Православный мир 15 ноября восхваляет Шуйскую Смоленскую икону Божией Матери, которая приносит исцеление многим людям на протяжении вот уже более чем трехсот лет.
Также ее называют «Одигитрия Шуйская», что в переводе с древнегреческого означает «указующая путь», «путеводительница».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери в соборе Преображения Господня города Каширы. patriarchia.ru
Икона была написана в Воскресенском приходе города Шуи под Смоленском в 1654 году.
Летом того года из Москвы на почти всю центральную часть страны распространилась эпидемия моровой язвы или чумы. Прихожане Воскресенского храма собрали деньги и заказали икону Божией Матери иконописцу Герасиму Иконникову — «во избавление от чумы». За образец автор взял Смоленскую икону Богоматери.
Он нанес на доску рисунок, а утро обнаружил, что положение ручек и ножек Иисуса чудесным образом изменилось. Мастер исправил рисунок, но через день тот опять изменился. Герасим не решился исправлять рисунок снова и сказал горожанам, что произошедшее — проявление промысла Божия.
Работа над образом заняла семь дней, во время которых горожане постились, молились и просили Господа простить их грехи.
После того как икону разместили в храме, прихожане увидели, что от нее исходит яркое свечение. Они истово молились в течение нескольких дней, и чума оставила город. И начиная с 1666 года стали фиксировать многочисленные исцеления и чудеса от иконы. Вскоре даже была собрана специальная церковная комиссия с целью подтвердить сообщения о чудесах. По итогам работы комиссии икона была признана чудотворной и официально наречена Шуйско-Смоленской.
Позднее от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери произошло много исцелений, особенно от глазных болезней.
Четыре раза в год совершается празднование в честь Шуйской иконы Божьей Матери. Праздник 15 ноября посвящен написанию иконы.
В 1937 году собор был закрыт. Дальнейшие следы иконы теряются. Нет никаких сведений о передаче её в какой-либо музей. Некоторые полагают, что ее вывезли за границу; другие — что она до сих пор хранится у кого-то в частной коллекции.
Чудеса Шуйско-Смоленской иконы
Икона Божией Матери неоднократно совершала чудеса, даруя верующим исцеление.
История появления иконы и чудес описывается в «Сказании о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказании о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»).
Образ Шуйско-Смоленской Богоматери почитается как спасающий от глазных болезней, глухоты, эпидемий, оберегающий в войнах, молятся ей и об избавлении от одержимости.
Первым был исцелен одержимый «нечистым духом» сирота Иаков — это произошло после молитвы перед Шуйско-Смоленской иконой, на глазах у прихожан. После этого события в храм потянулись страждущие. Исцелялись от болезней глаз, умственных расстройств и других недугов.
Исцеления от иконы продолжались и в XVIII веке, хоть и меньше. Воскресенский собор несколько раз горел, но икона оставалась цела. С XVII века стали создавать списки с иконы, некоторые из них тоже почитаются как чудотворные. Например, в селе Павлово во время чумы 1771 года создали список, и после крестного хода с ним эпидемия отступила. Также благодаря заступничеству иконы Шуя была избавлена от холеры в 1831 и 1848 годах.
Иконография святого образа
Шуйско-Смоленская икона отличается особенными, характерными только для нее деталями, а именно положением ручек и ножек младенца Иисуса. Его правая нога стоит на колене левой, а правую пяточку он поддерживает левой рукой. В правой руке, согнутой в локте и стоящей на правом колене, Иисус держит свиток Священного Писания. Богоматерь же склонила лицо к Иисусу и правой рукой поддерживает его левую ножку.
Нехарактерные для русских икон жесты правой руки Богоматери и левой руки Иисуса имеют прототипы в западной живописи. Исследователи особое внимание уделяют пяте Христа, которую Он прикрывает рукой, и находят объяснение этого жеста в 15-м стихе 3-й главы Книги Бытия, где Господь сообщает Змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Это обетование именуется «первоевангелием», то есть первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства дьяволу. В этой борьбе двух враждующих сторон для одной стороны наступит смертельный исход (поражение в главу), а для другой — сравнительно незначительный урон (ужаление в пяту).
Таким образом, Шуйская Смоленская икона — своего рода «страстной» образ, связанный с указанием на Спасителя.
15 ноября в народном календаре — традиции праздника
С этого дня наши предки с особым усердием заботились о свете и зерне в закромах и проводили различные обряды, связанные с ними. Например, пытались задобрить овинника — духа, живущего в овине, оберегающего хлеб. Этот дух пришел в быт православных из славянских верований, однако крестьяне в старину по-прежнему относились к нему с уважением и опаской. В честь праздника овиннику оставляли еду, например горшок каши или свежеиспеченный хлеб и соль.
Уважение к овиннику было связано прежде всего с тем, где он обитал, а именно с овином, в котором хранились жизненно важные для крестьян запасы зерна, которые легко могли пропасть — например, сгореть или сгнить.
Также древние с почитанием относились к огню, который, как считалось, имел божественное происхождение и появился от меча архангела. Он стоял у ворот рая, чтобы изгнанный Адам не смог вернуться обратно, но позволил ему взять огонь, от которого произошел весь огонь на земле.
Что нельзя делать 15 ноября
Не рекомендуется отправляться в дальние путешествия, и, по возможности, отложить командировки. Лучше спокойно заняться рутинными делами и не встревать в чужие ссоры.
Нельзя оставлять без присмотра никакой огонь, даже свечи — может случиться пожар.
Также был распространена примета, запрещающая в этот день выносить из дома мусор и что-либо выбрасывать — вместе с негодными вещами можно вынести из дома счастье.
Также не полагалось обижаться, наоборот — стоило постараться простить всех, с кем произошли размолвки. Если не выполнить этот наказ, то удача оставит человека.
Что можно делать 15 ноября
Если удалось минимизировать выходы из дома, то, например, хозяйкам рекомендуется заниматься рукоделием и шитьем. Издавна считалось, что начатую 15 ноября работу необходимо до рождественских праздников: это добрая примета.
Приметы 15 ноября
- 15 ноября выпал снег — он не растает до следующей весны, а зима будет суровой.
- В этот день тепло — зимы ждать скоро не следует, сообщает utro.ru.
- Слышен крик снегирей — скоро похолодает.
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская
Празднование
История
Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.
История появления чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской связана с эпидемией чумы, поразившей город Шую в 1654 году. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI веке. Одним из ранних примеров является икона «Богоматери Одигитрии Шуйской» третьей четверти XVI века из собора Спасского монастыря в Муроме (собрание Муромского историко-художественного музея).
Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
Иконы России
Развернуть
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4
Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/ чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/ Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/ во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/ от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./ Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/ храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю// и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.
Перевод:
Как драгоценное сокровище принял город Шуя написанную чудесным образом икону Твою, Пресвятая Владычица, Дева Богородица, для исцеления жестокой чумы и для утешения православных Тобой подаренную, от нее же и до сегодняшнего дня обильно изливаются источники благодати. Простирай, Пречистая, и в будущее время милость Твою к знающим Тебя, охраняй город Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верой и любовью приходящих.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4
Всеблага́я и преми́лостивая Засту́пнице ро́да христиа́нскаго,/ Пречи́стая Де́во Богоро́дице,/ припа́дающе пред святы́м и чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ и́мже от лю́таго смерто́носия град Шу́ю дре́вле изба́вила еси́,/ уми́льно взыва́ем Ти:/ не преста́й под кро́вом Своея́ бла́гости/ сохраня́ти от бед и обстоя́ний град Твой/ и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския/ и моли́ти Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод:
Всеблагая и премилостивая Защитница рода христианского, Пречистая Дева Богородица, преклоняя колена перед Твоим святым и чудотворным образом, которым от жестокой эпидемии город Шую ранее избавила Ты, смиренно взываем к Тебе: «Не переставай под покровом Своей доброты сохранять от бед и невзгод город Твой и все города и села страны Российской и молить Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 3
Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.
Перевод:
Матерь Божия Пресвятая, крепость христиан, города нашего Шуи защита и заступничество! Прими молитвы рабов Твоих, к иконе Твоей припадающих, укрепи в исповедании Православной веры, от всяческих бед и несчастий избавь, преврати скорби земные в радость и Сына Твоего моли городу и людям Твоим мирно спастись.
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти,/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод:
Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Развернуть
Случайный тест
15 ноября по новому стилю Православная церковь чтит чудотворную икону Божьей Матери Шуйской (Смоленской), написанную в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи Владимирской епархии.
В те времена там свирепствовала, не ослабевая, моровая язва. Население города в этой беде прибегало к молитве, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божьей Матери, которая издревле считалась спасительницей русских людей от врагов и бед, и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана всего за семь дней; все это время жители Шуи постились и молились.
Когда образ был готов, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили в специально обустроенном месте. С этого момента моровая язва пошла на убыль — сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. В 1831 году прекратилась в Шуе и эпидемия холеры.
Позднее благодаря этой иконе, выставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. Есть предание, что от иконы получили исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные.
Интересно, что иконография Шуйской Богородицы отличается от своего прообраза, в частности позой Иисуса. На этой иконе он сидит к молящимся боком, поставив ступню правой ноги на левое колено, а запечатленный свиток поднимает прямо к лицу Богородицы.
Шуйская икона Божьей Матери также почиталась в селе Павлово Нижегородской губернии, жителей которого она избавила от чумы, проникшей в эти края из Молдавии во времена Екатерины II. Об этом в своей книге «Павлово и Ворсма — известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии» (1864 год) написал известный русский исследователь Алексей Смирнов.