Икона Божией Матери «Взыграние» (Угрешская) – чудотворное изображение Пресвятой Богородицы, которое принято почитать 20 ноября. По традиции, в церковный праздник следует соблюдать обычаи и запреты. Что нельзя делать сегодня, узнали «Дни.ру».
ПО ТЕМЕ
История
20 ноября 2022 года народ вспоминает знамение Николо–Угрешской обители, где в конце 18 века явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». Событие по решению Церкви нашло отражение в православном календаре. Таким образом ежегодно стал отмечаться церковный праздник. Увы, после революции обитель разорили, и икона исчезла — сегодня существуют лишь копии.
Ныне Николо-Угрешский монастырь находится в городе Дзержинском в Подмосковье. Там около 20 лет назад появился еще один святой лик Пресвятой Богородицы. Верующие передали в обитель
список с иконы Божией Матери «Взыграние», который близок к оригиналу.
Обычаи и традиции
Издавна икона Божией Матери «Взыграние» почиталась как чудотворная. По преданию, она помогала беременным вынашивать и рожать здоровых детей. Также к ней обращались бездетные пары, у которых не получалось зачать ребенка. 20 ноября 2022 года в церковный праздник православные читают молитву перед этим образом Пресвятой Богородицы. Считается, что сегодня Дева Мария может даровать чадо бесплодным и больным.
Что нельзя делать сегодня
Запреты в первую очередь касаются беременных женщин. Им нельзя сегодня сквернословить, предаваться унынию, таить злобу, муссировать негатив и ставить себя превыше других. А еще особам «в положении» 20 ноября нельзя бездельничать, чтобы будущий ребенок не вырос лентяем.
Что касается остальных православных, им достаточно не нарушать заповедей Христа и развивать в себе милосердие, сострадание к ближним. Не обязательно ходить в церковь, стоять на коленях и вымаливать перед иконой Божией Матери «Взыграние» свои грехи. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь, поэтому в церковный праздник старайтесь действовать во благо другим, а не праздно швырять деньгами и ублажать без того раздутое эго.
Поста
нет.
Глас
6-й
Мчч. Иеро́на, Иси́хия, Ника́ндра, Афана́сия, Мама́нта, Варахи́я, Каллини́ка, Феаге́на, Ни́кона, Ло́нгина, Фео́дора, Вале́рия, Ксанфа, Феоду́ла, Каллима́ха, Евге́ния, Феодо́ха, Остри́хия, Епифа́ния, Максимиа́на, Дуки́тия, Клавдиа́на, Фео́фила, Гига́нтия, Дорофе́я, Феодо́та, Кастри́кия, Аники́ты, Феме́лия, Евти́хия, Иларио́на, Диодо́та и Амони́та, в Мелитине пострадавших (III); прп. Ла́заря Галисийского, иеромонаха (1053).
Прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550); Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649); мч. Феодо́та Анкирского, корчемника (303); мч. Меласи́ппа, мц. Каси́нии и сына их, мч. Антони́на (363); мчч. Авкта, Таврио́на и мц. Фессалони́кии.
Сщмчч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, Михаила Адамонтова, Алекса́ндра Ильинского, Алекса́ндра Курмышского, Михаила Гусева, Алекса́ндра Крылова, Николая Романовского, Алекси́я Молчанова, Павла Борисоглебского, Васи́лия Краснова, Павли́на Старополева, пресвитеров, Иоа́нна Мошкова и Вениами́на Владимирского, диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Се́ргия (Зверева), архиепископа Елецкого, Николая Троицкого, пресвитера и мч. Гео́ргия Юренева (1937); Обре́тение мощей сщмч. Константина (Голубева), Богородского, пресвитера (1995).
Икона Божией Матери: «Взыграние» (Угрешская) (1795).
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 6
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 6
Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.
Перевод:
Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
Мученикам в Мелитине пострадавшим
Тропарь мученикам в Мелитине пострадавшим, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам в Мелитине пострадавшим, глас 8
Ли́к му́ченический я́сен, по́лк светоно́сен, соше́д к на́м разу́мно, Це́рковь дне́сь просвети́л е́сть чу́дными заря́ми. Те́мже, пра́зднующе честну́ю па́мять и́х, про́сим от Тебе́, Спа́се на́ш: те́х моли́твами от бе́д изба́ви на́с, да пое́м Ти́: аллилу́ия.
Перевод:
Собрание мучеников торжественное, воинство светоносное, духовно спустившись к нам, Церковь просветило чудесным сиянием. Потому, празднуя почитаемую память их, просим у Тебя, Спаситель наш: «По их молитвам избавь нас от бед, да поем Тебе: Аллилуйя».
Преподобному Лазарю Галисийскому
Тропарь преподобному Лазарю Галисийскому, глас 8
Бде́нными моли́твами,/ тече́ньми сле́зными столп омочи́л еси́,/ и из глубины́ воздыха́ньми/ во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ па́стырь, всем подая́ проще́ние,/ преподо́бне о́тче наш Ла́заре:/ моли́ся Христу́ Бо́гу// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Неутомимыми молитвами, потоками слез ты столп омочил, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и был пастырем, всем подающим прощение, преподобный отче наш Лазарь, молись Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак преподобному Лазарю Галисийскому, глас 4
Я́ко свети́льника превели́каго/ Це́рковь Христо́ва сла́вит тя с весе́лием псало́мски./ Те́мже не преста́й моля́ся Христу́// да́ти всем прегреше́ний проще́ние.
Перевод:
Как превеликое светило, Церковь Христова славит тебя, радуясь в псалмопениях. Потому не переставай молиться Христу дать всем прощение прегрешений.
Преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) чудотворцу
Тропарь преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) чудотворцу, глас 8
Бо́жиим Ду́хом подвиза́емь,/ слез твои́х ту́чами изсо́хшее напои́л еси́,/ и безпло́тное в пусты́ни житие́ показа́л еси́,/ и е́же из глубины́ се́рдца бо́дренными моли́твами и посто́м/ благодея́ния труды́ уплодоноси́л еси́,/ и вселе́нную всю просвети́л еси́ сия́нием чуде́с твои́х,/ о́тче наш Кири́лле.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Руководимый Божиим духом, слез твоих ливнями ты напоил все иссохшее и явил бесплотное житие в пустыни, благодетельными трудами — неусыпными молитвами из глубины сердца и постом — ты уплодоносил ее и всю вселенную просветил сиянием чудес твоих, отче наш Кирилл. Моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) чудотворцу, глас 8
Взбра́нному и кре́пкому адама́нту,/ прогони́телю бесо́в, но́вому чудотво́рцу/ победи́тельная, страсте́й злых свободи́вшеся,/ благода́рственная воспису́ем ти, о́тче наш Кири́лле./ Но я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Христо́ва,/ ве́рою чту́щих тя, град же и лю́ди, моли́твою твое́ю сохраня́й,// ты бо еси́ ста́ду твоему́ похвала́ и утвержде́ние.
Перевод:
Храброму и крепкому алмазу, прогонителю бесов, новому чудотворцу, освободившиеся от злых страстей, воспеваем победную и благодарственную песнь, отче наш Кирилл. Но как имеющий дерзновение у Престола Христова, с верой почитающих тебя, город же и людей, молитвой твоей сохраняй, ибо ты для стада своего слава и сила.
Молитва преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) чудотворцу
О, вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, Кири́лле блаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ственном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́: при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ри́зе лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м: улучи́м же на Небеси́ неконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) на обретение мощей
Тропарь преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) на обретение мощей, глас 8
Я́ко свети́льник яви́лся еси́ всесве́тел/ во ото́це Но́ва е́зера на Кра́сном о́строве,/ преподо́бне о́тче Кири́лле,/ ты бо крест Христо́в на ра́мо взем,/ усе́рдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ от Него́же и си́лами чуде́с обогати́ся,/ тем и мы любе́зно прибега́ем к ра́це честны́х моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем:/ о, преподо́бне о́тче Кири́лле!// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Как светильник яркий явился ты на Красном острове Нового озера, преподобный отче Кирилл, ибо ты, крест Христов подняв на плечи, усердно Ему последовал, чистотою к Богу приблизившись, от Него же и обогатился силой чудотворений, потому и мы с любовью приходим к раке с почитаемыми мощами твоими, смиренно взывая: «О преподобный отче Кирилл, моли Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак преподобному Кириллу Новоезерскому (Новгородскому) на обретение мощей, глас 2
Христо́в яре́м на ра́мо взе́м,/ усе́рдно Тому́ после́дова,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ о́тче преподо́бне Кири́лле,/ мо́лим тя́, посеща́й ми́лостивно ча́д свои́х,/ и моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Перевод:
Христово ярмо на плечи взяв, усердно Ему последовал, чистотой к Богу приблизившись, отче преподобный Кирилл, молим тебя, оказывай милость чадам своим и моли непрестанно обо всех нас.
Мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним
Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Феодо́т/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Мученик Твой, Господи, Феодот подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним, глас 2
Страда́льчески подвиза́вся до́бре, со сострада́льцы твои́ми, Феодо́те,/ и венцы́ по́чести прия́сте с честны́ми страстоте́рпицами де́вами.// Те́мже Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о всех нас.
Перевод:
Ты подвизался как истинный исповедник веры вместе с другими подвижниками, Феодот, поэтому и мученические венцы вы получили с почитаемыми девами страстотерпицами. Потому Христа Бога молите не переставая обо всех нас.
Мученикам Авкту и Тавриону
Тропарь мученикам Авкту и Тавриону, глас 4
Таврио́н сла́вный и Авкт ди́вный,/ о́гневи проти́вистася и всем и́нем ка́знем,/ моли́твами возмога́юща;/ та у́бо моле́нием сердца́ похваля́юще,/ ве́рою пресвяту́ю и честну́ю па́мять е́ю соверши́м,// ду́шам просвеще́ние почерпа́юща.
Перевод:
Таврион прославляемый и Авкт удивительный, огню вы противостояли и всем другим казням, молитвами укрепляясь. Молитвой сердечной прославляя, с верой пресвятую и почитаемую память их совершим, душам просвещение черпая.
Священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому
Тропарь священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому, глас 5
Я́коже со́лнце светоза́рное,/ возсия́ дне́сь па́мять твоя́ святи́телю и испове́дниче, Кири́лле,/ луча́ми благода́ти озаря́я ве́рных сердца́,/ к прославле́нию ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га,/ дарова́вшаго тебе́ кре́пость во испове́дании и терпе́ние в ско́рбех,/ не премолчи́ о на́с, уго́дниче Христо́в,/ и изба́ви на́с от вся́каго зла́,/ Це́рковь Ру́сскую сохрани́ от раздо́ров и нестрое́ний,/ ми́р ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:
Как яркое солнце, воссияла сегодня память твоя, святитель и исповедник Кирилл, лучами благодати озаряя сердца верующих к прославлению удивительного во святых своих Бога, даровавшего тебе силу в исповедании и терпение в скорбях, не забудь о нас, угодник Христов, и избавь нас от всякого зла, Церковь Русскую сохрани от разногласий и беспорядков, мир испроси миру и душам нашим великую милость.
Кондак священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому, глас 3
Сто́лп и же́ртва Це́ркве Христо́вы о́тче бы́в,/ сию́ непоколеби́му от искуше́ний лука́ваго прему́дро соблю́л еси́,/и ко́зни вра́жия тве́рдым умо́м разори́л еси́,/ и еди́ною Це́рковь апо́стольскую пропове́дал еси́,/ Кири́лле блаже́нне, святи́телей Росси́йских похвало́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Столпом и жертвой Церкви Христовой, отче, ты был, Ее непоколебимой от искушений лукавого мудро сохранил, и козни вражеские силой ума разрушил ты, и единую Церковь апостольскую проповедовал, Кирилл блаженный, святителей слава, моли о спасении душ наших.
Священномученику Николаю Романовскому
Тропарь священномученику Николаю Романовскому, глас 3
Це́ркви Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый, благоче́стия пра́вило, жития́ ева́нгельскаго о́бразе, священному́чениче Нико́лае, Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве, Его́ же моли́ усе́рдно, я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния, Ру́сь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии до сконча́ния ве́ка.
Перевод:
Церкви Русской столп непоколебимый, благочестия пример, жизни по Евангелию образец, священномученик Николай, Христа ради пострадавший даже до смерти, Его же моли усердно, как Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую укрепить в Православии до скончания века.
Кондак священномученику Николаю Романовскому, глас 2
Восхва́лим, ве́рнии, изря́днаго во свяще́нницех и сла́внаго в му́ченицех Никола́я, Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля, земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние, и́же страда́нием Небе́с дости́же и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Прославим, верующие, избранного священника и славного мученика Николая, Православия защитника и благочестия ревнителя, земли Русской прекрасное произрастание, который мученичеством достиг Небес и там горячо молит Христа Бога о спасении душ наших.
Священномученику Константину Богородскому (Голубеву)
Тропарь священномученику Константину Богородскому (Голубеву), глас 4
Украше́ние свяще́нников яви́лся еси́ Константи́не, восприе́м бо кре́ст я́ко ору́жие,/ про́поведию сла́вною устраня́я раско́л и е́реси,/ благовествова́л еси́ Иису́са Христа́ глаго́ля:/ спаса́йтеся от ро́да сего́ развраще́ннаго./ Сего́ ра́ди му́ченическою кро́вию обагри́ся сла́вне,/ и ны́не ра́дуяся с ли́ки а́нгельскими,/ моли́ Христа́ Бо́га Це́рковь Всеросси́йскую/ от ересе́й и раско́лов сохрани́ти/ и спасти́ души́ на́ша.
Перевод:
Украшением священников ты стал, Константин, ибо взяв крест как оружие, проповедью славной устраняя раскол и ереси, благовествовал ты Иисуса Христа, говоря: «Спасайтесь от этого развращенного поколения» (Мф.17:17). Потому мученической кровью обагрился, прославляемый, и сейчас радуясь с собранием ангельским, моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранить и спасти души наши.
Кондак священномученику Константину Богородскому (Голубеву), глас 4
От младе́нчества к Бо́гу устреми́вся,/ благоче́стия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ священному́чениче Константи́не,/ Христа́ му́жественно испове́дав,/ жесточа́йшая муче́ния прия́л еси́,/ Це́ркве Ру́сския благо́е украше́ние,/ моли́ Христа́ Бо́га/ грехо́в оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Перевод:
С младенчества устремившись к Богу, благочестия ревнитель и раскола искоренитель, священномученик Константин, Христа мужественно исповедав, жесточайшие мучения ты претерпел, Церкви Русской прекрасное украшение, моли Христа Бога грехов прощение подать всем почитающим с любовью святую память твою.
Молитва священномученику Константину Богородскому (Голубеву)
О, страстоте́рпче Христо́в Константи́не блаже́нне! Кро́вию твое́ю я́ко багряни́цею украси́вся и небе́сных черто́гов и ве́чнующия сла́вы сподо́бився, не забу́ди и на́с на земли́ су́щих, но те́плым хода́тайством твои́м пред Бо́гом изба́ви все́х на́с от вся́кия ско́рби и боле́зни. Се́ бо, к честне́й и многоцеле́бней ра́це святы́х моще́й твои́х благогове́йно припа́дающе и лобыза́юще ю́, мы́ недосто́йнии и многогре́шнии к тебе́, я́ко ско́рому помо́щнику и те́плому моли́твеннику на́шему, прибега́ем, и с сокруше́нным и смире́нным ду́хом вопие́м: не пре́зри моле́ния на́с гре́шных, немощны́х во мно́гая беззако́ния впа́дших, но, я́ко благода́тию Бо́жиею венча́нный, очи́сти на́с от неду́г на́ших и испроси́ на́м у Христа́ Бо́га на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное. Ты́ бо неоску́дную благода́ть исцеле́ний от Спа́са на́шего Иису́са Христа́ за ве́ру твою́, кро́вию запечатле́нную, прия́л еси́. Те́мже у́бо помози́ на́м в лю́тых не́мощех лежа́щим и челове́честей по́мощи отча́явшимся, к тебе́ же те́пле с ве́рою прибега́ющим, и исцеле́ние на́м подава́й неоску́дно: все́м же ве́рным грехо́в оставле́ние испроси́, да сла́вят ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и твое́ те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Показать все
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
(Еф.2:14–22; Лк.8:41–56)
Иаир гласно, при всех падши к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности, никогда не бывают не услышаны.
Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно внидет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.
Развернуть
Притча дня
Как-то два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели еще открыть рта, чтобы изложить ему свое затруднение, как он предупредил их вопрос и вошел в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошелся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.
Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни, и снова прошелся между ними. Наконец, он оделся, как одевался постоянно, и сел с ними.
Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что он представил.
Тогда он им сказал:
— Хорошо ли заметили вы, что я сделал?
— Да, — ответили они.
— Но, — прибавил Иосиф, — заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?
— Конечно, нет!
— Помните же по сравнению с этим, что все созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточении духа.
Основы православия
Тема 324. Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.
Святитель Григорий родился в городе Неокесарии в языческой семье. В юности он обратился ко Христу и стал учеником Оригена. Благочестивая жизнь и глубокая учёность святого Григория побудила епископа Каппадокийского города Амасии, Цедима, рукоположить его епископом города Неокесарии. Первоначально святой Григорий не желал такой чести, но потом, увидев в этом волю Божью, принял рукоположение.
Святителю Григорию принадлежит огромная роль в изложении православного учения о Святой Троице – составленный им Тайноводственный Символ веры был одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.). Как сказано в этом Символе, «нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица».
Святитель также прославлен своими чудесами – он исцелял больных, помогал бедным, примирял враждующих. Однажды два брата не могли поделить озеро, доставшееся им в наследство от отца. Каждый из них собирал сторонников, назревало кровопролитие. Святой провёл всю ночь молясь на берегу озера, а к утру обнаружилось, что предмет раздора исчез. Озеро ушло под землю.
Святитель обратил множество людей ко Христу. Перед его кончиной (около 270 года) в городе осталось только 17 язычников, а когда он вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
Практические советы
Может ли женщина зайти в храм, если обстоятельства сложились так, что она не имеет с собой платка?
Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе. Во многих приходах на этот случай у входа лежат платки. Имейте в виду, что традиция покрывать в храме голову относится только к замужним женщинам. Также не обязательно покрывать голову именно платком, возможен любой другой головной убор.
Случайный тест
В этот праздник на запреты стоит обратить внимание беременным женщинам и рыбакам, чтобы не столкнуться с неприятностями и негативным последствиями своих действий.
Православные праздники требуют соблюдения важных запретов. Фото: ikonaspas.ru
20 ноября 2022 года православная церковь отметит праздник в честь иконы Божией Матери «Взыграние Младенца», а также почтит память святого мученика Федота Анкирского.
Согласно истории святого, большую часть своей жизни он был язычником, однако вскоре перенял христианскую веру и стал помогать собратьям во времена гонений, после казней придавал их тела земле по всем законам.
Праздник Федота Анкирского в народе называют Федотом Ледоставом, поскольку именно в эти сутки на озерах и реках укрепляется лед и течение больше не увидеть просто так.
Семь категорических запретов в праздник иконы Богоматери «Взыграние Младенца» и день святого Феодота
Нельзя в этот день свои страхи показывать кому-либо, неуверенность, нерешительность — это приведет к тому, что человек не сможет долго своей цели или мечты добиться.
Рыбаки не должны продавать свой сегодняшний улов — рыбная ловля в ближайшие месяцы будет неудачная.
Нельзя птиц прогонять, ругать их, кидаться в них чем-либо — к человеку придет большое несчастье.
Нельзя ругаться и спорить, конфликтовать, повышать голос, пытаться вывести кого-то на эмоции — приобретет серьезные проблемы со здоровьем.
Нельзя в этот день выходить на лед или пытаться переправиться по нему на другой берег своими силами — к несчастному случаю.
Будущие мамы в этот день не должны лодырничать и тем более прикрываться своим положением. Если беременная женщина проявит себя, как лентяйка, то и ребенок у нее будет бездельником.
Не стоит в этот день посещать кладбище и навещать могилы умерших близких и родных — поминать умерших стоило накануне, в Михайловскую родительскую субботу.
Пять очень важных дел в праздник иконы Богоматери «Взыграние Младенца» и день святого Феодота
Птиц в этот день стоит обязательно прикормить, сделать для них кормушку, угостить чем-то сытным — птицы на крыльях в ваш дом счастье принесут.
Женщины в этот день могли вдоволь заняться рукоделием, прясть, ткать, вязать, шить, вышивать, чинить одежду и другое. Перед рукоделием лучше помолиться святым, чтобы работа шла гладко и складно.
Беременные женщины в этот день должны вести себя спокойно, доброжелательно, позитивно мыслить и улыбаться — тогда роды легко пройдут и без осложнений.
Сон в ночь на 20 ноября будет нести в себе яркие образы, на которые нужно обратить особое внимание. Эти сновидения дадут вам совет или подсказку, укажут на опасность и помогут выбрать верное направление.
Рыбаки в этот день свой улов должны принести домой и весь его приготовить для семейного ужина. Когда все будет съедено, косточки нужно собрать и кинуть в снег — в следующий раз рыбак поймает еще больше рыбы.
Источник
Источник: Правда-ТВ — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.
Приблизительное время чтения: 15 мин.
В двадцать третье воскресенье по Пятидесятнице мы поминаем в молитвах многих мучеников катакомбной Церкви первых христиан: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита, в Мелитине пострадавших, также мучеников Феодота Анкирского, Меласиппа, его жены Касинии и сына Антонина (363), мучеников Авкта, Тавриона и мученицу Фессалоникию. Не меньше христиан пострадали за веру 20 ноября 1937 года в разных концах нашей Родины: священномученики Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, и Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий; Михаил Адамонтов, Александр Ильинский, Александр Курмышский, Михаил Гусев, Александр Крылов, Николай Романовский, Алексий Молчанов, Павел Борисоглебский, Василий Краснов, Павлин Старополев, Николай Троицкий, диаконы Иоанн Мошков и Вениамин Владимирский, мученики Николай Филиппов, Елисавета Сидорова, Георгий Юренев. С 1995 года (особенно торжественно в Ногинске) празднуют обретение мощей священномученика Константина (Голубева).
Церковь молится 20 ноября и преподобным: Лазарю Галисийскому, Зосиме Ворбозомскому и Кириллу Новоезерскому. Также мы чтим явление чудотворной иконы Божией Матери «Взыграние» или Угрешская.
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 20 ноября.
Воскресенье, 20 ноября 2022 года
О большинстве мучеников как древней Церкви, так и новомучеников ХХ века, память которых совершается 20 ноября, мы знаем очень мало. Но самое главное несомненно — их подвиг, готовность принять смерть за веру. Их называют столпами Церкви, поэтому изображают на колоннах в наших храмах.
В этом году 20 ноября приходится на воскресенье, и значит каждый христианин придя на литургию сможет помолиться нашим согражданам — святым, принявшим смерть за Христа в этот день 85 лет назад, и попросить их молитв.
Память сразу нескольких новомучеников российских, расстрелянных в 1937 году уже будучи в исправительно-трудовом Карлаге, совершает Церковь 20 ноября. Карагандинский лагерь в Казахстане (Карлаг) был настоящим адом: переселенцы мерзли и голодали в выкопанных самими землянках без дров и воды при температуре зимой до -50, а летом +40, страдали от жестокости охраны. С 1931 по 1959 год через Карлаг прошло более миллиона человек: в товарных вагонах привозили крестьян-«кулаков» и «политических» – духовенство и интеллигенцию. В практически голой степи на территории в сотни километров был создан «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ», использовавший бесплатный труд осужденных, поставлявших стране уголь, продовольствие и другие товары.
Подробнее о репрессиях читайте в наших материалах:
• Этот документ удивит тех, кто считает, что репрессий при Сталине не было
• История из эпохи гонений на верующих: всех, отказавшихся от работы, переводили в смертный барак
• Ученый, священник, царский офицер, режиссер и крестьянка: 5 коротких историй о репрессиях
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ
Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий,/ Жизнодавец, воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.
Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
День памяти святых 20 ноября
Мученики Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникит, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодота и Амонит, в Мелитине пострадавшие (III)
Краткий рассказ о воинах-христианах слушайте на радио “Вера”.
Мученик Феодот Анкирский (303)
Рассказ о добром хозяине гостиницы и стойком христианине слушайте на радио “Вера”.
Мученик Меласипп, мученица Касиния и сын их мученик Антонин (363)
Святые мученики Меласипп и Касиния и сын их Антонин пострадали в царствование императора Юлиана Отступника в городе Анкире. Святые мученики Меласипп и Касиния, истерзанные железными крючьями и изуродованные, скончались под пытками. Произошло это на глазах отрока Антонина, которого гонитель заставлял смотреть на муки родителей. Он плюнул в лицо императору-Богоотступнику, за что был подвергнут жесточайшим пыткам. Его даже водили по городу на потеху толпы. Во всех немыслитмых мучениях юноша оставался невредимым, поэтому его решили обезглавить. Сорок юношей, видевшие, что Господь хранит исповедника Антонина, уверовали во Христа, открыто исповедали свою веру и приняли мученическую кончину.
Мученики Авкт, Таврион и мученица Фессалоникия
Святая Фессалоникия была дочерью языческого жреца. Узнав, что его дочь стала христианкой, он избил ее, выгнал из дома, лишил средств к пропитанию. Святые Авкт и Таврион пытались заступиться за христианку, но жрец лишь донес, и они были схвачены. Исповедав веру во Христа и претерпев жестокие пытки, святые были обезглавлены. Вскоре умерла и святая Фессалоникия. Тело ее было с честью погребено в городе Амфиполе в Македонии вместе со святыми мучениками Авктом и Таврионом.
Преподобный Лазарь Галисийский (1053)
Недалеко от Ефеса на пустынной горе Галисийской преподобный увидел огненный столп, восходящий на небо, который окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Читать житие
Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в городе Магнезии, получил хорошее образование, стал иноком обители святого Саввы, основанной великим подвижником в Палестине. Десять лет провел преподобный в стенах этого монастыря.
Уже священником преподобный Лазарь возвратился на родину. На месте, где святому было явлено чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Вскоре к великому подвижнику стали стекаться иноки. Так возник монастырь.
Получив откровение о своей кончине, преподобный оповестил об этом братию, но по их слезной молитве Господь продлил земную жизнь святого еще на 15 лет.
Преподобный Лазарь скончался в 72 года. Братия похоронила тело святого в столпе, на котором он подвизался. Преподобный прославлен многими посмертными чудесами.
Свернуть
Преподобный Зосима Ворбозомский (около 1550)
Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера. Обитель находилась в 23 верстах к югу от Белозерска. В 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.
Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649)
Небольшой рассказ о святом, получившем благословение на странничество, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (1863 — 20 ноября 1937)
Историю из жития священномученика Кирилла слушайте на радио “Вера”.
Обретение мощей священномученика Константина (Голубева), Богородского (1995)
«При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца — его засыпали живым».
Рассказ о священномученике Константине читайте в нашем материале.
Священномученик Михаил Адамонтов (1892 — 20 ноября 1937)
Священник Михаил Петрович Адамонтов родился в Нижегородской губернии. Служил в селе Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 года был арестован. Виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и расстрелян.
Священномученик Михаил Гусев (25 октября 1890 — 20 ноября 1937)
Волнуясь о судьбе мужа, Нина Ивановна ездила в село Пузо (сейчас Суворово) к блаженной Марии Ивановне. Та сказала: «Он будет служить, где большие трубы». Через две недели отец Михаил был освобожден из тюрьмы. Вскоре его назначили настоятелем храма Святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод.
Читать житие
Михаил Гусев родился в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Михаил Иванович в 1913 году был рукоположен во священника и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь.
В 1927 году монастырь был закрыт. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил в это время готовился к службе. Он вышел из храма узнать, почему не благовестят, ведь дивеевские звонарки никогда не опаздывали. Только батюшка подбежал к колокольне, как тут же был арестован. Его увезли в арзамасскую тюрьму.
По воспоминаниям знавших его, батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, помогал сестрам разоренной Дивеевской обители, а также не забывал детей арестованных.
Накануне ареста отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана. Арестовали отца Михаила 31 августа 1937 года. Тогда ему было 47 лет. Он оставил жене записку со словами: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…» В вину ему поставили организацию на территории Кулебакского района «контрреволюционной церковно-фашистской группы».
На следствии священник вел себя стойко, обвинения категорически отверг. Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян накануне дня своего ангела — праздника Собора Архистратига Михаила — 7/20 ноября.
В 2001 году священник Михаил Гусев был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Свернуть
Священномученики Александр Крылов (1879 — 20 ноября 1937) и Павел Борисоглебский
Александр Иванович Крылов родился в 1879 году в селе Варганы Лысковского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в селе Ляпуны Лысковского района Нижегородской области. 17 сентября 1937 года он был арестован на основании показаний, вымученных под пыткой у арестованных ранее. Отца Александра обвинили в том, что он будто бы участвовал в сожжении двадцати домов и скирды соломы в селе Островском, колхозного двора в селе Уварове и мельницы в деревне Гугино. Отец Александр отверг все обвинения. 11 ноября 1937 года он был приговорен Тройкой УНКВД к расстрелу.
По тому же делу был арестован священник Павел Васильевич Борисоглебский. Он родился в Васильсурске Нижегородской губернии. Служил в селе Плотинское Лысковского района Нижегородской области. Отец Павел был арестован 24 июля 1937 года и обвинен в том, что, находясь в ссылке, в 1930–1931 годах допустил антисоветские высказывания. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу.
Священномученик Николай Романовский (1869 — 20 ноября 1937)
Через 6 лет заключения в Карлаге священномученику было инкриминировано, что «отбывая наказание в Карлаге, Романовский Н.А. в составе группы бывших священников участвовал в организации «истинно-православной церкви», течение этой направленности не признавало ни советской власти, ни находящегося в СССР церковного управления <…>. Одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону «обновленцев» из числа заключенных верующих и духовенства». На допросах протоиерей Николай Романовский «с предъявленными обвинениями не согласился, виновным себя не признал, хотя фактов участия в собраниях бывших священников не отрицал».
Читать житие
Николай Александрович Романовский родился в городе Николаеве Херсонской губернии, происходил из потомственного священнического рода. Образование будущий мученик получил в Одесской Духовной семинарии, которую окончил в 1890 году. В этом же году Николай был рукоположен в сан священника к церкви села Каспиро-Николаевка, при которой он основал церковно-приходскую школу. В 1895 году отец Николай был переведен в город Николаев и приписан к Новокупеческой церкви, где служил третьим священником. С 1907 года он становится клириком Свято-Николаевской греческой церкви города Николаева и сочетает со священнослужением преподавание Закона Божия в 1-й Мариинской женской гимназии, в которой законоучительствует вплоть до ее закрытия в 1918 году.
Известно, что во время 1-й Мировой войны отец Николай Романовский организовал госпиталь для раненых в Николаеве на пожертвования прихожан.
В 1931 году последовал арест и 15 августа отец Николай приговорен к 8 годам исправительно-трудового лагеря, после чего этапом был препровожден в Карагандинскую область Казахстана, в Карлаг. Через 6 лет священник был снова арестован в самом лагере.
20 ноября 1937 года протоиерей Николай Романовский был приговорен к высшей мере наказания, расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.
Свернуть
Священномученики Алексий Молчанов, Иоанн Мошков (25 сентября 1885 — 20 ноября 1937) и Вениамин Владимирский (10 октября 1892 — 20 ноября 1937)
15 сентября арестовали диакона Иоанна Иоанновича Мошкова, служившего в селе Исады Лысковского района Нижегородской области, и диакона Вениамина Ксенофонтовича Владимирского, родившегося в селе Негоново Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье диакона. Отец диакон служил в селе Просек Лысковского района.
Еще 13 сентября в селе Ивановском Лысковского района арестовали верующую 62-х летнюю женщину Елизавету Ивановну Сидорову. У следователя не было никаких доказательств их вины. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. Они были приговорены к расстрелу и расстреляны. По тому же делу был арестован священник села Валки Лысковского района Алексей Андреевич Молчанов, не подписавший лжесвидетельства.
Погребены в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище города Горького (Нижний Новгород).
Мученица Елисавета Сидорова (5 сентября 1875 — 20 ноября 1937)
Мученица Елисавета Ивановна Сидорова родилась в селе Ивановское Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне Борский район Нижегородской области) в крестьянской семье. 13 сентября 1937 года арестована «как активная церковница» и «участница контрреволюционной церковно-фашистской организации» вместе со священнослужителями и мирянами Лысковского района Горьковской области. Заключена в тюрьму города Горького. Виновной себя не признала, показания на других арестованных давать отказалась. 11 ноября того же года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорена к расстрелу. Казнена 20 ноября. Погребена в общей безвестной могиле.
Священномученик Василий Краснов (1886 — 20 ноября 1937)
В октябре 1937 года отец Василий вместе с другими участниками молитвенных собраний был арестован, обвинен в том, что «входил в контрреволюционную группу… принимал участие в нелегальных сборищах этой группы, на которых велись контрреволюционные разговоры, представлял по личному почину свое помещение (сторожку) для этих сборов». Отец Василий, не отрицая факта молитвенных собраний, в предъявленных обвинениях виновным себя не признал.
Читать житие
Василий Тимофеевич Краснов родился в деревне Калиновка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Сергиевского района Самарской области) в крестьянской семье. После окончания 4 классов Духовной семинарии служил псаломщиком в деревне Павловке Бугурусланского уезда. С 1914 по январь 1918 год воевал по призыву. С сентября по ноябрь 1919 года служил в Красной Армии.
В 1921 году рукоположен во иерея.
4 июня 1935 года отец Василий был арестован, особым совещанием при НКВД СССР и приговорен к 3 годам ИТЛ. 16 декабря прибыл в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), работал сторожем. В сторожке, где он жил, собирались для общей молитвы заключенные-священники. Их расстреляли по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года и погребли в общей безвестной могиле.
Свернуть
Мученик Георгий Юренев (8 декабря 1887 — 20 ноября 1937)
Мученик Георгий Николаевич Юренев родился в Витебске в дворянской семье. В 1910 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Работал секретарем Витебского окружного суда, был избран городским судьей Витебска.
В мае 1920 года арестован советскими властями и выслан из Витебска. Поселился в Твери (Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения.
15 марта 1936 года арестован и заключен в тюрьму Калинина. 8 мая обвинен «в участии в контрреволюционной церковной организации» и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя не признал.
27 августа 1936 года приговорен ОСО НКВД СССР к 3 годам лагерей и направлен в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), где работал экономистом. В начале сентября 1937 года арестован и обвинен в том, что, «отбывая наказание в Карлаге НКВД, входил в состав контрреволюционной группировки, именуемой «истинно-православная церковь», принимал участие в периодических сборищах этой группы, занимался распространением провокационных слухов среди заключенных и контрреволюционной агитацией», совершал обряды, «в том числе и панихиды по Николаю Романову».
20 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу вместе со священномучениками архиепископом Елецким Сергием (Зверевым), священником Василием Красновым, священномучеником протоиереем Николаем Романовским и его сыном Антонием. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Мученик Николай Филиппов (1885 — 20 ноября 1937)
Николай Федорович Филиппов родился в селе Макарьево Лысковского уезда Нижегородской губернии. Всю жизнь он прожил в Макарьеве, в 1937 году был в храме родного села старостой. Существует мнение, что он принял священный сан.
13 сентября 1937 года он был арестован. Все предъявленные обвинения отверг и был 11 ноября 1937 года приговорен к расстрелу и расстрелян.
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (4 февраля 1870 — 13 ноября 1937)
В миру Зверев Александр Михайлович родился в Петропавловске, в семье священника. Окончил Семинарию, Санкт-Петербургский Университет, Придворную певческую капеллу и Московскую Духовную Академию. Был рукоположен во священника, служил инспектором женского епархиального училища Таврической епархии, затем принял монашеский постриг с именем Сергий и был возведён в сан архимандрита.
В 1922 году отец Сергий был хиротонисан во епископа Севастопольского. Есть данные об уклонении ненадолго в обновленческий раскол (в 1924 году), по покаянии принят в лоно Православной Церкви.
В 1925 году Владыка становится епископом Мелитопольским. Он входил во временный состав Священного Синода, учреждённый Патриархом Тихоном в 1925 году. В 1925–1926 годы Святитель временно управляет Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия (Грисюка).
В 1926 году Владыка был арестован, приговорён к двум годам ссылки. В 1927 году возведён в сан архиепископа. Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия, Владыка находился в скрытой оппозиции к нему и не поминал его имени за богослужением.
С 1929 по 1935 годы Владыка являлся архиепископом Елецким. В 1935 году он был арестован «за антисоветскую пропаганду» и приговорён к пяти годам лагерей. 31 октября (13 ноября н. ст.) 1937 года Владыка был расстрелян в Карагандинском концлагере.
Прославлен в 1999 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Прославление состоялось в городе Мелитополь.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученики Александр Ильинский, Александр Курмышский, Павлин Старополев и Николай Троицкий
В ночь с 20 на 21 октября 1937 года были арестованы священники Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца, и 11 ноября все были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Память четырех из них Церковь празднует сегодня:
Священник Александр Иванович Ильинский родился в 1899 году в селе Пустынь Нижегородской губернии. Служил в селе Большие Кемары. Он обвинялся, как и другие, в том, что являлся руководителем антисоветской группы и высказывал недовольство советской властью.
Священник Александр Михайлович Курмышский родился в 1879 году в городе Симбирске, окончил духовную семинарию, служил в храме села Танайково.
Священник Павлин Иванович Старополев родился в 1865 году в селе Быковы Горы Спасского уезда Нижегородской губернии, окончил духовную семинарию, служил в селе Дубское.
Священник Николай Алексеевич Троицкий родился в 1885 году в селе Лобаски Ичалковского уезда в Мордовии, служил в селе Ревезень.
На допросах мученики держались с достоинством и отвергали все обвинения.
Икона Божией Матери «Взыграние» (Угрешская) (1795)
Рассказ о чудотворной иконе слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы остановились на полиелее, сегодня узнаем, что происходит на Всенощном бдении после него.
После полиелея и величания, если таковое положено, поются тропари «Ангельский собор» во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если в эти дни не случится праздник Господский.
«Благословен еси, Господи,/ научи мя оправданием Твоим». — звучит как припев между тропарями:
Ангельский собор удивися, / зря Тебе в мертвых вменившася, / смертную же, Спасе, крепость разоривша, / и с Собою Адама воздвигша, / и от ада вся свобождша.
Почто мира с милостивными слезами, / о ученицы, растворяете? / Блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: / видите вы гроб и уразумейте, / Спас бо воскресе от гроба.
Зело рано мироносицы течаху / ко гробу Твоему рыдающыя, / но предста к ним Ангел и рече: / рыдания время преста, не плачите,/ воскресение же апостолом рцыте.
Мироносицы жены с миры пришедшия / ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, / Ангел же к ним рече, глаголя: / что с мертвыми Живаго помышляете? / Яко Бог бо, воскресе от гроба.
Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 41 — 56
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 — глава 5, стих 12
Комментирует священник Павел Великанов
Апостольское чтение:
Послание апостола Павле к галатам, глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Послание апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 4 — 10
Комментирует священник Стефан Домусчи
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!
- Главная
- Новости
- День памяти иконы Пресвятой Богородицы «Взыграние»
День памяти иконы Пресвятой Богородицы «Взыграние»
20 ноября Православная Церковь утвердила праздник, который установлен в честь чудодейственной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Взыграние». Святыня много лет была символом Николо-Угрешского монастыря, который отличался от многих других отменной репутацией.
Ежегодное почитание благодатной иконы
Верующие люди в этот день должны отправиться в церковь, чтобы поучаствовать в торжественном богослужении, и помолиться в честь Божией Матери, которая наделила чудодейственной силой икону «Взыграние» еще много лет назад. Если вы хотите, чтобы молитвы образу способствовали излечению от физических и душевных болезней, а также помогали наставить человека на путь истинный, то следует молиться искренне, раскаиваясь и признавая собственные грехи.
Историческое прошлое иконы Божией Матери «Взыграние»
Примечательно, что первое явление образа Пресвятой Богородицы случилось во время военных действий, когда проходила кровопролитная война на территории Куликовского поля. Тогда князь Димитрий решил отправиться в дальний поход, преодолевая путь более чем в 15 километров. Когда князь скакал на лошади через густой лес, то увидел прямо на дереве образ Божией Матери. Димитрий сразу же осознал, что это хороший знак, и выиграть войну они сумеют. Правителю удалось получить сильное воодушевление, которое передалось и воинам, что помогло достичь блестящей победы в неравной битве. Стоит отметить, что на том месте, где впервые была обнаружена икона Пресвятой Богородицы «Взыграние», князь Димитрий построил монастырь, куда приходило много верующих людей, чтобы посвятить жизнь служению Господу Богу. Очень жаль, но с течением времени православная религия столкнулась с большими проблемами. Дело в том, что в ходе революции произошло изменение ценностей, и власти стали разрушать церкви, храмы и монастыри, продавая за рубеж всю религиозную атрибутику.
Судьба образа Божией Матери «Взыграние» после революции
К сожалению, оригинал иконы на сегодняшний день утерян, но был сохранен точный её список. Примечательно, что данный список обладает чудодейственной силой, и спасает людей от болезней или душевных расстройств. Также ему молятся люди, которые хотят защитить свою семью от злых замыслов или предательства. Вероятнее всего, список был написан в 1814 году, но некоторые церковные летописи гласят о том, что его написали в середине 1815 года. Икона Пресвятой Богородицы «Взыграние» на сегодняшний день является достоянием Московского государственного музея, так как в истории было действительно зафиксировано множество случаев проявления чудодейственной силы иконы. Сегодня у христиан так же есть возможность попросить у Божией Матери спасения собственной души, возможность излечиться от болезней, или же защиты семьи. Это можно сделать во время торжественного богослужения, или же в уединенной молитве перед образом «Взыграние» у себя дома.
Христианская церковь ставит большое количество икон выше других работ иконописцев. Их считают чудотворными, так как благодаря этим изображениям святых люди избавляются от заболеваний. Одной из них считается образ Богородицы, получивший имя «Взыграние Младенца».
- 20 ноября день Иконы Божией Матери «Взыграние»
- В чем помогает икона
- Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»
Православная церковь выделяет 20 ноября как день, когда следует отдать почести великой иконе. Она может похвастать богатой биографией и помогла сотворить много чудес. Это служит подтверждением ее высокого статуса, ведь многие из живущих ныне людей видели необычные явления своими глазами. Принято использовать изображение иконы, перед которым будущие мамы молятся за здоровье своего ребенка.
20 ноября день Иконы Божией Матери «Взыграние»
Впервые лик был представлен в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре. С тех пор среди христиан особо почитается икона Божией матери, изображенная с младенцем. Судьба образа стала неизвестной в период революции, поэтому его долго искали. Но информации о его местонахождении не было ни у кого. Лишь в 2003 году в монастыре появилась неизвестная женщина, пожелавшая пожертвовать икону храму. Оказалось, что священнослужителям предложили оригинал картины, подлинность которой была установлена. Русская православная церковь вновь обрела чудотворную реликвию.
На иконе «Взыграние младенца» присутствует изображение Девы Марии, на руках держащей маленького Иисуса. Сын Божий запрокинул голову и щекой касается к материнской щеке. Изображение святого образа демонстрирует символ материнства. Часто к нему обращаются будущие и молодые мамы. Благодаря молитве роды оказываются более легкими, кормление грудью проходил легче, а воспитание малыша будет простым. Рекомендуют ехать к иконе Божией матери парам, которые долго не могут завести детей.
В чем помогает икона
Можно повесить икону в каждом доме. Она будет нести пользу живущим в квартире, но особенно ценна она для людей, имеющих детей, или тем, кто в ближайшее время собирается стать родителями. Для беременных женщин образ «Взыграние Младенца» всегда был главной святыней, помогавшей в сложный жизненный период. Подобной силой обладает Семистрельная и Казанская Божья Матерь, не раз доказывавшие свою чудодейственную силу.
Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»
Принято обращаться к иконе с целью удачного родоразрешения.
«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».