31 октября православный праздник родительская суббота

Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть

Содержание статьи

  • Родительские субботы в 2023 году
    • Родительские субботы в 2023 году выпадают на следующие даты:
    • Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
    • Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2023 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2023 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

  • Родительские субботы в 2023 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 18 февраля 2023 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 11 марта 2023 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 18 марта 2023 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 25 марта 2023 года.
    • Радоница — 25 апреля 2023 года.
    • Поминовение усопших воинов — 9 мая 2023 года.
    • Троицкая родительская суббота в 2023 году — 3 июня 2023 года.
    • Димитриевская родительская суббота — 4 ноября 2023 года.
    • Михайловская родительская суббота — 18 ноября 2023 года.

Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Родительские субботы

Фото: tatmitropolia.ru

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.

Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.

И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).

Родительские субботы в 2023 году

Фото: spbda.ru

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».


Вы прочитали статью Родительские субботы в 2023 году | Поминальные дни. Читайте также:

  • Радоница: о тайне, требующей уважения
  • Радоница: слово после панихиды

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Совсем недавно людям стало известно, когда в этом году состоится памятная дата – Димитриевская Родительская суббота. Свое начало данная традиция берет еще со времен войны, когда погибшим солдатам устраивали поминовения. Дмитрий Донской был первым из тех, что привнесли такой ритуал.

На какое число выпадает Димитриевская Родительская суббота

Известно, что у христиан эта дата из года в год постоянно меняется. Как правило, отмечают ее лишь перед Днем иконы Божьей матери, которая празднуется в выходные. В этом году Родительская суббота выпадает на 31 октября.

Абсолютно каждый год российские церкви выделяют на эту дату сразу несколько дней. В связи с этим, они именуются Родительскими субботами. В такие дни христиане вспоминают своих родственников и просто близких людей. Почему же эти даты называют именно родительскими?

С давних времен у людей повелось так, что с родителями прощались по-особенному, так как поминать их было тяжелее всего.

Священники советуют, что в эту дату лучше всего посетить их храм, дабы зачитать молитву об усопшем. Это поможет ему отправиться в Царство небесное. Многие из священнослужителей не поддерживают ритуал, который заключается в оставлении продуктов на могилах умерших.

Димитриевская Родительская суббота выпадает на 31 октября 2020, перед празднованием Дня Казанской иконы Божьей матери в России

Это приравнивают к языческим обычаям. Даже если верующий человек и посетил могилу своего родственника, не рекомендуется устраивать на нем пиршества. Лучшей традицией считается зачитывание молитвы за упокой.

В такие даты священники в храмах проводят особые церемонии. Так, родственники погибших передают священникам небольшие записки, на которых изображены имена упокоившихся, дабы те упомянули их во время своей службы.

Иные Родительские субботы

Кроме Димитриевской Родительской субботы, в православном календаре имеются еще 6 дат поминовения. Одной из первых в новом году является Мясопустная. В 2020 это празднество произошло 22 февраля. Как правило, оно отмечается прямо перед пасхой.

Помимо этого, христиане отмечают еще три таких субботы. В 2020 году они выпали на 14, 21 и 28 марта. Однако наиболее важной из таких суббот считается Радоница. У православных принято, чтобы в этот день живые навестили умерших и поздравили их с Воскресением.

В нашей стране еще одним таким днем считают 9 мая. Во всех российских храмах в это время проходит литургия за упокой погибших православных верующих во времена Второй Мировой.

Еще одна дата намечается прямо перед Троицей. В этом году она прошла 6 июня. Некоторые ее именуют «Вселенской», так как в этот день верующие вспоминают всех своих умерших родственников.

Откуда появилась Димитриевская Родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота выпадает на 31 октября 2020, перед празднованием Дня Казанской иконы Божьей матери в России

Такая знаменательная дата отмечается не только в России, но и в Сербии с Болгарией. Празднование проводится в честь великомученика Димитрия Солунского.

В России считается, что впервые этот день явился после ужасного сражения на Куликовом поле. Установил этот праздник сам Дмитрий Донской, после чего было принято вспоминать всех погибших верующих воинов.

На уровне всего государство данное празднество было учреждено только в 1903 году. Тем, кто подписал тогда указ, стал Николай II.

Еще с давних пор такую субботу нарекали Дедовой субботой. С 20 века она отмечалась во всех уголках страны – верующие христиане подносили дары священникам и проводили панихиды на кладбищах. Помимо этого, в традицию входили праздничные ужины.

Для этой цели все женщины пекли пироги и варили пиво. Во многих областях рекомендовалось в этот день поститься, поэтому никаких животных продуктов граждане не употребляли. Среди еды были лишь блины, кисель, лепешки и пр.

Именно так: празднуют. Любая Родительская суббота, будь она осенью, зимой, весной или летом — это праздник всех, кто перешёл в мир иной. Ведь как хорошо, если здесь — на земле у почившего есть тот, кто за него молится…

  1. Покровская родительская – 7 октября (всегда перед праздником Покрова, до 14 октября).
  2. Димитриевская28 октября (перед Днем памяти вмч. Дмитрия Солунского – 8 ноября, но если ближайшая суббота приходится на 4 ноября, то переносят на неделю назад, как и случилось в 2023).
  3. Михайловская – 18 ноября (субботний день перед Собором Архангела Михаила и Небесных сил -21 ноября)

Откуда взялись

Из трех перечисленных поминальных дней осени большинство православных знают лишь о Дмитриевской родительской субботе. Но и о ней в отличии от Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, Типикон умалчивает, поскольку традиция этого воинского дня поминовения — русское благочестивое установление.

Дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота

Ещё о двух из трёх родительских суббот осени знают не везде и далеко не все. И даты эти не всегда можно найти в Церковном Календаре – ищи не ищи. Но они есть.

Перед Покровом в октябре

Октябрьский субботний день поминовения усопших перед Покровом хорошо известен верующим жителям:

  • Татарстана;
  • Удмуртии;
  • Урала;
  • Кировской области

Покровской родительской субботы нет в церковном календаре потому, что указ Патриарха Иова, которым этот день установлен, касался только одной епархии – Казанской. Позже традицию переняли близлежащие регионы.

Но на практике служить панихиды стали ДО праздника, по аналогии с другой воинской субботой – Дмитриевской. А поминать стали и воинов, и всех усопших сродников, и «безродных умерших», похороненных «на убогих домах».

В ноябре или октябре — Димитриевская

За Покровской родительской следует Димитриевская. Хотя в церковном Уставе этот день поминовения усопших не значится, но в православном календаре такая дата выделена, а верующие знают и помнят о ней.

Дай Бог, чтобы мы прожили так, чтобы было кому за нас помолиться…Чтобы наши потомки пришли в этот субботний день в храме, вспомнили и вознесли молитвы.

Третья  родительская суббота осени

Все верующие знают, что 21 ноября – Михайлов день, но мало кому известна поминальная суббота накануне  праздника. Через две недели после Димитриевской родительской субботы следует – Михайловская.

Почему так, откуда взялась ещё одна суббота для сугубых молитв за покойных?

Повсеместно в России Михайловская родительская суббота не отмечается, но есть отдельные регионы, а также православные страны, где существует такой день поминовения, хотя не прописанный Уставом. В преддверии Собора святаго Архистратига Божиего Михаила на канонической территории Русской Церкви Михайловскую субботу служат на приходах Белоруссии, а также некоторых епархий юга России.

Михайловская родительская суббота осенью

Михайловская родительская суббота в соборе св Николая Чудотворца в г Черкесск

Например, усердную молитву об усопших сродниках в преддверии Рождественского поста в субботу перед Собором Архангела Михаила совершают на православных приходах Карачаево-Черкесской республики.

Из других славянских стран традицию таких суббот имеет Болгария.

Итак, получается, что последняя родительская суббота в году — в ноябре. Но не Дмитриевская, а Михайловская.

 Со святыми упокой…

«Что-то слишком много этих родительских, недавно только была и опять… в другой раз схожу помолюсь»…

Больно слышать такие слова от непросвещенных людей. Молитва друг за друга и при земной жизни — великая сила, а после перехода в мир иной — крайне важна.

Зачем молиться каждый день

Зачем молиться друг за друга

Если бы мы понимали, что будет значить для каждого из нас особый день поминовения усопших (родительская суббота) — мы ни при каких условиях не упустили бы ни одной возможности молиться о тех, кто уже ушёл «дорогой всея земли».

Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них. Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а 7 раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад.

Кроме того, молитвенной памятью и добрым отношением к почившим родственникам мы подаем пример подрастающему поколению. А значит есть надежда что, когда наше земное время истечёт, то не будем забыты, а по-христиански помянуты потомками.

Как помянуть покойников правильно

 Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. На Покровскую и Михайловскую после вечернего богослужения совершается заупокойная лития с поминовением усопших.

А на Димитриевскую вечернее богослужение совершается с особым чинопоследованием об усопших, которая и носит название парастас.

Церковное поминовение

Для церковного поминовения усопших пишут отдельные списки имен на:

  • литургию;
  • панихиду;
  • парастас (если служат)

В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества. Например:

  •  митрополита Николая;
  • схиигумена Саввы;
  • архимандрита Василида; иерея Сергия;
  • протоиерея Бориса;
  • диакона Николая;
  • игумении Олимпиады;
  • монахини Варвары;
  •  монаха Дорофея (убиенного)

Все имена должны быть даны в церковном написании. Например:

  • Дионисия, а не Дениса;
  • Димитрия, а не Дмитрия;
  • Татианы

И полностью. Так, Александра, Наталии, а не Саши, Наташи.

Самому тоже следует молиться об усопших.

Свечи

Свечи «за упокой» (об упокоении душ умерших) ставят не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча — наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

Канун столик для свечей в храме

Канун — небольшой прямоугольный столик с ячейками для свечей, которые ставят с молитвами о упокоении душ умерших христиан. Это место можно найти по большому Распятию. Перед кануном служатся литии, панихиды и прочие заупокойные богослужения, в родительские дни он выносится на середину храма

Продукты

Есть еще один добрый обычай Церкви: в память об усопших верующие приносят в храм угощение. Как правило, на канун кладут:

  • хлеб;
  • крупы;
  • макароны;
  • яйца;
  • масло;
  • выпечку (не мясную, а в пост – строго постную);
  • сладости;
  • фрукты;
  • овощи;
  • овощные и рыбные консервы

Можно пожертвовать хорошего качества муку для изготовления просфор…

Родительская суббота: Зачем несут продукты в церковь?

Зачем несут продукты в церковь?

Все продукты передаются в трапезную, где после каждого обеда священнослужитель возглашает «Вечную память» усопшим родственникам дарителей, коих имена Господь знает сам. Все вкушающие пищу тоже молятся об усопших. Оставшиеся продукты раздаются труждающимся в храме, передаются тем, кто нуждается. Сие есть разновидность милостыни ради изменения загробной участи души усопшего.

Как ещё можно помочь душе усопшего? Самый действенный способ — заняться воспитанием собственной бессмертной души. Через церковное Таинство Причастие мы становимся причастными Господу… Подробнее в статье: Первое Причастие: как подготовиться и приобщиться Святых Христовых Таин — 12 шагов

 Молитвы

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.

Молиться можно (да и нужно) каждый день дома, но еще лучше в доме Божьем – в храме.

Песнопения Панихиды

Рекомендуем вникнуть в смысл основных песнопений панихиды.

«В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец».

«В месте упокоения Твоего, Господи, где все святые Твои находят упокой, упокой и души рабов Твоих; ибо Ты – Единый Человеколюбец».

Тропарь, глас 4

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека. Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуия.

«Сам Ты, сотворивший и создавший человека, один безсмертен. Мы же, смертные, из земли созданы и пойдем в ту же землю, как Ты, создавший меня, повелел, сказав мне: «ты – земля, и в землю возвратишься!», куда мы все, люди, пойдем с песнею: «аллилуиа» как с надгробным плачем».

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Домашнее поминовение


Если нет возможности в эти дни посетить храм, можно попросить Бога об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва об усопших:

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Помянник

Так выглядит Помянник. В твердой обложке  его удобно принести с собой в храм

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Горячие пироги и супы

Многие в этот день пекут пироги, стараясь повкуснее угостить домочадцев и пригласить родственников к обеду. Дело хорошее, особенно если перед трапезой прочитать 17-ю кафизму из Псалтири…  Лишь бы хлопоты не помешали посетить церковные службы.

В наше время можно подумать о другой благотворительности. Так одна современная молодая христианка, работающая в АТП, зная, что водители с рейса возвращаются голодными, заранее готовила снедь, а к приезду разогревала.

-Кормите голодных, говорил Господь…не обязательно же нищих, — вздыхала она том, что неимущие по близости не часто проходили. — Так оно и лучше, что мало тех, кто не может купить еду, а вот тех, которые проголодались потому, что им некогда было поесть, я покормлю. 

На кладбище

Если есть возможность, православные посещают кладбище. Но это не обязательно. И уж совсем не стоит мчаться туда ради оставления еды и напитков на могиле усопшего. Прибрать вокруг могилки, воздохнуть, посидев в тишине –  дело хорошее. А вот поминать стопкой водки …

Как говаривала своим родственникам одна «советская», но помнящая о своем смертном дне, старушка:

  • Только водкой меня не вздумайте заливать, как схороните!

Это глядя на массовые пьяные тризны на городских кладбищах в родительский день.

Покровская Родительская суббота: Что нельзя делать православным на Родительскую

Что нельзя делать православным на Родительскую? Категорически запрещено поминать усопших алкоголем!

  • Читайте также: 4 ноября — Осенняя Казанская: предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, Россия будет спасена

Автор статьи рекомендует:

Две книги — «Имя России» и «Время России». Автор — Борис Корчевников.

Таких уроков истории у меня еще не было. При чтении часто приходила мысль «почему нам не рассказывали это в школе?»

Если только подумать… как так, что мы родились именно в этой стране, среди этого народа и именно в это время? Бог удостоил нас чести служить России. И ее нужно любить и оберегать со всеми ее богатствами: народом, верой… и изъянами.

Две в октябре и одна в ноябре: не все знают, но осенью празднуют три родительские субботы

На Яндекс.Маркете можно купить православную литературу  со скидкой  500 рублей при покупке на сумму от 2000 руб. Вставьте промокод KNIGAS-AF при оформлении заказа, перейдите, пожалуйста, по ссылке Мой первый заказ книг на Яндекс.Маркете

Проповедь о пользе молитвы для усопших

Отрывок из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова):

  • Другие статьи этого автора:
  • Как Сашик друзей искал — реальная история живой веры
  • Судьба иконы Владимирской Богоматери: подборка исторических фактов
  •  Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеров уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.).
В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. — днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается Божественная литургия.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в поминовении близких и Церкви, ибо не может сама творить добрых дел. См. Поминовение усопших.

* * *

Священник Михаил Желтов:

Дмитриевская родительская суббота — суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского.

В наше время широко распространена версия о том, что Дмитриевская родительская суббота была установлена благоверным князем Дмитрием Донским для поминовения воинов, павших в Куликовской битве. Однако эта версия впервые фиксируется только в 19 веке, а в более ранних источниках нет никаких свидетельств о связи между поминовением павших в Куликовской битве воинов (при том, что среди рукописей Троице-Сергиевой лавры сохранился даже отдельный синодик с частью их имен) и Дмитриевской субботой. 

Более того, этой версии прямо противоречит наличие точно такой же поминальной субботы у народов, для которых Куликовская битва не являлась частью их национальной истории: болгар, сербов, потомков жителей Великого княжества Литовского. Так, у сербов эта суббота называется Митровске задушнице (то есть как и у нас), но у болгар — Архангелова задушница (то есть по имени архистратига Михаила, а не вмч. Димитрия), а в Белоруссии — Восеньскiя дзяды («Осенние деды»; кстати, и в русском фольклоре неделя, на которой совершается Дмитриевская суббота, известна как Дедова неделя).

Таким образом, причину установления Дмитриевской субботы нужно искать в чём-то ещё. Этого поминального дня не было у народов южной Европы — в частности, у византийцев (отчего Дмитриевская суббота, как и Радоница, отсутствует в нашем богослужебном уставе, происходящем из Византии). Однако у других народов Европы в древности существовали осенний и весенний праздники в честь умерших предков. Судя по всему, осенняя «Дедова/Архангелова/Дмитриевская» суббота — как и Радоница весной — является результатом христианизации этого древнего обычая. Вместо жертвоприношений умершим, сопряжённых также с ритуалами для защиты от их возможного неудовольствия, Церковь установила в эти дни совершать сугубую молитву об их душах, побеждая языческий страх перед ними любовью и заботой о них.

В старину на Дмитриевскую субботу, помимо служб, устраивали большое угощение: в монастырях — для всех монахов и послушников, чтобы они в благодарность усиленно помолились об усопших; в миру — для голодающих и нуждающихся. Указом царя Иоанна Грозного в Дмитриевскую субботу было установлено совершение великой — то есть полной (с 17-й кафизмой и каноном без сокращений) — панихиды. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 31 октября какой праздник во франции
  • 31 октября какой католический праздник
  • 31 октября 2015 года праздник еврейский
  • 31 мая праздник отказ от курения
  • 31 мая праздник мчс