восемь дев обезглавили, десять христианок сожгли, шесть скончались после того, как в уста им вложили раскаленное железо, шесть – закололи ножом, а остальных зарубили мечами.
Каллиста, Евод и Ермоген
По церковному календарю, 14 сентября поминают мучеников Каллисту и ее родных братьев — Евода и Ермогена, пострадавших за веру.
Каллиста, Евод и Ермоген были никомидийскими христианами — перед судом правителя-язычника они предстали за исповедание веры. Их казнили за отказ принести жертву языческим идолам. Произошло это в 309-м.
Именины
По церковному календарю, 14 сентября именины отмечают Марфа, Татиана, Наталия и Семен.
Материал подготовлен на основе открытых источников
В церковном календаре есть праздник новолетия — то есть начала нового года. Только вот дата у него непривычная даже для людей, которые отмечают Новый год по два раза, — 14 сентября. Вешаем гирлянду на березу, готовим оливье из репы.
01
Что такое новолетие?
Новолетие — церковный праздник, который отмечается 14 сентября по новому стилю (1 сентября — по старому). С этого дня начинается новый календарный церковный год, а в самый день служится особый молебен.
02
Что такое церковный год?
Это цикличная (повторяющаяся из года в год) система постов, праздников и дней памяти святых. На ее основе строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных (подробнее читайте об этом здесь). При этом церковный календарь устроен так, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце года вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную.
03
Если коротко — так сложилось исторически. Если не коротко — 1 сентября было началом нового налогового года (индикта), который стал также и календарным в Византии. Эту дату установил император-христианин Константин Великий. Церковь переняла эту традицию, составив специальные молитвы с просьбой благословить наступающий год.
04
А как византийский Новый год попал к нам?
Вместе с православием. На Руси новый год начинался 1 марта, но после церковного Собора в 1492 году календарный и церковный год стали начинаться 1 сентября. После реформ Петра I Новый год перенесли на 1 января (по старому стилю), а с 1918 года — на 1 января по новому (как сейчас). С тех пор новолетие так и осталось исключительно церковным праздником.
Тропарь
Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава:
глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне:
глас 2:
Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.
Православные христиане 14 сентября почитают память святого Симеона Столпника, архимандрита Антиохийского.
Симеон Столпник
Симеон Столпник родился в Каппадокии в IV веке. Однажды пасший овец юноша услышал в церкви песнопения и так проникся ими, что не заходя домой, пошел в ближайший монастырь и через неделю был принят в число братии.
В 18 лет он принял иноческий постриг и стал соблюдать строжайшее воздержание и постоянно молиться. Игумен встревожился ревностным стремлением молодого монаха и предложил либо умерить аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда Симеон поселился на дне высохшего колодца.
Через некоторое время игумену во сне явились Ангелы и велели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако тот недолго пробыл в обители и ушел на три года в каменную пещеру. Симеон Столпник начал проводить первые 4 недели Великого поста полностью без воды и еды, причем половину срока молиться стоя, а потом — сидя.
К Симеону стали приходить люди, желая исцелиться от болезней. Чтобы вновь оказаться в уединении преподобный построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келии. К отшельнику приезжал лично Антиохийский патриарх Домнин II. Он совершил на столпе литургию и причастил подвижника, пишет utro.ru.
Постепенно Симеон Столпник увеличил высоту столпа до 45 метров и возвел вокруг двойную ограду, чтобы верующие не подходили к нему слишком близко. Святой даже отказал собственной матери зайти за забор. Не добившись свидания, она умерла, приникнув к ограде. Тогда преподобный простился с усопшей матерью — и ее мертвое лицо просияло блаженной улыбкой.
Симеон Столпник прожил 80 лет, 47 из которых он простоял на столпе. Погребение совершил Антиохийский Патриарх Мартирий недалеко от столпа. На этом месте впоследствии построили монастырь.
Семен Летопроводец или Сёмин день — традиции 14 сентября
Считалось, что к 14 сентября осень окончательно вступает в свои права и дарит людям короткий промежуток теплой погоды — бабье лето. Поэтому святого прозвали Летопроводцем — он завершал сезон и открывал новый цикл. А сам праздник получил название Осенины. Крестьяне проводили специальный обряд, служивший началом сезонных гуляний, когда на Руси люди водили хороводы и пели песни. Все дело в том, что древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», поэтому с завершением лета завершался год и начиналось новолетие.
Ко дню Симеона Столпника нужно было закончить посев ржи. После 14 сентября браться за это дело запрещалось. С Семена Летопроводца начинались так называемые «бабьи работы». Женщины и девушки мяли и трепали пеньку (волокна конопли), мыли лен и стелили его по лугам, а вечером пряли. При этом обращали внимание на то, как ложатся нити. Если прямо, то муж будет хороший, а если неровно — с супругом не повезет.
Кроме того, в этот день устраивались гуляния, водили хороводы и пели песни. Женщины пекли пироги, накрывали столы и звали в гости всех девушек с округи, а молодые люди ходили присматривать себе невест. По традиции у ворот зажиточных людей стояли сосуды с пивом и брагой и простой люд приглашался в дом на пиршество.
Для 14 сентября существовало много обрядов. Накануне вечером тушили любой огонь в избе, кроме лампадного, а как только занималась утренняя заря, зажигали новый. Для этого звали знахаря, который добывал огонь трением из сухого дерева. Молодая невестка или девушка поджигала первым пламенем спицу.
Также на Семена Летопроводца было принято хоронить насекомых — мух и тараканов. Их считали причиной бедности и домашних неурядиц. Крестьяне делали из репы или моркови небольшие «гробы», клали туда насекомых и закапывали в землю подальше от дома. Считалось, что после этого они в дом не вернутся.
Существовало поверье, что на Семена черт меряет воробьев своею меркою: сколько себе взять, а сколько выпустить.
Также начало осени считалось самым благоприятным временем для переезда в новое жилье. Период с 14 сентября по 8 октября считался благоприятным для проведения свадебных церемоний.
Что можно делать на Семена Летопроводца
Можно заниматься устройством личной жизни. Союз, заключенный 14 сентября или в следующие 3 недели, по приметам, станет очень крепким и счастливым — пара проживет вместе прекрасную жизнь. Также, если парень сделает предложение на Летопроводца, то брак будет очень радостным и долгим.
14 сентября отлично подходит для новых открытий, начинаний, переезда, заключения важных сделок.
Желательно убраться в доме, только не подметать и не пылесосить пол.
Что нельзя делать 14 сентября
На Летопроводца нежелательно пылесосить или подметать пол — удачу выметешь. Также ни в коем случае нельзя выбрасывать еду. Лучше отдать продукты бездомным или животным и добрым поступком привлечь в дом удачу.
Кроме прочего, на Семена Летопроводца не стоит сетовать на свою жизнь, в противном случае не миновать беды.
Девушкам не стоит 14 сентября ходить в лес в одиночку. Считалось, что можно попасть в лапы к лешему.
Приметы 14 сентября
- На Семена Летопроводца установилась теплая погода — ждать морозной зимы не стоит.
- В небе видна стая гусей — зима наступит рано.
- Мухи пристают, и кусаются — погода будет плохой.
- Утро 14 сентября пасмурное — осень выдастся дождливой.
- Много паутины — погода осенью будет ясная и холодная.
- Дикие утки сидят, а скворцы не улетели — осень придет сухая и долгая.