Петербургский метрополитен сегодня отмечает 67-летие. В этот день в 1955 году открылась первая линия от Автово до площади Восстания.
В честь важной даты прошла церемония награждения сотрудников. В частности, благодарности от правительства и парламента Петербурга вручили тем, кто помогал бороться с последствиями теракта в 2017 году. А также тем, кто принимал участие в восстановлении города-побратима Мариуполь. Полсотни специалистов разбирали завалы, восстанавливали котельные и другие инфраструктурные объекты. В честь дня рождения метрополитена, поздравления звучали в адрес всех 18 тысяч сотрудников.
«В каждом сердце есть жилка, которая объединяет людей. Мы видим друг друга, всё, что происходит в нашей стране, в нашем городе, у нас в метрополитене. Мы не сторонние участники этих событий», – рассказал начальник петербургского метрополитена Евгений Козин.
Сегодня также представили народный гимн метро. В минувшем году провели конкурс среди сотрудников предприятия. Из 20 участников выбрали произведение инженера Павла Сажина. Для записи привлекли профессионального артиста – Эдуарда Хиля младшего. И сегодня он сам впервые представил народный гимн.
Дорогие друзья!
В 2020 году Петербургский метрополитен отмечает своё 65-летие. 15 ноября 1955 года от станции «Автово» до «Площади Восстания» отправился первый поезд. За прошедшие годы метро выросло в десять раз: количество станций с 8 увеличилось до 72, а протяженность путей с 10,8 до 125 километров.
На сегодняшний день это мощный транспортный конвейер, который ежедневно перевозит около двух миллионов человек.
Днём и ночью работники предприятия находятся на своем трудовом посту, чтобы обеспечить безаварийные и безопасные перевозки, создать максимально комфортные условия для пассажиров.
За 65 лет метрополитен, как наш город и страна, переживал непростые времена. Сложным выдался и 2020 год. Но предприятие бережно хранит свои традиции, по-прежнему оставаясь самым быстрым, надёжным и удобным видом городского транспорта.
Ленинградский-Петербургский метрополитен уже стал настоящим символом Северной столицы. И наша задача ― беречь наследие предшественников, развивать и совершенствовать наше метро на благо города и горожан.
Евгений Козин,
Начальник Петербургского метрополитена
Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена в Петербурге был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета Алексея Косыгина. Начавшееся строительство вскоре прервала война. Стройка была возобновлена в последние годы войны. Торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года. Ленинградский метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию.
Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя Иван Зубков. Сооружение первой очереди Ленинградского метро — выдающаяся страница советского метростроения. Изначально разработка проектного задания первой линии от станции «Автово» до Бабурина переулка велась московским институтом Метрогипротранс, но 21 января 1941 года была образована «Дирекция Строительство №5 HKПС».
В феврале 1941 года действовало большинство стройплощадок, а к апрелю были заложены все 34 шахтных ствола. Работы по сооружению метро прервала война. Во время войны строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде.
В 1944 году, несмотря на то, что война продолжалась, началось восстановление города. Метрострой строил дороги, платформы, восстанавливал жилые дома, готовил к работе заводы. В конце войны, 28 июня 1944 года, погиб директор строительства Иван Зубков. Во время войны он входил в управление военно-восстановительных работ.
Строительство Ленинградского метрополитена было возобновлено 3 сентября 1947 года. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил И.С. Новиков. Организация разместилась в том здании, в которое выходит наклонный ход станции «Технологический институт».
Первый обкаточный электропоезд был запущен 7 октября 1955 года. Он состоял из вагонов 690, 691, 692, 693. Поезд вел машинист Н. Климов, помощник машиниста Л. Денисов, в кабине второго вагона находился запасной машинист В. Лзетов.
Акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена был подписан 5 ноября 1955 года. Всего через десять лет после окончания войны город получил подземный транспорт, оформленный в роскошном стиле, характерном для московского метро 1940-1950-х годов. Торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года. Ленинградский метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию.
15 ноября 1955 года в Петербурге торжественно открыли первую ветку метро. Всего семь станций: Площадь Восстания, Владимирская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово. Они были выполнены в актуальном для тех лет стиле – сталинский ампир. Разработчики планировали создать не просто утилитарную транспортную инфраструктуру, а подземный столичный город. Для петербуржцев открытие метрополитена стало поистине невероятным событием. В честь дня рождения подземки сотрудники питерского метро пообщались с теми, кто помнит первые дни его существования.
Воспоминания очевидцев
«Накануне, 14 ноября, в 253-й школе предупредили, что на следующий день нужно прийти в парадной форме. Комсомольские вожаки и председатели совета пионерской дружины удостоились чести проехать на метро первыми. Я была председателем совета дружины и очень обрадовалась! Нас посадили в автобус и довезли до ближайшей к школе станции метро “Владимирская”. Станция была очень красивая, ярко освещенная, все блестело! Когда нас подвели к эскалатору, мне стало страшно. Я думала, что придется сесть на ступеньки и съехать, как с горки, сидя. Но садиться не пришлось, и страх быстро прошел.
Экскурсоводы водили нас по всем шести станциям. Мы поднимались и спускались с экскурсоводом на каждой станции, чтобы рассмотреть верхние вестибюли. Станции поражали убранством: отполированным гранитом и мрамором, множеством люстр, роскошными дверьми. Кассовые окна были прикрыты золочеными решетками. Все работники были нарядно одеты в новые форменные костюмы», – пишет Галина Исааковна Смирнова для проекта «Клуб первых пассажиров».
«Помню, как мы с опаской вставали на эскалатор и ехали на нем, вцепившись руками в перила. Новые станции поразили нас своей красотой, особенно “Автово”. Грандиозные колонны, величественная лепнина, позолота, освещение – все это до сих пор стоит перед моими глазами. Мы с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях знакомым, которым повезло меньше и они не оказались среди первых гостей метро», – вспоминает Людмила Петровна Кордакова.
«Конечно, удивлению и восторгу не было предела! Начиная с чудо-лестниц – эскалаторов, огромных люстр, гранитной и мраморной отделки стен и заканчивая бронзовыми элементами и барельефами – все поражало воображение. Мне, маленькой девочке, особенно запомнились памятник Пушкину, огромные люстры и, конечно, «хрустальные» колонны на конечной тогда станции “Автово”», – пишет Татьяна Александровна Мерикова.
Метро сегодня
За 66 лет метрополитен Санкт-Петербурга стал современной скоростной транспортной системой, включающей 5 линий длиной почти в 114 километров. Это 72 станции (среди них 7 пересадочных узлов — 6 двухстанционных и один трехстанционный). 12 станций находятся в непосредственной близости с железнодорожными вокзалами, станциями или платформами. Пассажиропоток впечатляет – за день в метро Петербурга спускается 2 536 592 человека, за месяц этот показатель превышает 76 миллионов жителей и гостей города, сообщает prospectgroup.ru. Пассажиров обслуживает 3 106 поездов в сутки. Составы движутся в среднем со скоростью 45 км/час, а один перегон длится от 2 до 4 минут. Минимальный интервал между поездами – около 2 минут, а в пиковые часы – 1 минута. С 2016 года метро Санкт-Петербурга занимает 19-е место в мире по уровню загруженности.
Петербургское метро можно считать рекордсменом по средней глубине заложения станций. В среднем этот показатель составляет 57 метров, а самая глубокая из них – «Адмиралтейская», она расположена в 86 метрах под землей, сообщает tourister.ru.
В планах
В ноябре в Петербурге представили проект по развитию метрополитена. Объемы работы радуют – в планах построить 50 новых станций. А вот сроки угнетают – до 2045 года. Согласно утвержденному списку, в 2024 году на карте метро появятся «Путиловская» и «Казаковская» («Юго-Западная») Красносельско-Калининской (пока не запущенной коричневой) линии, а также «Горный институт» Лахтинско-Правобережной (оранжевой) линии. В 2025 году запустят «Театральную» Лахтинско-Правобережной линии, в 2026-м – «Туристскую» и «Планерную» Невско-Василеостровской (зеленой) линии. В 2028 году заработает станция «Шуваловский проспект» Фрунзенско-Приморской (фиолетовой) линии, также откроют второй вестибюль «Балтийской» (Кировско-Выборгская или красная линия). Эти проекты – самые реальные, деньги на них уже запланированы.
Жителей Кудрово кормят обещаниями о метро уже несколько лет, но, согласно документам, в городе-спутнике Петербурга подземка появится только в 2029 году.
Петербургский метрополитен празднует юбилей. Подземке города 15 ноября исполнилось 65 лет, сообщили в пресс-службе метрополитена.
«15 ноября 1955 года ленинградцы впервые спустились в подземные дворцы: каждый мечтал одним из первых проехать вдоль всей линии. В то время Ленинград ещё возрождался от последствий войны и страшной блокады, а метрополитен стал одним из главных символов мирного созидания и веры в светлое будущее страны», — отметили в пресс-службе.
За 65 лет Ленинградское метро превратилась в главную транспортную сеть города с пятью линиями и 72 станциями. В честь праздника для жителей города подготовили мероприятия.
В подземке города будет курсировать брендированный состав «Эпохи метро». В его вагонах представили экспозицию о развитии метро в городе. Как отметили в пресс-службе, пассажиры смогут перейти по QR-кодам на сайт historystationspb.ru и узнать о людях, возглавлявших метрополитен и типах поездов. Прочитать о станциях, где снимали известные фильмы, и художниках, чьи работы украшают метрополитен.
Также на сайте можно пройти тесты и проверить свои знания о Петербургским метрополитене.
В электродепо «Южное» подготовили еще одну выставку. Посетители увидят исторические вагоны, в том числе редкую достопримечательность — желтый немецкий вагон типа «В», который ездил в Берлине с 1927 по 1945 годы.
15 ноября метрополитен выпустит для петербуржцев коллекционные жетоны и юбилейные «Подорожники».