19 ноября праздник дефектолога

Свой профессиональный праздник дефектологи Российской Федерации отмечают с 2004 года. Дефектолог сегодня – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ведет работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии. В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли...

Свой профессиональный праздник дефектологи Российской Федерации отмечают с 2004 года.

Дефектолог сегодня – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ведет работу с детьми, испытывающими трудности в обучении. Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики и психологии.

В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью. В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, а в 1807-м – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентине Гаюи. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей. А в 1858 году доктор Фридрих Плятц открыл в Риге лечебно-педагогическое заведение для умственно-отсталых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно. Наибольшие успехи были достигнуты в работе с глухонемыми детьми.

Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения.  Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих учёных отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии АПН (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. Ведется работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л. С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.

Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-тифло-олигопедагогики становятся ее отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов ведется на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода, которые отвечали запросам общества и соответствовали проводимым реформам отечественного образования.

Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века становится и по сей день является Институт коррекционной педагогики РАО, в котором ведется научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам.

Сегодня специальность «Специальное (дефектологическое) образование» можно получить в 113 вузах Российской Федерации. Педагоги-дефектологии очень востребованы в школах-интернатах, детских центрах, детских садах, санаториях, специализированных школьных учреждениях, медицинских центрах страны.

19 ноября ежегодно отмечается «Международный день дефектолога» — профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения. Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.

Невероятно важно дать ребёнку инструмент, который поможет ему ориентироваться в окружающей действительности, не бояться её, а уметь с ней взаимодействовать. Именно этим и занимаются такие специалисты как дефектологи — помогают детям и подросткам с особыми образовательными потребностями обрести уверенность в себе, справиться с существующими проблемами, сформировать умения и навыки необходимые для усвоения материала.

Сегодня, в Международный день дефектолога, сотрудники министерства общего и профессионального образования поздравляют всех, кто связан с этой уникальной научной отраслью и желают постоянного развития, творческого подхода к выполнению профессиональных задач и больших успехов в делах!

19 ноября отмечается Международный день дефектолога. Что это за специалист? Кому и чем помогает, и чего ждут от него родители?

В этот день, хотелось бы рассказать об учителях-дефектологах (тифлопедагогах), работающих в детском саду компенсирующего вида № 4 «Солнышко».

«Солнышко» является коррекционно-образовательным учреждением, где одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление проблем в психофизическом развитии детей с нарушенным зрением. Эту работу, учитывая индивидуальные особенности детей, проводят специалисты — тифлопедагоги: Кузнецова Наталья Павловна, Каретникова Евгения Геннадьевна, Гацко Марина Анатольевна, Кузуб Елена Анатольевна.

Все специалисты имеют высшую категорию, большой стаж и опыт работы, а также постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень. В детском саду за каждой группой закреплен свой учитель-дефектолог. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку.

Работа педагогов весьма разнообразна. Индивидуально для каждого ребенка специалисты подбирают направления и методы коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида зрительного нарушения. Работа дефектолога в детском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, ориентироваться в пространстве, приобщать к общечеловеческой культуре и многое другое.

Учитель — дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу, чтобы наши дети могли достичь максимально возможных для них результатов в развитии, социализации и обучении.

19 ноября — Международный день дефектолога

День дефектолога в Российском календаре праздников появился в 2004 году. Дефектолог — специалист, который помогает ребёнку постигать окружающий мир через предметы и слова. Как важно дать ребёнку инструмент, который поможет ему ориентироваться в окружающей действительности, не бояться её, а уметь с ней взаимодействовать. Адаптация особенных детей в общество — нелёгкая задача, которая стоит перед специалистами — дефектологами.
С праздником, дорогие дефектологи!!! Желаем вам оптимизма, улыбок, удовлетворения от вашего нелёгкого труда, удачи, здоровья, счастья!!! 

Блог учителя-дефектолога Крот Натальи Вячеславовны!: 10/04/19

Уважаемые родители, позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Существуют признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста.

1. Ребенок развивается с задержкой.

2. Ребенок перенес серьезные заболевания.

3. У ребенка есть неврологические заболевания.

4. Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.

5. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

6. Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к учителю-дефектологу.

Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Коллектив МКУДО «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»

Поздравляет учителей – дефектологов с профессиональным праздником!

Не простое у Вас ремесло,

Но добро, что оно принесло

Самых крупных алмазов ценней —

Это счастье и радость детей.

Дефектолог — основа основ!

Это каждому ясно без слов.

Поздравляем мы с праздником Вас!

Чтоб счастливым был каждый Ваш час!

Дефектолог – это специалист педагогического профиля, который занимается обучением воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития.

Общие сведения о дефектологии

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.).

Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).

К задачам дефектолога относятся:

  • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
  • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
  • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
  • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
  • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
  • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

  • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
  • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
  • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
  • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

Какими органами занимается дефектолог

Дефектолог занимается развитием и обучением детей с различными нарушениями, поэтому к сфере деятельности этого специалиста относятся патологии:

  • органов речи (неба, ротовой и носовой полости, губ, небного язычка, голосовых связок);
  • органов слуха (перепончатый лабиринт и др.);
  • опорно-двигательной системы;
  • органов зрения;
  • мозга, вестибулярного аппарата, нервной системы.

Что лечит дефектолог

Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:

  • Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
  • Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
  • Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
  • Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
  • Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
  • Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
  • Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
  • Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
  • Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
  • Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.

Помощь дефектолога также требуется детям:

  • С глухотой (возможность полноценно воспринимать речь отсутствует). Врожденное или приобретенное в раннем детстве нарушение слуха при глухоте носит двусторонний характер и приводит к отклонениям в психическом развитии.
  • Слабослышащим. Тугоухость является стойким двусторонним снижением слуха, которое вызывает трудности при восприятии речи. Нарушения слуха могут быть слабовыраженными (затруднения возникают при восприятии шепота) и выраженными в значительной степени (ограничено восприятие разговорной речи обычной громкости). Остаточный слух позволяет накапливать ограниченный словарный запас, но при раннем развитии патологии речь у ребенка не развивается.
  • Слепым или со слабым зрением. При аномалиях развития органов зрения зрительное восприятие становится невозможным или сильно ограниченным (остаточное зрение сохранено), что провоцирует развитие вторичных отклонений и вызывает трудности с усвоением конкретного значения слов.

Кроме того, дефектолог занимается коррекцией различных нарушений при:

  • Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом стойком хроническом синдроме у ребенка выявляют плохую концентрацию внимания, гиперактивность и отсутствие контроля поведения (импульсивность), могут наблюдаться трудности при восприятии информации и снижение интеллекта.
  • Раннем детском аутизме (РДА). Этот всесторонний дефицит социального общения и взаимодействия связан с нарушениями развития головного мозга. Сопровождается ограничением интересов и склонностью к повторяющимся действиям.
  • Умственной отсталости (УО) – задержке или неполном развитии психики, которые проявляются нарушением интеллекта, речи, эмоций, моторики и воли. Носит врожденный или приобретенный характер, различается по степени выраженности (идиотия, дебильность и др.).
  • Детском церебральном параличе (ДЦП) – хроническом непрогрессирующем симптомокомплексе двигательных нарушений, которые развились в связи с поражениями головного мозга в перинатальном периоде.

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Этапы консультации

Консультация дефектолога включает:

  • Изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов.
  • Проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций (возможно привлечение к процессу диагностики психолога или психотерапевта). Оценивается понимание речи, способность вступать в социальный контакт, привычки и поведение, уровень интеллекта, речевые навыки, соответствие письма и чтения возрасту. Также проверяют концентрацию внимания, память и эмоционально-волевую сферу, изучается тип семейного воспитания.
  • Формирование индивидуального коррекционного плана занятий с учетом результатов диагностики. Также даются рекомендации родителям по поводу развивающих занятий в домашних условиях.

Поскольку на прием к дефектологу обычно направляют другие узкие специалисты после установления диагноза, на первый прием рекомендуется взять медицинскую карту ребенка и результаты всех имеющихся обследований.

При необходимости дефектолог направляет ребенка на дополнительные обследования — ЭЭГ, УЗИ головного мозга, нейросонографию, допплерографию и др.

Диагностика

Диагностика проводится с учетом обследований органов зрения и слуха – при наличии проблем с речью или при патологиях слуха предлагаются задания наглядного характера (речевые инструкции сведены к минимуму), а при снижении зрения предлагаются в устной форме.

При диагностике используются:

  • метод беседы, в процессе которой уточняются особенности представлений ребенка о себе и явлениях окружающего мира, привычках, страхах и уровне адаптации (вопросы задаются в понятной для ребенка форме);
  • метод наблюдения, при использовании которого дефектолог наблюдает за игровой деятельностью ребенка;
  • проективные методики;
  • тесты (чаще всего используется адаптированный для детей тест Д. Векслера);
  • экспериментально-психологические методики.

При проведении обследований дефектолог обращает внимание на эмоциональную реакцию ребенка на обследование, адекватность восприятия инструкций и целей задач, характер деятельности при выполнении и реакцию на помощь при решении задачи, эмоциональную реакцию на результат выполнения задания и т.д.

Лечение

Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их компенсировать и корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально, занятия проводятся в непринужденной, игровой форме.

Для коррекции дефектов может использоваться:

  • Томатис-терапия, при которой используется запрограммированное воздействие звуковыми волнами (стимулирует развитие речи, повышает обучаемость, память и т.д.);
  • песочная терапия, позволяющая корректировать эмоциональное состояние, развивать моторику, устранить заикание и др.;
  • общение при помощи карточек при наличии расстройств аутического спектра;
  • упражнения, помогающие развивать познавательные способности;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику или различные виды мышления и т.д.

Для устранения дефектов речи и письма подбираются индивидуальные упражнения, выполнение которых также повышает концентрацию внимания и улучшает память.

При необходимости ребенок направляется к детскому психологу, а для родителей проводится консультация семейного психолога с целью коррекции стиля воспитания.

Ссылка на статью: https://liqmed.ru/doctor/defektolog/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 19 ноября праздник артиллерии почему
  • 19 ноября праздник 1942
  • 19 ноября международный мужской день история праздника
  • 19 ноября какой праздник каких войск
  • 19 ноября какой праздник день туалета