Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 7
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.
Перевод:
Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Кондак воскресный, глас 7
Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.
Перевод:
Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»
Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня
Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Честному и Животворящему Кресту Господню
Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню
Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.
Молитва 2-я Честному и Животворящему Кресту Господню
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, всея́ вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.
Молитва 3-я Честному и Животворящему Кресту Господню
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Иоанну Златоусту
Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8
Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 6
От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.
Перевод:
Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я святителю Иоанну Златоусту
О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод:
(имена)
Показать все
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
Воздвижение Креста Господня
(Еф.5:20–26; Лк.3:23–4:1)
Среди Великаго поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца, а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устрояющей, нет случаев.
Вот это для чего: в сентябре убираются поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» (Лк.12:19), а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжевать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.
Развернуть
Притча дня
Однажды, давно-давно, на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра — шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.
— Вот, — сказал один из них, — хорошее бревно! Возьмем его…
Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.
— Нет, — возразил он, — это не годится!
— Почему?
— Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…
— Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!
Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли, и из него сделали киль нового корабля.
Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.
Так и в душе. Один червячок страсти, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.
Причина этого — в ослаблении веры. Побежденная одним грехом, воля теряет силу сопротивления и легко уступает другим. В глубине человеческой души всегда существует грех в виде самых разнообразных порочных наклонностей и страстей. Эти страсти кипят и бурлят, как в котле, ища выхода. Но если человек не уступает им, то его воля играет тогда роль тяжелой свинцовой крышки котла, которая не выпускает бушующий пар. Но стоит лишь немного приподнять — и в образовавшуюся щель, как бы мала она ни была, с силой устремляются все страсти, существующие в душе. Уступив таким образом, человек тем самым разнуздывает и другие страсти и справиться с ними уже почти не в состоянии.
епископ Василий Кинешемский
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Аудиокниги и фильмы
Основы православия
Тема 270. Ересь докетизма.
Содержание ереси докетов (от греч. казаться) сводилось, в главном, к тому, что Сын Божий не воплощался, в точном значении слова, но «стал человеком» лишь призрачно – принял вид человека, казался человеком, подобно тому как и ангелы, не становились людьми перед тем как являться людям в облике человека.
Последователям этой ереси представлялось немыслимым, чтобы Бог действительно стал человеком, мол, Кто такой Бог и кто такой человек. Принимая свою точку зрения за фундаментальную истину, с этой позиции они смотрели и на страдания, и на смерть Иисуса Христа, и на Его Воскресение и Вознесение.
Само собой ясно, что при таком подходе они не вкладывали в понятия «спасение», «искупление через жертвенные страдания и смерть» того значения, какое вкладывает в эти понятия Церковь. По сути они отрицали искупление, так как и страдания, и смерть Христа на Кресте, и Его Воскресение, согласно их воззрению, носили иллюзорный характер.
Практические советы
Когда соберемся отходить ко сну, не забудем перекреститься, взять свой нательный крестик и поцеловать его. Когда мы хотя бы в последнюю минуту уходящего дня сделаем это крошечное дело человеческой любви, пусть на память нам придет все, что Господь сделал для нас. Тогда и в наших сердцах будет возрастать ответная любовь и появится желание что-то делать для Бога, для спасения своей души и для того, чтобы воля Божья всегда совершалась в нашей жизни.
архим. Мелхиседек (Артюхин)
Случайный тест
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 27 сентября.
Воскресенье, 27 сентября 2020 года, Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня — это один из двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников церковного года. Его называют Господским, поскольку он посвящен Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. И неподвижным, потому что он всегда отмечается 27 сентября по новому стилю.
В начале недели Церковь вспоминала Рождество Богоматери, которое стало преддверием Воплощения Спасителя. Праздник Воздвижения Креста напоминает о будущей Жертве, которую приносит Христос за всех нас. Именно поэтому Крестовоздвижение также стоит в начале годового круга богослужений.
Происхождение праздника связано с завершением четырех веков гонений на христиан. Первый уверовавший во Христа император Константин Великий приказал начать раскопки на месте Гроба Господня. Для этого пришлось снести капище Венеры, в начале II века сооруженное императором Адрианом. Предание связывает обретение Креста именно с равноапостольной Еленой, матерью императора Константина. Обретенный Крест перед народом воздвгли, то есть подняли.
13 сентября 335 года в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова, построенный на средства Константина Великого на месте обретения Животворящего Креста. В честь этого события праздник Воздвижения перенесли с предпасхальных дней на 14 сентября — 27 сентября по новому стилю. Второе историческое событие, лежащее в основе праздника, — возвращение Креста из Персии в VII веке греческим императором Ираклием.
Крестовоздвижение — всегда день постный.
Подробнее о Воздвижении Креста Господня читайте в наших материалах:
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: коротко о празднике
• Крест: главный символ христианства
• Иконографика праздника Крестовоздвижения
• Когда христиане взяли свой крест?
Тропарь Воздвижения Креста Господня:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак Воздвижения Креста Господня:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
День памяти святых 27 сентября
Преставление Святителя Иоанна Златоуста (407)
ИКОНА
Захватывающее житие вселенского святителя в пересказе протоиерея Сергия Архипова «Похищенный христианами» читайте в материале «Фомы».
Рассказ о святителе Иоанне в 4х небольших частях слушайте на радио «Вера».
Собор Алтайских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году был утвержден Собор Алтайских святых с днем празднования в первое воскресение после 20 сентября. Среди них святые, по рождению, место служения или мучинеческой кончины связанные с землей Алтая. Церковь чтит память в соборе алтайских святых святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского (1847) и новомучников, пострадавших во время советских гонений на Церковь. Среди них священномученики епископ Барнаульский Иаков (Маскаев), епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Петр Гаврилов и священники Иоанн Можирин, Мирон Ржепик. Преподобномученики (то есть монахи) Киприан (Нелидов) и Феодор (Никитин).
Икона Божией Матери Леснинская (1683)
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1683 году произошло чудесное обретение иконы. Пастух Александр Стельмашук из села Лесны Гродненской губернии, отыскивая заблудившихся коров в чаще леса, увидел в ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, излучавший яркий свет. Икону принесли в ближайшую православную церковь недалеко от села Лесны.
Католическое духовенство решило использовать икону и силой отняли чудотворный образ у жителей Буковичей в 1686 году и поставили его в Леснинском костеле. Через полтора века после участия монахов в польском восстании, монастырь по распоряжению русского правительства был закрыт и обращен в православный приход. В 1886 году здесь была учреждена женская монашеская община, а чудотворная икона помещена в алтарь. От Леснинского образа Пресвятой Богородицы совершалось множество чудотворений. Описания многочисленных исцелений и даже воскрешение младенца впервые опубликованы в 1900 году прот. Николаем Страшевичем.
Леснинская женская обитель была довольно известной в России, ее дважды посещала царская семья. Благотворителем и покровителем монастыря был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Читать историю чудотворной иконы в ХХ веке:
В началом Первой мировой войны более 600 учащихся и учителей и около 500 монашествующих эвакуировались. Так начались странствия образа вместе с монахинями: сначала в Петербург на Леснинское подворье. После Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря монахиня Анастасия составила акафист. Вскоре образ переправили в Кишиневскую епархию, затем в монастырь Хопово в Югославии. После оккупации Югославии фашистами, сестер изгнали в Сербию, а в 1950 году они оказались во Франции и с 1967 года обитель в местечке Провемон, в ста километрах от Парижа. В 1968 году в день празднования Воздвижения Креста Господня и праздник обретения чудотворного образа был освящен монастырский храм.
До недавнего времени икона находилась в специально устроенном деревянном резном киоте. Сохранился убор конца XIX века: серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики.
Свернуть
Особенности православного богослужения
Как никогда важно прийти в храм вечером в субботу на всенощную под Крестовоздвижение. Она значительно отличается от обычной воскресной вечерней службы – во время Утрени Священное Писание читают не в центре храма, а в алтаре. И помазание елеем происходит не сразу по завершении Евангельского чтения, а после выноса Креста. Полный чин Воздвижения на всенощной совершают в основном в соборных храмах. В приходских выносят Крест, полагают его на аналое в центре храма с пением тропаря праздника трижды, а после сразу начинается поклонение, и поются стихиры на целование Креста.
Многие верующие семьи стараются привести детей на эту службу, хотя бы и не к самому началу. Удивительным и проникновенным переживанием христианского сердца является завершение всенощной Крестовозвдижения — вынос Креста. В это время в храме звучит тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», а все служащии священники, дьяконы, алтарники торжественно выходят из алтаря, чтобы положить Крест в центр храма на самое почетное место — украшенный цветами аналой. Возглавляющий богослужение священник или епископ выносит Крест из алтаря, держа над непокрытой головой. В это время многие в храме становятся на колени.
На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), а тропарь Воздвижения Креста («Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». После Литургии обычно все священнослужители выходят на середину храма и трижды кланяются Кресту до земли. Прихожане одновременно с ними или перед Крестом также совершают три земных поклона. Это единственный случай, когда церковный устав благословляет земные поклоны в Господский двунадесятый праздник, в воскресный день, и тем более после причастия Святых Христовых Таин.
Праздник Крестовоздвижения имеет предпразднство и попразднство, он начинается 26 сентября и продолжается до 4 октября. В последний день — отдание праздника — священник уносит Крест с середины храма в алтарь.
Традиции праздника
Краткий рассказ о традициях праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня слушайте на радио «Вера».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35
Читать отрывок
06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон*, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Свернуть
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 1, стих 18 — 24
Читать отрывок
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
Свернуть
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Значительно ближе нас ко времени обретения Животворящего Креста и установления праздника его Воздвижения жил знаменитый автор Великого покаянного канона святитель Андрей Критский. До нас дошли десятки других его сочинений, среди которых «Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста»:
«…Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, – неудержимый узами, дабы освободить связанных, – из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания. Итак, по справедливости Церковь, радуясь о кресте Христовом, облекается в свой хитон и, являясь подобно невесте, чествует наступление настоящего дня. По справедливости сие множество людей собралось ныне, дабы узреть явленный ныне крест и поклониться Христу, которого видит возносимым вместе с ним (крестом): ибо он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы его видели. Какой-же это крест? Недавно сокрытый на Голгофе, теперь везде почитаемый. Ему мы празднуем сегодня, ради него собираемся. Он – причина настоящего праздника…»
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Всемирное1 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Леснинской иконы Божией Матери (1683). Утр. – Ин., 42 зач. (от полу’), XII, 28–36. Лит. – 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35. День постный. Вся служба праздника. Воскресная служба Октоиха отменяется. Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол. На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия» (поется в алтаре; там же читается Евангелие). После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста (см. Типикон, 14 сентября; Минея Праздничная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002). В конце утрени и на литургии отпуст: «Христо’с, И’стинный Бог наш, моли’твами Пречи’стыя Своея’ Ма’тере, си’лою Честна’го и Животворя’щаго Креста’…»2. На литургии антифоны праздника, входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе… Таин еси…» (до отдания). Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. С этого дня до отдания Воздвижения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся…». Крест относится в алтарь по отпусте литургии в день отдания праздника.
Тропарь праздника, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак праздника, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Задостойник, глас 8:
Величай, душе моя,// Пречестный Крест Господень. Таин еси, Богородице, рай,/ невозделанно возрастивший Христа,/ Имже Крестное живоносное на земли насадися Древо./ Тем, ныне возносиму,// покланяющеся Ему, Тя величаем.
Мерилом в оценке всего, что в мире происходит, является Крест Христов. Мы живем в быстро меняющемся мире, во времена, когда меняются представления людей о добре и зле. Казалось бы, что легче, чем отличать добро от зла, ведь все так ясно, – мы научены мамой, папой, бабушками, дедушками… Но ведь каждый знает, что критерии определения добра и зла могут меняться, в том числе с возрастом. То, что казалось привлекательным в юношеские годы, после пройденного жизненного пути теряет свой ореол. Люди прозревают и осознают: то, что они считали прекрасным, на самом деле таковым не является. И если Крест Христов перестает быть мерилом истины, если мы, многое не зная и не чувствуя, не накладываем мерило крестное на то, что вокруг нас происходит, то вне зависимости от нашей религиозности, от того, ходим мы в храм или не ходим, мы становимся легкой добычей мощного потока, в котором легко потерять и свою свободу, и способность отличать добро от зла.
Богослужебные указания
1 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 10 октября 2019 года именование праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня дополнено словом «Всемирное» (со словом «Всемирное» праздник Воздвижения именуется в Типиконе и Минее).
2 Существует практика отпуст на Воздвижение начинать словами: «Воскресый из мертвых…».
Воздвижение Креста Господня: предания, ценности и предвестия. По церковному календарю 27 сентября массово празднуется знаменательная дата для истинно верующих — Воздвижение Креста Господня, боготворимая в религии, как одна из важных православных и христианских праздников особо хранимых человечеством.
Праздник сочетает в себе преклонение и признательность Богочеловеку за его деяния во время жизни, за печали, которые выпали Спасителю, за мучения во имя всего человечества.
Простой люд праздник называет по другому—Вздвиженьев день или Капустницы. Верят, что в преддверие празднества трудиться запрещалось, ибо любые старания не принесут желаемого результата и окажутся бесполезными. Исключение— традиционная сечка капусты, от нее пошло название торжества.
Памятный день в истории
На древе Животворящего Креста принял смерть Господь Иисус Христос, сын Господа он был распят. Он умер мученической смертью и забрал прегрешения людские и даровал прощение.
Установление реликвии помечено 4 веком и присуждено государыне Елене, матери Великого Константина Первого, который приехал в Палестину с паломническими намерениями. Следовал за ней здешний иерусалимский владыка Макарий, который отыскал грот Господня Гроба поблизости находились три креста.
Чтобы выяснить и определить достоверность атрибута пришлось на больной женщине, которая дивом получила излечение от недуга. Одновременно с этим есть легенда, которая извещает, что Крест способствовал воскрешению умершего. Для которого уже готовили обряд упокоения.
Храм во благо Христова Воскресения
Из поездки Елена доставила в Константинополь часть древа и гвозди. Она отметила местоположение, где жил и путешествовать Иисус, и открыла свыше 80 храмов. По распоряжению правящего правителя Константина в городе Константинополе возвели храм во благо Христова Воскресения.
Храм отстраивали почти десяток лет, и праведная Елена скончалась, не дождавшись обряда освящения. Обряд был проведен 13 сентября 335 года, а на другой день принято решение и утверждено церковное торжество Воздвижения Креста Господня.
Обряды и обычаи на Руси
С праздника Воздвижения положил начало двухнедельный отрезок, когда проводили вечерки, по другому из еще называли капустники. В селах молоденькие девушки принаряжались и собирались весёлой компанией, ходили в каждый дом с веселыми песнями да танцами.
Останавливались в каждой хате и хозяюшки секли капусту, из нее потом готовили блюда для праздничных застолий. Приглашались и парни—завидные сельские женихи, которые приглядывались к девушкам и выбирали себе будущих жен, оценивая их усердие и пригожесть. В этот же день незамужние девушки проводили различные гадания, пытаясь завлекали любовь, читали заговоры и заклинания.
Верующие поклонением великому Кресту встречают праздник и организуют повсеместные ходы. Несут иконы, которые издавна сопутствовали молитвами и песнопением. Также придерживаются строгого поста. Верили, кто соблюдал строжайший пост снимают с себя 7 страшных грехов, которые совершили в прошлом году, а поддался искушению и пост отвергнул напротив грехи обретает.
Для ограждения себя от нечистой силы проводились особенные обряды. В укрытых от взглядов уголках жилища с помощью угля, мела или крови убитого животного рисовали импровизированные кресты. Некоторые не имея возможности, изготавливали символы из рябиновых веточек. Так избавляли себя и своих родных от бедствий, привлекая удачу и программировали высокий урожай посевов.
Видео: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
27 сентября (14 по старому стилю) православная церковь совершает праздник в честь Воздвижения Креста Господня.
Воздвижения Креста Господня
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Воздвижение означает «поднятие» — торжество посвящено Кресту Господню, на котором был распят Христос, и символизирует его поднятие из земли после обретения.
История праздника Воздвижения восходит к IV веку, ко времени правления императора Константина Великого и миссионеркой деятельности его матери равноапостольной Елены.
Константин объявил христианство государственной религией и задумал найти Крест, на котором распяли Христа. Царица Елена отправилась в Иерусалим и нашла Крест Господень в 326-м в пещере неподалеку от города. Когда пещеру откопали, в ней нашли три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский».
Чтобы выяснить, какая из находок — Крест Господень — каждый из них по очереди стали подносить к тяжелобольной женщине. Два креста не сотворили чуда, а после возложения третьего креста она исцелилась. По другому преданию, святыня смогла оживить умершего человека. Поэтому Крест стали называть животворящим.
Христиане, узнав об этом великом событии, собрались к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Чтобы собравшиеся на месте обретения Креста Господня смогли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий вместе с другими духовными лицами стал высоко поднимать или воздвигать Крест. Отсюда и произошло название праздника.
После обретения Креста Елена разделила реликвию на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую вместе с двумя гвоздями послала сыну. После завершения раскопок Елена отправилась в обратный путь, отмечая места, связанные с жизнь Христа, храмами: царица основала более 80 церквей, в том числе храма Гроба Господня, пишет utro.ru.
Со временем реликвию продолжили делить. А в 1187 году иерусалимская оказалась креста была утеряна после поражения крестоносцев от мусульман. Сохранилась легенда, что некий тамплиер закопал Крест, чтобы спасти его. Но поиски ничего не дали. Константинопольскую часть похитили крестоносцы в 1204 году. Именно эта часть стала источником для частиц Креста, хранящихся по сей день в храмах по всей Европе.
В России частицы Креста находятся в Александро-Свирском монастыре (Ленинградская область), Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, Благовещенском монастыре (Нижний Новгород), храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и в других церквях. А в 2006 году частичка Креста была отправлена на околоземную орбиту.
Духовное значение праздника
Воздвижение вновь напоминает верующим о том, что Христос победил всю суетность и порочность этого мира только любовью и смирением.
Святой Крест служит духовным ориентиром и примером, который дает силы для примирения с собой и другими людьми.
Фото: foto.patriarchia.ru / Сергей Власов
Второе Воздвижение Креста
Еще одно историческое событие, которое вспоминается 27 сентября, — возращение Креста из плена в Персии, где реликвия провела 14 лет. Туда его увез царь Хосров II, разграбивший Иерусалим после победы над греческим воинством. Вернул крест император Ираклий I, заключив мир с сыном Хосрова.
С возвращением Креста связана интересная легенда. Облачившись в торжественные одежды, царь хотел внести крест в храм, но вдруг не смог двинуться в места. Он не мог понять, в чем дело, пока патриарх Захария не объяснил ему: царю преградил путь Ангел Господень. Потому что Иисус проделал свой путь с Крестом на Голгофу в уничиженном виде. Когда царь сменил богатый и яркий наряд на простую одежду, ничто уже не препятствовало ему.
Легенды и сказания о Кресте
В Евангелиях нет никаких подробностей о Кресте Господнем. Возможно, именно поэтому с ним связано немало легенд и сказаний, содержащихся в агиографической и апокрифической литературе. Например, есть версия о трехсоставном восьмиконечном кресте, сделанном из трех видов дерева: сосны, кипариса, кедра (в другой версии — из кипариса, кедра, оливы).
Есть предание, что Крест был сделан из части древа познания Добра и Зла, которое попало на землю в давние-давние времена: веточку от него получил сын Адама Сиф, когда ходил к вратам рая, чтобы просить масло прощения для помазания своего отца. Вместо этого архангел Михаил вручил Сифу ветку и сказал: «Если оживишь ее, то быть ему исцеленным». Позже из этой веточки проросло дерево и росло долгие годы. Пока однажды царь Соломон не срубил его, чтобы использовать при строительстве Иерусалимского храма, но дерево не подошло.
Царица Савская, прибыв ко двору Соломона, пророчествовала, что на этом дереве повесят Спаситель мира. Соломон после этих слов закопал дерево, долгие годы оно пролежало в земле, пока на том месте не сделали специальный бассейн для омовений, в котором часто случились исцеления. Когда же Христа схватили и арестовали, дерево всплыло в купальне и из него решили сделать крест, вернее — несущий столб, а для перекладин использовали другие деревья.
Фото: foto.patriarchia.ru / Сергей Власов
Как праздновать Воздвижение
На Воздвижение православные по традиции ходят в храм, слушают проповедь, рассказывающую об истории возвращения Креста Господня, и молятся о здравии, благополучии и счастье в семье. В день Воздвижения Креста Господня совершаются обходы или крестные ходы с иконами и молитвами.
Церковной службе на Воздвижение предшествует всенощное бдение (26 сентября), а потом литургия. Праздничные службы, по традиции, проходят во всех православных церквях — Крест для поклонения торжественно выносится из алтаря на середину храма, на престол, где он остается до 4 октября (21 сентября по старом стилю) — дня отдания Воздвижения.
Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.
На Воздвижение Креста Господня соблюдают пост в память о крестных страданиях Спасителя. 27 сентября нельзя есть мясо, рыбу, молочные продукты и яйца, даже если торжество выпадает на воскресенье. Поэтому готовить 27 сентября пищу на масле животного происхождения нельзя.
Воздвижение — народные традиции 27 сентября
В народных традициях празднование Воздвижение Креста Господня тесно переплелось с древнеславянскими дохристианскими обычаями. Торжество крестьяне воспринимали как окончательное наступление осени и смену времен года.
patriarchia.ru
На праздничный стол подавались только постные блюда. В народе верили, что соблюдающим пост на Воздвижение Креста Господня простится семь грехов.
Чаще всего хозяйки готовили что-нибудь из капусты нового урожая — жарили, тушили, пекли пироги, делали разнообразные салаты. Поэтому Воздвижение в народе также называли Капустницей. Об этом осталось немало поговорок: «На Воздвижение первая барыня — капуста», «И плохая баба о Воздвижение — капустница», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
По традиции дом окропляли освященной в церкви водой, чтобы защитить жилище от нечистой силы и людей с дурными помыслами. Мелом, углем, сажей, чесноком рисовали на стенах кресты, поэтому праздник в народе называли также Ставров день — от греческого «ставрос» — крест. Небольшие крестики из дерева помещали в закромах и яслях животных, чтобы защитить дом, хлев и скотину от нечистой силы. Кресты делали также из веточек рябины. Отсюда еще одно название праздника — Битва правды и кривды. По народным поверьям, 27 сентября бились тьма и свет, две силы, они же правда и кривда. Сумерки брали верх, день стремительно укорачивался. И только животворящий крест поможет пережить этот период.
Сохранялся запрет на походы в лес — до Благовещения, чтобы не мешать природе готовиться к зиме и уходить на покой. На Воздвиженье медведь залезает в берлогу на всю зиму. К этому дню все работы хозяйственные должны быть закончены, говорили: «Последний воз с поля движется, на гумно торопится.
Что нельзя делать на Воздвижение
27 сентября нельзя начинать и задумывать важные дела — ничего не получится.
Нельзя давать денег взаймы: это может помешать финансовому благополучию семьи.
На Воздвижение нельзя заниматься тяжелым трудом — делать ремонт, убирать или рубить дрова.
27 сентября запрещается ходить в лес, ведь там главенствует леший, который может сбить с пути и напугать.
На Воздвижение нельзя ругаться, ссориться, обижать окружающих, злословить и сплетничать, особенно с близкими людьми — считалось, что вся отрицательная энергия втройне вернется.
Также нельзя держать дверь открытой — в старину люди верили, что 27 сентября змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.
Что нужно делать 27 сентября
В день Воздвижения Креста Господня обязательно посещение церкви. Если по дороге встречаются кресты, то следует остановиться и поклониться.
27 сентября принято поститься. По поверью, те, кто держит пост в праздник, получат прощение своих грехов.
В старину верили, что, если на Воздвижение Креста Господня, увидев птиц, отлетающих на юг, загадать заветное желание, оно непременно исполнится.
С 27 сентября по традиции сажали в саду яблони и ягодные кусты.
Приметы 27 сентября
- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.
- Если несколько дней дует западный ветер — будет плохая погода.
- В Сдвиженье осень сдвигается с зимой, а кафтан с шубой.
- На Воздвижение утром заморозки — зима будет ранняя.
- Вчера было тепло, а на Воздвижение резко похолодало — жди раннюю весну.
- Перелетных птиц уже не видно — придут трескучие морозы.