15 ноября праздник какой иконы божией матери

История создания чудотворного образа уходит корнями в середину XVII века.

Православный мир 15 ноября восхваляет Шуйскую Смоленскую икону Божией Матери, которая приносит исцеление многим людям на протяжении вот уже более чем трехсот лет.

Также ее называют «Одигитрия Шуйская», что в переводе с древнегреческого означает «указующая путь», «путеводительница».

Шуйская Смоленская икона Божией Матери

Шуйско-Смоленская икона Божией Матери в соборе Преображения Господня города Каширы.Шуйско-Смоленская икона Божией Матери в соборе Преображения Господня города Каширы. patriarchia.ru

Икона была написана в Воскресенском приходе города Шуи под Смоленском в 1654 году.

Летом того года из Москвы на почти всю центральную часть страны распространилась эпидемия моровой язвы или чумы. Прихожане Воскресенского храма собрали деньги и заказали икону Божией Матери иконописцу Герасиму Иконникову — «во избавление от чумы». За образец автор взял Смоленскую икону Богоматери.

Он нанес на доску рисунок, а утро обнаружил, что положение ручек и ножек Иисуса чудесным образом изменилось. Мастер исправил рисунок, но через день тот опять изменился. Герасим не решился исправлять рисунок снова и сказал горожанам, что произошедшее — проявление промысла Божия.

Работа над образом заняла семь дней, во время которых горожане постились, молились и просили Господа простить их грехи.

После того как икону разместили в храме, прихожане увидели, что от нее исходит яркое свечение. Они истово молились в течение нескольких дней, и чума оставила город. И начиная с 1666 года стали фиксировать многочисленные исцеления и чудеса от иконы. Вскоре даже была собрана специальная церковная комиссия с целью подтвердить сообщения о чудесах. По итогам работы комиссии икона была признана чудотворной и официально наречена Шуйско-Смоленской.

Позднее от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери произошло много исцелений, особенно от глазных болезней.

Четыре раза в год совершается празднование в честь Шуйской иконы Божьей Матери. Праздник 15 ноября посвящен написанию иконы.

В 1937 году собор был закрыт. Дальнейшие следы иконы теряются. Нет никаких сведений о передаче её в какой-либо музей. Некоторые полагают, что ее вывезли за границу; другие — что она до сих пор хранится у кого-то в частной коллекции.

Чудеса Шуйско-Смоленской иконы

Икона Божией Матери неоднократно совершала чудеса, даруя верующим исцеление.

История появления иконы и чудес описывается в «Сказании о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказании о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»).

Образ Шуйско-Смоленской Богоматери почитается как спасающий от глазных болезней, глухоты, эпидемий, оберегающий в войнах, молятся ей и об избавлении от одержимости.

Первым был исцелен одержимый «нечистым духом» сирота Иаков — это произошло после молитвы перед Шуйско-Смоленской иконой, на глазах у прихожан. После этого события в храм потянулись страждущие. Исцелялись от болезней глаз, умственных расстройств и других недугов.

Исцеления от иконы продолжались и в XVIII веке, хоть и меньше. Воскресенский собор несколько раз горел, но икона оставалась цела. С XVII века стали создавать списки с иконы, некоторые из них тоже почитаются как чудотворные. Например, в селе Павлово во время чумы 1771 года создали список, и после крестного хода с ним эпидемия отступила. Также благодаря заступничеству иконы Шуя была избавлена от холеры в 1831 и 1848 годах.

Иконография святого образа

Шуйско-Смоленская икона отличается особенными, характерными только для нее деталями, а именно положением ручек и ножек младенца Иисуса. Его правая нога стоит на колене левой, а правую пяточку он поддерживает левой рукой. В правой руке, согнутой в локте и стоящей на правом колене, Иисус держит свиток Священного Писания. Богоматерь же склонила лицо к Иисусу и правой рукой поддерживает его левую ножку.

Нехарактерные для русских икон жесты правой руки Богоматери и левой руки Иисуса имеют прототипы в западной живописи. Исследователи особое внимание уделяют пяте Христа, которую Он прикрывает рукой, и находят объяснение этого жеста в 15-м стихе 3-й главы Книги Бытия, где Господь сообщает Змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Это обетование именуется «первоевангелием», то есть первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства дьяволу. В этой борьбе двух враждующих сторон для одной стороны наступит смертельный исход (поражение в главу), а для другой — сравнительно незначительный урон (ужаление в пяту).

Таким образом, Шуйская Смоленская икона — своего рода «страстной» образ, связанный с указанием на Спасителя.

15 ноября в народном календаре — традиции праздника

С этого дня наши предки с особым усердием заботились о свете и зерне в закромах и проводили различные обряды, связанные с ними. Например, пытались задобрить овинника — духа, живущего в овине, оберегающего хлеб. Этот дух пришел в быт православных из славянских верований, однако крестьяне в старину по-прежнему относились к нему с уважением и опаской. В честь праздника овиннику оставляли еду, например горшок каши или свежеиспеченный хлеб и соль.

Уважение к овиннику было связано прежде всего с тем, где он обитал, а именно с овином, в котором хранились жизненно важные для крестьян запасы зерна, которые легко могли пропасть — например, сгореть или сгнить.

Также древние с почитанием относились к огню, который, как считалось, имел божественное происхождение и появился от меча архангела. Он стоял у ворот рая, чтобы изгнанный Адам не смог вернуться обратно, но позволил ему взять огонь, от которого произошел весь огонь на земле.

Что нельзя делать 15 ноября

Не рекомендуется отправляться в дальние путешествия, и, по возможности, отложить командировки. Лучше спокойно заняться рутинными делами и не встревать в чужие ссоры.

Нельзя оставлять без присмотра никакой огонь, даже свечи — может случиться пожар.

Также был распространена примета, запрещающая в этот день выносить из дома мусор и что-либо выбрасывать — вместе с негодными вещами можно вынести из дома счастье.

Также не полагалось обижаться, наоборот — стоило постараться простить всех, с кем произошли размолвки. Если не выполнить этот наказ, то удача оставит человека.

Что можно делать 15 ноября

Если удалось минимизировать выходы из дома, то, например, хозяйкам рекомендуется заниматься рукоделием и шитьем. Издавна считалось, что начатую 15 ноября работу необходимо до рождественских праздников: это добрая примета.

Приметы 15 ноября

  • 15 ноября выпал снег — он не растает до следующей весны, а зима будет суровой.
  • В этот день тепло — зимы ждать скоро не следует, сообщает utro.ru.
  • Слышен крик снегирей — скоро похолодает.

Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская

Празднование

История

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Ико­ны Рос­сии

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4

Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/ чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/ Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/ во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/ от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./ Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/ храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю// и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.


Перевод:

Как драгоценное сокровище принял город Шуя написанную чудесным образом икону Твою, Пресвятая Владычица, Дева Богородица, для исцеления жестокой чумы и для утешения православных Тобой подаренную, от нее же и до сегодняшнего дня обильно изливаются источники благодати. Простирай, Пречистая, и в будущее время милость Твою к знающим Тебя, охраняй город Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верой и любовью приходящих.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4

Всеблага́я и преми́лостивая Засту́пнице ро́да христиа́нскаго,/ Пречи́стая Де́во Богоро́дице,/ припа́дающе пред святы́м и чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ и́мже от лю́таго смерто́носия град Шу́ю дре́вле изба́вила еси́,/ уми́льно взыва́ем Ти:/ не преста́й под кро́вом Своея́ бла́гости/ сохраня́ти от бед и обстоя́ний град Твой/ и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския/ и моли́ти Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Всеблагая и премилостивая Защитница рода христианского, Пречистая Дева Богородица, преклоняя колена перед Твоим святым и чудотворным образом, которым от жестокой эпидемии город Шую ранее избавила Ты, смиренно взываем к Тебе: «Не переставай под покровом Своей доброты сохранять от бед и невзгод город Твой и все города и села страны Российской и молить Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 3

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.


Перевод:

Матерь Божия Пресвятая, крепость христиан, города нашего Шуи защита и заступничество! Прими молитвы рабов Твоих, к иконе Твоей припадающих, укрепи в исповедании Православной веры, от всяческих бед и несчастий избавь, преврати скорби земные в радость и Сына Твоего моли городу и людям Твоим мирно спастись.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти,/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.


Перевод:

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Развернуть

Случайный тест

15 ноября по новому стилю Православная церковь чтит чудотворную икону Божьей Матери Шуйской (Смоленской), написанную в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи Владимирской епархии.

В те времена там свирепствовала, не ослабевая, моровая язва. Население города в этой беде прибегало к молитве, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божьей Матери, которая издревле считалась спасительницей русских людей от врагов и бед, и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана всего за семь дней; все это время жители Шуи постились и молились.

Когда образ был готов, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили в специально обустроенном месте. С этого момента моровая язва пошла на убыль — сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. В 1831 году прекратилась в Шуе и эпидемия холеры.

Позднее благодаря этой иконе, выставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. Есть предание, что от иконы получили исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные.

Интересно, что иконография Шуйской Богородицы отличается от своего прообраза, в частности позой Иисуса. На этой иконе он сидит к молящимся боком, поставив ступню правой ноги на левое колено, а запечатленный свиток поднимает прямо к лицу Богородицы.

Шуйская икона Божьей Матери также почиталась в селе Павлово Нижегородской губернии, жителей которого она избавила от чумы, проникшей в эти края из Молдавии во времена Екатерины II. Об этом в своей книге «Павлово и Ворсма — известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии» (1864 год) написал известный русский исследователь Алексей Смирнов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 14 февраля праздник история происхождения кратко
  • 14 февраля праздник день психически больных
  • 14 февраля праздник дарения книг
  • 14 февраля праздник гомосексуалистов
  • 14 февраля праздник голубых или нет история