21 ноября православный праздник собор архистратига михаила

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг.

Приблизительное время чтения: 18 мин.


print

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Михаила Архангела в Хонех. 15 век.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

собор Арихистратига Михаила

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаила священник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Загрузка…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф.25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Каждый год 21 ноября верующие почитают память архистратига Божьего Михаила – небесного воина и грозу темных сил. Это последний большой церковный праздник перед Рождественским постом. В народе его называют Михайлов день. 

В материале РЕН ТВ расскажем об истории праздника, а также о том, что можно и что не рекомендуется делать в Михайлов день.

Когда празднуют Михайлов день

Весь православный мир отмечает Михайлов день каждый год 21 ноября. Этот праздник также называют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Верующие также называют Михайловым днем 19 сентября. В этот день отмечают Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех.

История Михайлова дня

Праздник получил свое название в честь Архангела Михаила. По православным канонам, ангелы – это вестники Божьей воли. Архангелами называют ангелов, которых Создатель призвал к особому служению. Нередко они сообщают людям о великих событиях и открывают чистым сердцам тайны мироздания.

В христианской традиции Михаил считается покровителем и защитником человеческого рода. Именно он – предводитель (архистратиг) небесного воинства в борьбе со злыми силами. Архангел Михаил низринул с небес падших духов, обернулся огненным столпом перед бежавшими из Египта израильтянами и спас от верной смерти трех святых – Ананию, Мисаила и Азарию, – брошенных в печь за отказ поклониться идолу.

На Руси особенно почитали архистратига Михаила. Храмы и приделы, посвященные архангелу, стояли почти в каждом городе. Впервые праздник стали отмечать в 363-м году нашей эры по указу Лаодикийского собора.

Фото: © Wikimedia Commons

В чем помогает Архангел Михаил

Считается, что Архангел Михаил защищает всех людей на Земле, спасая от греха. Православные верят, что именно он должен возвестить о наступлении судного дня. Христиане возносят Михаилу молитвы с просьбой уберечь от врагов, зла, войны и стихийных бедствий. Архангела молят о наставлении на праведный путь, а также к нему обращаются люди, с которыми несправедливо обошлись.

Обычаи и традиции на Руси в Михайлов день

В Михайлов день верующие всегда старались посетить службу в храме, помолиться и поставить свечи за здоровье родных и близких. Считалось, что в этот праздник нужно решить свои семейные проблемы и неурядицы, никого не осуждать и ни с кем не ссориться.

К приходу праздника многие крестьяне уже успевали продать свой урожай и получить за него выручку. Поэтому Михайлов день, как правило, отмечали широко и весело: ходили в гости, готовили праздничные блюда, приглашали к себе в дом друзей и родных.

Что не следует делать в праздник

Христиане верят, что в Михайлов день нельзя работать из корыстных побуждений, заниматься подработками для получения быстрых денег. Также в этот праздник не следует ругаться, спорить и повышать голос.

Фото: © Известия/Зураб Джавахадзе

На Руси считалось, что в праздник Архангела Михаила нельзя шить, рубить и пользоваться острыми предметами – верующие опасались навлечь на себя гнев святого. Помимо этого, в народе верили, что в Михайлов день не следует мыть голову, иначе можно «вымыть весь ум».

Что можно делать в Михайлов день

Издавна праздник Архангела Михаила считался прекрасным днем для новых начинаний. Также христиане верили, что этот праздник нужно обязательно провести в кругу родных и накрыть широкий, щедрый стол. В Михайлов день принято звать гостей, варить пиво, готовить блюда из говядины и свинины. На Руси были уверены: чем богаче застолье, тем щедрее и благосклоннее будет к ним Михаил.

Православные верующие почитают Архангела Михаила дважды в год. Первый раз, 19 сентября вспоминают Михайлово чудо, праздник названный в честь Архангела Михаила — одного из высших ангелов. А 21 ноября наступает собор Архангела Михаила.

Архангел Михаил

Архангел Михаил — главный архангел, предводитель небесного воинства. Одним из самых почитаемых Архангелов в православии. Его имя переводится с древнееврейского языка как «Кто как Бог?» в значении «Никто не равен Богу».

Сло­во «ан­гел» на гре­че­ском язы­ке зна­чит «вест­ник». При­став­ка «ар­хи» ука­зы­ва­ет бо­лее воз­вы­шен­ное слу­же­ние срав­ни­тель­но с дру­ги­ми Ан­ге­ла­ми.

Михаил несколько раз упоминается в Библии. Причем он единственный, кто назван по имени, а также, кто упоминается в пророчестве о Страшном Суде — там он называется князем великим, стоящим за сынов народа.

Первое архиерейское богослужение в храме Архистратига Михаила в Кубинке.Первое архиерейское богослужение в храме Архистратига Михаила в Кубинке. patriarchia.ru

Так, он явил­ся Иису­су На­ви­ну в по­мощ­ь при за­во­е­ва­нии из­ра­иль­тя­на­ми Обе­то­ван­ной зем­ли. Он явил­ся про­ро­ку Да­ни­и­лу в дни па­де­ния Ва­ви­лон­ско­го цар­ства и на­ча­ла со­зи­да­ния Мес­си­ан­ско­го цар­ства. Да­ни­и­лу бы­ло пред­ска­за­но о по­мо­щи на­ро­ду Бо­жию со сто­ро­ны Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в пе­ри­од пред­сто­я­щих пре­сле­до­ва­ний при Ан­ти­хри­сте. В кни­ге От­кро­ве­ния Ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как глав­ный вождь в войне про­тив дра­ко­на-диа­во­ла и про­чих взбун­то­вав­ших­ся ан­ге­лов. Также он перенес пророка Аввакума в Вавилон. И Михаил же запретил дьяволу отдать тело святого Моисея для уподобления Богу. Михаил уничтожил 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба, бросившего вызов Богу. Также он явился провидцу Валааму и потребовал не проклинать израильтян, а трижды благословить их.

На иконах Михаил изображается в виде крылатого юноши или молодого мужчины в доспехах и мечом или копьем, с помощью которого он низвергает дьявола.

В православной традиции Архангела Михаила почитают дважды в год:

  • 19 сентября — Воспоминание чуда в Хо́нех;
  • 21 ноября — Собор Архангела Михаила.

Почему Архангела Михаила называют Архистратиг

В православии Архангела Михаила называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов», пишет utro.ru.

В небесной иерархии пресвятой Архистратиг Михаил стоит над всеми Ангелами. Он самый верный служитель Господа, свергнувший Денницу и других падших ангелов.

Патриаршее служение в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в Архангельском соборе Кремля.Патриаршее служение в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в Архангельском соборе Кремля. patriarchia.ru

Согласно преданию, когда Бог сотворил ангелов и установил между ними порядок, самый близкий к Господу, глава всех ангелов взбунтовался против Бога, возгордившись своим положением. И именно Михаил поверг его с небес. Поверженный же стал дьяволом.

В связи с этими сюжетами в христианской традиции Михаила приписывается победа над Сатаной и роль судьи на Страшном Суде. Он будет взвешивать на весах души умерших (отсюда, кстати, пошла традиция считать Михаила покровитель мертвых).

О чем молятся Архангелу Михаилу

К Архангелу Михаилу принято обращаться с молитвами об исцелении от всяческих недугов. Это связано с почитанием Архангела как победителя злых духов, которых считали источником болезней. Именем святого Михаила нередко называли целебные источники.

www.globallookpress.com / Russian Look

Архангела Михаила просят о о защите от темных сил, злых людей и укреплении духовной силы. Он также считается покровителем кораблей и полков, поэтому ему молятся о защите во время длительного путешествия.

В России и мире насчитываются сотни храмов в честь Михаила. Ему посвящены многие литературные и живописные произведения, а также фильмы и сериалы. Город Архангельск назван в его честь, а изображение Михаила есть на гербах Киева и Брюсселя. Скульптура Архангела Михаила венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

21 ноября — Собор Архангела Михаила или Михайлов день

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных ежегодно приходится на 21 ноября.

Праздник Собора Архангела Михаила был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.

Совершается празднование в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Здесь идет отсылка к существованию девяти ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю 8 ноября) — указание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Михайлово чудо

19 сентября православные вспоминают Михайлово чудо — это самое известное чудесное событие, связанное с Архангелом Михаилом. Второе название этого события — чудо в Хо́нех или Коллосах.

В IV веке во Фри­гии (Малая Азия) близ го­ро­да Иера­по­ля, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Хе­ро­то­па, на­хо­дил­ся храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Недалеко от хра­ма проис­те­кал це­леб­ный ис­точ­ник. Местный житель возвел церковь в благодарность Бо­гу и свя­то­му Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу за ис­це­ле­ние его немой до­че­ри.

Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил явился мужчине во сне и от­крыл ему, что его дочь по­лу­чит дар ре­чи, ис­пив во­ды из ис­точ­ни­ка. Де­вочка выпила воду и дей­стви­тель­но на­ча­ла го­во­рить. По­сле это­го чу­да вся семья приняла кре­щение.

Патриаршее служение в день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех в Александро-Невском скиту.Патриаршее служение в день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех в Александро-Невском скиту. patriarchia.ru

Слава о чуде Архангела Михаила распространилась по округе. К ис­точ­ни­ку ста­ли при­хо­дить за ис­це­ле­ни­ем не толь­ко хри­сти­ане, но и языч­ни­ки. Мно­гие от­ре­ка­лись от идо­лов и об­ра­ща­лись в христианство.

В хра­ме свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла 60 лет служил по­но­мар­ем бла­го­че­сти­вый Ар­хипп. Язычники затаили на него злобу и решили уни­что­жить церковь и заодно по­гу­бить Ар­хип­па. Они со­еди­ни­ли в од­но рус­ло две гор­ные ре­ки и на­пра­ви­ли мощный поток на храм. Завидев приближающееся бедствие, пономарь стал мо­лить­ся Архангелу Ми­ха­и­лу. Тот явил­ся перед храмом, уда­рил жез­лом, от­крыл в го­ре ши­ро­кую рас­се­ли­ну и по­ве­лел бурлящим водам устре­мить­ся в нее.

Уви­дев та­кое чу­до, языч­ни­ки в стра­хе бе­жа­ли, а свя­той Ар­хипп и со­брав­ши­е­ся хри­сти­ане про­сла­ви­ли Бо­га и бла­го­да­ри­ли Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла за по­мощь. Ме­сто же, где со­вер­ши­лось чу­до, по­лу­чи­ло на­зва­ние Хо­ны, что зна­чит «от­вер­стие», «рас­се­ли­на».

Что нельзя делать 21 ноября

В Михайлов день настрого запрещалось работать — даже домашние дела полагалось переделать накануне или отложить на следующий день. Трудиться в такой праздник считалось великим грехом. Впрочем, в сегодняшних условиях выход на работу зазорным не будет — а вот об источниках дополнительного заработка лучше не думать.

Плохой приметой мыть голову 21 ноября — на Руси верили, что так можно смыть все благоразумие.

Не стоит проводить день в одиночестве. Принято считать, что тот, в чьем доме в Михайлов день будет много гостей, не останется без помощи и поддержки в течение года. А вот тот, кто проведет день один, будет вынужден справляться с трудностями самостоятельно.

Что можно делать 21 ноября

На Михайлов день принято ходить в баню, чтобы смыть с себя все грехи. Однако приведением в порядок волос стоит заняться в другой день.

На Руси полагали, что 21 ноября — единственный день перед зимой, когда еще можно сыграть свадьбу. Браки, заключенные в день Архангела Михаила, считались благословленными всеми ангелами.

В этот праздник было принято утром отправляться в церковь, а по возвращении готовить угощения, богато накрывать стол и принимать гостей до самого вечера.

Народные приметы в Михайлов день

  • Утром иней на траве — зима будет морозная.
  • Туман с утра — к оттепели и поздней зиме, которая начнется только через месяц.
  • На Михайлов день снег мокрый идет — и весна будет «мокрая», слякотная.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым»..

В первом стихе первой главы книги Бытия говорится: “В начале сотворил Бог небо и землю”. Ряд толкователей под “землёй” понимает сотворённый материальный мир, а под “небом” – мир ангелов. Так какую же роль мир бессмертных духов играет в нашей жизни? Что мы вообще знаем об ангелах? Давайте разбираться!

1. Чины ангельские

В конце V века христианский мир познакомился с группой трактатов “Corpus Areopagiticum” (“Ареопагитики”), получившей своё наименование от подписи под текстами. Авторство сборника было присвоено апостолу от 70-ти Дионисию Ареопагиту, который приходился учеником апостолу Павлу.

Конечно же апостол Дионисий не мог дожить до V века, чтобы написать это сочинение. Но в те времена среди христианских авторов было принято надписывать свои произведения именами известных святых, чтобы придать им большее доверие и авторитет в среде читателей.

На сегодняшний день настоящее имя псевдо-Дионисия так и не определено, но созданные им тексты были оценены множеством православных богословов и получили церковную рецепцию, как вполне верные.

Частью корпуса стал трактат “О небесной иерархии”, посвящённый ангелам. Именно из него мы знаем, что небесное воинство иерархически разделено на 9-ть чинов. От высших к низшим:

  • серафимы
  • херувимы
  • престолы
  • господства
  • силы
  • власти
  • начала
  • архангелы
  • ангелы

2. Высшие ангелы

Известные нам из Священного Писания семь ангельских сущностей, которых мы для простоты именуем архангелами (Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил), святыми относятся к числу серафимов, то есть не к восьмому, а к наиболее близкому к Всевышнему первому ангельскому чину.

Каждый из семи архангелов имеет особое служение. Михаил возглавляет небесное воинство, Гавриил – возвещает Волю Божию людям, Рафаил – исцеляет болезни, Уриил – наставляет заблудших и помогает в учении, Селафиил – помогает людям приобрести навык и желание молиться Богу, Иегудиил – благословляет и охраняет работающих и путешественников, Варахиил – молится о благополучии семей и браков, сохранении людьми внутренней чистоты.

3. Ангелы и демоны

Священное Предание говорит нам о том, что Сатана (Диавол) когда-то был ближайшим к Творцу светлым ангелом по имени “Денница” (“Утренняя заря”). Он принимал от Бога знания и благодатную энергию, напитывался ею сам и передавал нижестоящим ангелам.

В какой-то момент Денница возгордился. Ему показалось, что он сам является источником света и Господь не нужен ему. И, как существо наделённое свободной волей, он решил отделиться от Творца. Денница превратился в Сатану и бросил вызов Богу вместе с третью тогдашнего небесного воинства.

Тогда архистратиг Михаил воскликнул “Кто как Бог?” и силой Всевышнего низверг с Небес в Ад Сатану и всех остальных падших духов. Теперь ангелами мы называем верных Богу бессмертных духов, а демонами, бесами или чертями – падших ангелов.

Со временем демоны не раскаялись а, напротив, настолько укрепились во зле, что сегодня стремятся оторвать от Бога и каждого человека, чтобы на фоне падших человеческих душ ощущать себя в меньшей степени погибели.

Ангелы же за прошедшие эоны лет настолько укрепились в добре, что теперь уже не способны пасть. Они с радостью и по доброй воле служат Богу и стремятся помочь нам, людям достигнуть совершенства, обожения.

4. Иконы ангелов

На иконах ангелов традиционно изображают в определённом облике, соответствующих описаниям святых, которым они являлись или перед которыми представали в видениях. Например, серафимов изображают шестикрылыми. Двумя крыльями они смиренно закрывают лица от Славы Божией, двумя – прикрывают ноги и на двух парят. Херувимов изографы пишут многоглазыми, в ознаменование их премудрости. Ангелов изображают в виде красивых людей с двумя крыльями за спиной.

Образы архангелов традиционно дополняют не только титлами с их именами, но и предметами, символически изображающими области их покровительства. Например, начальника небесных воинств архангела Михаила пишут с огненным мечом и щитом в руках, покровителя лекарей архангела Рафаила – с кувшином целебной мази, предводителя небесных вестников архангела Гавриила – с цветком лилии в одной руке и свечным фонарём в другой.

5. Посланники

“Ангел” в переводе с греческого – “вестник”, “посланник”. Поскольку ангелы являются бестелесными духами, то могут мгновенно появляться в любом месте тварного мира, принимать любой вид.

В книгах Библии описано множество явлений ангелов, которые возвещали людям Волю Божию или предупреждали их об определённых событиях. Но далеко не всегда они оставались в роли наблюдателей.

Так, пророку Валааму ангел преградил дорогу к бегству от поручения Всевышнего, апостола Петра – вывел из темницы, а озлобившемуся иудею, который хотел опрокинуть гроб с телом Божией Матери, отсёк руки.

Праотцу Аврааму и его жене Саре Пресвятая Троица также явилась в виде трёх ангелов.

6. Ангелами могут быть и люди

В Священном Писании о пророке Иоанне Крестителе, который стал Предтечей Господа на Земле, говорится: “Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Мал. 3:1).

Святого Иоанна Предтечу в облике ангела можно увидеть на иконе “Иоанн Предтеча Ангел пустыни”.

Ко многим православным святым в их жизнеописаниях применяют характеристику “равноангельское житие”, имея в виду не только аскетизм в телесных потребностях, но и достигнутое ими духовное совершенство, накопленную благодать Божию.

7. Ангелы хранители

В Таинстве Крещения Господь даёт каждому православному христианину ангела хранителя. Мы не знаем его имени.

Ангел хранитель молится вместе с нами и за нас Богу, защищает нас в моменты опасности, радуется о наших духовных успехах и скорбит, если мы впадаем во грехи.

Кстати, свой ангел хранитель даётся не только новокрещёному человеку, но и вновь освящённому храму. И если храм разрушают – ангел плачет о нём на его месте и молит Бога восстановить святыню.

8. День ангела

Праздник, который принято называть “Днём ангела” человека или же его “именинами” на самом деле является днём поминовения святого, в честь которого он назван.

Если же мы хотим молитвенно почтить именно нашего ангела хранителя, это можно сделать 21 ноября (8 ноября по старому стилю) в день Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

9. Молитвы ангелам

Существует несколько вариантов молитвы ангелу хранителю и канон (длинное хвалебно-молитвенное песнопение) ангелу хранителю.

Краткий вариант молитвы ангелу хранителю звучит так: “Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь”.

10. Ангелы за богослужением

Святые, например преподобный Серафим Саровский, удостаивались от Господа видений ангелов, предстоящих перед Богом на Литургии вместе с верующими людьми.

Святая Церковь верит, что за каждым богослужением объединяются Церковь Небесная, то есть ангелы и святые, и Церковь Земная – ныне живущие верующие. На проскомидии за ангелов вынимается отдельная частица.

Одним из главных элементов литургии является “Херувимская песнь”, которая описывает невидимое но происходящее в этот момент предстояние ангельских чинов Богу и призывает верующих отложить житейские заботы и уподобиться херувимам в этом предстоянии Господу.

Понедельник – это день седмичного богослужебного круга, посвящённый ангелам. В этот день небесным силам оказывается особое почтение в виде дополнительных молитвословий.

Андрей Сегеда

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Икона Собора Архистратига Михаила 

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правойруке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитва Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Михайлов день — народные обычаи празднования 

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповс-кому, посту. За несколько дней до Собора Архистратига Михаила священник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

  По материалам сайтов — foma.ru и логос.ру

Иные материалы по теме:

  • Рассказы священников о чудесной помощи Ангелов

Собор Архистратига Михаила

  • Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
  • Евгений Поселянин. Мир веры. Об Ангелах и демонах
  • Виктор Кутковой. Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи

Проповеди

  • Святитель Филарет Московский. Слово в день Собора святого архистратига Михаила
  • Святитель Феофан Затворник. Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила
  • Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в день святого Архистратига Михаила
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил безплотных
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля
  • Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). «Ангелы Божии, как воины, стоят на страже жизни людей и помогают нам в священной борьбе со злом»
  • Митрополит Московский Платон (Левшин). Слова в день Архангела Михаила
  • Митрополит Сурожский Антоний. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в праздник Архистратига Михаила
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). В день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь в день Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил бесплотных

Вопросы священнику

  • Игумен Амвросий (Ермаков). Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Какое место в небесной иерархии занимают архангелы?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Верно ли, что христианину сопутствуют два Ангела-хранителя?
  • Иеромонах Иов (Гумеров). Можно ли узнать имя своего ангела-хранителя?

Храмы в честь архистратига Михаила

  • Елена Лебедева. Собор святого Архистратига Михаила
  • Елена Лебедева. Церковь святого архистратига Божия Михаила при клиниках на Девичьем поле
  • Наталья Нестеренко. Пастырский долг там, где была война. Беседа со священником Григорием Куценко, настоятелем храма архангела Михаила в Грозном

Записи богослужений

  • Божественная литургия в Сретенском монастыре в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  •  Иное

Просмотров (1164)

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 21 ноября какие праздники или знаменитые даты
  • 21 ноября знак праздник церковный
  • 2 ноября праздник православный родительская суббота
  • 2 ноября праздник православный деды
  • 21 ноября всемирный день телевидения история праздника