На сегодня эта публикация уже заработала 22,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Что такое Крещенский сочельник и Навечерие Богоявления
- Что можно делать в Крещенский сочельник
- Что нельзя делать в Крещенский сочельник
- История праздника Крещение Господне
- Традиции и обряды 19 января
- Народные поговорки и приметы 19 января
- Именины 19 января
- Обсуждение
Во вторник, 18 января, в канун праздника Крещения Господнего отмечается Крещенский сочельник, или Крещенский вечер, Голодная кутья. Церковь почитает в эту дату Навечерие Богоявления.
Традиционно это последний день Святок, колядования и гаданий, а также день строгого поста и первого в году освящения воды.
Что такое Крещенский сочельник и Навечерие Богоявления
Крещенский сочельник – вечер перед одним из важнейших христианских праздников – Крещением, или Богоявлением Господним, посвященным событию крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем.
Богоявлением праздник называется потому, что в этот день Господь явил Себя людям в трех Ипостасях: Бог Сын – Иисус, принявший крещение, Святой Дух, сошедший на Него в виде голубя, и Бог Отец – глас из небес, произнесший: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Слово «сочельник«, как считается, появилось благодаря традиции варить в этот день сочиво – кашу из пшеницы с медом и сухофруктами. А «навечерие» обозначает преддверие церковного торжества.
Что можно делать в Крещенский сочельник
- 18 января верующие соблюдают строгий однодневный пост. Как и в сочельник накануне Рождества, есть не принято до первой звезды, а затем, после богослужения, трапезу начинают с постной кутьи (отсюда название праздника – Голодная кутья, Голодный вечер).
- В Крещенский сочельник, как и в Крещение, в храмах освящают воду. В народе ее называют крещенской, или богоявленской.
- Крещенскую воду хранят в Красном углу, рядом с иконами, весь год. Считается, что она имеет целебные свойства и способна оберегать семью от зла.
- Пьют ее натощак в небольших количествах, как правило, с кусочком просфоры и молитвой. А при болезнях это можно делать в любое время. Детей в таких случаях поят каждый час; крещенскою водою также умывают и кропят постель.
- В канун Крещения издавна собирали снег. Считалось, что он в это время, наделен особыми целительными свойствами и не дает испортиться воде в колодцах в течение года.
- В Крещение завершается период Святок, поэтому 18 января является последним днем колядований и традиционных гуляний. Особенно важно делать добрые дела, помогать нуждающимся. А вот гадать не рекомендуется – церковь считает это грехом.
Что нельзя делать в Крещенский сочельник
- Сквернословить, злиться, ругаться, особенно забирая или принимая святую воду.
- Стирать.
- Выносить из дома что-либо.
- Давать деньги в долг.
- Принимать святую воду женщинам в критические дни.
- Есть мясо, рыбу, яйца, молоко, употреблять алкоголь: 18 января соблюдается строгий пост.
История праздника Крещение Господне
Народно-христианский праздник Святое Богоявление, Крещение Господне, отмечается 19 января. Православная церковь в этот день отмечает великий двунадесятый праздник — Крещение Господне и Богоявление. В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане.
Свое второе название — Богоявление — праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца». В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов — водоосвящения, или водокрещения.
В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер.
К Крещению готовились еще накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие.
По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни.
Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так ее выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.
По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.
Традиции и обряды 19 января
Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь — Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».
Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке. После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова.
К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, ее окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу. Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.
Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.
С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке белье. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за белье и выбраться наружу.
Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Ее зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам — между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.
В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал.
Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала. Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.
Сразу после Крещения начинался мясоед — пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились.
Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.
Присматривать невест начинали еще в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни — снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.
Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки, но и ее умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин. Если руки у девушки были холодными, то ее считали больною и неподходящей для брака.
Народные поговорки и приметы 19 января
- Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
- Холодная и ясная погода — к засушливому лету, снежная и пасмурная — к хорошему урожаю.
- Пасмурное небо, большой иней и идущий снег предвещают плодородный год.
- Ясный день — к неурожаю.
- В полдень синие облака — к урожаю.
- Сильные вихри на Крещение поднимаются — к хорошему роению пчел.
- Если день теплый, то хлеб будет густой.
- Звездная ночь — к урожаю гороха и ягод.
- Полный месяц — к полноводию весной.
- Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится еще несколько недель.
- Если идет дождь, то будет дождливо до конца месяца.
- Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
- Собаки много лают — будет вдоволь дичи.
- День удачен для гадания.
Именины 19 января
Иван, Феофан.
Читайте также: Магнитная буря сегодня 18, 19 и 20 января 2022: что ждать в неблагоприятные дни?
Источник obozrevatel.com, rus.team
Крещенский сочельник — народно-христианский праздник, который также известен под такими названиями, как «Навечерие Богоявления», «Крещенский вечер», «Крещенская коляда», «Второй сочельник». Праздничный вечер проходит накануне двунадесятого непереходящего господского праздника «Крещение Господне». Старинный праздник совместил в себе как христианские, так и народные традиции.
Какого числа Крещенский Сочельник в 2022 году
Узнать когда проходит Крещенский сочельник достаточно просто. Ежегодно он отмечается в канун Крещения. Так как Крещение Господне каждый год проходит 19 января, то сочельник, соответственно, проходит вечером 18 января.
В 2022 году выпадает на вторник
Крещенский Сочельник история и традиции
18 января — последний день Святок. Многодневный праздничный комплекс Святки длится от Рождества до Крещения. В последний раз проводятся разнообразные святочные игры. Вторая половина Святок называется «Страшными вечерами». В это время в старину, да и сейчас, принято совершать гадания и различные ритуалы.
Крещенский сочельник — это однодневный пост по церковным традициям. Разрешено есть пищу с растительным маслом подвергнутую тепловой обработке. Пост вовсе не мешает готовить вкусные блюда на стол, так как за всю историю празднования Сочельника их было придумано немало — кутья, блюда из бобов, узвар из сухофруктов, блины, постные пироги.
С чего начинается Крещенский сочельник
В Крещенский сочельник начинается освящение воды. Считается, что вся вода в это время наделена особыми свойствами — священными, очистительными, целебными. Все православные люди каждый год набирают себе святую воду и используют ее потом целый год до следующего Крещения.
Праздник Крещение установлен в честь одного из ключевых событий в истории христианства — крещения Иисуса Христа. Вода в водоёмах становится чистой, не портится целый год, обладает целебными свойствами. Крещенскую воду употребляют в небольших дозах натощак и с молитвой, чтобы очиститься, приобщиться к божественному, для укрепления здоровья и силы духа. Такая вода, по поверьям, не только прогоняет болезни, но также демонов и вражеские наветы. Её дают больным, пьют для общего здоровья с молитвой, очищают свой дом, обрызгивая стены и углы, и так далее.
Освящение воды происходит в ночь на Крещение, то есть в Крещенский сочельник. Воду нужно набирать ночью, ближе и после полуночи, и в сам праздник Крещения 19 января.
За водой верующие идут в церковь, на водоёмы, родник, собирают чистый снег. В деревнях крещенский снег бросают в колодец, чтобы вода весь год была в изобилии и не загнивала.
Многие люди считают, что вода становится чистой и священной везде, однако священнослужители и врачи предостерегают брать воду из нечистых источников, тем более для употребления. К таким нечистым источникам относится и вода из-под крана, в которой большое количество примесей и которую без предварительного кипячения пить опасно для здоровья. Однако такой водой можно совершать те или иные ритуалы, например, окроплять дом для защиты от злых сил, сглаза, недобрых людей. Собранную на Сочельник и Крещение воду хранят рядом с иконами.
Рождественский пост на Крещенский Сочельник
Праздничный вечерний ужин является постным, так как в это время постятся, чтобы подготовиться к важному церковному празднику Крещение Господне. По этой причине на столе должны быть блюда, исключающие пищу животного происхождения — мясо, молоко, яйца. Традиционными блюдами считаются кутья, блины, хлеб, овсяный кисель и др. В качестве традиционных славянских блюд готовят голубцы с грибами, тушёные овощи, вареники, салаты, соленья, пряники.
Верующие знают, что Навечерие Богоявления — это строгий пост. Как и в Рождественский сочельник, рекомендуется не есть целый день до появления первой звезды на небе. После этого можно употреблять постные блюда. Необходимо подчеркнуть, что данное предписание разрешается не соблюдать людям пожилым, у которых есть болезни, беременным и кормящим матерям, детям. Чтобы узнать подробнее о том, можно ли вам соблюдать строгий пост с исключением любой пищи на целый день до вечера, проконсультируйтесь с врачом или служителем церкви, своим духовником.
У праздника есть два основных названия: Навечерие Богоявление — то есть вечер перед праздником, и Крещенский сочельник. Последнее произошло от того, что в этот вечер было принято готовить особое блюдо — сочиво.
В первую очередь людям верующим стоит знать, что Крещенский сочельник, хоть и считается праздником, пировать и предаваться безудержному веселью нельзя.
Это время подготовки к важному церковному празднику, когда нужно соблюдать определённые традиции, как то: строгий пост, молитвы, поход в церковь, набор крещенской воды.
Купание в проруби на Крещение
Ещё одной известной традицией является купание в проруби. Данный обычай не является обязательной процедурой. Купание в проруби было введено у славян относительно недавно, и причиной тому стали Святки, на которых люди рядятся в маски, гадают, совершают другие ритуалы, которые Церковь не приветствует. Чтобы очиститься от святочных игр и гаданий, по сути — греховных дел, в ночь на Крещение люди идут на прорубь и окунаются в освящённую воду.
На Крещенский сочельник существует такая традиция, как чертить кресты на косяках, притолоках, дверях и окнах. Это делают куском угля из печи, мелом или простым карандашом. Такие кресты чертят для того, чтобы защитить дом от нечистой силы.
В старину бытовала традиция, когда по деревням и сёлам, с криками и визгами, молодые люди носились на конях, при этом стегая метлой или кнутом все тёмные закоулки, углы, места, чтобы прогнать нечисть.
Крещенский сочельник — священный праздник, посвящённый крещению Иисуса Христа. В это время нельзя ругаться, обижать людей и животных, обижаться, таить обиду, злиться, охотиться и рыбачить, предаваться унынию.
Народные приметы на Крещенский Сочельник
Поздравления с Крещенским Сочельником 2022
18 января заканчиваются святки и наступает время Крещенского сочельника — на церковном языке этот праздник называется Навечерие Богоявления и Крещения Господня. В этот день верующие готовятся к встрече одного из главных христианских праздников — Крещения Господня (Богоявления), который приходится на 19 января.
Слово «Навечерие» означает преддверие церковного торжества, приготовление к нему, а слово «сочельник» происходит от традиции готовить в этот день особое кушанье — сочиво. Это сладкое блюдо наподобие каши, приготовленное из пшеницы, риса или других злаков и заправленное медом, а иногда еще и изюмом, яблоками, черносливом или орехами.
О других традициях Крещенского сочельника — в материале РЕН ТВ.
История праздника
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января, и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских.
Фото: © ТАСС/Сергей Бобылев
Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Традиции Крещенского сочельника
Крещенский сочельник отмечается в христианских странах с давних времен, хотя и называется у разных народов по-разному.
Через двенадцать дней, а, вернее, в двенадцатую ночь после Рождества Христова, с 18 на 19 января по новому стилю, взрослые и дети выбегали из домов, чтобы увидеть «разверзающиеся небеса». Увидел — загадывай любое желание, все сбудется.
В названии пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» звучит английский вариант наименования Крещенского сочельника — Двенадцатая ночь, исполнение мечты. И она непременно исполнится! Потому что когда-то, две тысячи лет назад, примерно в это самое время года людям была явлена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Именно тогда разверзлись небеса и раздался голос Отца Небесного: «Это Сын Мой Возлюбленный», и Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя.
Фото: © Известия/Артем Коротаев
Пост в день Крещенского сочельника
Из-за важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошел обычай варить сочиво, который не является обязательным, но настолько удобен, что вошел в традицию повсеместно.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. Некоторые христиане не едят вообще, а пьют только немного воды — вплоть до того, как примерно в пять-шесть часов вечера в храме пропоют крещенский тропарь (особое праздничное песнопение). По времени это приблизительно совпадает с появлением на небе первой яркой звезды.
Когда набирают святую воду
В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Фото: © ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов
Вода эта именуется по-гречески «агиасмой», то есть — великой святыней, а в народе — крещенской или богоявленской. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Как употребляют крещенскую воду
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.
При этом читается молитва:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Что нельзя делать в крещенский сочельник
Нельзя встречать Крещенский сочельник в неубранном доме — это плохая примета, поэтому до 18 января обязательно нужно навести порядок.
Фото: © Global Look Press/CHROMORANGE
Запрещено 18 января топтать свежий снег, поскольку в Крещенский сочельник он считается целебным. В старину им умывались, чтобы защитить себя от болезней, собирали его для хозяйственных нужд, а девушки умывались талой водой, чтобы всегда быть красивыми. Также кидали снег в колодец, чтобы в нем не портилась и не пересыхала вода.
В Крещенский сочельник нельзя ссориться, злиться и выяснять отношения — считается, что помириться с родными не удастся как минимум три месяца. В этот день нужно заботиться о своих близких и делать добрые дела.
Не разрешается в сочельник ставить на стол четное количество блюд — это примета к неприятным новостям.
Венчаться и проводить любые другие светские праздничные мероприятия в Крещенский сочельник не рекомендуется.
Нельзя в этот день плакать. Пролитые в сочельник слезы могут притянуть сорок бед.
В Крещенский сочельник не рекомендуется вспоминать умерших, поскольку существует поверье, что они потом каждую ночь будут во сне приходить. Поэтому тому, кто вдруг все-таки упомянул покойника 18 января, нужно тут же прикусить язык.
Фото: © Global Look Press/Tibu/imageBROKER.com
Нельзя отказать кому-либо в просьбе дать воды напиться — иначе лихорадка нападет.
Нельзя 18 января брать и давать в долг как деньги, так и хлеб — иначе весь год пройдет в голоде и бедности.
Нельзя с дурными мыслями набирать крещенскую воду — святая вода от этого теряет свою чудодейственную силу.
Что можно делать в крещенский сочельник
Подмечать сновидения. Считается, что Крещенский сочельник — лучшее время для гаданий. Церковь к подобному относится негативно, такого рода ритуалы считаются грешным делом. Поэтому верующие люди, которые опасались в этот день гадать, присматривались к своим сновидениям — считалось, что крещенские сны способны подсказать, что ждет в будущем.
Загадывать желание. Древняя крещенская примета была связана с водой. С вечера сочельника наполняли таз. Ровно в полночь смотрели на воду — если она колыхнулась или пошла рябью, бежали на улицу и загадывали желание, обращаясь к небу. Верили, что в крещенскую ночь небеса разверзаются и внемлют просьбам, а значит все, что загадано таким образом, обязательно сбудется.
Фото: © Global Look Press/John Knill/moodboard
Приметы в крещенский сочельник
Множество примет в Крещенский сочельник связано с погодой. Например, год будет урожайным, если в этот день поднимется метель.
Также ожидается богатый урожай, если в сочельник ветви деревьев погнутся от снега, а если снега мало — значит, летом будет мало ягод и грибов.
Какая погода в Крещенский сочельник — такая и на Масленицу будет.
Сильный ветер дует с юга — летом будут частые грозы.
Полнолуние в этот день к сильному половодью, а новолуние — к сохранению крещенской погоды в ближайший месяц.
Утренний снегопад 19 января обещает, что грядущий год будет богатым. И это касается не только урожая, но любых видов прибыли.
Фото: © Global Look Press/Svetlana Vozmilova
Древние славяне верили, что люди, крещенные 18 и 19 января, будут под особой защитой Господа.
Сватовство в крещенские дни сулило паре счастливую жизнь в будущем.
Любые сделки и договоренности, заключенные в эти дни, принесут успех и прибыль.
Обряды в крещенский сочельник
Многие люди верят, что в Крещенский сочельник и, конечно, на следующий день, в Богоявление, вода приобретает целебную силу, что она способна очистить душу и тело от негатива, вернуть душевное спокойствие, придать человеку жизненную силу.
Поэтому купание и обряды, проводимые на Крещение, приобретают особенную силу, помогая людям достичь здоровья и желанных благ.
Считается, что вся вода, даже в любом ручье или реке, будет в эти два дня святой, наделенной чудодейственными свойствами.
Фото: © Global Look Press/Meinrad Riedo/imageBROKER.com
В ночь с 18 на 19 января люди просят у Высших сил любви, здоровья, удачи, благосостояния. Этот обряд надо проводить на улице, глядя на небо. Направленные к Богу молитвы наделены огромной силой, народ считает, что именно в эту ночь «открываются» небеса.
Гадания в Крещенский сочельник
Крещенский сочельник — последний день святочных гаданий, поэтому молодые люди в ночь на Крещение проводили последние посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки по традиции гадали на суженого и будущее. Гадания на башмачках, свечах, тенях, с зеркалом и многие другие проводят и в наши дни.
Поскольку церковь называет это занятие большим грехом, то считается, что после него надо обязательно окунуться в крещенской проруби.
Гадание на суженого
Незамужние девушки во все времена были готовы на все, чтобы узнать, за кого выйдут замуж. Многие совершали этот простой ритуал. Прежде чем лечь спать в Крещенский сочельник, расчесывали волосы с одной стороны головы и произносили фразу: «Суженый, ряженый, приди и расчеши меня», после этого клали расческу под подушку. Наутро должен присниться жених. Сразу после пробуждения нужно постараться вспомнить, кого видели во сне.
Фото: © commons.wikimedia.org
Есть еще один способ. Поздно вечером выходили на улицу и спрашивали имя у первого встречного мужчины. Многие девушки верили, что именно так и будут звать их будущего мужа.
Гадание на желание
В Крещенский сочельник пишут на маленьких листочках 12 заветных желаний, а затем кладут их под подушку. Проснувшись, вытягивают три листочка. Те желания, которые на них написаны, должны непременно сбыться.
Есть и такой вариант: рассыпают на стол фасоль или орехи, загадывая при этом желание, а затем пересчитывают их. Если получится четное число, то желание обязательно исполнится.
Гадание по звукам
Несколько девушек в ясный лунный крещенский вечер ходили к дверям запертой церкви и прислушивались к звукам: кому-то мерещился или венчальный хор, или заупокойная служба. Замужество означал звук колокольчика, а глухой стук — скорую смерть.
Гадание по башмачку
«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали» — классические строки из баллады Василия Жуковского знает, наверное, каждый. Гадание с башмачком (туфелькой, валенком) — самое распространенное Крещенское гадание. Считалось, в какую сторону смотрит носок упавшего наземь башмачка, в такую сторону уведет невесту суженый. Башмачок нужно снять непременно с левой ноги. Если башмачок упадет в сторону дома — замужества в этом году не предвидится.
Фото: © commons.wikimedia.org
Гадание на булочках
Девушки гадали на булочках, кто скорее замуж выйдет, при помощи собаки. Каждая из дома приносила булочку, их выкладывали в ряд, а потом запускали голодного пса. Чью булку он хватал первой — та первой и замуж выйдет.
Гадание по теням о судьбе
Для этого гадания нужно смять лист бумаги, положить его на блюдце и поджечь. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Рассматривая тень от сгоревшей бумаги, можно попытаться узнать свое будущее.
Новости технологий » Общество » Крещенский сочельник 18 января 2022 – что за день, как провести, что можно и нельзя делать
Содержание новости
- Крещенский сочельник: что это такое, история праздника
- Крещенский сочельник: православные традиции и обычаи
- Что подать на стол в Крещенский сочельник
- Сочиво — рецепт приготовления из пшеницы
- Сочиво — рецепт приготовления из риса
- Что нельзя делать в Крещенский сочельник 18 января
- Крещенский сочельник — славянские обычаи в Крещенский вечер
- Крещенский сочельник: приметы и поверья
- Как гадали на Крещенский сочельник
- Крещенское гадание на исполнение желания
- Приметы на погоду в Крещенский сочельник
Крещенский вечер или Крещенский сочельник — день народного календаря у славян, отмечаемый 18 января. Завершаются Святки. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года.
Крещенский сочельник: что это такое, история праздника
В Русской Православной Церкви этот день называется Навечерие Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Крещенский сочельник: православные традиции и обычаи
Накануне Крещения соблюдали строгий пост. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник прозвали «голодною кутьей». На праздничном столе обязательно присутствовали кутья, овсяный кисель и блины. На Крещение блины несли в хлев для домового, чтобы обеспечить благополучие для скота. Крестьяне ели блины, чтобы в наступившем году был хороший урожай хлеба.
Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла — Рождество — Сочельник — Крещение — особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.
Крещенский сочельник – день строгого поста и покаяния. Пост подготавливал верующих к празднику Крещения Господня, который всегда отличался пышностью и торжественностью. Освящение воды занимает в нем главное место. Совершается два обряда освящения воды: один накануне праздника – внутри храма, другой – в день Крещения – на ближайшем водоеме.
Считается, что крещенская вода дает здоровье, освящение, благословение и очищение. На Крещение в полночь ходили за водой на реку. Существует поверье, что в это время вода в реках колышется. В чашу с вечера наливали воду, в полночь она должна была сама колыхнуться. Если так и произошло, то это добрый знак – значит, человек увидел явление Господне.
В Крещенский вечер собирали снег. Считается, что он исцеляет болезни. Его использовали для умывания, поэтому воду из него долго хранили. Также считалось, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как надо. Снег собирали и для бани: «Снеговая баня красоты добавит». Верили, что если снег, собранный в этот вечер, бросить в колодец, то вода в нем на протяжении всего года не испортится и не пересохнет.
Что подать на стол в Крещенский сочельник
Праздничный ужин в крещенский сочельник называли «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.
Вечером было принято кушать сочиво. До начала XX века на Руси это блюдо (как и кутью) готовили, в основном, из зерен ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Именно поэтому многим городским жителям больше знакомы кутья и сочиво, приготовленные из риса.
Чтобы сочиво получилось сочным, есть несколько верных способов. Сначала зерна пшеницы замачивают, а потом кладут в чугунок и заливают большим количеством воды. Чугунок отправляют в духовку на 2,5-3 часа томления. После чего зерна получаются мягкие и вкусные. Ещё очень важно быстро залить зерна горячей сытой (раствором меда с водой). Тогда сочиво получается действительно сочным.
На сочиво никогда не зовут гостей. Кашей можно угостить родных и близких, принеся им домой. Каждому члену семьи нужно съесть хотя бы ложку такого блюда перед основным приемом пищи.
Сочиво готовят не только из риса, но и из зерен ржи и пшеницы. Считается, что каждый ингредиент блюда несет свое сакральное значение. Например, пшеница символизирует плодородие и новую жизнь. Мед олицетворяет сладость бытия и разнообразные блага. Орехи — это символ достатка и изобилия. А изюм — это единство мужской и женской энергий. Мак символизирует богатство, а сухофрукты — красоту.
Сочиво — это целебное блюдо, способствующее очищению организма от токсинов. Его ингредиенты улучшают работу желудка и запускают процессы сжигания жира.
Сочиво — рецепт приготовления из пшеницы
Для приготовления блюда вам понадобится:
- 1 стакан зерен пшеницы;
- 100 г ядер грецких орехов;
- 100 г мака;
- 1-3 ст. ложки меда;
- сахар по вкусу.
Способ приготовления:
- Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе используя деревянный пестик, во время этого периодически подливая немного теплой воды, чтобы отошла оболочка пшеницы.
- Затем ядро отделяют от шелухи, просеивают и промывают.
- Из чистых зерен на воде варят обычную рассыпчатую жидкую постную кашу, охлаждают и добавляют по вкусу сахар.
- Отдельно растирают мак, чтобы получить маковое молочко, добавляют мед, перемешивают и добавляют к пшенице.
- Если каша получилась густая, её можно разбавить кипяченной охлажденной водой.
- В конце нужно добавить толченые ядра грецких орехов.
Сочиво — рецепт приготовления из риса
Необходимые ингредиенты:
- 1,5 стакана риса;
- горсть миндаля и фундука;
- 3 ст. л. жидкого меда;
- 40 г мака;
- 0,3 стакана изюма без косточек;
- ломтик лимона;
- небольшой апельсин.
- Рис тщательно промывают несколько раз и доводят до кипения.
- Промыв крупу еще раз, отваривают до готовности, посолив после закипания.
- Сливают с риса лишнюю воду через сито.
- Изюм заливают кипятком и дают настояться 10 минут.
- Измельчают на терке фундук и миндаль или рубят в блендере.
- Отваривают мак в течение 15 минут до испарения жидкости.
- Выжимают сок из апельсина и лимона.
- В мак добавляют мед и перемешивают до получения однородной массы.
- Смешивают рис и мак.
- Добавляют ореховую смесь и изюм.
- Поливают блюдо соком.
- Кладут на тарелку кулинарное кольцо и заполняют получившейся смесью.
- Сочиво украшают остатками орехов и изюма.
Употребление многих продуктов перед Крещением под запретом. Пост длится с вечера 17 января. В связи с этим нельзя употреблять мясные и рыбные блюда. К тому же следует исключить из рациона алкоголь и молочную продукцию.
В Крещенский сочельник нельзя переедать и устраивать шумные вечеринки. Желательно отказаться от просмотра развлекательных программ по телевизору.
Еще 18 января нельзя стирать и выметать мусор из углов.
В этот день не следует ссориться с родными и близкими, а также сквернословить.
Крещенский сочельник — славянские обычаи в Крещенский вечер
Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати»).
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд.
Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.
Болгары в Крещенский сочельник устраивали последний святочный ужин (болг. кадена вечеря): к постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух святочных трапез.
Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб летница (хорв. letnica), который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения.
Словенцы пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (словен. poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми.
В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла.
Чтобы «увидеть» Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнётся ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится».
В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую тщательно оберегают. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умываются снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».
Снег этого сочельника считается целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.
Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году».
Женщины в Крещенский сочельник собирали снег, который использовали для лечения различных болезней и для беления холстов. Собранный в поле снег опускали в колодец, чтобы сохранить в нем воду в течение года.
Сербы говорят, что ночью небо открывается, и все воды в этот момент прекращают течь, останавливаются. Некоторые даже считают, что и ветер перестаёт дуть, и вся вода превращается в вино. Кто в этот момент зачерпнёт воду, то она останется вином и будет лекарством от всех болезней.
Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин идёт вечером босиком в сад и перевязывает деревья, чтобы «не боялись мороза» и приговаривает дереву: «Я босой пришёл, не боясь мороза, и ты не бойся».
Святки подходят к концу, и с ними — страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.
Сохранились известия о русском обычае Кликанья плу́ги, связанном с пахотой, проводившемся на Крещенский вечер, а с введением нового года с 1 января — на Васильев вечер.
Крещенский сочельник: приметы и поверья
«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. В этот период возможно общение с иным миром и нечестью, которая норовит проникнуть в жилище оборотнем в любом обличье: собаки, кошки, змеи, свиньи. Но зачастую оборотни проникают в дом в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца, могут принять облик знакомого – родственника или соседа.
Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.
Славяне год делили на две половины – зиму и лето. Периоды межсезонья – осень и весна – считались «временами между временами». В эту пору природа находится на грани жизни и смерти. Наши предки считали, что в периоды «межвременья», к которым также относятся полночь и полдень, духи и души проявляют особую активность. По поверью древних, в эти временные отрезки люди, изменив свой облик, могут побывать в ином мире и вступить в контакт с нечистой силой в ущерб или на благо себе. Человеку стоило лишь накинуть шкуру какого-то животного или украсить себя другими атрибутами природы, и он, оставаясь человеком, в то же время превращался в другое существо или предмет, являясь одновременно «ни тем и ни другим».
Со временем в сознании людей развилось представление, что одни люди более способны к подобным превращениям, а другие – менее. У более способных получается быстро и непосредственно контактировать с силами природы, то принося людям пользу, то нанося им вред. На почве этих размышлений и возникла вера в оборотней.
Наши пращуры верили, что волки, нападающие холодными зимами на людей – это «волколаки» (люди, способные с помощью колдовства превращаться в волков). В славянской мифологии, волколак, вурколак, волкодлак – оборотень, т.е. человек способный превращаться в волка. Чтобы это сделать, ему надо было кувыркнуться через пень либо воткнутый в землю нож или осиновый кол. Люди верили, что человека можно заколдовать и превратить не только в волка, а ещё и в медведя, которые потом могут обернуться кошкой, собакой или пнем. Основная примета волколака – шерсть на теле. Он отличается от настоящих волков тем, что задние ноги у него сгибаются в коленях вперед, как у человека. По старинным преданиям, оборотни способны превращаться в упырей, а во время затмения съедать солнце или луну.
Чтобы защититься от проникновения в жилище оборотня, на всех дверях и оконных рамах ставили мелом знаки креста. Испокон веков крест считают надежной защитой от всего бесовского. Поэтому в старину в Крещенский сочельник обязательно мелом рисовали кресты на дверях, стенах, притолоках строений (дом, сарай, хлев и пр.), а у колодцев кресты выкладывали из щепок. Считалось, что этот обряд поможет защитить дом от неприятностей, дурного глаза, нечистой силы и молнии.
Мел для окрещивания домов вместе с водой святили в церкви. В побеленных хатах кресты ставили углем или скипидаром. Чтобы защитить скотину от всего дурного, её кропили святой водой. Верили, что если этого не сделать, нечисть будет сильно мучить животных.
Накануне Крещения скот кормили хлебом, на верхней корке которого рисовали крест. В южных регионах хозяин нередко совершал во дворе ритуальный обход скотины с топором в руках, а потом топор перебрасывал через собравшихся вместе животных.
По мнению православных людей, в Крещение и накануне праздника чудодейственной силой обладала не только освященная вода, но и вообще любая вода, набранная из природных источников и даже снег. Считается, что такая вода может находиться несколько лет в закрытом сосуде и не испортиться. Крещенской водой окропляли улья и поили скот, чтобы он лучше размножался и не болел.
Как гадали на Крещенский сочельник
На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Девушки выходили за ворота ворожить на первого встречного:
- встретить молодого парня – к скорому замужеству;
- повстречать старика – не к добру.
Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считаются пророческим. Поэтому по пробуждению, обязательно вспомните, что вам приснилось.
Гадали на урожай. По поверью, иней в крещенскую ночь падает на те хлеба, которые уродятся в следующее лето, а те, урожай которых будет плохим, останутся сухими. Для этого на ночь на улицу выставляли в чашках разное зерно, а утром осматривали: на какое пал иней, тому родится.
Крещенское гадание на исполнение желания
В Крещенский сочельник можно погадать на исполнение желания. Для этого вечером перед иконами зажгите свечу, и помолитесь, попросив у высших сил покровительства и защиты. Потом на отдельном листе бумаге запишите по одному своему желанию. В общей сложности их должно быть не больше десяти. Желания должны быть осуществимыми и реальными. Перед сном листочки положите под подушку.
Утром трижды умойтесь крещенской водой и скажите:
«Загаданное желание пусть в волшебную ночь сбудется,
Все, что приснилось хорошего, никогда не позабудется.
Сглаз и дурной сон смоет крещенская вода,
И всё дурное уйдет из моей жизни навсегда».
После этого из-под подушки не глядя достаньте одну бумажку. Желание, написанное на ней, обязательно исполнится в ближайшее время.
Приметы на погоду в Крещенский сочельник
- Если в этот день метель, то мести ей и через 3 месяца. Ещё метель на Голодную кутью указывает на то, что пчелы будут хорошо роиться.
- Собаки много лают в этот день – значит, будет много дичи.
- Если утром снег идет, гречка хорошо уродится.
- Чистое и ясное небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.
- Звезды ярко блестят – хлеб будет хороший.
- Полный месяц на Крещенский сочельник – к полноводью весной.
- Если звезд на небе не видно, то грибы не уродятся.
Крещение Господне – что значит этот день для православных? Мы расскажем об истории и традициях праздника.
Содержание статьи
- Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2023 году
- Что это за праздник?
- Предпразднество Богоявления
- Навечерие Богоявления
- Особенности богослужения в Навечерие праздника
- Великие часы Крещения Господня и их содержание
- Вечерня в день Навечерия праздника
- Великое освящение воды
- Прославление праздника
- Великая Агиасма
- Всенощное бдение праздника
- Литургия в день Богоявления
- Крещение. Даты
- Крещение Господне. О Богоявлении на «Правмире»:
- Крещение Господне. Фильмы о Богоявлении:
Богоявление, или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2023 году
Что это за праздник?
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…» «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
Богоявление
«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… » Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».
Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони…»
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».
«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше». Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.
Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» — Иоанна. Заканчивая предпраздненственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».
Читайте также — На Крещение Господне в сельском храме
Предпразднество Богоявления
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).
Навечерие Богоявления
Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.
В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.
Особенности богослужения в Навечерие праздника
Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение.
Великие часы Крещения Господня и их содержание
Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).
Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).
Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).
Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
Вечерня в день Навечерия праздника
Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее.
Великое освящение воды
Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV — V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.
По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.
Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.
Прославление праздника
В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.
Читайте также — Крещение Господне: глыба греха и камертон Истины (+видео)
Великая Агиасма
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…»
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду».
Всенощное бдение праздника
Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
На утрени, по полиелее — величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».
Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». (В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем»).
Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).
К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.
Литургия в день Богоявления
В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).
На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».
Крещение. Даты
Крещение в 2023 году — 19 января
Крещение в 2024 году — 19 января
Крещение в 2025 году — 19 января
Крещение Господне. О Богоявлении на «Правмире»:
- Крещение Господне
- Крещение Господне: Освящение воды есть освящение нашей жизни +ВИДЕО
- Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
- Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики
Крещение Господне. Фильмы о Богоявлении:
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.