Литературный вечер, посвященный Дню родных языков
«Чтобы доброе слово сказать, нужен человек, умеющий
говорить…»
День удмуртского языка
Ведущий 1.
Добрый вечер, дорогие друзья!
Ведущий 2.
Зечесь-буресь, гажано эшъёс!
Ведущий 1.
Приветствуем вас на нашем литературном вечере, посвященном Дню родных
языков, «Чтобы доброе слово сказать, нужен человек, умеющий говорить…»,
и посвящаем мы его нашему удмуртскому языку.
Ведущий 2.
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет,
говорит, думает. Думает!…Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык.
Д. Лихачев
Ведущий 1.
Любовней всех святынь
храним он –
Язык, которым наделен народ.
Любой народ
на языке родном
И разговаривает, и поет.
Он к нам приходит с радостями детства –
Мать колыбельную поет на нем.
Родной язык!
Он входит в ум и сердце;
Наш первый лепет с жизнью –
на родном.
М.
Покчи – Петров (перевод О. Поскребышева)
Ведущий 2.
Родной язык – как первый в жизни шаг;
Без первого – второму не бывать.
Родной язык на всех земных путях
Всегда с тобой,
Как любящая мать.
Реки начало – маленький родник;
Начало разума – родной язык.
Забыв его,
Предав в пути его,
Ты не поймешь на свете никого.
Вот почему я смолоду привык
Благоговейно чтить родной язык!
Ф.
Васильев
Песня «Дыртисько дорам» А. Ложкин
Ведущий 2.
Дуннеын лыдъянтэм калыкъес.
Нош коня калыкъес,
Сомында ик сямъёс.
Удмуртлэсь но лякыт сюлэмо
Меда вань на калык?
Удмурт кадь ужгурез но гажась
Кин ке вань-а ужась?
Удмурт гур кадь кинлэн кырзанэз
Шундылэсь гинэ но синвузэ пызьыртоз,
Жожомем пилемлэсь бордэмзэ дугдытоз
Шудэныз?
Вань ке шат удмуртлэсь но усто адями?
Вань! – шуо калыкъес.
Котькудиз но ушъя аслэсьтыз дор палзэ,
Аслэсьтыз кырзанзэ,
Улонзэ…
Бен, вождэс ти эн вае,
Усто калыкъес,
Сюлэмам бурмемын удмуртъес.
А.
Кузнецова
Сценка по удмуртской сказке
Ведущий 1
Земляки родного края:
Ладен облик, стать светла,
И у них в руках играют
Что литовка, что пила.
Ведущий 2
Вековечен песней – пляской
Наш лесной озерный край,
Многоцветно юн и ласков
По садам цветущий май.
Ведущий 1
Благодать грибов и ягод
По еленям и лесам,
Где опушкам эхо радо
И девичьим голосам.
Ведущий 2
Наш чаек с душицей алой,
Перепечи, пироги…
Побывать у нас пожалуй –
Примем гостем дорогим!
А. Ельцов
Ведущий 1
Мы рады приветствовать сегодня наших дорогих
гостей.
Целесообразно
пригласить на мероприятие самобытных поэтов,
мастеров
ремесленного дела или рукодельниц,
руководителя
краеведческого музея.
Ведущий 2
Каждый из них – своеобразный хранитель
культурного наследия удмуртского народа. Своим трудом, своим творчеством,
мастерством своим они делают удмуртские традиции и обычаи ближе и понятнее нам.
Дорогие гости, вам слово!
Выступление гостей
Ведущий 1
Когда о свободе удмуртов поют,
О крае, где счастье цветет,
Я славлю могучую помощь твою,
Великий и мудрый народ!
Т. Шмаков
Песня «Адями кырза»_
Ведущий 2
Я здесь все сразу узнаю.
Здесь каждый встречный мне знаком.
И я со всеми говорю
На языке своем.
Иду ли в лес,
Бегу ль к реке –
С листвой беседую,
С волной.
И на удмуртском языке
Колосья шепчутся со мной.
Родник так чисто скажет:
«Пей!»
коса приветствует:
«Живи!»
и по-удмуртски соловей
поет мне о своей любви.
И в воздухе звенят слова
Как удалые бубенцы.
И речь удмуртская жива
На берегу родной Чепцы.
Ф. Васильев
Удмуртский танец «Лымы тодьы»
Ведущий 1
Родины себе не выбираем.
Имени себе мы не даем.
Землю, где родились и живем,
С детства называем отчим краем.
Потому всегда спешим домой.
Нас встречают шумные деревья.
На глазах меняется деревня.
Снова в сердце радость и покой.
Не грустят оконные глаза,
В них играет огонек веселый.
Дети возвращаются из школы.
Далеко слышны их голоса.
Словно мать, растила нас земля,
Наставляла в дальнюю дорогу.
Уносили в сердце мы тревогу,
Долго провожали нас поля.
Потому нет края нам милей:
Мягкие тропинки, теплый ветер.
Чистый воздух родины своей
Будем пить, пока живем на свете.
Ф.
Васильев
Песня
«Яратэ»
Давлетова О.Р., учитель удмуртского языка и литературы,
МБОУ ООШ с. Каймашабаш Янаульского района,
Республика Башкортостан
«Куча мала»
(внеклассное мероприятие на удмуртском языке, посвященное международному Дню родного языка)
«Огыр-бугыр»
(анай кыллэн калыккуспо Нуналэзлы сӥзем ужрад)
Азьмугез: удмурт кылэн тунсыкъяськон мылкыдзэс пуромытон.
Пуктэм ужпумъёс:
Дышетон: калыкылосэз но удмурт лулчеберетэз яратон мылкыд пыӵатоно.
Азинтон: вераськон кылэз волятоно.
Визьнодан: удмурт кылмылы яратон но гажан мылкыд пыӵатоно.
Уже кутэм арбериос: ноутбук, проектор, доска вылэ интыямын пӧртэм буёло но номеро треугольникъёс, дасяны луоз нимысьтыз презентация сётэм ужъёсын.
Ужрадлы дасяськон этап.
Дасяно пӧртэм буёло кагазлэсь 16 треугольник, вылазы гожтоно лыдпуссэ. Котькуд треугольник сьӧрын гожтэмын ужлэн нимыз:
Визькылъёс
Шудпуйы!
Тодма крезьгурез
Удмурт гожъясьёс
Удмурт базар
Сюрес сётэ мукетъёслы!
Куинетӥез мултэс
Башкортостанысь удмуртъёс
Эктом али!
Ӵыжы-выжы
Крезьгур вис
Вуюись
Улэм-вылэм выжыкыл
Зоопарк
Нюлэскы ми ветлыса
Шаертодон
Ӵошатсконэ пыриськыны быгатозы 7-9 классъёсысь 5-6 команда 3-4 адямиен. Нырысь ваньзы пукозы залын. Соос дасяны кулэ плакат-транспарант, кытын гожтэмын луыны кулэ командазылэн нимыз (кылсярысь, «Тодосчи», «Небыльток», «Азё-беро уробо» но мукет) Командаослы нимысьтыз дасяськем кулэ ӧвӧл (плакат сяна). Луоз на дэмланы ужрадэ удмурт дӥськутэн лыктыны.
Ужрадлэн мынэмез.
Ужрадэз нуись: Умоесь, гажано пиналъёс, лыктэм куноос! Асьме ужрадмы туннэ сӥземын анай кыллэн калыккуспо нуналэзлы. Со пусйиське 21-тӥ тулыспалэ. Анай кыллэсь нуналзэ пусйыны кутскизы ЮНЕСКО огазеяськонлэн ӵектэмезъя 2000-тӥ арысен, дуннеысь калыкъёслэсь кылзэс, сям-йылолъёссэс утён но азинтон вылысь. ЮНЕСКО-ысь ӧнерчиослэн ивортэмзыя, дуннеысь 6 000 кылъёс пӧлысь ӝыныез матысь дыре берпуметӥ вераськисьсэс ыштыны быгатозы. Тужгес но вӧлмемын 7 «дунне» кылъёс – англи, испан, араб, ӟуч, фрунцуз, немец, португали. Соос трос улосъёсын пумисько. Китай, хинди но урду кылъёс но валтӥсьёсыз пӧлы пыро, но калыккуспо вераськонын шер кутӥсько. Тодосчиослэн верамзыя, 100 арскын 3 000-ысен 6 000-озь кылъёс ышыны быгатозы. 100 000-лэсь трос адями гинэ вераськизы ке, утьыны быгатозы анай кылзэс. Туннэ бырон калэ вуэмын 400 кылъёс. Соосын верасько арлыдоос гинэ. Кылсярысь, Уйпал Америкаын канса но чинук кылъёсын 20-лэсь ӧжыт адямиос верасько. Жаляса верано, удмурт кылмес но анай кылэн лыдъясьёс арысь аре кемо. Но мон оскисько, тӥ анай кылдэс яратӥськоды но гажаськоды.
Та нуналэ мон тӥледыз ӧтисько «Огыр-бугыр» нимо ӵошатсконэ пыриськыны. Залын пуко командаосмы. Мон малпасько, котькуд командалэн мылкыдыз ӝутскемын татчы, сцена вылэ, ожмаськыны потыны. Ӝутэ кияды нимъёстэс. Кин самой зол быгатӥз мынэсьтым синме кыскыны, мынам сюлэмам яраны – со ик потоз нырысетӥ ожмаськонэ (кин кесяське, кин чабе, кин кырӟа – ужрадэз нуись ӧте сцена вылэ 2 командаосты)
2 команда залысь потэ. Одӥгез быръе кудзэ ке треугольникез. Бадӟым куараен лыдӟе, мар отын гожтэмын. Собере ужрадэз нуись валэктэ, кызьы быдэстоно та ужез. Вормись командалы треугольник сётӥське, соос кылё сцена вылэ. Кинэн ожмаськыны вуоно конкурсын — быръе табере вормись команда. Командаос озьы ик «асьсэдыз возьмато» залын. Командаос куд-ог ужъёсын быгато одӥг кадь кужымзэс возьматыны, соку треугольникез шори вандыса сётӥськом кыкез но командалы, но соос кыксы ик пуксё залэ. 3 треугольникъя номыр но кароно ӧвӧл (2,6, 11секторъёс), соосты озьы ик шори люкыса сётоно командаослы, нош шудӥсьёс пуксё. Ужрадэз нуись залысь нош ик быръе 2 команда.
Кулэ луоз ог кык музыкальной номер. Сое дасяны быгатозы школаысь усто кырӟасьёс но эктӥсьёс.
Ӵошатсконлэн йылпумъянэз луэ люкам кагазъёсты лыдъян. Кинлэн тросгес треугольникез, со ик вормись.
Ужъёслы валэктон.
Визькылъёс. Шедьтоно визькылъёслэсь пумзэ.
Ӟег кизьыса, |
калык но ӟеч |
Кин ужтэк — |
чабей уд ара |
Ачид ке ӟеч, |
сяська но тӧлӟе |
Пичи ке но ужед, |
со няньтэк |
Дырыз ортче ке, |
ужтэмлэсь уж |
Шудпуйы! Таиз кесэг шуд ваись луэ: номыр но карытэк, командаослы шори карыса сётиське таиз треугольник (луоз шудонэз азьпалтыны та командаосын ик, луоз залысь 2 выль команда бырйыны).
Тодма крезьгурез. Луоз сётыны туала тодмо удмурт артистъёслэсь ог 5 минусовказэс (А. Тимерханова, Н. Анисимов, И Котельников, но мукет) Верано кырӟанлэсь но кырӟасьлэсь нимзэс.
Удмурт гожъясьёс. Кудаз чурын гожтэмын Башкортостанысь удмурт гожъясьёс?
а) И. Байметов, В. Романов, Ф. Пукроков
б) У. Бадретдинов, В. Кельмаков, Р. Хайдаров
в) И. Байметов, У. Бадретдинов, Р. Валишин
г) У. Бадретдинов, А. Гильмаев, З. Биишева
Удмурт базар. Луоз курыны школа музейысь ог 10 арбери, кылсярысь: кут, тушко, аръян вышкы, куиськон станоклэсь детальёссэ (кись, вырт, сысо), ӝӧккышет, ӵушкон, удмурт нылкышно дэрем, айшет но мукет. Командаысь котькудӥз «базаре мыныса» маке но басьтэ, валэктыны быгатоно – ма со, марлы кулэ, кытын кутӥське.
Сюрес сётэ мукетъёслы! Таиз кесэг – шудтэм кесэг. Треугольник кыле ужрадэз нуись кие, шудӥсьёс залэ пуксё.
Ньылетӥез мултэс. Быръёно мултэс кылэз, валэктоно – малы сое мултэсэн лыдъяськоды?
а) Дангыр, Омель, Дыдык, Бетко;
б) Зангари, инвожо, вукарнан, италмас;
в) Удмурт, вепс, чуваш, пор.
Башкортостанысь дано удмуртъёс. Тодӥськоды-а, кин луо та адямиос – асьме землякъёс? Быръёно кулэ чуръёсты (ужрадэз нуисьлы луоз на ватсаса вераны та дано адямиос сярысь)
Ахтариева Людмила Менлатшиновна |
писатель |
Садиков Ранус Рафикович |
писатель, журналист |
Галямшин Ренат Биктимирович |
Удмуртиысь калык артист, «Италмас» ансамбльысь солистка |
Бадретдинов Ульфат Шайхутдинович |
тодосчи, исторической наукаосъя доктор, профессор |
Валишин Роман Галяскарович |
Башкортостанысь удмурт центрлэн кема аръёс ӵоже тӧроез |
Эктом али! Сётыны луоз ог 5 эктон крезьгур пӧртэм калыкъёслэсь (удмурт, башкир, пор, татар, ӟуч). Кин устогес эктоз? Верано на, кыӵе калыклэн та эктонэз.
Ӵыжы-выжы. Сётэм кылъёс пӧлысь быръёно удмуртлы матысьёссэ (соос финно-угорской группае пыро): белорус, пор, бигер, чуваш, вепс, ханты, бурят, француз, венгер, финн, эстон, латыш, карел, поляк, болгар.
Крезьгур вис – шутэтскон вис. Школаысь коллективлэсь ог 2 музыкальной номер. Треугольникез шори карыса сётоно сцена вылэ кемдэм командаослы.
Вуюись. Кудаз чурын шонер гожтэмын вуюисьэн буёлъёсыз? Берыктоно ӟуч кылэ быръем чурысь буёл нимъёсты.
а) горд, бусӥр, ӵуж, вож, лыз, чагыр, курень б) горд, напӵуж, ӵуж, вож, чагыр, лыз, бусӥр в) горд, сыр, ӵуж, вож, чагыр, лыз, бусӥр с) горд, напӵуж, ӵуж, вож, лыз, чагыр, курень
Улэм-вылэм выжыкыл. Ог 3 удмурт выжыкылъёсысь люкетсэ лыдӟе ужрадэз нуись. Тодоно, кыӵе выжыкылысь басьтэмын лыдӟем люкет.
Зоопарк. Презентацие дасяно ог 10 пудо-животъёслэсь яке тылобурдоослэсь суредъёссэс (кион, ӵушъял, лудкеч, маймыл, дуэ, ӟольгыри, пислэг, ӧрӟи, шырчик, коӵо). Верано, кинъёс возьматэмын.
Нюлэскы ми ветлыса. Берыктоно удмурт кылысь ӟуч кылэ писпу нимъёсты: бадяр, кызьпу, пужым, кыз, пипу, беризь, сусыпу, ньылпу, сирпу, бадьпу. Озьы ик луоз возьматыны та писпуослэсь суредзэс презентациын.
Шаертодон. Сётэм юанъёслы ответ гожтоно:
а) Башкортостанын кыӵе ёросъёсын уло удмуртъёс?
б) Гожтэ удмуртъёслэсь пӧраськем нимъёссэс (удмуртские блюда)
в) Кыӵе сяська удмурт калыклэн символэз луэ?
г) Удмуртъёслэн яратоно буёлъёссы, кудъёсыз кутэмын кун символикаын?
Ужрадэз йылпумъян.
Ӵошатсконлы йылпумъян лэсьтон, пусъёно вормисьёсты. Кинлэн тросгес треугольникез, со ик вормись. Ужрадэз йылпумъяны луоз Е. Минигараевалэн «Анай кылын» кылбуреныз:
Тон вазь мыным анай кылын, Тон кырӟа, вера мылкыддэ. Уно кылъёс та дуннеын, Нош удмуртэз юнгес шунтэ. Но удмуртэз – анай тусо, Ненег, валась, сыӵе мусо! Тон вазь мыным удмурт кылын, Тон вазь мыным анай сюлмын!
Данная работа посвящена дню родного языка, а именно удмуртскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий, посвященный дню родного языка»
Анай кыл — улонэ нырысь вамыш,
Сотэк уд лэсьты мукетсэ вамыш.
Анай музэн, анай кылыд юрттоз,
Улон сюрес кузя йыгмыт валтоз.
Бадӟым шуръес пото ошмесысен,
Нош вераськон кутске анай кылэн.
Умой ӧд ке вала анай кылэз,
Ӟечгес уд тод мукет кылэз.
Соин ик мон тыныд йыбырттӥсько
Соин ик мон тонэн данъяськисько.
Ф.Васильев
Дуно та удмурт кыл?
Малы, малы кулэ сокем
Удмурт кылэз юн ӟеч тодэм?
Оло, уно мукет кыллэсь
Жингрес солэн жингреслыкез?
Оло, мусо чеберлыкез?
Оло, чебер куаралыкез?
Ӧвӧл, ӧвӧл, котькыӵе кыл
Ас интыяз чебер, жингрес,
Нош туннэзэ зэмзэ ик, зэм,
Удмурт кылэз туж ӟеч тодэм
Тужгес дуно, тужгес кулэ
Та улонэз ӝутны вылэ.
К.Герд.
«Юан-веран, тодон-валан» тол шудонъёс.
Ижкарысь кызё пала школаосын удмурт кылэз дышето кыкети кыл чотын. Таин валче, дышетисьёс азьын султэ ужпум – анай кылмес дышетонын нылпиослэсь мылкыдзэс жутон. Карысь удмурт кылъя дышетисьёслэн огазеяськоназы 2006-ти арын чектэмын вал малпаны Ижкарысь нылпиослы анай кылъя тол шудонъёс ортчытыны. Малпанзэс дышетисьёс быгатизы улонэ пычатыны. 2012-ти арын тулыспал толэзе 11-ти шор ёзо школаын витети арзэ ини ортчизы дышетскисьёслэн тужгес яратоно ужрадзы — «Юан-веран, тодон-валан» йырвизь сынан тол шудонъёс. Тол шудонъёслэн валтись ужпумзы: анай кыллэсь данлыксэ будэтон, дышетскисьёсыз шаермылэн историеныз, культураеныз, калыкеныз тунсыкъяськытон, творческой быгатонлыкъёссэс йылэтон но огъя тодон-валанзэс паськытатон.
Нырысь аръёсы тол шудонъёсты ортчытиськом вал 1 — 4, 5 – 7, 8 – 11 классъёс вискын. Чошатсконэ пыриськыны мылкыд карисьёслэн лыдзы будэмен ( 150-170 адями) оргкомитет кельтоно кариськиз школаысь одиг сборной командаез ( кык дышетскись покчи классысь, кык – шор, одиг – бадзым классысь). Оргкомитетэ пыро шаертодонъя, удмурт кылъяно литературая дышетисьёс, печатной изданиосысь журналистъёс, лыдзонъюртысь онерчиос. Берпумети аръёсы Ижкарысь сяна, тол шудонъёсы мылкыд каризы пыриськыны Дэри ёросысь командаос. 2012-ти арын, вожвылъяськонлэн юбилеезлы шуыса, нылпиосын чош одиг командаын тол шудонъёсын пыриськизы удмурт кылъя дышетисьёс но.
Чектэм ужрадэз ортчытыны луоз удмурт кылэз анай кылэз чотын дышетись нылпиосын но ( удмуртлыклы сизем жытын но мукет). Интеллектуальной тол шудонъёсты ортчытон понна дасяны кулэ луоз актовой залэз( чеберъяно, кыче лыдпуслы сиземын, кылсярысь, 2011-ти арын Ижкарысь тол шудонъёсмы сиземын вал Трокай Борисовлэн юбилеезлы), командаослы, дунъясьёслы жокъёс дасяно, проектор, экран, компьютер. Вормисьёслы кузьымъёс утчано – милемлы юрттэт сёто йоскалык ужпумъёсъя министерство, Эшъяськон юрт, «Удмурт кенеш» мерлыко огазеяськон. Кулэ луоз жытэз нуись. Шаертодонъя этапысь юанъёс сётэмын зуч кылын, мукетъёсыз – удмурт.
ТОЛ ШУДОНЪЁСЛЭН МЫНЭМЗЫ
1-ти этап « Ми кыллы устоесь…» ( визитка)
Котькудиз команда тодматэ дунъясьёсты но куноосты асэныз – нимзэ, эмблемазэ, девиззэ шарая. Маин тунсыко луэмзэ возьматэ. Бадзымез — 5 бал. Дунъяку лыдэ басьтоно командалэсь «удмурт шомо» луэмзэ.
2-ти этап «Сайкатом визьмес» ( разминка)
Экран пыр возьматиське 10 суред ( тодмо адямиос бордысен кутскыса шаерамы будись писпуос дорось) Уж – командалы быгатыны кулэ одиг пол слайдъёсты учкыса( 1 слайд – 1 секунд) борсьысь борсе суредъёсты тодэ вайыны но гожтыны. Радлыксэс суразы ке, та вылын дугдиськом. Шонер гожтэм туспуктэм понна 0,5 бал, озьыен, тужгес тросэз – 5 бал.
3-ти этап «Удмурт шаер – мусо шаер» викторина.
Сётэмын 28 юан валэктонъёсын, одигез соос полысь шонер. Тужгес тросэз – 28 бал. Ужез быдэстон понна командалы сётиське 10 минут.
Викторина «Удмурт шаер — мусо шаер»
- Автор Государственного флага и Государственного герба УР
а) Ю..Лобанов б) С.Виноградов в) П.Ёлкин
2)Горный инженер, строитель Ижевского завода
а) А.Москвин б) А.Дерябин в) П.Шувалов
3) Сколько наших земляков удостоены высокого звания Герой Советского Союза?
а) 100 б) 73 в) 55
4) Дважды Герой Советского Союза, уроженец УР
а) Е.Кунгурцев б) Ф.Пушина в) В.Сивков
5) Первый удмуртский поэт, драматург, учёный
а) Т.Борисов б) К.Герд в) Г.Верещагин
6) Когда завершено добровольное присоединение удмуртского народа к Русскому государству?
а) 1580 б) 1558 в) 1571
7) Самая крайняя южная точка УР
а) Зуевы ключи б) Кыргында в) Верхняя Игра
Население Удмуртской Республики
а) 1636 тыс б) 1100тыс в)1300 тыс
9) Сколько районов в Удмуртской Республике
а) 23 б) 20 в)25
10) Самый молодой город в Удмуртии
а) Воткинск б) Можга в) Камбарка
11) Правый приток Камы
а) Вятка б) Чепца в)Кильмезь
12) Архитектурно- этнографический музей находится
а) в с. Дебёсы б) в Лудорвае в) в Глазове
13) Дата рождения г. Ижевска
а) 1780 б) 1760 в) 1790
14) Сколько районов в городе Ижевске?
а) 6 б) 5 в) 4
15) Самая распространённая древесная порода в лесах Удмуртии
а)сосна б)ель в)берёза
16) Старое название ул.Ленина
а)Церковная б) Сенная в) Базарная
17) Первый номер газеты «Дась лу» (ныне «Зечбур») вышел
а) 1935 б) 1930 в) 1934
18) Первая удмуртская поэтесса
а) А.Векшина б)Н.Кралина в)В.Загуляева
19) Удмуртское название вишни
а) легезьпу б) чияпу в) улмопу
20) Скажи по –удмуртски слово ЩЕБЕТАТЬ
а) гурланы б)зильыртыны в) пиньгетыны
21) Монисто-это:
а) головной убор удмуртов б) нагрудное украшение в) фартук с вышивкой
22) Удмуртский традиционный смычковый инструмент
а) кубыз б) крезь в)тачыртон
23) В каком году был открыт удмуртский драматический театр
а) 1954 б) 1931 в) 1937
24) В каком году был заложен памятник А.Ф. Дерябину
а) 1923 б) 1934 в) 1907
25) На гербе г.Ижевска нарисована
а) калина б) рябина в)черёмуха
26) Сколько человек удостоились награды «Кафтанщики»
а) 378 б) 780 в)527
27) Название МАЙ месяца по-удмуртски
а) посьтолэзь б) оштолэзь в) куартолэзь
28) « ЫМУСЬТОН» праздник по-русски
а)Рождество б) Пасха в)Масленица
4-ти этап «Анай кылме мон тодисько»
Сётэмын 30 зуч кыл, берыктоно удмурт кылэ, 30 удмурт кыл, берыктоно зуч кылэ. Тужгес тросэз – 30 бал. Шонер гожтэм кыл понна 0,5 бал. Ужез быдэстон понна командаослы сётиське 20 минут.
«Анай кылме мон тодисько» этап
- сирпу
- дуринчи
- етин
- каронкыл
- верос
- дукъя
- музъем
- мерлык
- ужрад
- бадяр
- сизь
- йыды
- маймыл
- ашальчи
- йырнушы
- кайсы
- сёр
- мадиськон
- пужым
- сезьы
- вуюись
- инкуазь
- вуко
- дышетон
- инэт
- куншет
- шоркар
- мусылал
- нёжал
- эмъюрт
- бурундук
- ольха
- комар
- сказка
- поэт
- существительное
- мох
- мозг
- животное
- мельница
- рай
- норма
- республика
- библиотека
- внук
- барсук
- сорока
- сердце
- попугай
- окунь
- пихта
- шершень
- культура
- мудрец
- национальность
- письмо
- электричество
- церковь
- гимн
- город
5-ти этап «Паймымон песьтэр»
Кулэ луоз зэмос песьтэр. Отын биням кагазъёс вылын ( свиток) гожтэмын юанъёс. Нылпи песьтэрысь кагазэс кыске но валэктон сёто дунъясь азьын. Та этапе командаысь покчи класссын дышетскись пыриське. Дунъясьёс лыдэ басьто нылпилэсь удмурт кылын вольыт вераськемзэ но валэктон сётэмзэ. Тросэз 5 бал. Юанъёс дышетись аслаз учкемезъя малпа. Кылсярысь
- Вань-а тынад песянаед? Кызьы солэн нимыз? Кытын со улэ?
2.Кыче пойшуръёс уло асьме нюлэсъёсын? Вера куиньзэ.
- Яратиськод-а тон лыдзиськыны? Нош кыче али тон книга лыдзиськод?
- Удмуртиысь кыче каръёсы вуылэмед вань?
- Тон бадзым будид ке, кин луод?
- Школаысь кыче урокъёсад шумпотыса ветлиськод? Малы?
- Кин тынад эшед? Маиныз со тыныд кельше?
- Ветлиськод-а тон театре? Туэ кыче спектакль учкид
- Юрттиськод-а тон анаедлы? Кызьы?
- Вань-а тынад яратоно ужед? Ваньмон дыръяд мар карыны яратиськод?
- кыче сяськаосты тодиськод? Нош тужгес но кельшо тыныд кычеосыз?
- Ижкарысь кыче интыос тыныд кельшо? Кытчы вуылэмед вань?
6-ти этап « Книга – матысь эшмы»
Произведениысь люкетъёс сётэмын. Тодманы кулэ авторзэ ( 0,5 бал), произведенилэсь нимзэ (0,5 бал). Команда 15 минут куспын быдэстыны кулэ ужез. Огъя уж понна 8 бал.
1. Жужыт ярдурын, шодонтэм гинэ тулкымъяськыса бызись ву шоры жальмаса, кык адямиос сыло. …. …. Куд-ог дыръя чорыг утчась тылобурдоос ву вылэ пукыч кадь лэзисько но сылись муртъёслэн йыр йылтизы ик мечак вылэ тубо.
- Малы монэ кельтыса кошкиды? — нылмурт куара паймыса сылись муртъёсыз усыкмемысь сайкатиз.
- Ми тонэ татчы ик тубид кожам, — яр йылын сылисьёс полысь пиналэзгес кепыр вайыса вазе. …
Произведение: _____________________
Авторез: ____________________________
- Мон – язычник. Инмаре – инкуазь.
Мудоре мынам – быдэс инбам.
Султисько ке мон чукна ик вазь,
Шундылы йыбырттисько поннам…
Произведение______________________
Авторез: ________________________
- Вордиськем музъеммы,
Вордиськем шаермы,
Туж мусо потиськод,
Туж шулдыр адскиськод.
Произведение__________________________
Авторез: ___________________
- ….Музъем вылэ сьод пилем зибиськиз. Дыдыклэсь сюлэмзэ сьод кый зибиз. … Пилем но ортчиз ини. .. Дыдык понна гинэ пилем оз ортчы. Солэн синъёсыз зоро на…
Произведение ____________________
Авторез: ____________________________
7-ти этап «Крезьгуро вис»
Командаослы крезьгуръёсты кылзыса тодманы кулэ кырзасез но кырзанлэсь нимзэ. Вить крезьгур – 5 бал.
8-ти этап «Гожтиськом диктант»
Та этапе пырисько командаослэн капитанъёссы. Янгышъёстэк гожтиськом диктант. Тужгес тросэз – 5 бал.
Вистэм-вожтэм пужниське-лоба лымы. Тол кион кадь вузыса пертчылэ Санколэсь пальтозэ, шлачкытъя шарфсэ, уськытыны выре изьызэ. Йо пырыен жугыса, Санколэсь мугорзэ бышка. Санко, сюресэз шедьтытэк, мур гушъяса вамышъя.
«Вождэ эн вайы, Маша» веросысь.
Эрик Батуев
9-ти этап «Сураськем букваос»
Экран вылэ пото сураськем бкваос – анаграммаос. Букваосты интыенызы воштыса, кылдытоно кыл, 5 шонер кыл – 5 бал. Командаослы сётиське 5минут.
АРНАКН
МЫЗУЬК
ТАСЕПЯЙ
УГУКРЗЕП
АТЬАНБ
Дунъясьёс лыдъяло баллъёсты, куинез команда, тужгес но трос баллъёс люкамъёсыз, пото вормисьёс полы. Соос басьто дипломъёс но секузьымъёс. Мукетъёсызлы – сертификатъёс.
Уже кутэм литература
1. Батуев Эрик. Уйшор вуюись. Ижевск, 2005
2. Ефремов А.Д. Край удмуртский – сторона родная. Ижевск, 1980
3. Удмурт литература, 10-11. Ижевск, 2008
4. Удмуртская Республика, энциклопедия, Ижевск 2004
5. Шутэтскон сэрег – «Удмурт дунне». Ижкар, 2011
6. 2-ти бичет. Удмурт кылын нимкылъёсъя но шонер гожъяськонъя элькун ори. Ижкар, 2008
Е. Н. Ямщикова
Ижкар, 60-ти школаысь
удмурт кылъя но литературая дышетись
Открытие недели удмуртского языка и культуры
Презентация «Мы –удмурты»
Фанфары
В1: Дорогие ребята, уважаемые учителя!
В2: Разрешите приветствовать вас
В1:и поздравить с праздником открытия недели удмуртского языка и литературы в нашей школе.
Аплодисменты
В1: Просим всех встать звучит гимн РФ и УР.
Гимн РФ И УР
В1: Для открытия Недели удмуртского языка и литературы предоставляется слово директору школы 69 – Пухаревой Елене Александровне.
Слово Пухаревой Е.А.
В1: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная.
В2: Мы часто слышим слова «Россия», «Родина», «Отчизна». Что же они для нас значат.
В1: Это святые слова. Понятие Родина включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это культура, традиции, язык на котором мы говорим.
В2: У каждого из нас есть своя Малая Родина. Это то место, где мы родились, откуда пошли наши корни. Для нас с вами — это любимая Удмуртия.
В1: А какой народ мира не имеет своей культуры.
Удмуртия отличается своей самобытной культурой.
В2: Встречайте дружными аплодисментами детский ансамбль танца «Серпантин». Удмуртский танец с колокольчиками!
Удмуртский танец
В2: Росистым утром по лугу шагая,
Звенящей удивляюсь тишине,
Трепещет в небе песня тюрагая
И эхом отзывается во мне.
В1: Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
В2: В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И если даже вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты.
В1: Внимание на экран!
Ролик «Удмуртия» 13 минут
В1: Около 6 тысяч языков существует в мире, и ко всем можно отнести эти высокие слова. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость.
В2: Один из интересных и образных языков является удмуртский язык. Лучшие его качества –изумительная меткость, гибкость и выразительность.
В1: В нашей школе есть классы, которые изучают удмуртский язык и литературу.
В2: И кто, если не они прочитают стихи о родниковом крае на удмуртском языке.
В1: Встречайте 7в класс. Сергеева Снежана и Данилова Анжелика. Стихи о родном крае!
Стихи на удмуртском языке 7в класс
В1: Есть много способов общенья:
Жест, мимика или сигнал.
Но вот в «прекрасное мгновенье»
Связь звуков человек познал!
В2: Теперь известна сила слова!
И как богат язык людей!
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
В1: Языком самовыражения является песня.
В2: Она вдохновляет, отражает этнический характер, сопровождает все события в жизни народа.
В1: Соня, а о чем могут петь школьники?
В2: Данил, конечно же о школьной жизни.
В1: Встречайте бурными аплодисментами вокальный ансамбль «Кардилен»!
В2: Песня о школьной жизни
В1: на удмуртском языке.
Песня (Туктарева Т.В.)
В1: Кого ни спросишь, без сомненья,
Хоть это финн, словак, казах,
Ответят, не вступая в прения:
Вся красота в родных словах!
В2: Ведь свой язык милее слуху,
И всех дороже тоже он.
Родной язык – основа духа.
Народом он введен на трон.
В2: Слово для приветствия предоставляется заместителю директора по научно-методической работе – Рубановой Елене Александровне. Ваши аплодисменты!
Презентация (даст Рубанова Е.А.)
В1: Ты уважай язык родной
Считая долгом в совершенстве его знать.
Историю и быт народной жизни
Через него удастся нам познать.
В2: Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
В1: Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие».
В2: Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом.
В1: Встретимся через неделю!
В1 и В2: В добрый путь!
Сценарий мероприятия,
посвященный Международному дню родного языка.
Составитель: Менлибаева Сабира Батыр-Мурзаевна, МКОУ « Барсовская СОШ №1»
Описание: Данный материал будет полезен классным руководителям, вожатым. Мероприятие проводится для обучающихся 1 – 4 классов.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».
Задачи:
1.Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
2.Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
3.Воспитывать уважение и любовь к родному(удмуртскому) языку, а также к другим языкам нашей республики.
Предварительная подготовка: обучающиеся заранее разучивают стихи, песни.
Оборудование : 1.Мультимедийный проектор, экран;
Музыкальное оформление :
Ход мероприятия
Классный руководитель :Международный день родного языка провозглашен генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается ежегодно с 21 февраля . слайд2
Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно встретить 5 значений слова язык.
Язык – средство творческого выражения ( например: язык какого-то писателя), это система знаков и другое. Мы же будем говорить о языке как о средстве общения.
Чтец1: О родном языке
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай
(Галина Пурга)
Классный руководитель: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч языков. Среди них мировые языки- русский, английский, французский, испанский. Есть «зональные», официальные языки.
А большинство языков не имеют никакой официальной должности- на них просто говорят:
На одном 10 человек, на другом 100, на третьем 1000.
В нашей республике государственными являются два языка- удмуртский и русский. В удмуртской республике проживают носители более 40 языков. Язык величайшее богатство народа, многие писатели, поэты внесли огромный вклад в развитие языка.
С какой любовью и гордостью написали о своем родном удмуртском языке Арсений Загребин и Флор Васильев
Слайд3
Чтец2Чебер асьме вордскем кылмы,
Сяськаяськись возьвыл выллем
Со огазе каре ваньмес
Вань гуртъёсмес но каръёсмес
Урам кузя удмурт кылмы
Шулдыр кырзанъёсын волске
Сюлмез, лулэз со небзытэ.
Улон радэз чеберьятэ
Улоз чебер анай кылмы
Пырак ноку уз быры со
Котьку улоз калык бордын
Луоз со асьмелы мусо
Чтец3:Кому и что
От дома вдалеке
Ты скажешь на удмуртском языке
Когда мне задают такой вопрос
Я отвечаю с яростью глухой
-родной язык как первый в жизни шаг
Без первого второму не бывать.
Родной язык на всех земных путях
Всегда с тобой, как любящая мать
Реки начало- маленький родник,
Начало разума- родной язык.
Забыв его, предав в пути его
Ты не поймёшь на свете ничего
Вот почему я смолоду привык
Благоговейно чтить родной язык
Классный руководитель:« Плохих» и « хороших» языков не бывает, как не бывает « плохих» и хороших народов. Вот что говорят о языке пословицы:
Слайд 4
— Тол гурезьёсты куашкатэ, кыл калыкъёсты вырзытэ- Ветер горы рушит, слово народы поднимает.
-Калыклэсь кылзэ серем карыса, солэсь сюлэмзэ кур кариськод. –Смеясь над языком народа, больно ранишь его сердце.
-Кылэз тодэм нянь уг куры.- Знание языка хлеба не просит.
Слайд5
Чтец4 Мы гордимся своим языком,
Он богат на глаголы, наречья!
В нем живет тайна древних веков,
Мы ее сохраним, это точно! …
Но свежий ветер перемен в стране
В мою стучится грудь
« Знай свой родной язык, удмурт!
А знать, казалось бы зачем?
Не лучше он других ничем
Нет! Стал теперь язык звучней
Язык праматери моей, нет!
Все земные языки
Прекрасны, словно родники
Удмуртский же мне надо знать
Чтоб к новым высям жизнь поднять
В сердцах прольёт он знаний свет
Поля, что спали сотни лет,
Закутанные в дикий дёрн
Вспахать поможет людям он.
(К. Герд)
Исполнение Песни «Ойдо кырзалом»-4 класс
Классный руководитель: Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве.
Нам хочется через песни показать вам красоту удмуртского языка.
1 класс- исполнение песни «Бергаса шудом».
(Во время исполнения в зал входит Лопшо педунь.) Слайд9
Л.п. Зечбуресь мусо куноос, чебер сяськаос. Гажано эшъёс!
Я старый бродяга, я странник седой
А слышу и вижу я как молодой
Резвы мои ноги хоть я и старик
А руки сложив отдыхать не привык
Хожу и смотрю как живет мой народ
И сердце мое от восторга поет
Классный руководитель:Наш веселый Лопшо Педунь родился в Удмуртии в незапамятные времена. Он молод и здравствует до сих пор и не собирается стареть в ближайшие столетия. Остроты, хохмы, шутки, веселые песни, загадки- все это дело рук Лопшо Педуня. А с чем пришел к нам Лопшо Педунь?
Классный руководитель С загадками да дразнилками, с шутками да прибаутками. А ну-ка отвечайте скорее мне:
-Кого нельзя поймать ни уздой, ни веревкой?
-Что будет с козой если ей исполнилось 7 лет?
-На границе с Увинским районом петух снес яйцо, чьё оно будет?
А ну-ка мои помощницы, загадайте-ка еще загадки
Классный руководитель — Без рук, Без ног на брюхе ползает
-Рогов нет, а бодается
-В углу на печи две звезды
-Вечером кончается, утором возрождается
-Придет черная корова и всех повалит
-Что можно только ночью увидеть
Классный руководитель Бадзым тау, мусо эшъёсы порадовали меня старого, а теперь я хочу с вами поиграть.
(игра-разминка Лудкечпи, гебыр, гебыр)
Классный руководитель: Дорогие ребята, помните, что владея родным языком и уважая другие, вы показываете свой культурный уровень.
Великий писатель И. Тургенев сказал:«Берегите наш язык, это клад, это достояние. Переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса…Берегите чистоту языка как святыню»
Слайды 10,11
Чтец5Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка. Чтец6Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветет, процветает! Исполнение песни «Вай кырзалом»- 4 класс слайд 12.13
Аннотация внеклассного
мероприятия:
МКОУ
«ОШ№5»
Данное мероприятие разработано с целью приобщать детей и взрослых к национальным
ценностям удмуртского народа, познакомить с удмуртскими словами,
связанными с бытом.
Мероприятие проходит в форме игровой программы с
театрализованным представлением. Всю программу ведет сказочный персонаж Лопшо
Педунь. Обучающиеся знакомятся с традициями
удмуртов, устройством их быта, играют в национальные игры.
Мероприятие
сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и
проецированием её на экране интерактивной доски.
Методическая
разработка внеклассного мероприятия
«В
гостях у Лопшо Педуня»
Учитель русского языка и литературы
Л.В.Чернявская
МКОУ
«ОШ №5» город Глазов
Внеклассное мероприятие «В гостях у
Лопшо Педуня».
Цель: приобщать
детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского
народа, познакомить с удмуртскими словами.
Задачи: содействовать
развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; способствовать
повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в
повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у школьников в процессе
игровой деятельности, расширение кругозора и представления об окружающем мире;
воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе
родного края.
Продолжительность реализации
разработки – 35 -45 минут
Средства
обучения: фонограммы
заставок, интерактивная доска.
Оформление
класса:
ü флаги
России и Удмуртии;
ü картины
с государственной символикой;
ü предметы
быта удмуртов, музыкальные инструменты;
ü
цветок италмас для разучивания игры;
ü мультимедийный проектор
и доска;
ü музыкальное
сопровождение;
ü стеллаж
с выставкой книг по Удмуртии.
Ход мероприятия.
Под музыку в зал
входит Лопшо Педунь.
Лопшо Педунь (Л.) Зечбуресь,
пиналъес!
Вы меня узнали?
Тем, кто меня не знает,
представлюсь: Я – Лопшо Педунь – родной брат русского Иванушки, двоюродный брат
узбекского Хаджи Насреддина и татарского Шурале, дядюшка белорусского
Нестера, друг всех веселых людей на Земле!
Поёт
на мотив «Ялыки»
Ходит
– бродит в нашем крае
Песенка
– вещунья.
Эту
песню каждый знает
Про
Лопшо Педуня.
Говорят:
«Педунь тот рыжий».
Говорят:
«Седой как лунь».
Говорят:
«Он выше крыши!»
А я
— вот какой, Педунь!
Лопшо Педунь, Лопшо Педунь!
Известен я во всех местах…
Как хорошо, как хорошо
Что нынче вы у меня в гостях.
Л. Мы собрались сегодня с вами,
чтобы рассказать о нашем удмуртском крае, познакомится с героями удмуртских
сказок и мифов, подышим воздухом наших лугов и лесов, зайдем в гости в
удмуртскую избу, поучим удмуртские слова, поиграем в удмуртские игры и конечно
же споем. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.
Ребята, а вы знаете, когда день
рождения Удмуртии?
Более 450 лет назад наши предки —
удмурты решили жить единой семьей в составе России. День рождения республики мы отмечаем
4 ноября.
Я
удмурт,
Нас,
удмуртов, немного,
Наша
родина невелика.
Но
сегодня и наша дорога
Широка,
словно Кама – река.
Л. А как красив удмуртский язык.
Он богат пословицами и поговорками.
Я буду говорить
удмуртскую пословицу, а вы должны назвать аналогичную русскую пословицу.
1. Любишь мед — люби
и пчел. (Любишь кататься- люби и саночки возить)
2. Без труда сыт не будешь.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
3. Как крикнешь, так
и эхо отзовется. (Как аукнешь, так и откликнется).
4. Шороха бояться в
лес не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить).
5. Дерево без ветра
не скрипит (Дыма без огня не бывает).
6. Лошадь есть – ездок
найдется. (Была бы шея, а хомут найдется)
7.
Л. Наш край называют ещё и песенным
краем. Очень красивы удмуртские песни: ласковые и задушевные, весёлые и
задорные.
Кырзан
котькинлы дуно.
Кырзанэн
шулдыр улон.
Песня
всем всегда нужна.
Песня
в жизни нам важна.
Звучит песня в
исполнении детей.
Л. Ребята, а вы хотите побывать у меня в гостях? Я вас приглашаю к себе в
дом, покажу свое любимое место в доме. А чтобы попасть ко мне в гости надо
произнести заветные слова: одык, кык, куинь!
Типичное поселение — деревня (удм.
гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой
планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба
(корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на
самцах, а позже на стропилах. Углы рубились, пазы прокладывались мхом.
Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней
половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь
(гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По
диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы
семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал
погреб, хлев, навесы, кладовые.
Я очень люблю лежать на печи, а еще
вкусно покушать. Ребята, а назовите национальные блюда.
А еще я люблю поиграть.
«Игра
с лаптем»
ОПИСАНИЕ.
Дети образуют круг.
Водящий
за верёвочку крутит лапоть понизу, дети должны перепрыгнуть, не задев его.
ПРАВИЛА.
Задевший лапоть – выходит из игры.
Л. Из окон моего дома открывается
вид на прекрасный луг! Там растет огромное количество и травянистых, и
цветковых растений.
— Какой цветок является символом республики? (Италмас)
— Посмотрите, какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу
Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а
только любуйтесь его красотой!
А вот про купальницу я вам расскажу легенду. …Жила-была красавица по имени
Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком
купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые
тугие цветы на лугу — италмасами. Цветок — словно золотоволосая девушка в ярком
зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже
становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу.
Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда
они растут.
Удмурты придумали игру с италмасом.
Игра «Италмас».
Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в
одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает
цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый
схватит цветок, тот и водит!
— Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии.
«Мать-и-мачеха» , «Подорожник» возле дорог растет, раны
залечивает(порезник, ранник), «Ромашка»,»Клевер» и др..
Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!
Эти растения нужно тоже беречь и охранять!
Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.
Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!
Вот перед нами лес.
Также как и без цветов, без леса мы не проживем.
Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и
растений, строительные материалы.) Берегите леса-это легкие нашей планеты,
планета ими дышит.
Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?
В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки,
отгадками являются названия деревьев.
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег —
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Молодцы , знаете растения.
О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много
книг, стихов (выставка книг).
Писатель Виктор Туганаев написал книгу «Коля знает 50 растений, а
ты?» Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не
обижает животных.
Л. Ребята, а знаете ли вы животных Удмуртии и их повадки?
Игра «Угадай, кто я?»
Л. : Молодцы, ребята! Хорошо знаете животных. У всех животных есть
Игра «Хвост»
ОПИСАНИЕ.
Дети встают друг за другом по- цепочке, руки на поясе у товарища. «Хвост»
цепочки ловит «голову».
ПРАВИЛА.
Если «хвост» поймает «голову», то «голова» становится «хвостом».
Мы покидаем лес.
Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык,
кык,куинь!
Л. Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Ты посмотри по
сторонам
Все это — наше, это — нам:
И горы, и луга:
На сотни верст — леса, поля,
И все — удмуртская земля,
Где ни ступи нога!
— Ребята, почему нашу Удмуртию
называют «Край родниковый»? А вы знаете что такое родник, ключ?
— Какая там вода? Да, в водоемах
должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!
Игра «Водяной»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро.
Выбирается водящий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова:
«Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит
играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга.
Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.
Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.
Пусть уходит из мира тревога
Навсегда — на года и века.
Я — удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.
Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удмуртской избе. Вспомнили названия
деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты,
узнали новые удмуртские слова.
Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?
Сейчас я проверю, какими вы внимательными были во время путешествия!
Ответьте
на мои вопросы:
1.
О каком празднике нашей Республики мы говорили?
2.
Как зовут весельчака в удмуртских сказках?
3.
Какой цветок является символом Удмуртии?
4.
Какие деревья и растения вы запомнили?
5.
Какие слова удмуртские вы запомнили?
Л: Ну, ребятки, какие вы молодцы!
Жаль с вами расставаться! Зечь Лу, ребята!
Домашнее задание. Помимо Лопшо в
удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. О них вы прочитаете в книге
«Мифы и легенды удмуртского народа».
Список использованной литературы:
1.
Мифы, легенды и сказки удмуртского народа /
лит. обраб. Н. П. Кралиной. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 206 с.: ил
2.
Леонтьев А.К. Лесное чудо. — Ижевск,1978. —
32 с.
3.
http://letopisi.ru/index.php/
«Золотой символ Удмуртии — италмас» letopisi.ru
4.
http://ru.wikipedia.org wiki Италмас
Скачано с
www.znanio.ru