28 мая 2020 года какой православный праздник

Православный Церковный календарь за 28 Мая 2020 года - Седмица 6-я по Пасхе. Вознесение Господне. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения


Богослужебные указания

 Молимся по часам

 Молимся вместе

Видеотрансляция из храма

  • Полное чинопоследование богослужений праздника Вознесения Господня
  • Служба в четверг шестой седмицы по Пасхе

  • Минея. 15 мая

Каноны

  • Пахомию Великому, Египетскому, Фиваидскому, прп.
  • Димитрию Угличскому, благоверному царевичу
  • Вознесению Господню
  • Святым апостолам
  • Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу, свт.

Акафисты

  • Арсению, Коневскому чудотворцу, преподобному
  • Димитрию Угличскому, благоверному царевичу
  • Вознесению Господню

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Вознесению Господню

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.


Перевод:

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесению Господню, глас 6

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.


Перевод:

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Молитва Вознесению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Вознесению Господню

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.

Преподобному Пахомию Великому

Тропарь преподобному Пахомию Великому, глас 8

Слез твои́х теченьми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Пахо́мие о́тче наш,// моли́ Христа Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Пахомий, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Пахомию Великому, глас 2

Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ пусты́ню же гра́ды сотвори́л еси́ мно́жествы мона́шескими,/ сам себе́ распе́н, крест твой на ра́мо взем,/ и воздержа́нием те́ло изнури́л еси́,// моля́ непреста́нно о всех нас.


Перевод:

Ярким светилом ты показался во всех концах Земли, преобразив пустыню во множество монастырских городов, сам себя распяв и крест свой подняв на плечи, ты изнурил тело воздержанием, непрестанно молясь обо всех нас.

Святителю Исаие, епископу Ростовскому

Тропарь святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Росто́ву пресве́тлый свети́льниче,/ святи́телем Богодохнове́нное удобре́ние,/ Иса́ие прему́дре,/ уче́нием бо твои́м вся Росси́йския концы́ просвети́л еси́ благода́тию духо́вною,/ святи́телю блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Наставник Православия, учитель благочестия и чистоты, преяркий светильник Ростова, святителей Богодухновенное украшение, Исаия премудрый, ибо твоим учением ты просветил все концы Российские благодатью духовной, святитель блаженный, моли Христа Бога да спасет наши души.

Ин тропарь святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 2

В и́ноцех святы́я Ла́вры Пече́рския/ благоиску́сен показа́выйся/ и во архиере́йстем са́не добр па́стырь/ своему́ ста́ду, Боголюбе́зне Иса́ие, бы́вый,/ моли́ о нас Пастыренача́льника Христа́ Бо́га// да поми́лует и спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Показавший себя весьма опытным среди монахов святой Печерской Лавры и бывший добрым пастырем (Ин.10:11) своего стада в архиерейском сане, Боголюбивый Исаия, моли о нас Пастыреначальника Христа Бога да помилует и спасет души наши.

Кондак святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 3

Я́ко гром, возгреме́л еси́ Боже́ственными твои́ми уче́нии в Росси́йстей земли́/ и яви́лся еси́ свети́льник пресве́тел,/ осия́я све́том Богоразу́мия, Иса́ие блаже́нне./ Те́мже вопие́м ти́:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.


Перевод:

Как гром, прогремел ты Божественными твоими учениями в Российской земле и явился преярким светилом, осияя светом Богоразумия, Исаия блаженный. Потому взываем к тебе: «Христа Бога моли не переставая обо всех нас».

Ин кондак святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 4

Своего́ епи́скопска са́на тезоиме́нство храня́,/ си́рых, вдови́ц и всех, зле стра́ждущих,/ сам собо́ю посеща́л еси́ любе́зне/ и, ми́лостынею дово́льне тех ущедря́я, я́ко оте́ц,/ сподо́бился еси́ А́нгелы на освяще́ние це́ркве Пече́рския, святи́телю Иса́ие,/ принесе́н бы́ти чу́дне,// с ни́миже моли́ся Го́сподеви о душа́х на́ших.


Перевод:

Храня одноименность своего епископского сана, сирот, вдов и всех тяжело страдающих ты самостоятельно с усердием посещал и щедро, по-отечески, наделяя их достаточными подаяниями, ты удостоился удивительным образом прибыть на освящение церкви Печерской, благодаря извещению от Ангела, святитель Исаия, с ними же молись Господу о душах наших.

Благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому

Тропарь благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому, глас 4

Ца́рскую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю,/ Богому́дре му́чениче,/ за скиптр крест в руку́ прии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец,/ и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́,/ я́ко бо а́гнец незло́бив от раба́ заколе́н еси́,/ и ны́не ра́дуяся предстои́ши Святе́й Тро́ице./ Моли́ся о держа́ве сро́дников твои́х богоуго́дней бы́ти// и сыново́м росси́йским спасти́ся.


Перевод:

Царский венец обагрил ты кровью твоей, Богомудрый мученик, приняв вместо скипетра в руку крест, ты стал победоносцем и принес себя как непорочную жертву Владыке, ибо, как кроткий агнец, был заколот рабом, и сейчас, радуясь, предстоишь Святой Троице. Молись, (чтобы) государству соотечественников твоих быть угодным Богу и сынам российским спастись.

Ин тропарь благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому, глас 1

Всеору́жеством Ду́ха благода́ти вооруже́н быв/ и необори́м столп и утвержде́ние оте́честву своему́ показа́ся,/ я́ко а́гнец незло́бивый, от врага́ непра́ведно закла́н быв/ и в же́ртву непоро́чну Го́сподеви принесе́ся./ И ны́не дар благода́ти от всех Подвигополо́жника прие́м,/ источа́еши всем исцеле́ние, достохва́льне благове́рный царе́вичу кня́же Дими́трие./ Сла́ва Восприи́мшему тя от земны́х в Небе́сная,/ сла́ва Венча́вшему тя венце́м неувяда́емым,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ние.


Перевод:

Ты был вооружен всеоружием благодати Духа и стал непобедимым столпом и укреплением Отечеству своему, как кроткий агнец, был несправедливо заколот врагом и принес себя как непорочную жертву Господу. И сейчас, приняв дар благодати от Подвигоположника, источаешь для всех исцеление, достойно прославляемый благоверный царевич князь Димитрий. Слава Воспринявшему тебя от земного в Небесное, слава Венчавшему тебя неувядаемым венцом, слава Подающему через тебя всем исцеление.

Ин тропарь благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому, глас 2

Я́ко благочести́ваго ко́рене Боголюби́вый произы́де плод,/ я́ко а́гня незло́биво, непови́нно во младе́нстве закла́н бысть/ от властолю́бца вку́пе и зла́го раба́./ Тем, я́ко златы́ми кри́лы,/ душе́вною чистото́ю и младе́нческим незло́бием/ к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, страстоте́рпче Дими́трие./ И ны́не кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу,/ я́ко А́веля пра́веднаго./ Сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою ти,/ сла́вяще просла́вльшаго тя Бо́га,/ Его́же моли́ стране́ на́шей благоуго́дней бы́ти// и сыново́м ру́сским спасти́ся.


Перевод:

Как от благочестивого корня выросший плод, как кроткий агнец, без вины в детстве ты был заколот любителем власти и злым рабом. Потому, как на золотых крыльях душевной чистоты и детской кротости ты взлетел на Небесную высоту, страстотерпец Димитрий. И сейчас кровь твоя от земли таинственным образом взывает к Богу, как кровь праведного Авеля (Быт.4:10). Поэтому мы поклоняемся тебе с верой, славя прославившего тебя Бога. Его же моли стране нашей быть угодной Богу и сынам русским спастись.

Кондак благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому, глас 8

Возсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие,/ я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́/ и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́./ Те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно,/ страда́льчески обагре́ное кро́вию,/ благоро́дне свя́те Дими́трие,/ соблюда́й оте́чество твое́ и град твой невреди́м,// тому́ бо еси́ утвержде́ние.


Перевод:

Сегодня в прославляемом дне памяти твоей воссияла радость для верующих, ибо ты пророс как имеющая хорошие ветви виноградная лоза (Ин.15:5) и принес себя Христу как прекрасный плод. Потому и после того как тебя убили, тело твое, обагренное мученической кровью, Он сохранил нетленным, благородный святой Димитрий, сохраняй Отечество твое и город невредимыми, ибо ты крепость для них.

Ин кондак благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому, глас 8

Свети́ло пресве́тлое яви́ся днесь Боже́ственная па́мять твоя́:/ богодарова́нная ти чудеса́, я́ко ре́ки,/ от вся́ких многоразли́чных неду́г подае́ши исцеле́ние с ве́рою призыва́ющим тя,/ созыва́я нас к похвале́нию прославля́ющаго тя Бо́га./ Его́же моли́, страстоте́рпче Дими́трие,/ мир ми́рови дарова́ти,/ от ви́димых и неви́димых враг правосла́вныя лю́ди невреди́мы сохрани́ти, да зове́м ти: ра́дуйся,// ты бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.


Перевод:

Преярким светилом явился сегодня день святой памяти твоей: дарованные Богом тебе чудеса, как потоки, от множества всяких различных болезней ты подаешь исцеление с верой призывающим тебя, созывая нас к благодарению прославляющего тебя Бога. Его же моли, страстотерпец Димитрий, даровать мир всему миру, от видимых и невидимых врагов сохранить невредимыми православных людей, да взываем к тебе: «Радуйся, ибо ты крепость для города нашего».

Молитва благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому

О, пресла́вный и ди́вный в чудесе́х, красото́ му́чеников, страстоте́рпче царе́вичу кня́же Дими́трие! Ско́ро предста́ни Небе́сному Царю́ и му́ченическия твои́ ру́це о нас, гре́шных, моле́бне к Нему́ простри́, я́ко име́яй дерзнове́ние вели́ко; сохрани́ же твои́ми моли́твами град сей, и вся гра́ды и ве́си правосла́вныя, и Святе́йшаго Патриа́рха (имя рек) и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы, епи́скопы и весь свяще́нный чин церко́вный, и в пала́те бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны; всех нас приими́ во твое́ заступле́ние, и от всех бед и зол избавля́я, и от наше́ствия ви́димых и неви́димых борю́щих нас враго́в свобожда́я, и тех всяк наве́т и злохи́трство погубля́я и отгоня́я; та́же прегреше́ний на́ших проще́ние испроси́, и в век бу́дущий Небе́снаго Ца́рствия нас сподо́би, и спасе́нных Бо́гу предста́ви, благода́тию и человеколю́бием Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я благоверному царевичу Димитрию, Угличскому и Московскому

О, святы́й му́чениче, благове́рный царе́вичу и кня́же Дими́трие! Я́ко а́гнец незло́бив от раба́ заколе́нный, венце́м ца́рским от Го́спода венча́лся еси́, и сын царе́в быв, му́ченик непобеди́м яви́лся еси́, и вме́сто земны́х и тле́нных на Небеси́ нетле́нное восприя́л еси́. И ны́не предстоя́ в ра́дости Святе́й Тро́ице, посеща́й творя́щыя ве́рно твою́ светоно́сную па́мять: соблюда́й оте́чествие твое́ и град твой невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние: утверди́ правосла́вных жи́тельство в ми́ре глубо́це: междоусо́бную брань укроти́, и вся поле́зная да́руй всегда́ лю́дем твои́м моли́твами твои́ми, да ве́рою и любо́вию вопие́м ти: ра́дуйся, свя́те Дими́трие, ве́рных люде́й те́плый засту́пниче и прибе́жище и земли́ Росси́йския украше́ние. Ами́нь.

Преподобному Пахомию Нерехтскому

Тропарь преподобному Пахомию Нерехтскому, глас 4

Жите́йских молв, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко птищ, обре́те себе́ в пусты́ни безмо́лвие,/ в моли́твах и бде́нии прилежа́ Бо́гови,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ и оста́ви дре́внее пребыва́ние,/ и оты́де в пусты́ню, и в ней водвори́ся,/ и соста́ви оби́тель во и́мя Пресвяты́я Тро́ицы,/ и процве́л еси́, а́ки фи́никс,/ и бысть о́браз утеше́ния духо́внаго./ Те́мже, преподо́бне Пахо́мие,// моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Житейскую суету ты отверг и, как птица, обрел для себя безмолвие в пустыни, в молитвах и бдении усердно трудился для Бога, преподобный отче Пахомий, и оставив прежнее место пребывания, ты отошел в пустынь, поселился в ней и создал обитель во имя Пресвятой Троицы, и расцвел, как пальма, и был примером духовного утешения. Потому, преподбный Пахомий, моли Пресвятую Троицу о спасении наших душ.

Кондак преподобному Пахомию Нерехтскому, глас 4

В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя, Богоно́се, взыску́ющу ти Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен храм воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.


Перевод:

В пустыни безмолвствуя в одиночестве, Богоносный, ты искал Господа, Бог же не оставил тебя одного в пустыни, и по Его повелению пришли к тебе несколько братьев, с ними же молясь Господу, ты воздвиг почитаемый храм Троице, в нем же предстоя, преподобный Пахомий, молись о спасении наших душ.

Преподобному Евфросину Псковскому

Тропарь преподобному Евфросину Псковскому, глас 4

Жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́, блаже́нне,/ и повеле́нная распя́тым Го́сподем Иису́сом Христо́м/ вся испра́вил еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и, благочести́в де́латель, живо́тным за́поведем Христо́вым/ благотру́дно прилежа́л еси́./ И сего́ ра́ди Бог просла́ви тя/ и по преставле́нии чудеса́ показа́ от честна́го гро́ба твоего́./ Те́мже и неоску́дно угобзи́ся оби́тель твоя́,/ и ни́щим бысть бога́тное приста́нище и покро́в,/ о́тче наш преподо́бне Евфроси́не,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Житейские заботы и всякую суету этого мира ради любви Христовой с дерзновением ты отверг, блаженный, и выполнил всё, что повелел распятый Господь Иисус Христос, и, подняв Его ярмо, во всем повиновался Его воле и, благочестиво трудясь, ты с усердием исполнял жизненные заповеди Христовы. И потому Бог прославил тебя и после смерти явил чудеса от почитаемого гроба твоего. Поэтому неоскудеваемой и плодородной стала обитель твоя, и была для нищих богатым пристанищем и защитой, отче наш преподобный Евфросин, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Ин тропарь преподобному Евфросину Псковскому, глас 4

Изволе́нием Боже́ственнаго ра́зума всели́ся в пусты́ню/ и та́мо впери́в свой ум в Небе́сныя оби́тели/ и ра́вно А́нгелом житие́ пожи́в на земли́,/ в моли́твах, и в труде́х, и в поще́ниих о́браз быв свои́м ученико́м./ Те́мже Бог, ви́дев твое́ благо́е изволе́ние,/ умно́жи тебе́ ча́да в пусты́ни,/ слез твои́х ту́чами напая́ема,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ помина́й ста́до свое́, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́, посеща́я чад свои́х,// Евфроси́не, преподо́бне о́тче наш.


Перевод:

Желая Божественного знания, ты поселился в пустыни и там, устремив свой ум в Небесные обители и прожив земную жизнь, подобную ангельской, в молитвах, трудах и пощении ты был примером для своих учеников. Потому Бог, видя твою добрую волю, увеличил число твоих детей (монахов) в пустыни, утоляемых ливнями твоих слез, но, как имеющий дерзновение к Богу, вспоминай стадо свое, которое собрал ты, мудрый, и не забывай, как обещал посещать детей своих, Евфросин, преподобный отче наш.

Кондак преподобному Евфросину Псковскому, глас 8

Бо́жиим светоли́тием просвеще́н, о́тче,/ по́стническое стяжа́в жи́тельство, преподо́бне,/ и́ноком предо́брый наста́вниче и по́стником благо́е украше́ние./ Сего́ ра́ди Госпо́дь, труды́ твоя́ ви́дев, да́ром чуде́с обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния./ Мы же, ра́дующеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Евфроси́не, и́ноком удобре́ние.


Перевод:

Осиянием света от Бога ты был просвещен, отче, постническую обретя жизнь, преподобный, монахам прекрасный наставник и хорошее украшение постников. Поэтому Господь, видя твои труды, обогатил тебя даром чудотворения, ибо ты источаешь исцеления. Мы же, радуясь, взываем к тебе: «Радуйся, отче Евфросин, украшение монахов».

Преподобному Серапиону Псковскому

Тропарь преподобному Серапиону Псковскому, глас 8

Изря́дством жития́ чистоту́ де́вства прии́м, Серапио́не,/ и вся кра́сная ми́ра сего́ возненави́дев,/ Христа́ Еди́наго возлюби́л еси́./ Сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́вся и со зверьми́ живы́й,/ весь Христо́в спо́стник и друг Евфроси́на, учи́теля твоего́, был еси́,/ те́мже и мо́лим тя, помина́й нас, чту́щих святу́ю па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, пусты́нная похвало́, преподо́бне о́тче наш.


Перевод:

Избрав чистоту непорочности своим жизненным подвигом, Серапион, и все земные блага возненавидев, ты возлюбил Единого Христа. Поэтому поселился во внутреннюю пустынь и жил вместе со зверями, ты был постником, как Христос, и другом Евфросина, учителя твоего, потому и молим тебя, вспоминай нас, почитающих святую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, слава для пустынников, преподобный отче наш».

Кондак преподобному Серапиону Псковскому, глас 4

От высокоу́мия иску́с прии́м смиренному́дрия,/ благода́ти Бо́жия яви́лся еси́ рачи́тель, богоно́сне Серапио́не./ Жела́нием бо Боже́ственныя любве́ вжига́емь,/ жите́йския молвы́ оста́вль,/ ревни́тель учи́телю твоему́ Евфроси́ну был еси́,/ безмо́лвием и жесто́ким пребыва́нием после́дуя Христу́:/ бде́нием же, и моли́твою, и посто́м о́браз был еси́ спо́стником твои́м./ Ны́не же моли́ся Го́сподеви, богоблаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

В борьбе с искушением высокоумия ты принял подвиг смиренномудрия и стал заботиться о благодати Божией, Богоносный Серапион, ибо, разжигаем желанием Божественной любви, ты оставил житейскую суету и был ревнителем учителя твоего Евфросина в безмолвии и суровой жизни, следуя за Христом. Бдением же, молитвой и постом ты был примером для всех, кто постился. Сейчас же молись Господу, блаженствующий в Боге, о спасении наших душ.

Молитва преподобному Серапиону Псковскому

О, преблаже́нне о́тче наш Серапио́не! Ты днесь предстои́ши Престо́лу Све́та непристу́пнаго. Не отступа́й от нас, раб Бо́жиих (имена), ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. Воззри́ на нас ми́лостивно и к земли́ приве́рженныя возведи́ к высоте́ небе́сней: испроси́ предста́тельством твои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́рней Це́ркви Его́, от бед свобожде́ние и от грехо́в отвраще́ние и спасе́ние. Еще́ же споспеши́ нам и́го Христо́во во благоду́шии, терпе́нии и ра́дости духо́вней понести́, при́сно же моли́тися нас научи́, да непоро́чни сохрани́мся в прише́ствие Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́ же ты ра́достно, по труде́х и по́двизех, ны́не предстои́ши, прославля́я со все́ми святы́ми в Тро́ице сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Перевод:

(имена)

В четверг, св. апостолам

Тропарь в четверг, св. апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.


Перевод:

Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак в четверг, св. апостолам, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.


Перевод:

Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

В четверг, святителю Николаю

Тропарь в четверг, святителю Николаю, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак в четверг, святителю Николаю, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.


Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.1:1–12; Лк.24:36–53)

Силу Вознесения Господня Св. Павел выражает так: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8)

Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начаток раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает, что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. 

Приди всякий и бери. Но заготовь сокровищехранительницу – чистое сердце; имей руки, чем брать – веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.

Развернуть

Притча дня

Как-то к старцу Паисию за советом пришел юноша, который никак не мог жениться. И старец ему сказал, что для создания семьи требуется и немного сумасбродства, рассказав такую притчу:
– Как-то начался дождь, и по руслу горной реки побежала вода. На берегу стояли два человека, им надо было перейти на противоположную сторону. Один был очень умный, а другой дурачок. «Дождь кончится, – стал размышлять умный, – вода спадет, и после этого я смогу перейти на другой берег». А дурачок ждать не стал и вброд перешел через речку. Конечно, его одежда намокла, но он смог попасть туда, куда хотел. Дождь, вместо того чтобы перестать, лил все сильнее и сильнее. Поток становился бурным и полноводным. И в конце концов умный так и остался на своем берегу, потому что переходить через реку было уже опасно.
Так же бывает и с теми умниками, которые медлят вступить на путь христианской жизни.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Аудиокниги и фильмы

Основы православия

Тема 148. Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 3.

5) Лингвистический аспект.

Часто в дискуссиях дилетантов, касающихся библейских мест, рассматривается только русский текст. Русский язык не является языком оригинала. Перевод не всегда может в полноте и точности передать содержание подлинника.

Примеры.
О братьях и сёстрах Спасителя говорится у всех евангелистов (Мк.6:2-4). В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это могли быть дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7). Что касается слова первенец, то так переведено греческое слово (прототокос), буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса на 40-й день родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол ненавидеть имеет сравнительное значение любить меньше.

Практические советы

Если Вы видите в продаже бутылочку с надписью «миро», то это елей, а не святое миро. Святое миро это масло, освящённое Патриархом (главой Поместной церкви). Оно хранится в алтаре, на святом престоле и никогда не продаётся.
Вещество, источаемое чудесным образом от святых мощей и икон, называется чудотворным миром. Чудо мироточения – явление не частое. Чудотворного мира не так много, чтобы оно широко продавалось тысячами литров.

Случайный тест

15 мая по старому стилю

 


Вознесение Господне

Двунадесятый праздник


Преподобного Пахомия Великого

День памяти


Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца

День памяти


Благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского

День памяти


Преподобных Евфросина и ученика его,Серапиона, Псковских

День памяти

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

В четверг 28 мая 2020 года, спустя 40 дней после Пасхи, православные христиане отметят великий двунадесятый праздник Вознесение Господне.

В этот день верующие будут вспоминать вознесение воскресшего Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон в присутствии апостолов и Божией Матери (Деян. 1, 1-12).

Согласно Евангелиям и книге Деяний, после Своего Воскресения Христос в течение 40 дней являлся апостолам и говорил о Царствии Божием.

В последний день Своего земного пребывания Он собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней на них сойдет Дух Святой.

На горе Елеон Господь дал последние обетования Своим ученикам, в том числе о Своем Втором пришествии, а затем, подняв руки, благословил их.

В момент благословения Он стал отдаляться от них и возноситься на небо, скрывшись в облаке. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и еще долго продолжали стоять и смотреть на небо.

Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа, что и произошло спустя 10 дней.

Читайте также:

О празднике Вознесения Господня и его особенностях читайте здесь

Вознесение Господне — важный день для всех верующих. Согласно Евангелию, Иисус Христос после своего воскрешения из мертвых больше месяца пребывал на земле среди своих учеников и паствы. А по истечении этого срока Спаситель собрал апостолов в пригороде Иерусалима Вифании на горе Елеон, благословил их и во плоти вознёсся на небо. Тогда же собравшимся явились два ангела и провозгласили, что Христос спустя время так же снова придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых. А пока Господь и после своего Вознесения не оставит своих учеников — хоть он и перестанет являться им в облике человека, незримо он по-прежнему будет находиться рядом с ними.

Вознесение — праздник с «плавающей» датой, которая напрямую зависит от Пасхи, выпадает на 40-й день после Светлого воскресенья и всегда приходится на четверг. В 2020 году православную Пасху отмечают 19 апреля, соответственно, Вознесение — 28 мая. Католики встретят Вознесение 21 мая.

Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.

28 мая 2020 православный праздник Вознесение, что за праздник, традиции, особенности, запреты

Так как праздник приходится на четверг, поста в этот день нет — можно есть любую пищу, а также заниматься привычными делами. Однако верующие стараются посетить церковные службы и уделить время молитве.

В католичестве на Вознесение приняты несколько особых церковных обрядов, например, благословение бобов и винограда во время мессы или тушение пасхальной свечи. В некоторых храмах статую Христа в праздник поднимают до самого потолка церкви, что символизирует сам процесс Вознесения для верующих.

Традиции и особенности праздника

В среду, накануне праздника Вознесения Господнего, во всех храмах совершают священный обряд «отдания» Светлого Воскресения Христова (отдание Пасхи). Непосредственно в сам праздник, который всегда выпадает на четверг, священнослужители, облаченные в белые церковные одежды, в храмах совершают торжественную литургию: звучат колокола, зачитывают Святое Писание, которое посвящено Вознесению сына Божьего Иисуса Христа. В пятницу праздник заканчивается службой и чтением молитв в честь Вознесения Господня.

К празднику Вознесения Господня верующие пекут пироги с начинкой из зеленого лука и продолговатой формы хлеб, который еще называют «лесенкой». Такое название хлеб получил из-за того, что его пекут с семью ступенями, формируя из теста полосы и выкладывая их в верхней части хлеба. Это является символом семи небес апокалипсиса — «лесенки» пекут Христу в дорогу. Пироги и хлеб берут с собой в храм, где их освящают. Часть освященного хлеба оставляют в храме.

28 мая 2020 православный праздник Вознесение, что за праздник, традиции, особенности, запреты

По возвращении из храма, православные угощали друг друга пирогами и хлебами, ходили друг к другу в гости, приносили свои угощения и пробовали то, чем потчевали хозяева. А еще они подвали еду нищим — считалось, что сорок дней, проведенные душой Христа на земле до Вознесения, она была в образе нищего, поэтому к нищим в эти дни относились с почтением. Люди верили, что под видом бедняка Иисус мог зайти в любой дом и попросить о помощи, поэтому им нельзя отказывать. В эти дни верующие тщательно следили за чистотой и порядком – не сорили и не плевали, ведь в любой момент рядом с ними мог пройти Христос. Считалось, что после наступления Пасхи все следующие 40 дней там, где проходил Иисус, природа оживала – все распускалось, зеленело и цвело.

Празднику Вознесения Господня в православном мире уделяется особенное значение. В этот день важно простить все обиды и излучать только любовь ко всему сущему.

А еще в этот день поминали усопших предков: готовили поминальные блюда – блины и яичницу.

Чего нельзя делать на Вознесение

Духовенство дает советы, как праздновать Вознесение Господне. Лучше всего посвятить это время тихой молитве и упоминанию о жертве Христа ради людей. В этот день украинцы традиционно посещали церковь, ставили свечи за умерших родственников и просили прощения за нанесенную обиду соседям и родным.

28 мая 2020 православный праздник Вознесение, что за праздник, традиции, особенности, запреты

Вечером семьи садились за скромный ужин без избытка жирной и калорийной пищи, чтобы таким образом отдать дань Спасителю. Одну тарелку оставляли пустой. По поверьям, в ночь на пятницу духи родственников спускались на землю грешников и наслаждались их едой. Впрочем, в этот день также важно остерегаться злых теней.

Когда-то наши предки ради этого даже придумывали различные ловушки из соли и чеснока. Позже церковь это запретила делать, поскольку признала его языческие корни.

Праздник Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа переходящий, отмечается он в 40-й день после Пасхи. В этот день Православная Церковь вспоминает евангельское событие, произошедшее на горе Елеонской.

Сорок дней после Своего Воскресения являлся Иисус Христос ученикам, разделяя с ними трапезу, разрешал осязать Свое тело, «дабы посредством созерцания и осязания внедрилась в их души непоколебимая вера». Учил их, как им действовать в деле распространения веры Его на земле. На сороковой день Спаситель собрал своих учеников и вывел их из Иерусалима в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Когда они поднимались на гору, Христос объяснил им истинный смысл события, которое должно совершиться. Он сказал: «Не отлучайтесь из Иерусалима, доколе не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после этого будете крещены Духом Святым… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли… Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками… Возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Благословив их, Он стал отдаляться от них и на глазах их (то есть апостолов), и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и услышали они голос небесных вестников: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет (на землю) таким же образом (во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

Вознесшись на небо, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом и пренебесном таинстве Евхаристии – Божественных Тела и Крови Его, которых приобщаются верные.

Вознесение Иисуса Христа открывает для всех верующих в Него путь Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Святитель Филарет Московский говорит: «Если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше, туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши».

Москва, 31.01.2023, 19:16:21, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

В 2020 году 28 мая православные празднуют переходящий церковный праздник Вознесение Господне. В народе считают, что с этого дня лето вступает в свои права.

  • Народные приметы и поверья на Вознесение
  • Что запрещено делать 28 мая
  • Заговоры и гадания на Вознесение Господне

Несмотря на то, что праздник абсолютно христианский, в нем, как и в некоторых других, переплелись языческие традиции и поверья наших славянских предков, пришедшие со времен поклонения Яриле-Солнцу.

Народные приметы и поверья на Вознесение

Считалось, что просьбы, обращенные к Богу в этот праздник, будут услышанными. Нельзя было просить материальных ценностей. Исключение составляли мольбы о деньгах на лечение тяжелобольного человека.

В народе праздник Вознесение господне традиционно связывают с урожаем и ростом, считалось что с этого дня начинается расцвет весны и переход к лету. В древние времена наши предки верили, что если в этот день курица снесла яйцо, его нужно подвесить под кровлей жилья, и оно будет защищать обитателей дома от бед и несчастий.

Приметы и поверья на 28 мая

  • Если на Вознесение стоит хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила (21 ноября). Дождливый день предвещал болезни и неурожай. Примета была особенно  важна для домашнего скота.
  • Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купалы (7 июля).
  • Если в этот день пойдет дождь, то нужно  встать под него, чтобы коса росла длинной и густой.
  • Дети, рожденные в этот день, считались счастливчиками – им всю жизнь будет сопутствовать удача и радость.
  • Чтобы в доме деньги водились, на Вознесение их «сажали» под деревом – это могут быть и мелкие монетки и бумажные купюры – результат будет в любом случае положительный.
  • Если в этот день будет дождь – значит и на Троицу его следует ждать. Если же сухо, то и шесть недель не стоит ждать дождика.
  • Плохая примета, если в этот день ворона под окном будет каркать – к плохим вестям, если же голубь воркует – к любовному свиданию.
  • Если супруги никак не могли зачать ребенка, то на Вознесение Господне им нужно было отстоять службу утреннюю, выйти из храма, ни с кем не разговаривая, пока домой не придут.

В сорок дней между Пасхой и Вознесением особенно почитали нищих и больных людей. Запрещалось бросать мусор и плевать на улицу, потому что «можно попасть во Христа, который  приходит в дома под видом нищих».

Считалось, что в  этот день нельзя горевать, работать, ссориться или думать о дурном. Также нежелательно было отказать в помощи нуждающимся. Не следует в этот день никому давать взаймы – есть большой риск, что обратно вам денег не отдадут. Если очень просят в долг, то попросите прийти за деньгами на следующий день.

После этого дня православным больше не приветствовали друг друга фразой «Христос Воскрес».

Заговоры и гадания на Вознесение Господне

Вознесение Господне — это особый день, когда можно воплотить свое желание в реальность, привлечь богатство в жизнь и узнать будущее. Специальные ритуалы и заговоры помогут в этом.

Сегодня можно было загадать заветное желание, написать на бумажке. Оно обязательно исполнится, если бумагу положить в собственноручно испеченный хлеб и отнести его в храм.

В день праздника можно просить все, что угодно, если человек действительно в этом нуждается и помогут заговоры на Вознесение Господне. Например, если семья испытывает серьезные денежные трудности, средств не хватает на лечение, полноценное пропитание и т.д., есть заговор, который поможет решить проблемы.

  • Необходимо перед сном обратиться к Всевышнему и произнести слова: «Иисус, будь милостив и помоги, мою просьбу отцу принеси. Он тебя услышит и про меня вспомнит. Подарит благословение и будет доброе рождение. Аминь». После таких слов, просьба будет услышана, если они были искренними.
  • Для достатка можно использовать и еще одни заговоры на вознесение. Они подходят в тот момент, когда человек слышит треск сороки. В этот момент произносится: «Между лесом и полем, сорока летала, богатства и счастье собирала, не в свой дом несла, а в мой. Доверху амбар с зерном, полны сараи богатства. Да будет так».
  • Еще один заговор помогает получить достижения в работе. Потребуется испечь хлебную лесенку. В момент вымешивания теста произносится такой заговор: «Тесто крепчает и лепится, а ты, Господь, подари благословение и счастье. Буду ждать твоего покровительства и дарю свое покорительство. Подари мне светлую судьбу. Аминь». После того, как лесенка испеклась, ее нужно съесть, после чего все дела должны существенно улучшиться. Такие обряды и обращения к Богу всегда приносят положительные результаты. Когда прихожанин искренне верит и просит, то ему воздастся.

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

28 мая, на сороковой день после Пасхи,  православные христиане отметят Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов.

Вознесение Господне — важный день для всех верующих. Иисус Христос после своего воскрешения из мертвых больше месяца пребывал на земле,  а по истечении этого срока Спаситель собрал апостолов на горе Елеон, благословил их и во плоти вознёсся на небо. 

Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. По старинной примете, в канун Вознесения особенно звонко поют соловьи.

В деревнях в этот день пекли пироги с зеленым луком и  хлебные «лесенки» с семью перекладинками. Их бросали вниз с колокольни и гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему.

Чего нельзя и что можно делать

Вознесение Господне — один из 12 главных православных праздников, которые на церковнославянском называются «двунадесятыми». Поэтому в этот день нельзя совершать какую-либо работу, за исключением повседневных бытовых дел.

Православные посвящают это время Богу: идут в храмы на службы. Причем сначала на всенощное бдение, которое совершается накануне вечером, а потом на литургию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 28 июля это какой праздник
  • 28 июля праздники именинники гороскопы
  • 28 июля праздник день крещения руси
  • 28 июля какой славянский праздник
  • 28 июля день крещения руси история праздника кратко