В этом году Беларусь впервые празднует День народного единства, который был учрежден 7 июня 2021 года указом №206 главы государства Александра Лукашенко.
Праздник отмечается 17 сентября и приурочен к годовщине начала освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь в 1939 году, в результате которого разделенный по условиям Рижского мирного договора белорусский народ вновь воссоединился.
Территория Беларуси была разделена между двумя государствами в результате польско-советской войны 1919-1920 годов. На территории восточной части Беларуси была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, входившая в состав СССР. Западные территории Беларуси были присоединены к Польше — часть земель была захвачена поляками во время войны, часть отошла согласно Рижскому мирному договору, подписанному 18 марта 1921 года.
В состав польского государства вошла территория площадью более 112 тыс. кв.км с населением 4,6 млн человек (по данным 1931 года). За этими землями закрепилось неофициальное название Западная Беларусь, которое власти Польши не признавали. В официальных документах данные территории чаще называли «крэсы всходне».
Западная Беларусь была относительно отсталой аграрной окраиной Польши. Край в основном использовался государством как источник сырья и дешевой рабочей силы. Рабочий день в промышленности составлял 10-12 часов, зарплата была более низкой, чем в исконно польских регионах. Более 80% населения края были заняты в сельском хозяйстве.
В отношении белорусов польские власти проводили политику полонизации и ассимиляции. Они не позволяли использовать белорусский язык в государственных учреждениях, запрещали белорусские школы. Из 400 белорусских школ, что существовали на территории Западной Беларуси до польской оккупации, в 1934 году осталось только 16, а в 1939 году не осталось ни одной. Жестко преследовалась белорусская пресса. Если в 1927 году легально издавались 23 белорусские газеты и журнала, то в 1932 году их стало 8, до 1937 года остались только пропольские и клерикальные издания. В Западной Беларуси не было белорусских театров и музыкальных учреждений. Власти находили различные причины, чтобы закрывать белорусские издательства, библиотеки, избы-читальни.
Главным методом руководства польского правительства было принуждение, а часто и террор. Обычным явлением были массовые репрессии полиции в отношении населения во время карательных экспедиций по усмирению крестьянских выступлений. Часто проводились судебные политические процессы. Для изоляции «общественно опасных элементов» использовались тюрьмы. В 1934 году был создан Береза-Картузский концентрационный лагерь, через который за 5 лет существования, по неполным данным, прошло более 10 тыс. узников.
Белорусский народ никогда не мирился со своим подневольным положением. На протяжении 20 лет он вел борьбу за социальное и национальное освобождение, которая в разное время принимала различные формы, но никогда не прекращалась. Нередкими были выступления рабочих и крестьян. Свой весомый вклад внесли культурно-просветительские организации, ведущей среди которых было Товарищество белорусской школы. Во главе революционного движения долгие годы стояла Коммунистическая партия Западной Беларуси.
В конце 1930-х годов угроза войны, исходившая от нацистской Германии, нависла над всей Европой. Чтобы предотвратить ее, нужны были совместные действия ведущих стран Западной Европы и СССР. Понимая это, Советский Союз во второй половине 1930-х годов предпринял ряд попыток создать совместно с Великобританией, Францией и другими западными странами антигитлеровскую коалицию. Однако ведущие европейские государства отказались от такого союза, втайне стремясь направить гитлеровскую агрессию на восток. Советский Союз оказался перед выбором: либо продолжить противостояние один на один с набирающей военную мощь Германией, либо предпринять попытки дипломатическим путем отвести от себя угрозу. В таких условиях СССР заключил с Германией Договор о ненападении, который был подписан 23 августа в Москве. К документу прилагался дополнительный секретный протокол о разделе сфер влияния между Германией и Советским Союзом. Согласно этому документу в случае ликвидации Польского государства и раздела его территорий в сферу влияния СССР попадали в том числе и земли Западной Беларуси.
1 сентября 1939 года гитлеровская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Немецкие дивизии перешли границу в нескольких направлениях и начали быстро продвигаться в глубь польского государства. Его правительство и командование не смогли организовать эффективную оборону и на третьей неделе войны оставили страну.
В середине сентября немецкие войска подошли к территории Западной Беларуси и Западной Украины. Германское руководство, ссылаясь на договоренность от 23 августа, торопило советскую сторону скорее выступить против Польши. Но Сталин оттягивал выступление. Только когда польская армия в целом была разбита, практически все исконные польские территории заняты немецкими войсками, в стране оставались только единичные пункты сопротивления, советское правительство отдало распоряжение командованию Красной армии перейти границу.
Утром 17 сентября польскому послу в Москве была вручена нота правительства СССР. В ней говорилось: «Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава, как столица Польши, не существует больше. Польское правительство распалось и не подает признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договоры, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, Советское правительство не может больше нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, оставались беззащитными. Ввиду такой обстановки, Советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Беларуси…»
Ноту подписал народный комиссар иностранных дел СССР В.Молотов. Он же выступил по радио с обращением к советскому народу.
Продвижение советских войск шло быстро: 18 сентября они заняли Свентяны, Лиду, Новогрудок, Слоним, Волковыск; 19 сентября — Пружаны и Кобрин.
Большинство подразделений Войска польского сдавалось без боя. Те части, основу которых составляли этнические украинцы и белорусы, переходили на сторону Красной армии. Их сразу же распускали по домам. А вот польских офицеров и полицейских эшелонами отправляли в советские лагеря.
Основная часть населения Западной Беларуси встречала советских солдат с радостью и оказывала действенную помощь. Во многих местах создавались военно-революционные комитеты, которые организовывали отряды из рабочих и крестьян. Эти формирования разоружали полицейских, брали под охрану мосты, предприятия, другие важные объекты.
Но не везде Красную армию встречали с цветами. Несколько дней продолжалась битва за Гродно. Упорное сопротивление здесь оказали около 3 тыс. солдат и офицеров учебного подразделения и полицейских. Но 20 сентября город был взят. А 22 сентября советские войска вошли в Брест-Литовск и Белосток.
После прихода Красной армии в воеводствах и поветовых центрах начали формироваться органы новой власти. В городах ими стали временные управы, а в местечках и деревнях — сельские комитеты. Именно они занялись осуществлением первых преобразований, а затем организацией выборов депутатов на Народное собрание Западной Беларуси, которое должно было решить основные вопросы государственного строя. Выборы прошли 22 октября 1939 года в обстановке политического подъема.
Народное собрание Западной Беларуси проходило 28-30 октября 1939 года в Белостоке. На нем была принята Декларация о провозглашении советской власти и вхождении Западной Беларуси в состав БССР. 2 ноября 1939 года внеочередная V сессия Верховного Совета СССР первого созыва решила удовлетворить просьбу Народного собрания Западной Беларуси и включить Западную Беларусь в состав СССР с объединением ее с Белорусской ССР. Заключительным законодательным актом явилось принятие внеочередной III сессией Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 года закона «О принятии Западной Беларуси в состав Белорусской Советской Социалистической Республики». Таким образом, была восстановлена территориальная целостность республики, объединен белорусский народ.
Территория и население республики увеличились почти вдвое. На западнобелорусских землях, вошедших в состав БССР, были образованы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области. Эти регионы были вовлечены в радикальные социально-экономические преобразования. Была проведена национализация предприятий и банков, осуществлялась коллективизация и механизация сельского хозяйства. Коренные изменения произошли в образовании, здравоохранении, науке и культуре. Активизировалась работа по ликвидации безграмотности, причем учебные заведения создавались для различных этнических групп населения: в 1941 году в западных областях БССР действовали 4192 белорусские, 987 польских, 173 русских, 168 еврейских, 63 литовские, 43 украинские школы. Были созданы театры, открыто 100 кинотеатров, 92 дома культуры, 220 библиотек. Во всех областных городах и райцентрах появилась белорусскоязычная периодика. Поступательное развитие экономики, социальной сферы западных областей республики было прервано началом Великой Отечественной войны.
День народного единства — 17 сентября — служит еще одним напоминанием о незыблемости и самодостаточности белоруской нации и государственности, формирует чувство сопричастности к стране и судьбе каждого гражданина.-0-
07.06.2021
В соответствии в Указом Главы государства от 7 июня 2021 г. № 206 в Беларуси учрежден государственный праздник День народного единства.
Отмечаться новый государственный праздник будет 17 сентября (не выходной день). Соответствующие изменения внесены в Указ от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
По информации пресс-службы Главы государства, этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции. Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
«Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны. Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белоруской нации и государственности», – отметили в пресс-службе.
Указ вступает в силу после официального опубликования.
За официальным опубликованием следите в разделе «Официальное опубликование».
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».
День народного единства – новый государственный праздник (Фото: blinow61, по лицензии depositphotos.com)
7 июня 2021 года Президент Республики Беларусь подписал Указ о внесении изменений в перечень государственных праздников страны. Эти изменения связаны с учреждением нового праздника – Дня народного единства (белор. Дзень народнага адзінства), отмечаемого ежегодно 17 сентября.
Учреждая новый праздник, президент страны А.Г. Лукашенко, при выборе даты, сослался на события сентября 1939 года, когда 17 сентября Красная Армия вступила на территорию Польши (польский поход) в соответствии с договорённостями по Секретному протоколу к Договору о ненападении между СССР и Германией. Протокол этот фактически разграничивал зоны влияния между двумя странами, его подписавшими.
Для Советского Союза результатом похода стало присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Для Белорусской ССР, фактически – воссоединение после раздела территории по условиям Рижского договора 1921 года, когда западные земли Белоруссии отошли к Польше.
По словам пресс-службы президента страны, установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белоруской нации и государственности. В сообщении также говориться: «Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделённого против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции». Там подчеркнули, что «восстановленное в 1939 году единство позволило Белоруссии выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почётное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций».
17 сентября Беларусь отметит новый праздник — День народного единства. Но все же новым в полном смысле этого слова его не назовешь. Вообще, в 17 сентября переплелось столько смыслов, что лучшей даты и невозможно было представить. Предлагаем вспомнить историю этого дня для нашей страны.
«Брамкі» для наших
Непосредственный повод учреждения праздника известен — начало Освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию. Широкую известность приобрела дискуссия о том, какой же день считать подлинной датой воссоединения: 17 сентября или 14 ноября. Последнее предложение заведомо было обречено на неудачу. Оно связано с утверждением Верховным Советом БССР воссоединения западнобелорусских земель с остальной территорией республики. Но вспомнили о 14 ноября только в 1990-м, в самом финале существования Советского Союза, исключительно как о потенциальной замене праздника 7 ноября.
А вот с 17 сентября история совершенно иная. Этот день эмоционально остался в исторической памяти белорусского народа как праздник освобождения. Сохранившиеся воспоминания хорошо иллюстрируют именно такое отношение. Например, мальчик-пастух, увидев на рассвете солдат, которые двигались с востока, прибежав с этой вестью в деревню, без тени сомнения сообщил: «Наши идут». Жителям Западной Белоруссии не нужно было объяснять, кто — наши.
А потому они сами, собственными руками изготовляли «брамкі» — народные триумфальные арки. Освободителей нужно было встретить «годна, па-людску».
17 сентября оставалось в статусе главного республиканского праздника вплоть до начала 50-х годов, пока события Великой Отечественной войны и живая память о них не оттеснили его на второй план. Постепенно из народа, от партизанского поколения пришла новая дата главного республиканского торжества — 3 июля.
Но и 17 сентября не было совсем позабыто. Например, я хорошо помню торжественное заседание в Большом театре в 1999 году, посвященное 60-летию воссоединения Западной Белоруссии и БССР. Однако следует признать, что долгое время мы не придавали должного значения этому празднику. И здесь нужно упомянуть еще об одной его значимости.
На защите исторической правды
17 сентября как официальная дата белорусского государственного календаря стало возможно благодаря событиям 2020 года. До этого общественность неоднократно ставила вопрос о необходимости чествования столь важного события нашей истории.
Но некоторые чиновники, дипломаты говорили, что не стоит этого делать. Дескать, зачем раздражать Польшу? Она же не так плоха и, вообще, чуть ли не продвигает белорусские интересы в ЕС. А тут 1939 год — больная тема для польской исторической памяти. Да и в принципе некоторым не нравилось слишком большое внимание к советскому периоду истории. Правда, эти «некоторые» потом оказались в рядах предателей, показавших свое подлинное лицо летом — осенью 2020 года.
Но дело не только в сознательном и злом умысле. Белорусскому национальному характеру свойственна исключительная скромность. Мы лишний раз не хотим себя выпячивать, боимся кого-то обидеть. Зачастую этим пользуются внешние силы. Наша легендарная «памяркоўнасць» имеет и такое не вполне положительное измерение.
И вот август прошлого года многое изменил. Поднялась мощная патриотическая волна, стали нарастать гражданская мобилизация и консолидация. Выросло внимание к отечественной истории.
И утверждение праздника народного единства на дату 17 сентября — это не только про 1939 год и не только про воссоединение западнобелорусских земель с БССР. Это и про нас сегодняшних, про новый уровень белорусской государственности.
Праздник народного единства представляет собой продолжение процесса суверенизации белорусской нации. Мы обретаем самих себя. Без оглядки на соседей, сторонние суждения и досужие советы мнимых доброхотов. И новый праздник — это не шпилька Польше, не желание кого-либо задеть. Просто мы отстаиваем собственную историческую правду, на которую имеем право. И просим другие государства уважать это право. Хотя почему просим? Требуем!
Удивительно, но те, кто называет себя белорусским националистом, резко критикуют избрание 17 сентября в качестве одного из главных национальных праздников. И при этом приводят очень странные аргументы. По их мнению, воссоединение произошло не так и не тогда. Советская власть им не нравится. Рассказывают, что «за Польшей» жилось лучше в бытовом смысле. А потом еще случились и репрессии. Да и вообще, пакт Молотова — Риббентропа и все такое… Доводы давно известные и представляющие не что иное, как обычные пропагандистские штампы.
Конечно, нельзя оправдывать репрессивную политику. Но в принципе репрессии были осуждены еще в советское время. Однако сам их факт не бросает тень на 17 сентября. С таким же успехом можно было бы отказаться от большинства национальных праздников в мире.
Взять тот же День независимости США. Ведь и после исторической декларации 1776 года сохранилось рабство, проводился геноцид коренного индейского населения. А избавление Индии от колониальной зависимости в 1947-м привело в том числе и к массовым кровавым столкновениям индусов и мусульман. Таких примеров можно приводить еще множество. Но в каждой стране видят главное — исторический смысл того дня, который определил судьбу нации, стал символом, вехой важного этапа в развитии государственности. А те, кто наводит тень на плетень, как правило, остаются в разряде демагогов и маргиналов, попросту чудаков.
17 сентября 1939 года относится к судьбоносным датам отечественной истории. Именно благодаря событиям осени 1939-го наша государственность оформилась во всей своей полноте. Белорусы перестали быть разделенным народом, нация излечила политическую травму, нанесенную Рижским договором. Таким образом был заложен фундамент для стабильного и созидательного развития. Не будет преувеличением сказать, что без 17 сентября 1939 года не было бы и современной Республики Беларусь.
Выбор патриота и мифическое благополучие
День народного единства, 17 сентября, становится настоящим тестом на белорусскость. Отношение к этому празднику определяет принадлежность к сильной и самостоятельной нации. Каждый ответственный гражданин отвечает для себя на вопрос, что для него важнее, существеннее. Уважение к своему народу, то самое качество, которое наш песняр Янка Купала определил кратко и емко — «людзьмi звацца»? Или же греющие обывательскую мещанскую душонку воспоминания о том, как пан по праздникам давал грош, а то и злотый на чарку? Нашим доморощенным националистам, судя по всему, дороги именно последние воспоминания. Да и националисты ли они на самом деле?
Посмотрите, борцы за «мову» плевать хотели, что белорусский язык вытеснялся в межвоенной Польше из всех сфер жизни. Об этом ярко, мощно и сурово писал Максим Танк. Для него, как и для современного белорусского государства, «мова» — святыня. Пусть мы не так часто используем белорусский язык в повседневной жизни, но ведь все владеем. И понимаем, что язык в том числе определяет нашу самость как народа. А для националистов «мова» — молоток, которым они хотят долбить, долбить, долбить режим. По сути, расшатывать и разваливать государство, сеять рознь между людьми.
Критическое отношение к 17 сентября в стане воинствующей оппозиции определяется еще одним важным фактором. Ну как, скажите на милость, можно принять наш народный праздник, если сидишь в Варшаве и полностью существуешь на польские деньги? Да и до августа 2020 года существовало множество проектов, щедро финансировавшихся Варшавой и насаждавших польское видение отечественной истории.
Мифы о благополучной жизни в Западной Белоруссии при поляках полностью разбиваются при столкновении с документами и данными статистики. Варшава вполне сознательно не развивала экономику Западной Белоруссии. Местная промышленность так и не достигла уровня 1913 года. Постоянно сокращалось количество рабочих мест. Западнобелорусские воеводства рассматривались как сырьевые придатки для индустрии Центральной Польши. Кроме того, власти попросту не доверяли местному населению. Они хорошо знали о настроениях в белорусском обществе и не питали по этому поводу никаких иллюзий.
В 1937 году новогрудский воевода Адам Соколовский на одном из совещаний высказался более чем откровенно: «Эти земли сильно отличаются от остальных. Они не очень польские. Поэтому их необходимо сделать польскими. Мы завоевали эти земли штыками, но если бы проходил плебисцит, если его провести сейчас, то, известно, результат был бы для нас наверняка сомнительным, не надо себя обманывать… Польша должна быть единой и сплоченной. Кресы — это Польша, но, говоря между нами, нужно их внутренне завоевывать во второй раз». А пока не завоевали окончательно, то и нечего вкладываться в местную экономику.
Да и завоевывали умы и сердца белорусов пилсудчики весьма своеобразно — в своем фирменном стиле. Много написано уже и о разгроме Белорусской крестьянско-рабочей громады, и о концлагере в Березе-Картузской. Но только ли это? Фактически белорусам, как и украинцам, евреям, русским, литовцам, приходилось почти ежедневно подвергаться унижениям, доказывать свое право жить на родной земле. С этим сталкивались дети в школе, которые на уроках арифметики могли нечаянно назвать числительные не по-польски и получить за это оплеуху от присланного из центра учителя. Даже депутаты-белорусы польского сейма, решившие проводить агитацию на родном языке. За это можно было легко угодить в «пастарунак». На государственном уровне вводились ограничительные квоты для белорусов при занятии чиновничьих должностей, присвоении офицерских званий.
Пилсудчики назвали свой авторитарный режим санацией, то есть оздоровлением. На деле это оздоровление обернулось для белорусов удушающей атмосферой этноцида — постепенного и систематического уничтожения всего национального на территории мелованной Польши.
Не менее ужасающей была ситуация и в социальной сфере. Правда, следует признать, что магазины в Западной Белоруссии отличались большим разнообразием ассортимента, чем в БССР. Но вот только улучшало ли это жизнь обычных людей? Например, в 30-е годы польские власти зафиксировали, что у местных призывников большие проблемы со здоровьем, причиной чего является недоедание.
Система здравоохранения оставалась неразвитой. Ее уровень можно охарактеризовать как вопиющий. С 1921 по 1938 год количество больничных коек в Новогрудском воеводстве сократилось втрое, в Полесском воеводстве — в 2,5 раза. Не менее контрастно сравнение состояния образования. Все эти факты давно и хорошо известны. Они опубликованы. Белорусская историческая наука сделала очень много для изучения жизни в Западной Белоруссии. И никакие побасенки о том, как «при поляках» двери подвязывают колбасами, не смогут опровергнуть убедительные документальные свидетельства.
Что до пресловутого пакта Молотова — Риббентропа, то здесь в первую очередь необходимо вспомнить другой договор — Рижский. Мало того что он был несправедливым, так политики Второй Речи Посполитой его попросту не выполняли. Процитируем статью 7 этого документа:
«Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права.
Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии».
Ничего из этих обещаний не было выполнено. Пилсудский и его преемники попросту наплевали на свои обязательства. Так что не в этом случае рассуждать о международном праве.
Сейчас Беларусь переживает очень интересное время. Август 2020 года встряхнул всех нас, вывел из зоны комфорта. И это сделало наше общество сильнее. Обращение к истории — один из важнейших факторов этого процесса. Расследование дела о геноциде белорусского народа в годы Второй мировой войны, торжество нашей национальной символики и учреждение Дня народного единства — ключевые события не только политической трансформации, но и формирования государственной идеологии.
Она обретает новые смыслы, получает особую энергетику. А день 17 сентября как раз и обладает такой энергетикой — созидающей, объединяющей, победной.
17 сентября 2022 года Республика Беларусь во второй раз отмечает День народного единства, корни которого уходят в историческое прошлое белорусов.
Этот государственный праздник учрежден указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко № 206 от 7 июня 2021 года. Воссоединение Западной Беларуси с БССР 17 сентября 1939 года стало основой национально-культурного развития белорусского народа в его этнических границах, позволило сохранить национальную идентичность, отстоять право нашего народа на независимость и суверенитет в последующие годы. Единство народа стало решающим фактором Победы в годы Великой Отечественной войны, помогло преодолеть трудности послевоенного периода, построить сильное государство – Республику Беларусь, – которое занимает достойное место в мировом сообществе.
В нашей стране всегда с уважением относились к исторической памяти. Именем «17 Сентября» были названы еще в советский период различные объекты: бульвар 17 Сентября в Минске, площадь 17 Сентября в Ошмянах, Глубоком, Кореличах и Мире, Ружанах и Столине; улица 17 Сентября в Бресте, Гродно, Вилейке, Мозыре, Барановичах, Берёзе, Молодечно, Высоком. Сегодня внимание к дате 17 сентября связано не только с учреждением государственного праздника – Дня народного единства. Важная дата в Год исторической памяти объединила всю страну, пробудила небывалый интерес к историческим знаниям, обострила чувства исторической справедливости и правды.
Условия Рижского мирного договора 18 марта 1921 года, подписанного по итогам советско-польской войны, предусматривали передачу Польше половины этнической территории Беларуси – 98815 км2 с населением более 3 млн человек. В составе Советской Социалистической Республики Беларусь оставалось только 6 уездов бывшей Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский, частично Минский и Слуцкий. А площадь территории республики составляла лишь 52,4 тыс. км2. На западных белорусских землях, отошедших к Польше, началась политика национально-конфессиональной, языковой и экономической дискриминации белорусов: закрывались православные храмы, ликвидировались белорусские школы, беспощадно эксплуатировались и вывозились природные ресурсы.
И именно 17 сентября 1939 года начался освободительный поход Красной Армии, в результате которого и произошло объединение Западной Беларуси и БССР. При этом важно отметить, что объединение белорусского народа происходило не за счет интересов других стран, не несло какой-либо угрозы соседним государствам.
14 ноября 1939 года III сессия Верховного Совета БССР приняла Закон о воссоединении белорусского народа, в котором отмечалось: «Принять Западную Белоруссию в состав Белорусской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым белорусский народ в едином белорусском государстве». Этот законодательный акт закрепил единение территории, народа и страны.
В современном мире крайне важно сохранять историческую правду, быть достойными исторической памяти. Это позволит сохранить единство народа, обеспечить целостность страны, независимость государства. Статья 54 Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года) гласит: «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь». Достойно выполнять этот долг – святая обязанность каждого, кому небезразлична судьба народа и страны, будущее молодого поколения. Сила народа – в единстве народа!
Марина ЩЕРБИН,
заведующий кафедрой
истории и обществоведческих дисциплин УО МГПУ
им. И. П. Шамякина.
17 сентября Беларусь отмечает новый праздник — День народного единства. Но все же новым в полном смысле этого слова его не назовешь. Вообще, в 17 сентября переплелось столько смыслов, что лучшей даты и невозможно было представить. Предлагаем вспомнить историю этого дня для нашей страны.
«Брамкі» для наших
Непосредственный повод учреждения праздника известен — начало Освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию. Широкую известность приобрела дискуссия о том, какой же день считать подлинной датой воссоединения: 17 сентября или 14 ноября. Последнее предложение заведомо было обречено на неудачу. Оно связано с утверждением Верховным Советом БССР воссоединения западнобелорусских земель с остальной территорией республики. Но вспомнили о 14 ноября только в 1990-м, в самом финале существования Советского Союза, исключительно как о потенциальной замене праздника 7 ноября.
<blockquote style=»text-align: justify;»>А вот с 17 сентября история совершенно иная. Этот день эмоционально остался в исторической памяти белорусского народа как праздник освобождения. Сохранившиеся воспоминания хорошо иллюстрируют именно такое отношение. Например, мальчик-пастух, увидев на рассвете солдат, которые двигались с востока, прибежав с этой вестью в деревню, без тени сомнения сообщил: «Наши идут». Жителям Западной Белоруссии не нужно было объяснять, кто — наши.</blockquote>
А потому они сами, собственными руками изготовляли «брамкі» — народные триумфальные арки. Освободителей нужно было встретить «годна, па-людску».
17 сентября оставалось в статусе главного республиканского праздника вплоть до начала 50-х годов, пока события Великой Отечественной войны и живая память о них не оттеснили его на второй план. Постепенно из народа, от партизанского поколения пришла новая дата главного республиканского торжества — 3 июля.
Но и 17 сентября не было совсем позабыто. Например, я хорошо помню торжественное заседание в Большом театре в 1999 году, посвященное 60-летию воссоединения Западной Белоруссии и БССР. Однако следует признать, что долгое время мы не придавали должного значения этому празднику. И здесь нужно упомянуть еще об одной его значимости.
На защите исторической правды
<blockquote style=»text-align: justify;»>17 сентября как официальная дата белорусского государственного календаря стало возможно благодаря событиям 2020 года. До этого общественность неоднократно ставила вопрос о необходимости чествования столь важного события нашей истории.</blockquote>
Но некоторые чиновники, дипломаты говорили, что не стоит этого делать. Дескать, зачем раздражать Польшу? Она же не так плоха и, вообще, чуть ли не продвигает белорусские интересы в ЕС. А тут 1939 год — больная тема для польской исторической памяти. Да и в принципе некоторым не нравилось слишком большое внимание к советскому периоду истории. Правда, эти «некоторые» потом оказались в рядах предателей, показавших свое подлинное лицо летом — осенью 2020 года.
Но дело не только в сознательном и злом умысле. Белорусскому национальному характеру свойственна исключительная скромность. Мы лишний раз не хотим себя выпячивать, боимся кого-то обидеть. Зачастую этим пользуются внешние силы. Наша легендарная «памяркоўнасць» имеет и такое не вполне положительное измерение.
И вот август прошлого года многое изменил. Поднялась мощная патриотическая волна, стали нарастать гражданская мобилизация и консолидация. Выросло внимание к отечественной истории.
<blockquote style=»text-align: justify;»>И утверждение праздника народного единства на дату 17 сентября — это не только про 1939 год и не только про воссоединение западнобелорусских земель с БССР. Это и про нас сегодняшних, про новый уровень белорусской государственности.</blockquote>
Праздник народного единства представляет собой продолжение процесса суверенизации белорусской нации. Мы обретаем самих себя. Без оглядки на соседей, сторонние суждения и досужие советы мнимых доброхотов. И новый праздник — это не шпилька Польше, не желание кого-либо задеть. Просто мы отстаиваем собственную историческую правду, на которую имеем право. И просим другие государства уважать это право. Хотя почему просим? Требуем!
Удивительно, но те, кто называет себя белорусским националистом, резко критикуют избрание 17 сентября в качестве одного из главных национальных праздников. И при этом приводят очень странные аргументы. По их мнению, воссоединение произошло не так и не тогда. Советская власть им не нравится. Рассказывают, что «за Польшей» жилось лучше в бытовом смысле. А потом еще случились и репрессии. Да и вообще, пакт Молотова — Риббентропа и все такое… Доводы давно известные и представляющие не что иное, как обычные пропагандистские штампы.
Конечно, нельзя оправдывать репрессивную политику. Но в принципе репрессии были осуждены еще в советское время. Однако сам их факт не бросает тень на 17 сентября. С таким же успехом можно было бы отказаться от большинства национальных праздников в мире.
Взять тот же День независимости США. Ведь и после исторической декларации 1776 года сохранилось рабство, проводился геноцид коренного индейского населения. А избавление Индии от колониальной зависимости в 1947-м привело в том числе и к массовым кровавым столкновениям индусов и мусульман. Таких примеров можно приводить еще множество. Но в каждой стране видят главное — исторический смысл того дня, который определил судьбу нации, стал символом, вехой важного этапа в развитии государственности. А те, кто наводит тень на плетень, как правило, остаются в разряде демагогов и маргиналов, попросту чудаков.
17 сентября 1939 года относится к судьбоносным датам отечественной истории. Именно благодаря событиям осени 1939-го наша государственность оформилась во всей своей полноте. Белорусы перестали быть разделенным народом, нация излечила политическую травму, нанесенную Рижским договором. Таким образом был заложен фундамент для стабильного и созидательного развития. Не будет преувеличением сказать, что без 17 сентября 1939 года не было бы и современной Республики Беларусь.
Выбор патриота и мифическое благополучие
День народного единства, 17 сентября, становится настоящим тестом на белорусскость. Отношение к этому празднику определяет принадлежность к сильной и самостоятельной нации. Каждый ответственный гражданин отвечает для себя на вопрос, что для него важнее, существеннее. Уважение к своему народу, то самое качество, которое наш песняр Янка Купала определил кратко и емко — «людзьмi звацца»? Или же греющие обывательскую мещанскую душонку воспоминания о том, как пан по праздникам давал грош, а то и злотый на чарку? Нашим доморощенным националистам, судя по всему, дороги именно последние воспоминания. Да и националисты ли они на самом деле?
Посмотрите, борцы за «мову» плевать хотели, что белорусский язык вытеснялся в межвоенной Польше из всех сфер жизни. Об этом ярко, мощно и сурово писал Максим Танк. Для него, как и для современного белорусского государства, «мова» — святыня. Пусть мы не так часто используем белорусский язык в повседневной жизни, но ведь все владеем. И понимаем, что язык в том числе определяет нашу самость как народа. А для националистов «мова» — молоток, которым они хотят долбить, долбить, долбить режим. По сути, расшатывать и разваливать государство, сеять рознь между людьми.
<blockquote style=»text-align: justify;»>Критическое отношение к 17 сентября в стане воинствующей оппозиции определяется еще одним важным фактором. Ну как, скажите на милость, можно принять наш народный праздник, если сидишь в Варшаве и полностью существуешь на польские деньги? Да и до августа 2020 года существовало множество проектов, щедро финансировавшихся Варшавой и насаждавших польское видение отечественной истории.</blockquote>
Мифы о благополучной жизни в Западной Белоруссии при поляках полностью разбиваются при столкновении с документами и данными статистики. Варшава вполне сознательно не развивала экономику Западной Белоруссии. Местная промышленность так и не достигла уровня 1913 года. Постоянно сокращалось количество рабочих мест. Западнобелорусские воеводства рассматривались как сырьевые придатки для индустрии Центральной Польши. Кроме того, власти попросту не доверяли местному населению. Они хорошо знали о настроениях в белорусском обществе и не питали по этому поводу никаких иллюзий.
В 1937 году новогрудский воевода Адам Соколовский на одном из совещаний высказался более чем откровенно: «Эти земли сильно отличаются от остальных. Они не очень польские. Поэтому их необходимо сделать польскими. Мы завоевали эти земли штыками, но если бы проходил плебисцит, если его провести сейчас, то, известно, результат был бы для нас наверняка сомнительным, не надо себя обманывать… Польша должна быть единой и сплоченной. Кресы — это Польша, но, говоря между нами, нужно их внутренне завоевывать во второй раз». А пока не завоевали окончательно, то и нечего вкладываться в местную экономику.
Да и завоевывали умы и сердца белорусов пилсудчики весьма своеобразно — в своем фирменном стиле. Много написано уже и о разгроме Белорусской крестьянско-рабочей громады, и о концлагере в Березе-Картузской. Но только ли это? Фактически белорусам, как и украинцам, евреям, русским, литовцам, приходилось почти ежедневно подвергаться унижениям, доказывать свое право жить на родной земле. С этим сталкивались дети в школе, которые на уроках арифметики могли нечаянно назвать числительные не по-польски и получить за это оплеуху от присланного из центра учителя. Даже депутаты-белорусы польского сейма, решившие проводить агитацию на родном языке. За это можно было легко угодить в «пастарунак». На государственном уровне вводились ограничительные квоты для белорусов при занятии чиновничьих должностей, присвоении офицерских званий.
Пилсудчики назвали свой авторитарный режим санацией, то есть оздоровлением. На деле это оздоровление обернулось для белорусов удушающей атмосферой этноцида — постепенного и систематического уничтожения всего национального на территории мелованной Польши.
Не менее ужасающей была ситуация и в социальной сфере. Правда, следует признать, что магазины в Западной Белоруссии отличались большим разнообразием ассортимента, чем в БССР. Но вот только улучшало ли это жизнь обычных людей? Например, в 30-е годы польские власти зафиксировали, что у местных призывников большие проблемы со здоровьем, причиной чего является недоедание.
Система здравоохранения оставалась неразвитой. Ее уровень можно охарактеризовать как вопиющий. С 1921 по 1938 год количество больничных коек в Новогрудском воеводстве сократилось втрое, в Полесском воеводстве — в 2,5 раза. Не менее контрастно сравнение состояния образования. Все эти факты давно и хорошо известны. Они опубликованы. Белорусская историческая наука сделала очень много для изучения жизни в Западной Белоруссии. И никакие побасенки о том, как «при поляках» двери подвязывают колбасами, не смогут опровергнуть убедительные документальные свидетельства.
Что до пресловутого пакта Молотова — Риббентропа, то здесь в первую очередь необходимо вспомнить другой договор — Рижский. Мало того что он был несправедливым, так политики Второй Речи Посполитой его попросту не выполняли. Процитируем статью 7 этого документа:
«Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права.
Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии».
Ничего из этих обещаний не было выполнено. Пилсудский и его преемники попросту наплевали на свои обязательства. Так что не в этом случае рассуждать о международном праве.
<blockquote style=»text-align: justify;»>Сейчас Беларусь переживает очень интересное время. Август 2020 года встряхнул всех нас, вывел из зоны комфорта. И это сделало наше общество сильнее. Обращение к истории — один из важнейших факторов этого процесса. Расследование дела о геноциде белорусского народа в годы Второй мировой войны, торжество нашей национальной символики и учреждение Дня народного единства — ключевые события не только политической трансформации, но и формирования государственной идеологии.</blockquote>
Она обретает новые смыслы, получает особую энергетику. А день 17 сентября как раз и обладает такой энергетикой — созидающей, объединяющей, победной.
P.s. статья взята с сайта https://www.sb.by/articles/den-kotoryy-izmenil-vsye.html